Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Превентивная дипломатия






 

Превентивная дипломатия является неотъемлемой частью скла­дывающейся после окончания «холодной войны», заметно набираю­щей темп особенно в конце ХХ-начале XXI столетия и основанной на Уставе ООН разветвленной структуры согласования и консолида­ции усилий отдельных государств и их групп, региональных органи­заций и всей системы органов и учреждений ООН, нацеленных на обеспечение безопасности человечества. Генеральный секретарь ООН Бутрос Б. Гали в своем докладе «Повестка дня для мира» справедливо отмечал, что механизм обеспечения безопасности ООН стал одним из основных средств предупреждения и урегулирования конфликтов и сохранения мира и что на Совет Безопасности всеми государствами была возложена главная ответственность за поддержание междуна­родного мира и безопасности. Он также обоснованно подчеркивал, что краеугольным камнем этой структуры является и должно оста­ваться государство и что уважение его неотъемлемого суверенитета и целостности имеет решающее значение для любого совместного про­движения вперед на международной арене. Особенно пророчески зву­чат его слова, что, хотя время абсолютного и исключительного суве­ренитета прошло, недопустимы попытки, направленные на фрагмен­тацию или развал государственных структур, и что если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на го­сударственность, то не будет предела делению, а всеобщий мир, безо­пасность, экономическое благополучие станут еще более труднодо­стижимой целью.

По мнению Генерального секретаря ООН, глобализм и национа­лизм не следует рассматривать как противоположные тенденции, ко­торые не могут не довести друг друга до крайностей в проявлениях, и основная задача ООН - не допустить, чтобы суверенитет, территори­альная целостность и независимость государств в рамках сложившейся международной системы и принцип самоопределения народов в рав­ной степени очень ценные и важные вступили сейчас или в будущем в столкновение друг с другом. Отсюда проистекает насущная необходимость в сохранении целостности каждой из этих составляющих при обеспечении сбалансированной конструкции для всех. Одним из важ­ных средств поддержания такой конструкции на уровне надежности является превентивная дипломатия, которая определяется Бутросом Б. Гали как действия, направленные на предупреждение возникно­вения споров между сторонами, недопущение перерастания существу­ющих споров в конфликты и на ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

Превентивная дипломатия может осуществляться Советом Безо­пасности, Генеральной Ассамблеей, самим Генеральным секретарем либо старшими должностными лицами Секретариата ООН, специа­лизированными учреждениями и программами ООН, а также регио­нальными организациями в сотрудничестве с ООН. Превентивная дипломатия не является обособленным видом миротворческой дея­тельности ООН и используется, как правило, в комплексе с другими ее видами и инструментами. Она часто нуждается в раннем преду­преждении, основанном на сборе информации и установлении фак­тов неофициальным и официальным путем, и нередко напрямую увя­зывается с такими действиями, как поощрение к миру и поддержа­ние мира. Превентивная дипломатия требует и осуществления мер, направленных на установление доверия, поскольку взаимное дове­рие и добрая воля абсолютно необходимы для уменьшения вероятно­сти конфликта между государствами или между какими-либо проти­воборствующими сторонами. Примерами таких мер по укреплению доверия могут служить систематический обмен военными миссиями, образование региональных или субрегиональных центров по умень­шению опасности, организация свободных потоков информации, включая контроль за соблюдением региональных соглашений в об­ласти разоружения, периодические консультации ООН с региональ­ными организациями по мерам укрепления доверия и оказание с этой целью консультативной помощи со стороны Секретариата ООН.

Как и другие виды миротворческой деятельности ООН, превен­тивная дипломатия нуждается в своевременном и точном знании фак­тов, в анализе глобальных экономических и социальных тенденций и закономерностей, а также во всесторонней и взвешенной оценке по­литических событий, которые могут привести к опасной напряжен­ности.

В последнее время арсенал средств превентивной дипломатии по­полнился таким новым механизмом, как превентивное развертыва­ние сил ООН. Хотя превентивная функция есть у всех ОПМ, по­скольку они призваны предотвращать вспышку или возобновление конфликтов, особенно четко она проявляется в тех случаях, когда операции развертываются до начала внутреннего или международ­ного вооруженного конфликта. За последние годы это происходило три раза - в случае с Силами превентивного развертывания ООН в Республике Македонии, миссией ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР) и операциями, проводившимися одна за другой в Гаити. К числу их общих черт помимо того, что в странах, принимавших эти операции, не было внутреннего или международ­ного конфликта с применением насилия, можно отнести возможность или даже вероятность возникновения вооруженного конфликта, со­гласие соответствующих государств на проведение ОПМ в форме пре­вентивной деятельности и санкционирование операций Советом Бе­зопасности ООН.

То, что в ходе упомянутых выше развертываний в принимающих странах не возникло конфликтов, убедительно свидетельствует: пре­вентивно развернутая операция ООН как символ заинтересованнос­ти международного сообщества и как источник давления, призван­ного обеспечить достижение его целей, способна сыграть важнейшую роль. Очевидно также, что при превентивном развертывании, как и в случае с другими формами деятельности по поддержанию мира, для устранения коренных причин конфликтов может потребоваться мно­гоаспектный подход. Важными составными частями этих усилий мо­гут быть реформирование и реорганизация местных правоохранитель­ных органов, разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов; информирование о минной угрозе и разминирование, укрепление правозащитных и демократических институтов. Очевид­но также и то, что, как и в случае со всеми ОПМ, способность пре­вентивно развернутых операций вносить вклад в обеспечение проч­ного мира зависит от готовности сторон воспользоваться открываю­щейся перед ними возможностью.

Имеющийся, хотя и небольшой, опыт ясно показывает, что раз­вертывание военного, полицейского и гражданского персонала мо­жет содействовать обеспечению безопасности страны, правительство которой обратилось с просьбой о таком развертывании, уменьшению страданий и ограничению насилия или постановке его под контроль. Оно способно также спасти жизни и создать условия безопасности, в которых могут быть проведены переговоры. Кроме того, осуществля­емая в ходе развертывания гуманитарная помощь, оказываемая бес­пристрастно, имеет огромное значение. В некоторых случаях развер­тывание может помочь усилиям по примирению сторон и подключе­нию специальных навыков и ресурсов организаций и учреждений системы ООН к процессу урегулирования.

Вместе с тем четко выявилась и необходимость строго соблюдать согласованный баланс руководящих принципов, содержащихся, в част­ности, в приложении к резолюции Генеральной Ассамблеи 46/182 от 19 декабря 1992 г. В руководящих принципах указывается, что суве­ренитет, территориальная целостность и национальное единство го­сударств должны полностью уважаться в соответствии с Уставом ООН, что гуманитарная помощь должна оказываться на основах гуманно­сти, нейтралитета и беспристрастности и что в данной связи она до­лжна предоставляться с согласия страны пребывания и в принципе по просьбе этой страны, подчеркивается также ответственность госу­дарств за оказание помощи жертвам чрезвычайных ситуаций, имею­щих место на их территории, и необходимость доступа к людям, нуж­дающимся в гуманитарной помощи. В свете этих руководящих принципов просьба правительства о вмешательстве ООН или согла­сие на него не рассматриваются как нарушение суверенитета госу­дарства и закрепленного в пункте 7 статьи 2 Устава ООН принципа невмешательства вдела, по существу, входящие во внутреннюю юрис­дикцию государств.

Одной из форм превентивного развертывания в последнее время можно считать создание демилитаризованных зон. Если в прошлом они устанавливались по согласию сторон после завершения конф­ликта, то в последние годы демилитаризованные зоны, а также их модификации - зоны разъединения, зоны ответственности, гумани­тарные коридоры и др. - стали создаваться в дополнение к разверты­ванию персонала ООН в таких зонах как части операций по поддер­жанию мира. Эти зоны могут располагаться с обеих сторон границы (с согласия обеих сторон) в качестве средства разъединения потенци­альных противников и с одной стороны границы (по просьбе одной стороны) в целях устранения любого предлога для нападения. Деми­литаризованные зоны призваны служить символом стремления меж­дународного сообщества к предотвращению конфликта.

Концепция превентивной дипломатии, предотвращения возмож­ных конфликтов, уменьшения опасности возникновения войны и обеспечения окончательного урегулирования споров, как давних, так и новых, вытекает из положений Устава ООН, относящихся к Совету Безопасности, и отражает насущную необходимость для ООН проде­монстрировать свою способность действовать в качестве гаранта ми­ровой безопасности.

Для этой цели, как показала качественная эволюция данной кон­цепции за прошедшие годы, не требуется ни каких-либо изменений в структуре ООН, ни перераспределения полномочий между ее соот­ветствующими органами, а необходимо лишь усовершенствовать су­ществующие средства и механизмы, адаптировать их к нынешним мировым реалиям и при необходимости изыскивать новые подходы и новаторские методы в развитие общих положений Устава ООН.

В заявлении, принятом на первом заседании Совета Безопасности на высшем уровне 31 января 1992 г., подчеркивалось важное значе­ние превентивной дипломатии и миротворчества как методов под­держания международного мира и безопасности.

Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о работе Организации8 в 1997 г., предупреждение как внутренних, так и межгосударственных конфликтов требует прежде всего уделения по­стоянного внимания возможным источникам напряженности и безот­лагательных мер со стороны Совета Безопасности по обеспечению того, чтобы напряженность не переросла в конфликт. В этой сфере важную роль должен играть и Секретариат ООН, который, действуя в сотруд­ничестве с Советом Безопасности и другими структурами системы ООН, последовательно работает над укреплением своего механизма глобального наблюдения, призванного выявлять и отслеживать уг­розы международному миру и безопасности, обеспечивая Совету Бе­зопасности возможность предпринимать превентивные действия или способствовать их осуществлению на практике. Существенную роль на нынешнем этапе играет также наличие адекватного людского, ма­териально-технического и финансового обеспечения превентивных и миротворческих действий, особенно в свете того обстоятельства, что ООН переживает острый финансовый кризис. Все большее значение приобретает в этой связи и сотрудничество ООН с региональными организациями (ОБСЕ, СНГ и др.).

В ходе задействования превентивного потенциала ООН был со­здан обширный арсенал средств, методов и механизмов предупреж­дения перерастания споров в вооруженные конфликты. Выявились и необходимые условия проведения превентивной дипломатии ООН.

Это, прежде всего, наличие у Организации средств, позволяющих не­прерывно вести в мировом масштабе беспристрастное и эффектив­ное наблюдение за потенциально конфликтными ситуациями, в том числе и внутренними, и зарождающимися конфликтами.

Превентивная дипломатия, некогда расплывчатая и неопреде­ленная концепция, начинает восприниматься сейчас как жизнен­но важная область практических действий. Дипломатия, несомнен­но, является испытанным средством предупреждения конфликтов. В последние годы получили развитие новые формы превентивной дипломатии: усилия по предупреждению возникновения вооружен­ных конфликтов, например миссии по установлению фактов; мис­сии добрых услуг и миссии доброй воли; направление специальных посланников и специальных представителей Генерального секретаря ООН в районы напряженности; усилия с целью убедить стороны в потенциальном конфликте сесть за стол переговоров. Как извест­но, практически все перечисленные формы использовались пос­ледовательно или параллельно применительно к Республике Ма­кедонии.

Однако опыт ООН в последние годы говорит о том, что несколько других средств, способных дать полезный превентивный эффект, на­пример превентивное разоружение, превентивные гуманитарные дей­ствия и превентивное миростроительство, которое может предусмат­ривать (с согласия соответствующего правительства) широкий круг действий в таких областях, как демократическое правление, права человека, экономическое и социальное развитие.

Важное место в этом арсенале занимает превентивное разверты­вание, которое является разновидностью операций ООН по поддер­жанию мира, и как следствие этого на него распространяются все ут­вердившиеся в практике ООН базовые принципы проведения опера­ций ООН по поддержанию мира, в том числе согласие сторон, четкий и ясный мандат, беспристрастность, неприменение силы, за исклю­чением случаев самообороны, временные пределы и др.

Характерные особенности, основные принципы функционирова­ния можно наглядно проследить на опыте Сил превентивного раз­вертывания ООН. Впервые в истории ООН в качестве меры превен­тивной дипломатии военные подразделения были развернуты в Ма­кедонии. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 795 от 11 декабря 1992 г. было обеспечено присутствие сил ООН по охране (СООНО) в Республике Македонии по границе с Албанией и Союз­ной Республикой Югославией. Этот акт имел целью предупреждение более широкомасштабной войны на Балканах.

Эволюция первого превентивного развертывания прошла следу­ющие этапы. В декабре 1992 г. СООНО были также развернуты в Рес­публике Македонии для контроля и доклада о развитии событий в при­граничных районах, которые могли бы нарушить доверие и стабиль­ность в этой республике и угрожать ее территории. 31 марта 1995 г. Совет Безопасности принял решение провести реструктуризацию СООНО, заменив их тремя отдельными, но взаимосвязанными операциями по поддержанию мира. Совет Безопасности продлил мандат СООНО в Боснии и Герцеговине, учредил Операцию ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД) и постановил, что СООНО в преде­лах Республики Македонии будут известны как Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН). Каждая из трех операций возглав­лялась гражданским главой миссии и имела собственного военного командующего.

Итак, СПРООН были созданы в Республике Македонии 31 марта 1995 г. вместо СООНО. Мандат СПРООН по сути остался таким же: наблюдать и докладывать о любом развитии событий в пограничных районах, которые могут подорвать доверие и стабильность в Респуб­лике Македонии и угрожать ее территории. С 1 февраля 1996 г., после прекращения мандатов ОООНВД, СООНО и Миротворческих сил ООН (МСООН), СПРООН стали самостоятельной операцией, до­кладывающей непосредственно в центральные учреждения ООН в Нью-Йорке. Несмотря на свой новый статус, миссия сохранила при­мерно тот же мандат, численность и состав войск. В 1999 г. деятель­ность СПРООН была прекращена.

Превентивное развертывание военного и/или полицейского персо­нала наряду с превентивной дипломатией, превентивными гуманитар­ными действиями (например, для контролирования и урегулирования ситуации, связанной с беженцами, в пограничном районе с нестабиль­ной обстановкой) и превентивным миростроительством (предусмат­ривающим широкий набор возможных мер в политической, экономи­ческой и социальной областях, особенно применимых к назревающим внутренним конфликтам) является одной из форм действий, которые могут быть предприняты, чтобы недопустить перерастания споров в вооруженные конфликты.

К этой форме превентивных действий применимы, как и ко всем другим формам, следующие общие характеристики:

• все они зависят от раннего предупреждения о наличии опасно­сти конфликта;

• требуют информации о причинах и предлагаемом характере по­тенциального конфликта, чтобы можно было определить надлежа­щие превентивные меры;

• требуют согласия стороны или сторон, в рамках юрисдикции ко­торых должны быть приняты эти превентивные меры.

В ходе задействования СПРООН совершенно четко выявилось, что превентивная дипломатия и урегулирование конфликтов, явля­ясь обычными обязанностями ООН, приобрели новые аспекты, а само понятие поддержания мира охватывает сегодня немыслимый ранее диапазон действий и обязанностей ООН. Практика подтвер­ждает, что понятие операций по поддержанию мира, в том числе превентивных, не остается неизменным, а постоянно эволюциони­рует и что для достижения успеха и отражения меняющихся потреб­ностей сообщества государств методы осуществления ОПМ прихо­дится все время изобретать заново. При этом в каждой операции, в которой участвует ООН, используется опыт и учитываются уроки предыдущих операций.

Это, разумеется, не означает, что могут быть подорваны или ос­лаблены и международно-правовая база, и традиционные исходные принципы, касающиеся согласия и сотрудничества сторон, минималь­ного применения силы, соблюдения соглашений и др., хотя попытки поставить их под сомнение не раз предпринимались.

В целом, как убедительно показал опыт, в том числе и СПРООН, деятельность по поддержанию мира и превентивная дипломатия за­висят от одного важного условия, а именно: для обеспечения успеха превентивных и миротворческих действий стороны в конфликте должны проявить необходимую политическую волю. Становится со­вершенно ясно, что поддержание мира и превентивная дипломатия тре­буют приверженности конфликтующих сторон принципу мирного уре­гулирования конфликта, другими словами, приверженности Уставу ООН. Опыт также свидетельствует, что превентивное развертывание не следует путать с урегулированием конфликтов. Превентивное раз­вертывание не является само по себе улаживанием конфликта, это лишь один из этапов данного процесса, обеспечивающий временную передышку от военных действий, в то время как конфликт урегули­руется в политической, гуманитарной, экономической, социальной и иных сферах.

В рамках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН в последние годы предпринимаются попытки усовершенствовать та­кие инструменты поддержания мира, как превентивная дипломатия и поощрение к миру. В заявлении Председателя Совета Безопасно­сти от 22 февраля 1995 г. содержится призыв ко всем государствам как можно более полно использовать инструменты превентивной де­ятельности, включая добрые услуги Генерального секретаря, направ­ление специальных посланников Генерального секретаря и размеще­ние с согласия, в надлежащих случаях, принимающей страны или стран небольших полевых миссий для осуществления деятельности в области превентивной дипломатии и миротворчества. Более трех лет проблематикой превентивной дипломатии и поощрения к миру за­нималась и неофициальная Рабочая группа Генеральной Ассамблеи по «Повестке дня для мира», однако не достигла каких-либо согласо­ванных результатов.

Между тем концепция превентивного развертывания явно нуж­дается в дополнительном изучении и совершенствовании на прак­тике. Опыт СПРООН, МООНЦАР и операции ООН в Гаити, не­сомненно, принес позитивные результаты. Однако он же поднял и ряд вопросов, в том числе о необходимости заранее согласовывать критерии успеха, «стратегию выхода», принципы своевременной ре­конфигурации операции в зависимости от изменения реальной об­становки. Особо актуальной представляется проблема временных пределов проведения операции превентивного развертывания сил ООН, которую нужно решать, не создавая бессрочного «санитарно­го кордона» на границах, а обращаясь к глубинным причинам кри­зисов на основе самого серьезного рассмотрения в Совете Безопас­ности ООН.

Следовало бы также учитывать, что превентивная дипломатия и поощрение к миру являются областями деятельности, где у региональ­ных организаций и структур имеются большие возможности для до­стижения позитивных результатов и где передача определенных задач на региональный уровень была бы весьма целесообразной, разумеет­ся, при сохранении политических прерогатив Совета Безопасности ООН. Отсюда вытекает настоятельная потребность определить свод принципов, на которых должно строиться сотрудничество между ООН и региональными организациями и структурами, включая согласо­ванные механизмы консультаций, уважение примата ООН, закреп­ленного в ее Уставе, четко определенное разделение обязанностей,

не допускающее дублирования, и координированный подход регио­нальных структур и ООН к решению проблем, представляющих ин­терес для них, и разработать общую стратегию превентивной и ми­ротворческой деятельности ООН и региональных организаций.

Исключительно большое значение в разработке концептуальных основ всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов име­ют решения Саммита и Ассамблеи тысячелетия, которые нацелива­ют на активизацию международных усилий в превентивной сфере. Главное - адекватно и оперативно реализовать эти решения.

Важные ориентиры дальнейшей работы на этом направлении со­держатся в докладе Генерального секретаря ООН «О предотвраще­нии вооруженных конфликтов» от 7 июня 2001 г.9. Доклад содержит ряд позитивных идей и дает конкретные рекомендации по дальней­шему укреплению усилий системы ООН в области профилактики конфликтов при сотрудничестве и активном участии государств -членов ООН, которые несут главную ответственность за предотвра­щение конфликтов. Доклад носит всеобъемлющий характер и рас­сматривает конкретный вклад, который могут внести в этой сфере Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Междуна­родный Суд и Генеральный секретарь ООН, а также сотрудничество между ООН и внешними субъектами, такими, как региональные орга­низации, неправительственные организации, гражданское общество и деловые круги.

В докладе справедливо подчеркивается, что Устав предоставляет ООН серьезный мандат для предотвращения вооруженных конфлик­тов и утверждает два определяющих момента, лежащих в основе сис­темы коллективной безопасности. Во-первых, предотвращение воо­руженных конфликтов является более целесообразной и эффектив­ной в финансовом отношении стратегией обеспечения прочного мира и безопасности, чем попытки остановить их или частично снять их симптомы. И во-вторых, вооруженные международные конфликты легче всего предотвратить «мирными средствами таким образом, что­бы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и спра­ведливость», как это предусматривается в пункте 3 статьи 2 Устава ООН. Тем самым авторы Устава поставили во главу угла системы кол­лективной безопасности ООН предотвращение конфликтов, и этот вывод сохраняет свою актуальность и действенность и в XXI в.

После окончания «холодной войны» появилось новое понимание концепции мира и безопасности. Большой упор на природу устойчи­вого мира и основополагающих его элементов, таких как социальное и экономическое развитие, благое управление, и демократизация, со­блюдение законности и уважение прав человека, дополняет тради­ционную концепцию коллективной безопасности. По словам Гене­рального секретаря, в XXI в. коллективная безопасность должна под­разумевать обязательство всех государств стремиться к ликвидации военных действий на наиболее раннем этапе, до того как возникнет угроза миру и безопасности. В этом, по его мнению, подлинная суть культуры предотвращения конфликтов, и подобный подход возвра­щает ООН к ее истокам. В статье 55 Устава ООН четко признается, что решение международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения, международное сотрудничество в сфе­ре культуры и образования, а также всеобщее уважение прав челове­ка - непременные требования для «создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отноше­ний между нациями». Таким образом, Устав ООН закладывает осно­ву для всестороннего и долгосрочного подхода к предотвращению конфликтов, исходя из более широкой концепции мира и безопасно­сти и учитывая новые мировые реалии.

Нельзя не согласиться с Генеральным секретарем в том, что глав­ная ответственность за утверждение культуры предотвращения кон­фликтов и за результативность соответствующих практических ша­гов лежит на самих государствах. Международное сообщество при­звано оказывать им в этом эффективное содействие при центральной координирующей роли ООН.

Принципиальное значение имеет подтверждение Генеральным секретарем непреложности одобрения и поддержки международных и региональных превентивных действий со стороны затрагиваемых ими государств.

Императивно выстраивание любых усилий по предотвращению кризисов и конфликтов на прочной международно-правовой базе в строгом соответствии с Уставом ООН, включая соблюдение базовых принципов суверенитета и территориальной целостности государств. Драматический опыт кризисного регулирования последних лет, в част­ности на Балканах, на Ближнем Востоке и в Африке, убедительно по­казывает пагубность попыток предотвратить появление и разраста­ние конфликтов противоправными односторонне силовыми метода­ми. Эффект таких попыток, какими бы благими намерениями они внешне ни прикрывались, прямо противоположен заявленным целям. Подобные попытки, как показывает практика, неизбежно ведут к эскалации конфликтов и усугублению региональный нестабильно­сти со всеми вытекающими отсюда пагубными последствиями.

Комплексный подход к превентивной дипломатии повышает ак­туальность совершенствования координации внутри ооновской сис­темы и между ООН и другими международными структурами.

Россия поддерживает рекомендации Генерального секретаря о повышении удельного веса превентивной проблематики в деятель­ности Генеральной Ассамблеи ООН и о развитии взаимодействия между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН в пре­дотвращении конфликтов при сохранении главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безо­пасности.

Два главных органа ООН в своей превентивной деятельности долж­ны максимально задействовать ресурсы системы ООН. Вместе с тем в отношении использования Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей информационных и аналитических материалов, подго­тавливаемых органами ООН по правам человека, Россия исходит из того, что такие материалы должны передаваться Совету Безопасно­сти и Генассамблее на основе решений указанных органов и в соот­ветствии с их мандатами.

Россия положительно оценивает готовность Генерального секретаря представлять Совету Безопасности периодические региональные или субрегиональные доклады относительно возможных угроз миру и ста­бильности. По мнению России, такие доклады должны, как правило, инициироваться самим Советом Безопасности и готовиться с учетом мне­ний государств соответствующих регионов. Стоит при этом учитывать, например, опыт безрезультатных попыток ввести в повестку дня ОБСЕ проблематику предотвращения кризисов в Центральной Азии без со­гласования этого вопроса с центральноазиатскими странами.

В контексте упрочения международно-правовых основ превентив­ной деятельности заслуживает поддержки предложение об усилении роли Международного Суда ООН для более активного применения механизмов мирного разрешения споров.

Одной из главных целей превентивных мер должна стать ликвида­ция имеющих глубокие корни социально-экономических, культур­ных, экологических, институциональных и других структурных при­чин, которые зачастую предопределяют непосредственные полити­ческие симптомы конфликтов. Россия приветствует конкретные идеи о расширении сотрудничества между Советом Безопасности ООН и ЭКОСОС в области предотвращения конфликтов. Хорошие перспек­тивы в этой связи имеет и предложение о более энергичном подклю­чении ЭКОСОС к региональным инициативам Совета Безопасности в сфере предотвращения вооруженных конфликтов.

Успешная деятельность региональных и субрегиональных меха­низмов по профилактике конфликтов, в том числе на африканском континенте, ставит в повестку дня вопрос о поиске дополнитель­ных резервов сотрудничества ООН с этими структурами в соответ­ствии с главой VIII Устава ООН. Такое сотрудничество должно опи­раться на рациональное разделение труда и взаимодополнение уси­лий и ресурсов.

Возрастающее экономическое измерение превентивной диплома­тии обуславливает целесообразность активизации сотрудничества в этой области между ООН и бреттон-вудскими институтами, другими ведущими международными финансово-экономическими структура­ми.

Многоаспектный характер вопросов предотвращения конфликтов и все более частый выход конфликтогенных тенденций за рамки наци­ональных границ диктуют необходимость регионального подхода в превентивной сфере. Это особенно актуально в таких потенциально взрывоопасных регионах с множеством скрытых противоречий, как Балканы и Ближний Восток. Для эффективного устранения там деста­билизирующих факторов следует создать разветвленную инфраструк­туру политического и экономического сотрудничества, позволяющую амортизировать кризисный потенциал и разряжать его мирными сред­ствами. Именно этими соображениями продиктована выдвинутая в 2001 г. инициатива России в созыве Балканского саммита в целях зак­лючения государствами региона и заинтересованными сопредельны­ми странами юридически обязывающего соглашения, фиксирующего взаимные обязательства по неукоснительному соблюдению основопо­лагающих принципов межгосударственных отношений, прежде всего нерушимости границ, суверенного равенства, уважения территориаль­ной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга, не­применения силы. Заинтересованная реакция на эту инициативу об­надеживает и показывает перспективность регионального подхода к предотвращению кризисов и конфликтов.

Важное направление международной превентивной деятельности, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание, - это недо­пущение эскалации конфликтов и расширения их географии. Одно из действенных средств решения этой задачи - эффективное пресе­чение внешней подпитки конфликтов во всех ее проявлениях. Речь идет о необходимости разработки под эгидой ООН комплексной стра­тегии в этой области, охватывающей конкретные проблемы, такие как «конфликтные» алмазы, незаконный оборот легкого и стрелкового оружия, борьба с «отмыванием» нелегальных доходов и др. Осуще­ствлению этой российской инициативы содействовало бы наращи­вание широкого сотрудничества в рамках ООН и других международ­ных организаций.

В докладе основной акцент делается на новых моментах, появив­шихся в процессе осуществления концепции предотвращения и мир­ного урегулирования кризисов и конфликтов на современном этапе. Важным является, в частности, вывод о том, что раннее предупреж­дение, превентивная дипломатия, превентивное развертывание, пре­вентивное разоружение и постконфликтное миростротельство явля­ются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами стратегии предотвращения конфликтов. Внимания заслуживает и возобновление Советом Безопасности практики направления выезд­ных миссий с согласия принимающих стран, которые имеют боль­шое превентивное значение. Новым моментом является и то, что в последнее время в миротворческих операциях ООН и региональных организаций все более существенную превентивную роль начинает играть гражданская полиция.

Заметную роль в поддержке усилий ООН по предотвращению кон­фликтов призван сыграть частный сектор. Важно поощрять социаль­но ответственную деятельность транснациональных корпораций и международного бизнеса в целом в кризисных зонах, что создавало бы дополнительные благоприятные условия для миротворческих уси­лий международного сообщества.

Эти и другие новые моменты нашли свое отражение в резолюции Совета Безопасности 1366 от 30 августа 2001 г., а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые призваны послужить полез­ными стимулами в процессе разработки всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов на глобальном и региональном уров­нях. Все это призвано также способствовать повышению эффектив­ности деятельности международного сообщества по устранению уг­розы вооруженных конфликтов. Россия, в полной мере осознавая свою ответственность за обеспечение безопасности и стабильности в мире, будет и впредь прилагать активные усилия для достижения этой цели во взаимодействии со всеми заинтересованными государ­ствами.

Развитию и уточнению концепции предотвращения вооруженных конфликтов и уяснению роли превентивной дипломатии содейство­вал также доклад Генерального секретаря «Осуществление Деклара­ции тысячелетия ООН» от 31 июля 2002 г.10 В нем справедливо указы­валось, что главным условием для реализации идеи предупреждения конфликтов на деле является политическая воля национальных пра­вительств. Именно на них лежит основная ответственность за пре­дупреждение, а ООН может существенно способствовать предотвра­щению вспышки или повторной вспышки ожесточенного конфлик­та, но только в том случае, если власти соответствующих государств привержены делу мира. Второе условие, необходимое для преодоле­ния разрыва между идеей и реальностью, - потенциал. Как нацио­нальная, так и международная система регулирования конфликтов могут и должны вкладывать средства в развитие способности осуще­ствлять структурное и оперативное предупреждение на всех уровнях -от местного до национального, от регионального до международного и от двустороннего до многостороннего. Еще одно условие успеха в деле урегулирования конфликтов состоит в задействовании регио­нальных и субрегиональных структур, которые часто обладают наи­лучшими возможностями в плане предупреждения конфликтов в сво­ем регионе и могут использовать механизмы такого предупреждения. Наконец, по мнению Генерального секретаря, многие его рекомен­дации по проблеме предупреждения конфликтов напрямую связаны с обеспечением этих рекомендаций ресурсной базой. Полноценное предупреждение конфликтов настоятельно требует умения смотреть в будущее и конкретного проявления политической воли, а именно в виде ресурсов. Из самой разрушительной и смертоносной за всю ис­торию человечества Второй мировой войны и из трагических собы­тий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими атаками в Нью-Йорке, Вашингтоне, Пенсильвании, должны быть извлечены правильные уроки. Только тогда идея создания международной сис­темы для действенного и своевременного предупреждения конфлик­тов может воплотиться в реальность.

Следует отметить, что многие содержащиеся в докладах Генераль­ного секретаря ООН положения и рекомендации были тщательно рассмотрены Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и дру­гими главными органами ООН и были приняты резолюции, предпи­сывающие выполнение всеми государствами конкретных мер по ук­реплению антикризисного и превентивного потенциала ООН и фор­мированию всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов. В частности, указывалось на то, что раннее предупреждение, превен­тивная дипломатия, превентивное развертывание, практические меры по разоружению и постконфликтное миростроительство яв­ляются взаимозависимыми и взаимодополняющими компонентами всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов, что основ­ная ответственность в этой области лежит на национальных прави­тельствах и что ООН и международное сообщество могут играть важ­ную роль в поддержке национальных усилий по предупреждению конфликтов и оказывать содействие в создании национального по­тенциала в данной области. Большое значение имеет выраженное в резолюции Совета Безопасности 1366 обязательство принимать опе­ративные и эффективные меры по предотвращению вооруженных конфликтов и с этой целью использовать все имеющиеся в его рас­поряжении средства, включая миссии, направляемые с согласия принимающих государств в районы потенциальных конфликтов, а также его готовность рассматривать вопросы превентивного развер­тывания с согласия соответствующих государств. Особо важен при­зыв к государствам укреплять потенциал ООН в области поддержа­ния международного мира и безопасности и предоставлять необхо­димые людские, материальные и финансовые ресурсы для принятия своевременных и превентивных мер, включая раннее предупрежде­ние, превентивную дипломатию, превентивное развертывание, прак­тические меры по разоружению и миростроительство.

Принятые на основе рекомендаций Генерального секретаря ООН резолюции главных органов ООН, прежде всего Совета Безопасно­сти, имеют не только индикативное значение, но и обрели характер исполнительных распоряжений и предписаний для главных органов ООН, других соответствующих органов, управлений, фондов, про­грамм и специализированных учреждений, равно как и других меж­дународных организаций, включая Всемирную торговую организа­цию (ВТО) и бреттон-вудские учреждения, а также для неправитель­ственных организаций, субъектов гражданского общества и частного сектора в сфере предотвращения вооруженных конфликтов.

Укреплению превентивного потенциала ООН могли бы служить и соображения, содержащиеся в Докладе Группы высокого уровня по

угрозам, вызовам и переменам. В частности, особого внимания за­служивают предложения Группы мудрецов о разработке международ­ных режимов и норм, регулирующих некоторые из источников и уско­рителей конфликтов; о создании правовых механизмов в отношении природных ресурсов, борьба за которые часто становилась фактором, препятствующим обеспечению мира; о разработке норм, регулирую­щих рациональное использование природных ресурсов для стран, выходящих из состояния конфликта или находящихся на грани кон­фликта. Среди этих предложений следовало бы отметить идею более тесного взаимодействия ООН с региональными организациями, кото­рые взяли на себя ведущую роль в создании рыночных механизмов предотвращения; предложение о том, чтобы ООН извлекла пользу из обмена информацией и аналитическими данными с региональными системами раннего предупреждения; о разработке нормативных стан­дартов, которые могут служить руководством в контексте превентив­ной деятельности. Особый интерес представляет предложение о раз­работке ООН совместно с региональными организациями рамочных норм в отношении прав меньшинств и защиты демократически из­бранных правительств от их отстранения от власти неконституцион­ным путем. Нельзя пройти и мимо предложения о необходимости назначения по линии ООН умелых, опытных и известных в между­народных кругах посланников, посредников и специальных предста­вителей, которые могут внести в предотвращение конфликтов такой же важный вклад, какой они вносят в улаживание конфликтов, и о создании в рамках Секретариата механизма обучения и инструкти­ровании новых или потенциальных специальных представителей и других представляющих ООН посредников. Заслуживает также вни­мания и предложение о конструктивном использовании превентив­ного развертывания миротворческих сил и о необходимости учиты­вать, что в странах, которые выходят из состояния конфликта, раз­вертывание небольшого контингента миротворцев для обучения национальных вооруженных сил может выполнять важную превен­тивную роль.

 

3. Поощрение к миру (установление мира)

 

В последние годы широкое распространение получил такой метод предотвращения и урегулирования споров и конфликтов, как поощ­рение к миру (peacemaking), иногда называемый также установлени­ем мира или миротворчеством. Этот термин был запущен в полити­ческий оборот Советом Безопасности на его первом заседании на высшем уровне 31 января 1992 г., и позднее предпринимались неод­нократные попытки раскрыть его содержание и определить характер­ные черты. В частности, в докладе Генерального секретаря ООН Бут­роса Б. Гали «Повестка дня для мира»11 отмечается, что установление мира - это действия, направленные на то, чтобы заставить враждую­щие стороны прийти к соглашению главным образом с помощью мирных средств, подобных тем, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН. Суть этих действий - не только способствовать предот­вращению конфликта, но и перейти к решению задачи по поддержа­нию мира и добиться от враждующих сторон заключения договорен­ностей с помощью мирных средств.

Спустя пять лет Бутрос Б. Гали вынужден был признать, что тер­мин «миротворчество» требует уточнения, особенно с учетом разви­тия обстановки в мире и опыта использования этого метода. По его мнению, понятие «поощрение к миру» в том смысле, как оно упо­требляется в ООН, означает применение дипломатических средств с целью убедить стороны в конфликте прекратить военные действия и в ходе переговоров мирным путем урегулировать свой спор. Как и в случае превентивных действий, ООН может сыграть свою роль, толь­ко если стороны в споре согласны с этим. Таким образом, поощрение к миру исключает использование силы против одной из сторон для принуждения к прекращению военных действий, то есть примене­ние такого вида деятельности, который на языке ООН именуется при­нуждением к миру.

В ходе осуществления поощрения к миру используются обычно средствв разрешения споров и конфликтов, многие из которых пере­числены в главе VI Устава ООН. Это, в частности, переговоры, об­следование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное раз­бирательство и обращение к региональным органам или соглашени­ям. Указанные средства получили дальнейшее развитие в различных декларациях, принятых на основе консенсуса Генеральной Ассамб­леей, в том числе в Декларации о мирном разрешении международ­ных споров (Манильская декларация 1982 г.), Декларации о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области (1988 г.), Декларации об установлении фактов Организацией Объеди­ненных Наций в области поддержания международного мира и безо­пасности (1991 г.), Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в поддер­жании международного мира и безопасности (1994 г.), а также в одоб­ренной Генеральной Ассамблеей Конвенции о безопасности персона­ла Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (1994 г.) и других документах ООН.

За более чем полвека своего существования ООН накопила обшир­ный опыт в улаживании споров и конфликтов и активно применяла самые разные мирные методы и средства. И если некоторые из споров и конфликтов остаются неурегулированными либо их разрешение за­тягивается, то это объясняется отнюдь не тем, что не известны методы мирного урегулирования или их недостаточно. Причины, как представ­ляется, кроются в отсутствии у сторон политической воли добиваться преодоления своих разногласий с помощью средств, предусмотрен­ных главой VI Устава ООН. Нередко дело объясняется и тем, что к урегулированию спора или конфликта подключается слишком мно­го мирных средств, например посредников, которые в силу разноре-чевых подходов не столько сглаживают разногласия между сторона­ми, сколько вольно или невольно провоцируют разжигание конфлик­та. Еще одна причина: в ряде случаев приходится иметь дело с большим количеством сторон в конфликте, что весьма затрудняет выработку общеприемлемых основ урегулирования. Кроме того, по­явление большого числа конфликтов нового поколения обнаружило явный недостаток опытных и квалифицированных специалистов в области превентивной дипломатии и мирного урегулирования спо­ров и конфликтов, что подчас приводило к срывам и сбоям процесса миротворчества. Немаловажным обстоятельством является и такое: у третьей стороны, если была выбрана процедура разрешения спора с ее помощью, нередко отсутствовали реальные рычаги воздействия на стороны, что оборачивалось в ряде случаев бесплодным обсуждени­ем проблем урегулирования и не позволяло сдвинуть с мертвой точки позиции сторон в конфликте. Многие исследователи отмечают в ка­честве одной из серьезных причин безразличное отношение между­народного сообщества к той или иной конкретной проблеме или взгляд на нее как на периферийную и недостойную внимания ООН. Наконец, в числе существенных причин неурегулированности сле­дует назвать чрезмерное упование некоторых субрегиональных струк­тур закрытого типа на карательно-силовые методы решения проблем и практически полное игнорирование политико-дипломатических средств, что приводило и приводит лишь к тому, что закладываются семена новых разногласий и вражды, а урегулирование затягивается на долгие годы. Опыт наглядно свидетельствует, что только тогда, когда удавалось создать благоприятные условия для проведения пе­реговоров между сторонами и на их основе достигнуть общеприемле­мых договоренностей, появляется основа для прочного долговремен­ного урегулирования конфликта. Опыт показывает также, что наи­большие шансы на достижение позитивных результатов имеются именно у ООН и ее органов, прежде всего Совета Безопасности.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности располагает широким арсеналом средств и методов, которые он активно исполь­зовал в целях поощрения к миру. С ростом единства как постоянных членов Совета, так и всего его состава появились реальные рычаги и возможности более эффективно использовать метод поощрения к миру в целях урегулирования споров и ситуаций, побуждать вражду­ющие стороны к проведению переговоров, одобрять достигнутые до­говоренности и содействовать их осуществлению на практике. Совет Безопасности стал более активно использовать те положения Устава ООН, согласно которым он может рекомендовать надлежащую про­цедуру или методы урегулирования споров и ситуаций и, если все сто­роны, участвующие в споре или ситуации, об этом попросят, давать сторонам рекомендации для мирного разрешения такого спора или ситуации.

Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея также наделена важ­ными полномочиями в деле поощрения к миру, и она в последние годы активно ими пользовалась, рассматривая на своих регулярных и специальных сессиях большое число спорных ситуаций и конфлик­тов, принимая рекомендации и предлагая меры, направленные на предотвращение возникновения или обострения ситуаций, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности; на создание благоприятных условий для проведения контактов и встреч между противоборствующими сторонами и на мирное улажи­вание возникших споров и ситуаций.

Важное значение в области поощрения к миру приобретает в по­следнее время совершенствование сотрудничества между ООН и ре­гиональными организациями и субрегиональными структурами. В ходе такого сотрудничества и взаимодействия сложились определен­ные принципы, исходящие из необходимости выполнения следую­щих основных условий. Прежде всего, необходимо уважать примат ООН в поддержании международного мира и безопасности, преду­смотренный Уставом. Далее, требуется разработать согласованные ме­ханизмы консультаций, которые, однако, необязательно должны быть формализованы. Следует также четко определить и согласовать рас­пределение выполняемых функций, чтобы избежать дублирования де­ятельности и межорганизационного соперничества в тех случаях, ког­да ООН и региональные организации занимаются урегулированием одного и того же конфликта. И наконец, нужно обеспечить последо­вательность позиций участников региональной организации, являю­щихся также государствами - членами ООН, при решении общих проблем, представляющих интерес для обеих организаций12. Перечис­ленные принципы могли бы послужить основой для разработки сво­да руководящих указаний для решения вопросов, возникающих при обеспечении оперативного и эффективного сотрудничества между ООН и региональными организациями в сфере поощрения к миру.

Весомую роль в поощрении к миру призваны играть в соответствии с Уставом ООН Генеральный секретарь и Секретариат ООН. Особое место в последнее время занимает деятельность отдельных лиц, на­значенных Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей или Ге­неральным секретарем, которые осуществляют посредничество, ока­зывают сторонам добрые услуги, побуждают стороны к тому, чтобы они приступили к серьезным переговорам, или проводят переговоры для достижения соглашений по мирному урегулированию спора или конфликта. Нередко сам Генеральный секретарь брал на себя выпол­нение посреднических функций и осуществлял добрые услуги в це­лях поощрения к миру. При этом, как отмечал Бутрос Б. Гали, во всей сфере поощрения к миру для обеспечения полной осведомленности о том, как влияние Совета Безопасности может быть использовано наилучшим образом, и выработки общей стратегии мирного урегу­лирования конкретных споров исключительно важное значение име­ют тесные и постоянные консультации между Генеральном секрета­рем и Советом Безопасности.

Вопросам поощрения к миру, предотвращения конфликтов неод­нократно посвящал свои заседания Совет Безопасности. Так, в одоб­ренном 30 ноября 1999 г. заявлении его Председателя по вопросу «Роль Совета Безопасности в предотвращении конфликтов»13 Совет подчерк­нул необходимость полного соблюдения и осуществления принципов и положений Устава ООН и норм международного права, в част­ности, тех, которые касаются предотвращения вооруженных конф­ликтов и разрешения споров мирными средствами. Совет подтвердил свою приверженность принципам политической независимости, су­веренного равенства и территориальной целостности всех государств, а также уважения прав человека и принципа господства права. Совет отметил важность своевременного рассмотрения им ситуаций, кото­рые могут привести к вооруженным конфликтам. Он указал на перво­степенное значение разрешения споров мирными средствами в соот­ветствии с главой VI Устава ООН и напомнил о том, что стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угро­жать поддержанию международного мира и безопасности, должны добиваться разрешения спора мирным путем. Совет подтвердил свою обязанность в соответствии с Уставом ООН принимать по собствен­ной инициативе меры для поддержания международного мира и бе­зопасности и отметил в этой связи результаты миссии Совета по ус­тановлению фактов, свидетельствующие о том, что такие миссии, осу­ществляемые с согласия принимающих сторон и с четкими целями, могут быть весьма полезными, если направляются своевременно и надлежащим образом. Совет заявил также о своем намерении оказы­вать поддержку Генеральному секретарю ООН в его усилиях по пре­дотвращению конфликтов посредством направления миссий по ус­тановлению фактов, оказания добрых услуг и осуществления других видов деятельности, требующих действий его посланников и специ­альных представителей. Совет признал важную роль, которую игра­ют региональные организации в предотвращении вооруженных кон­фликтов, в том числе путем выработки мер по укреплению доверия и безопасности.

Совет Безопасности провел открытые дебаты по вопросу предот­вращения конфликтов в ноябре 1999 г., июле 2000 г. и в феврале 2001 г. В ходе этих дебатов большое число государств - членов ООН поддер­жали идею предотвращения конфликтов, однако высказались за при­оритетность разных мер. Одни страны подчеркивали необходимость обратить особое внимание на социально-экономические первопри­чины конфликтов и призывали к увеличению объема помощи в це­лях развития для предотвращения конфликтов. Другие называли в качестве наиболее важных аспектов превентивных мер поощрение прав человека, соблюдение законности и демократизацию. Ряд госу­дарств справедливо подчеркивали, что превентивные меры следует ограничить главным образом мирными средствами в соответствии с главой VI Устава ООН, однако отмечали, что меры принуждения со­гласно главе VII должны по-прежнему оставаться последним закон­ным путем для предотвращения массовых нарушений основных прав человека и других серьезных угроз миру.

При рассмотрении в Совете Безопасности вопросов, касающихся поощрения к миру и других аспектов предотвращения конфликтов, особое внимание было обращено на необходимость укрепления меж­дународно-правовой базы осуществления превентивных мер и на выявление новых средств и механизмов обсуждения и содействия уси­лиям государств по установлению мира в различных конфликтно-опасных районах планеты. Важное значение в этом отношении имело одобрение Советом Безопасности многих предложений и соображе­ний, изложенных в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана «Предотвращение вооруженных конфликтов» от 7 июня 2001 г.14 Сре­ди них следует отметить предложения об укреплении взаимодействия между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности в разработ­ке всеобъемлющей стратегии предотвращения конфликтов, об уси­лении роли Генеральной Ассамблеи в принятии правовых норм и стандартов, касающихся предотвращения конфликтов, о возобнов­лении миссий Совета Безопасности в потенциальные конфликтные районы с включением в них экспертов в различных областях, о при­менении Советом Безопасности «формулы Арриа» или других анало­гичных механизмов для проведения неофициальных обсуждений вне помещений Совета в целях обмена мнениями по проблеме предот­вращения конфликтов, об активизации роли ЭКОСОС и Междуна­родного Суда в мирном урегулировании споров и ликвидации перво­причин конфликтов и др.

Обсуждение в Совете Безопасности проблем предотвращения кон­фликтов и установления мира заметно стимулировало превентивную деятельность Генерального секретаря ООН в этой сфере. Как извест­но, мандат на предотвращение конфликтов проистекает из статьи 99 Устава ООН, которая предусматривает, что Генеральный секретарь может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международ­ного мира и безопасности. Важным элементом такого мандата явля­ются обязанности Генерального секретаря в области поощрения к миру и предотвращения конфликтов, реализируемые при помощи «тихой дипломатии», или добрых услуг, убеждения, укрепления до­верия и обмена информацией в целях поиска решения трудных про­блем на наиболее раннем этапе. Вполне уместным и отвечающим положениям Устава ООН является высказанное в докладе мнение Генерального секретаря К. Аннана о том, что существуют три воз­можных способа укрепления его традиционной превентивной роли: во-первых, это более активное использование миссий по установле­нию фактов и укреплению доверия, а также назначение посланников высокого уровня и учреждение дополнительных региональных отде­лений связи; во-вторых, принятие совместных превентивных мер Генеральным секретарем и Советом Безопасности; в-третьих, укреп­ление потенциала и базы ресурсов для превентивных действий в Сек­ретариате ООН. Следуя этой линии, К. Аннан на своем посту оказы­вал значительное содействие использованию Генеральной Ассамбле­ей и Советом Безопасности большого числа миссий по установлению фактов в рамках превентивной дипломатии, ввел в практику направ­ление межучрежденческих миссий, например в Африку, миссий по укреплению доверия во взрывоопасных регионах, способствовал раз­работке региональных превентивных стратегий с региональными и суб­региональными организациями, создав, в частности, в качестве пер­вого шага в 1998 г. Отделение связи ООН при штаб-квартире ОАЕ/АС в Аддис-Абебе, которое послужило полезным прецедентом для уси­лий ООН по предотвращению конфликтов в других частях мира.

В рамках Секретариата ООН ответственность за превентивные дей­ствия и поощрение к миру возложена на Департамент по политиче­ским вопросам, созданный в 1992 г. Департамент, выступающий в ка­честве центра для координации мер по предотвращению конфликтов в рамках системы ООН, сформировал в 1998 г. Группу по предотвра­щению конфликтов. Она проводит регулярные заседания для выяв­ления конфликтных ситуаций, в отношении которых можно было бы применить превентивные меры.

В деле оказания поддержки превентивным действиям и поощре­нию к миру Департамент по политическим вопросам выполняет сле­дующие функции: осуществляет контроль, анализ и оценку полити­ческих событий, происходящих во всем мире; определяет потенци­альные или уже существующие конфликты, в контролировании или урегулировании которых ООН может сыграть полезную роль. Депар­тамент подготавливает для Генерального секретаря рекомендации относительно надлежащих действий в таких случаях и содействует проведению в жизнь согласованной политики, когда она носит дип­ломатический характер и одобрена главными органами ООН. Он так­же оказывает содействие в проведении политических мероприятий, осуществляемых в соответствии с мандатом Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи или по решению Генерального секретаря, в областях превентивной дипломатии и поощрения к миру. В своем качестве организатора работы создаваемого Генеральным секретарем в рамках Секретариата ООН Исполнительного комитета по вопро­сам мира и безопасности Департамент по политическим вопросам со­действует проведению обсуждения на междепартаментском и межуч­режденческом уровнях и принятию решений в отношении вариантов превентивной деятельности.

Своевременное использование превентивной дипломатии и поощ­рения к миру было признано Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей в качестве наиболее желательного и эффективного сред­ства ослабления напряженности, прежде чем она перерастет в конф­ликт. С этой целью Департамент по политическим вопросам пред­принимает усилия по выявлению более эффективных путей задей­ствования превентивной дипломатии. К их числу относятся миссии по установлению фактов, поездки специальных посланников в реги­оны нестабильной обстановки, использование добрых услуг Генераль­ного секретаря ООН и создание в различных регионах «групп друзей Генерального секретаря» в составе нескольких заинтересованных го­сударств. Значительная часть превентивной деятельности по линии Департамента по политическим вопросам заключается в оказании поддержки специальным представителям и посланникам Генераль­ного секретаря, а также миссиям и отделениям на местах. Поддержи­ваемые Департаментом миссии в последнее время осуществлялись в Афганистане, Анголе, Папуа-Новой Гвинее, Бурунди, Гватемале, районе Великих озер, Ливане и в Сомали. Кроме того, в Центрально-африканской Республике, Гвинее-Бисау, Либерии и Таджикистане Департамент по политическим вопросам создал отделения по под­держке миростроительства.

По мнению Генерального секретаря ООН К. Аннана, к проблеме поощрения к миру и предотвращения конфликтов существуют подхо­ды, которые позволяют обеспечить большую степень безопасности и стабильности среди государств, включая меры, направленные на ук­репление взаимного доверия, сокращение восприятий угрозы, ликви­дацию опасности внезапного нападения, стимулирование отказа от соперничества в накоплении вооружений и на создание благоприят­ных условий для достижения соглашений об ограничении, а также о сокращении военных расходов. Подобные меры укрепления доверия и безопасности могут приниматься на различных уровнях: двусторон­нем, субрегиональном, региональном и многостороннем (не исклю­чаются даже односторонние меры), и притом гибко, в соответствии с особенностями и потребностями конкретных ситуаций в политиче­ской области и в сфере безопасности. При этом всегда надо помнить, что система ООН располагает весьма мощным потенциалом превен­тивных мер, обладающих к тому же несомненной легитимностью.

В целом, говоря о таком инструменте, как поощрение к миру, сле­довало бы иметь в виду его тесную взаимосвязь с другими видами миротворческой деятельности, в частности с превентивной диплома­тией. К этому виду миротворческой деятельности применимы все принципы Устава ООН, в том числе свободный выбор сторонами в споре или конфликте средств мирного урегулирования, отказ от уг­розы силой или ее применения, недопустимость принудительного навязывания сторонам условий урегулирования, добросовестное вы­полнение сторонами принятых на себя обязательств и др. Следует также учитывать, что в целях создания условий для успешного поощ­рения к миру, а также для реализации и укрепления достигнутого в ходе переговоров мирного урегулирования могут использоваться прак­тически все те средства и виды действий, которые применяются в пре­вентивной дипломатии, например поддержание мира дипломатиче­скими средствами, гуманитарная помощь и миростроительство.

Неслучайно вопросы о поощрении к миру и предотвращении кон­фликтов были среди основных тем на Саммите тысячелетия, на кото­ром руководители государств всего мира поддержали призыв к меж­дународному сообществу перейти от культуры реагирования на куль­туру предотвращения. Был достигнут консенсус в отношении того, что наиболее многообещающим подходом является разработка долгосроч­ных и всесторонних стратегий, включающих широкий диапазон поли­тических, экономических, социальных и других мер, направленных на сокращение или ликвидацию основных причин конфликтов. Как в Декларации тысячелетия ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в резолюции 55/2, так и в резолюции 1318 (2000), принятой Советом Безопасности на уровне руководителей государств и правительств, была признана главная роль структур системы ООН в предотвраще­нии конфликтов и было выражено обязательство повышать эффек­тивность ООН в этой области.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал