Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональные Организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
Региональные и субрегиональные организации и структуры являются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН глобальной системы коллективной безопасности. Легальной основой для все более широкого взаимодействия ООН и таких организаций служит глава VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определения региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволяет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющимся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности. Вытекающие из практики важные принципы и формы взаимодействия и сотрудничества региональных и субрегиональных организаций и структур с ООН, ее Советом Безопасности и другими главными органами Организации разработаны и закреплены в многочисленных решениях Совета Безопасности и резолюциях Генеральной Ассамблеи, в том числе в принятой по инициативе России 9 декабря 1994 г. консенсусом Декларации о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями и органами в поддержании международного мира и безопасности 1. Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональными организациями показывает, что эти организации играли и продолжают играть все более активную роль в обеспечении региональной безопасности, причем не только в превентивной дипломатии, поддержании мира и укреплении доверия, но и в том, что касается принуждения к миру. Взаимоотношения между ООН и региональными организациями оказываются плодотворными и эффективными лишь при соблюдении следующих вытекающих из Устава ООН условий и принципов. Прежде всего, непреложным условием сохранения правовой основы системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях является выдача Советом Безопасности ООН мандата на проведение операций по поддержанию мира и операций по принуждению к миру. Никакие принудительные действия не предпринимаются региональными организациями и субрегиональными структурами без полномочий от Совета Безопасности. Иногда такие операции и действия требуют более широкой политической поддержки, которую способна обеспечить лишь ООН. Предотвращение и мирное урегулирование споров и конфликтов во многих случаях могут быть осуществлены только при участии ООН при руководящей роли ее Совета Безопасности. Следует проявлять гибкость и взвешенный подход к вопросам взаимодействия ООН с региональными организациями, не выходя в то же время за рамки требований, предписанных Уставом ООН. В этой связи необходимо учитывать, что политика в области безопасности, дающая эффект в каком-то одном регионе, может оказаться неэффективной в других и что в большинстве регионов не имеется организаций, способных осуществлять крупные операции по поддержанию мира или по принуждению к миру. В последнее время стала проявляться тревожная тенденция, когда некоторые субрегиональные структуры стремятся прикрывать индивидуальные, групповые и коалиционные миротворческие действия, в том числе с использованием вооруженных сил, флагом ООН без надлежащей санкции на то со стороны Совета Безопасности ООН или предпринимают шаги по получению «задним числом» таких полномочий на начатые либо уже проведенные принудительные операции, что совершенно недопустимо с точки зрения соблюдения обязательств по Уставу ООН. Немаловажно и то обстоятельство, что нынешние многофункциональные и поликомпонентные операции по поддержанию мира становятся не по плечу какой-либо региональной организации и что только ООН благодаря своим возможностям и опыту может обеспечить эффективное проведение таких операций. Использование миротворческого потенциала является важной составной частью любых национальных или международных усилий, направленных на предотвращение, сдерживание и урегулирование кризисов и конфликтов. И такие усилия, чтобы быть эффективными и законными, должны предприниматься не изолированно или в отрыве от сложившейся на основе Устава ООН системы механизмов и базовых принципов миротворчества, а в тесной увязке с ней и в сотрудничестве с ООН. Решающую, неоспоримую и неотчуждаемую легитимизирующую роль в таком сотрудничестве играет Совет Безопасности ООН, который не только сам планирует и проводит большое число (свыше 60 с 1948 г.) миротворческих операций, но и стимулирует и узаконивает осуществление таких акций региональными и субрегиональными организациями. За последние годы возможности ООН в плане раннего предупреждения, предотвращения и урегулирования кризисов и конфликтов существенно расширились и, как следствие этого, укрепились координация и взаимодействие между региональными организациями и структурами, с одной стороны, и ООН - с другой. Созданные и все более умножающиеся модальности связей и взаимодействия с ООН не только помогают дальнейшему укреплению сотрудничества, повышению согласованности политики и расширению обмена информацией, но и обеспечивают упорядоченное и легализующее воздействие на ход миротворческой деятельности как отдельных региональных звеньев, так и ООН в целом. Значение сотрудничества региональных организаций с ООН состоит еще и в том, что именно эта универсальная организация в соответствии с ее Уставом обладает легитимизирующей функцией и значительными оперативными и экспертными возможностями в области предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов. Именно она больше всего подходит для решения данной проблемы, так как действует не исходя из узкогрупповых интересов, политических конъюнктурных соображений и чисто военной точки зрения, а в интересах всего мирового сообщества, на основе Устава ООН и норм международного права, в комплексном плане с учетом многообразных политических, экономических, социальных, гуманитарных и иных аспектов. Это позволяло и позволяет найти оптимальное урегулирование возникающих кризисов и конфликтов. Здесь ООН имеет несравненные преимущества, поскольку делает упор на использование политико-дипломатических и правовых средств. Отсюда и формы сотрудничества региональных организаций с ООН носят сугубо конструктивный, равноправный и юридически обоснованный характер, призванный содействовать мирному урегулированию конфликтов. Сотрудничество региональных организаций с ООН возможно уже на начальной стадии возникновения спора или конфликта. И здесь могут быть использованы такие модальности взаимодействия, как дипломатические усилия, миссии по расследованию и установлению фактов, превентивное развертывание операции или оказание гуманитарной помощи. При этом чем скорее такие меры будут приняты, тем больший эффект они могут дать. Главными требованиями использования таких модальностей являются строгое соблюдение положений Устава ООН, недопущение международного вмешательства без ясно выраженного согласия государства, где назревает конфликт (за исключением, разумеется, случаев, предусмотренных главой VII Устава ООН), и, если предотвратить эскалацию конфликта не удается, обеспечение согласованности политики и способности главных внешних действующих лиц, особенно соседних государств, руководствоваться общим политическим подходом в отношении возникающего или продолжающегося кризиса. В тех случаях, когда мирный процесс еще не налажен, ООН совместно с региональными организациями, например с ОБСЕ, должна оказывать помощь в решении таких задач, как развитие диалога, смягчение напряженности, содействие национальному примирению, поощрение уважения прав человека и национальных меньшинств и нарастающее поощрение к миру. Практика однозначно подтверждает, что при возникновении споров и кризисов правительства и их оппоненты ни в коем случае не должны прибегать к силовым методам решения проблем. Если возникший конфликт все-таки сопряжен с насилием, его эскалацию способны предотвратить лишь энергичные усилия по использованию в первую очередь всех возможностей политического урегулирования как на национальном, так и на региональном и международном уровнях. На национальном уровне это меры законодательного порядка, использование внутригосударственных средств и механизмов, назначение специальных посредников или комиссий для изучения причин возникшего конфликта, разработки мер по укреплению доверия и рекомендаций относительно практического урегулирования. В эту деятельность могут вовлекаться с согласия соответствующего государства авторитетные лица из других стран или из широких кругов региональных организаций и международного сообщества. На региональном и международном уровнях, например применительно к ООН и ОБСЕ, формы участия всех заинтересованных сторон в предотвращении и урегулировании конфликтов и кризисов, а также модальности сотрудничества с ООН и ОБСЕ могут включать: • регулярное обсуждение в Совете Безопасности ООН и в ОБСЕ вопросов о положении дел в зонах конфликтов; • участие представителей ООН и ОБСЕ в различных формах в процессе политического урегулирования; • участие представителей ООН и ОБСЕ в переговорах между конфликтующими сторонами, • назначение Генеральным секретарем ООН своих спецпосланников, спецпредставителей и советников; • учреждение миссий наблюдателей ООН и ОБСЕ; • направление миссий ООН и ОБСЕ для установления фактов по просьбе или с согласия заинтересованных сторон; • проведение ООН операций по поддержанию мира и ОБСЕ собственных операций по поддержанию мира в соответствии с главой VIII Устава ООН; • совместное развертывание операций региональных организаций и миссий наблюдателей ООН и др. Важное место в укреплении сотрудничества с ООН и повышении координации политических усилий, направленных на предотвращение, сдерживание и урегулирование конфликтов, занимают проводившиеся Генеральным секретарем ООН уже пять раз (последний раз -29-30 июля 2003 г.) совещания с руководителями региональных и субрегиональных организаций. Полезной формой сотрудничества с ООН могут служить ежегодные совещания должностных лиц секретариатов ООН и соответствующих региональных и субрегиональных организаций под совместным председательством генеральных секретарей организаций по вопросам миротворческой деятельности. Следует отметить, что в отличие от региональных организаций субрегиональные структуры закрытого характера (типа НАТО, ЗЕС и др.) обладают весьма ограниченными возможностями участия в миротворческой деятельности и, соответственно, поддержания широких и действенных отношений сотрудничества с ООН и ОБСЕ. Миротворческая деятельность в ее глобальном и региональном вариантах может быть действительно плодотворной и приносить позитивные результаты лишь в том случае, если она будет осуществляться на тщательно выверенной и согласованной международно-правовой основе, покоящейся на положениях Устава ООН и нормах международного права. Любые попытки хоть в какой-то мере не считаться с этой основой, выйти из «правового поля», полагаться исключительно на применение военной силы и прибегать к запрещенным Уставом ООН методам насилия не могут квалифицироваться иначе, как незаконные, способные подвести развитие международных отношений к черте, за которой на международной арене воцарились бы анархия, произвол, непредсказуемость и культ ничем не сдерживаемой грубой силы. Это подорвало бы саму благотворную идею миротворчества и противоречило бы всем выстраданным народами идеалам и принципам международного права, демократии, суверенитета независимых государств, международной законности, справедливости и морали. В связи со стремительным расширением в последнее время участия государств в миротворческой деятельности и увеличением объема задач в ходе ее осуществления мировое сообщество все чаще задается вопросом, насколько миротворческие акции отвечают закрепленным в Уставе ООН общим интересам народов всех стран обеспечить мир и безопасность на планете и насколько они соответствуют высшим принципам международного права и законности. Если по поводу операций, предпринимаемых ООН, опасений практически не возникает, то действия некоторых субрегиональных структур закрытого типа или коалиций государств нередко внушают большие сомнения относительно их соответствия Уставу ООН и основным принципам международной законности..Особенно серьезную озабоченность мирового сообщества вызвали агрессия НАТО против суверенного государства СРЮ в 1999 г. и военная акция США и Великобритании против Ирака в 2003 г. Многими государствами вполне обоснованно оспаривается легитимность таких акций. При этом справедливо подчеркивается, что в основе определения легитимности должны лежать не субъективные, подчас эмоциональные мнения и соображения одного или группы государств, а объективные критерии, к числу которых, в частности, относятся следующие: • наличие общепризнанной международно-правовой базы, которую составляют Устав ООН, решения Совета Безопасности ООН и международные соглашения; • характер средств и методов проведения миротворческой деятельности (одно дело, когда применяется сила, несущая гибель, горе и страдания огромному числу гражданского населения и неизбежно сопряженная с нарушениями норм международного права, в частности гуманитарного, и совсем другое - когда используются мирные, ненасильственные, гуманные способы проведения миротворческих акций); • цели ОПМ должны быть заранее известны всем участвующим в операции и заявлены до ее начала; • недопущение применения силы, за исключением случаев самообороны, запрет мер устрашения и вооруженных репрессалий; • в необходимых случаях сила должна применяться не во имя узкогрупповых, а в общих интересах всего мирового сообщества; • недопустимость принудительных действий в соответствии с главами VII и VIII Устава ООН без специальной санкции Совета Безопасности ООН; • законные интересы безопасности многих стран не должны подвергаться сомнению или игнорироваться в результате миротворческих акций; • международная законность является основой миротворческого процесса и прочного урегулирования конфликта (главное предназначение миротворческих акций - создать благоприятные условия для установления контактов между противоборствующими сторонами и проведения переговоров между.ними для достижения взаимоприемлемых соглашений и договоренностей, на основе которых только и может быть обеспечено прочное мирное урегулирование конфликта); • любые попытки навязывать условия урегулирования конфликтов, оказывать давление на одну из сторон, прибегать к угрозе применения силы или к использованию военного вмешательства для решения спорных вопросов контрпродуктивны и могут завести в тупик дело мирного улаживания кризиса или конфликта; • беспристрастность и полновесное сотрудничество с местными властями, соблюдение законов и правил принимающего государства и уважение обычаев и традиций местного населения. Соблюдение указанных и других объективных критериев легитимности миротворческих акций не только обеспечивает им всемерную поддержку мирового сообщества, но и повышает их эффективность. И наоборот, нелегитимный характер миротворческих действий может привести к разжиганию напряженности в зоне конфликта, обречь на неудачу политическое урегулирование, повлечь за собой страдания и гибель тысяч людей, разрушение инфраструктуры и дезинтеграцию суверенных государств. Поэтому добиться подлинного повышения эффективности миротворческой деятельности на глобальном и региональном уровнях можно только на путях строгого следования предписаниям Устава ООН, резолюциям Совета Безопасности и нормам международного права и справедливости. Именно на это должны быть направлены усилия ООН и ее региональных организаций в XXI в. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 Г. в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафиксирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки. Хельсинкский заключительный акт2 предусматривал следующие основные направления деятельности СБСЕ: обеспечение безопасности в Европе, включая меры укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения, а также рекомендации по осуществлению принятой на Совещании Декларации десяти принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях; сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды; вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье; сотрудничество в гуманитарной, образовательной, культурной, правочеловеческой, информационной и других областях. Эволюция СБСЕ прошла несколько важных этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась и структура все более совершенствовалась. В 1990 г. на саммите СБСЕ была подписана Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе и одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Парижский саммит значительно содействовал институциализации и формированию организационных основ СБСЕ. Был создан трехступенчатый механизм политических консультаций и переговоров, включающий встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД) и Комитет старших должнотных лиц (КСДЛ). На саммите СБСЕ в Хельсинки в 1992 г. были приняты важные решения о превращении ее в региональную организацию по смыслу главы VIII Устава ООН и о наделении СБСЕ широкими полномочиями, включая принятие мер практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов, а также проведение будущих операций СБСЕ по поддержанию мира под эгидой ООН при условии полного согласия сторон в конфликте и заключения соглашения о прекращении огня между ними. На Стокгольмской встрече СМИД в декабре 1992 г. учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ и положено начало работе венской группы КСДЛ. На встрече СМИД в Риме в декабре 1993 г. приняты решения по структурному укреплению СБСЕ, в том числе решение о создании Постоянного комитета СБСЕ - института постоянных представителей государств-участников. На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Были переименованы также другие органы СБСЕ: Постоянный комитет стал Постоянным советом, КСДЛ - Руководящим советом, СМИД - Советом министров. На Будапештском саммите были одобрены такие важные документы, как кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, принципы, регулирующие нераспространение, и др. На саммите ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 г. одобрен ряд важных документов, в том числе Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», «Концептуальная база контроля над вооружениями», «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» и др. На саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г. в Стамбуле подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура Организации. Высшим ее органом является встреча глав государств и правительств, созываемая раз в два года и определяющая приоритеты и политические цели ОБСЕ. Центральный руководящий орган ОБСЕ - Совет министров, заседающий один раз в год и принимающий важные решения по широкому'кругу вопросов деятельности Организации. Руководящий совет отвечает за организацию и координацию всей деятельности ОБСЕ и собирается минимум два раза в год в Праге. Постоянный совет отвечает за повседневную оперативную работу, проводит консультации и принимает решения по текущим вопросам деятельности ОБСЕ. Он собирается один раз в неделю. Форум по сотрудничеству в области безопасности состоит из представителей делегаций государств-участников и собирается еженедельно в Вене для проведения переговоров и консультаций по мерам укрепления безопасности и стабильности в Европе, контролю над вооружениями, разоружению, мерам укрепления доверия и дальнейшему сокращению рисков конфликтов. Важное место в структуре ОБСЕ отведено Действующему председателю, на которого возложена ответственность за выполнение решений ОБСЕ. Этот пост занимает министр иностранных дел государства-участника в течение одного года. Председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, все вместе образующие Тройку, группы ad hoc и личные представители, которые назначаются Действующим председателем в целях оказания ему помощи в урегулировании кризиса или конфликта. Секретариат ОБСЕ состоит из двух департаментов: Центра по предупреждению конфликтов, основные задачи которого - оказание помощи Действующему председателю в осуществлении решений ОБСЕ, контроль за деятельностью полевых миссий и сотрудничество с другими международными структурами, и Департамента по административным и оперативным вопросам, отвечающего за техническую, административную и оперативную деятельность. Первый Генеральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г. Он является представителем Действующего председателя и отвечает за обслуживание органов ОБСЕ и выполнение принятых ими решений. Бюро по демократическим институтам и правам человека, находящееся в Варшаве содействует обмену информацией, формированию демократических институтов, уважению прав человека и проведению выборов в государствах - участниках ОБСЕ путем наблюдения за выборами и предоставления экспертной помощи по конституционным и правовым вопросам. Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребыванием в Гааге назначается Советом министров по рекомендации Руководящего совета на срок три года. Основная его роль - своевременно выявлять очаги этнической напряженности, которые могут представлять угрозу для мира, стабильности или развития отношений между государствами - участниками ОБСЕ, и содействовать их быстрейшему урегулированию. Верховный комиссар может доводить до сведения Руководящего совета о любом очаге напряженности, грозящем перерасти в конфликт. Бюро по свободе средств массовой информации создано в 1997 г. для выполнения рекомендаций ОБСЕ по вопросам деятельности свободных, независимых и плюралистических средств массовой информации. Парламентская ассамблея ОБСЕ, состоящая из парламентариев стран-участников, учреждена в 1992 г. и собирается на ежегодные сессии. Ассамблея состоит из Постоянного комитета, бюро и трех главных комитетов. Ей оказывает помощь Секретариат, расположенный в Копенгагене. Декларации и решения органов ОБСЕ не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. Решения принимаются на основе консенсуса, хотя в 1992 г. на заседании СМИД в Праге и было согласовано, что КСДЛ может принять решение против какого-либо государства-участника «в случае явного и грубого нарушения рекомендаций СБСЕ». В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств, в том числе Россия. Местопребывание - Вена (Австрия). Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г. и включает в себя 12 стран, в том числе Россию. Согласно принятому 22 января 1993 г. Уставу СНГ3 основными целями Содружества являются осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений и мирное разрешение споров и конфликтов между государствами СНГ. В соответствии с Уставом СНГ государства - члены Содружества проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами с учетом их национального законодательства. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, в том числе внесение поправок в Устав СНГ, создание новых или упразднение существующих органов СНГ. Он собирается не менее двух раз в год и все решения принимает на основе консенсуса. Совет глав правительств координирует деятельность органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается на заседания четыре раза в год. Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их работу в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Экономический совет СНГ создан для реализации решений руководящих органов Содружества по вопросам социально-экономического сотрудничества государств-членов, а также формирования и функционирования зоны свободной торговли. Экономический суд призван обеспечивать выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Совет министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства стран СНГ и регулярно собирается с момента его учреждения 14 февраля 1992 г. Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ создш на основании решения Совета глав государств. Совет командующих пограничными войсками создан в соответствии с Уставом СНГ и является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них. Исполнительный комитет СНГ - постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган во главе с председателем - Исполнительным секретарем СНГ. Межпарламентская ассамблея создана в соответствии с Уставом СНГ и состоит из парламентских делегаций. Она проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Ее местопребыванием является Петербург. На основе подписанных в рамках СНГ документов созданы и функционируют другие органы Содружества: Совет министров внутренних дел, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, а также отраслевые советы и комитеты по отдельным направлениям сотрудничества. С учетом разнотемпового развития процесса интеграции в рамках СНГ стали создаваться двусторонние и многосторонние объединения государств-членов. 8 декабря 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 г. В соответствии с договором были образованы Высший государственный совет и Совет министров Союзного государства и предусматривается формирование общей правовой базы, единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. На основе подписанного 26 февраля 1999 г. Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве был создан Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В соответствии с договором предпринимаются совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, по созданию основы общего таможенного тарифа, по укреплению национальных валютно-хозяйственных систем и, в конечном счете, по приданию Таможенному союзу статуса международной экономической организации. В апреле 1999 г. шесть государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) подписали Протокол о продлении на очередной пятилетний срок Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., который служит важным консолидирующим инструментом многостороннего военного-и военно-технического сотрудничества в рамках СНГ. СНГ является региональной организацией по смыслу главы VIII Устава ООН и, как и другие региональные организации, имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Местонахождение — Минск (Белоруссия). Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) — созданная в рамках СНГ международная организация. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и вступил в силу 30 мая 2001 г. Основными целями ЕврАзЭС являются эффективное продвижение формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, а также реализация других задач, определенных в подписанных сторонами документах. Стороны стремятся к поэтапному углублению интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон. Предусматривается также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана внешних границ. Высший орган ЕврАзЭС — Межгосударственный совет, в состав которого входят главы государств и правительств. Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Постоянно действующий орган — Интеграционный комитет, обеспечивает взаимодействие органов ЕврАзЭС, подготовку предложений по повестке дня заседаний, проектов решений и документов, осуществляет контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств, и он проводит свои заседания не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей договаривающихся сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного совета и Интеграционного комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного комитета. Межпарламентская ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармо мизации национального законодательства договаривающихся сторон и приведения его в соответствие с заключенными в рамках ЕврАзЭС договорами в целях реализации задач Сообщества. Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение догова-риващимися сторонами заключенных органами ЕврАзЭС решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между сторонами. Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из договоров в рамках Сообщества, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять. Любому государству или международной межправительственной организации может быть предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС в случае обращения с соответствующей просьбой и по решению Межгосударственного совета. Местом пребывания Интеграционного комитета являются Алма-Ата и Москва, местонахождение Межпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург, Суда — Минск. ЕврАзЭС имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН с 2003 г. Организация Договора о кол/гективной безопасности (ОДКБ) — международная региональная организация, созданная в развитие подписанного 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 г. президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана были подписаны Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 23 июня 2006 г. к ним присоединился Узбекистан. Целями ОДКБ провозглашены укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Приоритет в достижении этих целей государства-члены отдают политическим средствам. В соответствии с Уставом ОДКБ государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, транснациональной организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности этих государств. Члены ОДКБ осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь общепризнанными принципами международного права, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Высшим политическим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, в который входят президенты стран - членов ОДКБ. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Сессии Совета коллективной безопасности проходят не реже одного раза в год. В период между сессиями вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ, занимается Постоянный совет при ОДКБ, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами. Совет министров иностранных дел — консультативный и исполнительный орган ОДКБ, координирующий взаимодействие государств-членов по вопросам внешней политики. Он собирается на свои заседания не реже двух раз в год. Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. Объединенный штаб ОДКБ осуществляет координацию и разработку предложений по совершенствованию системы коллективной безопасности и по созданию коллективных сил быстрого развертывания. Секретариат отвечает за организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов ОДКБ. Руководство Секретариатом осуществляет Генеральный секретарь, который является высшим административным должностным лицом ОДКБ. Местонахождение Секретариата - Москва. ОДКБ имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН с 2004 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Таиланд). В ее состав входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации о ее учреждении определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. В соответствии с Бангкокской декларацией перед АСЕАН поставлены следующие задачи: ускорить экономический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе за счет совместных усилий в духе равенства и партнерства, чтобы создать основы процветающего мирного сообщества стран региона; поддерживать региональный мир и стабильность на основе соблюдения принципов справедливости и законности и приверженности принципам Устава ООН в отношениях между странами региона; налаживать активное сотрудничество и взаимопомощь государств-участников в экономической, социальной, культурной, технической и административной областях; помогать им более эффективно сотрудничать в развитии сельского хозяйства и промышленности, в расширении торговли, совершенствовании транспортных и коммуникационных систем и повышении жизненного уровня своих народов; способствовать проведению исследований по проблематике Юго-Восточной Азии и поддерживать тесное и взаимовыгодное сотрудничество с существующими международными и региональными организациями. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г., в основу которого положены принципы взаимного уважения суверенитета и независимости всех стран, невмешательства во внутренние дела друг друга, разрешения споров мирными средствами и эффективного сотрудничества между государствами региона. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, проходящие раз в три года. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), созываемые поочередно в каждой стране-члене, на которых формируются общие принципы политики и координации деятельности АСЕАН. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. Комитет созывается раз в два месяца. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым на пятилетний срок. Для поддержки отношений с другими странами и международными организациями АСЕАН учредила свои комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, в 15 странах мира, в том числе в России. Важное место во внешнеполитической деятельности АСЕАН занимает работа по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.). В настоящее время АСЕАН проводит консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста протокола об их присоединении к договору. В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии на базе Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о Зоне инвестиций в АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества. Местопребывание - Джакарта (Индонезия). Асеановский региональный форум (АРФ)5 - единственная на сегодняшний день межправительственная структура в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение комплекса вопросов, связанных с укреплением безопасности и стабильности в этом районе мира. АРФ образован в 1994 г. в ходе проведенной в Бангкоке по инициативе АСЕАН встречи министров иностранных дел Австралии, Брунея, Вьетнама, стран Европейского Союза, Индонезии, Камбоджи, Канады, Китая, Лаоса, Малайзии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Республики Корея, России, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии. В 1996 г. в состав Форума вошли Индия и Мьянма, в 1998 г. - Монголия и в 2000 г. - КНДР. Основной целью Форума провозглашено содействие упрочению мира и безопасности, стабильности и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Намечено, что АРФ будет идти к поставленной цели в три этапа. На первом АРФ должен способствовать становлению мер доверия в регионе, включая вопросы стихийных бедствий и миротворческой деятельности, на втором - развитию механизмов превентивной дипломатии и на третьем - разработке подходов и механизмов урегулирования конфликтов в регионе. АРФ проводит свои ежегодные Сессии на уровне министров иностранных дел стран-участниц в столице одного из государств АСЕАН в порядке ротации сразу после завершения там очередного совещания министров иностранных дел членов Ассоциации. Сессиям предшествуют совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел стран-участниц. Заступающий в должность на следующий срок Председатель Постоянного комитета АСЕАН возглавляет и координирует деятельность АРФ в период между сессиями. Министерские сессии являются высшим органом Форума, на них министры обсуждают весь комплекс проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц и региона в целом, определяют дальнейшие направления и формы сотрудничества в этой сфере. Все решения в АРФ принимаются консенсусом. В период между министерскими сессиями деятельность Форума осуществляется в двух основных форматах: встречи, проводимые по официальной, межправительственной линии, и мероприятия на неофициальном уровне, в работе которых принимают участие представители научных, общественных и других неправительственных кругов, а также выступающие в личном качестве официальные лица. С первых дней существования АРФ Россия активно участвует в проводимых в его рамках мероприятиях. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в соответствии с положениями Шанхайской декларации от 15 июня 2001 г. Согласно подписанной 7 июля 2002 г. Хартии ШОС государствами -учредителями Организации являются Казахстан, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 17 июня 2004 г. принято решение о предоставлении статуса наблюдателя при ШОС Монголии. Основные цели и задачи ШОС - укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания мира; безопасность и стабильность в регионе; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной организованной преступности, а также с незаконной миграцией. К числу важных целей относятся также поощрение эффективного регионального сотрудничества в самых разных областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав человека; поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании и совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI в. В соответствии с положениями Хартии (Устава) ШОС имеет довольно разветвленную структуру органов. Высшим органом является Совет глав государств. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности ШОС, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Совет глав правительств принимает бюджет ШОС, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Он собирается на очередные заседания один раз в год. Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности ШОС, подготовки заседаний Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Он собирается, как правило, за месяц до заседания Совета глав государств. Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся на регулярной основе для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации и проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел. Собирается не реже трех раз в год. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) государств -участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. является в соответствии с Хартией постоянно действующим органом ШОС. Основные ее задачи и функции, определенные соглашением между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г., таковы: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, сбор и анализ информации по этим проблемам; содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; содействие в разработке международно-правовых документов; содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили преступления, связанные с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет. Секретариат - постоянно действующий административный орган ШОС. В его задачи входит организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, подготовка предложений по ежегодному бюджету ШОС. Местопребывание Секретариата ШОС - Пекин (Китайская Народная Республика), а штаб-квартира РАТС находится в Ташкенте (Узбекистан). Европейский Союз (ЕС)6 - крупнейшее политическое и экономическое интеграционное объединение стран Европы. До расширения ЕС в 2004 г. в него входило 15 государств: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. На заседании Европейского совета 1 мая 2004 г. в Дублине членами ЕС стали Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Мальта и Кипр. ЕС строится на основе всей совокупности отношений Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали (с него началось создание ЕС в 1951 г.), Европейского сообщества (основано в 1957 г. так называемым Европейским экономическим сообществом, или «Общим рынком»), а также Европейского сообщества по атомной энергии (образовано в 1957 г.). Главные цели интеграционного сотрудничества в Европейском Союзе определены Единым европейским актом (1987 г.), Маастрихтским договором (1992 г.) и Амстердамским договором (вступил в силу 1 мая 1999 г.), а в перспективе будут расширены в соответствии с подписанной 23 октября 2004 г. в Риме Конституцией Европейского Союза, призванной заменить Римский, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры. Основные направления деятельности ЕС на нынешнем этапе -движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу; реализация стратегии расширения; формирование основ единой внешней и оборонной политики (в том числе, скорее всего, поэтапной интеграции в ЕС Западноевропейского союза (ЗЕС) и обретения «европейской оборонной идентичности»); активизация региональной политики в Средиземноморье, на Севере Европы, в Азии, Латинской Америке, Африке; дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел. С 1 января 1999 г. Европейским Союзом (на первом этапе 11 государствами) для расчетных операций введена единая валюта евро с фиксацией ее паритета, а с начала 2002 г. - введены монеты и банкноты евро для наличного обращения. Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция присоединились к зоне Шен-генских соглашений (заключены в 1985 г., в 1997 интегрированы в правовую систему ЕС в целях создания «общего пространства свободы, безопасности и правосудия»), определяющих свободу передвижения граждан Евросоюза в рамках ЕС и общие визовые правила в отношении лиц из третьих стран. Амстердамским договором (1997 г.) подтверждено единое гражданство Европейского Союза, дополняющее, но не отменяющее принадлежность к национальному гражданству. Система общих органов и институтов ЕС выглядит следующим образом. Европейский совет (проводится в форме заседаний не менее двух раз в год на уровне глав государств и правительств, Председателя Комиссии Европейских сообществ) дает необходимые импульсы развитию интеграционных процессов, определяет генеральную политическую линию ЕС. В соответствии с Договором о создании ЕС (1993 г.) Европейский совет стал непосредственно отвечать за общую стратегию в областях внешней политики, безопасности, правосудия и внутренних дел. Возглавляется главой государства или правительства председательствующей (попеременно по согласованному графику, сроком на полгода) в ЕС страны. Европейский парламент - представительный орган ЕС. Избирается прямым всеобщим голосованием во всех государствах - членах ЕС исходя из согласованной, пропорциональной численности их населения квоты (на последних выборах в июне 1999 г. избрано сроком на пять лет 626 депутатов). Участвует в подготовке и принятии юридических актов Европейского Союза, осуществляет демократический контроль за деятельностью исполнительных органов, подключается к формированию внешней политики ЕС. Имеет прерогативы в области утверждения бюджета ЕС, межинституциональных согласований, ратификации международных договоров. Сессии Европарламента проходят ежемесячно в Страсбурге (Франция) или Брюсселе (Бельгия). Совет Европейского Союза (Совет министров иностранных дел или при решении отраслевых вопросов соответствующих министров государств-членов) - единственный орган, непосредственно представляющий все государства-члены. Он уполномочен принимать обязывающие решения практически по любым аспектам деятельности ЕС. Обеспечивает представительство и защиту интересов государств в процессе согласования и реализации решений. Порядок заседаний определяется Председателем Совета - соответствующим министром председательствующего в ЕС государства. В контексте формирования общей внешней политики и политики в области безопасности Евросоюза утвержден и с осени 1999 г. приступил к исполнению своих обязанностей Генеральный секретарь Совета ЕС - Высокий представитель по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС. Рабочим органом Совета ЕС, функционирующим в рамках Генерального секретариата Совета, готовящим вопросы на его рассмотрение и координирующим его работу, является Комитет постоянных представителей государств-членов. Комиссия Европейского Союза (КЕС) - наднациональный исполнительный орган, своего рода правительство, занимающееся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями общих правил конкурентного поведения и стандартов, узаконенных учредительными договорами и актами. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом. Возглавляется Председателем и насчитывает 20 членов (комиссаров), получающих с общего согласия правительств государств-членов мандат сроком на пять лет. Важную роль в развитии внешних связей ЕС (фактически со статусом посольств) играют представительства КЕС за рубежом. Европейский суд (состоит из 15 судей, назначаемых правительствами государств-членов на шесть лет) обеспечивает единообразное толкование законодательства в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами ЕС, заседает, когда государства-члены или какой-либо из институтов ЕС просят об этом по ходу разбирательства коллизионных вопросов. Выносит решения также по искам физических и юридических лиц. Окончательного решения относительно штаб-квартиры ЕС не принято, заседания его главных органов проводятся в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге. Организация Североатлантического договора (НАТО)1 создана на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. в качестве оборонительного политического и военного союза группы европейских стран, а также США и Канады. В 2004 г. число членов НАТО увеличилось до 27 государств. Цели альянса состоят в том, чтобы обеспечить общую безопасность для своих членов путем сотрудничества и консультаций в политической, военной и экономической областях, а также по научным и другим невоенным вопросам. Географическая зона НАТО в соответствии с Вашингтонским договором охватывает территорию всех государств-участников, а также район Атлантического океана к северу от Тропика Рака. После роспуска Организации Варшавского договора в 1991 г. НАТО предприняла коренную трансформацию своей структуры и политики в целях адаптации к новым вызовам безопасности в Европе. В ноябре 1991 г. на сессии Совета НАТО на уровне глав государств и правительств в Риме было принято решение о радикальной перестройке Организации, включая дальнейшее сокращение вооруженных сил в Европе, активное вовлечение в международные операции по поддержанию мира, расширение сотрудничества с международными организациями и институтами и тесное сотрудничество с Россией и странами Восточной Европы. Саммит НАТО в Риме одобрил также стратегическую концепцию НАТО, включающую, в частности, основы новой структуры его вооруженных сил. В соответствии с решением саммита в январе 1994 г. НАТО взяло курс на расширение членского состава за счет стран Восточной Европы. В 1999 г. в НАТО вступили Чехия, Венгрия и Польша, доведя состав членов блока до 19 государств. 29 марта 2004 г. в Вашингтоне состоялась официальная церемония приема в НАТО семи стран (Словакии, Словении, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии), что увеличило состав ее членов до 26 государств. В апреле 1999 г. саммит НАТО одобрил новую стратегическую концепцию, в которой подтверждается официальный отход альянса от чисто оборонительной стратегии, декларируется его право при необходимости действовать силой за пределами традиционной зоны ответственности и без мандата Совета Безопасности ООН и ясно проглядываются претензии на главенствующую роль НАТО в мире и на подмену собой ООН и ее Совета Безопасности. Россия вошла в созданный в 1991 г. с участием стран - членов НАТО и государств, присоединившихся к программе альянса «Партнерство ради мира», Совет североатлантического сотрудничества, преобразованный в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). 27 мая 1997 г. Россия подписала с государствами НАТО Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в соответствии с которым был создан Совместный Постоянный совет Россия - НАТО (СПС). В повестке дня СПС содержится обширный перечень тем для консультаций по вопросам двустороннего, регионального и международного характера, а также относящимся к контролю над вооружениями и разоружению, проведению миротворческих операций, ликвидации последствий катастроф, конверсии оборонной промышленности и переподготовки военнослужащих. В соответствии с принятой в Риме 28 мая 2002 г. Декларацией глав государств и правительств России и государств - членов НАТО для объединения своих усилий и определения и реализации возможностей совместных действий в формате «двадцатки» был учрежден Совет Россия - НАТО (СРН), заменяющий СПС. Было решено, что в рамках СРН его члены, действуя в своем национальном качестве и так, чтобы учитывать соответствующие коллективные обязательства, будут принимать совместные решения и нести индивидуально и совместно равную ответственность за их выполнение. СРН будет работать под председательством Генерального секретаря НАТО и являться механизмом для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий России и государств - членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе. К числу таких вопросов относятся борьба против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД), поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и чрезвычайное гражданское реагирование. Особое внимание будет уделено вопросам противодействия новым вызовам и угрозам для безопасности в Евроатлантическом регионе. Заседания СРН на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны будут проводиться дважды в год, а на уровне глав государств и правительств - по мере необходимости. Заседания Совета на уровне послов будут проходить не реже одного раза в месяц. Структура НАТО представляет собой разветвленную сеть политических и военных органов. Высшим политическим органом является Совет НАТО, состоящий из представителей всех стран-членов. Совет созывается дважды в год и проводится на уровне министров иностранных дел, а по вопросам кардинального значения - на уровне глав государств и правительств. На уровне постоянных представителей Совет собирается по крайней мере один раз в неделю. Решения принимаются на основе консенсуса. Центральное место в системе постоянных рабочих органов Совета занимает Политический комитет, который является главным рабочим механизмом консультаций в НАТО. Имеются также комитеты по самым разным вопросам (Экономический комитет, Комитет по рассмотрению вопросов обороны, Конференция национальных директоров по вооружениям, Комитет по военному бюджету, Комитет по вопросам инфраструктуры, Комитет по науке, Комитет по информации и отношениям в области культуры, Комитет по проблемам современного общества и др.). Высший военный орган НАТО — Комитет военного планирования, который рассматривает проблемы строительства объединенных вооруженных сил альянса и проводит заседания на уровне министров обороны дважды в год. Главным военно-штабным органом НАТО является Военный комитет, разрабатывающий рекомендации по военным вопросам для Комитета военного планирования и руководящий деятельностью других военных органов. В своей работе Военный комитет опирается на исполнительный орган - Международный объединенный штаб. Географическая зона, на которую распространяется ответственность НАТО, распределена между двумя верховными командованиями (в Европе и Атлантике): главным командованием в зоне пролива Ла-Манш и региональной группой стратегического планирования США-Канада. Должность Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе постоянно занимает американский генерал, который назначается на три года и наделен широкими полномочиями в разработке планов обороны в своей зоне, а также ведает вопросами подготовки, организации и оснащения подчиненных ему войск. В военное время он отвечает за организацию и проведение операций объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а также за использование людских и материальных ресурсов стран - участниц альянса. Исполнительным органом НАТО является Международный секретариат. Он состоит из международных чиновников, назначаемых от каждой страны в количестве, пропорциональном ее финансовому вкладу в альянс. Возглавляет секретариат Генеральный секретарь НАТО, назначаемый Советом НАТО. Он отвечает за организацию работы высших органов и осуществляет контроль за исполнением принятых ими решений. Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия). Африканский Союз (АС), до июля 2000 г. именовавшийся Организацией африканского единства (ОАЕ)8, - региональная организация, объединяющая 55 африканских государств. Создана по решению Учредительной конференции глав государств и правительств африканских стран, состоявшейся 22-25 мая 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия). К концу XX столетия явно назрела проблема реорганизации и повышения эффективности ОАЕ и ее адаптации к новым реалиям в международной обстановке, в том числе к тем коренным изменениям, которые произошли на африканском континенте. В этих условиях Ливией была официально выдвинута идея преобразования ОАЕ в Африканский союз, которую и одобрила 4-я внеочередная Ассамблея глав государств и правительств стран - членов ОАЕ в Сирте (Ливия) в сентябре 1999 г. В июле 2000 г. на саммите ОАЕ в Ломе (Того) был принят Акт об учреждении АС и образовании в его рамках разветвленной системы органов. Актом предусматривается создание Ассамблеи глав государств и правительств, Исполнительного совета, Комиссии, Комитета постоянных представителей, а также семи специализированных технических комитетов, Экономического, социального и культурного совета, Панафриканского парламента, Суда Союза, единых финансовых институтов - Африканского Центрального банка, Африканского валютного фонда, Африканского инвестиционного банка. В соответствии с Актом целями АС являются защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, укрепление мира, безопасности и стабильности, ускорение политической и социально-экономической интеграции на континенте, поощрение демократических принципов и институтов, продвижение согласованных подходов африканских стран на мировой арене, создание необходимых условий для обеспечения достойной роли Африки в глобальной экономике. В Акте подтверждаются нерушимость доставшихся Африке в наследство от колониального периода границ, принцип мирного разрешения конфликтов, запрет на использование силы или угрозы ее применения в отношениях между странами-членами и подчеркивается необходимость содействия устойчивому развитию, продвижению экономической интеграции, координации политики субрегиональных организаций. 8-10 июля 2002 г. в г. Дурбане (ЮАР) состоялась 39-я сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран - членов ОАЕ, ставшая формально учредительным саммитом АС. Были образованы четыре главных органа АС: Ассамблея, Исполнительный совет, Комитет постоянных представителей и Комиссия. При этом предусматривалось, что бывшая Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ заменяется Ассамблеей АС, Совет министров ОАЕ трансформируется в Исполнительный совет Союза, Комитет послов стран Африки, аккредитованных в Эфиопии, образует Комитет постоянных представителей, а Генеральный секретариат ОАЕ становится Комиссией АС. Было определено, что бывший Генеральный секретарь ОАЕ продолжит работу в качестве временного Председателя Комиссии Союза, а его помощники станут временными членами Комиссии. Зафиксировано также, что Комиссия АС продолжит использование эмблемы, флага, гимнов и других символов ОАЕ до тех пор, пока не будет завершен процесс их постепенного пересмотра. Было принято решение о создании вместо существовавшего ранее Центрального органа Механизма по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов ОАЕ (ЦО МПУРК) Совета мира и безопасности АС (СМБ). 3 февраля 2003 г. в Аддис-Абебе состоялся первый внеочередной саммит Африканского Союза, на котором Совет мира и безопасности вошел в число руководящих органов АС. 5-7 марта 2003 г. в Нджамене состоялось заседание Исполнительного совета АС, на котором был определен порядок выборов в этот руководящий орган. В него войдут десять членов, включая Председателя, Вице-председателя и восемь комиссаров. Россия приветствовала образование АС и считает, что процесс его становления приведет к дальнейшему росту роли и влияния АС в международных делах. Штаб-квартира АС располагается в Аддис-Абебе (Эфиопия). Организация Центрально-Азиатское сотрудничество (НАС) создана 28 февраля 2002 г. Членами ЦАС являются Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и с 18 октября 2004 г. Россия. Основные цели и задачи ЦАС следующие: осуществление эффективного сотрудничества в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, а также в обеспечении региональной безопасности и стабильности; оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов; борьба с региональной и транснациональной преступностью, особенно с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, незаконной миграцией и терроризмом; осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства; проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля; скоординированные и согласованные действия в области рационального и взаимовыгодного использования водных объектов, водно-энер
|