![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Операции по поддержанию мира и их эволюция
В конце XIX в. миротворчество прочно стало реальной сферой современных международных отношений. Ряд миротворческих операций в различных районах мира, в том числе на пространстве СНГ, дали серьезный позитивный стабилизирующий и сдерживающий эффект, и потребность в них очевидна. Вместе с тем в ходе качественной эволюции института операций по поддержанию мира (ОПМ) выявились определенные недостатки и ограниченные возможности операций, которые объясняются и обстоятельствами возникновения этого института, и особенностями функционирования его механизма, и, самое главное, все возрастающими требованиями, предъявляемыми мировым сообществом к этому инструменту в условиях коренным образом изменившейся международной обстановки и появления большого числа споров и конфликтов нового поколения, особенно связанных с межэтническими, межконфессиональными, политическими, территориальными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них. Выявилась тенденция к тому, что только дипломатическими средствами все вопросы урегулирования конфликтов не решаются, и нередко необходимо сочетание давления, угроз и даже применения силы с политическими мерами. Новый существенный фактор, проявившийся в последнее время, состоит в том, что острота конфликтов, разворачивающихся часто на значительной территории, требует привлечения все больших сил и средств. Обозначилась и еще одна новая тенденция - использование миротворческих механизмов для прикрытия военной экспансии как метода сохранения или передела зон влияния в соответствии с новыми представлениями о балансе сил. Заметно стало в последнее время отступление от основного принципа миротворчества, которое эффективно и правомочно лишь тогда, когда опирается на широкий международный консенсус. Только консенсус дает возможность гасить и урегулировать источники конфликта. Миротворчество усилиями некоторых западных государств как средство мирного урегулирования конфликтов превращается в орудие достижения конкретных внешнеполитических целей отдельных стран или более широких военно-политических объединений и коалиций государств. В Косово (СРЮ) явственно обнаружилось стремление США и НАТО самим решать важные международные проблемы, не учитывая позиции других заинтересованных государств. Стала отчетливо проявляться общая тревожная тенденция, обозначившаяся еще в Боснии и Герцеговине, когда Совет Безопасности ООН оставляют вне выработки ключевых решений и ему отводится второстепенная роль легализации уже свершившегося и санкционирования задним числом решений, принятых в ином формате (ЭКОВАС в Либерии и Сьерра-Леоне и др.). Применительно к событиям в Косово была предпринята попытка легализации и правового обоснования агрессии через ооновскую систему. При силовом «проталкивании» миротворчества военный его компонент из вспомогательного становится доминирующим, подчиняющим себе гражданские элементы. Это наглядно видно в Боснии и Герцеговине, где при международном характере операции, осуществляемой по резолюции Совета Безопасности ООН, главную роль играют все-таки натовские военные. В Боснии и Герцеговине российский военный контингент оказался практически на вторых ролях, в подчиненном положении. Он не мог воздействовать на принятие принципиальных решений и стал фактически лишь свидетелем участия натовских Сил по стабилизации (СПС) в поддержке и обеспечении военной операции НАТО в Косово, в аресте лиц по обвинениям Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и т.п. Поэтому в будущих операциях необходимо стремиться к обеспечению единого политического руководства гражданскими и военными компонентами. Немаловажным для всех стран будет еще один аспект: при переходе на «самофинансирование» участия в операциях по поддержанию мира ограничивающим фактором такого участия и воздействия станет наличие у государства адекватных финансово-материальных ресурсов, по крайней мере, у некоторых из этих стран. Характерной особенностью эволюции миротворческой деятельности является усиливающаяся в последнее время тенденция в пользу расширения практики и масштабов силовых полицейских операций. В Косово сделан решительный шаг, немыслимый ранее, когда стала применяться вооруженная полиция. Впервые вооруженная полиция была применена в операции ООН на Гаити в 1994 г. В перспективе, как представляется, силовые полицейские операции или включение вооруженной полиции в качестве составного компонента персонала операции по поддержанию мира будут занимать все более заметное место, учитывая, в частности, все усложняющийся и острый характер ряда внутригосударственных конфликтов, участие в них террористических групп и бандформирований. Генеральный секретарь ООН К. Аннан справедливо отмечал и то новое обстоятельство, что с учетом изменившегося характера миротворческих задач акцент теперь переносится на активное задействование полицейского и гражданского персонала. Отсюда вытекает необходимость создания существенного резерва таких контингентов (по типу соглашений о резервных силах для операций по поддержанию мира), которые государства могли бы оперативно предоставлять в распоряжение ООН. Другая важная составляющая миротворческих операций - материально-техническое обеспечение. Как показывает опыт последних ОПМ, отсутствие адекватной базы транспортных средств, связи и т.д. создает большие трудности для развертывания операций и выполнения миротворцами поставленных перед ними задач. В связи с этим К. Аннан обратился к странам, особенно имеющим соответствующие возможности, активнее обеспечивать материальную базу миротворческих операций, принять участие в формировании стратегического резерва ООН. Многое зависит от повышения эффективности и оперативности командования операций по поддержанию мира, особенно на первоначальном этапе их учреждения. Решение этой проблемы возможно через направление «в поле» мобильных штабов быстрого реагирования, которые принимали бы прибывающие контингенты и налаживали «цеховое командование». В последнее время озабоченность мирового сообщества вызывает тот факт, что некоторые западные страны все чаще делают упор на задействование коалиционного миротворчества, особенно при урегулировании внутригосударственных конфликтов, и нередко без санкции на то Совета Безопасности ООН. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что с помощью коалиционных многонациональных формирований предпринимается попытка объединить два несовместимых вида действий - операции по поддержанию мира и принудительные акции, влекущие за собой участие вооруженных сил в непосредственных боевых действиях. Налицо явное намерение сформировать своего рода «сиамских близнецов», само существование которых заведомо обречено на провал, что подтверждается рядом неудавшихся коалиционных операций в Европе, Азии и Африке.,, • Важнейший принципиальный вопрос нынешнего этапа развития международных отношений состоит в том, что США и некоторые другие страны сочли для себя возможным открыто заявить, что они не собираются считаться с положениями Устава ООН и нормами международного права в вопросах, связанных с применением силы или угрозой ее применения. Между тем Устав ООН представляет собой не документ декларативного характера, а кодекс поведения государств на международной арене, обязательства по которому все страны мира должны без всяких оговорок неукоснительно выполнять. Любое уклонение от выполнения таких императивных обязательств является грубым нарушением, влекущим за собой международную ответственность и принятие в случае необходимости адекватных ответных мер со стороны ООН и мирового сообщества. Существенно важной проблемой, активно обсуждавшейся на всех этапах миротворческой деятельности ООН и сохраняющей свою актуальность и поныне, является разработка мандата операций по поддержанию мира. В многолетней практике ООН сложилось общепринятое понимание того, что мандату ОПМ надлежит быть ясным и точным как по своим конечным политическим целям, которые должны быть реалистичными и достижимыми, так и по средствам и методам осуществления мандата. Мандат не должен содержать расплывчатых, противоречащих друг другу и двусмысленных положений. Разумеется, мандат не является чем-то раз и навсегда данным, и по просьбе сторон в конфликте в него могут быть внесены изменения, учитывающие, в частности, развитие обстановки в зоне конфликта или достижение договоренностей по решению соответствующих вопросов урегулирования. Первоочередным требованием при разработке мандата является его международно-правовая обоснованность и недопустимость включения в него положений, отражающих политические или военные интересы какого-либо государства или группы государств или допускающих использование ОПМ в качестве средства наращивания военно-политического присутствия таких государств в зоне конфликта. Любой мандат должен опираться на солидную, отражающую общие интересы мирового сообщества международно-правовую основу, которую составляют Устав ООН, прежде всего его главы VI, VII и VIII, решения Совета Безопасности ООН и заключенные в данной области двусторонние и многосторонние международные соглашения. Несоблюдение этого требования или недостаточная проработка юридических аспектов мандата могут привести к значительным трудностям при проведении ОПМ. Более того, это может создать обстановку неуверенности и колебаний, вызвать недоверие сторон к ОПМ, привнести элементы разногласий и неразберихи в функционирование различных компонентов ОПМ и их взаимоотношения со сторонами. Мандат является итогом сложных и интенсивных переговоров между членами Совета Безопасности и консультаций со сторонами и широким кругом государств (в том числе поставщиков персонала и материально-технических средств), в ходе которых необходимо достижение взаимоприемлемых компромиссов по отдельным спорным аспектам проведения ОПМ. При этом важно, чтобы такие компромиссы достигались не за счет игнорирования или обхода основных принципов и целей Устава ООН и норм международного права. Серьезное значение как при разработке, так и при осуществлении мандата ОПМ имеет постоянное тесное сотрудничество со сторонами. Правовая природа этого инструмента покоится на согласии сторон. Больше того, без стремления сторон и их воли прибегать к услугам и помощи такого инструмента в целях разрешения спора или конфликта было бы не только затруднено его появление, но и сама его деятельность потеряла бы всякий смысл. При подготовке мандата важно учитывать, что главное предназначение ОПМ состоит не в подмене подлинного мирного урегулирования военно-силовыми методами воздействия на стороны, а в создании благоприятных условий для проведения переговоров между сторонами в конфликте и достижения взаимоприемлемых договоренностей между ними, на основе которых только и может быть обеспечено прочное долговременное улаживание кризисов. В основе успеха ОПМ, как показывает опыт проведения многоцелевых операций в Камбодже, Мозамбике, Сальвадоре и др., лежала обоюдная заинтересованность конфликтующих сторон в скорейшем достижении национального примирения на основе компромиссов. В этой связи Генеральный секретарь ООН справедливо отмечал: «Как и во всех других случаях, установить мир могут лишь стороны в конфликте. Посредники и другие участники переговоров могут содействовать этому, предлагая идеи, используя политические навыки и опыт и создавая соответствующую обстановку и условия, в которых могут проводиться переговоры, но сами стороны должны быть готовы пойти на необходимое примирение во имя разрешения спора»15. Важным условием разработки полновесного мандата является предварительное тщательное и всестороннее изучение обстановки в зоне конфликта, а также определение позиций сторон в споре или конфликте. Видимо, неслучайно на практике перед развертыванием ОПМ в соответствующий район направляется, как правило, передовая группа или представитель Генерального секретаря ООН, которые знакомятся с условиями на месте, сутью спора или конфликта и в результате представляют доклад со своими выводами и предложениями относительно содержания мандата. При этом необходимо, чтобы основные параметры ОПМ и юридические элементы мандата хотя бы в предварительном порядке были обсуждены и согласованы со сторонами и получено официальное согласие государства (государств), на территории которого (которых) намечается развертывание ОПМ. Важно также при подготовке мандата учитывать основные специфические особенности споров и конфликтов нового поколения, особенно на межэтнической, межконфессиональной почве, для разрешения которых, как показывает практика, неприменимы любые меры, направленные на насильственное навязывание сторонам условий урегулирования или оказание с помощью военной силы давления на одну из сторон. Одним из самых сложных и острых вопросов при подготовке мандата ОПМ и их осуществлении являются пределы использования силы. До последнего времени существовало общепринятое понимание, что мандат на проведение ОПМ в качестве своего основного элемента включает принцип недопустимости применения силы, кроме случая самообороны. Практика проведения ОПМ с «расширенными» мандатами обнаружила ряд недостатков, подчас связанных с чрезмерным упованием на принудительные действия. «Расширенное» миротворчество отнюдь не означает, что ООН может и будет вести настоящую войну. Действия по принуждению к миру - это не самостоятельный вид участия ООН в ликвидации кризисов, а часть, скорее исключительная, общих усилий по поддержанию мира. Основная цель ОПМ - прекращение огня, кровопролития и разрушения материальных ценностей, и ОПМ являются ограниченными по времени мерами. Условия, объем, характер и последствия применения силы должны быть тщательно выверены Советом Безопасности, и решение таких вопросов не может быть отдано на откуп другим международным организациям или коалициям стран - членов ООН, а должно осуществляться под строгим контролем Совета Безопасности. Наложение «иракской кальки» на конфликты нового поколения, особенно связанные с межэтническими, межконфессиональными, территориальными и иными противоречиями как между государствами, так и внутри них, не учитывает специфики последних и может быть контрпродуктивно. В любом случае согласно статье 39 Устава ООН лишь Совет Безопасности вправе определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии, давать рекомендации и решать, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. На этом зиждется вся международная законность. Необходимо постоянно заботиться о легитимности любых действий, предпринимаемых «как бы от имени ООН». Необоснованными представляются односторонние самостоятельные попытки без полномочий от Совета Безопасности прибегать к силе со стороны некоторых объединений и группировок государств. Важно всегда помнить постулат Устава ООН - «обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах». В процессе проходящей ныне качественной эволюции ОПМ, беспрецедентного увеличения их числа и масштабов, их утверждающегося многокомпонентного и полифункционального характера наряду с позитивными появились и тревожные тенденции. Особую тревогу с точки зрения недопущения «размывания» сложившейся и проверенной временем международно-правовой базы ОПМ, утверждения их нейтрального, беспристрастного облика и престижа ООН вызывают участившиеся попытки выйти за рамки принципов поддержания мира, не считаться с мнением сторон и все больше полагаться на применение силы и других принудительных мер. В этой связи Генеральный секретарь ООН в своем докладе «Дополнение к " Повестке дня для мира"»16 прямо указывал, что «ничто так не опасно для операции по поддержанию мира, как просьба использовать силу в условиях, когда ее существующий состав, вооружение, материально-техническое обеспечение и схема развертывания не позволяют ей это сделать. Логика поддержания мира основывается на политических и военных посылках, которые весьма отличаются от тех, что лежат в основе принуждения; и динамика последнего несовместима с политическим процессом, которому должно содействовать поддержание мира. Стирание различий между этими двумя задачами может подорвать жизнеспособность операции по поддержанию мира и создать угрозу для жизни ее персонала». Именно поэтому вряд ли можно считать плодотворными и обоснованными с международно-правовой точки зрения предложения и рассуждения о наличии якобы «серых зон», появлении чуть ли не новых видов ОПМ типа «расширенных», «мирных» операций, «операций в пользу мира» и т.д., что в конечном счете может привести к затушевыванию существенных различий между ОПМ и принудительными операциями, превратить ОПМ в средство расширения военно-политического присутствия в зоне конфликта и осложнить разработку и осуществление мандата ОПМ. В целом представляется насущно необходимым переходить в области миротворчества от метода импровизации, которая, по общему признанию, достигла уже своего предела, к разработке и согласованию стройной и целостной системы основных принципов, инструментов и процедур миротворческой деятельности ООН, центральным элементом которой является Совет Безопасности ООН и которая обеспечивала бы правовую обоснованность и высшую легитимность предпринимаемых Советом Безопасности миротворческих акций. Важной составной частью такой системы могла бы служить подготовка с учетом сложившейся практики миротворчества ООН на основе уже имеющихся наработок свода основных принципов и руководящих указаний по ОПМ, проводимым СНГ, ОБСЕ, другими региональными организациями и соглашениями в тесном сотрудничестве с ООН и ее Советом Безопасности. Наличие такого свода, несомненно, облегчило бы составление полноценного мандата ОПМ, позволило бы избежать нередко длительных и острых споров по ключевым элементам мандата, планированию и проведению ОПМ в четких юридических рамках и повысить эффективность ОПМ. При подготовке свода было бы желательно учесть предложение Генерального секретаря ООН, высказанное в его докладе «Дополнение к " Повестке дня для мира"» о включении в этот свод таких принципов, как разработка согласованных механизмов консультаций между ООН и региональными организациями, уважение примата ООН, предусмотренного Уставом ООН, четкого определения и распределения выполняемых функций во избежание дублирования деятельности, межорганизационного соперничества и для недопущения в таких случаях расширения круга посредников, для обеспечения последовательности позиций членов региональных организаций, являющихся одновременно членами ООН, при решении общих проблем и недопустимости практики «двойных стандартов», для обеспечения признания всеми государствами сложившихся в практике ООН базовых принципов проведения ОПМ. Именно на достижение указанных целей и повышение эффективности миротворческой деятельности ООН и ее региональных звеньев направлены одобренные на Саммите тысячелетия Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., принятая Советом Безопасности Декларация об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности, особенно в Африке, от 7 сентября 2000 г. и опубликованное 7 сентября 2000 г. Заявление по итогам встречи глав государств и правительств пяти постоянных членов Совета Безопасности.
|