Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Превентивная дипломатия
Превентивная дипломатия является неотъемлемой частью складывающейся после окончания «холодной войны», заметно набирающей темп особенно в конце ХХ-начале XXI столетия и основанной на Уставе ООН разветвленной структуры согласования и консолидации усилий отдельных государств и их групп, региональных организаций и всей системы органов и учреждений ООН, нацеленных на обеспечение безопасности человечества. Генеральный секретарь ООН Бутрос Б. Гали в своем докладе «Повестка дня для мира» справедливо отмечал, что механизм обеспечения безопасности ООН стал одним из основных средств предупреждения и урегулирования конфликтов и сохранения мира и что на Совет Безопасности всеми государствами была возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он также обоснованно подчеркивал, что краеугольным камнем этой структуры является и должно оставаться государство и что уважение его неотъемлемого суверенитета и целостности имеет решающее значение для любого совместного продвижения вперед на международной арене. Особенно пророчески звучат его слова, что, хотя время абсолютного и исключительного суверенитета прошло, недопустимы попытки, направленные на фрагментацию или развал государственных структур, и что если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела делению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут еще более труднодостижимой целью. По мнению Генерального секретаря ООН, глобализм и национализм не следует рассматривать как противоположные тенденции, которые не могут не довести друг друга до крайностей в проявлениях, и основная задача ООН - не допустить, чтобы суверенитет, территориальная целостность и независимость государств в рамках сложившейся международной системы и принцип самоопределения народов в равной степени очень ценные и важные вступили сейчас или в будущем в столкновение друг с другом. Отсюда проистекает насущная необходимость в сохранении целостности каждой из этих составляющих при обеспечении сбалансированной конструкции для всех. Одним из важных средств поддержания такой конструкции на уровне надежности является превентивная дипломатия, которая определяется Бутросом Б. Гали как действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и на ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Превентивная дипломатия может осуществляться Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, самим Генеральным секретарем либо старшими должностными лицами Секретариата ООН, специализированными учреждениями и программами ООН, а также региональными организациями в сотрудничестве с ООН. Превентивная дипломатия не является обособленным видом миротворческой деятельности ООН и используется, как правило, в комплексе с другими ее видами и инструментами. Она часто нуждается в раннем предупреждении, основанном на сборе информации и установлении фактов неофициальным и официальным путем, и нередко напрямую увязывается с такими действиями, как поощрение к миру и поддержание мира. Превентивная дипломатия требует и осуществления мер, направленных на установление доверия, поскольку взаимное доверие и добрая воля абсолютно необходимы для уменьшения вероятности конфликта между государствами или между какими-либо противоборствующими сторонами. Примерами таких мер по укреплению доверия могут служить систематический обмен военными миссиями, образование региональных или субрегиональных центров по уменьшению опасности, организация свободных потоков информации, включая контроль за соблюдением региональных соглашений в области разоружения, периодические консультации ООН с региональными организациями по мерам укрепления доверия и оказание с этой целью консультативной помощи со стороны Секретариата ООН. Как и другие виды миротворческой деятельности ООН, превентивная дипломатия нуждается в своевременном и точном знании фактов, в анализе глобальных экономических и социальных тенденций и закономерностей, а также во всесторонней и взвешенной оценке политических событий, которые могут привести к опасной напряженности. В последнее время арсенал средств превентивной дипломатии пополнился таким новым механизмом, как превентивное развертывание сил ООН. Хотя превентивная функция есть у всех ОПМ, поскольку они призваны предотвращать вспышку или возобновление конфликтов, особенно четко она проявляется в тех случаях, когда операции развертываются до начала внутреннего или международного вооруженного конфликта. За последние годы это происходило три раза - в случае с Силами превентивного развертывания ООН в Республике Македонии, миссией ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР) и операциями, проводившимися одна за другой в Гаити. К числу их общих черт помимо того, что в странах, принимавших эти операции, не было внутреннего или международного конфликта с применением насилия, можно отнести возможность или даже вероятность возникновения вооруженного конфликта, согласие соответствующих государств на проведение ОПМ в форме превентивной деятельности и санкционирование операций Советом Безопасности ООН. То, что в ходе упомянутых выше развертываний в принимающих странах не возникло конфликтов, убедительно свидетельствует: превентивно развернутая операция ООН как символ заинтересованности международного сообщества и как источник давления, призванного обеспечить достижение его целей, способна сыграть важнейшую роль. Очевидно также, что при превентивном развертывании, как и в случае с другими формами деятельности по поддержанию мира, для устранения коренных причин конфликтов может потребоваться многоаспектный подход. Важными составными частями этих усилий могут быть реформирование и реорганизация местных правоохранительных органов, разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов; информирование о минной угрозе и разминирование, укрепление правозащитных и демократических институтов. Очевидно также и то, что, как и в случае со всеми ОПМ, способность превентивно развернутых операций вносить вклад в обеспечение прочного мира зависит от готовности сторон воспользоваться открывающейся перед ними возможностью. Имеющийся, хотя и небольшой, опыт ясно показывает, что развертывание военного, полицейского и гражданского персонала может содействовать обеспечению безопасности страны, правительство которой обратилось с просьбой о таком развертывании, уменьшению страданий и ограничению насилия или постановке его под контроль. Оно способно также спасти жизни и создать условия безопасности, в которых могут быть проведены переговоры. Кроме того, осуществляемая в ходе развертывания гуманитарная помощь, оказываемая беспристрастно, имеет огромное значение. В некоторых случаях развертывание может помочь усилиям по примирению сторон и подключению специальных навыков и ресурсов организаций и учреждений системы ООН к процессу урегулирования. Вместе с тем четко выявилась и необходимость строго соблюдать согласованный баланс руководящих принципов, содержащихся, в частности, в приложении к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1992 г. В руководящих принципах указывается, что суверенитет, территориальная целостность и национальное единство государств должны полностью уважаться в соответствии с Уставом ООН, что гуманитарная помощь должна оказываться на основах гуманности, нейтралитета и беспристрастности и что в данной связи она должна предоставляться с согласия страны пребывания и в принципе по просьбе этой страны, подчеркивается также ответственность государств за оказание помощи жертвам чрезвычайных ситуаций, имеющих место на их территории, и необходимость доступа к людям, нуждающимся в гуманитарной помощи. В свете этих руководящих принципов просьба правительства о вмешательстве ООН или согласие на него не рассматриваются как нарушение суверенитета государства и закрепленного в пункте 7 статьи 2 Устава ООН принципа невмешательства вдела, по существу, входящие во внутреннюю юрисдикцию государств. Одной из форм превентивного развертывания в последнее время можно считать создание демилитаризованных зон. Если в прошлом они устанавливались по согласию сторон после завершения конфликта, то в последние годы демилитаризованные зоны, а также их модификации - зоны разъединения, зоны ответственности, гуманитарные коридоры и др. - стали создаваться в дополнение к развертыванию персонала ООН в таких зонах как части операций по поддержанию мира. Эти зоны могут располагаться с обеих сторон границы (с согласия обеих сторон) в качестве средства разъединения потенциальных противников и с одной стороны границы (по просьбе одной стороны) в целях устранения любого предлога для нападения. Демилитаризованные зоны призваны служить символом стремления международного сообщества к предотвращению конфликта. Концепция превентивной дипломатии, предотвращения возможных конфликтов, уменьшения опасности возникновения войны и обеспечения окончательного урегулирования споров, как давних, так и новых, вытекает из положений Устава ООН, относящихся к Совету Безопасности, и отражает насущную необходимость для ООН продемонстрировать свою способность действовать в качестве гаранта мировой безопасности. Для этой цели, как показала качественная эволюция данной концепции за прошедшие годы, не требуется ни каких-либо изменений в структуре ООН, ни перераспределения полномочий между ее соответствующими органами, а необходимо лишь усовершенствовать существующие средства и механизмы, адаптировать их к нынешним мировым реалиям и при необходимости изыскивать новые подходы и новаторские методы в развитие общих положений Устава ООН. В заявлении, принятом на первом заседании Совета Безопасности на высшем уровне 31 января 1992 г., подчеркивалось важное значение превентивной дипломатии и миротворчества как методов поддержания международного мира и безопасности. Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о работе Организации8 в 1997 г., предупреждение как внутренних, так и межгосударственных конфликтов требует прежде всего уделения постоянного внимания возможным источникам напряженности и безотлагательных мер со стороны Совета Безопасности по обеспечению того, чтобы напряженность не переросла в конфликт. В этой сфере важную роль должен играть и Секретариат ООН, который, действуя в сотрудничестве с Советом Безопасности и другими структурами системы ООН, последовательно работает над укреплением своего механизма глобального наблюдения, призванного выявлять и отслеживать угрозы международному миру и безопасности, обеспечивая Совету Безопасности возможность предпринимать превентивные действия или способствовать их осуществлению на практике. Существенную роль на нынешнем этапе играет также наличие адекватного людского, материально-технического и финансового обеспечения превентивных и миротворческих действий, особенно в свете того обстоятельства, что ООН переживает острый финансовый кризис. Все большее значение приобретает в этой связи и сотрудничество ООН с региональными организациями (ОБСЕ, СНГ и др.). В ходе задействования превентивного потенциала ООН был создан обширный арсенал средств, методов и механизмов предупреждения перерастания споров в вооруженные конфликты. Выявились и необходимые условия проведения превентивной дипломатии ООН. Это, прежде всего, наличие у Организации средств, позволяющих непрерывно вести в мировом масштабе беспристрастное и эффективное наблюдение за потенциально конфликтными ситуациями, в том числе и внутренними, и зарождающимися конфликтами. Превентивная дипломатия, некогда расплывчатая и неопределенная концепция, начинает восприниматься сейчас как жизненно важная область практических действий. Дипломатия, несомненно, является испытанным средством предупреждения конфликтов. В последние годы получили развитие новые формы превентивной дипломатии: усилия по предупреждению возникновения вооруженных конфликтов, например миссии по установлению фактов; миссии добрых услуг и миссии доброй воли; направление специальных посланников и специальных представителей Генерального секретаря ООН в районы напряженности; усилия с целью убедить стороны в потенциальном конфликте сесть за стол переговоров. Как известно, практически все перечисленные формы использовались последовательно или параллельно применительно к Республике Македонии. Однако опыт ООН в последние годы говорит о том, что несколько других средств, способных дать полезный превентивный эффект, например превентивное разоружение, превентивные гуманитарные действия и превентивное миростроительство, которое может предусматривать (с согласия соответствующего правительства) широкий круг действий в таких областях, как демократическое правление, права человека, экономическое и социальное развитие. Важное место в этом арсенале занимает превентивное развертывание, которое является разновидностью операций ООН по поддержанию мира, и как следствие этого на него распространяются все утвердившиеся в практике ООН базовые принципы проведения операций ООН по поддержанию мира, в том числе согласие сторон, четкий и ясный мандат, беспристрастность, неприменение силы, за исключением случаев самообороны, временные пределы и др. Характерные особенности, основные принципы функционирования можно наглядно проследить на опыте Сил превентивного развертывания ООН. Впервые в истории ООН в качестве меры превентивной дипломатии военные подразделения были развернуты в Македонии. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 795 от 11 декабря 1992 г. было обеспечено присутствие сил ООН по охране (СООНО) в Республике Македонии по границе с Албанией и Союзной Республикой Югославией. Этот акт имел целью предупреждение более широкомасштабной войны на Балканах. Эволюция первого превентивного развертывания прошла следующие этапы. В декабре 1992 г. СООНО были также развернуты в Республике Македонии для контроля и доклада о развитии событий в приграничных районах, которые могли бы нарушить доверие и стабильность в этой республике и угрожать ее территории. 31 марта 1995 г. Совет Безопасности принял решение провести реструктуризацию СООНО, заменив их тремя отдельными, но взаимосвязанными операциями по поддержанию мира. Совет Безопасности продлил мандат СООНО в Боснии и Герцеговине, учредил Операцию ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД) и постановил, что СООНО в пределах Республики Македонии будут известны как Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН). Каждая из трех операций возглавлялась гражданским главой миссии и имела собственного военного командующего. Итак, СПРООН были созданы в Республике Македонии 31 марта 1995 г. вместо СООНО. Мандат СПРООН по сути остался таким же: наблюдать и докладывать о любом развитии событий в пограничных районах, которые могут подорвать доверие и стабильность в Республике Македонии и угрожать ее территории. С 1 февраля 1996 г., после прекращения мандатов ОООНВД, СООНО и Миротворческих сил ООН (МСООН), СПРООН стали самостоятельной операцией, докладывающей непосредственно в центральные учреждения ООН в Нью-Йорке. Несмотря на свой новый статус, миссия сохранила примерно тот же мандат, численность и состав войск. В 1999 г. деятельность СПРООН была прекращена. Превентивное развертывание военного и/или полицейского персонала наряду с превентивной дипломатией, превентивными гуманитарными действиями (например, для контролирования и урегулирования ситуации, связанной с беженцами, в пограничном районе с нестабильной обстановкой) и превентивным миростроительством (предусматривающим широкий набор возможных мер в политической, экономической и социальной областях, особенно применимых к назревающим внутренним конфликтам) является одной из форм действий, которые могут быть предприняты, чтобы недопустить перерастания споров в вооруженные конфликты. К этой форме превентивных действий применимы, как и ко всем другим формам, следующие общие характеристики: • все они зависят от раннего предупреждения о наличии опасности конфликта; • требуют информации о причинах и предлагаемом характере потенциального конфликта, чтобы можно было определить надлежащие превентивные меры; • требуют согласия стороны или сторон, в рамках юрисдикции которых должны быть приняты эти превентивные меры. В ходе задействования СПРООН совершенно четко выявилось, что превентивная дипломатия и урегулирование конфликтов, являясь обычными обязанностями ООН, приобрели новые аспекты, а само понятие поддержания мира охватывает сегодня немыслимый ранее диапазон действий и обязанностей ООН. Практика подтверждает, что понятие операций по поддержанию мира, в том числе превентивных, не остается неизменным, а постоянно эволюционирует и что для достижения успеха и отражения меняющихся потребностей сообщества государств методы осуществления ОПМ приходится все время изобретать заново. При этом в каждой операции, в которой участвует ООН, используется опыт и учитываются уроки предыдущих операций. Это, разумеется, не означает, что могут быть подорваны или ослаблены и международно-правовая база, и традиционные исходные принципы, касающиеся согласия и сотрудничества сторон, минимального применения силы, соблюдения соглашений и др., хотя попытки поставить их под сомнение не раз предпринимались. В целом, как убедительно показал опыт, в том числе и СПРООН, деятельность по поддержанию мира и превентивная дипломатия зависят от одного важного условия, а именно: для обеспечения успеха превентивных и миротворческих действий стороны в конфликте должны проявить необходимую политическую волю. Становится совершенно ясно, что поддержание мира и превентивная дипломатия требуют приверженности конфликтующих сторон принципу мирного урегулирования конфликта, другими словами, приверженности Уставу ООН. Опыт также свидетельствует, что превентивное развертывание не следует путать с урегулированием конфликтов. Превентивное развертывание не является само по себе улаживанием конфликта, это лишь один из этапов данного процесса, обеспечивающий временную передышку от военных действий, в то время как конфликт урегулируется в политической, гуманитарной, экономической, социальной и иных сферах. В рамках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в последние годы предпринимаются попытки усовершенствовать такие инструменты поддержания мира, как превентивная дипломатия и поощрение к миру. В заявлении Председателя Совета Безопасности от 22 февраля 1995 г. содержится призыв ко всем государствам как можно более полно использовать инструменты превентивной деятельности, включая добрые услуги Генерального секретаря, направление специальных посланников Генерального секретаря и размещение с согласия, в надлежащих случаях, принимающей страны или стран небольших полевых миссий для осуществления деятельности в области превентивной дипломатии и миротворчества. Более трех лет проблематикой превентивной дипломатии и поощрения к миру занималась и неофициальная Рабочая группа Генеральной Ассамблеи по «Повестке дня для мира», однако не достигла каких-либо согласованных результатов. Между тем концепция превентивного развертывания явно нуждается в дополнительном изучении и совершенствовании на практике. Опыт СПРООН, МООНЦАР и операции ООН в Гаити, несомненно, принес позитивные результаты. Однако он же поднял и ряд вопросов, в том числе о необходимости заранее согласовывать критерии успеха, «стратегию выхода», принципы своевременной реконфигурации операции в зависимости от изменения реальной обстановки. Особо актуальной представляется проблема временных пределов проведения операции превентивного развертывания сил ООН, которую нужно решать, не создавая бессрочного «санитарного кордона» на границах, а обращаясь к глубинным причинам кризисов на основе самого серьезного рассмотрения в Совете Безопасности ООН. Следовало бы также учитывать, что превентивная дипломатия и поощрение к миру являются областями деятельности, где у региональных организаций и структур имеются большие возможности для достижения позитивных результатов и где передача определенных задач на региональный уровень была бы весьма целесообразной, разумеется, при сохранении политических прерогатив Совета Безопасности ООН. Отсюда вытекает настоятельная потребность определить свод принципов, на которых должно строиться сотрудничество между ООН и региональными организациями и структурами, включая согласованные механизмы консультаций, уважение примата ООН, закрепленного в ее Уставе, четко определенное разделение обязанностей, не допускающее дублирования, и координированный подход региональных структур и ООН к решению проблем, представляющих интерес для них, и разработать общую стратегию превентивной и миротворческой деятельности ООН и региональных организаций. Исключительно большое значение в разработке концептуальных основ всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов имеют решения Саммита и Ассамблеи тысячелетия, которые нацеливают на активизацию международных усилий в превентивной сфере. Главное - адекватно и оперативно реализовать эти решения. Важные ориентиры дальнейшей работы на этом направлении содержатся в докладе Генерального секретаря ООН «О предотвращении вооруженных конфликтов» от 7 июня 2001 г.9. Доклад содержит ряд позитивных идей и дает конкретные рекомендации по дальнейшему укреплению усилий системы ООН в области профилактики конфликтов при сотрудничестве и активном участии государств -членов ООН, которые несут главную ответственность за предотвращение конфликтов. Доклад носит всеобъемлющий характер и рассматривает конкретный вклад, который могут внести в этой сфере Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Международный Суд и Генеральный секретарь ООН, а также сотрудничество между ООН и внешними субъектами, такими, как региональные организации, неправительственные организации, гражданское общество и деловые круги. В докладе справедливо подчеркивается, что Устав предоставляет ООН серьезный мандат для предотвращения вооруженных конфликтов и утверждает два определяющих момента, лежащих в основе системы коллективной безопасности. Во-первых, предотвращение вооруженных конфликтов является более целесообразной и эффективной в финансовом отношении стратегией обеспечения прочного мира и безопасности, чем попытки остановить их или частично снять их симптомы. И во-вторых, вооруженные международные конфликты легче всего предотвратить «мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость», как это предусматривается в пункте 3 статьи 2 Устава ООН. Тем самым авторы Устава поставили во главу угла системы коллективной безопасности ООН предотвращение конфликтов, и этот вывод сохраняет свою актуальность и действенность и в XXI в. После окончания «холодной войны» появилось новое понимание концепции мира и безопасности. Большой упор на природу устойчивого мира и основополагающих его элементов, таких как социальное и экономическое развитие, благое управление, и демократизация, соблюдение законности и уважение прав человека, дополняет традиционную концепцию коллективной безопасности. По словам Генерального секретаря, в XXI в. коллективная безопасность должна подразумевать обязательство всех государств стремиться к ликвидации военных действий на наиболее раннем этапе, до того как возникнет угроза миру и безопасности. В этом, по его мнению, подлинная суть культуры предотвращения конфликтов, и подобный подход возвращает ООН к ее истокам. В статье 55 Устава ООН четко признается, что решение международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, международное сотрудничество в сфере культуры и образования, а также всеобщее уважение прав человека - непременные требования для «создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями». Таким образом, Устав ООН закладывает основу для всестороннего и долгосрочного подхода к предотвращению конфликтов, исходя из более широкой концепции мира и безопасности и учитывая новые мировые реалии. Нельзя не согласиться с Генеральным секретарем в том, что главная ответственность за утверждение культуры предотвращения конфликтов и за результативность соответствующих практических шагов лежит на самих государствах. Международное сообщество призвано оказывать им в этом эффективное содействие при центральной координирующей роли ООН. Принципиальное значение имеет подтверждение Генеральным секретарем непреложности одобрения и поддержки международных и региональных превентивных действий со стороны затрагиваемых ими государств. Императивно выстраивание любых усилий по предотвращению кризисов и конфликтов на прочной международно-правовой базе в строгом соответствии с Уставом ООН, включая соблюдение базовых принципов суверенитета и территориальной целостности государств. Драматический опыт кризисного регулирования последних лет, в частности на Балканах, на Ближнем Востоке и в Африке, убедительно показывает пагубность попыток предотвратить появление и разрастание конфликтов противоправными односторонне силовыми методами. Эффект таких попыток, какими бы благими намерениями они внешне ни прикрывались, прямо противоположен заявленным целям. Подобные попытки, как показывает практика, неизбежно ведут к эскалации конфликтов и усугублению региональный нестабильности со всеми вытекающими отсюда пагубными последствиями. Комплексный подход к превентивной дипломатии повышает актуальность совершенствования координации внутри ооновской системы и между ООН и другими международными структурами. Россия поддерживает рекомендации Генерального секретаря о повышении удельного веса превентивной проблематики в деятельности Генеральной Ассамблеи ООН и о развитии взаимодействия между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН в предотвращении конфликтов при сохранении главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Два главных органа ООН в своей превентивной деятельности должны максимально задействовать ресурсы системы ООН. Вместе с тем в отношении использования Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей информационных и аналитических материалов, подготавливаемых органами ООН по правам человека, Россия исходит из того, что такие материалы должны передаваться Совету Безопасности и Генассамблее на основе решений указанных органов и в соответствии с их мандатами. Россия положительно оценивает готовность Генерального секретаря представлять Совету Безопасности периодические региональные или субрегиональные доклады относительно возможных угроз миру и стабильности. По мнению России, такие доклады должны, как правило, инициироваться самим Советом Безопасности и готовиться с учетом мнений государств соответствующих регионов. Стоит при этом учитывать, например, опыт безрезультатных попыток ввести в повестку дня ОБСЕ проблематику предотвращения кризисов в Центральной Азии без согласования этого вопроса с центральноазиатскими странами. В контексте упрочения международно-правовых основ превентивной деятельности заслуживает поддержки предложение об усилении роли Международного Суда ООН для более активного применения механизмов мирного разрешения споров. Одной из главных целей превентивных мер должна стать ликвидация имеющих глубокие корни социально-экономических, культурных, экологических, институциональных и других структурных причин, которые зачастую предопределяют непосредственные политические симптомы конфликтов. Россия приветствует конкретные идеи о расширении сотрудничества между Советом Безопасности ООН и ЭКОСОС в области предотвращения конфликтов. Хорошие перспективы в этой связи имеет и предложение о более энергичном подключении ЭКОСОС к региональным инициативам Совета Безопасности в сфере предотвращения вооруженных конфликтов. Успешная деятельность региональных и субрегиональных механизмов по профилактике конфликтов, в том числе на африканском континенте, ставит в повестку дня вопрос о поиске дополнительных резервов сотрудничества ООН с этими структурами в соответствии с главой VIII Устава ООН. Такое сотрудничество должно опираться на рациональное разделение труда и взаимодополнение усилий и ресурсов. Возрастающее экономическое измерение превентивной дипломатии обуславливает целесообразность активизации сотрудничества в этой области между ООН и бреттон-вудскими институтами, другими ведущими международными финансово-экономическими структурами. Многоаспектный характер вопросов предотвращения конфликтов и все более частый выход конфликтогенных тенденций за рамки национальных границ диктуют необходимость регионального подхода в превентивной сфере. Это особенно актуально в таких потенциально взрывоопасных регионах с множеством скрытых противоречий, как Балканы и Ближний Восток. Для эффективного устранения там дестабилизирующих факторов следует создать разветвленную инфраструктуру политического и экономического сотрудничества, позволяющую амортизировать кризисный потенциал и разряжать его мирными средствами. Именно этими соображениями продиктована выдвинутая в 2001 г. инициатива России в созыве Балканского саммита в целях заключения государствами региона и заинтересованными сопредельными странами юридически обязывающего соглашения, фиксирующего взаимные обязательства по неукоснительному соблюдению основополагающих принципов межгосударственных отношений, прежде всего нерушимости границ, суверенного равенства, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы. Заинтересованная реакция на эту инициативу обнадеживает и показывает перспективность регионального подхода к предотвращению кризисов и конфликтов. Важное направление международной превентивной деятельности, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание, - это недопущение эскалации конфликтов и расширения их географии. Одно из действенных средств решения этой задачи - эффективное пресечение внешней подпитки конфликтов во всех ее проявлениях. Речь идет о необходимости разработки под эгидой ООН комплексной стратегии в этой области, охватывающей конкретные проблемы, такие как «конфликтные» алмазы, незаконный оборот легкого и стрелкового оружия, борьба с «отмыванием» нелегальных доходов и др. Осуществлению этой российской инициативы содействовало бы наращивание широкого сотрудничества в рамках ООН и других международных организаций. В докладе основной акцент делается на новых моментах, появившихся в процессе осуществления концепции предотвращения и мирного урегулирования кризисов и конфликтов на современном этапе. Важным является, в частности, вывод о том, что раннее предупреждение, превентивная дипломатия, превентивное развертывание, превентивное разоружение и постконфликтное миростротельство являются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами стратегии предотвращения конфликтов. Внимания заслуживает и возобновление Советом Безопасности практики направления выездных миссий с согласия принимающих стран, которые имеют большое превентивное значение. Новым моментом является и то, что в последнее время в миротворческих операциях ООН и региональных организаций все более существенную превентивную роль начинает играть гражданская полиция. Заметную роль в поддержке усилий ООН по предотвращению конфликтов призван сыграть частный сектор. Важно поощрять социально ответственную деятельность транснациональных корпораций и международного бизнеса в целом в кризисных зонах, что создавало бы дополнительные благоприятные условия для миротворческих усилий международного сообщества. Эти и другие новые моменты нашли свое отражение в резолюции Совета Безопасности 1366 от 30 августа 2001 г., а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые призваны послужить полезными стимулами в процессе разработки всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов на глобальном и региональном уровнях. Все это призвано также способствовать повышению эффективности деятельности международного сообщества по устранению угрозы вооруженных конфликтов. Россия, в полной мере осознавая свою ответственность за обеспечение безопасности и стабильности в мире, будет и впредь прилагать активные усилия для достижения этой цели во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами. Развитию и уточнению концепции предотвращения вооруженных конфликтов и уяснению роли превентивной дипломатии содействовал также доклад Генерального секретаря «Осуществление Декларации тысячелетия ООН» от 31 июля 2002 г.10 В нем справедливо указывалось, что главным условием для реализации идеи предупреждения конфликтов на деле является политическая воля национальных правительств. Именно на них лежит основная ответственность за предупреждение, а ООН может существенно способствовать предотвращению вспышки или повторной вспышки ожесточенного конфликта, но только в том случае, если власти соответствующих государств привержены делу мира. Второе условие, необходимое для преодоления разрыва между идеей и реальностью, - потенциал. Как национальная, так и международная система регулирования конфликтов могут и должны вкладывать средства в развитие способности осуществлять структурное и оперативное предупреждение на всех уровнях -от местного до национального, от регионального до международного и от двустороннего до многостороннего. Еще одно условие успеха в деле урегулирования конфликтов состоит в задействовании региональных и субрегиональных структур, которые часто обладают наилучшими возможностями в плане предупреждения конфликтов в своем регионе и могут использовать механизмы такого предупреждения. Наконец, по мнению Генерального секретаря, многие его рекомендации по проблеме предупреждения конфликтов напрямую связаны с обеспечением этих рекомендаций ресурсной базой. Полноценное предупреждение конфликтов настоятельно требует умения смотреть в будущее и конкретного проявления политической воли, а именно в виде ресурсов. Из самой разрушительной и смертоносной за всю историю человечества Второй мировой войны и из трагических событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими атаками в Нью-Йорке, Вашингтоне, Пенсильвании, должны быть извлечены правильные уроки. Только тогда идея создания международной системы для действенного и своевременного предупреждения конфликтов может воплотиться в реальность. Следует отметить, что многие содержащиеся в докладах Генерального секретаря ООН положения и рекомендации были тщательно рассмотрены Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами ООН и были приняты резолюции, предписывающие выполнение всеми государствами конкретных мер по укреплению антикризисного и превентивного потенциала ООН и формированию всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов. В частности, указывалось на то, что раннее предупреждение, превентивная дипломатия, превентивное развертывание, практические меры по разоружению и постконфликтное миростроительство являются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов, что основная ответственность в этой области лежит на национальных правительствах и что ООН и международное сообщество могут играть важную роль в поддержке национальных усилий по предупреждению конфликтов и оказывать содействие в создании национального потенциала в данной области. Большое значение имеет выраженное в резолюции Совета Безопасности 1366 обязательство принимать оперативные и эффективные меры по предотвращению вооруженных конфликтов и с этой целью использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, включая миссии, направляемые с согласия принимающих государств в районы потенциальных конфликтов, а также его готовность рассматривать вопросы превентивного развертывания с согласия соответствующих государств. Особо важен призыв к государствам укреплять потенциал ООН в области поддержания международного мира и безопасности и предоставлять необходимые людские, материальные и финансовые ресурсы для принятия своевременных и превентивных мер, включая раннее предупреждение, превентивную дипломатию, превентивное развертывание, практические меры по разоружению и миростроительство. Принятые на основе рекомендаций Генерального секретаря ООН резолюции главных органов ООН, прежде всего Совета Безопасности, имеют не только индикативное значение, но и обрели характер исполнительных распоряжений и предписаний для главных органов ООН, других соответствующих органов, управлений, фондов, программ и специализированных учреждений, равно как и других международных организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО) и бреттон-вудские учреждения, а также для неправительственных организаций, субъектов гражданского общества и частного сектора в сфере предотвращения вооруженных конфликтов. Укреплению превентивного потенциала ООН могли бы служить и соображения, содержащиеся в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. В частности, особого внимания заслуживают предложения Группы мудрецов о разработке международных режимов и норм, регулирующих некоторые из источников и ускорителей конфликтов; о создании правовых механизмов в отношении природных ресурсов, борьба за которые часто становилась фактором, препятствующим обеспечению мира; о разработке норм, регулирующих рациональное использование природных ресурсов для стран, выходящих из состояния конфликта или находящихся на грани конфликта. Среди этих предложений следовало бы отметить идею более тесного взаимодействия ООН с региональными организациями, которые взяли на себя ведущую роль в создании рыночных механизмов предотвращения; предложение о том, чтобы ООН извлекла пользу из обмена информацией и аналитическими данными с региональными системами раннего предупреждения; о разработке нормативных стандартов, которые могут служить руководством в контексте превентивной деятельности. Особый интерес представляет предложение о разработке ООН совместно с региональными организациями рамочных норм в отношении прав меньшинств и защиты демократически избранных правительств от их отстранения от власти неконституционным путем. Нельзя пройти и мимо предложения о необходимости назначения по линии ООН умелых, опытных и известных в международных кругах посланников, посредников и специальных представителей, которые могут внести в предотвращение конфликтов такой же важный вклад, какой они вносят в улаживание конфликтов, и о создании в рамках Секретариата механизма обучения и инструктировании новых или потенциальных специальных представителей и других представляющих ООН посредников. Заслуживает также внимания и предложение о конструктивном использовании превентивного развертывания миротворческих сил и о необходимости учитывать, что в странах, которые выходят из состояния конфликта, развертывание небольшого контингента миротворцев для обучения национальных вооруженных сил может выполнять важную превентивную роль.
3. Поощрение к миру (установление мира)
В последние годы широкое распространение получил такой метод предотвращения и урегулирования споров и конфликтов, как поощрение к миру (peacemaking), иногда называемый также установлением мира или миротворчеством. Этот термин был запущен в политический оборот Советом Безопасности на его первом заседании на высшем уровне 31 января 1992 г., и позднее предпринимались неоднократные попытки раскрыть его содержание и определить характерные черты. В частности, в докладе Генерального секретаря ООН Бутроса Б. Гали «Повестка дня для мира»11 отмечается, что установление мира - это действия, направленные на то, чтобы заставить враждующие стороны прийти к соглашению главным образом с помощью мирных средств, подобных тем, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН. Суть этих действий - не только способствовать предотвращению конфликта, но и перейти к решению задачи по поддержанию мира и добиться от враждующих сторон заключения договоренностей с помощью мирных средств. Спустя пять лет Бутрос Б. Гали вынужден был признать, что термин «миротворчество» требует уточнения, особенно с учетом развития обстановки в мире и опыта использования этого метода. По его мнению, понятие «поощрение к миру» в том смысле, как оно употребляется в ООН, означает применение дипломатических средств с целью убедить стороны в конфликте прекратить военные действия и в ходе переговоров мирным путем урегулировать свой спор. Как и в случае превентивных действий, ООН может сыграть свою роль, только если стороны в споре согласны с этим. Таким образом, поощрение к миру исключает использование силы против одной из сторон для принуждения к прекращению военных действий, то есть применение такого вида деятельности, который на языке ООН именуется принуждением к миру. В ходе осуществления поощрения к миру используются обычно средствв разрешения споров и конфликтов, многие из которых перечислены в главе VI Устава ООН. Это, в частности, переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство и обращение к региональным органам или соглашениям. Указанные средства получили дальнейшее развитие в различных декларациях, принятых на основе консенсуса Генеральной Ассамблеей, в том числе в Декларации о мирном разрешении международных споров (Манильская декларация 1982 г.), Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.), Декларации об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности (1991 г.), Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в поддержании международного мира и безопасности (1994 г.), а также в одобренной Генеральной Ассамблеей Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (1994 г.) и других документах ООН. За более чем полвека своего существования ООН накопила обширный опыт в улаживании споров и конфликтов и активно применяла самые разные мирные методы и средства. И если некоторые из споров и конфликтов остаются неурегулированными либо их разрешение затягивается, то это объясняется отнюдь не тем, что не известны методы мирного урегулирования или их недостаточно. Причины, как представляется, кроются в отсутствии у сторон политической воли добиваться преодоления своих разногласий с помощью средств, предусмотренных главой VI Устава ООН. Нередко дело объясняется и тем, что к урегулированию спора или конфликта подключается слишком много мирных средств, например посредников, которые в силу разноре-чевых подходов не столько сглаживают разногласия между сторонами, сколько вольно или невольно провоцируют разжигание конфликта. Еще одна причина: в ряде случаев приходится иметь дело с большим количеством сторон в конфликте, что весьма затрудняет выработку общеприемлемых основ урегулирования. Кроме того, появление большого числа конфликтов нового поколения обнаружило явный недостаток опытных и квалифицированных специалистов в области превентивной дипломатии и мирного урегулирования споров и конфликтов, что подчас приводило к срывам и сбоям процесса миротворчества. Немаловажным обстоятельством является и такое: у третьей стороны, если была выбрана процедура разрешения спора с ее помощью, нередко отсутствовали реальные рычаги воздействия на стороны, что оборачивалось в ряде случаев бесплодным обсуждением проблем урегулирования и не позволяло сдвинуть с мертвой точки позиции сторон в конфликте. Многие исследователи отмечают в качестве одной из серьезных причин безразличное отношение международного сообщества к той или иной конкретной проблеме или взгляд на нее как на периферийную и недостойную внимания ООН. Наконец, в числе существенных причин неурегулированности следует назвать чрезмерное упование некоторых субрегиональных структур закрытого типа на карательно-силовые методы решения проблем и практически полное игнорирование политико-дипломатических средств, что приводило и приводит лишь к тому, что закладываются семена новых разногласий и вражды, а урегулирование затягивается на долгие годы. Опыт наглядно свидетельствует, что только тогда, когда удавалось создать благоприятные условия для проведения переговоров между сторонами и на их основе достигнуть общеприемлемых договоренностей, появляется основа для прочного долговременного урегулирования конфликта. Опыт показывает также, что наибольшие шансы на достижение позитивных результатов имеются именно у ООН и ее органов, прежде всего Совета Безопасности. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности располагает широким арсеналом средств и методов, которые он активно использовал в целях поощрения к миру. С ростом единства как постоянных членов Совета, так и всего его состава появились реальные рычаги и возможности более эффективно использовать метод поощрения к миру в целях урегулирования споров и ситуаций, побуждать враждующие стороны к проведению переговоров, одобрять достигнутые договоренности и содействовать их осуществлению на практике. Совет Безопасности стал более активно использовать те положения Устава ООН, согласно которым он может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования споров и ситуаций и, если все стороны, участвующие в споре или ситуации, об этом попросят, давать сторонам рекомендации для мирного разрешения такого спора или ситуации. Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея также наделена важными полномочиями в деле поощрения к миру, и она в последние годы активно ими пользовалась, рассматривая на своих регулярных и специальных сессиях большое число спорных ситуаций и конфликтов, принимая рекомендации и предлагая меры, направленные на предотвращение возникновения или обострения ситуаций, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности; на создание благоприятных условий для проведения контактов и встреч между противоборствующими сторонами и на мирное улаживание возникших споров и ситуаций. Важное значение в области поощрения к миру приобретает в последнее время совершенствование сотрудничества между ООН и региональными организациями и субрегиональными структурами. В ходе такого сотрудничества и взаимодействия сложились определенные принципы, исходящие из необходимости выполнения следующих основных условий. Прежде всего, необходимо уважать примат ООН в поддержании международного мира и безопасности, предусмотренный Уставом. Далее, требуется разработать согласованные механизмы консультаций, которые, однако, необязательно должны быть формализованы. Следует также четко определить и согласовать распределение выполняемых функций, чтобы избежать дублирования деятельности и межорганизационного соперничества в тех случаях, когда ООН и региональные организации занимаются урегулированием одного и того же конфликта. И наконец, нужно обеспечить последовательность позиций участников региональной организации, являющихся также государствами - членами ООН, при решении общих проблем, представляющих интерес для обеих организаций12. Перечисленные принципы могли бы послужить основой для разработки свода руководящих указаний для решения вопросов, возникающих при обеспечении оперативного и эффективного сотрудничества между ООН и региональными организациями в сфере поощрения к миру. Весомую роль в поощрении к миру призваны играть в соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь и Секретариат ООН. Особое место в последнее время занимает деятельность отдельных лиц, назначенных Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей или Генеральным секретарем, которые осуществляют посредничество, оказывают сторонам добрые услуги, побуждают стороны к тому, чтобы они приступили к серьезным переговорам, или проводят переговоры для достижения соглашений по мирному урегулированию спора или конфликта. Нередко сам Генеральный секретарь брал на себя выполнение посреднических функций и осуществлял добрые услуги в целях поощрения к миру. При этом, как отмечал Бутрос Б. Гали, во всей сфере поощрения к миру для обеспечения полной осведомленности о том, как влияние Совета Безопасности может быть использовано наилучшим образом, и выработки общей стратегии мирного урегулирования конкретных споров исключительно важное значение имеют тесные и постоянные консультации между Генеральном секретарем и Советом Безопасности. Вопросам поощрения к миру, предотвращения конфликтов неоднократно посвящал свои заседания Совет Безопасности. Так, в одобренном 30 ноября 1999 г. заявлении его Председателя по вопросу «Роль Совета Безопасности в предотвращении конфликтов»13 Совет подчеркнул необходимость полного соблюдения и осуществления принципов и положений Устава ООН и норм международного права, в частности, тех, которые касаются предотвращения вооруженных конфликтов и разрешения споров мирными средствами. Совет подтвердил свою приверженность принципам политической независимости, суверенного равенства и территориальной целостности всех государств, а также уважения прав человека и принципа господства права. Совет отметил важность своевременного рассмотрения им ситуаций, которые могут привести к вооруженным конфликтам. Он указал на первостепенное значение разрешения споров мирными средствами в соответствии с главой VI Устава ООН и напомнил о том, что стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны добиваться разрешения спора мирным путем. Совет подтвердил свою обязанность в соответствии с Уставом ООН принимать по собственной инициативе меры для поддержания международного мира и безопасности и отметил в этой связи результаты миссии Совета по установлению фактов, свидетельствующие о том, что такие миссии, осуществляемые с согласия принимающих сторон и с четкими целями, могут быть весьма полезными, если направляются своевременно и надлежащим образом. Совет заявил также о своем намерении оказывать поддержку Генеральному секретарю ООН в его усилиях по предотвращению конфликтов посредством направления миссий по установлению фактов, оказания добрых услуг и осуществления других видов деятельности, требующих действий его посланников и специальных представителей. Совет признал важную роль, которую играют региональные организации в предотвращении вооруженных конфликтов, в том числе путем выработки мер по укреплению доверия и безопасности. Совет Безопасности провел открытые дебаты по вопросу предотвращения конфликтов в ноябре 1999 г., июле 2000 г. и в феврале 2001 г. В ходе этих дебатов большое число государств - членов ООН поддержали идею предотвращения конфликтов, однако высказались за приоритетность разных мер. Одни страны подчеркивали необходимость обратить особое внимание на социально-экономические первопричины конфликтов и призывали к увеличению объема помощи в целях развития для предотвращения конфликтов. Другие называли в качестве наиболее важных аспектов превентивных мер поощрение прав человека, соблюдение законности и демократизацию. Ряд государств справедливо подчеркивали, что превентивные меры следует ограничить главным образом мирными средствами в соответствии с главой VI Устава ООН, однако отмечали, что меры принуждения согласно главе VII должны по-прежнему оставаться последним законным путем для предотвращения массовых нарушений основных прав человека и других серьезных угроз миру. При рассмотрении в Совете Безопасности вопросов, касающихся поощрения к миру и других аспектов предотвращения конфликтов, особое внимание было обращено на необходимость укрепления международно-правовой базы осуществления превентивных мер и на выявление новых средств и механизмов обсуждения и содействия усилиям государств по установлению мира в различных конфликтно-опасных районах планеты. Важное значение в этом отношении имело одобрение Советом Безопасности многих предложений и соображений, изложенных в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана «Предотвращение вооруженных конфликтов» от 7 июня 2001 г.14 Среди них следует отметить предложения об укреплении взаимодействия между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности в разработке всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов, об усилении роли Генеральной Ассамблеи в принятии правовых норм и стандартов, касающихся предотвращения конфликтов, о возобновлении миссий Совета Безопасности в потенциальные конфликтные районы с включением в них экспертов в различных областях, о применении Советом Безопасности «формулы Арриа» или других аналогичных механизмов для проведения неофициальных обсуждений вне помещений Совета в целях обмена мнениями по проблеме предотвращения конфликтов, об активизации роли ЭКОСОС и Международного Суда в мирном урегулировании споров и ликвидации первопричин конфликтов и др. Обсуждение в Совете Безопасности проблем предотвращения конфликтов и установления мира заметно стимулировало превентивную деятельность Генерального секретаря ООН в этой сфере. Как известно, мандат на предотвращение конфликтов проистекает из статьи 99 Устава ООН, которая предусматривает, что Генеральный секретарь может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Важным элементом такого мандата являются обязанности Генерального секретаря в области поощрения к миру и предотвращения конфликтов, реализируемые при помощи «тихой дипломатии», или добрых услуг, убеждения, укрепления доверия и обмена информацией в целях поиска решения трудных проблем на наиболее раннем этапе. Вполне уместным и отвечающим положениям Устава ООН является высказанное в докладе мнение Генерального секретаря К. Аннана о том, что существуют три возможных способа укрепления его традиционной превентивной роли: во-первых, это более активное использование миссий по установлению фактов и укреплению доверия, а также назначение посланников высокого уровня и учреждение дополнительных региональных отделений связи; во-вторых, принятие совместных превентивных мер Генеральным секретарем и Советом Безопасности; в-третьих, укрепление потенциала и базы ресурсов для превентивных действий в Секретариате ООН. Следуя этой линии, К. Аннан на своем посту оказывал значительное содействие использованию Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности большого числа миссий по установлению фактов в рамках превентивной дипломатии, ввел в практику направление межучрежденческих миссий, например в Африку, миссий по укреплению доверия во взрывоопасных регионах, способствовал разработке региональных превентивных стратегий с региональными и субрегиональными организациями, создав, в частности, в качестве первого шага в 1998 г. Отделение связи ООН при штаб-квартире ОАЕ/АС в Аддис-Абебе, которое послужило полезным прецедентом для усилий ООН по предотвращению конфликтов в других частях мира. В рамках Секретариата ООН ответственность за превентивные действия и поощрение к миру возложена на Департамент по политическим вопросам, созданный в 1992 г. Департамент, выступающий в качестве центра для координации мер по предотвращению конфликтов в рамках системы ООН, сформировал в 1998 г. Группу по предотвращению конфликтов. Она проводит регулярные заседания для выявления конфликтных ситуаций, в отношении которых можно было бы применить превентивные меры. В деле оказания поддержки превентивным действиям и поощрению к миру Департамент по политическим вопросам выполняет следующие функции: осуществляет контроль, анализ и оценку политических событий, происходящих во всем мире; определяет потенциальные или уже существующие конфликты, в контролировании или урегулировании которых ООН может сыграть полезную роль. Департамент подготавливает для Генерального секретаря рекомендации относительно надлежащих действий в таких случаях и содействует проведению в жизнь согласованной политики, когда она носит дипломатический характер и одобрена главными органами ООН. Он также оказывает содействие в проведении политических мероприятий, осуществляемых в соответствии с мандатом Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи или по решению Генерального секретаря, в областях превентивной дипломатии и поощрения к миру. В своем качестве организатора работы создаваемого Генеральным секретарем в рамках Секретариата ООН Исполнительного комитета по вопросам мира и безопасности Департамент по политическим вопросам содействует проведению обсуждения на междепартаментском и межучрежденческом уровнях и принятию решений в отношении вариантов превентивной деятельности. Своевременное использование превентивной дипломатии и поощрения к миру было признано Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей в качестве наиболее желательного и эффективного средства ослабления напряженности, прежде чем она перерастет в конфликт. С этой целью Департамент по политическим вопросам предпринимает усилия по выявлению более эффективных путей задействования превентивной дипломатии. К их числу относятся миссии по установлению фактов, поездки специальных посланников в регионы нестабильной обстановки, использование добрых услуг Генерального секретаря ООН и создание в различных регионах «групп друзей Генерального секретаря» в составе нескольких заинтересованных государств. Значительная часть превентивной деятельности по линии Департамента по политическим вопросам заключается в оказании поддержки специальным представителям и посланникам Генерального секретаря, а также миссиям и отделениям на местах. Поддерживаемые Департаментом миссии в последнее время осуществлялись в Афганистане, Анголе, Папуа-Новой Гвинее, Бурунди, Гватемале, районе Великих озер, Ливане и в Сомали. Кроме того, в Центрально-африканской Республике, Гвинее-Бисау, Либерии и Таджикистане Департамент по политическим вопросам создал отделения по поддержке миростроительства. По мнению Генерального секретаря ООН К. Аннана, к проблеме поощрения к миру и предотвращения конфликтов существуют подходы, которые позволяют обеспечить большую степень безопасности и стабильности среди государств, включая меры, направленные на укрепление взаимного доверия, сокращение восприятий угрозы, ликвидацию опасности внезапного нападения, стимулирование отказа от соперничества в накоплении вооружений и на создание благоприятных условий для достижения соглашений об ограничении, а также о сокращении военных расходов. Подобные меры укрепления доверия и безопасности могут приниматься на различных уровнях: двустороннем, субрегиональном, региональном и многостороннем (не исключаются даже односторонние меры), и притом гибко, в соответствии с особенностями и потребностями конкретных ситуаций в политической области и в сфере безопасности. При этом всегда надо помнить, что система ООН располагает весьма мощным потенциалом превентивных мер, обладающих к тому же несомненной легитимностью. В целом, говоря о таком инструменте, как поощрение к миру, следовало бы иметь в виду его тесную взаимосвязь с другими видами миротворческой деятельности, в частности с превентивной дипломатией. К этому виду миротворческой деятельности применимы все принципы Устава ООН, в том числе свободный выбор сторонами в споре или конфликте средств мирного урегулирования, отказ от угрозы силой или ее применения, недопустимость принудительного навязывания сторонам условий урегулирования, добросовестное выполнение сторонами принятых на себя обязательств и др. Следует также учитывать, что в целях создания условий для успешного поощрения к миру, а также для реализации и укрепления достигнутого в ходе переговоров мирного урегулирования могут использоваться практически все те средства и виды действий, которые применяются в превентивной дипломатии, например поддержание мира дипломатическими средствами, гуманитарная помощь и миростроительство. Неслучайно вопросы о поощрении к миру и предотвращении конфликтов были среди основных тем на Саммите тысячелетия, на котором руководители государств всего мира поддержали призыв к международному сообществу перейти от культуры реагирования на культуру предотвращения. Был достигнут консенсус в отношении того, что наиболее многообещающим подходом является разработка долгосрочных и всесторонних стратегий, включающих широкий диапазон политических, экономических, социальных и других мер, направленных на сокращение или ликвидацию основных причин конфликтов. Как в Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в резолюции 55/2, так и в резолюции 1318 (2000), принятой Советом Безопасности на уровне руководителей государств и правительств, была признана главная роль структур системы ООН в предотвращении конфликтов и было выражено обязательство повышать эффективность ООН в этой области.
|