![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полицейскаясоставляющая миротворческой деятельности
В ходе проведения операций ООН по поддержанию мира, особенно начиная с 90-х годов прошлого столетия, заметно обозначилась линия на широкое использование гражданской полиции в качестве нового неотъемлемого компонента операции. Впервые в практике ООН в состав операции Группы ООН по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ), проводившейся с апреля 1988 по март 1990 г., был включен гражданско-полицейский компонент. Основная задача ЮНТАГ заключалась в обеспечении независимости Намибии путем проведения свободных и справедливых выборов под наблюдением и контролем ООН. ЮНТАГ должна была также помочь специальному представителю Генерального секретаря ООН обеспечить прекращение всех актов насилия, возвращение всех войск на места постоянной дислокации, а в случае с южноафриканскими войсками их окончательный вывод из Намибии, отмену дискриминационных законов, освобождение всех политических заключенных, возвращение всех намибийских беженцев, предотвращение любых форм запугивания и беспристрастное поддержание правопорядка в ходе проведения выборов. В решении всех этих задач важную роль сыграла гражданская полиция ЮНТАГ, состоящая из 1500 полицейских, набранных из 25 стран -членов ООН. Впервые в состав гражданской полиции вошли 11 советских графологов и дактилоскопистов. Участие гражданской полиции ЮНТАГ, по общему признанию, значительно содействовало осуществлению мониторинга деятельности местной полиции, контроля и наблюдения за проведением и результатами выборов и переходу незаконно оккупированной колонии к независимости. Многие функции, которые выполнялись гражданской полицией ЮНТАГ, были инкорпорированы в мандаты ряда операций ООН, развертывавшихся в последующие годы на различных континентах. Появление граж-данско-полицейского измерения операций ООН по поддержанию мира явилось новым качественным скачком, выходящим за пределы традиционной роли таких операций, и значительно обогатило миротворческий потенциал ООН. Гражданско-полицейский компонент становится важной частью общего персонала миротворческих операций ООН. Так, в Миссии наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), проводившейся с июля 1991 по апрель 1995 г., участвовал 341 полицейский, в операции Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК), проходившей с марта 1992 по сентябрь 1993 г., - 3600 полицейских, в операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ) с декабря 1992 по декабрь 1994 г. их было включено 10 086, в Миссию ООН в Гаити (МООНГ), работавшую с сентября 1993 по июнь 1996 г., - 870. В последнее время гражданская полиция занимала второе место после военного компонента по численности международных сотрудников, задействованных в миротворческих операциях ООН. Как отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, если в рамках операций по поддержанию мира в 1999 г. проходило службу 9000 военнослужащих и 2000 сотрудников гражданской полиции, то в 2001 г. их насчитывалось соответственно 3500 и 8000 человек1. Возрастающее значение гражданской полиции в миротворческих операциях ООН нашло свое отражение и в деятельности Совета Безопасности, и в принимаемых им решениях. 14 июля 1997 г. Совет провел специальное заседание, посвященное роли гражданской полиции в операциях ООН по поддержанию мира. Внимание Совета Безопасности к проблеме гражданского измерения ОПМ ООН объясняется рядом существенно важных обстоятельств. Прежде всего, изменился сам характер конфликтов, предотвращать и урегулировать которые приходится ООН и ее Совету Безопасности. Большинство из них - по оценкам ООН свыше 80% - носят внутригосударственный характер. Соответственно изменился объем и характер функций миротворческих операций ООН. Помимо выполнения своих обычных задач, связанных с наблюдением за прекращением огня между противоборствующими сторонами, разоружением комбатантов и сокращением вооруженных сил, они стали оказывать помощь в укреплении законных учреждений и институтов власти, в реализации мирных соглашений и договоренностей о национальном примирении, о нормализации обстановки и поддержании стабильности в районах конфликтов. Усиление роли гражданской полиции в операциях объясняется еще и тем, что в отличие от военного компонента она обладает умиротворяющей способностью осуществлять свою деятельность на основе верховенства права и в тесном сотрудничестве с местной полицией. Гражданская полиция помогает нормальному функционированию правоохранительных органов, созданию обстановки правопорядка и законности в стране пребывания, осуществляет контроль за действиями местной полиции, в том числе за соблюдением ею основных прав и свобод человека, подготовкой персонала гражданской полиции, разработкой программ обучения такого персонала. Гражданская полиция, находясь в постоянном контакте практически со всеми слоями населения страны пребывания, имеет уникальную возможность регулярно информировать Совет Безопасности о любых серьезных изменениях внутренней обстановки в стране и всех возникающих трудностях и критических моментах, препятствующих установлению мира, спокойствия и безопасности в районе конфликта. Неоценимую роль гражданская полиция играет в случае вывода военного компонента и на завершающей стадии операции по поддержанию мира. Указанные характерные черты деятельности гражданской полиции и ее роль в операциях по поддержанию мира неоднократно отмечались Советом Безопасности ООН. В одобренном на заседании 14 июля 1997 г. заявлении Председателя Совета Безопасности2 подчеркивались усилия, прилагаемые Генеральной Ассамблеей и ее Спецкомитетом по операциям по поддержанию мира в целях осуществления возложенной на них задачи по обзору всех аспектов ОПМ, включая, в частности, укрепление способности системы ООН удовлетворять растущий спрос на гражданских полицейских в таких операциях. В этой связи Совет Безопасности призвал государства изыскивать дополнительные пути совершенствования механизмов формирования и поддержки компонентов гражданской полиции операций по поддержанию мира. В заявлении Председателя впервые указывается на примерный, далеко не исчерпывающий перечень функций, которые могут быть возложены на гражданскую полицию. По мнению Совета Безопасности, в операциях, учреждаемых Советом или Генеральной Ассамблеей, гражданская полиция призвана выполнять функцию контроля за действиями национальных полицейских сил и их обучения и способна через помощь местным полицейским играть важную роль в восстановлении общественного порядка, укреплении правопорядка и содействии гражданскому примирению. В заявлении предусматривалось возможное в будущем участие гражданской полиции в деле упрочения доверия и безопасности в отношениях между сторонами и среди местного населения, с тем чтобы предотвратить конфликт, остановить его эскалацию или укреплять мир в постконфликтный период. Совет Безопасности призвал государства на индивидуальной или коллективной основе обеспечивать соответствующую подготовку гражданских полицейских для международной службы и оперативно предоставлять их в распоряжение ООН, по возможности на основе резервных соглашений ООН. Совет подчеркнул важное значение набора для операций ООН квалифицированного полицейского персонала, желательно на самой широкой географической основе, а также набора гражданских полицейских из числа женщин. Характерно, что уже в этом первом документе по данному вопросу Совет Безопасности предусмотрел основные доминирующие функции и принципы участия гражданской полиции в миротворческих операциях ООН. Совет Безопасности рекомендовал Генеральному секретарю оказывать помощь и предоставлять консультации государствам-членам, чтобы способствовать стандартному подходу к подготовке и набору гражданских полицейских. Совет подчеркнул, что их подготовка должна вестись с учетом возлагаемых на них функций, в частности оказания помощи и поддержки при реорганизации и обучения национальной полиции, контроля за ее деятельностью, а также содействия разрешению конфликтов на месте путем переговоров. Совет Безопасности посчитал крайне важным, чтобы контингента гражданской полиции ООН располагали необходимыми специалистами в области права. Было указано на необходимость тесной координации между гражданской полицией и военными, гуманитарными и другими компонентами операций ООН, а также на важность усилий государств-членов по организации совместного обучения гражданских и военных контингентов, предназначенных для операций ООН, чтобы добиться максимальной согласованности их действий на местах и обеспечения их безопасности. Вопрос о роли гражданской полиции в операциях по поддержанию мира стал предметом широкой дискуссии на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в рамках созданного Ассамблеей вспомогательного органа - Спецкомитета по операциям по поддержанию мира, а также в рамках ОБСЕ при подготовке Хартии европейской безопасности. Рассмотрение вопроса о гражданской полиции на Генеральной Ассамблее со всей определенностью выявило намерение большинства государств активно задействовать в многофункциональных операциях по поддержанию мира гражданских полицейских ООН. Было признано, что при проведении ОПМ необходимо, чтобы в соответствии с мандатом были четко разграничены полицейские и военные функции. Отмечалось также, что в контексте операции по поддержанию мира гражданская полиция может сыграть существенную роль -содействия местным полицейским силам в восстановлении гражданского порядка, поддержке верховенства права и укреплении процесса гражданского примирения. Указывалось и на то, что гражданская полиция ООН могла бы быть полезна в обеспечении плавного перехода от операции по поддержанию мира к этапу примирения и реконструкции при поддержке ООН. Спецкомитет по операциям ООН по поддержанию мира разработал рекомендации государствам, предложив включать полицейские компоненты в подразделения, которые они указывают в резервных соглашениях, заключаемых с ООН, приводя и такую информацию, как вид полицейских сил, ранги и уровень подготовки. Многие делегации отмечали, что гражданско-полицейский компонент стал использоваться в миротворческой деятельности ООН сравнительно недавно - практически с 90-х годов прошлого столетия. Ныне он все больше превращается в практический инструмент не только превентивной деятельности, осуществляемой в рамках ООН и ряда региональных организаций, но и всего спектра миротворческих усилий этих организаций, включая поощрение к миру (миротворчество), операции по поддержанию мира, разоружение, демобилизацию, реинтеграцию и постконфликтное миростроительство. Многими подчеркивалось, что укрепление миротворческого потенциала ООН и его гражданско-полицейского компонента возможно только на основе комплексного, всеобъемлющего подхода к оценке функций и задач гражданской полиции, к обеспечению их международно-правовой обоснованности (с точки зрения положений Устава ООН, решений Совета Безопасности ООН и норм международного права и справедливости) и вытекающей отсюда легитимности. Многими делегациями проводилась мысль о том, что на деятельность гражданской полиции в полной мере распространяются сложившиеся в практике ООН базовые принципы проведения операций по поддержанию мира, в частности такие, как согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, за исключением случаев самообороны. По общему признанию, одной из особенностей использования гражданской полиции в последнее время является то, что ей приходится действовать в рамках многофункциональных ОПМ, нередко представляющих собой сложное переплетение элементов превентивной дипломатии, поощрения к миру, поддержания мира, принуждения к миру и постконфликтного миростроительства. Особое внимание обращалось на то, что в соответствии с мандатом комплексных операций должны быть четко разграничены полицейские и военные функции и что военные не могут и не должны брать на себя какие-либо полицейские функции. Равным образом, по мнению ряда делегаций, признавая объективную связь между полицейскими и гуманитарными операциями, следовало бы иметь в виду, что гражданско-полицейский компонент миротворческих операций не должен превращаться в охранное и силовое средство обеспечения выполнения задач многочисленных гуманитарных и неправительственных организаций, наделенных собственными мандатами, которые могут быть не связаны с целями и задачами ОПМ. Подчеркивалось также, что полицейские операции являются составной частью всей цепочки усилий мирового сообщества - от предотвращения конфликта до постконфликтного восстановления, а не средством достижения тех или иных политических целей, обеспечения односторонних либо узкогрупповых интересов государств. Опыт проведения операций по поддержанию мира в 90-х годах показывает, что практически ни одна из них не может обойтись или достигнуть более-менее позитивных результатов без включения в ее состав полицейского компонента. При этом гражданская полиция стала осуществлять ряд функций и предпринимать такие действия, которые не в состоянии взять на себя другой персонал операции. Многие отмечали, что обычно мандат ОПМ предусматривает обеспечение безопасной и стабильной внутренней обстановки, но выполнить эту задачу военный контингент операции может только на первоначальном, весьма коротком ее этапе развертывания. В дальнейшем возникают такие проблемы и задачи, особенно в урегулировании внутригосударственного конфликта, с которыми военнослужащие просто не могут справиться. Это широкий круг задач, связанных с мониторингом действий национальной полиции, подготовкой и обучением новых полицейских кадров, улаживанием местных споров, оказанием помощи в подготовке и проведении выборов, соблюдением прав человека и даже содействием в поддержании общественного порядка. И здесь международная гражданская полиция незаменима. Более того, в связи с преступными действиями в районах конфликтов разного рода иррегулярных сил враждующих сторон, а то и просто террористических и бандитских формирований возникла необходимость в задействовании наряду с гражданской полицией специальных частей и подразделений жандармерии. Некоторые государства выступают против использования жандармерии, считая ее антидемократическим, больше полагающимся на принуждение и, следовательно, нелегитимным орудием, в то время как другие государства рассматривают ее как приемлемый инструмент, действующий во имя общественного блага. Отдельно встал и другой вопрос: должна ли гражданская полиция быть вооружена или нет? Почти во всех ОПМ ООН действуют невооруженные гражданские полицейские. Однако это создавало ряд трудностей для деятельности и нередко приводило к большим рискам для жизни и здоровья полицейского персонала. В последнее время набирает силу тенденция направлять в состав персонала миротворческих операций полицейских, вооруженных легким стрелковым оружием и другими специальными средствами самозащиты. Разумеется, для этого Совет Безопасности должен одобрить четкий мандат и правила применения силы, а также обеспечить политическую и оперативную поддержку. Впервые вооруженная полиция была использована в 1994 г. в составе Миссии ООН в Гаити, в которой участвовало 150 гражданских полицейских, в основном из США, Канады и Франции, и 140 жандармов из Аргентины. Вооруженная гражданская полиция была задействована и в ходе проведения операции в Восточном Тиморе. Хотя некоторые государства высказываются в пользу наделения гражданской полиции в исключительных обстоятельствах правопри-нудительными функциями и за то, чтобы полицейские были вооружены легким стрелковым оружием, большинство стран выступает против этого. С их точки зрения, вооружение полиции может весьма серьезно антагонизировать по крайней мере одну из сторон в конфликте, а также вызвать недовольство местного населения, что в конечном счете приведет к неизбежным потерям и жертвам среди полицейских, к захвату заложников и возникновению беспорядков, сопряженных с совершением насильственных и террористических актов против полицейских.. Поэтому, по мнению большинства стран, полиция, как правило, должна оставаться именно «гражданской», то есть невооруженной. В связи с тем, что многочисленные просьбы ряда государств разместить на их территории операции по поддержанию мира, в том числе включающие полицейский компонент, ООН была не в состоянии в силу политических, финансовых и других обстоятельств удовлетворить полностью (по оценке Генерального секретаря ООН, например, в 90-е годы XX в. удалось удовлетворить спрос на операции лишь на 30 с небольшим процентов), появились разнообразные проекты и предложения о развертывании миссий с различной степенью интрузивности и объединенных в общее «зонтичное» понятие миротворческих операций или операций в пользу мира. По мнению авторов упомянутых проектов, такие операции могут включать только вооруженные силы, или специализированные подразделения, или разного рода советников, либо даже только полицейские формирования. И все чаще внимание обращается на предпочтительность использования в операциях прежде всего полицейских. Объясняется это, в частности, тем, что военные контингенты нередко действуют слишком жестко, применяют не только легкое, но и тяжелое оружие и воспринимаются как своего рода оккупационные войска. Полицейские же работают в постоянном тесном контакте с местными жителями и местной полицией, более приспособлены для урегулирования споров и разногласий между различными группами населения и выступают в качестве нейтральной, сдерживающей и умиротворяющей конфликт силы. Многие отмечают, что полицейские могут выполнять многообразные функции, которые вооруженные формирования в силу своей военной природы осуществлять не в состоянии. Особенно значительна роль полицейских в таких видах миротворческой деятельности, как миростроительство и постконфликтное восстановление общества. Все больше дает о себе знать тенденция отойти от традиционного и узкого взгляда на возможности гражданской полиции. Как отмечается в докладе Группы по операциям ООН в пользу мира3, в последнее время многие государства выступают за поручение гражданской полиции таких задач, как реформирование, обучение и перестройка местных полицейских служб в соответствии с международными стандартами демократической полицейской деятельности и прав человека, и за то, чтобы гражданская полиция обладала потенциалом эффективного реагирования на гражданские беспорядки и потенциалом самообороны. Многие считают, что суды, в которые местные полицейские доставляют предполагаемых преступников, и пенитенциарные учреждения, куда преступники попадают на основании закона, должны быть в политическом отношении беспристрастными и свободными от запугивания или принуждения. Выдвигаются предложения, чтобы Совет Безопасности ООН, когда это требуется в интересах обеспечения правосудия, примирения и борьбы с безнаказанностью, санкционировал выделение международных судебных экспертов, экспертов по пенитенциарной системе, криминалистов-следователей и судебно-медицинских специалистов для содействия работе по задержанию и судебному преследованию лиц, обвиняемых в совершении военных преступлений. Высказывалась также идея изменить саму доктрину использования ООН гражданской полиции в ОПМ. Отмечались и такие сравнительные особенности использования военных контингентов и полицейских: в отличие от военного компонента миротворческих операций, в который включаются подразделения отдельных стран, в гражданско-полицейский компонент государствами выделяются отдельные лица, да и в плане направления воинских подразделений в состав ОПМ государства, как правило, встречаются с гораздо большими внутренними политическими трудностями и проблемами, чем при выделении гражданской полиции. В целом, по мнению многих государств, задействование в операциях по поддержанию мира полицейского компонента является новым и перспективным направлением общих усилий ООН в области урегулирования конфликтов. Современные кризисные ситуации, конфликты нового поколения делают актуальной задачу дальнейшего развития и укрепления антикризисного и миротворческого потенциала ООН в сфере поддержания мира, в том числе в связи с использованием гражданской полиции. Все больше государств приходят к выводу, что в вопросах, касающихся включения полицейского компонента в многофункциональные ОПМ или действий гражданской полиции в виде отдельной операции под плотным политическим контролем Совета Безопасности ООН, следует придерживаться ряда основополагающих критериев и принципов. Среди них первостепенное значение имеет строгое соблюдение положений Устава ООН, решений Совета Безопасности и норм международного права, в том числе международного гуманитарного права. Именно на правовой основе может быть обеспечена эффективность деятельности гражданской полиции и ее легитимность. Важную роль играет наличие специального четкого мандата, определяющего ясные и осуществимые цели и сроки использования гражданской полиции. Такой мандат должен приниматься по согласованию с заинтересованными государствами и со сторонами в конфликте. Необходимыми условиями задействования гражданской полиции являются согласие государства пребывания и строгое соблюдение принципов суверенитета, политической независимости, невмешательства во внутренние дела и территориальной целостности государства или государств, на территории которых проводится операция с ее участием. Включение гражданской полиции в состав миротворческих операций предусматривается, как правило, в ситуациях, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Наличие элементов принуждения в мандате полицейского компонента ОПМ возможно только по решению Совета Безопасности ООН. В связи с расширением участия в ОПМ гражданской полиции в последние годы значительно активизировалась работа Департамента Секретариата ООН по операциям по поддержанию мира, в рамках которого был создан специальный Отдел по вопросам гражданской полиции. За сравнительно короткий срок отдел разработал «Принципы и руководящие указания в отношении деятельности гражданской полиции ООН», в которых определяются задачи и обязанности сотрудников гражданской полиции в процессе поддержания мира. Был завершен пересмотр стратегии в отношении направления группы помощи при отборе кандидатов на службу в гражданской полиции. Отдел гражданской полиции завершил также проект требований для поэтапного развертывания 100 сотрудников гражданской полиции в течение 90 дней с момента учреждения операции. Кроме того, он активно рассматривает такие вопросы, как разработка системы и процедур для содействия поддержанию связей между правоохранительными и судебными органами в операциях по поддержанию мира, разработка руководящих принципов и параметров, которым могли бы следовать государства при ведении собственных дежурных списков для оперативного развертывания сотрудников гражданской полиции в рамках системы резервных соглашений ООН, контролирование и координация деятельности по разработке учебных планов для местных полицейских служб, академий и обучения без отрыва от производства и др. Хотя гражданская полиция является составной частью персонала ОПМ сравнительно недавно, вопрос о включении полицейского компонента в операции стал неотъемлемым элементом всей работы не только самой ООН, но и ее региональных организаций (ОБСЕ) и субрегиональных структур (Евросоюза) по планированию и проведению миротворческих операций в будущем. Так, активно этим вопросом занималась и занимается ОБСЕ. В принятой на саммите ОБСЕ в Стамбуле 19 ноября 1999 г. Хартии европейской безопасности прямо отмечается, что главы государств и правительств стран - участниц ОБСЕ будут «работать в целях укрепления роли ОБСЕ в деятельности, связанной с функциями гражданской полиции, в качестве составной части усилий Организации по предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтному восстановлению»4. Эта деятельность, как указывается в хартии, может включать полицейский мониторинг, чтобы недопустить какой-либо дискриминации по религиозному и этническому признакам со стороны местной полиции, а также подготовку полицейских кадров, которая могла бы включать следующие задачи: • повышение оперативно-тактического потенциала местных полицейских служб и реформирование военизированных сил; • освоение новых современных форм полицейской работы, таких как взаимодействие с населением на местном уровне, борьба с распространением наркотиков, коррупцией и терроризмом; • создание полицейской службы, объединяющей в своем составе представителей разных этнических групп и/или вероисповеданий и способной заслужить доверие всего населения; • обеспечение в целом уважения прав человека и основных свобод. Главы государств и правительств стран - участниц ОБСЕ заявили, что они будут поощрять оснащение полицейских служб, сотрудники которых осваивают указанные новые формы работы, современным оборудованием и что ОБСЕ рассмотрит возможные варианты и условия своего участия в правоохранительной деятельности. Они также отметили, что будут способствовать развитию независимых судебных систем, играющих ключевую роль в предоставлении правовой защиты от нарушения прав человека, будут оказывать консультационные услуги и помощь в реформировании пенитенциарной системы и что ОБСЕ будет работать с другими международными организациями для создания политических и правовых условий, позволяющих полиции выполнять свои задачи в соответствии с принципами демократии и верховенства закона. Все возрастающая роль гражданской полиции в миротворческой деятельности нашла отражение и в деятельности Европейского Союза по укреплению общей внешней политики и политики в сфере безопасности. В декабре 1999 г. Европейский совет в Хельсинки поставил цель сформировать к 2003 г. силы быстрого реагирования численностью 60 тыс. человек для их развертывания в ходе миротворческих операций, включая проводимые в рамках ООН. В июне 2000 г. в Фейра была поставлена дополнительная задача, а именно создать к 2003 г. группу быстрого реагирования в составе 5 тыс. полицейских, готовых к развертыванию в миротворческих операциях5. Задача все более широкого использования гражданской полиции представляется весьма актуальной и для коллективных миротворческих операций на пространстве Содружества Независимых Государств. Заслуживает, в частности, внимания идея создания сил быстрого развертывания в рамках Договора о коллективной безопасности и включения в них гражданской полиции и спецподразделений. Как известно, в рамках Договора о коллективной безопасности уже создано коллективное формирование для решения такой насущной задачи, как борьба с вооруженными бандформированиями и террористическими группами. В состав такого формирования можно было бы включить и гражданскую полицию. Рассмотрение вопросов участия гражданской полиции в операциях по поддержанию мира показывает, что в перспективе полицейское измерение миротворческой деятельности ООН и ее региональных звеньев имеет все шансы стать важной составной частью усилий всех государств по созданию мирных условий жизни народов планеты и одним из эффективных инструментов прочного правопорядка в мире XXI столетия.
|