![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманитарные аспекты операций ООН по поддержанию мира
Одной из особенностей миротворческой деятельности ООН и ее региональных организаций на данном этапе становится все возрастающее значение гуманитарного аспекта и все более частое использование гуманитарной помощи и механизмов в такой деятельности. Гуманитарные акции предпринимаются не только для спасения жизни людей путем оказания разного рода помощи, но и включают широкий диапазон усилий по раннему обнаружению, предотвращению, оказанию чрезвычайной помощи, защите гуманитарных принципов и прав человека, а также жертв гуманитарных кризисов и мониторингу кризисной ситуации в целях обеспечения плавного перехода к долгосрочному развитию. Долгое время существовала определенная предсказуемость путей возможного использования политических и гуманитарных механизмов в ответ на возникающие кризисы и конфликты. Применялись стандартные подходы к оказанию помощи людям, ставшим жертвами конфликтов или ищущим убежища за границами своей страны. Помощь предоставлялась в относительно безопасных условиях лагерей или поселений вне зоны непосредственных боевых действий. В случаях массового голода не было недостатка в предложениях помочь людям решить проблему нехватки продовольствия, и об использовании военных речь практически не шла. Положение коренным образом изменилось в 90-е годы, когда все чаще стали использоваться силовые методы согласно главе VII Устава ООН в целях создания безопасных условий для оказания гуманитарной помощи. Впервые в практике ООН глава VII Устава ООН была задействована при проведении операции ООН в Сомали (ЮНОСОМ-П) для создания безопасных условий в целях оказания гуманитарной помощи этой стране. Основной недочет этой операции, которая закончилась признанным провалом, состоит в том, что гуманитарная деятельность сочеталась с проведением прямой военной принудительной операции. Важными ее уроками следует считать то, что слишком тесная ассоциация с военными в ряде случаев служила серьезной помехой при осуществлении поставок гуманитарной помощи и что гуманитарная помощь никогда не должна использоваться для достижения политических целей. Опыт проведения операций в Сомали, бывшей Югославии (СООНО) наглядно показал: попытки рассматривать гуманитарную помощь в качестве заменителя военно-политических мер, а не в качестве дополнения к ним недопустимы и контрпродуктивны. Еще одним уроком является то, что множество действующих лиц, в том числе неправительственных организаций, и мандатов в рамках любого гуманитарного кризиса, а также неспособность временами обеспечить консенсус относительно методов функционирования или целей деятельности может препятствовать, а не способствовать решению гуманитарных задач. Совершенно очевидно, что для обеспечения наибольшей эффективности гуманитарной помощи необходимо наладить сотрудничество и координацию среди действующих лиц, занимающихся ее оказанием. Неправомерными с точки зрения Устава ООН и общепризнанных норм международного права являются высказывавшиеся не раз в последнее время утверждения некоторых представителей субрегиональных структур закрытого характера (типа НАТО), что в случае возникновения гуманитарных кризисов и для защиты беженцев и лиц, перемещенных внутри суверенного государства, такими структурами могут быть предприняты силовые акции и даже осуществлена гуманитарная интервенция без санкции на то со стороны Совета Безопасности ООН. Подобного рода утверждения не имеют под собой никаких международно-правовых оснований и не могут быть квалифицированы иначе, как ничем не обоснованные претензии и призывы к возрождению культа силы и обстановки произвола в международных отношениях со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Согласиться с ними значило бы вольно или невольно примириться с тем, что ведение международных дел и разрешение споров и конфликтов, в том числе внутри суверенных государств, отдаются на откуп одному или небольшой группе государств, а наработанные мировым сообществом международно-правовые принципы и механизмы предаются забвению или просто игнорируются. Очевидно, что такого рода односторонние, узкогрупповые и незаконные действия привели бы к эрозии уставных прерогатив Совета Безопасности ООН по применению силовых мер принуждения и были бы чреваты серьезным подрывом всей сложившейся системы международных отношений, центральным элементом которой является ООН. При проведении ОПМ военное прикрытие гуманитарной помощи (обеспечение безопасных условий транспортировки и распределения гуманитарных товаров, помощь в эвакуации беженцев и перемещенных лиц и т.д.) в отдельных случаях эффективно и необходимо, но при этом существует постоянный риск негативного воздействия присутствия военных на нейтральный и беспристрастный имидж гуманитарных организаций. В случае же вовлечения миротворческих сил в боевые действия деятельность гуманитарных организаций может оказаться парализованной, а то и вообще сведенной на нет. В ходе планирования и проведения ОПМ с гуманитарной составляющей существенно важное значение имеет строгое соблюдение положений Устава ООН и общепризнанных принципов и норм международного гуманитарного права, а также четкая координация политического, военного, гуманитарного, гражданского, административного компонентов ОПМ. При организации взаимодействия ОПМ с гуманитарными организациями необходимо учитывать, что гуманитарная деятельность должна осуществляться на основе общепризнанных принципов гуманного отношения ко всем пострадавшим, беспристрастного предоставления помощи без какой-либо дискриминации и различия политических или идеологических убеждений, расы, религии, пола или национальной принадлежности, а также нейтрального подхода, то есть без какого-либо предубеждения или предпочтения в отношении одной или нескольких сторон в конфликте. В этой связи было бы полезно разработать перечень руководящих указаний относительно включения гуманитарных аспектов на всех стадиях подготовки и проведения ОПМ (мандат, гражданско-воен-ная координация и др.). Международно-правовую основу гуманитарных акций в контексте операций по поддержанию мира составляют Устав ООН, решения Совета Безопасности ООН, Женевские конвенции 1949 г. и протоколы к ним, Женевская конвенция о статусе беженцев 1951 г. и другие международные соглашения. Основными общепризнанными принципами оказания гуманитарной помощи являются политическая нейтральность, беспристрастность и независимость гуманитарных учреждений, а также право государств и сторон в конфликте испрашивать и получать такую помощь. Опыт показывает, что решением гуманитарных и правозащитных задач при проведении многофункциональных ОПМ должны заниматься в первую очередь не миротворческие силы, а специализированные организации и учреждения - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), ЮНИСЕФ, Всемирная продовольственная программа (ВПП), Международный комитет Красного Креста (МККК) и др., имеющие собственные мандаты и автономные в оперативном и финансовом плане от военных. К настоящему времени сложились в основном два типа операций по поддержанию мира, когда военный и гуманитарный компоненты должны взаимодействовать: • ОПМ, проводимые в целях выполнения заключенных между сторонами соглашений о мирном урегулировании (Камбоджа, Намибия, Никарагуа и др.); • ОПМ, осуществляемые в отсутствие мирного соглашения и предусматривающие развертывание миротворческих сил для поддержки гуманитарных акций (Сомали, бывшая Югославия до заключения Дейтонских соглашений и др.). В обоих типах ОПМ эффективность гуманитарных акций зависит прежде всего от сотрудничества всех сторон, вовлеченных в конфликт, от степени координации гуманитарной помощи, от наличия материальных и финансовых средств и от обеспечения консенсуса среди множества действующих лиц, у каждого из которых свой мандат, свое финансирование, свой подход и свои приоритеты. Кроме указанных двух типов ОПМ возможно и проведение самостоятельных гуманитарных операций при возникновении сложных гуманитарных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных гуманитарных кризисов в сложной политической и военной обстановке, зачастую в контексте внутренних конфликтов. Необходимо проводить различие между многофункциональными операциями по поддержанию мира и операциями по оказанию гуманитарной помощи в случае чрезвычайных катастроф и стихийных бедствий. Во всех указанных случаях проведения гуманитарных акций немаловажное значение имеет их взаимосвязь и сопряженность с усилиями военных, которые могут применять силу лишь в качестве крайней меры в порядке самообороны и ни в коей мере не должны наносить ущерб беспристрастному характеру оказания гуманитарной помощи. Широко признаваемая беспристрастность гуманитарных организаций помогает, как правило, устанавливать контакты между противоборствующими сторонами и облегчает осуществление задач ОПМ по содействию мирному урегулированию конфликта. В контексте гуманитарной деятельности ныне возникает и ряд сложных ограничивающих ее факторов морального, политического, оперативного и иного плана. Отчасти это объясняется тем, что гуманитарная помощь имеет место в чрезвычайных ситуациях, когда рассматриваются лишь симптомы конфликта, а не его причины. Гуманитарная помощь не может остановить конфликт, а ее использование в иных, нежели изначально запланированных, целях или злоупотребление ею могут даже затягивать его. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, тем, кто занимается оказанием гуманитарной помощи, теперь нередко приходится вести переговоры, чтобы получить доступ к ее адресатам в напряженной и опасной обстановке, а также противостоять усилиям как правительств, так и их оппонентов, стремящихся использовать гуманитарную помощь в качестве инструмента для достижения политических целей, получения экономических выгод или поддержания своей боеспособности. Поэтому недопущение такой ситуации, когда злоупотребление гуманитарной помощью способствует продолжению конфликта, представляет собой одну из главных целей, стоящих перед действующими лицами, занимающимися оказанием помощи. При координации планирования и осуществления ОПМ и деятельности гуманитарных организаций непременно должны учитываться новые реалии эволюции многофункциональных операций, изменения характера и объема оказания самой гуманитарной помощи. Важное значение в ходе осуществления гуманитарной деятельности имеет сотрудничество с ООН. Гуманитарная составляющая ОПМ должна быть коллективным усилием, осуществляемым в тесном взаимодействии с ООН, организациями и учреждениями ее системы, государствами, региональными и неправительственными организациями. При этом на политическом уровне гражданско-военной координации необходимо, чтобы Совет Безопасности ООН оказывал энергичную политическую поддержку деятельности гуманитарных организаций. Это особенно важно, когда миротворческая многофункциональная операция ООН имеет выраженную гуманитарную составляющую и когда Совет Безопасности ООН проявляет растущий интерес к гуманитарным вопросам, участвует в их решении и через политическое руководство ОПМ координирует деятельность всех этих организаций. На стратегическом уровне гражданско-военной координации необходимо, чтобы гуманитарная деятельность ООН осуществлялась в полном соответствии с характером более широкой деятельности ООН по обеспечению мира и безопасности и более комплексным подходом Совета Безопасности к разрешению конфликтов, при котором учет всех аспектов - политического, военного, правового, гуманитарного, аспекта развития и прав человека - дает эффект их взаимоусиления и стратегической практической отдачи. Важное значение имеет гражданско-военная координация и на оперативном уровне. Хотя любой ооновский персонал действует на основе принципов нейтральности и беспристрастности, специфический профиль гуманитарных учреждений ООН подразумевает, что и в рамках многофункциональных ОПМ они сохраняют известную независимость от политических и миротворческих усилий. Кроме того, необходимо учитывать, что существует тесная увязка между гуманитарной помощью и деятельностью в целях восстановления и постконфликтного миростроительства. Отсюда следует, что текущая деятельность по оказанию гуманитарной помощи и некоторые меры оперативного характера, предпринимаемые гуманитарным персоналом, должны быть дополнены и переориентированы, чтобы обеспечить снижение опасности возобновления конфликта и содействовать созданию условий, наиболее благоприятствующих примирению, восстановлению и экономическому подъему. При этом роль миротворческих сил состоит в том, чтобы содействовать поддержанию нормальных условий для функционирования гуманитарных агентств, а в сложной обстановке - предоставлять дополнительные возможности для безопасности персонала. Заслуживает внимания и предложение США учитывать в ходе проведения операций и осуществления гражданско-военной координации помимо политического, стратегического и оперативного уровней также и тактический, когда, например, отдельные подразделения, входящие в состав ОПМ, устанавливают контакты с неправительственными организациями, не задействованными «в поле». В целом опыт показывает, что для успеха ОПМ необходима тесная гражданско-военная координация на всех четырех уровнях среди множества действующих лиц и требуются не просто дипломатические и военные меры, а комплексные миротворческие усилия, направленные на урегулирование различных факторов, ставших или способных стать причиной конфликта. Удручающая особенность недавних конфликтных ситуаций заключается в том, что для достижения политических и иных преимуществ комбатанты стали использовать гуманитарное присутствие и тем самым манипулировать им. Прямой мишенью комбатантов все чаще становится гражданское население, а сотрудники по оказанию гуманитарной помощи подвергаются домогательствам, угрозам взятия в заложники, изнасилования и даже убийства. Как отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем ежегодном докладе на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи31, в 1998 г. впервые гражданский персонал ООН потерял убитыми больше, чем ее военный персонал. Для решения проблемы растущего числа посягательств на жизнь и попрания международных норм необходима помощь государств и международных организаций. Использование человеческой трагедии в политических целях недопустимо. Какое-либо насильственное или несанкционированное возвращение беженцев или оказание гуманитарной помощи вооруженным элементам, скрывающимся под маской беженцев, не может быть поддержано ни авторитетом Совета Безопасности, ни миротворцами ООН. Недопустимы также попытки превращать гражданское население в инструмент достижения военно-политических целей одной из сторон в конфликте, как это имело место, например, в случае с «безопасными районами» в Боснии. Совет Безопасности ООН неоднократно выражал серьезную озабоченность в связи со всеми случаями нападения или применения силы в отношении персонала ООН и другого персонала, связанного с ОПМ, а также персонала гуманитарных организаций в нарушение соответствующих норм международного права, в том числе норм международного гуманитарного права. Совет Безопасности, учреждая или санкционируя операцию для обеспечения защиты в отношении гуманитарной помощи беженцам и другим лицам в ходе конфликтов, подтверждал принципы полного уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности соответствующих государств. По общему признанию, безопасность представляет собой неотъемлемый элемент планирования и проведения ОПМ и на начальном этапе необходима разработка всеобъемлющего плана обеспечения безопасности и охраны ее персонала. Важное значение имеет также обеспечение более тесной координации между соответствующими органами ООН и другими международными учреждениями, которые действуют в соответствии со своими мандатами и статусом, в целях эффективного предоставления гуманитарной помощи нуждающимся или обеспечения защиты в отношении такой помощи. Существенную роль призваны играть и принимающие страны и другие стороны, которые должны обеспечить все надлежащие меры для охраны и безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Важно также, чтобы все государства, еще не сделавшие этого, рассмотрели вопрос о ратификации Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала и Статута Международного уголовного суда. В целом главными условиями эффективности гуманитарной деятельности являются неукоснительное соблюдение положений Устава ООН, универсальных гуманитарных принципов и норм международного права, согласие принимающего государства, тесное сотрудничество со сторонами в конфликте, укрепление способности Совета Безопасности ООН осуществлять наблюдение и плотный контроль за санкционируемой им миротворческой деятельностью, в том числе и ее гуманитарной составляющей.
|