Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральные внутригосударственные средства урегулирования внутренних конфликтов
Говоря о традиционных способах мирного урегулирования споров и конфликтов, нельзя не отметить федеральные внутригосударственные средства. На протяжении веков государства, особенно федеративные, разработали целый ряд весьма эффективных внутренних инструментов улаживания споров и конфликтов, связанных с межнациональными, межрелигиозными, территориальными и иными противоречиями. Не учитывать это важное обстоятельство было бы неразумно и непростительно, особенно в свете все увеличивающегося числа внутренних конфликтов в разных государствах и на разных континентах. Больше того, там, где имеющийся богатый опыт решения межнациональных конфликтов не использовался в силу некоторых причин, в том числе из-за пагубного воздействия внешних сил, это нередко приводило к катастрофическим последствиям, как, например, в бывшей Югославии и на территории бывшего Советского Союза. Опыт почти 50-летнего существования Югославии и более чем 70-летней истории Советского Союза наглядно демонстрирует, что в рамках этих федеративных государств худо-бедно, но все возникавшие между этническими и религиозными группами споры и противоречия разрешались вполне удовлетворительно и не влекли за собой, как это имеет место в настоящее время, кровавых междоусобиц и разрушительных конфликтов. Жизнь показала, что федеративные государства создают идеальные условия для улаживания межнациональных споров и конфликтов и для процветания этнических и религиозных групп. Имеется позитивный опыт решения разного рода межнациональных, лингвистических и иных споров методами федерализма и интеграции и в последнее время. Наиболее ярким примером ненасильственного, безболезенного и правового решения таких проблем может служить превращение Королевства Бельгии из унитарного в федеративное государство. А ведь там развитие событий вполне могло бы пойти по югославскому или советскому сценарию, и недостатка в «горячих головах» и посредниках отнюдь не было бы. Однако бельгийские государственные и политические деятели, парламент и покойный король Бельгии Бодуэн проявили мудрость и ответственность и, по существу, чисто правовыми средствами предотвратили раскол общества и государства на враждующие и уничтожающие друг друга группировки. Они использовали такой тонкий и действенный инструмент преодоления долгое время тлевших противоречий и споров между двумя основными национальными общинами фламандцев и валлонов, как метод законодательного конституционного устранения основных источников разногласий между общинами, постепенного сглаживания и ослабления сепаратистских настроений и создания благоприятных предпосылок для конструктивного взаимодействия двух общин в рамках единого федеративного государства. Как отмечала пресса, бельгийская модель урегулирования внутреннего конфликта складывалась не в одночасье, а по этапам. Сначала были законодательно признаны равноправные языковые общины. Затем страну разделили на регионы, и кроме того, статус региона получил Брюссель с его смешанным населением. Постепенно центральное правительство передало регионам, общинам и их правящим органам свои полномочия в широких областях экономики, культуры, образования, здравоохранения. Они стали распоряжаться одной третью национального бюджета. Все это позволило значительно улучшить и оздоровить отношения между двумя общинами. Последним этапом национально-государственного строительства и совершенствования межнациональных отношений стал пересмотр конституции в целях создания федеральной структуры парламента, окончательного распределения прерогатив центрального правительства и местных властей. В результате использования метода законодательного конституционного урегулирования межэтнических конфликтов достигается главное - исключаются огромные людские и материальные потери, приостанавливается раскол общества, предотвращается распад государства. В результате выигрывают все - и этнические группы, и соответствующее государство, и мировое сообщество в целом. Борьба между двумя основными тенденциями на мировой арене, а именно между линией на федерализацию, регионализацию и интеграцию и противостоящей ей линией на раскол общества и дробление государств, становится характерной чертой мирового развития после окончания «холодной войны». Уже имеющийся опыт показывает, что только линия на объединение и интеграцию в самых разных формах способна вывести мир на широкую дорогу сотрудничества, стабильности, безопасности и процветания. Сейчас уже многими признается, что самой большой ошибкой Евросоюза в югославских делах был отказ от защиты единства и сохранения государственности Югославии и преждевременное признание новых образований со спорными границами. При этом странами Евросоюза не учитывалось следующее важное обстоятельство: в Югославии во многих местах этнические группы настолько переплелись, что провести между ними точные границы просто невозможно. Любая такая попытка лишь вызывает к жизни еще одну проблему национального меньшинства, например сербского меньшинства в Хорватии взамен хорватского в Югославии, где преобладали сербы. Особенно зловещую и разрушительную роль попытка перекройки границ сыграла в Боснии и Герцеговине. Как известно, план Вэнса-Оуэна предусматривал не федерацию десяти провинций и не унитарное государство, а децентрализованную республику, по выражению С. Вэнса, одного из авторов плана, «децентрализованное образование», в котором провинции были бы наделены широкими полномочиями в таких областях, как экономика, образование, здравоохранение, поддержание правопорядка, а в ведении центральных государственных органов оставались бы лишь функции обороны, внешней политики и некоторые другие. Попытка насильственной реализации этого плана привела к ожесточенным трениям и междоусобицам и, в конечном счете, к зверским войнам между людьми, которые когда-то на протяжении полувека жили в мире и согласии. Все это говорит о том, что попытки децентрализации государств, размежевания населения по этническому, религиозному или иному признаку способны лишь дестабилизировать обстановку в государстве, ввергнуть в хаос и неразбериху огромные массы людей и поставить суверенные государства на грань исчезновения с политической карты планеты. И самое главное то, что дезинтеграция государства -это прямой путь к гражданской войне, гибели людей и материальным разрушениям, когда говорить о демократизации общества, о соблюдении основных прав и свобод человека, об уважении прав национальных и религиозных меньшинств просто не приходится. Нельзя не видеть и обратной связи: конфликты на национальной, религиозной или иной основе подрывают государственность, ведут к фрагментации суверенных государств, влекут за собой тяжелейшие нарушения прав человека и, вообще, пагубно воздействуют на промышленную, сельскохозяйственную, гуманитарную и иные сферы. При этом такие конфликты имеют склонность к самовозгоранию и широкому распространению внутри федеративных государств, особенно в условиях, когда механизмы профилактики и сдерживания перестают работать или когда внешние силы намеренно их разжигают и не дают самим суверенным государствам возможности локализовать и уладить их мирным конституционным правовым путем. Ни одно государство мира фактически не застраховано от такого развития событий, когда многочисленные конфликты на его территории могут повергнуть в прах его государственные и общественные основы, всю инфраструктуру, свести на нет элементарные материальные условия существования проживающего на его территории населения. Особую угрозу конфликты представляют для крупных федеративных государств (Россия, Индия, США, Китай, Бразилия и др.). Так, на территории бывшего СССР, по данным ученых, в настоящее время имеется 164 потенциальных очага конфликтов на межнациональной почве, многие из которых находятся в «активной стадии» (Таджикистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др). В еще более сложной ситуации может оказаться Индия, где, по подсчетам индийских ученых, в настоящее время зарегистрировано 4635 общин, т.е. обособленных в этническом, социальном, религиозном, хозяйственном, территориальном отношении групп населения. Ретортой с гремучей смесью являются и США, на территории которых перемешались самые разные нации и народности. Некоторые полагают, что из такого «этнического котла» выйдет в конце концов какая-то однородная смесь. Однако эти надежды вряд ли осуществятся. О том, насколько взрывоопасной может оказаться подобная смесь и к каким трагическим результатам способны привести межнациональная рознь и взрывы ненависти друг к другу, наглядно свидетельствуют межрасовые столкновения летом 1993 г. в Лос-Анджелесе, повлекшие за собой огромные людские и материальные потери. Возможность возникновения такого рода расовых волнений и бунтов, несомненно, будет увеличиваться по мере ухудшения экономического положения США и нарастания кризисных явлений в этой стране. И только активное использование федеральных конституционных средств позволило погасить эту межэтническую вспышку и массовые волнения. Исторический опыт показывает, что наиболее оптимальным действенным средством предупреждения и исключения конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве является путь федерализации, регионализации и интеграции. Объясняется это рядом обстоятельств. Прежде всего, стороны в потенциальном или уже возникшем конфликте не остаются изолированными в федеральном государстве, брошенными, что называется, на произвол судьбы и не оказываются предоставленными самим себе, когда для сторон не остается, как правило, иного выхода, как браться за оружие прибегать к насилию для разрешения своих разногласий и споров. Государства или объединения государств имеют обычно солидный арсенал правовых средств и методов предотвращения и улаживания конфликтов. Это меры и экономического, и политического, и правового, и иного плана, которые в совокупности дают положительный результат, позволяют решить тот или иной конфликт цивилизованными средствами, а не применением силовых методов. Достижение мирного урегулирования конфликтов в рамках государства или объединения государств облегчается еще и тем, что у государств гораздо больше возможностей и средств быстро уладить возникшие мелкие инциденты между национальными общинами или религиозными группами (спор из-за участков территории, убийство членов общины, иногда просто пьяная драка и т.д.) и тем самым подавить в зародыше конфликт, который в противном случае мог бы вылиться в серьезное неуправляемое военное столкновение. Федеральными средствами легче поддаются решению и разного рода волнения, бунты, вспышки насилия, связанные с ухудшением экономического положения отдельных этнических групп, социальной напряженностью, дискриминацией основных прав и свобод человека и национальных меньшинств, ибо у государства всегда имеются резервные возможности мирным путем прийти к удовлетворяющему притязания той или иной этнической группы решению и не дать им перерасти в военное противостояние. Преимущество решения конфликтов федеральными государственными средствами состоит еще и в том, что государство, как правило, предоставляет широкую систему конституционной, судебной, политической и иной защиты своих граждан. На основе этой системы любые нарушения или ущемления прав и интересов национальных меньшинств и религиозных групп быстро устраняются в соответствии с внутренним правом и общепризнанными стандартами и нормами международного права и справедливости. Кроме того, решение всех этих межнациональных и межконфессиональных споров осуществляется главным образом правовым путем (административным, судебным, арбитражным и иным порядком), а это делает такое урегулирование наиболее прочным и долговременным, тогда как насильственный, вооруженный путь нередко ведет к разжиганию конфликта и увековечиванию споров и разногласий, сея тем самым семена будущих раздоров и конфликтов. Важным обстоятельством, говорящим в пользу решения конфликтов федеральными государственными средствами, является то, что федеративное государство в рамках единого правового, экономического, политического и культурного пространства в состоянии гораздо более эффективно справляться с возникающими между отдельными этническими общинами или религиозными группами трениями и разногласиями, нежели сами эти общины и группы, будучи предоставленными себе в условиях распада государства. У государства, несомненно, больше возможностей помочь враждующим группировкам и в экономическом плане, и в плане содействия достижению политических договоренностей и гарантирования их осуществления, а также содействия культурному развитию национальных меньшинств и, наконец, воздействия правовым путем на позиции сторон в споре, в частности посредством организации расследования того или иного инцидента, стычки или спорного вопроса, проведения референдума, введения режима чрезвыйчайного положения в особо острых случаях. Самое очевидное достоинство федеральных государственных средств урегулирования межнациональных конфликтов состоит в том, что с их помощью удается вновь восстановить доверие и сотрудничество всех национальных меньшинств, в том числе и враждующих, защитить права и свободы граждан всех национальностей, исключить или свести к минимуму людские и материальные потери. Только в условиях полного осуществления принципов федерализации, регионализации и интеграции возможно полнокровное и самобытное развитие, мирное соседство и взаимообогащение равноправных этносов и народностей. В случае же распада государства, дезинтеграции социальных и политических структур, эскалации вражды и ненависти нормальная жизнь этносов ставится под угрозу и само их выживание делается проблематичным. Только осуществление реального равноправия национальностей и народностей в рамках федеративного государства способно обеспечить подлинное национально-культурное развитие каждой из них и обезопасить от вспышек межнациональных конфликтов. Возникшие в настоящее время интеграционные тенденции на Западе и на Востоке Европы могут привести к созданию гармоничных, основанных на принципах и нормах международного права и гарантированных от всяких неожиданностей сообществ и содружеств наций и народностей, способных слиться в единый общеконтинентальный интеграционный процесс. И он, в конечном счете, может положить конец любым потенциальным или уже имеющимся межнациональным и межрегиональным распрям и гражданским войнам, которые в противном случае обескровят Европу и приведут народы континента к катастрофе. В условиях возросшей взаимозависимости государств начинает стираться грань между внутренними и международными конфликтами. В этой связи все большее подтверждение находит тезис, что концепция невмешательства в ее традиционном виде не должна служить препятствием вовлечению международного сообщества в урегулирование внутренних конфликтов и кризисов. По мнению большинства членов мирового сообщества, путь к урегулированию новых конфликтов, возникших с прекращением конфронтации между великими державами, лежит через демократизацию общественной жизни, неукоснительное соблюдение прав человека, обеспечение прав национальных меньшинств при уважении исторически сложившихся государственных границ. Стремление к абсолютизации принципа самоопределения в ущерб государственной целостности представляет собой крайне опасный феномен, создающий серьезную угрозу международной стабильности. Особую тревогу мирового сообщества вызывает набирающая силу в некоторых странах тенденция к росту терроризма, агрессивного национализма и сепаратизма, который превращается в глобальную угрозу. Все более крепнет убежденность в том, что этому явлению необходимо давать самый решительный отпор. Министр иностранных дел Венгрии Г. Есенски, выступая на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, подчеркнул, что возврат к концепции «государства-нации» был бы ошибкой, что пытаться достичь этой цели через пересмотр границ и «этнические чистки» было бы преступлением и что стремление создать «этнически чистые» государства ведет к массовым трагедиям и агрессиям. Вопрос о будущем устройстве государства не является прерогативой отдельной политической или этнической группы и должен решаться всем населением, возможно, путем референдума и только после создания в стране демократических условий. Признать обратное -значило бы вольно или невольно потворствовать появлению или разжиганию все новых и новых внутренних конфликтов и тем самым содействовать дестабилизации обстановки в различных регионах и подрыву системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Одно из отличий конфликтов нового поколения от традиционных состоит в том, что первые представляют собой многокомпонентные ситуации, в которых в тугой узел завязаны исторические, идеологические, религиозные, национальные, языковые и иные факторы. Соответственно, предупреждение и улаживание таких конфликтов возможно лишь на основе максимально полного учета этих их особенностей, чего лучше ч скорее всего могут добиться естественно, федеральные и государственные органы. Любое вмешательство третьей стороны в разрешение конфликта рискует оказаться односторонне и политически мотивированным, а нередко и некомпетентным и поверхностным, следовательно, контрпродуктивным, способным лишь затянуть конфликт или, вообще, привести к его эскалации. Об этом наглядно свидетельствуют попытки урегулирования, предпринимавшиеся ЕС и посредниками С. Вэнсом и Д. Оуэном в бывшей Югославии, усилия Минской группы и ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Представляется полезным тщательно изучить имеющийся позитивный опыт решения межэтнических, лингвистических, межрелигиозных споров средствами федерализации, интеграции (например, в Бельгии, ЕС и др.) и подготовить на этой основе международно-правовой документ, четко оговаривающий основные принципы и механизмы мирного разрешения разногласий и распрей такого рода. Одним из важных средств предупреждения и недопущения конфликтов нового поколения является развитие и совершенствование федерализма, регионализма и интеграции, способных вывести зарождающиеся конфликты на путь ненасильственного, мирного правового их разрешения. Опыт ряда стран наглядно демонстрирует, что разработка и принятие законодательными органами государств юридических актов, содействующих защите и обеспечению прав, свобод и интересов национальных, языковых, культурных, религиозных меньшинств, по существу, снимают многочисленные источники вражды, напряженности и конфронтации в обществе. Одним из преимуществ улаживания конфликтов федеральными средствами является и то, что права национальных меньшинств рассматриваются и регулируются не изолированно и обособленно, а в контексте защиты и обеспечения прав человека вообще, что формирует умиротворяющий климат и обстановку объективности, справедливости и универсальности, так необходимые для создания предпосылок и гарантий, исключающих саму возможность конфронтации и разногласий в обществе. Достоинство урегулирования конфликтов средствами федерализма и интеграции состоит также в том, что в ходе такого урегулирования проблем национальных меньшинств, как правило, максимально учитываются их законные права и интересы и устанавливаются определенные правовые барьеры, надежно перекрывающие перерастание требований национальных меньшинств в терроризм, национализм, сепаратизм и политическую игру их лидеров. А это не только обеспечивает мир, спокойствие и стабильность в соответствующем государстве, но и оздоровляюще действует на обстановку в Европе и мире в целом. Сейчас уже общепризнано, что одним из главных источников нестабильности на глобальном уровне продолжают оставаться региональные конфликты. Ушла в прошлое конфронтация между двумя системами, когда каждый из двух полюсов использовал подобные ситуации в своих интересах. Как отмечалось в ходе 52-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1997 г., характерной особенностью наших дней является то, что растет число конфликтов, имеющих внутригосударственный характер, причем скорее не социальный, а межнациональный. Многонациональных государств в мире достаточно много, и Россия решительно поддерживает инициативы, направленные на предотвращение их насильственной дезинтеграции. Формулой решения подобных конфликтов в современном мире может и должно стать сочетание необходимости сохранения территориальной целостности таких государств с наделением максимальными правами национальных меньшинств. Отступление от любого из этих принципов «двуединой формулы» чревато не просто продолжением, но и опасным развитием подобных конфликтных ситуаций. Отсюда проистекает задача огромной важности уже в новых условиях, после окончания «холодной войны», найти эффективные средства противодействия возникновению и развитию региональных конфликтов при одновременном обеспечении территориальной целостности и суверенитета государств. Учитывая, что однородных по национальному, конфессиональному, лингвистическому, племенному и иному составу государств практически в мире не сохранилось, а это создает питательную среду для выдвижения разного рода сепаратистских планов, направленных на фрагментацию и, в конечном счете, развал государственных структур, представляется насущно необходимым активно противодействовать подобной угрожающей самому существованию суверенных государств тенденции и предпринять соответствующие практические шаги. Одним из них могла бы быть разработка и принятие Генеральной Ассамблеей Декларации об основных правах и обязанностях государств и об укреплении их самобытности, суверенитета и территориальной целостности. Принятие такого документа содействовало бы усилению первоосновы жизнедеятельности ООН, этой прежде всего универсальной политической организации суверенных государств, и повышению ее эффективности и роли в мировых делах в XXI в.
|