![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безопасность персонала операций ООН по поддержанию мира
Одним из приоритетных вопросов при проведении операций ООН по поддержанию мира является обеспечение безопасности их личного состава. Существует ряд юридических документов, гарантирующих безопасность и защиту должностных лиц системы ООН. К ним относятся статьи 100 и 105 Устава ООН, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН, соглашения о статусе сил операций ООН и о статусе миссии ООН между правительствами стран пребывания и Секретариатом ООН, типовые основные соглашения об оказании помощи, программы развития ООН, а также Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Кроме того, согласно Статуту Международного уголовного суда нанесение ударов по персоналу, объектам и материалам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов, рассматриваются как военные преступления. 1 июля 2002 г. Статут Международного уголовного суда вступил в силу. По общему признанию, и военные, и гражданские служащие, задействованные в операциях, должны иметь международную систему защиты от незаконного применения силы и преднамеренного нападения на них. Именно на достижение этих целей направлена принятая в рамках ООН Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г., которая вступила в силу 15 января 1999 г. Россия ратифицировала ее 17 апреля 2001 г. Как отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, после принятия конвенции стала очевидной ее ограниченная применимость к операциям ООН по поддержанию мира и к связанному с ними персоналу, вызванная тем, что с течением времени изменился сам характер миротворческих операций ООН. Прежде всего, ОПМ стали включать помимо военных контингентов также гуманитарный, полицейский, административный, технический и иной гражданский персонал, а самому персоналу приходится действовать в рамках многофункциональных операций, нередко представляющих собой слож ное переплетение элементов превентивной дипломатии, поощрения к миру (миротворчества), поддержания мира, принуждения к миру и постконфликтного миростроительства. Изменился и характер подлежащих урегулированию вооруженных конфликтов, которые становятся все более кровопролитными. Несмотря на усилия международного сообщества, такие конфликты продолжают вызывать гибель и страдания тысяч людей, прежде всего мирных граждан. Немалое число среди них составляют дети, женщины, люди преклонного возраста, беженцы, то есть особо уязвимые группы населения. Жертвами вооруженных конфликтов становится и персонал операций по поддержанию мира. Так, в ходе 60 с лишним операций погибло свыше 2 тыс. человек из более чем 100 государств, в том числе и граждан России. Безопасность персонала является одним из основных условий эффективного функционирования операций ООН, и главную ответственность за его защиту согласно нормам международного права несут правительства принимающих государств и стороны в конфликте. Сотрудники международных организаций и неправительственных организаций, задействованные в гуманитарных операциях, также погибают и становятся жертвами насилия. По оценке Генерального секретаря ООН К. Аннана, с 1992 г. свыше 200 гражданских сотрудников пожертвовали жизнью, выполняя свой долг перед ООН. Сотни других были взяты в заложники и пострадали в ходе ожесточенных столкновений. В связи с этим остро встала проблема юридической защиты и многочисленных неправительственных гуманитарных организаций. Объясняется это тем, что Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала неприменима к гуманитарным неправительственным организациям, не заключившим с ООН или ее специализированными учреждениями «соглашений об осуществлении или партнерстве», хотя на деле они не в меньшей степени нуждаются в такой защите. Оптимальным выходом из положения было бы принятие протокола к конвенции, который устранил бы необходимость заявлений и отдельных договоренностей применительно к операциям ООН и не требовал бы наличия связи между гуманитарной неправительственной организацией и ООН как условия для предоставления защиты в соответствии с конвенцией. Поэтому в качестве одной из задач, поставленных в докладе Генерального секретаря «План осуществления Декларации тысячелетия ООН»32, является принятие протокола, который расширил бы сферу применения Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала с охватом всех операций и категорий персонала ООН. Меры по скорейшей разработке протокола к конвенции были приняты в ходе 56-й сессии Генеральной Ассамблеи, которая учредила Спецкомитет для рассмотрения вопросов укрепления правовой защиты персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция запрещает любое нападение на персонал ООН и связанный с ней персонал, их материально-технические средства и помещения и обязывает государства-члены обеспечивать безопасность и защиту такого персонала, в частности защиту от преступлений, предусмотренных в статье 7 конвенции. К преступлениям против персонала ООН и связанного с ней персонала относятся любые следующие деяния: убийства, похищения или другие нападения, направленные против личности или свободы любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала, насильственные нападения на служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства такого персонала; угроза любого такого нападения, попытка совершить его и действие, представляющее собой соучастие в любом таком нападении или в совершении попытки такого нападения. Государства - участники конвенции обязаны признать такие действия преступлением по их национальному законодательству и установить соответствующее наказание с учетом их тяжкого характера. Конвенция устанавливает принцип «судебного преследования или выдачи», в соответствии с которым любое государство обязано установить свою юрисдикцию в отношении любого преступления или преступника, когда преступление совершено на его территории или когда преступник является гражданином данного государства. Государство, в котором обычно проживает преступник, если он является лицом без гражданства, или государство, гражданином которого является жертва, также может установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления. И наоборот, если какое-либо из этих государств отказывается от такой юрисдикции, оно обязано выдать преступника любому другому государству, установившему свою юрисдикцию в этом отношении. В 1998 г. в Статуте Международного уголовного суда нападениям против персонала ООН и связанного с ней персонала, которые в соответствии с Конвенцией 1994 г. квалифицировались как преступления, был придан международный характер, и они стали подпадать под юрисдикцию Международного уголовного суда. Согласно подпункам в и е пункта 2 статьи 8 Статута нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов, рассматривается как «военное преступление» и влечет за собой индивидуальную уголовную ответственность. Как определено в статье 1 Конвенции 1994 г., она применяется в отношении операций ООН и персонала ООН и связанного с ней персонала. Согласно конвенции «операция ООН» означает операцию, учрежденную компетентным органом ООН в соответствии с ее Уставом и осуществляемую под руководством и контролем ООН, когда операция проводится в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности или когда Совет Безопасности или Генеральная Ассамблеи для целей настоящей конвенции объявляет, что существует особый риск в отношении безопасности персонала, участвующего в этой операции. При этом операция ООН в целях поддержания международного мира и безопасности представляет собой любую миротворческую операцию, проводимую под руководством и контролем ООН, за исключением санкционированных ООН операций, проводимых под национальным руководством и контролем. Операция ООН помимо миротворческих представляет собой любое другое присутствие ООН в принимающей стране, санкционированное каким-либо компетентным органом ООН, хотя и не обязательно Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей, такое, например, как политические'миссии ООН, «отделения, занимающиеся постконфликтным миростроительством», и присутствия ООН в гуманитарных целях, в целях развития или обеспечения защиты прав человека. И хотя конвенция автоматически применяется в отношении миротворческих миссий, ее применение к другим операциям ООН зависит от объявления Генеральной Ассамблеей или Советом Безопасности, что существует особый риск в отношении безопасности персонала, участвующего в такой операции. В качестве механизма, «приводящего в действие» конвенцию, такое объявление носит уставной характер и должно делаться до совершения любого акта, запрещенного данной конвенцией. В Конвенции 1994 г. четко определен круг лиц, относящихся к персоналу ООН и связанному с ней персоналу. В соответствии с подпунктом «а» статьи 1 «персонал ООН» означает лиц, привлеченных или направленных Генеральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или гражданского компонентов операции ООН, а также других должностных лиц и экспертов, командированных Организацией Объединенных Наций, или ее специализированными учреждениями, или МАГАТЭ, которые находятся в районе проведения операции ООН в официальном качестве. Согласно конвенции, «связанный с ней персонал» означает «лиц, назначенных правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Генеральным секретарем ООН, или специализированным учреждением, или МАГАТЭ, а также лиц, направленных гуманитарной неправительственной организацией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем ООН, или со специализированным учреждением, или МАГАТЭ, для осуществления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН». Таким образом, к категории персонала ООН относятся члены всех компонентов операции ООН по поддержанию мира, а также должностные лица и командированные Организацией Объединенных Наций эксперты, которые находятся в районе проведения операции ООН в официальном качестве. К категории персонала, связанного с ООН, относятся лица, назначенные государствами и межправительственными организациями, привлеченные Генеральным секретарем ООН, и лица, направленные гуманитарной неправительственной организацией в соответствии с соглашением с Генеральным секретарем или со специализированным учреждением. Что касается практической стороны деятельности ООН, то между ней и неправительственными организациями заключались соглашения двух типов: 1) соглашения о партнерстве между УВКБ, ПРООН, ЮНИСЕФ, ВПП и другими органами ООН, занимающимися осуществлением гуманитарных программ, и 2) соглашения между международными или местными неправительственными организациями в отношении осуществления конкретных проектов и договоренностей по вопросам безопасности и неправительственными организациями, участвующими в деятельности ООН по оказанию помощи. За время, прошедшее с момента принятия Конвенции 1994 г., стала очевидной ограниченность сферы ее применения операциями ООН и персоналом ООН и связанным с ней персоналом. Конвенция не применяется к операциям ООН, о которых не объявлено Генеральной Ассамблеей или Советом Безопасности, что они сопряжены с особым риском. На практике ни тот, ни другой орган никогда не объявляли об этом, вне зависимости от фактической необходимости в этом во многих операциях ООН. Конвенция не применяется также в отношении гуманитарных неправительственных организаций, которые не заключили «соглашений об осуществлении или партнерстве» с ООН или ее специализированными учреждениями, хотя на практике они в не меньшей степени нуждаются в такой защите. Из сферы применения Конвенции конкретно исключены операции ООН, санкционированные Советом Безопасности в качестве принудительной меры на основании главы VII Устава ООН, в которой какой-либо персонал задействован в качестве комбатантов против вооруженных сил и к которой применяется право международных вооруженных конфликтов. На членов таких операций распространяются защита и принципы и нормы международного гуманитарного права, применимые к конфликтам такого рода. В пункте «а» статьи 20 Конвенции указывается, что ничто в Конвенции не влияет на применимость международного гуманитарного права в связи с защитой операций и персонала ООН и связанного с ней персонала или на обязанность такого персонала соблюдать такое право и стандарты. Исключение из сферы применения Конвенции предусмотренных главой VII Устава ООН операций, осуществляемых в условиях международного конфликта, предполагает, что принудительные меры, применяемые в условиях внутреннего вооруженного конфликта (операция типа ЮНОСОМ-П), входят в сферу действия Конвенции и на них распространяется ее защитный режим. В конечном счете на основании практики государств или любых компетентных национальных или международных судебных органов должно проводиться четкое разграничение между взаимоисключающими режимами международного гуманитарного права и защитным режимом Конвенции. В итоге применимость норм международного гуманитарного права или конвенции должна определяться не характером самого конфликта, а тем, участвуют ли активно члены миротворческих операций ООН в качестве комбатантов в конфликте любого типа или же они каким-либо иным образом имеют право на защиту, предоставляемую гражданским лицам в соответствии с международным правом вооруженных конфликтов. Наконец, Конвенция не применяется к гуманитарным операциям, не имеющим отношения к ООН, и никогда такая цель перед ней и не ставилась. Вопрос об укреплении безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала стал предметом активного обсуждения на 56-й и последующих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе рассмотрения этого вопроса многими делегациями отмечались ограниченность сферы применения Конвенции 1994 г. и пробелы в предусмотренном ею защитном правовом режиме. Были высказаны предложения о необходимости принять меры по распространению сферы правовой защиты Конвенции на весь персонал ООН и связанный с ней персонал, на который в настоящее время такая защита не распространяется. Среди этих мер рассматривались такие, которые были ранее изложены в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана в 2000 г., в том числе процедура инициирования соответствующего «объявления особого риска» Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей, назначение Генерального секретаря в качестве удостоверяющей инстанции для целей удостоверения факта объявления; включение основных положений Конвенции 1994 г. в соглашения о статусе сил или статусе миссии, заключаемые между ООН и государствами, на территории которых разворачиваются операции ООН. Было рассмотрено также предложение о разработке протокола к Конвенции, который устранял бы условие наличия объявления или соглашения и распространял бы действие Конвенции на все операции ООН и связанный с ними персонал и гуманитарный персонал, которые в настоящее время не охвачены Конвенцией. Однако все эти предложения не нашли консенсусной поддержки в Генеральной Ассамблее, за исключением предложения о включении основных положений Конвенции в соглашения о статусе сил или статусе миссий. Следует также учитывать, что, пока не будет принят протокол к конвенции, сама эта конвенция содержит положение, что Совет Безопасности ООН в особых конкретных случаях может расширить сферу правовой защиты. На практике Совет Безопасности нередко пользовался этим механизмом. Объясняется это тем, что в последнее время Совет Безопасности заметно укрепил свою правоустановитель-ную и правоохранительную функцию. Деятельность персонала ООН, который принимает участие в операциях, будь то миротворческого или преимущественно гуманитарного характера, связана с большим риском. Поэтому Совет Безопасности вынужден заботиться о защите персонала и нести ответственность за принятие самых эффективных мер по обеспечению безопасности сотрудников, которых он направляет в миссии ООН. Он также несет ответственность и за обеспечение безопасности гуманитарного персонала, персонала учреждений и всех тех, кто принимает участие или вносит вклад в любую операцию, которая развертывается по решению Совета Безопасности. Совет Безопасности стал уделять все больше внимания вопросам, касающимся мандатов и правил применения вооруженной силы в операциях ООН, что позволило более надежно обеспечивать безопасность и свободу передвижения персонала ООН. По мнению многих государств, принудительные меры, применяемые Советом Безопасности, должны предусматриваться лишь в экстремальных случаях. Совет Безопасности располагает множеством других средств для повышения безопасности населения, начиная с превентивного развертывания до развертывания сил по поддержанию мира. Совет в последнее время включает в мандат миссии специальные положения о защите гражданских лиц, которым непосредственно угрожает опасность физического уничтожения. Проблема применения вооруженной силы в ходе операций с гуманитарной составляющей приобрела весьма острый характер. Дело в том, что все больше миротворческих операций включает в себя гуманитарные аспекты, а эта тенденция сопряжена с определенной опасностью. Сами гуманитарные организации, например МККК, ВПП, УВКБ, все чаще обращают внимание на то, что в тех случаях, когда мир еще хрупок, войска ООН могут прибегать к применению силы, но это способно создать впечатление, что они являются стороной в конфликте. Как результат им может быть отказано в доступе к некоторым районам и, следовательно, к некоторым жертвам. Поэтому, по мнению большинства гуманитарных организаций, принудительные действия помимо обеспечения защиты гражданских лиц должны создавать условия, позволяющие гуманитарным учреждениям работать, однако без опасности быть каким-либо образом ассоциированными с такого рода действиями. Гуманитарные организации прямо подчеркивают, что ассоциация с принудительными действиями поставит под угрозу работу гуманитарных организаций, ибо приведет к подрыву доверия к ним и негативно скажется на готовности сторон в конфликте давать согласие на развертывание их деятельности. В конце XX в. и начале XXI столетия во весь рост встал вопрос о защите гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов, прежде всего внутригосударственных, которые в последнее время составляют свыше 90% от числа всех конфликтов в мире. Значительно увеличилось и число гражданских лиц среди жертв войны, составляющее, по оценке Генерального секретаря ООН, примерно 75%, а в ряде случаев - даже больше33. В связи с этим в рамках ООН стали предприниматься активные меры по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных ситуациях в соответствии с международным гуманитарным правом. Государства - члены ООН в принятой на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2000 г. Декларации тысячелетия обязались расширять и укреплять деятельность по защите гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов. Особенно активные усилия по обеспечению эффективной защиты гражданских жертв войны стали предпринимать Совет Безопасности и другие органы и учреждения ООН. В настоящее время признается, что поддержание международного мира и безопасности требует от Совета Безопасности действий на всех этапах реального или потенциального конфликта. При этом в Совете Безопасности имеется понимание, что, когда это возможно, следует предпринимать действия для ликвидации коренных причин конфликта и предупреждения перерастания споров в акты насилия. В ходе неоднократного обсуждения в Совете Безопасности вопросов защиты гражданского населения возобладало мнение, что в тех случаях, когда по каким-либо причинам эти превентивные действия не могут быть реально осуществлены или оказались неудачными, основная направленность политики должна заключаться прежде всего в сведении к минимуму последствий насилия для гражданского населения и поиске путей прекращения военных действий. Наметилась также линия, в соответствии с которой после окончания военных действий все усилия следует направить на поддержание и укрепление мира, включая примирение расколотых конфликтом групп и отправление правосудия в отношении тех лиц, которые нарушили международное гуманитарное право или нормы в области прав человека. В нескольких резолюциях, принятых с 1991 г., Совет Безопасности подтвердил свою главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, как это предусмотрено в статье 24 Устава ООН. Особое значение имеет признание Советом Безопасности того, что массовые и систематические нарушения норм, регулирующих права человека, и международного гуманитарного права угрожают международному миру и безопасности и, таким образом, должны стать объектом внимания и действий с его стороны. Так, в своей резолюции 688 от 5 апреля 1991 г. по Ираку Совет Безопасности отметил, что репрессии против гражданского населения имели последствия, создающие угрозу миру и безопасности в этом районе. В резолюции 941 от 23 сентября 1994 г. по Боснии и Герцеговине Совет признал, что этническая чистка представляет собой явное нарушение международного гуманитарного права и ставит под угрозу усилия по обеспечению мира. В резолюции 955 от 8 ноября 1994 г. по Руанде Совет указал, что геноцид и другие систематические, широкомасштабные и вопиющие нарушения международного гуманитарного права представляют угрозу для международного мира и безопасности. В резолюции 1203 от 24 октября 1998 г. по Косово Совет Безопасности подтвердил, что ситуация в пределах границ СРЮ представляет собой сохраняющуюся угрозу миру и безопасности в регионе. В резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. по Косово Совет Безопасности подтвердил приверженность принципам суверенитета и территориальной целостности, но в дополнение к этому поручил Миссии ООН восстановить и поддерживать безопасность в пределах этого края. Бедственное положение гражданских лиц в ходе вооруженных конфликтов вызывает все большую озабоченность Совета Безопасности в связи с частыми сообщениями, которые он получает относительно положения в гуманитарной области в странах, пострадавших от конфликтов, а в последнее время в связи с участившимися случаями террористических нападений как на персонал ООН, так и на ни в чем не повинных граждан. Дополнительным подтверждением стремления мирового сообщества обеспечить безопасность гражданского населения является учреждение Советом Безопасности специальных международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, а также создание Международного уголовного суда. Советом Безопасности рассматриваются на регулярной основе и ' дополнительные шаги, которые государства-члены должны сделать для усиления собственного потенциала в эффективной защите гражданских жертв войны и которые связаны с инициативами, выдвинутыми самим Советом и другими органами и учреждениями ООН. Совет Безопасности отметил важное значение предложения Генерального секретаря ООН К. Аннана о том, что государства-члены, поддерживаемые ООН и другими субъектами, должны вести дело к созданию культуры защиты34. Такая культура, по мнению Генерального секретаря, означает, что правительства будут выполнять свои обязательства, вооруженные группы будут уважать признанные нормы международного гуманитарного права, а государства-члены и международные организации будут проявлять необходимую приверженность обеспечению решительных и оперативных действий в условиях кризиса. Становлению и дальнейшему утверждению культуры защиты в международной практике могли бы содействовать и такие виды деятельности: доставка гуманитарной помощи; наблюдение и фиксирование нарушений международного гуманитарного права и норм в области прав человека, а также представление сообщений о таких нарушениях тем, на кого возложена ответственность за эти вопросы, и другим директивным органам; программы организационного строительства, управления и развития и, в конечном счете, развертывание миротворческих войск и полицейских. Главная ответственность за защиту гражданского населения лежит на правительствах, как это было отмечено в Руководящих принципах гуманитарной помощи, принятых Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 46/182 от 19 декабря 1991 г. В то же время вооруженные группы несут прямую ответственность в соответствии со статьей 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., и нормами обычного международного гуманитарного права. Международные документы требуют, чтобы не только правительства, но и вооруженные группы вели себя ответственно в конфликтных ситуациях и принимали меры для удовлетворения основных потребностей гражданского населения и обеспечения его защиты. Когда правительства не имеют ресурсов и возможностей, чтобы делать это без чьей-либо помощи, они обязаны обращаться за поддержкой к международной системе. ООН и ее Совет Безопасности должны укреплять свою роль в этой связи, активнее привлекая к деятельности по защите гражданского населения соответствующие субъекты. В последние годы Совет Безопасности уделяет все больше внимания вопросам защиты и безопасности. К позитивным шагам можно отнести принятие резолюций 1261 (1999), 1265(1999), 1296(2000), 1314 (2000), 1325 (2000) и др., которые предусматривают ряд эффективных мер по защите наиболее уязвимых слоев населения, в том числе женщин и детей. Еще одним показателем прогресса в этой области является включение в мандаты операций ООН положений о деятельности по разминированию. Совет Безопасности значительно расширяет свои возможности в решении вопросов защиты различными путями, в том числе посредством принятия более взвешенных решений и разработки резолюций и мандатов, полнее учитывающих потребности гражданского населения в защите. Этому способствует также проведение Советом Безопасности брифингов по гуманитарным последствиям осуществления принимаемых резолюций, равно как и организация дискуссий, охватывающих не только проблематику мира и безопасности, но и гуманитарные вопросы. Кроме того, как показывает опыт поездок миссий Совета Безопасности в Демократическую Республику Конго, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор и другие районы конфликтов, полевые миссии могут играть полезную роль в установлении фактов и как средство пропаганды и убеждения в необходимости защиты. Важное значение имеет и информирование Совета Безопасности субъектами, не относящимися к системе ООН, в том числе местными неправительственными организациями, правозащитными группами, религиозными общинами и т.д. В последние годы ООН, решая вопросы защиты гражданского населения, все чаще устанавливала партнерские отношения с региональными и межправительственными организациями, включая ОБСЕ, АС, ОАГ, СНГ, Совет Европы, ЭКОВАС и др. Совместная работа ООН и региональных организаций в ряде случаев давала положительные результаты, например в Косово (СРЮ), Сьерра-Леоне, Эфиопии/Эритрее. В последнее время усилилась тенденция к тому, что все больше миротворческих операций включает в себя гуманитарные аспекты, а сами конфликты приобретают все более выраженный гражданский характер. Поэтому в рамках различных конфликтов все чаще на арене появляются силы, которые беззастенчиво нарушают фундаментальные принципы защиты, предоставляемой гражданским лицам на основе международного гуманитарного права, и которые зачастую не имеют ни малейшего представления об основополагающих нормах поведения в условиях вооруженного конфликта или не придают им никакого значения. Так что возникла насущная необходимость подкрепления физической защиты гражданских лиц мерами по усилению их правовой защиты. Большое внимание стало уделяться укреплению международно-правовой базы обеспечения защиты и безопасности персонала операций по поддержанию мира, гуманитарных организаций и различных слоев гражданского населения. Многие государства признают, что международные документы являются важным механизмом правовой защиты гражданских лиц в вооруженных конфликтах и что в данной связи они должны стать для Совета Безопасности одним из основных объектов приложения усилий. При этом Совет Безопасности может сыграть весьма полезную роль в поощрении ратификации государствами - членами ООН основных документов и придания содержащимся в них обязательствам универсального характера. Основными документами в области международного гуманитарного права служат четыре Женевские конвенции 1949 г. и два протокола к ним 1977 г., из которых последний охватывает внутренние вооруженные конфликты. Важнейшими международными договорами в области прав человека являются Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Главными документами, регулирующими статус беженцев, являются Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и протокол к ней 1967 г. К другим соответствующим документам относятся Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г., Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г., Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и протокол к ней 1999 г. и Конвенция о конкретных видах обычного оружия 1980 г. и четыре дополнительных протокола к ней. Помимо содействия ратификации указанных документов Совет Безопасности может принять эффективные меры по обеспечению выполнения их на практике и по повышению степени осведомленности и признания этих основополагающих международных документов и содержащихся в них норм среди персонала операций ООН, в вооруженных силах и полиции стран и среди всех слоев общества. Совет Безопасности может содействовать включению этих документов и содержащихся в них международных норм в национальные законодательства, созданию работоспособных национальных учреждений, отвечающих за распространение указанных документов, контроль за ними и обеспечение их выполнения. Более того, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности вправе сам принимать решения, возлагающие определенные обязательства на государства-члены в области обеспечения безопасности персонала ООН, в том числе персонала операции по поддержанию мира, и защиты гражданского населения в вооруженных конфликтах. Следует подчеркнуть, что признанные на международном уровне нормы защиты будут эффективно соблюдаться и осуществляться только тогда, когда им будет придана сила закона, в том числе и на основе решения Совета Безопасности, и когда их нарушения будут постоянно и неотвратимо влечь за собой правовые санкции, включая в случае необходимости связанные с применением вооруженных сил принудительные действия Совета Безопасности. События последних лет привели к осознанию необходимости всеобъемлющего и комплексного подхода к урегулированию кризисов и конфликтов с привлечением всех участников, занимающихся политическими и гуманитарными правами, правами человека и правом развития в рамках согласованной программы действий. В этих усилиях, безусловно, руководящую роль призван играть Совет Безопасности, который способен разработать всеобъемлющий подход к урегулированию кризисов и обеспечить тесное сотрудничество и координацию между всеми элементами системы ООН, региональными силами, двусторонними участниками, государственными и негосударственными участниками в соответствующих странах. Только такой подход может принести полезные плоды и обеспечить надежную защиту и безопасность в XXI в.
|