![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система раннего обнаружения и предупреждения зарождающихся конфликтов
Сложившийся к концу XX в. обширный опыт проведения операций по поддержанию мира ясно продемонстрировал, что их эффективность значительно увеличивается, если операции используются не отдельно, а в комплексе с другими инструментами и видами миротворческой деятельности. Одним из таких инструментов является арсенал средств и механизмов, обеспечивающих сбор, обработку, анализ и обобщение своевременной, объективной и полной информации о зарождающихся спорах и конфликтах и потенциальных кризисных ситуациях. В последние годы возникла насущная необходимость в создании сети систем раннего предупреждения о возникновении очагов напряженности, угрозах террористических актов, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угрозе голода и о распространении болезней и эпидемий. Возникла также потребность в возможности синтезировать информацию такого рода с политическими показателями, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия может предпринять Организация Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН. Ключевой в системе раннего обнаружения и отслеживания положения в мире является проблема качественного улучшения информационного обеспечения Совета Безопасности о потенциальных кризисных ситуациях в целях повышения оперативности и эффективности его превентивной деятельности. По существу, речь идет о новом и весьма ответственном направлении работы ООН. Хорошо известно, что без полной информации о причинах и возможных последствиях потенциального конфликта невозможно определить надлежащие превентивные меры и что от степени информированности ООН, и в первую очередь Совета Безопасности, зависит характер принимаемых решений о превентивных мерах и действиях. Многомерность этого вопроса проистекает из его тесной связи с необходимостью обеспечения безопасности и суверенитета государств, с повышением эффективности органов ООН, прежде всего Совета Безопасности, который в состоянии принимать превентивные меры, только основываясь на точном знании всех фактических обстоятельств зарождающегося конфликта, а также с потребностью обеспечения гласности и транспарентности. Разумеется, предварительная стадия процесса отслеживания и раннего обнаружения потенциальных конфликтов и связанная с ней работа по сбору, обработке и анализу поступающего в ООН большого объема информации могут быть успешными и эффективными, если будут отвечать определенным критериям. Одним из критериев является то, что информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и максимально полной, а не основываться на слухах, домыслах и дезинформации. Другой важнейший критерий - деятельность по сбору и обработке информации в рамках превентивной дипломатии призвана осуществляться в строгом соответствии с целями и принципами Устава ООН и с согласия стороны или сторон, в рамках юрисдикции которых должны быть приняты возможные превентивные и другие меры. К числу критериев относится и следующий: сбор и анализ информации необходимо проводить с учетом установленного Уставом ООН соотношения компетенции главных органов ООН, в частности с учетом того, что, например, в случае, когда Совету Безопасности необходимо определить в соответствии со статьей 34 Устава ООН, не может ли продолжение любого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он сам уполномочивается расследовать такой спор или ситуацию и на основе собранной информации предпринимать превентивные и иные рекомендации и превентивные меры. Такой возможностью, как известно, Совет Безопасности довольно часто пользовался на практике и направил с этой целью за 1946-2000 гг. свыше 40 различных миссий в самые разные районы мира. Большое значение имеет выбор источников информации, которыми должны быть прежде всего правительства и другие государственные структуры, доклады миссий по расследованию и установлению фактов, направляемых Советом Безопасности и другими органами ООН, а также средства массовой информации и неправительственные организации. Недопустимо использование средств оперативной разведывательной деятельности без согласия на то соответствующего государства и без полномочий соответствующего межправительственного органа, в первую очередь Совета Безопасности ООН. Уставом ООН на Совет Безопасности возложена основная ответственность за использование имеющихся у него превентивных возможностей, включая направление миссий и превентивное развертывание сил ООН, для предотвращения насилия и содействия урегулированию споров до возникновения вооруженных конфликтов. Именно Совет Безопасности при выявлении потенциально опасных ситуаций может оперативно направлять миссии по расследованию фактических обстоятельств спора или ситуации, чтобы вникнуть в детали такого спора или ситуации и одновременно продемонстрировать сторонам обеспокоенность ООН в целом. На практике Совет Безопасности часто прибегал к такому источнику информации и на основе этого добивался позитивных результатов в улаживании споров и ситуаций. Генеральная Ассамблея тоже может использовать в качестве источников информации доклады и сообщения правительств государств членов ООН и рекомендовать направление миссий по изучению положения в тех или иных конфликтоопасных районах и государствах по их просьбе или с их согласия с целью содействия выяснению обстановки в соответствии со статьей 14 Устава ООН, а также рекомендовать меры по мирному улаживанию любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Генеральной Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава ООН, определяющих ее цели и принципы. Существенную роль в раннем предупреждении играют и региональные организации и механизмы, которые в соответствии с главой VIII Устава ООН должны в полной мере информировать Совет Безопасности о зарождающихся спорах и конфликтах и о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности, а также осуществлять тесное сотрудничество с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Секретариатом ООН по раннему обнаружению, контролированию и урегулированию конфликтов. Формы такого сотрудничества предусматривают обмен информацией, консультации, дипломатическую поддержку, оперативную поддержку, совместное развертывание и совместные операции. Важное значение в области сбора, обработки и обобщения информации о зарождающихся конфликтах имеет деятельность Генерального секретаря ООН и возглавляемого им Секретариата. В последнее время широкое распространение получили такие методы работы Генерального секретаря, как беседы и встречи с главами государств и правительств, министрами иностранных дел; направление с согласия Совета Безопасности специальных представителей Генерального секретаря и его специальных посланников, миссий добрых услуг и др., которые являлись не только источником ценной информации, но и дополнительным или сопутствующим средством, способствующим предотвращению споров и конфликтов. Разумеется, деятельность Секретариата ООН по сбору информации должна осуществляться в рамках предписанных Уставом ООН критериев и принципов и с учетом прерогатив Совета Безопасности ООН. Во всех случаях Генеральный секретарь ООН и возглавляемый им Секретариат должны действовать в тесном сотрудничестве и контакте с государствами - членами ООН, ибо только они могут снабдить их полной и достоверной информацией, обеспечить им политическую поддержку и наделить полномочиями, необходимыми для эффективной работы. В целях усиления потенциала ООН в деле раннего обнаружения потенциальных конфликтов, сбора информации и ее анализа Генеральная Ассамблея в своей резолюции 47/120 от 18 декабря 1992 г. поручила Генеральному секретарю ООН создать механизм раннего предупреждения в отношении ситуаций, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности, в тесном сотрудничестве с государствами, учреждениями ООН и региональными организациями и структурами, а также укрепить способность Секретариата ООН по сбору и анализу информации для лучшего обеспечения потребностей ООН в раннем предупреждении и принятии необходимых превентивных мер. В резолюции содержится также просьба к Генеральному секретарю ООН продолжать доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности, и представлять свои рекомендации по ним. В осуществление этой резолюции в 1992 г. в Секретариате ООН выполнение всех политических функций, связанных с ранним предупреждением и превентивной деятельностью, сведено в едином департаменте - Департаменте по политическим вопросам. На него возложено пять задач: сбор информации о потенциальных или существующих конфликтах; анализ этой информации для выявления ситуаций, в которых ООН с согласия заинтересованных сторон могла бы сыграть полезную превентивную или миротворческую роль; подготовка рекомендаций, в какой конкретно форме ООН могла бы выполнить эту роль; оказание содействия Генеральному секретарю в получении от соответствующего межправительственного органа, как правило Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи, необходимых для этого полномочий и, наконец, проведение в жизнь одобренной политики. Для того чтобы ООН играла своевременную и конструктивную роль в предупреждении или ослаблении разрушительных последствий серьезных кризисов и чтобы у различных элементов ООН на раннем этапе складывалось общее мнение о характере проблемы и о вариантах превентивных действий, в рамках Организации были осуществлены меры, направленные на укрепление потенциала ООН в раннем предупреждении и предотвращении конфликтов. В этом контексте Департамент по политическим вопросам, выступающий в качестве центра для координации мер по раннему обнаружению и предотвращению конфликтов в рамках системы ООН, создал Группу превентивных мер, которая проводит регулярные заседания для выявления конфликтных ситуаций, в отношении которых можно было бы применить превентивные меры. Другие департаменты и учреждения также укрепляют свой потенциал в этой области, и, как только тот или иной департамент или учреждение устанавливает факт возникновения кризиса, проводятся консультации в новых междепартаментских координационных рамках. Как справедливо отмечал в своем ежегодном докладе о работе ООН за 1999 г. Генеральный секретарь К. Аннан5, раннее обнаружение и предупреждение конфликтов является одним из существенно важных компонентов превентивной стратегии. Международное сообщество неустанно повышало способность обеспечивать такое предупреждение, используя самые различные методы и процедуры. . Во исполнение своей главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности Совет Безопасности играет ведущую роль в решении вопросов раннего предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов. Свою многогранную деятельность в этой сфере он осуществляет с учетом необходимости полного соблюдения принципов и положений Устава ООН и норм международного права, приверженности идеям политической независимости, суверенного равенства и территориальной целостности всех государств. Совет Безопасности неоднократно указывал, что в вопросах, касающихся предотвращения вооруженных конфликтов и разрешения споров мирными средствами, необходимо руководствоваться положениями Главы VI Устава ООН и принципами уважения прав человека и господства права. Председатель Совета Безопасности в заявлении от 30 ноября 1999 г.6 отметил, что раннее предупреждение, превентивная дипломатия, превентивное развертывание, превентивное разоружение и постконфликтное миростроительство являются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов. Совет также признал важность своевременного рассмотрения им ситуаций, способных привести к вооруженным конфликтам, и подчеркнул, что стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны добиваться разрешения спора мирными средствами. Совет Безопасности подтвердил свою обязанность в соответствии с Уставом ООН принимать по собственной инициативе меры для поддержания международного мира и безопасности. В этой связи важное значение имеют направляемые им в различные конфликтопасные районы миссии по расследованию фактических обстоятельств, деятельность которых осуществляется с согласия принимающих стран и в соответствии с четкими целями. Наряду с принятием надлежащих последующих мер Совет Безопасности оказывает поддержку Генеральному секретарю ООН в его усилиях по раннему обнаружению и предотвращению конфликтов, направляя миссии по установлению фактов, оказывая добрые услуги и осуществляя другие виды деятельности, требующие действий его посланников и специальных представителей. Полезную роль в предотвращении вооруженных конфликтов играет и Генеральный секретарь ООН. Совет Безопасности в заявлении Председателя Совета от 30 ноября 1999 г. и в своей резолюции 1366 (2001) выразил готовность рассмотреть соответствующие превентивные меры в отношении ситуаций, которые доводятся до его сведения государствами или Генеральным секретарем и которые, по мнению Ген-секретаря, могут угрожать международному миру и безопасности. Новым в практике раннего обнаружения является то, что Совет Безопасности предложил Генеральному секретарю представлять членам Совета периодические доклады о таких спорах, включая, там, где это уместно, ранние предупреждения и предложения относительно принятия превентивных мер. В этой связи Совет рекомендовал Генеральному секретарю дополнительно укрепить его возможности по выявлению потенциальных угроз международному миру и безопасности и предложил ему сообщить о любых потребностях, связанных с выполнением таких функций, в том числе о накоплении в Секретариате ООН соответствующего опыта и знаний и об укреплении базы ресурсов. Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем ежегодном докладе о работе Организации в 1998 г.7 отмечал, что поскольку причины конфликтов, как правило, бывают региональными или локальными, то региональные организации могут и должны играть важную роль в деле раннего предупреждения и превентивной дипломатии. Поэтому существенное значение имеет налаживание реального партнерства между ООН и региональными организациями, разумеется, при рациональном и экономически эффективном разделении труда между ними и поддержке со стороны ООН и ее Совета Безопасности регионального потенциала раннего предупреждения. Важно также, чтобы такое сотрудничество между ООН и региональными организациями осуществлялось в строгом соответствии с главой VIII Устава ООН. Опыт показывает, что успех ООН в предотвращении конфликтов определяется тесным сотрудничеством с государствами - членами ООН и широким кругом других субъектов, включая региональные организации. На это обстоятельство обращалось внимание и в ходе состоявшегося в Нью-Йорке 28-29 июля 1998 г. третьего совещания Генерального секретаря ООН с руководством региональных организаций, на котором была разработана программа координации действий в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов с региональными организациями. Одним из положительных примеров сотрудничества в данной сфере может служить взаимодействие между ООН и ОБСЕ. Такое взаимодействие обуславливается рядом предпосылок и факторов, обеспечивающих его последующее поступательное развитие и, по словам Ан-нана, переход от культуры реагирования к культуре предотвращения, что весьма эффективно с точки зрения уменьшения как людских, так и финансовых потерь. В ходе такого сотрудничества учитывается, что на ранних этапах спора, когда противоречия между сторонами проявляются не так остро, они, как правило, демонстрируют больше гибкости и, следовательно, больше готовности урегулировать свои разногласия мирными средствами, чем после того, как конфликт приобретает затяжной характер. Принимается во внимание также и то, что одним из важных направлений миротворческой деятельности ООН и ОБСЕ в последние годы становится раннее обнаружение, своевременное отслеживание и предотвращение конфликтов и кризисов. Хотя к этой сфере в полной мере применимы все базисные принципы, сложившиеся в ходе более чем полувековой миротворческой деятельности ООН, для нее характерны и некоторые специфические способности. Ключевая роль в раннем обнаружении и предотвращении конфликтов принадлежит ООН. Именно эта универсальная организация в соответствии с Уставом ООН обладает легитимизирующей функцией и значительными оперативными возможностями в области предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов. Именно она подходит на протяжении более чем полувека к решению проблемы предотвращения конфликтов, исходя не из узкогрупповых интересов, политических конъюнктурных соображений и не с чисто военной точки зрения, а в общих интересах всего мирового сообщества, на основе Устава ООН, решений Совета Безопасности и норм международного права, с учетом многообразных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных аспектов, что позволяло и позволяет поставить прочный заслон на пути эскалации возникающих кризисов и конфликтов. Значительные усилия по раннему обнаружению и предотвращению конфликтов прилагает и ОБСЕ. Здесь наработаны интересные и полезные методы и процедуры превентивной дипломатии, дающие выход на невоенное политическое урегулирование возникающих кризисов и конфликтов. К числу несомненных успехов ОБСЕ можно отнести позитивный опыт некоторых ее миссий, деятельности Верховного комиссара по национальным меньшинствам, представителей ОБСЕ в Албании и др. ООН и ОБСЕ имеют несравненные преимущества в решении задач по предотвращению конфликтов и кризисов, поскольку делают упор исключительно на использование политико-дипломатических и правовых средств в соответствии с Уставом ООН. Здесь главное не поддаваться искушению решать эти задачи в основном военно-силовыми методами, что может лишь привести к разжиганию конфликта, нагнетанию напряженности и, в конечном счете, к дестабилизации обстановки и обострению напряженности. В ООН и ОБСЕ создан обширный арсенал средств и механизмов раннего предупреждения, превентивного регулирования конфликтов и кризисов, недопущения их перерастания в военные столкновения. Для сравнения: у НАТО в этом отношении в силу сугубо военной структуры возможности более ограниченные и практически отсутствует инструментарий, который подходит для использования в превентивных целях на начальной стадии развития кризисов и конфликтов. Поэтому вряд ли рационально было бы создавать в рамках НАТО какие-то новые или параллельные с ООН и ОБСЕ механизмы, процедуры предотвращения конфликтов. Речь, видимо, может идти о путях координации усилий НАТО с деятельностью ООН и ОБСЕ. Для этого можно было бы чаще прибегать к встречам Генерального секретаря ООН и ОБСЕ с руководством НАТО, обмену информацией между ними, привлекать специальных и личных представителей Генсекретаря ООН, его специальных посланников и советников, действующего Председателя ОБСЕ, миссии и представителей ОБСЕ, посредников и специалистов в области превентивной дипломатии, положительно проявивших себя на поприще ООН и ОБСЕ. Такие меры подкрепляли бы предпринимаемые в настоящее время в рамках ООН и ОБСЕ усилия по наращиванию превентивного потенциала этих организаций с подключением при необходимости возможностей НАТО в данной области. Как показывает практика, главные сложности при решении задач по предотвращению конфликтов возникают не столько из-за недостатка механизмов и средств раннего предупреждения, сколько из-за дефицита политической воли мирового сообщества предпринять необходимые действия и нехватки финансовых средств. Все возрастает внимание государств к тому, что повышению превентивного потенциала ООН и ОБСЕ способно послужить формирование комплексной глобальной стратегии по раннему предупреждению, установлению фактов, сбору и анализу информации и предотвращению конфликтов. Основные элементы такой стратегии могли бы выглядеть так: • раннее обнаружение и предупреждение как внутренних, так и межгосударственных конфликтов требуют прежде всего постоянного внимания к возможным источникам напряженности и принятия безотлагательных мер, чтобы напряженность не переросла в конфликт; • ООН и региональные организации не должны навязывать свои превентивные и миротворческие услуги государствам-членам, которые не хотят ими воспользоваться; • с правовой и политической точек зрения просьба государств к ООН и ОБСЕ или их согласие на превентивные действия является непременным условием; • в деле раннего обнаружения, предотвращения и урегулирования конфликтов главная роль принадлежит Организации Объединенных Наций, в рамках которой создается механизм глобального наблюдения, призванный выявлять угрозы международному миру и безопасности, обеспечивать Совету Безопасности возможность предпринимать превентивные действия или способствовать их осуществлению; • возрастающую роль в раннем обнаружении и предотвращении конфликтов призваны играть также региональные организации и субрегиональные структуры, однако их деятельность должна полностью вписываться в рамки главы VIII Устава ООН; • существенным элементом раннего обнаружения становятся многообразные усилия Генерального секретаря ООН в повышении превентивных возможностей Организации; • усилия Генерального секретаря ООН должны осуществляться с согласия заинтересованных государств и по решению Совета Безопасности ООН и под его плотным контролем; • важное значение приобретает отработка и дальнейшее совершенствование методов, процедур и механизмов раннего обнаружения и предотвращения конфликтов; • полезным представляется изучение опыта предотвращения конфликтов в ряде региональных организаций, например в ОБСЕ, а также поддержка рекомендации Генерального секретаря ООН относительно наращивания позитивного опыта сотрудничества с ОБСЕ, чтобы содействовать более рациональному и экономичному разделению труда между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями, наполняя тем самым жизненным содержанием положения главы VIII Устава ООН; • внимания заслуживает идея поддержки со стороны ООН более активного задействования гражданской полиции, особенно для мониторинга, соблюдения прав человека, поддержания правопорядка и законности, а также идея повышения роли в ОПМ гражданской полиции, однако представляется нецелесообразным наделение ее силовыми функциями; • представляется полезным изучение проводимой Генеральным секретарем ООН деятельности по раннему обнаружению, постоянному отслеживанию возникающих споров и конфликтов и их мирному урегулированию; • глубокого обсуждения и в теоретическом, и в практическом плане заслуживает вопрос, как соотносится эвентуальное принятие превентивных мер ООН или региональных организаций в отношении того или иного государства с необходимостью соблюдения его суверенитета и независимости. Опыт показывает, что превентивные шаги ООН должны опираться на поддержку соответствующей региональной организации, например ОБСЕ, СНГ, АС и др. Вместе с тем такое задействование не должно привести к ограничению прерогатив Совета Безопасности, который в соответствии с Уставом ООН правомочен принимать любые решения в области предотвращения конфликтов и поддержания международного мира без предварительных консультаций с кем-либо, хотя сама идея тесного взаимодействия ООН с региональными организациями сомнений не вызывает. Разработка на основе изложенных и других возможных элементов комплексной стратегии позволила бы расширить масштабы осуществления мирных перемен, предоставляя средства, с помощью которых конфликты можно было бы заранее обнаруживать, сдерживать и улаживать, а также устранять их первопричины. Тем самым раннее предупреждение и предотвращение вооружённых конфликтов сыграло бы решающую роль в обеспечении прочной безопасности человечества в XXI в.
|