Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема создания вооруженных сил ООН и использования принудительных операций (действий) в миротворческой деятельности ООН 4 страница






В соответствии с резолюцией 797 Совета Безопасности ООН от 16 де­кабря 1992 г. была проведена Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) для оказания помощи в реализации Общего соглашения об установ­лении мира, подписанного 4 октября 1992 г. в Риме президентом Рес­публики Мозамбик и президентом Мозамбикского национального сопротивления (МНС). Мандат ЮНОМОЗ включал обеспечение бес­пристрастного осуществления соглашения, наблюдение и контроль за прекращением огня, разводом и сосредоточением сил, их демобилиза­цией, а также сбором, хранением и уничтожением оружия; наблюде­ние и контроль за полным выводом иностранных вооруженных сил и обеспечение безопасности транспортных коридоров; наблюдение и контроль за роспуском частных и нерегулярных вооруженных групп; санкционирование мер безопасности для жизненно важных объектов инфраструктуры; обеспечение безопасности деятельности ООН и дру­гих международных организаций по поддержанию мирного процесса; предоставление технической помощи и наблюдение за операциями гуманитарной помощи, в частности, затрагивающими беженцев, лиц, перемещенных внутри страны, демобилизованных военнослужащих и пострадавшее местное население. После успешных президентских вы­боров и выборов в законодательные органы в октябре 1994 г., вслед за созданием нового парламента и инаугурацией президента Мозамби­ка в начале декабря мандат ЮНОМОЗ официально прекратил дей­ствие 9 декабря 1994 г. Миссия была свернута в конце января 1995 г.

На основании резолюции Совета Безопасности ООН 814 от 26 мар­та 1993 г. была развернута Операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ-П). Она должна была взять на себя обязанности Объединенной опера­тивной группы (ЮНИТАФ) - многонациональных сил, организован­ных и возглавляемых Соединенными Штатами, которые в декабре 1992 г. Совет Безопасности уполномочил использовать «все необходи­мые средства», чтобы создать безопасные условия для операций гума­нитарной помощи в Сомали. Мандат ЮНОСОМ-П предписывал пред­принять соответствующие действия, включая принудительные меры, для обеспечения на всей территории Сомали безопасных условий для оказания гуманитарной помощи. С этой целью ЮНОСОМ-П пред­стояло осуществить путем разоружения и примирения задачу восста­новления мира, стабильности и правопорядка, начатую ЮНИТАФ. В основные функции операции входило наблюдение за прекращени­ем военных действий, предотвращение возобновления насилия, изъя­тие незаконно хранящегося стрелкового оружия, поддержание безопас­ности в портах, аэропортах и на транспортных линиях, необходимых для доставки гуманитарной помощи, продолжение разминирования и ока­зание помощи в репатриации беженцев в Сомали. ЮНОСОМ-П было также поручено оказывать помощь народу Сомали в восстановлении экономики, социально-политической жизни и структуры органов власти страны, в достижении национально-политического примире­ния, воссоздании государства Сомали, основанного на демократичес­ком правлении.

По существу ЮНОСОМ-П стала первой операцией ООН по под­держанию мира, на которую возлагались наряду с традиционными также и полномочия применять необходимые принудительные меры. Чтобы ЮНОСОМ-П могла надлежащим образом противостоять на­правленным против нее вооруженным нападениям и сдерживать их в ходе осуществления своего мандата, она получила военную поддержку и транспорт, включая бронетранспортеры, танки и боевые вертолеты. В феврале 1994 г., после нескольких жестоких инцидентов и нападе­ний на солдат ООН, Совет Безопасности пересмотрел мандат опера­ции, исключив использование силовых методов. ЮНОСОМ-И была выведена в начале марта 1995 г. Таким образом, ЮНОСОМ-И оказа­лась и первым случаем провала попыток включения в мандат ОПМ элементов принуждения, то есть «смешения» двух разных типов опе­раций.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 846 от 22 июня 1993 г. была учреждена Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР) для наблюдения за границей между Угандой и Руандой и контроля за тем, чтобы никакая военная помощь (стрел­ковое оружие, боеприпасы и другие предметы, которые могут исполь­зоваться в военных целях) не пересекала границу. Несмотря на то, что трагическое развитие событий в Руанде в апреле 1994 г. не позво­лило МНООНУР полностью осуществить свой мандат, миссия сыг­рала полезную роль в качестве механизма укрепления доверия в пе­риод после заключения Арушского мирного соглашения и во время первых усилий МНООНУР по ослаблению напряженности между ру-андийскими сторонами и обеспечению выполнения этого соглаше­ния. МНООНУР официально завершила свою деятельность 21 сен­тября 1994 г.

Резолюцией 858 от 24 августа 1993 г. Совет Безопасности учредил Миссию ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Согласно своему мандату миссия должна была контролировать соблюдение Соглаше­ния о прекращении огня между правительством Грузии и абхазскими властями от 27 июля 1993 г., уделяя особое внимание ситуации в го­роде Сухуми; расследовать сообщения о нарушениях прекращения огня и прилагать усилия по урегулированию таких инцидентов с вовлечен­ными сторонами; представлять Генеральному секретарю доклады об осуществлении своего мандата, включая, в частности, нарушения Со­глашения о прекращении огня. После того как первоначальный ман­дат МООННГ был сведен на нет в результате возобновления боевых действий в Абхазии в сентябре 1993 г., у миссии появился временный мандат, который заключался в поддержании контактов с обеими сто­ронами в конфликте и российским вооруженным контингентом, а так­же в наблюдении и представлении докладов о ситуации, в особенно­сти о событиях, имеющих значение для усилий ООН, направленных на содействие всеобъемлющему политическому урегулированию.

Вслед за подписанием грузинской и абхазской сторонами в мае 1994 г. Соглашения о прекращении огня и разделении сил в задачи МООННГ входят: наблюдение и контроль за выполнением соглаше­ния; наблюдение за действиями сил по поддержанию мира Содруже­ства Независимых Государств; контроль за тем, чтобы войска не ос­тавались в «зоне безопасности» или не возвращались в нее и чтобы тяжелая боевая техника не оставалась в «зоне безопасности» и «зоне ограничения вооружений» или не вводилась туда вновь; наблюдение за районами хранения тяжелой боевой техники, выведенной из «зоны безопасности» и «зоны ограничения вооружений»; наблюдение за выводом грузинских войск из Кодорского ущелья в места за граница­ми Абхазии; регулярное патрулирование Кодорского ущелья; рассле­дование сообщений или утверждений о нарушениях соглашения и попытки урегулирования таких инцидентов.

Во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН 866 от 22 сен­тября 1993 г. начала работу Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ). Миссия создана для контроля и наблюдения совместно с Группой наблюдения (ЭКОМОГ) Экономического сообщества за­падноафриканских государств (ЭКОВАС) за осуществлением Мирного соглашения Котону, подписанного между либерийскими сторонами 25 июля 1993 г. По условиям соглашения ЭКОМОГ несла основную ответственность за реализацию его положений; роль МНООНЛ состо­яла в наблюдении за процедурами выполнения соглашения, чтобы обеспечить их беспристрастность. Задержки в осуществлении Согла­шения Котону и возобновление военных действий между либерийс­кими формированиями сделали невозможным проведение выборов в феврале-марте 1994 г., как планировалось.

В последующие месяцы был достигнут ряд дополнительных мир­ных соглашений, развивающих и поясняющих Соглашение Котону, -Соглашение Акосомбо от 12 сентября 1994 г., Аккрское соглашение от 21 декабря 1994 г. и Абуджийское соглашение от 19 августа 1995 г. В соответствии с ними ЭКОВАС по-прежнему предстояло играть ве­дущую роль в мирном процессе в Либерии, в то время как ЭКОМОГ сохранял за собой основную ответственность за помощь в осуществ­лении военных положений указанных соглашений. Со своей сторо­ны МНООНЛ должна была продолжать наблюдение и контроль за выполнением мирных соглашений. В ее основные функции входило предоставление добрых услуг в поддержку усилий ЭКОВАС и Либе­рийского национального переходного правительства по осуществле­нию мирных соглашений; расследование сообщений о случаях нару­шения прекращения огня; подготовка рекомендаций о мерах по пре­дотвращению их возобновления и представление об этом докладов Генеральному секретарю; наблюдение за реализацией других воен­ных положений соглашений и контроль за их беспристрастным вы­полнением, особенно тех, которые касаются разоружения и демоби­лизации комбатантов; оказание помощи в поддержании пунктов сбора и в проведении программы демобилизации комбатантов. МНООНЛ также уполномочивалась содействовать работе по оказанию гумани­тарной помощи; расследовать сообщения о нарушениях прав челове­ка и докладывать о них Генеральному секретарю; помогать местным правозащитным группам в привлечении добровольной помощи для поддержки программ профессиональной подготовки и материально-технического обеспечения; контролировать избирательный процесс, в том числе выборы в законодательные органы и президентские вы­боры. В сентябре 1997 г. миссия завершила свою деятельность.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 867 от 23 сен­тября 1993 г. была учреждена Миссия ООН в Гаити (МООНГ). Изна­чально она создавалась, чтобы помочь в осуществлении некоторых положений Соглашения Гавернорс Айленд, подписанного гаитян­скими сторонами 3 июля 1993 г. В 1993 г. мандат МООНГ предусмат­ривал содействие модернизации вооруженных сил Гаити и созданию новых полицейских сил. Однако из-за отсутствия сотрудничества со стороны военных властей Гаити МООНГ в то время не могла выпол­нить этот мандат. После восстановления в октябре 1994 г. при учас­тии санкционированных Советом Безопасности многонациональных сил под руководством Соединенных Штатов конституционного пра­вительства Гаити мандат МООНГ был пересмотрен, чтобы предоста­вить миссии возможность помочь демократическому правительству Гаити в поддержании безопасной и стабильной обстановки, создан­ной на этапе использования многонациональных сил, а также в охра­не международного персонала и ключевых объектов, в переводе воо­руженных сил Гаити на профессиональную основу и в формирова­нии отдельных полицейских сил. Кроме того, МООНГ должна была помогать законным конституционным властям Гаити в создании ус­ловий, способствующих организации свободных и справедливых вы­боров в законодательные органы. МООНГ полностью приступила к осуществлению своих функций 31 марта 1995 г. Демократические вы­боры в законодательные органы прошли 17 декабря 1995 г., а передача властных полномочий новому президенту состоялась 7 февраля 1996 г. По просьбе президента Гаити мандат МООНГ был продлен до конца июня 1996 г., и после этого деятельность миссии прекратилась.

Согласно резолюции 872 от 23 сентября 1993 г. Совет Безопасности учредил Миссию ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР). Изна­чально миссия была создана, чтобы помочь осуществить Арушское мирное соглашение, подписанное руандийскими сторонами 4 августа

1993 г. Мандат МООНПР также предполагал содействие в обеспече­нии безопасности в столице Руанды Кигали; наблюдение за Согла­шением о прекращении огня, включая создание расширенной деми­литаризованной зоны и проведение мероприятий по демобилизации; наблюдение за ситуацией в области безопасности в ходе заключитель­ного периода действия мандата временного правительства, который должен был завершиться проведением выборов; участие в работе по разминированию и в координации мероприятий по оказанию гума­нитарной помощи. После возобновления военных действий в апреле

1994 г. мандат МООНПР был изменен, чтобы миссия могла высту­пать посредником между воюющими руандийскими сторонами в уси­лиях по закреплению Соглашения о прекращении огня; помогать вновь налаживать операции по оказанию гуманитарной помощи, на­сколько это возможно; вести наблюдение за развитием ситуации в Руанде; обеспечивать безопасность гражданских лиц, ищущих убе­жища в МООНПР. Когда ситуация в стране еще более ухудшилась, мандат МООНПР был расширен, чтобы позволить миссии участво­вать в обеспечении безопасности и защиты беженцев и гражданских лиц, находящихся под угрозой, в том числе посредством создания и поддержания «гуманитарных зон безопасности», а также безопасно­сти гуманитарных операций, насколько это возможно.

После прекращения огня и установления нового правительства задачи МООНПР были еще раз изменены. Теперь в ее функции вхо­дило поддерживать стабильность и безопасность в северо-западном и юго-западном районах Руанды; стабилизировать и контролировать ситуацию во всех районах страны, чтобы содействовать возвращению перемещенного населения; обеспечивать безопасность и поддержку операций гуманитарной помощи; поощрять национальное примирение путем посредничества и добрых слуг. МООНПР также участвова­ла в обеспечении безопасности сотрудников Международного трибу­нала для Руанды и сотрудников по правам человека в Руанде и помогла в создании и профессиональной подготовке новых объединенных на­циональных полицейских сил. В декабре 1995 г. Совет Безопасности внес дальнейшие изменения в мандат МООНПР, чтобы сконцентри­ровать внимание на содействии безопасному и добровольному возвра­щению беженцев. Мандат МООНПР подошел к концу 8 марта 1996 г. Вывод миссии был завершен в апреле.

Резолюцией 915 от 4 мая 1994 г. Совет Безопасности учредил Группу наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА) для контроля за выво­дом администрации и вооруженных сил Ливии из полосы Аозу в со­ответствии с решением Международного Суда ООН. ГНООНПА вы­полнила свой мандат в июне 1994 г., когда обе стороны - Республи­ка Чад и Ливийская Арабская Джамахирия - объявили о завершении вывода.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 968 от 16 де­кабря 1994 г. была образована Миссия наблюдателей ООН в Таджи­кистане (МНООНТ). Миссия должна была оказывать помощь Со­вместной комиссии, состоящей из представителей таджикского пра­вительства и таджикской оппозиции, в осуществлении контроля за выполнением Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри стра­ны на период переговоров; расследовать сообщения о нарушениях прекращения огня и докладывать о них Организации Объединенных Наций и Совместной комиссии; предоставлять свои добрые услуги, как это предусмотрено в соглашении; поддерживать тесные контак­ты с Миссией Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе, с Коллективными миротворческими силами Содружества Неза­висимых Государств в Таджикистане и пограничными силами; ока­зывать поддержку усилиям специального посланника Генерального секретаря; предоставлять политические услуги по связи и координа­ции, которые могли бы способствовать оперативной гуманитарной помощи международного сообщества. По истечении мандата 15 мая 2000 г. миссия прекратила свою деятельность.

Согласно резолюции Совета Безопасности ООН 976 от 8 февраля 1995 г. была развернута Контрольная миссия ООН в Анголе-Ш (КМО-OHA-III) для оказания помощи правительству Анголы и Националь­ному союзу за полное освобождение Анголы (УНИТА) в восстановле­нии мира и достижении национального примирения на основе Мир­ных соглашений, подписанных 31 мая 1991 г., Лусакского протокола, подписанного 20 ноября 1994 г., и соответствующих резолюций Со­вета Безопасности. Основными пунктами мандата КМООНА-Ш яв­лялись следующие: предоставление добрых услуг и посредничества ангольским сторонам; наблюдение и контроль за распространением государственной администрации на всю территорию страны и за про­цессом национального примирения; наблюдение, контроль и провер­ка разъединения сил и наблюдение за прекращением огня; проверка информации, поступающей от правительства и УНИТА, относитель­но их вооруженных сил, а также всех перемещений войск; помощь в создании мест расквартирования; контроль за выводом, расквартиро­ванием и демобилизацией сил УНИТА; наблюдение за сбором и хра­нением вооружений УНИТА; контроль за перемещением правитель­ственных сил в казармы и завершение формирования ангольских воо­руженных сил; контроль за свободным перемещением людей и товаров; контроль и наблюдение за нейтралитетом ангольской национальной полиции, разоружение гражданских лиц, расквартирование полицей­ских сил быстрого реагирования и меры по обеспечению безопасности лидеров УНИТА; координация, содействие и поддержка гуманитар­ной деятельности, напрямую связанной с мирным процессом, а также участие в деятельности по разминированию; официальное объявление о выполнении всех необходимых условий для проведения второго тура президентских выборов; поддержка, проверка и наблюдение за изби­рательным процессом. В июне 1997 г. миссия завершила свою работу.

В соответствии с резолюцией 981 от 31 марта 1995 г. Советом Безо­пасности ООН была учреждена Операция ООН по восстановлению до­верия в Хорватии (ОООНВД) вместо СООНО. Войска и наблюдатели были развернуты в контролируемой сербами Западной Славонии, районе Краины и Восточной Славонии. Наблюдатели размещались также на Превлакском полуострове. Новый мандат включал в себя исполнение функций, предусмотренных Соглашением о прекраще­нии огня от 29 марта 1994 г.; содействие реализации экономического соглашения от 2 декабря 1994 г., а также выполнению всех соответ­ствующих резолюций Совета Безопасности; помощь в осуществле­нии контроля посредством наблюдения и докладов за пересечением международных границ между Хорватией, Боснией и Герцеговиной, а также между Хорватией и Союзной Республикой Югославией (Сер­бия и Черногория) военного персонала, оборудования, провианта и оружия только в специальных пунктах; содействие доставке между­народной гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину через тер­риторию Хорватии; контроль за демилитаризацией Превлакского по­луострова. Было принято решение, что ОООНВД будет временной структурой, способствующей переговорному урегулированию при условии территориальной целостности Хорватии, а также гарантом безопасности и соблюдения прав всех общин, живущих в Хорватии.

Реинтеграция Хорватией Западной Славонии и Краины с помо­щью силы в мае-августе 1995 г. фактически сняла необходимость в присутствии войск ООН в этих областях, и начался их вывод. Одна­ко в Восточной Славонии, последней территории в Хорватии, остав­шейся под контролем сербов, мандат ОООНВД не претерпел суще­ственных изменений. Правительство Хорватии и руководство хорват­ских сербов согласились разрешить вопрос Восточной Славонии посредством переговоров. Переговоры под эгидой ООН завершились 12 ноября подписанием Основного соглашения о районе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема. Соглашение было направлено на обеспечение мирной интеграции этой территории в Хорватию и со­держало в себе просьбу к Совету Безопасности о создании временной администрации для управления районом в течение переходного пери­ода. 15 января 1996 г., вслед за созданием администрации Организа­ции Объединенных Наций, мандат ОООНВД был прекращен.

На основании резолюции 983 от 31 марта 1995 г. Советом Безо­пасности образованы Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН). Они были созданы в бывшей югославской Республике Македонии вместо СООНО. Мандат СПРООН по сути остался пре­жним: наблюдать и докладывать о любом развитии событий в погра­ничных районах, которые могут подорвать доверие и стабильность в Македонии и угрожать ее территории. С 1 февраля 1996 г., после пре­кращения мандатов ОООНВД, СООНО и МСООН, СПРООН стали самостоятельной миссией, докладывающей непосредственно в цент­ральные учреждения ООН в Нью-Йорке. В феврале 1999 г. мандат СПРООН не был продлен Советом Безопасности из-за вето, нало­женного КНР.

Резолюцией 1035 от 21 декабря 1995 г. Совет Безопасности ООН учредил Миссию ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ). 21 декабря Совет Безопасности сформировал на период в один год Специаль­ные международные полицейские силы ООН (СМПС) и создал граж­данский офис ООН. Это было сделано в соответствии с Мирным со­глашением, подписанным руководителями Боснии и Герцеговины, Хорватии и Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) 14 декабря 1995 г. Определены задачи СМПС: наблюдение, контроль и инспектирование деятельности и объектов правоохранительных ор­ганов, в том числе связанных с ними судебных организаций, струк­тур и судопроизводства; консультирование сотрудников и сил право­охранительных органов; профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных структур; оказание сторонам, занятым право­охранительной деятельностью, помощи в рамках СМПС; оценка уг­роз общественному порядку и консультирование по вопросам о спо­собности правоохранительных органов справляться с подобными уг­розами; консультирование официальных лиц правительства Боснии и Герцеговины по вопросам организации эффективных гражданских правоохранительных учреждений; оказание помощи путем сопровож­дения сотрудников правоохранительных органов сторон во время ис­полнения ими своих обязанностей в тех случаях, когда Специальные силы сочтут это необходимым. Кроме того, СМПС должны были рас­сматривать просьбы о помощи сторон или правоохранительных уч­реждений в Боснии и Герцеговине, отдавая при этом приоритет обес­печению условий для свободных и справедливых выборов. Коорди­натору ООН, уполномоченному Генеральным секретарем, подчинялся Комиссар СМПС. Координатор занимался также координацией дея­тельности ООН в Боснии и Герцеговине, связанной с гуманитарной помощью, беженцами, разминированием, правами человека, выбо­рами, восстановлением инфраструктуры и экономики страны.

МООНБГ тесно сотрудничала с возглавляемыми НАТО много­национальными Силами по выполнению соглашения (СВС), упол­номоченными Советом Безопасности помочь выполнению положе­ний Мирного соглашения, и с Верховным представителем, назна­ченным конференцией по выполнению договора и утвержденным Советом Безопасности. В задачи Верховного представителя входи­ли мобилизация и координация деятельности организаций и учреж­дений, занятых гражданскими аспектами мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине, и наблюдение за осуществлением этого уре­гулирования. МООНБГ успешно завершила выполнение своего ман­дата в июне 2002 г.

В соответствии с резолюцией 1037 от 15 января 1996 г. Советом Безопасности ООН была создана Временная администрация ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС). Ос­новное соглашение о районе Восточной Славонии, Бараньи и Запад­ного Срема, подписанное 12 ноября 1995 г., предусматривало мирную интеграцию этого района в Хорватию. В соглашении содержались просьба к Совету Безопасности учредить временную администрацию для управления районом в течение переходного периода в 12 меся­цев, который может быть продлен еще на 12 месяцев, и уполномо­чить международные силы поддерживать мир и безопасность в этот период, а также содействовать всеми возможными средствами осуще­ствлению соглашения. ВАООНВС была основана 15 января 1996 г. на начальный период продолжительностью 12 месяцев и включала в себя как военный, так и гражданский компоненты. К военному ком­поненту относились наблюдение за демилитаризацией этого райо­на в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев; наблюдение за добровольным и безопасным возвращени­ем беженцев и перемещенных лиц в свои дома; содействие поддер­жанию мира и безопасности в районе и иная помощь в осуществле­нии Основного соглашения. Гражданский компонент предполагал со­здание временных полицейских сил, определение их структуры и численности; разработку программы профессиональной подготов­ки и наблюдение за ее осуществлением, а также надзор за обраще­нием с правонарушителями и пенитенциарной системой; выполне­ние задач, касающихся гражданской администрации и функциони­рования коммунальных служб; содействие возвращению беженцев; организацию выборов, помощь в их проведении и проверку итогов. К гражданскому компоненту была также обращена просьба о прове­дении других мероприятий, вытекающих из Основного соглашения, включая помощь в координации планов развития и экономического восстановления района, контроль за соблюдением сторонами своих обязательств в отношении высших стандартов прав человека и ос­новных свобод, содействие атмосфере доверия среди всех местных жителей, независимо от их этнического происхождения, наблюде­ние и содействие разминированию территории района, поддержку любой гражданской активности. Государства-члены уполномочива­лись, действуя самостоятельно или через региональные организации, принимать все необходимые меры, включая непосредственную авиа­ционную поддержку для защиты ВАООНВС или помощи в ее выво­де. Основанием для подобных действий должны служить просьба ВАООНВС и процедуры, согласованные с Организацией Объеди­ненных Наций.

Резолюцией Совета Безопасности ООН 1038 от 15 января 1996 г. была учреждена Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуост­рове (МНООНПП). Военные наблюдатели ООН были размещены на стратегически важном Превлакском полуострове в октябре 1992 г., когда Совет Безопасности уполномочил СООНО взять на себя ответ­ственность по контролю над демилитаризацией этой области. После реструктуризации СООНО в марте 1995 г. их функции выполнялись ОООНВД. С прекращением мандата ОООНВД в январе 1996 г. Совет Безопасности уполномочил военных наблюдателей ООН продолжать наблюдение за демилитаризацией полуострова в течение трехмесяч­ного периода, который мог быть продлен еще на три месяца после доклада Генерального секретаря о том, что такое продление будет и далее способствовать ослаблению напряженности в этом районе. Во­енные наблюдатели ООН находились под командованием и руковод­ством Главного военного наблюдателя, который докладывал непо­средственно в центральные учреждения ООН в Нью-Йорке. Миссия завершила свою работу в июле 2002 г.

В связи с истечением мандата Миссии ООН в Гаити (МООНГ) 30 июля 1996 г. и в целях поддержания безопасной и стабильной обста­новки Совет Безопасности принял резолюцию 1063 от 28 июня 1996 г. об организации новой Миссии ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ). В соответствии с резолюцией на МООНПГ была возложена задача по­могать правительству Гаити в переводе полиции на профессиональ­ную основу и в поддержании безопасной и стабильной обстановки, способствующей успеху предпринимаемых усилий по созданию и про­фессиональной подготовке эффективных национальных полицейских сил. В резолюции выражается поддержка роли специального предста­вителя Генерального секретаря в координации деятельности системы ООН по содействию институциональному строительству, националь­ному примирению и экономическому восстановлению в Гаити.

После подписания 29 декабря 1996 г. соглашения между прави­тельством Гватемалы и блоком «Национальное революционное един­ство Гватемалы» об окончательном прекращении гватемальского внут­реннего конфликта Совет Безопасности принял 20 января 1997 г. ре­золюцию 1094, которая санкционировала работу Контрольной Миссии ООН в Гватемале. Она взяла на себя функции, ранее принадлежав­шие Миссии ООН по контролю за соблюдением прав человека и вы­полнением обязательств, содержащихся во Всеобъемлющем соглаше­нии по правам человека, в Гватемале.

В связи с завершением работы Контрольной миссии ООН в Анго-ле-Ш (КМООНА-Ш) и выражая озабоченность по поводу роста на­пряженности, особенно в северо-восточных провинциях Анголы, и нападений УНИТА на посты и персонал Контрольной миссии, Совет Безопасности в своей резолюции 1118 от 30 июня 1997 г. постановил преобразовать операцию КМООНА-Ш в миссию и учредил с 1 июля 1997 г. Миссию наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА).

По завершении деятельности Миссии ООН по поддержке в Гаити Совет Безопасности, учитывая важное значение профессиональных, самостоятельных, действенных национальных полицейских сил, спо­собных выполнять полицейские функции в полном объеме, для ук­репления демократии и восстановления системы отправления пра­восудия в Гаити, резолюцией 1123 от 30 июля 1997 г. учредил Пере­ходную миссию ООН в Гаити (ПМООНГ), которая осуществляла свою деятельность с августа по ноябрь 1997 г.

Когда истек срок работы ПМООНГ Совет Безопасности в резолю­ции 1141 от 28 ноября 1997 г. постановил создать Гражданскую поли­цейскую миссию ООН в Гаити (ГПМООНГ), чтобы продолжить ока­зание правительству Гаити помощи в переводе гаитянской националь­ной полиции на профессиональную основу и содействовать этому процессу.

В связи с окончанием срока действия мандата Временной адми­нистрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Сре­ма Совет Безопасности согласно резолюции 1145 от 19 декабря 1997 г. учредил с 16 января 1998 г. Гражданскую полицейскую группу поддерж­ки (Хорватия) для наблюдения за действиями хорватской полиции в Придунайском районе, прежде всего в связи с возвращением переме­щенных лиц.

Для оказания народу Центральноафриканской Республики содей­ствия в укреплении процесса национального примирения и помощи в поддержании безопасной и стабильной обстановки, способствую­щей проведению свободных и справедливых выборов, Совет Безопас­ности в резолюции 1159 от 27 марта 1998 г. постановил учредить Мис­сию ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР). На МООНЦАР были возложены следующие функции: оказание помо­щи в поддержании и укреплении безопасности и стабильности; ока­зание помощи национальным силам безопасности в поддержании пра­вопорядка и охране ключевых объектов; наблюдение и контроль за хранением всего сданного в процессе разоружения оружия; обеспе­чение безопасности и свободы передвижения персонала ООН, а так­же сохранности имущества ООН; консультирование национальных избирательных органов и оказание им технической поддержки в вы­работке кодекса законов о выборах и в проведении выборов и др.

13 июля 1998 г. Совет Безопасности одобрил резолюцию 1182, уч­реждающую Миссию наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ). В ее задачи входило, в частности, наблюдение за военной обстановкой в стране, за разоружением и демобилизацией бывших комбатантов, за соблюдением норм международного гуманитарного права и др.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1244 от 10 июня 1999 г. была создана Миссия ООН в Косово (МООНК). Функции МООНК состояли в предотвращении возобновления боевых действий, поддержании и, где это необходимо, обеспечении соблюдения прекра­щения огня, демилитаризации Освободительной армии Косово и дру­гих вооруженных групп косовских албанцев; создании условий безо­пасности, в которых беженцы и перемещенные лица смогут возвра­титься в свои дома; обеспечении общественной безопасности и порядка; осуществлении надзора за разминированием; обеспечении защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского при­сутствия и персонала других международных организаций.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал