![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ООН и борьба против международного терроризма
Проблема терроризма вызвала озабоченность многих государств еще во времена Лиги Наций. В 1937 г. под эгидой Лиги была предпринята первая крупная многосторонняя попытка принятия международного документа и подготовлена Конвенция о пресечении терроризма и наказании за него. Однако Конвенция так и не вступила в силу, и лишь после создания ООН вновь активизировались усилия международного сообщества, направленные на то, чтобы поставить юридический заслон на пути расползания этого зла по планете. Следует отметить, что вопросам разработки и осуществления мер по борьбе с международным терроризмом Организация Объединенных Наций, в особенности ее Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, постоянно уделяла неослабное внимание. Вопрос о мерах по ликвидации международного терроризма впервые был включен в повестку дня 27-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1972 г. по инициативе Генерального секретаря ООН. На той же сессии Генеральная Ассамблея постановила учредить Спецкомитет по международному терроризму, который, однако, не сумел из-за возникших разногласий добиться сколько-нибудь заметных результатов и, в частности, подготовить проект всеобъемлющей Конвенции по пресечению международного терроризма. Отчасти и вследствие такого неудачного начала с подготовкой единого антитеррористического документа ООН и система ее организаций переключила свое внимание на предупреждение и пресечение конкретных террористических актов и на разработку в этой связи ряда международно-правовых документов. На данной первоначальной стадии предметом международных документов, принятых под эгидой ООН, стали следующие вопросы: • террористические акты, направленные против конкретных категорий лиц; • захват заложников; • использование определенных веществ или устройств для террористических целей; • недопущение финансовой и иной подпитки террористической деятельности. В большинстве документов главное внимание уделяется индивидуальной уголовной ответственности террористов, а в основе лежит принцип «либо выдавай, либо суди». В этом отношении положения конвенций весьма схожи. В них предусматривается, что государства-участники должны обеспечить наказуемость преступлений, определенных в документе, в соответствии с их внутригосударственным правом. Государство, на территории которого обнаружен предполагаемый правонарушитель, обязано обеспечить выдачу этого лица одному из государств, имеющему отношение к совершенному преступлению, или же передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Государства должны принять в соответствующих случаях все необходимые меры для установления своей юрисдикции над оговоренными преступлениями. Они должны сотрудничать не только в оказании судебной помощи, но и в предупреждении террористических актов. Не случайно первые конвенции, касающиеся борьбы против терроризма, были разработаны в рамках таких специализированных учреждений ООН, как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная морская организация (ИМО), а также под эгидой региональных и субрегиональных организаций и структур (ОАГ, Совет Европы, СНГ, ШОС и др.). Первым многосторонним документом такого рода под эгидой ООН была Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. (Токийская конвенция)1. В ней рассматриваются такие вопросы, как правовой статус воздушного судна, юрисдикция в отношении предполагаемых преступлений, совершенных на борту воздушного судна, и правомочия командира воздушного судна. Эта конвенция не содержит обязательства «или выдавай, или суди» и касается одной конкретной формы терроризма, а именно похищения воздушных судов. Конвенция предусматривает следующий порядок пресечения преступлений такого рода: если находящееся на борту лицо с помощью силы или угрозы силой совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете или если оно готовит к совершению такой акт, договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном или для сохранения за ним контроля над воздушным судном (ст. 11). С увеличением числа случаев захвата воздушных судов и ростом количества стран, пострадавших от этой проблемы, мировое сообщество ощутило необходимость в международном документе, имеющем целью обеспечить уголовное преследование виновных и отказ им в убежище. Таким документом стала Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, принятая 16 декабря 1970 г. (Гаагская конвенция). Она охватывает следующие правонарушения: незаконный захват или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, путем насилия, или угрозы применения насилия, или другой формы запугивания; попытка совершения любых подобных актов, а также соучастие в их осуществлении или попытке осуществления (ст. 1). Терроризм в отношении воздушных судов, помимо их незаконного захвата, рассматривается в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенной в Монреале 23 сентября 1971 г. (Монреальская конвенция). Эта конвенция охватывает следующие незаконные и преднамеренные акты: совершение акта насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение ему повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; помещение или совершение действия, приводящего к помещению на борту воздушного судна, находящегося в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить воздушное судно либо причинить ему повреждение, способное вывести его из строя или угрожать его безопасности в полете; разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; сообщение заведомо ложных сведений, создающее угрозу безопасности воздушного судна в полете; попытка совершения любого из указанных выше преступлений, а также соучастие в совершении или попытке совершения такого преступления (ст. 1). В послевоенное время акты терроризма часто совершались против определенных лиц - глав государств, правительств, дипломатических агентов, а также против занимаемых ими служебных и жилых помещений и используемых ими средств транспорта. Такого рода преступления не только ставят под угрозу безопасность этих лиц, но и создают серьезные проблемы для поддержания нормальных международных отношений. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973 г. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, явилось попыткой предупредить совершение подобных преступлений, а также предать суду и наказанию виновных. Конвенция определяет в качестве преступления убийство, похищение или другое деяние против лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать его личности или свободе; насильственное нападение на официальное помещение, жилое помещение или транспортное средство лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего (ст. 2). Угроза, попытка совершения нападения или действия в качестве соучастника любого такого нападения также являются преступлением. Необходимость предупреждения потенциальной опасности, связанной с незаконным захватом и использованием ядерного материала, и принятия соответствующих эффективных мер для предупреждения, обнаружения и наказания преступлений, связанных с ядерным материалом, которые являются предметом серьезной обеспокоенности международного сообщества, побудила МАГАТЭ принять 26 октября 1979 г. Конвенцию о физической защите ядерного материала. По смыслу этой Конвенции совершение любого из следующих деяний является правонарушением, наказуемым каждым государством-участником в рамках своего национального законодательства: ^действие без разрешения компетентных органов, такое как получение, владение, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить серьезное увечье или существенный ущерб собственности; Ъ) кража ядерного материала или его захват путем грабежа; с) присвоение или получение обманным путем ядерного материала; й) действие, которое представляет собой требование путем угрозы силой, или применения силы, или какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала; е) угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности либо угроза совершить правонарушение, указанное в пункте Ь Конвенции, с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него; /) попытка совершить какое-либо правонарушение, указанное в пунктах а, Ъ или с конвенции; g) действие такое, как участие в каком-либо правонарушении, указанном в пунктах a—f Конвенции. Конвенция содержит также положения об установлении юрисдикции государств-участников в отношении указанных выше правонарушений (ст. 8) на базе принципа «либо выдавай, либо суди» (ст. 10), а также ряд положений (ст. 3, 5 и 6), касающихся защиты и безопасности международного ядерного транспорта и координации операций по изъятию и принятию ответных мер в случае любого несанкционированного изъятия, применения или изменения ядерного материала или в случае такой достоверной опасности. Одним из распространенных методов международного терроризма является захват заложников, давно вызывающий обоснованное беспокойство международного сообщества. Чтобы предусмотреть эффективные меры для предупреждения захвата заложников, обеспечить судебное преследование лиц, причастных к совершению такого преступления, или их выдачу, Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г. Конвенция определяет преступление захвата заложников как действия любого лица, которое захватывает и удерживает другое лицо (заложника) и угрожает убить его или нанести повреждения. Эти действия имеют целью заставить третью сторону - государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц - совершить или воздержаться от совершения какого-либо акта в качестве прямого или косвенного условия освобождения заложника. Лицо также совершает преступление, если оно пытается осуществить захват заложников или выступает как сообщник любого лица, которое совершает или пытается совершить захват заложников (ст. 1). Практика последних десятилетий свидетельствует, что террористические акты, направленные против гражданской авиации, не ограничиваются нападениями на воздушные суда. Аэропорты также подвергаются нападениям. Чтобы дополнить законодательство в этой области борьбы с терроризмом, 24 февраля 1988 г. был принят Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреальский протокол), расширяющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В этом протоколе к перечню, содержащемуся в Монреальской конвенции, добавляется незаконное и преднамеренное совершение с использованием любого устройства, вещества или оружия следующих актов, ставящих или могущих поставить под угрозу безопасность в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию: акт насилия в отношении лица в аэропорту, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; разрушение или серьезное повреждение оборудования или сооружений аэропорта или расположенных в аэропорту воздушных судов, не находящихся в эксплуатации, либо нарушение работы служб аэропорта (ст. 2). Для предотвращения и недопущения актов международного терроризма, направленных против морского транспорта, и обеспечения безопасности людей и имущества, использующих этот вид транспорта, Международная морская организация приняла 10 марта 1988 г. Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Конвенция предусматривает, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой, или угрозой силы, или путем любой другой формы запугивания; совершает акт насилия против лица на борту судна, который может угрожать безопасному плаванию данного судна; разрушает судно или наносит ему или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию судна; помещает или совершает действия в целях помещения на борт судна каким бы то ни было способом устройства или вещества, способного разрушить это судно, нанести ему или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию судна; разрушает морское навигационное оборудование, или наносит ему серьезные повреждения, или создает серьезные помехи его эксплуатации, если любой такой акт может угрожать безопасному плаванию судна; сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванию судна; наносит ранение любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из указанных выше преступлений. Попытка совершения любого такого преступления, или подстрекательство, или же соучастие с лицом, которое совершает такое преступление, также является преступлением. Кроме того, любая угроза с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить какое-либо действие или воздержаться от него, совершить какое-либо из указанных выше преступлений, если это может угрожать безопасному плаванию судна, о котором идет речь, также является преступлением (ст. 3). Указанная конвенция применяется в случаях, если судно совершает плавание или его маршрут включает плавание в воды, через воды или из вод, расположенных за внешней границей территориального моря какого-либо одного государства или за боковыми границами его территориального моря с сопредельными государствами (ст. 4). 10 марта 1988 г. был принят Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. В протоколе указывается, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно захватывает стационарную платформу или осуществляет контроль над ней силой, или угрозой силы, или любой другой формой запугивания; совершает акт насилия против лица на стационарной платформе, который может угрожать ее безопасности; разрушает стационарную платформу или наносит ей повреждение, которое может угрожать ее безопасности; помещает или совершает действие в целях помещения на стационарную платформу каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить эту стационарную платформу или создать угрозу ее безопасности; наносит ранения любому лицу или убивает его в связи с совершением или попыткой совершения какого-либо из указанных выше преступлений. Попытка совершения или подстрекательства к совершению какого-либо из перечисленных преступлений, а также угрозы с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить какое-либо действие или воздержаться от него, совершить какое-либо из указанных преступлений также являются преступлением (ст. 2). После взрыва на борту рейса 103 компании «ПанАм» над Локерби (Шотландия) в декабре 1988 г. ИКАО приняла 1 марта 1991 г. Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Это вторая из двух конвенций против терроризма, не имеющая в своей основе принципа «либо выдавай, либо суди». Конвенция предусматривает, что каждое государство-участник принимает необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения ввоза на его территорию или вывоза с его территории немаркированных взрывчатых веществ. Государства-участники обязуются также уничтожить, использовать таким образом, чтобы это не противоречило целям конвенции, либо маркировать или лишить взрывчатых свойств все запасы немаркированных взрывчатых веществ, находящиеся на их территории. Государства-участники должны осуществлять строгий и эффективный контроль над взрывчатыми веществами, произведенными или переданными исключительно для военных, полицейских или исследовательских целей, на которые не распространяются такие меры. Конвенция учреждает Международную техническую комиссию по взрывчатым веществам, задачи которой - оценка технического прогресса в области изготовления, маркировки и обнаружения взрывчатых веществ и при необходимости внесение рекомендаций Совету ИКАО в отношении поправок к техническому приложению к конвенции (ст. II—V). В связи с тем, что в последние годы террористические нападения с применением взрывных или иных смертоносных устройств стали приобретать все более широкие масштабы, Генеральная Ассамблея ООН приняла 16 декабря 1997 г. Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом. Конвенция предусматривает, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие или взрывает взрывное либо иное смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта, объекта инфраструктурЁ1 или таким образом, что это направлено против них с намерением причинить смерть или серьезное увечье либо с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба. Преступлением считается также попытка совершить какое-либо из деяний, указанных выше. Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, в том числе в соответствующих случаях в области внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы преступные деяния, подпадающие под действие конвенции (в частности, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди населения, группы лиц или конкретных лиц), ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким-либо соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести. Государства-участники оказывают друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, начатыми в отношении преступлений, указанных в конвенции, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства. Государства-участники сотрудничают в предотвращении преступлений, предусмотренных конвенцией, в частности, путем а) принятия всех возможных мер (включая, при необходимости, законодательные) по предотвращению подготовки в пределах или за пределами их территорий указанных преступлений и по противодействию такой подготовке, в том числе мер по запрету на их территориях незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют, преднамеренно финансируют или участвуют в совершении преступлений, предусмотренных конвенцией; Ь) обмена точной и проверенной информацией в соответствии со своим национальным законодательством и координации административных и других мер, когда это необходимо, в целях предотвращения совершения преступлений, указанных в конвенции; с) осуществления, когда это уместно, исследований и разработок в отношении методов обнаружения взрывчатых и других опасных веществ, которые могут вызывать смерть или увечья; проведения консультаций по вопросам разработки стандартов для маркировки взрывчатых веществ в целях определения их происхождения в ходе расследований после взрывов; обмена информацией о превентивных мерах; налаживания сотрудничества и передачи технологии, оборудования и соответствующих материалов (ст. 2, 5, 10 и 15). Учитывая, что в последнее время финансирование терроризма становится предметом все более серьезной озабоченности международного сообщества и что количество и тяжесть актов международного терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить доступ, Генеральная Ассамблея ООН приняла 9 декабря 1999 г. Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция предусматривает, что любое лицо совершает преступление по смыслу конвенции, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства либо осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, относящихся к борьбе с международным терроризмом; Ъ) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население либо заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Как преступление квалифицируется также попытка совершить какое-либо из преступлений, указанных в конвенции. Любое лицо также совершает преступление, если оно а) участвует в качестве соучастника в совершении какого-либо из преступлений, указанных в конвенции; Ъ) организует других лиц или руководит ими в целях совершения какого-либо из преступлений, указанных в конвенции; с) способствует совершению одного или нескольких преступлений, указанных в конвенции, группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно носить умышленный характер и должно оказываться либо в целях поддержки преступной деятельности или преступных целей группы, когда такая деятельность или цель предполагают совершение одного из преступлений, указанных в конвенции, либо при наличии умысла группы совершить одно из таких преступлений. Государства-участники сотрудничают в предупреждении преступлений, указанных в конвенции, путем принятия всех практически осуществимых мер, в частности изменения при необходимости их внутреннего законодательства для воспрепятствования или противодействия подготовке в пределах их территорий к совершению этих преступлений на их территории или за ее пределами, в том числе: а) мер, запрещающих на их территориях незаконную деятельность лиц или организаций, которые умышленно поощряют, подстрекают, организуют или совершают преступления, указанные в конвенции; Ъ) мер, обязывающих финансовые учреждения и другие организации, участвующие в совершении финансовых операций, применять самые эффективные из имеющихся в их распоряжении средств для идентификации их постоянных или случайных клиентов, а также клиентов, в пользу которых открыты счета, обращать особое внимание на необычные или подозрительные операции и сообщать об операциях, предположительно связанных с преступной деятельностью. С этой целью государства-участники изучают возможность: 1) принятия правил, запрещающих открытие счетов, владельцы или бенефициары которых не идентифицированы или не могут быть идентифицированы, и мер для обеспечения проверки финансовыми учреждениями личности настоящих участников таких операций; 2) в отношении идентификации юридических лиц -предъявления к финансовым учреждениям требования, когда это необходимо, принимать меры по проверке юридического статуса и структуры клиента посредством получения (от государственного регистрационного органа, клиента или обоих) доказательства оформления клиента как юридического лица, включая данные о наименовании клиента, адресе, руководителях и положениях, регулирующих полномочия по принятию обязательств от имени этого юридического лица; 3) принятия правил, налагающих на финансовые учреждения обязательство оперативно сообщать компетентным властям обо всех сложных, необычайно крупных операциях и о необычной динамике операций, не имеющих явной экономической или очевидно законной причины; 4) предъявления требования к финансовым учреждениям хранить в течение как минимум пяти лет все необходимые документы по операциям, как внутренним, так и международным. Государства-участники могут обмениваться информацией через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол). Государство-участник, в котором предполагаемый преступник подвергается уголовному преследованию, сообщает в соответствии со своим внутренним законодательством или применимыми процедурами об окончательных результатах разбирательства Генеральному секретарю ООН, который направляет эту информацию другим государствам-участникам (ст. 2, 6, 18 и 19). Из анализа принятых в рамках системы ООН секторальных конвенций и других международных документов в области борьбы с международным терроризмом со всей очевидностью следует, что в результате заключения таких конвенций был создан довольно существенный юридический задел. И ныне встала задача придать этим конвенциям универсальный характер, обеспечив их ратификацию всеми государствами мира. Не случайно авторы доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, опубликованного в декабре 2004 г., включили в число своих свыше 100 предложений рекомендацию, предусматривающую, что государства - члены ООН, которые еще не сделали этого, должны активно рассмотреть вопрос о подписании и ратификации всех 12 международных конвенций и протоколов по борьбе с терроризмом и принять 8 специальных рекомендаций в отношении финансирования терроризма, выпущенных Целевой группой по финансовым мероприятиям, касающимся «отмывания» денег, которые поддерживает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и меры, рекомендованные в различных ее документах о передовой практике. В докладе предлагается также, чтобы Совет Безопасности ООН разрабатывал график заранее установленных санкций за невыполнение государствами контртеррористических резолюций Совета. В целом секторальный подход к разработке конвенций по отдельным формам и проявлениям международного терроризма был признан полезным. Он позволяет проследить и выявить важные факторы и детали, способствующие возникновению ростков терроризма и в конечном счете расширению и усилению террористической деятельности во всемирном масштабе, что стало в начале XXI в. самой серьезной угрозой поддержанию международного мира и безопасности. Такой подход позволяет также уточнить причины этого многоаспектного явления. Среди вопросов, тесно связанных с международным терроризмом, самого пристального внимания заслуживают такие, как незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, «отмывание» денег, деятельность групп, проповедующих экстремистскую идеологию, возможность использования террористами оружия массового поражения, использование информационных технологий для террористических целей, например саботаж коммуникационных сетей путем введения в них заведомо искаженной информации или же широкомасштабное распространение экстремистских идеологий, подстрекающих людей к совершению террористических актов, и др. Исследование и изучение таких вопросов, а также возможная разработка и принятие международных договоров или иных документов по тем направлениям или вопросам, которые не рассматриваются в существующих договорах, несомненно, содействовали бы уяснению некоторых аспектов международного терроризма и усилению борьбы против этого позорного явления. Разработка секторальных конвенций высветила также необходимость более глобального подхода к деятельности по борьбе с терроризмом в дополнение к существующим международно-правовым положениям и нормам в отношении предупреждения, пресечения и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях для обеспечения всеобъемлющей правовой основы по всем аспектам этого вопроса. Отражением такого подхода является то, что в самой Генеральной Ассамблее и в рамках Спецкомитета, учрежденного резолюцией Генеральной Ассамблеи 51/210 от 17 декабря 1996 г., была начата разработка проекта международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и одновременно Спецкомитет приступил к подготовке проекта всеобъемлющего и приемлемого для всех документа по сотрудничеству и скоординированной деятельности государств в целях укрепления международно-правового режима борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Генеральная Ассамблея ООН играет весьма существенную роль в разработке резолюций и деклараций, мобилизирующих международное сообщество на борьбу с формами и проявлениями терроризма, и в подготовке многосторонних конвенций и соглашений, устанавливающих обязательные нормы и стандарты поведения и деятельности государств в предотвращении и пресечении актов международного терроризма. Важное значение в плане содействия нормотворческому процессу имело принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 49/60 от 17 февраля 1995 г., которая утвердила Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. Отличительной особенностью декларации является то, что в ней проблема борьбы с международным терроризмом рассматривается не изолированно от документов, принятых Генеральной Ассамблеей в сопредельных областях, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, а на основе Устава ООН и в тесной увязке с такими основополагающими документами, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН2, Декларация об укреплении международной безопасности3, Определение агрессии4, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях5 и др., содержащими аутентичное толкование ряда общих положений и принципов Устава ООН, имеющих непосредственное отношение к проблематике международного терроризма. В декларации раскрывается зловещая суть международного терроризма и выражается глубокая обеспокоенность продолжающимися во всем мире террористическими актами (включая те, в которых прямо или косвенно участвуют государства), угрожающими жизни ни в чем не повинных людей или приводящими к их гибели, имеющими пагубные последствия для международных отношений и могущими поставить под угрозу безопасность государств. В ней отмечаются новые характерные черты международного терроризма, прежде всего такие, как совершение во многих регионах мира актов терроризма, в основе которых лежит нетерпимость или экстремизм, а также возрастающие и опасные связи между террористическими группами и торговцами наркотиками и их полувоенными бандами, которые прибегают к любым видам насилия, тем самым создавая угрозу конституционному строю государств и нарушая основные права человека. Важное значение имеет выраженная в декларации убежденность^-це-лесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, тесно связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, «отмывание» денег и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов. В Декларации излагаются основные элементы определения террористических актов, методов и практики терроризма, которые представляют собой грубое пренебрежение целями и принципами Организации Объединенных Наций, что может угрожать международному миру и безопасности, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества. Все такие акты характеризуются как преступные и не имеющие оправдания, где бы и кем бы они ни осуществлялись, поскольку они ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами, территориальную целостность и безопасность государств. В Декларации подчеркивается, что преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельства не могут быть оправданы какими-то бы ни было соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера. В декларации предусматривается, что государства, руководствуясь целями и принципами Устава ООН и другими соответствующими нормами международного права, обязаны воздерживаться от организации террористических актов на территориях других государств, подстрекательства к ним, пособничества им или участия в них, а также от попустительства или поощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов. Государства обязаны также выполнять свои обязательства по Уставу ООН и согласно другим положениям международного права и международным стандартам прав человека в отношении борьбы с международным терроризмом, и им настоятельно предлагается принять эффективные и решительные меры для его скорейшей и окончательной ликвидации. Отдельный раздел декларации посвящен усилению роли в этой области ООН, соответствующих специализированных учреждений и межправительственных организаций, которые, как отмечается в документе, обязаны приложить все усилия для содействия осуществлению мер по борьбе с актами терроризма. В декларации подчеркивается необходимость предпринимать усилия, направленные на окончательную ликвидацию всех актов терроризма путем укрепления международного сотрудничества, прогрессивного развития и кодификации международного права, а также усиления координации между ООН и соответствующими специализированными учреждениями, организациями и органами и повышения их эффективности. В связи с непрекращающимися террористическими актами, совершенными во всем мире в конце XX в., Генеральная Ассамблея на своих регулярных сессиях обстоятельно обсуждала вопрос о противодействии международному терроризму, а также ежегодные доклады Генерального секретаря ООН о ходе осуществления Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. На 51-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1997 г. был принят ряд мер, направленных на усиление роли ООН и соответствующих специализированных учреждений в борьбе с терроризмом и на дальнейшее укрепление сотрудничества между государствами и международными организациями. В своей резолюции 51/210 от 17 декабря 1996 г. Генеральная Ассамблея постановила учредить Спецкомитет, открытый для всех государств - членов ООН, для выработки Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, а впоследствии Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма в целях дополнения уже существующих международных антитеррористических документов и после этого рассмотреть способы дальнейшего совершенствования всеобъемлющей правовой системы конвенций, касающихся международного терроризма. Генеральная Ассамблея приняла также Декларацию, дополняющую Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. Дополнительные положения предусматривают, что государствам - членам ООН в соответствии с нормами национального и международного права следует, прежде чем предоставлять статус беженца, принимать надлежащие меры для установления того, не участвовало ли ищущее убежище лицо в совершении террористических актов. С этой целью должна быть изучена следующая информация: не находится ли ищущее убежище лицо под следствием, не предъявлено ли ему обвинение, не осуждено ли оно за преступления, связанные с терроризмом. А после предоставления статуса беженца задача государства - обеспечить, чтобы этот статус не использовался в целях подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан. Дополнения к декларации подтверждают важное значение обеспечения эффективного сотрудничества между государствами, чтобы те, кто участвует в террористических актах, в том числе финансируя, планируя такие акты или подстрекая к их совершению, предавались правосудию. Дополнения подчеркивают обязательство государств согласно положениям международного права взаимодействовать в предотвращении, пресечении и ликвидации терроризма и принимать надлежащие меры в соответствии с их внутренним законодательством либо для выдачи террористов, либо для передачи их дел компетентным органам для целей судебного преследования. В этом контексте и с учетом суверенных прав государств в вопросах выдачи государствам рекомендуется при заключении или применении соглашений о выдаче не рассматривать в качестве политических преступлений, исключенных из сферы действия этих соглашений, преступления, связанные с терроризмом, являющиеся источником опасности или физической угрозы для безопасности лиц, какими бы ни были мотивы, приводимые в их оправдание. В дополнениях к декларации указывается на важное значение принятия мер по обмену специальными сведениями и информацией о террористах, их передвижениях, получаемой ими поддержке и их оружии, а также по обмену информацией о расследовании террористических актов и судебном преследовании за их совершение. Декларации и решения Генеральной Ассамблеи, а также принятые в рамках международных организаций системы ООН конвенции по отдельным аспектам борьбы с международным терроризмом являются, несомненно, одной из важнейших форм проходящего ныне мирового переговорного и нормотворческого процесса и мощным средством правового обеспечения целенаправленного и скоординированного противодействия государств мира новым неординарным рискам и вызовам безопасности. Трудно даже представить, сколько времени и усилий потребовалось бы государствам для создания юридической базы в целях предотвращения и пресечения преступных актов терроризма, если бы все шло по пути заключения двусторонних или региональных соглашений и договоренностей по этому вопросу и не было бы ООН и других международных организаций. Осуществление Генеральной Ассамблеей ООН возложенной на нее задачи по прогрессивному развитию и кодификации международного права выявило ряд особенностей этой важной формы нор-мотворческой деятельности. Прежде всего в этой деятельности ныне участвуют на равноправной основе все государства мира, независимо от размера их территории, численности населения, экономической и военной мощи и общественно-политического строя. Основной метод, применяемый в ходе такой деятельности, - обсуждение и переговоры на самых различных уровнях и в самых разных форматах, сопоставление подходов и точек зрения для нахождения областей согласия и их расширения. Первым этапом нормотворческой деятельности в рамках Генеральной Ассамблеи является, как правило, подготовка и принятие декларации или развернутой резолюции по определенной проблеме. Затем на основе декларации или резолюции разрабатывается проект конвенции или другого документа, содержащего обязательные положения, которые после ратификации государствами в соответствии с их конституционной процедурой становятся действующими нормами международного права. Эти нормы разрабатываются с учетом строгого соблюдения положений Устава ООН и принятых на его основе многочисленных международных соглашений и недопустимости того, чтобы такие нормы хоть в какой-то мере противоречили обязательствам государств по Уставу ООН. Еще одна особенность состоит в том, что выполнение и соблюдение норм обеспечивается не каким-то одним государством или группой государств, а всем мировым сообществом путем принятия широкого набора мер и действий политического, экономического, правового и, если необходимо, принудительного и военного характера, что многократно повышает действенность и применимость указанных норм. Вместе с тем на пути нормотворческой деятельности Генеральной Ассамблеи имеются определенные трудности и препятствия. Они сводятся в основном к тому, что много времени тратится на разработку и согласование проектов международных соглашений, а также что ратификация таких соглашений государствами и их вступление в силу затягиваются на длительный период. Кроме того, явно ощущается недостаток разветвленной сети механизмов координации и сотрудничества государств в деле реализации антитеррористических соглашений на национальном, региональном и субрегиональном уровнях. Перед лицом нарастающей угрозы терроризма, затрагивающей не одно или несколько государств, а, без преувеличения, все государства мира, стало совершенно очевидным, что справиться с этим беспрецедентным вызовом может только мировое сообщество и созданная им ООН и ее Совет Безопасности. В связи со все растущим числом террористических актов в различных районах земного шара Совет Безопасности ООН активно подключился к борьбе с этой угрозой международному миру и безопасности. Первый существенный шаг был сделан, когда Совет Безопасности одобрил всеобъемлющую антитеррористическую резолюцию 1269 от 19 октября 1999 г., подготовившую правовые основы деятельности мирового сообщества на данном направлении. Это явилось также одним из выражений роста предусмотренной Уставом ООН нормотворческой роли Совета Безопасности. Дело в том, что долгое время, особенно в период «холодной войны», нормотворческий потенциал Совета мало использовался, деятельность этого органа сводилась в основном к исполнительно-распорядительным мерам применительно к конкретным ситуациям, спорам или конфликтам. Однако к концу XX в. диапазон выносимых на рассмотрение Совета Безопасности проблем значительно расширился, ему пришлось реагировать на глобальные вызовы и угрозы безопасности, и как следствие его резолюции и решения стали приобретать все более заметный общеобязательный и легитимизирующий характер. Другими словами, такие решения становятся неотъемлемой частью универсального свода международно-правовых принципов и норм поведения государств на мировой арене, обладающих высшей юридической силой, преступить которую не дано никому. Эта черта деятельности Совета Безопасности особенно наглядно проявилась при формировании за сравнительно короткий срок международно-правовой базы сотрудничества и взаимодействия государств мира в противостоянии международному терроризму. При этом Совет Безопасности работал в тесном сотрудничестве с другим главным органом ООН - Генеральной Ассамблеей, существенно дополняя ее усилия, инициируя и предпринимая совместные с ней антитеррористические акции. Два органа действовали как бы в тандеме, наращивая арсенал сил и средств в борьбе против терроризма и координируя неотложные стратегические и практические меры, принимаемые государствами на этом направлении, в рамках как международных, глобальных, так и региональных организаций, а также во внутреннем плане. Особенно заметные сдвиги были в сфере укрепления международно-правовой основы взаимодействия государств, несомненно, способствующей эффективности и оперативности антитеррористического сотрудничества. Уже в указанной резолюции 1269 (1999) Совета Безопасности были закреплены ключевые элементы и принципы взаимодействия государств в рамках ООН и других международных организаций. На протяжении всего своего существования ООН проявляла удивительную способность адаптироваться к меняющимся условиям развития обстановки в мире и исключительную изобретательность в поиске адекватных средств и механизмов борьбы с новыми вызовами и угрозами безопасности и стабильности на планете. Мировые финансовые потрясения, нелегальная миграция, агрессивный сепаратизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, информационные войны - эти угрозы приобретают все более широкий и сложный глобальный характер, и для их предотвращения и отражения необходимо более тесное международное сотрудничество и взаимодействие. Ныне, нисколько не преуменьшая опасности всех других вызовов и угроз, наиболее серьезной из них следует считать международный терроризм. Он обнаружил свои бесчеловечные преступные черты в ходе ужасных террористических нападений, совершенных 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, которые Совет Безопасности в своей резолюции 1368 от 12 сентября 2001 г. признал, как и любой акт международного терроризма, угрозой для международного мира и безопасности. В этой же резолюции Совет Безопасности выразил решимость всеми средствами бороться с угрозами, вызываемыми террористическими актами, и признал неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Осознавая глобальный характер международного терроризма, Совет Безопасности призвал все государства срочно предпринять совместные усилия для того, чтобы предать суду исполнителей, организаторов и спонсоров террористических нападений 11 сентября 2001 г., и подчеркнул, что те, кто оказывал помощь исполнителям, организаторам и спонсорам этих актов, поддерживал или укрывал их, должны понести ответственность. Важное значение имеет содержащийся в резолюции 1368 призыв к международному сообществу удвоить свои усилия по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе путем расширения сотрудничества и обеспечения полного осуществления международных антитеррористических конвенций и резолюций Совета Безопасности, в частности резолюции 1269 (1999). Совет Безопасности выразил также готовность предпринять все необходимые шаги, чтобы отреагировать на террористические нападения 11 сентября 2001 г. и вести борьбу со всеми формами терроризма в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН. Еще более весомое значение имеет резолюция Совета Безопасности 1373 от 28 сентября 2001 г., которая представляет собой беспрецедентный акт по организации глобального противодействия вызовам и угрозам XXI столетия и главнейшей из них - международному терроризму. Основными особенностями резолюции являются ее обязательный для всех государств мира характер, всеобъемлющий подход к любым формам и проявлениям международного терроризма и впервые предусмотренный в мировой практике обширный набор средств и мер по эффективному пресечению международного терроризма согласно главе VII Устава ООН. В резолюции зримо раскрывается и подтверждается нормотвор-ческий потенциал Совета Безопасности, который своим решением не только провозглашает, но и устанавливает императивные нормы и принципы международного права, подлежащие неукоснительному соблюдению всеми государствами планеты. Более того, резолюция прямо оговаривает, что если нормы внутреннего права противоречат установленным в резолюции положениям и обязательствам, то преимущественную силу будут иметь обязательства, вытекающие из резолюции 1373 Совета Безопасности. Среди конкретных практических мер по борьбе с проявлениями международного терроризма, зафиксированных в резолюции, особую важность имеют, в частности, запрет на финансирование террористических действий; объявление преступной любой деятельности, связанной со сбором средств на территории любого государства для поддержки терроризма; требование к государствам положить конец любой деятельности по вербовке террористов и их вооружению; усиление мер пограничного контроля для пресечения незаконного проникновения террористов; обмен информацией и сотрудничество между всеми государствами по вопросам координации борьбы с терроризмом; скорейшее присоединение всех государств к действующим международным конвенциям ООН по борьбе с терроризмом и их полное осуществление. В соответствии с резолюцией был создан эффективный механизм контроля за выполнением всеми государствами положений и обязательств, содержащихся в резолюции, - Контртеррористический комитет. По существу, как отмечается в записке Председателя Совета Безопасности6, это был первый случай, когда Совет Безопасности создал комитет с глобальным охватом. И дело здесь не ограничивается контролем со стороны Совета Безопасности, ибо за этим выстраивается ряд конкретных мер и механизмов по обеспечению (если понадобится, то и с помощью принудительных действий), осуществления на практике требований резолюции 1373. Наряду с этим резолюция предусматривает принятие самими государствами практических шагов военно-политического, экономического, финансового и правового порядка, направленных на бескомпромиссную борьбу с международным терроризмом - этой чумой XXI в. Тем самым резолюция закладывает солидную универсальную международно-правовую базу в борьбе с терроризмом практически в любой точке планеты. Следует особо отметить, что центральным элементом, по сути фундаментом разворачивающейся антитеррористической борьбы, являются Устав ООН, решения Совета Безопасности и заключенные в этой области международные конвенции и соглашения. Нельзя не согласиться в этой связи с оценкой резолюции 1373 Совета Безопасности, данной в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., в котором справедливо утверждается, что данная резолюция установила для всех государств единые императивные обязательства по борьбе с терроризмом и учредила Контртеррористический комитет для контроля за ее соблюдением и для содействия оказанию государствам технической помощи. В докладе также указывается, что основное зло терроризма состоит в том, что он наносит удар по ценностям, лежащим в основе Устава ООН. К ним, в частности, относятся уважение прав человека, верховенство права, правила ведения войны, защищающие гражданское население, терпимость между народами и странами и мирное урегулирование конфликтов. Документом, по существу подкрепляющим и разъясняющим отдельные концептуальные вопросы реализации резолюций 1368(2001) и 1373(2001), является принятая на уровне министров 12 ноября 2001 г. резолюция 1377 Совета Безопасности, содержащая Декларацию Совета о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В ней подтверждается, что акты международного терроризма представляют собой одну из самых серьезных угроз для международного мира и безопасности в XXI в. и вызов всем государствам и всему человечеству. В декларации вновь содержится недвусмысленное осуждение всех актов, методов и практики терроризма как преступных и не подлежащих оправданию независимо от их мотивов, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались. Особо подчеркивается, что акты международного терроризма противоречат целям и принципам Устава ООН и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержки таких актов, также противоречат целям и принципам Устава ООН. В документе указывается, что для борьбы со злом международного терроризма необходим долговременный, всеобъемлющий подход, предусматривающий активное участие и сотрудничество всех государств - членов ООН в соответствии с Уставом ООН и международным правом. Существенно важное значение имеет положение декларации о том, что непрерывные международные усилия по расширению понимания между цивилизациями, по урегулированию региональных конфликтов и решению всего диапазона глобальных проблем, включая проблемы развития, будут способствовать международному сотрудничеству и взаимодействию, которые сами по себе необходимы для ведения как можно более широкой борьбы против международного терроризма. Декларация содержит призыв ко всем государствам предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 Совета Безопасности и оказывать друг другу содействие в этом и подчеркивает обязанность государств отказывать террористам и тем, кто поддерживает терроризм, в финансовой и любой другой поддержке и предоставлении убежища. В ней приветствуется прогресс, достигнутый Контртеррористическим комитетом, учрежденным на основании резолюции 1373 для наблюдения за осуществлением этой резолюции, признается, что многим государствам потребуется помощь в выполнении требований резолюции 1373, и предлагается государствам информировать Контртеррористический комитет о тех областях, в которых им необходима такая помощь. Следует отметить, что резолюции 1368, 1373 и 1377 Совета Безопасности стали своеобразным этапом в истории борьбы с международным терроризмом и выдвинули ряд новых вопросов и задач. Прежде всего, впервые в практике Совета Безопасности неотъемлемое право на самооборону признается не в ответ на вооруженное нападение какого-либо государства или группы государств и не в отношении какого-либо государства, а в отношении международной тайной и в целом автономной преступной террористической организации, своеобразного «террористического интернационала», протянувшего свои зловещие щупальца во все уголки планеты. Более того, проблема международного терроризма выводится на уровень глобальной угрозы миру, в связи с чем возникла необходимость предпринять беспрецедентные крупномасштабные меры по созданию широкой антитеррористической коалиции государств, объединивших свои усилия в этой области. На первое место выходит задача обеспечения эффективного выполнения в полном объеме резолюций 1368, 1373 и 1377 Совета Безопасности, предусматривающих набор конкретных мер по наращиванию международного сотрудничества при центральной координирующей роли ООН. Важное значение в этом контексте имеет своевременное и полнокровное налаживание деятельности специального Контртеррористического комитета Совета Безопасности, наделенного весьма широкими полномочиями и правами мониторинга за выполнением всеми государствами резолюций Совета Безопасности, осуществлением на практике действующих международных конвенций и приведением всеми государствами своего национального законодательства в антитеррористической сфере в соответствие с международными стандартами. При этом принятые в рамках ООН и других международных организаций решительные меры самого разного характера, начиная от единодушного политического осуждения терроризма и кончая мероприятиями, связанными с применением военной силы, позволили опрокинуть и свести на нет панические разговоры и утверждения о якобы возникшем «правовом вакууме», об «устарелости» ООН и «несостоятельности» предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности, о необходимости предпринимать действия против терроризма в обход ООН и ее Совета Безопасности и др. Принятые Советом Безопасности резолюции 1368, 1373 и 1377 наглядно продемонстрировали, что перед лицом общей грозной опасности мировое сообщество и выразитель его воли - ООН и ее Совет Безопасности вполне в состоянии найти адекватные этой угрозе средства и механизмы, способные поставить мощный заслон на пути дальнейшего распространения этого зла на планете, и что самым отлаженным и действенным механизмом в борьбе с международным терроризмом является Совет Безопасности ООН. Именно он служит своеобразным «локомотивом» разворачивающейся борьбы мирового сообщества с международным терроризмом, именно он смог в относительно короткий срок заполнить существовавшие в международном праве лакуны в антитеррористической сфере и именно он оказался способным принять эффективные экономические, финансовые и военные меры по ликвидации отдельных террористических организаций и групп. Разумеется, искоренение международного терроризма - задача сложная, комплексная и долговременная, требующая активных скоординированных действий и шагов, направленных на формирование глобальной системы противодействия этой угрозе с опорой на универсальные конвенции и соответствующие глобальные, региональные, субрегиональные и национальные структуры. Приоритетное значение здесь, по общему мнению, призвано иметь создание целостной международно-правовой базы, которую составляют Устав ООН, решения Совета Безопасности и международные соглашения в антитеррористической сфере. К числу первоочередных задач в данной области относится разработка всеобъемлющего единообразного определения международного терроризма. Кое-какие наработки в этом направлении уже сделаны в рамках ряда субрегиональных структур (ОАГ, ОБСЕ, СНГ и др.)7. Например, Шанхайская организация сотрудничества в июне 2001 г. разработала проект Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом8, на заседании в декабре 2001 г. Совета министров юстиции и внутренних дел Европейского Союза было одобрено общее определение террористических актов. Кроме того, нужно учитывать, что определение некоторых террористических актов было успешно применено в секторальных конвенциях по борьбе с терроризмом. Поэтому, видимо, оптимальным подходом следовало бы считать разработку смешанного определения, как уже было сделано при разработке определения агрессии, одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. Этот подход мог бы быть использован и при определении терминов международный терроризм и террористические акты в ходе подготовки в рамках ООН проекта всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. В этой связи заслуживают внимания выводы авторов доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, опубликованного в декабре 2004 г., что отсутствие договоренности относительно четкого и общеизвестного определения терроризма подрывает нормативные и моральные позиции в борьбе против этой угрозы, ложится пятном на репутацию ООН и что выработка всеобъемлющей конвенции о терроризме, включая четкое определение, является политическим императивом. Авторы выступают за выработку консенсусного определения в рамках Генеральной Ассамблеи с учетом ее уникальной легитимности в нормативном плане и за включение в определение терроризма следующих элементов: • признание - в преамбуле - того, что применение силы государством против мирных жителей регулируется Женевскими конвенциями и другими документами и, если она применяется в достаточно широком масштабе, представляет собой военное преступление со стороны соответствующих лиц и преступление против человечности; • подтверждение того, что акты, подпадающие под 12 предшествующих антитеррористических конвенций, представляют собой терроризм, и заявление о том, что они являются преступлением согласно международному праву; • подтверждение того, что терроризм в период вооруженного конфликта запрещен Женевскими конвенциями и протоколами; • ссылка на определения, содержащиеся в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и в резолюции 1566 (2004) Совета Безопасности; • описание терроризма как «любого деяния, в дополнение к деяниям, уже указанным в существующих конвенциях по различным аспектам терроризма, Женевских конвенциях и резолюции 1566 (2004) Совета Безопасности, которое имеет целью вызвать смерть мирных жителей или некомбатантов или причинить им тяжкие телесные повреждения, когда цель такого деяния, в силу его характера или контекста, заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения». Как представляется, изложенные в докладе соображения могли бы быть использованы в затянувшемся процессе завершения переговоров относительно всеобъемлющей конвенции по терроризму. Проблема терроризма требует комплексной программы мер, предусматривающих в первую очередь искоренение причин этого явления -ликвидацию нищеты, сокращение разрыва в уровнях экономического развития и благосостояния, решение проблемы задолженности. Тщательной проработки требует и проблема толкования в свете новых мировых реалий статьи 51 Устава ООН и содержащегося в ней неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае террористических актов, представляющих собой нападение не только на отдельное государство, но и на все мировое сообщество государств. Следует отметить, что резолюции 1368, 1373 и 1377 Совета Безопасности не дают юридических оснований для автоматического использования права на самооборону против любого государства, которое подозревается в подготовке или участии в осуществлении террористических актов. Для этого необходимо специальное решение Совета Безопасности ООН. Встает ряд вопросов в связи с появлением новых форм терроризма (ядерный терроризм, информационный терроризм и др.), с необходимостью вывода международного терроризма из разряда общеуголовных преступлений в категорию очень опасных преступлений против человечества. Возникает также необходимость единообразного общеприемлемого толкования понятия «террористический» акт и его приравнивания к термину «вооруженное нападение», содержащемуся в статье 51 Устава ООН, подготовки определения понятия «трансграничные террористические организации». В этом контексте явно назрела задача нового прочтения статьи 51 Устава ООН и ее аутентичного толкования Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Испокон веков и фактически вплоть до настоящего времени право на самооборону рассматривается государствами как неотчуждаемое, находящееся исключительно в компетенции высших органов власти государства и используемое по их усмотрению, без какого-либо давления или вмешательства извне. Каждая страна считает только себя правомочной определять степень угрозы своей безопасности, время осуществления права на самооборону, а также характер и виды средств самообороны. При этом, по убеждению большинства государств, в целях самообороны они могли прибегать практически ко всем средствам, находящимся в их распоряжении, включая войну, репрессалии, как не связанные, так и связанные с применением вооруженных сил, политический нажим, экономическое давление и т.д. Другими словами, право на самооборону интерпретировалось государствами совершенно произвольно, и многие государства до сих пор считают, что каких-либо международно-правовых ограничений здесь не существует. У некоторых государств не возникало даже сомнений в законности отдельных наиболее одиозных случаев самообороны. Отклонялись любые попытки хоть как-то регламентировать использование права на самооборону, определить хотя бы общие его рамки, предусмотреть какие-то элементы соразмерности мер по самообороне характеру и объему противоправных действий или степени угрозы безопасности, в ответ на которые такие меры принимались. В результате практически любые действия государства по самообороне рассматривались как допустимые и считалось приемлемым, несмотря на четкие положения статьи 51 Устава ООН, прибегать к любым предлогам для осуществления права на самооборону. Как известно, перечень таких предлогов и поводов включал и угрозу жизни граждан, и спасение заложников, и защиту собственности и учреждений в иностранном государстве, и воздействие на правительство, которое поставляет вооружение или предоставляет техническую помощь повстанцам в третьем государстве, и защиту национальных интересов государства или государств и т.д. В начале XXI в. появился еще один, наверное, самый широко используемый предлог - международный терроризм. В итоге право на самооборону стало рассматриваться некоторыми чуть ли не как абсолютное, не подлежащее каким-либо ограничениям с точки зрения Устава ООН и международного права. Право на самооборону прочно вошло в практику взаимоотношений государств, и ссылка на него, пожалуй, чаще всего использовалась в качестве удобного предлога для применения ими силы, а нередко и совершения противоправных действий, связанных с бомбардировкой населенных пунктов, захватом чужих земель, интервенцией и т. д. По оценкам западных исследователей, только с конца Второй мировой войны вооруженные силы около 100 стран мира (из существующих ныне свыше 190) вторгались на территорию других суверенных государств с враждебными целями с частотой один раз каждые семь или восемь недель. И почти во всех указанных случаях вооруженного вторжения делались ссылки на статью 51 Устава ООН для обоснования правомерности подобных действий. Все это не может не привлечь самого пристального внимания к вопросу о том, действительно ли право на самооборону полностью отдано на откуп государству или все же существуют какие-то определенные Уставом ООН и международным правом границы его применения. Вопрос о пределах законной самообороны является одним из самых сложных не только в теории международного права, но и в практике межгосударственных отношений. Некоторые исследователи утверждают, что не может быть каких-либо пределов при принятии государством ответных мер по отражению совершаемой против него агрессии. Сколь бы привлекательной ни казалась эта точка зрения, она все же не вполне соответствует действующим нормам современного международного права, и прежде всего положениям такого уникального международного документа, как Устав ООН, соблюдать который обязались все ныне существующие государства мира. Допустить обратное значило бы вольно или невольно отрицать результаты многолетней борьбы народов всех стран за исключение применения силы или угрозы силой из практики международных отношений, потворствовать силам, противодействующим установлению прочного правопорядка и стабильности в мире, что в условиях существования ядерного и других видов оружия массового уничтожения грозило бы повлечь за собой гибель человеческой цивилизации. Некоторые страны весьма расширительно толкуют понятие самообороны. При этом западные теоретики допускают даже применение вооруженной
|