Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ООН и международные санкции
За более чем полувековую деятельность ООН сложился обширный и разветвленный арсенал средств и инструментов мирного урегулирования споров и конфликтов, а также мер воздействия на государства, политика которых представляет собой угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Опыт показывает, что основной упор ООН долгое время делала на применении мер диспозитив-ного характера (переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, обращение к региональным организациям, реторсии, временные меры по статье 40 Устава ООН, необязательные санкции, вводимые в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи и осуществляемые государствами индивидуально или коллективно и др.) и лишь в исключительных случаях прибегала к применению обязательных санкций и других принудительных мер, не связанных с использованием вооруженных сил. И такой подход позволял более или менее удовлетворительно решать ряд международных споров и конфликтов (по некоторым подсчетам свыше 100), выносимых на рассмотрение ООН. ' Однако в последние годы в стенах ООН стал проявляться своего рода «санкционный синдром» - стремление шире и активнее применять санкции и другие принудительные меры, иногда при игнорировании все еще имеющихся политико-дипломатических возможностей и средств. Особенно часто к санкциям стали прибегать в конце ХХ-начале XXI в., после окончания «холодной войны». Не случайно 90-е годы прошлого столетия получили название «декада санкций»18. Именно в этот период Совет Безопасности применял всеобъемлющие или частичные санкции в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет «холодной войны» (всего два раза - против Южной Родезии в 1966 г. и Южной Африки в 1977 г.). За один только период 90-х годов санкции вводились Советом Безопасности против Ирака (1990 г.), бывшей Югославии (1991, 1992 и 1998 гг.), Ливии (1992 г.), Либерии (1992 г.), Сомали (1992 г.), Камбоджи (1992 г.), Гаити (1993 г.), Анголы (1993, 1997 и 1998 гг.), Руанды (1994 г.), Судана (1996 г.), Сьерра-Леоне (1997 г.) и Афганистана (1999 г.). Западные исследователи и политики обращают внимание на то, что санкции использовались в самых разных целях, в том числе для отражения агрессии, поддержки законно избранных руководителей государств, борьбы с терроризмом, обеспечения прав человека и содействия разоружению. Их применение обнаружило и многочисленные недостатки. В частности, отмечается, что санкции большей частью не достигали поставленных целей, были сопряжены с серьезными сопутствующими последствиями и с большим ущербом для государств -объектов санкций и третьих государств, использовались в качестве политического средства давления и нередко в качестве прелюдии к началу военных действий19, как это имело место, в частности, в случае агрессии НАТО против СРЮ в 1999 г. и военной акции США и Великобритании против Ирака в 2003 г. В связи с этим возникло достаточно настороженное отношение к санкциям. Все чаще ставится вопрос и об их легитимности. Если применение обязательных санкций в случаях вооруженного вторжения на территорию другого государства и прямого нарушения международного мира может считаться оправданным с точки зрения Устава ООН и международного права, то в большинстве других случаев оно может оказаться и оказывалось контрпродуктивным и влекло за собой негативные и разрушительные последствия не только для какого-то одного или нескольких государств, но и для всего мирового сообщества. При этом диапазон заявленных целей в ходе введения указанных санкций непрерывно расширялся, охватывал отражение агрессии, восстановление демократических правительств, защиту прав человека, прекращение войн, борьбу с терроризмом и поддержку мирных соглашений. Как справедливо отмечалось в представленном в декабре 2004 г. докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (док. А/58/565. С.38), некоторые из этих санкций дали хотя бы частичный эффект. В одних случаях они помогли выработать соглашение на основе переговоров, в других - они в сочетании с военным давлением способствовали ослаблению и изоляции мятежных групп и государств, грубо нарушивших резолюции Совета Безопасности. Однако санкции не давали результата, когда не имели четкой направленности и когда Совет Безопасности не смог обеспечить их соблюдение. Слабость обеспечения обусловлена стратегическими интересами могущественных держав, отсутствием ясности в отношении цели санкций, «усталостью санкций», порожденной озабоченностью по поводу их гуманитарного воздействия, недостаточной поддержкой со стороны соответствующих комитетов по санкциям и недостаточной способностью государств осуществить санкции. Следует отметить, что из-за усиления озабоченности по поводу гуманитарного воздействия всеобъемлющих санкций Совет Безопасности прекратил использовать их с 1994 г., после того, как они были применены в Ираке, бывшей Югославии и Гаити, и перешел к практике использования лишь финансовых и дипломатических санкций, санкций в отношении оружия, авиации, поездок и сырьевых товаров, то есть санкций, нацеленных на воюющие стороны и политиков, несущих самую непосредственную ответственность за предосудительную политику. Подчас сомнительным и спорным с правовой точки зрения является применение принудительных санкций в спорах и конфликтах нового поколения, прежде всего связанных с межэтническими, межконфессиональными, территориальными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри государств. В конфликтах такого рода, особенно в ситуациях гражданской войны, нередко трудно определить виновную в нарушении мира сторону, а сами санкции могут оказаться неизбирательными, безадресными и, следовательно, неэффективными и лишь усугубляющими вызываемые конфликтом и без того непомерные тяготы и страдания ни в чем не повинного гражданского населения. В конфликтах такого рода речь, видимо, ряде случаев могла бы идти не о принудительных санкциях, а о другой разновидности мер, предпринимаемых Советом Безопасности, а именно о временных мерах по статье 40 главы VII Устава ООН или, как справедливо считает Комиссия международного права, о «контрмерах». Такие меры больше отвечают целям мирного и справедливого разрешения конфликтов, поскольку не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон и призваны лишь предотвратить ухудшение ситуации. Потенциально привлекательная сторона таких мер состоит в том, что они способны обеспечить гибкое реагирование на изменение ситуации в районе конфликта, отвести обвинения в «двойных стандартах» и предвзятом отношении к одной из сторон в конфликте и уменьшить, если не исключить, специальные экономические проблемы, вытекающие, например, из осуществления санкций для третьих государств. И на практике применение Советом Безопасности ООН временных мер приводило к весьма ощутимым результатам в разрешении международных споров и конфликтов. Практическая разработка проблематики временных мер, как это предлагалось Россией в ООН, представляется поэтому весьма актуальной. Разумеется, нельзя исключать введение санкций и других принудительных мер против тех, кто упорно игнорирует требования ООН. Но к их принятию ни в коем случае не следует подходить с политически и идеологически пристрастных, а то и эмоциональных позиций. Порог перехода к ним должен быть высок, и должны учитываться ясные критерии. Среди них - реальная угроза международному миру и безопасности, исчерпанность всех других средств, просчет вероятных последствий, соразмерность реакции возникшей угрозе и т.п. Отсюда любые санкции должны вписываться в поиск долгосрочного политического урегулирования конфликта, отражать стратегические цели всего международного сообщества, учитывать политическую и «физическую» (в смысле гибели и страданий гражданского населения и разрушения материальных ценностей) цену таких акций. В тех исключительных случаях, когда возникает вопрос о введении обязательных санкций, нужно исходить из того, что такие меры представляют собой лишь один из ряда невоенных инструментов преодоления реальной угрозы международному миру и безопасности. Чтобы быть оправданными и эффективными, санкции должны строго соответствовать положениям Устава ООН, основываться не на политической целесообразности, а на твердой международно-правовой базе и осуществляться в соответствии с принципами справедливости и международного права. Следует отметить, что в практическом плане санкции оказались исключительно деструктивным инструментом, наносящим огромный экономический, материальный и финансовый ущерб не только стране - объекту санкций, но и ни в чем не повинным третьим государствам. В государствах, против которых применяются санкции, они приводят к резкому ухудшению уровня жизни, особенно наиболее уязвимых слоев населения, хозяйственной разрухе, нищете, безработице, голоду и болезням. Значительный ущерб наносится из-за введения санкций и третьим странам. В результате введения санкций неизбежно возникают затруднения во внешнеэкономических связях не только со страной, подвергнутой санкциям, но и с другими странами. Например, в сферах внешней торговли и транспорта прямым ущербом от санкций являются, в частности, недополученные доходы и понесенные убытки из-за приостановки торговых операций, а следовательно, отгрузки товаров как по экспорту, так и по импорту (потеря грузов и клиентуры). Далее, нарушение устоявшихся внешнеэкономических связей приводит к росту транспортных издержек по причине изменения традиционных транспортных маршрутов, увеличения простоя транспортных средств в пунктах пересечения границ. Что касается косвенных последствий введения экономических санкций, то наиболее видимые и ощутимые проявления их негативного воздействия на третьи страны - это недополучение налоговых сборов и пошлин, снижение занятости рабочих и служащих и, как следствие, снижение уровня жизни трудящихся и необходимость увеличения выплат на социальные пособия. Опыт показывает, что хотя и государству - объекту санкций, и третьим странам наносится колоссальный ущерб, исчисляемый ныне в нескольких миллиардах долларов, это в большинстве случаев не содействует повышению эффективности санкций в достижении их основной цели - устранения угрозы международному миру и безопасности и урегулирования споров и конфликтов как в отдельных регионах, так и во всем мире. Более того, в ряде случаев применение санкций приводит к усилению напряженности в отдельных регионах, затягиванию или даже существенному осложнению процесса мирного урегулирования споров и конфликтов, появлению большого числа так называемых сопутствующих проблем (беженцы, мигранты, страдания и гибель гражданского населения, нищета, разруха, голод и др.), а подчас и к возникновению гуманитарной катастрофы. Отмеченные негативные последствия введения санкций вызвали необходимость их тщательного рассмотрения и оценки в Совете Безопасности ООН, который принял записку Председателя Совета от 29 января 1999 г.20. В записке содержался ряд практических рекомендаций по улучшению работы комитетов по санкциям. На своем заседании 17 апреля 2000 г. Совет Безопасности в соответствии с запиской Председателя21 создал неофициальную Рабочую группу по общим проблемам санкций для анализа всего комплекса проблем санкций и выработки общих рекомендаций относительно повышения эффективности санкций ООН, контроля за их применением, уменьшения гуманитарных и других нежелательных последствий их действия. В частности, группе поручалось изучить во всех аспектах следующие вопросы: методы работы комитетов по санкциям и координация усилий комитетов; возможности Секретариата ООН; координация в рамках системы ООН и сотрудничество с региональными и другими международными организациями; концепция резолюций по санкциям, включая условия сохранения и отмены санкций; доклады, подготавливаемые до проведения анализа ситуации и после него, а также непрерывная оценка режимов санкций; контроль и обеспечение соблюдения санкций; непредвиденные последствия санкций; изъятия по гуманитарным соображениям; целенаправленные санкции; оказание государствам-членам помощи в деле осуществления санкций; осуществление рекомендаций, содержащихся в записке Председателя. В ходе обсуждения в Совете Безопасности общих вопросов, касающихся санкций, было подчеркнуто, что в последние годы санкции Совета Безопасности, вводимые согласно статье 41 Устава ООН, стали основным инструментом принуждения к миру. Санкции в состоянии играть важную роль в обеспечении выполнения резолюций Совета Безопасности. Они могут также рассматриваться в качестве превентивного инструмента в тех случаях, когда они являются барьером на пути распространения конфликтов. Санкции способны ограничивать поток оружия и боеприпасов, а также доступ к важным средствам, необходимым для финансирования продолжения боевых действий. Они могут ограничивать свободу передвижения отдельных лиц и представителей влиятельных кругов, ответственных за принятие решений. Однако, к сожалению, нередко в вопросах введения, осуществления и отмены санкций берут верх предвзятые подходы. Отчасти это проявляется в попытках расширительно толковать формулировки некоторых прежних решений Совета Безопасности. В ряде случаев назревшая отмена.санкций затягивается. Искусственно вводятся новые критерии путем установления различных дополнительных испытательных сроков и контрольных периодов, создаются сложные механизмы мониторинга и отчетности. В других же случаях такие механизмы либо не работают, и на это не обращается внимание, либо не создаются вообще. Подобная практика «двойных стандартов», помимо ее негативного влияния на судьбы миллионов ни в чем не повинных людей, наносит серьезный ущерб и авторитету Организации Объединенных Наций. Проблематика санкций, их роли в поддержании международного мира и безопасности и негативных последствий их применения стала предметом активного рассмотрения на сессиях Генеральной Ассамблеи и в рамках ее вспомогательного органа - Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации. В ходе рассмотрения доклада Генерального секретаря ООН, озаглавленного «" Повестка дня для мира" и Дополнение к " Повестке дня для мира"», была учреждена неофициальная подгруппа открытого состава Генеральной Ассамблеи по вопросу о вводимых Организацией Объединенных Наций санкций, которая подготовила в 1996 г. предварительный текст рекомендаций по этому вопросу. Они касались, в частности, необходимости своевременной оценки негативных последствий санкций, четкого предупреждения до введения санкций, положения о регулярном обзоре, четких условий отмены санкций, путей и средств повышения эффективности режима санкций, а также создания системы эффективного контроля. Названный текст был включен полностью в качестве Приложения II в резолюцию Генеральной Ассамблеи 51/242 от 15 сентября 1997 г. В резолюции, в частности, подчеркивалось, что эффективно применяемый режим коллективных санкций Совета Безопасности может выступать полезным инструментом международной политики в контексте дифференциального реагирования на угрозу международному миру и безопасности. В ней содержится ряд полезных рекомендаций, в том числе по дальнейшему изучению концепции гуманитарных пределов санкций, разработке руководящих принципов в отношении формулирования положений об исключениях гуманитарного характера, необходимости активизации работы Шестого (юридического) комитета и др. Обстоятельному обсуждению этой проблематики в рамках Генеральной Ассамблеи содействовал подготовленный Генеральным секретарем ООН доклад «Осуществление полномочий Устава ООН, касающихся помощи третьим государствам, пострадавшим от применения санкций» от 27 августа 1998 г.22. Доклад содержит ряд выводов и рекомендаций созданной Генеральным секретарем ООН экспертной группы в отношении методологии оценки последствий введения санкций для третьих стран. Заслуживают, в частности, внимания такие рекомендации, как составление ориентировочного перечня потенциальных последствий санкций для третьих государств; подразделение этих потенциальных последствий на три общие категории: 1) экономические, торговые и финансовые последствия; 2) социальные и гуманитарные последствия; 3) вторичные последствия; поручение Советом Безопасности Секретариату ООН осуществлять наблюдение за последствиями санкций; направление на места специальных миссий по установлению фактов или оценке всего диапазона негативных последствий санкций и др. Широкое обсуждение проблематики санкций в Совете Безопасности и на Генеральной Ассамблее позволило выявить характерные особенности инструмента санкций, пути и средства повышения их эффективности и преодоления их негативных последствий как для страны - объекта санкций, так и для третьих стран. Результативному и конструктивному обсуждению особо способствовало включение по инициативе России данного вопроса в повестку дня Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации и многолетнее рассмотрение на сессиях этого Спецкомитета предложений России и других стран. В результате были согласованы основные подходы, принципы и параметры будущего возможного документа по этому вопросу. Практически подавляющее большинство государств пришло к заключению, что с точки зрения международного права и справедливости санкции не должны иметь подразумеваемой целью нанести ущерб третьим странам, ибо это подрывало и дискредитировало бы саму идею подобных мер. Отсюда вполне оправданным является стремление ряда стран (которые в результате применения санкций понесли и продолжают нести большой материальный и финансовый урон) разработать свод основных критериев и условий введения и применения обязательных санкций и пути и средства предотвращения негативных последствий санкций или по крайней мере сведения их до минимума. В ходе дискуссии по российскому предложению выявились и следующие основные элементы: • санкции должны вводиться в строгом соответствии с положениями Устава ООН, нормами международного права и справедливости, преследовать ясно определенные цели, подлежать регулярному обзору и предусматривать четко оговоренные условия отмены; • до введения санкций стране или стороне - объекту санкций должно быть сделано недвусмысленное предупреждение; • недопустимо введение или использование отдельными государствами односторонних экономических санкций и других принудительных мер наряду с введенными Советом Безопасности обязательными санкциями; • применение обязательных санкций является радикальной мерой и допускается лишь после того, как исчерпаны другие мирные средства урегулирования спора или конфликта, и только тогда, когда Совет Безопасности определил существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; • применение санкций допустимо лишь в случае реальной, объективно проверенной и фактически установленной угрозы международному миру или нарушения мира, причем речь идет прежде всего именно о международном мире, а не о мире между общинами, кланами или группировками; никакие другие доводы и соображения (политические, гуманитарные и иные) не могут служить основанием для введения санкций; • обязательно должны использоваться, особенно в сомнительных случаях, прежде всего меры диспозитивного характера, в том числе переговоры, временные меры согласно статье 40 Устава ООН, «добровольные» (по линии Генеральной Ассамблеи) санкции, до того момента, когда может возникнуть необходимость применения санкций со стороны Совета Безопасности; • недопустимо использование санкций для свержения или изменения существующего в стране - объекте санкций политического строя или режима, • недопустимо создавать такую ситуацию, когда вследствие введения санкций наносился бы значительный материальный и финансовый ущерб государству - объекту санкций и третьим странам; • недопустимо без соответствующего решения Совета Безопасности предъявлять все новые требования государству - объекту санкций и дополнительные условия прекращения или приостановки санкций; • обязательна объективная оценка кратковременных и долговременных социально-экономических и гуманитарных последствий санкций на стадии как их подготовки, так и осуществления; • недопустимо вводить бессрочные санкции, ущемляющие суверенитет и независимость государств; • неприемлемо использовать обязательные санкции в спорах между государствами по различным аспектам их внешней и внутренней политики и в конфликтах, связанных с межэтническими, межконфессиональными, политическими, идеологическими и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них, в качестве метода давления на одну из сторон в таком конфликте. При рассмотрении проблематики санкций особое внимание следовало бы уделить концепции их гуманитарных пределов. Россия, инициировавшая в кругах ООН ее обсуждение, полагает, что основными ее компонентами могли бы быть следующие положения: • отправной точкой при рассмотрении Советом Безопасности вопросов, касающихся санкций, должны служить элементарные соображения гуманности, которые еще более настоятельны в мирное время, чем во время войны; • своими решениями по вопросу о санкциях Совет Безопасности не должен создавать ситуации, в которых нарушались бы основные права человека, не подлежащие отмене даже в период чрезвычайного положения, прежде всего право на жизнь, право на свободу от голода, на предупреждение и лечение эпидемических и иных болезней и борьбу с ними, на создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и уход в случае болезни; • продукты питания, лекарства и медицинские принадлежности не должны подпадать под действие режима санкций; • недопустимость создания такой ситуации, когда санкции причиняли бы невыносимые страдания гражданскому населению, особенно его наиболее уязвимым слоям; • возможность периодической корректировки санкций с учетом гуманитарной ситуации и выполнения государством - объектом санкций требований Совета Безопасности; • возможность фиксации в решениях Совета Безопасности временной приостановки санкций при чрезвычайных, форсмажорных обстоятельствах и для предотвращения гуманитарной катастрофы; • обеспечение беспрепятственного и недискриминационного доступа гуманитарной помощи населению стран - объектов санкций, особенно потенциально нестабильных и наименее развитых государств; • отказ от мер, чреватых неприемлемым ухудшением положения гражданского населения и разрушением инфраструктуры государства -объекта санкций; • более полный учет мнений международных гуманитарных организаций при разработке и осуществлении санкционных режимов; • предоставление в случае введения полномасштабного экономического эмбарго права комитетам по санкциям давать разрешение на экспорт произведенной в стране - объекте санкций продукции для финансирования гуманитарного импорта, естественно, под строгим международным контролем; • отказ в целях облегчения наиболее важных гуманитарных поставок от предварительных уведомлений комитетов по санкциям о планируемом экспорте основных продовольственных и медицинских товаров и переход к практике уведомлений постфактум, то есть по факту поставки; • полный вывод международных гуманитарных организаций из-под действия санкционных ограничений, чтобы не затруднять их работу в странах - объектах санкций; • предельно упрощенный разрешительный режим поставок гуманитарных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения, и изъятие медикаментов и базовых продуктов питания из сферы действия любого режима санкций Совета Безопасности; • строгое соблюдение принципов беспристрастности и недопустимости какой-либо дискриминации в предоставлении гуманитарной и медицинской помощи и других форм гуманитарного содействия всем слоям и группам населения всех сторон в конфликте; • при принятии решений о санкциях должны быть четко очерчены как временные, так и причинные параметры их применения, а их отмена никоим образом не должна увязываться с положением в соседней или соседних странах и третьих государствах; • необходимость дальнейшего упорядочения и определения критериев для установления санкционных мер против тех или иных государств в соответствии с Уставом ООН; • недопустимость произвольного толкования государствами и региональными и субрегиональными организациями и структурами принятых Советом Безопасности решений о введении санкций; • вводимые Советом Безопасности санкции должны отменяться после исчезновения оснований, по которым они вводились. Отмеченные и другие соображения, высказанные государствами в ходе обсуждения в Спецкомитете по Уставу российской инициативы, легли в основу российского проекта Декларации об основных условиях и стандартных критериях введения санкций и других принудительных мер и их осуществления23, который был внесен на рассмотрение Спецкомитета в 2003 г. Принятие подобного документа могло бы послужить ценным подспорьем в деятельности как Совета Безопасности и Организации Объединенных Наций в целом, так и ее региональных структур. Одобрение Генеральной Ассамблеей такого документа полностью соответствует выраженной лидерами стран мира в Декларации тысячелетия ООН решимости «свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых Организацией Объединенных Наций экономических санкций для ни в чем не повинных групп населения, обеспечить регулярный пересмотр режимов таких санкций и исключить неблагоприятные последствия санкций для третьих стран»24.
|