Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема создания вооруженных сил ООН и использования принудительных операций (действий) в миротворческой деятельности ООН 4 страница
В соответствии с резолюцией 797 Совета Безопасности ООН от 16 декабря 1992 г. была проведена Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) для оказания помощи в реализации Общего соглашения об установлении мира, подписанного 4 октября 1992 г. в Риме президентом Республики Мозамбик и президентом Мозамбикского национального сопротивления (МНС). Мандат ЮНОМОЗ включал обеспечение беспристрастного осуществления соглашения, наблюдение и контроль за прекращением огня, разводом и сосредоточением сил, их демобилизацией, а также сбором, хранением и уничтожением оружия; наблюдение и контроль за полным выводом иностранных вооруженных сил и обеспечение безопасности транспортных коридоров; наблюдение и контроль за роспуском частных и нерегулярных вооруженных групп; санкционирование мер безопасности для жизненно важных объектов инфраструктуры; обеспечение безопасности деятельности ООН и других международных организаций по поддержанию мирного процесса; предоставление технической помощи и наблюдение за операциями гуманитарной помощи, в частности, затрагивающими беженцев, лиц, перемещенных внутри страны, демобилизованных военнослужащих и пострадавшее местное население. После успешных президентских выборов и выборов в законодательные органы в октябре 1994 г., вслед за созданием нового парламента и инаугурацией президента Мозамбика в начале декабря мандат ЮНОМОЗ официально прекратил действие 9 декабря 1994 г. Миссия была свернута в конце января 1995 г. На основании резолюции Совета Безопасности ООН 814 от 26 марта 1993 г. была развернута Операция ООН в Сомали (ЮНОСОМ-П). Она должна была взять на себя обязанности Объединенной оперативной группы (ЮНИТАФ) - многонациональных сил, организованных и возглавляемых Соединенными Штатами, которые в декабре 1992 г. Совет Безопасности уполномочил использовать «все необходимые средства», чтобы создать безопасные условия для операций гуманитарной помощи в Сомали. Мандат ЮНОСОМ-П предписывал предпринять соответствующие действия, включая принудительные меры, для обеспечения на всей территории Сомали безопасных условий для оказания гуманитарной помощи. С этой целью ЮНОСОМ-П предстояло осуществить путем разоружения и примирения задачу восстановления мира, стабильности и правопорядка, начатую ЮНИТАФ. В основные функции операции входило наблюдение за прекращением военных действий, предотвращение возобновления насилия, изъятие незаконно хранящегося стрелкового оружия, поддержание безопасности в портах, аэропортах и на транспортных линиях, необходимых для доставки гуманитарной помощи, продолжение разминирования и оказание помощи в репатриации беженцев в Сомали. ЮНОСОМ-П было также поручено оказывать помощь народу Сомали в восстановлении экономики, социально-политической жизни и структуры органов власти страны, в достижении национально-политического примирения, воссоздании государства Сомали, основанного на демократическом правлении. По существу ЮНОСОМ-П стала первой операцией ООН по поддержанию мира, на которую возлагались наряду с традиционными также и полномочия применять необходимые принудительные меры. Чтобы ЮНОСОМ-П могла надлежащим образом противостоять направленным против нее вооруженным нападениям и сдерживать их в ходе осуществления своего мандата, она получила военную поддержку и транспорт, включая бронетранспортеры, танки и боевые вертолеты. В феврале 1994 г., после нескольких жестоких инцидентов и нападений на солдат ООН, Совет Безопасности пересмотрел мандат операции, исключив использование силовых методов. ЮНОСОМ-И была выведена в начале марта 1995 г. Таким образом, ЮНОСОМ-И оказалась и первым случаем провала попыток включения в мандат ОПМ элементов принуждения, то есть «смешения» двух разных типов операций. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 846 от 22 июня 1993 г. была учреждена Миссия наблюдателей ООН Уганда-Руанда (МНООНУР) для наблюдения за границей между Угандой и Руандой и контроля за тем, чтобы никакая военная помощь (стрелковое оружие, боеприпасы и другие предметы, которые могут использоваться в военных целях) не пересекала границу. Несмотря на то, что трагическое развитие событий в Руанде в апреле 1994 г. не позволило МНООНУР полностью осуществить свой мандат, миссия сыграла полезную роль в качестве механизма укрепления доверия в период после заключения Арушского мирного соглашения и во время первых усилий МНООНУР по ослаблению напряженности между ру-андийскими сторонами и обеспечению выполнения этого соглашения. МНООНУР официально завершила свою деятельность 21 сентября 1994 г. Резолюцией 858 от 24 августа 1993 г. Совет Безопасности учредил Миссию ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). Согласно своему мандату миссия должна была контролировать соблюдение Соглашения о прекращении огня между правительством Грузии и абхазскими властями от 27 июля 1993 г., уделяя особое внимание ситуации в городе Сухуми; расследовать сообщения о нарушениях прекращения огня и прилагать усилия по урегулированию таких инцидентов с вовлеченными сторонами; представлять Генеральному секретарю доклады об осуществлении своего мандата, включая, в частности, нарушения Соглашения о прекращении огня. После того как первоначальный мандат МООННГ был сведен на нет в результате возобновления боевых действий в Абхазии в сентябре 1993 г., у миссии появился временный мандат, который заключался в поддержании контактов с обеими сторонами в конфликте и российским вооруженным контингентом, а также в наблюдении и представлении докладов о ситуации, в особенности о событиях, имеющих значение для усилий ООН, направленных на содействие всеобъемлющему политическому урегулированию. Вслед за подписанием грузинской и абхазской сторонами в мае 1994 г. Соглашения о прекращении огня и разделении сил в задачи МООННГ входят: наблюдение и контроль за выполнением соглашения; наблюдение за действиями сил по поддержанию мира Содружества Независимых Государств; контроль за тем, чтобы войска не оставались в «зоне безопасности» или не возвращались в нее и чтобы тяжелая боевая техника не оставалась в «зоне безопасности» и «зоне ограничения вооружений» или не вводилась туда вновь; наблюдение за районами хранения тяжелой боевой техники, выведенной из «зоны безопасности» и «зоны ограничения вооружений»; наблюдение за выводом грузинских войск из Кодорского ущелья в места за границами Абхазии; регулярное патрулирование Кодорского ущелья; расследование сообщений или утверждений о нарушениях соглашения и попытки урегулирования таких инцидентов. Во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН 866 от 22 сентября 1993 г. начала работу Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ). Миссия создана для контроля и наблюдения совместно с Группой наблюдения (ЭКОМОГ) Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) за осуществлением Мирного соглашения Котону, подписанного между либерийскими сторонами 25 июля 1993 г. По условиям соглашения ЭКОМОГ несла основную ответственность за реализацию его положений; роль МНООНЛ состояла в наблюдении за процедурами выполнения соглашения, чтобы обеспечить их беспристрастность. Задержки в осуществлении Соглашения Котону и возобновление военных действий между либерийскими формированиями сделали невозможным проведение выборов в феврале-марте 1994 г., как планировалось. В последующие месяцы был достигнут ряд дополнительных мирных соглашений, развивающих и поясняющих Соглашение Котону, -Соглашение Акосомбо от 12 сентября 1994 г., Аккрское соглашение от 21 декабря 1994 г. и Абуджийское соглашение от 19 августа 1995 г. В соответствии с ними ЭКОВАС по-прежнему предстояло играть ведущую роль в мирном процессе в Либерии, в то время как ЭКОМОГ сохранял за собой основную ответственность за помощь в осуществлении военных положений указанных соглашений. Со своей стороны МНООНЛ должна была продолжать наблюдение и контроль за выполнением мирных соглашений. В ее основные функции входило предоставление добрых услуг в поддержку усилий ЭКОВАС и Либерийского национального переходного правительства по осуществлению мирных соглашений; расследование сообщений о случаях нарушения прекращения огня; подготовка рекомендаций о мерах по предотвращению их возобновления и представление об этом докладов Генеральному секретарю; наблюдение за реализацией других военных положений соглашений и контроль за их беспристрастным выполнением, особенно тех, которые касаются разоружения и демобилизации комбатантов; оказание помощи в поддержании пунктов сбора и в проведении программы демобилизации комбатантов. МНООНЛ также уполномочивалась содействовать работе по оказанию гуманитарной помощи; расследовать сообщения о нарушениях прав человека и докладывать о них Генеральному секретарю; помогать местным правозащитным группам в привлечении добровольной помощи для поддержки программ профессиональной подготовки и материально-технического обеспечения; контролировать избирательный процесс, в том числе выборы в законодательные органы и президентские выборы. В сентябре 1997 г. миссия завершила свою деятельность. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 867 от 23 сентября 1993 г. была учреждена Миссия ООН в Гаити (МООНГ). Изначально она создавалась, чтобы помочь в осуществлении некоторых положений Соглашения Гавернорс Айленд, подписанного гаитянскими сторонами 3 июля 1993 г. В 1993 г. мандат МООНГ предусматривал содействие модернизации вооруженных сил Гаити и созданию новых полицейских сил. Однако из-за отсутствия сотрудничества со стороны военных властей Гаити МООНГ в то время не могла выполнить этот мандат. После восстановления в октябре 1994 г. при участии санкционированных Советом Безопасности многонациональных сил под руководством Соединенных Штатов конституционного правительства Гаити мандат МООНГ был пересмотрен, чтобы предоставить миссии возможность помочь демократическому правительству Гаити в поддержании безопасной и стабильной обстановки, созданной на этапе использования многонациональных сил, а также в охране международного персонала и ключевых объектов, в переводе вооруженных сил Гаити на профессиональную основу и в формировании отдельных полицейских сил. Кроме того, МООНГ должна была помогать законным конституционным властям Гаити в создании условий, способствующих организации свободных и справедливых выборов в законодательные органы. МООНГ полностью приступила к осуществлению своих функций 31 марта 1995 г. Демократические выборы в законодательные органы прошли 17 декабря 1995 г., а передача властных полномочий новому президенту состоялась 7 февраля 1996 г. По просьбе президента Гаити мандат МООНГ был продлен до конца июня 1996 г., и после этого деятельность миссии прекратилась. Согласно резолюции 872 от 23 сентября 1993 г. Совет Безопасности учредил Миссию ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР). Изначально миссия была создана, чтобы помочь осуществить Арушское мирное соглашение, подписанное руандийскими сторонами 4 августа 1993 г. Мандат МООНПР также предполагал содействие в обеспечении безопасности в столице Руанды Кигали; наблюдение за Соглашением о прекращении огня, включая создание расширенной демилитаризованной зоны и проведение мероприятий по демобилизации; наблюдение за ситуацией в области безопасности в ходе заключительного периода действия мандата временного правительства, который должен был завершиться проведением выборов; участие в работе по разминированию и в координации мероприятий по оказанию гуманитарной помощи. После возобновления военных действий в апреле 1994 г. мандат МООНПР был изменен, чтобы миссия могла выступать посредником между воюющими руандийскими сторонами в усилиях по закреплению Соглашения о прекращении огня; помогать вновь налаживать операции по оказанию гуманитарной помощи, насколько это возможно; вести наблюдение за развитием ситуации в Руанде; обеспечивать безопасность гражданских лиц, ищущих убежища в МООНПР. Когда ситуация в стране еще более ухудшилась, мандат МООНПР был расширен, чтобы позволить миссии участвовать в обеспечении безопасности и защиты беженцев и гражданских лиц, находящихся под угрозой, в том числе посредством создания и поддержания «гуманитарных зон безопасности», а также безопасности гуманитарных операций, насколько это возможно. После прекращения огня и установления нового правительства задачи МООНПР были еще раз изменены. Теперь в ее функции входило поддерживать стабильность и безопасность в северо-западном и юго-западном районах Руанды; стабилизировать и контролировать ситуацию во всех районах страны, чтобы содействовать возвращению перемещенного населения; обеспечивать безопасность и поддержку операций гуманитарной помощи; поощрять национальное примирение путем посредничества и добрых слуг. МООНПР также участвовала в обеспечении безопасности сотрудников Международного трибунала для Руанды и сотрудников по правам человека в Руанде и помогла в создании и профессиональной подготовке новых объединенных национальных полицейских сил. В декабре 1995 г. Совет Безопасности внес дальнейшие изменения в мандат МООНПР, чтобы сконцентрировать внимание на содействии безопасному и добровольному возвращению беженцев. Мандат МООНПР подошел к концу 8 марта 1996 г. Вывод миссии был завершен в апреле. Резолюцией 915 от 4 мая 1994 г. Совет Безопасности учредил Группу наблюдателей ООН в полосе Аозу (ГНООНПА) для контроля за выводом администрации и вооруженных сил Ливии из полосы Аозу в соответствии с решением Международного Суда ООН. ГНООНПА выполнила свой мандат в июне 1994 г., когда обе стороны - Республика Чад и Ливийская Арабская Джамахирия - объявили о завершении вывода. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 968 от 16 декабря 1994 г. была образована Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ). Миссия должна была оказывать помощь Совместной комиссии, состоящей из представителей таджикского правительства и таджикской оппозиции, в осуществлении контроля за выполнением Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны на период переговоров; расследовать сообщения о нарушениях прекращения огня и докладывать о них Организации Объединенных Наций и Совместной комиссии; предоставлять свои добрые услуги, как это предусмотрено в соглашении; поддерживать тесные контакты с Миссией Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с Коллективными миротворческими силами Содружества Независимых Государств в Таджикистане и пограничными силами; оказывать поддержку усилиям специального посланника Генерального секретаря; предоставлять политические услуги по связи и координации, которые могли бы способствовать оперативной гуманитарной помощи международного сообщества. По истечении мандата 15 мая 2000 г. миссия прекратила свою деятельность. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН 976 от 8 февраля 1995 г. была развернута Контрольная миссия ООН в Анголе-Ш (КМО-OHA-III) для оказания помощи правительству Анголы и Национальному союзу за полное освобождение Анголы (УНИТА) в восстановлении мира и достижении национального примирения на основе Мирных соглашений, подписанных 31 мая 1991 г., Лусакского протокола, подписанного 20 ноября 1994 г., и соответствующих резолюций Совета Безопасности. Основными пунктами мандата КМООНА-Ш являлись следующие: предоставление добрых услуг и посредничества ангольским сторонам; наблюдение и контроль за распространением государственной администрации на всю территорию страны и за процессом национального примирения; наблюдение, контроль и проверка разъединения сил и наблюдение за прекращением огня; проверка информации, поступающей от правительства и УНИТА, относительно их вооруженных сил, а также всех перемещений войск; помощь в создании мест расквартирования; контроль за выводом, расквартированием и демобилизацией сил УНИТА; наблюдение за сбором и хранением вооружений УНИТА; контроль за перемещением правительственных сил в казармы и завершение формирования ангольских вооруженных сил; контроль за свободным перемещением людей и товаров; контроль и наблюдение за нейтралитетом ангольской национальной полиции, разоружение гражданских лиц, расквартирование полицейских сил быстрого реагирования и меры по обеспечению безопасности лидеров УНИТА; координация, содействие и поддержка гуманитарной деятельности, напрямую связанной с мирным процессом, а также участие в деятельности по разминированию; официальное объявление о выполнении всех необходимых условий для проведения второго тура президентских выборов; поддержка, проверка и наблюдение за избирательным процессом. В июне 1997 г. миссия завершила свою работу. В соответствии с резолюцией 981 от 31 марта 1995 г. Советом Безопасности ООН была учреждена Операция ООН по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД) вместо СООНО. Войска и наблюдатели были развернуты в контролируемой сербами Западной Славонии, районе Краины и Восточной Славонии. Наблюдатели размещались также на Превлакском полуострове. Новый мандат включал в себя исполнение функций, предусмотренных Соглашением о прекращении огня от 29 марта 1994 г.; содействие реализации экономического соглашения от 2 декабря 1994 г., а также выполнению всех соответствующих резолюций Совета Безопасности; помощь в осуществлении контроля посредством наблюдения и докладов за пересечением международных границ между Хорватией, Боснией и Герцеговиной, а также между Хорватией и Союзной Республикой Югославией (Сербия и Черногория) военного персонала, оборудования, провианта и оружия только в специальных пунктах; содействие доставке международной гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину через территорию Хорватии; контроль за демилитаризацией Превлакского полуострова. Было принято решение, что ОООНВД будет временной структурой, способствующей переговорному урегулированию при условии территориальной целостности Хорватии, а также гарантом безопасности и соблюдения прав всех общин, живущих в Хорватии. Реинтеграция Хорватией Западной Славонии и Краины с помощью силы в мае-августе 1995 г. фактически сняла необходимость в присутствии войск ООН в этих областях, и начался их вывод. Однако в Восточной Славонии, последней территории в Хорватии, оставшейся под контролем сербов, мандат ОООНВД не претерпел существенных изменений. Правительство Хорватии и руководство хорватских сербов согласились разрешить вопрос Восточной Славонии посредством переговоров. Переговоры под эгидой ООН завершились 12 ноября подписанием Основного соглашения о районе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема. Соглашение было направлено на обеспечение мирной интеграции этой территории в Хорватию и содержало в себе просьбу к Совету Безопасности о создании временной администрации для управления районом в течение переходного периода. 15 января 1996 г., вслед за созданием администрации Организации Объединенных Наций, мандат ОООНВД был прекращен. На основании резолюции 983 от 31 марта 1995 г. Советом Безопасности образованы Силы превентивного развертывания ООН (СПРООН). Они были созданы в бывшей югославской Республике Македонии вместо СООНО. Мандат СПРООН по сути остался прежним: наблюдать и докладывать о любом развитии событий в пограничных районах, которые могут подорвать доверие и стабильность в Македонии и угрожать ее территории. С 1 февраля 1996 г., после прекращения мандатов ОООНВД, СООНО и МСООН, СПРООН стали самостоятельной миссией, докладывающей непосредственно в центральные учреждения ООН в Нью-Йорке. В феврале 1999 г. мандат СПРООН не был продлен Советом Безопасности из-за вето, наложенного КНР. Резолюцией 1035 от 21 декабря 1995 г. Совет Безопасности ООН учредил Миссию ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ). 21 декабря Совет Безопасности сформировал на период в один год Специальные международные полицейские силы ООН (СМПС) и создал гражданский офис ООН. Это было сделано в соответствии с Мирным соглашением, подписанным руководителями Боснии и Герцеговины, Хорватии и Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) 14 декабря 1995 г. Определены задачи СМПС: наблюдение, контроль и инспектирование деятельности и объектов правоохранительных органов, в том числе связанных с ними судебных организаций, структур и судопроизводства; консультирование сотрудников и сил правоохранительных органов; профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных структур; оказание сторонам, занятым правоохранительной деятельностью, помощи в рамках СМПС; оценка угроз общественному порядку и консультирование по вопросам о способности правоохранительных органов справляться с подобными угрозами; консультирование официальных лиц правительства Боснии и Герцеговины по вопросам организации эффективных гражданских правоохранительных учреждений; оказание помощи путем сопровождения сотрудников правоохранительных органов сторон во время исполнения ими своих обязанностей в тех случаях, когда Специальные силы сочтут это необходимым. Кроме того, СМПС должны были рассматривать просьбы о помощи сторон или правоохранительных учреждений в Боснии и Герцеговине, отдавая при этом приоритет обеспечению условий для свободных и справедливых выборов. Координатору ООН, уполномоченному Генеральным секретарем, подчинялся Комиссар СМПС. Координатор занимался также координацией деятельности ООН в Боснии и Герцеговине, связанной с гуманитарной помощью, беженцами, разминированием, правами человека, выборами, восстановлением инфраструктуры и экономики страны. МООНБГ тесно сотрудничала с возглавляемыми НАТО многонациональными Силами по выполнению соглашения (СВС), уполномоченными Советом Безопасности помочь выполнению положений Мирного соглашения, и с Верховным представителем, назначенным конференцией по выполнению договора и утвержденным Советом Безопасности. В задачи Верховного представителя входили мобилизация и координация деятельности организаций и учреждений, занятых гражданскими аспектами мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине, и наблюдение за осуществлением этого урегулирования. МООНБГ успешно завершила выполнение своего мандата в июне 2002 г. В соответствии с резолюцией 1037 от 15 января 1996 г. Советом Безопасности ООН была создана Временная администрация ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС). Основное соглашение о районе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема, подписанное 12 ноября 1995 г., предусматривало мирную интеграцию этого района в Хорватию. В соглашении содержались просьба к Совету Безопасности учредить временную администрацию для управления районом в течение переходного периода в 12 месяцев, который может быть продлен еще на 12 месяцев, и уполномочить международные силы поддерживать мир и безопасность в этот период, а также содействовать всеми возможными средствами осуществлению соглашения. ВАООНВС была основана 15 января 1996 г. на начальный период продолжительностью 12 месяцев и включала в себя как военный, так и гражданский компоненты. К военному компоненту относились наблюдение за демилитаризацией этого района в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев; наблюдение за добровольным и безопасным возвращением беженцев и перемещенных лиц в свои дома; содействие поддержанию мира и безопасности в районе и иная помощь в осуществлении Основного соглашения. Гражданский компонент предполагал создание временных полицейских сил, определение их структуры и численности; разработку программы профессиональной подготовки и наблюдение за ее осуществлением, а также надзор за обращением с правонарушителями и пенитенциарной системой; выполнение задач, касающихся гражданской администрации и функционирования коммунальных служб; содействие возвращению беженцев; организацию выборов, помощь в их проведении и проверку итогов. К гражданскому компоненту была также обращена просьба о проведении других мероприятий, вытекающих из Основного соглашения, включая помощь в координации планов развития и экономического восстановления района, контроль за соблюдением сторонами своих обязательств в отношении высших стандартов прав человека и основных свобод, содействие атмосфере доверия среди всех местных жителей, независимо от их этнического происхождения, наблюдение и содействие разминированию территории района, поддержку любой гражданской активности. Государства-члены уполномочивались, действуя самостоятельно или через региональные организации, принимать все необходимые меры, включая непосредственную авиационную поддержку для защиты ВАООНВС или помощи в ее выводе. Основанием для подобных действий должны служить просьба ВАООНВС и процедуры, согласованные с Организацией Объединенных Наций. Резолюцией Совета Безопасности ООН 1038 от 15 января 1996 г. была учреждена Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове (МНООНПП). Военные наблюдатели ООН были размещены на стратегически важном Превлакском полуострове в октябре 1992 г., когда Совет Безопасности уполномочил СООНО взять на себя ответственность по контролю над демилитаризацией этой области. После реструктуризации СООНО в марте 1995 г. их функции выполнялись ОООНВД. С прекращением мандата ОООНВД в январе 1996 г. Совет Безопасности уполномочил военных наблюдателей ООН продолжать наблюдение за демилитаризацией полуострова в течение трехмесячного периода, который мог быть продлен еще на три месяца после доклада Генерального секретаря о том, что такое продление будет и далее способствовать ослаблению напряженности в этом районе. Военные наблюдатели ООН находились под командованием и руководством Главного военного наблюдателя, который докладывал непосредственно в центральные учреждения ООН в Нью-Йорке. Миссия завершила свою работу в июле 2002 г. В связи с истечением мандата Миссии ООН в Гаити (МООНГ) 30 июля 1996 г. и в целях поддержания безопасной и стабильной обстановки Совет Безопасности принял резолюцию 1063 от 28 июня 1996 г. об организации новой Миссии ООН по поддержке в Гаити (МООНПГ). В соответствии с резолюцией на МООНПГ была возложена задача помогать правительству Гаити в переводе полиции на профессиональную основу и в поддержании безопасной и стабильной обстановки, способствующей успеху предпринимаемых усилий по созданию и профессиональной подготовке эффективных национальных полицейских сил. В резолюции выражается поддержка роли специального представителя Генерального секретаря в координации деятельности системы ООН по содействию институциональному строительству, национальному примирению и экономическому восстановлению в Гаити. После подписания 29 декабря 1996 г. соглашения между правительством Гватемалы и блоком «Национальное революционное единство Гватемалы» об окончательном прекращении гватемальского внутреннего конфликта Совет Безопасности принял 20 января 1997 г. резолюцию 1094, которая санкционировала работу Контрольной Миссии ООН в Гватемале. Она взяла на себя функции, ранее принадлежавшие Миссии ООН по контролю за соблюдением прав человека и выполнением обязательств, содержащихся во Всеобъемлющем соглашении по правам человека, в Гватемале. В связи с завершением работы Контрольной миссии ООН в Анго-ле-Ш (КМООНА-Ш) и выражая озабоченность по поводу роста напряженности, особенно в северо-восточных провинциях Анголы, и нападений УНИТА на посты и персонал Контрольной миссии, Совет Безопасности в своей резолюции 1118 от 30 июня 1997 г. постановил преобразовать операцию КМООНА-Ш в миссию и учредил с 1 июля 1997 г. Миссию наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА). По завершении деятельности Миссии ООН по поддержке в Гаити Совет Безопасности, учитывая важное значение профессиональных, самостоятельных, действенных национальных полицейских сил, способных выполнять полицейские функции в полном объеме, для укрепления демократии и восстановления системы отправления правосудия в Гаити, резолюцией 1123 от 30 июля 1997 г. учредил Переходную миссию ООН в Гаити (ПМООНГ), которая осуществляла свою деятельность с августа по ноябрь 1997 г. Когда истек срок работы ПМООНГ Совет Безопасности в резолюции 1141 от 28 ноября 1997 г. постановил создать Гражданскую полицейскую миссию ООН в Гаити (ГПМООНГ), чтобы продолжить оказание правительству Гаити помощи в переводе гаитянской национальной полиции на профессиональную основу и содействовать этому процессу. В связи с окончанием срока действия мандата Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема Совет Безопасности согласно резолюции 1145 от 19 декабря 1997 г. учредил с 16 января 1998 г. Гражданскую полицейскую группу поддержки (Хорватия) для наблюдения за действиями хорватской полиции в Придунайском районе, прежде всего в связи с возвращением перемещенных лиц. Для оказания народу Центральноафриканской Республики содействия в укреплении процесса национального примирения и помощи в поддержании безопасной и стабильной обстановки, способствующей проведению свободных и справедливых выборов, Совет Безопасности в резолюции 1159 от 27 марта 1998 г. постановил учредить Миссию ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР). На МООНЦАР были возложены следующие функции: оказание помощи в поддержании и укреплении безопасности и стабильности; оказание помощи национальным силам безопасности в поддержании правопорядка и охране ключевых объектов; наблюдение и контроль за хранением всего сданного в процессе разоружения оружия; обеспечение безопасности и свободы передвижения персонала ООН, а также сохранности имущества ООН; консультирование национальных избирательных органов и оказание им технической поддержки в выработке кодекса законов о выборах и в проведении выборов и др. 13 июля 1998 г. Совет Безопасности одобрил резолюцию 1182, учреждающую Миссию наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ). В ее задачи входило, в частности, наблюдение за военной обстановкой в стране, за разоружением и демобилизацией бывших комбатантов, за соблюдением норм международного гуманитарного права и др. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1244 от 10 июня 1999 г. была создана Миссия ООН в Косово (МООНК). Функции МООНК состояли в предотвращении возобновления боевых действий, поддержании и, где это необходимо, обеспечении соблюдения прекращения огня, демилитаризации Освободительной армии Косово и других вооруженных групп косовских албанцев; создании условий безопасности, в которых беженцы и перемещенные лица смогут возвратиться в свои дома; обеспечении общественной безопасности и порядка; осуществлении надзора за разминированием; обеспечении защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций.
|