![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 5 страница
Исторический опыт показывает, что повышения действенности ООН, усиления ее роли в укреплении международного мира и решении других политических вопросов современности можно и следует искать лишь на путях строгого и неуклонного выполнения положений Устава, полного использования заложенных в нем больших потенциальных возможностей и резервов. Только следуя нормам испытанного временем Устава, Генеральный секретарь может внести реальный вклад в дело повышения эффективности Организации Объединенных Наций и снискать себе заслуженный международный авторитет. Советский Союз и другие социалистические страны всегда решительно выступали против попыток западных государств под видом заботы об укреплении эффективности ООН вложить в Устав такое содержание, которое оправдывало бы наделение Генерального секретаря не присущими ему полномочиями. Как отмечалось в заявлении Советского Союза от 6 июня 1972 г., «в Уставе четко и недвусмысленно определены функции и компетенция Генерального секретаря как главного административного должностного лица ООН. В силу этого Генеральный секретарь не полномочен заниматься вопросами, которые входят целиком в компетенцию самого Совета Безопасности и касаются порядка его работы. Поэтому Советский Союз возражал и возражает против того, чтобы на Генерального секретаря, вопреки положениям Устава, возлагались задачи и функции в отношении вопроса о повышении эффективности Совета Безопасности»73. В последнее время сложились объективные условия для возрастания роли Организации Объединенных Наций в достижении баланса многообразных интересов всех государств, больших и малых, составляющих мировое сообщество, без чего не может быть стабильности в международных отношениях. В силу возложенных на него Уставом ООН полномочий Генеральный секретарь призван внести заметный вклад в решение сложных задач, стоящих перед ООН, и прежде всего в построение на основе верховенства права справедливого и демократического правопорядка в мире, на что нацелена и принятая на саммите 8 сентября 2000 г. Декларация тысячелетия ООН. Россия считает, что всеобъемлющая система международного мира и безопасности может быть утверждена на основе резкого повышения роли и ответственности Организации и всех ее главных органов - Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Секретариата и Генерального секретаря. Разумеется, здесь существует и обратная связь. По мере того как будет утверждаться на практике система коллективной безопасности и обеспечиваться ее дееспособность на основе строгого соблюдения Устава, дополнительных односторонних обязательств государств, а также мер доверия и международного сотрудничества во всех сферах: военно-политической, экономической, экологической, гуманитарной и др., все заметнее будут возрастать эффективность и авторитет главных органов ООН - Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, Секретариата и Генерального секретаря. При этом, как показывает практика, международный престиж и роль Генерального секретаря ООН находятся в прямой зависимости от того, насколько строго и неукоснительно он руководствуется в своей деятельности положениями Устава, насколько полно и последовательно он выполняет решения главных органов ООН, и прежде всего Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, насколько во главу угла своей деятельности он ставит благородные цели и принципы Устава. Россия оказывает неизменную поддержку всем миссиям и начинаниям Генерального секретаря ООН, предпринимаемым им в соответствии с высокими целями и принципами Устава, его миротворческим усилиям, направленным на мирное улаживание международных споров и разблокирование кризисных ситуаций и конфликтов. Россия исходит из того, что на этот высокий пост мировое сообщество выбирает авторитетного деятеля, пользующегося всеобщим доверием, и что, поскольку Генеральный секретарь выступает как представитель каждого члена организации, все государства должны оказывать ему максимальную поддержку, помогать в выполнении его ответственной миссии. Мировое сообщество должно поощрять Генерального секретаря ООН в его миссиях добрых услуг, посредничества или примирения. Предпринимаемые в последнее время миротворческие усилия Генерального секретаря ООН по мирному урегулированию конфликтных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке, на юге Африки, на Кипре и в других районах мира встречают активную поддержку мирового сообщества, в том числе и России, и снискали Генеральному секретарю ООН заслуженный авторитет и международное признание. Как справедливо отмечается в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., «сильный Генеральный секретарь во главе более профессионального и лучше организованного Секретариата является существенно важным компонентом любой эффективной системы коллективной безопасности в XXI в.».
|