Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные Организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН






 

Региональные и субрегиональные организации и структуры явля­ются важной составной частью предусмотренной Уставом ООН гло­бальной системы коллективной безопасности. Легальной основой для все более широкого взаимодействия ООН и таких организаций слу­жит глава VIII Устава ООН, которая, хотя и не дает четкого определе­ния региональных соглашений и организаций, вместе с тем позволя­ет им сообразовывать свою деятельность с постоянно изменяющим­ся положением в мире и вносить вместе с ООН вклад в поддержание международного мира и безопасности.

Вытекающие из практики важные принципы и формы взаимодей­ствия и сотрудничества региональных и субрегиональных организа­ций и структур с ООН, ее Советом Безопасности и другими главны­ми органами Организации разработаны и закреплены в многочислен­ных решениях Совета Безопасности и резолюциях Генеральной Ассамблеи, в том числе в принятой по инициативе России 9 декабря 1994 г. консенсусом Декларации о совершенствовании сотрудниче­ства между ООН и региональными соглашениями и органами в под­держании международного мира и безопасности 1.

Опыт более чем полувекового сотрудничества ООН с региональ­ными организациями показывает, что эти организации играли и про­должают играть все более активную роль в обеспечении региональ­ной безопасности, причем не только в превентивной дипломатии, поддержании мира и укреплении доверия, но и в том, что касается принуждения к миру. Взаимоотношения между ООН и региональ­ными организациями оказываются плодотворными и эффективны­ми лишь при соблюдении следующих вытекающих из Устава ООН условий и принципов.

Прежде всего, непреложным условием сохранения правовой ос­новы системы коллективной безопасности на глобальном и регио­нальном уровнях является выдача Советом Безопасности ООН ман­дата на проведение операций по поддержанию мира и операций по принуждению к миру. Никакие принудительные действия не пред­принимаются региональными организациями и субрегиональными структурами без полномочий от Совета Безопасности. Иногда такие операции и действия требуют более широкой политической поддерж­ки, которую способна обеспечить лишь ООН.

Предотвращение и мирное урегулирование споров и конфликтов во многих случаях могут быть осуществлены только при участии ООН при руководящей роли ее Совета Безопасности.

Следует проявлять гибкость и взвешенный подход к вопросам вза­имодействия ООН с региональными организациями, не выходя в то же время за рамки требований, предписанных Уставом ООН. В этой связи необходимо учитывать, что политика в области безопасности, дающая эффект в каком-то одном регионе, может оказаться неэффек­тивной в других и что в большинстве регионов не имеется организа­ций, способных осуществлять крупные операции по поддержанию мира или по принуждению к миру. В последнее время стала прояв­ляться тревожная тенденция, когда некоторые субрегиональные структуры стремятся прикрывать индивидуальные, групповые и коа­лиционные миротворческие действия, в том числе с использованием вооруженных сил, флагом ООН без надлежащей санкции на то со сто­роны Совета Безопасности ООН или предпринимают шаги по полу­чению «задним числом» таких полномочий на начатые либо уже про­веденные принудительные операции, что совершенно недопустимо с точки зрения соблюдения обязательств по Уставу ООН.

Немаловажно и то обстоятельство, что нынешние многофункци­ональные и поликомпонентные операции по поддержанию мира ста­новятся не по плечу какой-либо региональной организации и что толь­ко ООН благодаря своим возможностям и опыту может обеспечить эффективное проведение таких операций.

Использование миротворческого потенциала является важной со­ставной частью любых национальных или международных усилий, направленных на предотвращение, сдерживание и урегулирование кризисов и конфликтов. И такие усилия, чтобы быть эффективными и законными, должны предприниматься не изолированно или в от­рыве от сложившейся на основе Устава ООН системы механизмов и базовых принципов миротворчества, а в тесной увязке с ней и в со­трудничестве с ООН.

Решающую, неоспоримую и неотчуждаемую легитимизирующую роль в таком сотрудничестве играет Совет Безопасности ООН, кото­рый не только сам планирует и проводит большое число (свыше 60 с 1948 г.) миротворческих операций, но и стимулирует и узаконивает осуществление таких акций региональными и субрегиональными организациями.

За последние годы возможности ООН в плане раннего предупреж­дения, предотвращения и урегулирования кризисов и конфликтов существенно расширились и, как следствие этого, укрепились коор­динация и взаимодействие между региональными организациями и структурами, с одной стороны, и ООН - с другой. Созданные и все более умножающиеся модальности связей и взаимодействия с ООН не только помогают дальнейшему укреплению сотрудничества, по­вышению согласованности политики и расширению обмена инфор­мацией, но и обеспечивают упорядоченное и легализующее воздей­ствие на ход миротворческой деятельности как отдельных региональ­ных звеньев, так и ООН в целом.

Значение сотрудничества региональных организаций с ООН состо­ит еще и в том, что именно эта универсальная организация в соответ­ствии с ее Уставом обладает легитимизирующей функцией и значи­тельными оперативными и экспертными возможностями в области предотвращения и урегулирования конфликтов и кризисов. Именно она больше всего подходит для решения данной проблемы, так как действует не исходя из узкогрупповых интересов, политических конъ­юнктурных соображений и чисто военной точки зрения, а в интересах всего мирового сообщества, на основе Устава ООН и норм междуна­родного права, в комплексном плане с учетом многообразных полити­ческих, экономических, социальных, гуманитарных и иных аспектов. Это позволяло и позволяет найти оптимальное урегулирование возни­кающих кризисов и конфликтов. Здесь ООН имеет несравненные пре­имущества, поскольку делает упор на использование политико-дип­ломатических и правовых средств. Отсюда и формы сотрудничества региональных организаций с ООН носят сугубо конструктивный, рав­ноправный и юридически обоснованный характер, призванный содей­ствовать мирному урегулированию конфликтов.

Сотрудничество региональных организаций с ООН возможно уже на начальной стадии возникновения спора или конфликта. И здесь могут быть использованы такие модальности взаимодействия, как дипломатические усилия, миссии по расследованию и установлению фактов, превентивное развертывание операции или оказание гума­нитарной помощи. При этом чем скорее такие меры будут приняты, тем больший эффект они могут дать. Главными требованиями исполь­зования таких модальностей являются строгое соблюдение положе­ний Устава ООН, недопущение международного вмешательства без ясно выраженного согласия государства, где назревает конфликт (за исключением, разумеется, случаев, предусмотренных главой VII Ус­тава ООН), и, если предотвратить эскалацию конфликта не удается, обеспечение согласованности политики и способности главных внеш­них действующих лиц, особенно соседних государств, руководство­ваться общим политическим подходом в отношении возникающего или продолжающегося кризиса. В тех случаях, когда мирный процесс еще не налажен, ООН совместно с региональными организациями, например с ОБСЕ, должна оказывать помощь в решении таких задач, как развитие диалога, смягчение напряженности, содействие нацио­нальному примирению, поощрение уважения прав человека и наци­ональных меньшинств и нарастающее поощрение к миру.

Практика однозначно подтверждает, что при возникновении спо­ров и кризисов правительства и их оппоненты ни в коем случае не должны прибегать к силовым методам решения проблем. Если воз­никший конфликт все-таки сопряжен с насилием, его эскалацию способны предотвратить лишь энергичные усилия по использова­нию в первую очередь всех возможностей политического урегули­рования как на национальном, так и на региональном и междуна­родном уровнях.

На национальном уровне это меры законодательного порядка, использование внутригосударственных средств и механизмов, назна­чение специальных посредников или комиссий для изучения причин возникшего конфликта, разработки мер по укреплению доверия и рекомендаций относительно практического урегулирования. В эту деятельность могут вовлекаться с согласия соответствующего госу­дарства авторитетные лица из других стран или из широких кругов региональных организаций и международного сообщества.

На региональном и международном уровнях, например примени­тельно к ООН и ОБСЕ, формы участия всех заинтересованных сто­рон в предотвращении и урегулировании конфликтов и кризисов, а также модальности сотрудничества с ООН и ОБСЕ могут включать:

• регулярное обсуждение в Совете Безопасности ООН и в ОБСЕ вопросов о положении дел в зонах конфликтов;

• участие представителей ООН и ОБСЕ в различных формах в про­цессе политического урегулирования;

• участие представителей ООН и ОБСЕ в переговорах между кон­фликтующими сторонами,

• назначение Генеральным секретарем ООН своих спецпосланни­ков, спецпредставителей и советников;

• учреждение миссий наблюдателей ООН и ОБСЕ;

• направление миссий ООН и ОБСЕ для установления фактов по просьбе или с согласия заинтересованных сторон;

• проведение ООН операций по поддержанию мира и ОБСЕ соб­ственных операций по поддержанию мира в соответствии с главой VIII Устава ООН;

• совместное развертывание операций региональных организаций и миссий наблюдателей ООН и др.

Важное место в укреплении сотрудничества с ООН и повышении координации политических усилий, направленных на предотвраще­ние, сдерживание и урегулирование конфликтов, занимают проводив­шиеся Генеральным секретарем ООН уже пять раз (последний раз -29-30 июля 2003 г.) совещания с руководителями региональных и субрегиональных организаций.

Полезной формой сотрудничества с ООН могут служить ежегод­ные совещания должностных лиц секретариатов ООН и соответству­ющих региональных и субрегиональных организаций под совмест­ным председательством генеральных секретарей организаций по во­просам миротворческой деятельности.

Следует отметить, что в отличие от региональных организаций суб­региональные структуры закрытого характера (типа НАТО, ЗЕС и др.) обладают весьма ограниченными возможностями участия в миро­творческой деятельности и, соответственно, поддержания широких и действенных отношений сотрудничества с ООН и ОБСЕ.

Миротворческая деятельность в ее глобальном и региональном вариантах может быть действительно плодотворной и приносить по­зитивные результаты лишь в том случае, если она будет осуществ­ляться на тщательно выверенной и согласованной международно-правовой основе, покоящейся на положениях Устава ООН и нормах международного права. Любые попытки хоть в какой-то мере не счи­таться с этой основой, выйти из «правового поля», полагаться исклю­чительно на применение военной силы и прибегать к запрещенным Уставом ООН методам насилия не могут квалифицироваться иначе, как незаконные, способные подвести развитие международных от­ношений к черте, за которой на международной арене воцарились бы анархия, произвол, непредсказуемость и культ ничем не сдерживае­мой грубой силы. Это подорвало бы саму благотворную идею миро­творчества и противоречило бы всем выстраданным народами идеа­лам и принципам международного права, демократии, суверенитета независимых государств, международной законности, справедливо­сти и морали.

В связи со стремительным расширением в последнее время участия государств в миротворческой деятельности и увеличением объема за­дач в ходе ее осуществления мировое сообщество все чаще задается вопросом, насколько миротворческие акции отвечают закрепленным в Уставе ООН общим интересам народов всех стран обеспечить мир и безопасность на планете и насколько они соответствуют высшим принципам международного права и законности. Если по поводу опе­раций, предпринимаемых ООН, опасений практически не возника­ет, то действия некоторых субрегиональных структур закрытого типа или коалиций государств нередко внушают большие сомнения отно­сительно их соответствия Уставу ООН и основным принципам меж­дународной законности..Особенно серьезную озабоченность миро­вого сообщества вызвали агрессия НАТО против суверенного госу­дарства СРЮ в 1999 г. и военная акция США и Великобритании против Ирака в 2003 г.

Многими государствами вполне обоснованно оспаривается леги­тимность таких акций. При этом справедливо подчеркивается, что в основе определения легитимности должны лежать не субъективные, подчас эмоциональные мнения и соображения одного или группы государств, а объективные критерии, к числу которых, в частности, относятся следующие:

• наличие общепризнанной международно-правовой базы, кото­рую составляют Устав ООН, решения Совета Безопасности ООН и международные соглашения;

• характер средств и методов проведения миротворческой деятель­ности (одно дело, когда применяется сила, несущая гибель, горе и страдания огромному числу гражданского населения и неизбежно сопряженная с нарушениями норм международного права, в частно­сти гуманитарного, и совсем другое - когда используются мирные, ненасильственные, гуманные способы проведения миротворческих акций);

• цели ОПМ должны быть заранее известны всем участвующим в операции и заявлены до ее начала;

• недопущение применения силы, за исключением случаев само­обороны, запрет мер устрашения и вооруженных репрессалий;

• в необходимых случаях сила должна применяться не во имя уз­когрупповых, а в общих интересах всего мирового сообщества;

• недопустимость принудительных действий в соответствии с гла­вами VII и VIII Устава ООН без специальной санкции Совета Безо­пасности ООН;

• законные интересы безопасности многих стран не должны под­вергаться сомнению или игнорироваться в результате миротворче­ских акций;

• международная законность является основой миротворческого процесса и прочного урегулирования конфликта (главное предназ­начение миротворческих акций - создать благоприятные условия для установления контактов между противоборствующими сторо­нами и проведения переговоров между.ними для достижения взаи­моприемлемых соглашений и договоренностей, на основе которых только и может быть обеспечено прочное мирное урегулирование конфликта);

• любые попытки навязывать условия урегулирования конфлик­тов, оказывать давление на одну из сторон, прибегать к угрозе при­менения силы или к использованию военного вмешательства для ре­шения спорных вопросов контрпродуктивны и могут завести в тупик дело мирного улаживания кризиса или конфликта;

• беспристрастность и полновесное сотрудничество с местными властями, соблюдение законов и правил принимающего государства и уважение обычаев и традиций местного населения.

Соблюдение указанных и других объективных критериев легитим­ности миротворческих акций не только обеспечивает им всемерную поддержку мирового сообщества, но и повышает их эффективность. И наоборот, нелегитимный характер миротворческих действий мо­жет привести к разжиганию напряженности в зоне конфликта, об­речь на неудачу политическое урегулирование, повлечь за собой стра­дания и гибель тысяч людей, разрушение инфраструктуры и дезин­теграцию суверенных государств. Поэтому добиться подлинного повышения эффективности миротворческой деятельности на глобаль­ном и региональном уровнях можно только на путях строгого следо­вания предписаниям Устава ООН, резолюциям Совета Безопасности и нормам международного права и справедливости. Именно на это должны быть направлены усилия ООН и ее региональных организа­ций в XXI в.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начала свою деятельность в 1972 Г. в качестве многостороннего фору­ма для диалога и переговоров. В 1975 г. сфера компетенции Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) была зафик­сирована в Заключительном акте, одобренном на первом саммите в Хельсинки. Хельсинкский заключительный акт2 предусматривал сле­дующие основные направления деятельности СБСЕ: обеспечение безопасности в Европе, включая меры укрепления доверия и некото­рые аспекты безопасности и разоружения, а также рекомендации по осуществлению принятой на Совещании Декларации десяти прин­ципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях; сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды; вопросы, относящиеся к безопасно­сти и сотрудничеству в Средиземноморье; сотрудничество в гумани­тарной, образовательной, культурной, правочеловеческой, информа­ционной и других областях.

Эволюция СБСЕ прошла несколько важных этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась и структура все более совершенствовалась. В 1990 г. на саммите СБСЕ была подписана Па­рижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе и одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. Парижский сам­мит значительно содействовал институциализации и формированию организационных основ СБСЕ. Был создан трехступенчатый меха­низм политических консультаций и переговоров, включающий встре­чи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД) и Комитет старших должнотных лиц (КСДЛ).

На саммите СБСЕ в Хельсинки в 1992 г. были приняты важные решения о превращении ее в региональную организацию по смыслу главы VIII Устава ООН и о наделении СБСЕ широкими полномочи­ями, включая принятие мер практического характера в сфере предот­вращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов, а также проведение будущих операций СБСЕ по поддержанию мира под эгидой ООН при условии полного согласия сторон в конфликте и заключения соглашения о прекращении огня между ними.

На Стокгольмской встрече СМИД в декабре 1992 г. учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ и положено начало работе венской группы КСДЛ. На встрече СМИД в Риме в декабре 1993 г. приняты решения по структурному укреплению СБСЕ, в том числе решение о создании Постоянного комитета СБСЕ - института постоянных пред­ставителей государств-участников.

На саммите СБСЕ в Будапеште в декабре 1994 г. принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Были переименованы также другие органы СБСЕ: Постоянный комитет стал Постоянным советом, КСДЛ - Руководящим советом, СМИД - Советом министров. На Бу­дапештском саммите были одобрены такие важные документы, как кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безо­пасности, принципы, регулирующие нераспространение, и др.

На саммите ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 г. одобрен ряд важ­ных документов, в том числе Декларация «О модели общей и всеобъ­емлющей безопасности для Европы XXI века», «Концептуальная база контроля над вооружениями», «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» и др.

На саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г. в Стамбуле подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая полити­ческая декларация и модернизированный Венский документ по ме­рам доверия как основа для дальнейшей работы.

В настоящее время, хотя и не разработан Устав ОБСЕ, сложилась довольно разветвленная структура Организации.

Высшим ее органом является встреча глав государств и прави­тельств, созываемая раз в два года и определяющая приоритеты и политические цели ОБСЕ.

Центральный руководящий орган ОБСЕ - Совет министров, за­седающий один раз в год и принимающий важные решения по широ­кому'кругу вопросов деятельности Организации.

Руководящий совет отвечает за организацию и координацию всей деятельности ОБСЕ и собирается минимум два раза в год в Праге.

Постоянный совет отвечает за повседневную оперативную работу, проводит консультации и принимает решения по текущим вопросам деятельности ОБСЕ. Он собирается один раз в неделю.

Форум по сотрудничеству в области безопасности состоит из пред­ставителей делегаций государств-участников и собирается еженедель­но в Вене для проведения переговоров и консультаций по мерам ук­репления безопасности и стабильности в Европе, контролю над воо­ружениями, разоружению, мерам укрепления доверия и дальнейшему сокращению рисков конфликтов.

Важное место в структуре ОБСЕ отведено Действующему предсе­дателю, на которого возложена ответственность за выполнение ре­шений ОБСЕ. Этот пост занимает министр иностранных дел госу­дарства-участника в течение одного года. Председателю помогают в осуществлении его функций предыдущий и будущий председатели, все вместе образующие Тройку, группы ad hoc и личные представи­тели, которые назначаются Действующим председателем в целях ока­зания ему помощи в урегулировании кризиса или конфликта.

Секретариат ОБСЕ состоит из двух департаментов: Центра по пре­дупреждению конфликтов, основные задачи которого - оказание помощи Действующему председателю в осуществлении решений ОБСЕ, контроль за деятельностью полевых миссий и сотрудничество с другими международными структурами, и Департамента по адми­нистративным и оперативным вопросам, отвечающего за техниче­скую, административную и оперативную деятельность. Первый Ге­неральный секретарь ОБСЕ был назначен в июне 1993 г. Он является представителем Действующего председателя и отвечает за обслужи­вание органов ОБСЕ и выполнение принятых ими решений.

Бюро по демократическим институтам и правам человека, находя­щееся в Варшаве содействует обмену информацией, формированию демократических институтов, уважению прав человека и проведению выборов в государствах - участниках ОБСЕ путем наблюдения за вы­борами и предоставления экспертной помощи по конституционным и правовым вопросам.

Верховный комиссар по национальным меньшинствам с местопребы­ванием в Гааге назначается Советом министров по рекомендации Руководящего совета на срок три года. Основная его роль - своевре­менно выявлять очаги этнической напряженности, которые могут представлять угрозу для мира, стабильности или развития отноше­ний между государствами - участниками ОБСЕ, и содействовать их быстрейшему урегулированию. Верховный комиссар может доводить до сведения Руководящего совета о любом очаге напряженности, гро­зящем перерасти в конфликт.

Бюро по свободе средств массовой информации создано в 1997 г. для выполнения рекомендаций ОБСЕ по вопросам деятельности свобод­ных, независимых и плюралистических средств массовой информа­ции.

Парламентская ассамблея ОБСЕ, состоящая из парламентариев стран-участников, учреждена в 1992 г. и собирается на ежегодные сес­сии. Ассамблея состоит из Постоянного комитета, бюро и трех глав­ных комитетов. Ей оказывает помощь Секретариат, расположенный в Копенгагене.

Декларации и решения органов ОБСЕ не носят юридически обя­зательного характера, однако имеют большое политическое значение. Решения принимаются на основе консенсуса, хотя в 1992 г. на засе­дании СМИД в Праге и было согласовано, что КСДЛ может принять решение против какого-либо государства-участника «в случае явно­го и грубого нарушения рекомендаций СБСЕ».

В настоящее время участниками ОБСЕ являются 55 государств, в том числе Россия.

Местопребывание - Вена (Австрия).

Содружество Независимых Государств (СНГ) создано в декабре 1991 г. и включает в себя 12 стран, в том числе Россию. Согласно принятому 22 января 1993 г. Уставу СНГ3 основными целями Содружества явля­ются осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всесто­роннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными прин­ципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; со­трудничество между государствами-членами в обеспечении между­народного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеоб­щего и полного разоружения; содействие гражданам государств-чле­нов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах право­вых отношений и мирное разрешение споров и конфликтов между государствами СНГ.

В соответствии с Уставом СНГ государства - члены Содружества проводят согласованную политику в области международной безо­пасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира. Решение о совместном использовании воору­женных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами с учетом их националь­ного законодательства.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Он обсуж­дает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, в том числе внесение поправок в Устав СНГ, создание новых или упразднение существую­щих органов СНГ. Он собирается не менее двух раз в год и все реше­ния принимает на основе консенсуса.

Совет глав правительств координирует деятельность органов ис­полнительной власти государств-членов в экономической, социаль­ной и иных областях общих интересов. Собирается на заседания че­тыре раза в год.

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их работу в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Экономический совет СНГ создан для реализации решений руко­водящих органов Содружества по вопросам социально-экономиче­ского сотрудничества государств-членов, а также формирования и функционирования зоны свободной торговли.

Экономический суд призван обеспечивать выполнение экономиче­ских обязательств в рамках Содружества. К ведению Суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Он вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Совет министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства стран СНГ и регулярно собирается с момента его учреждения 14 февраля 1992 г.

Штаб по координации военного сотрудничества государств — участ­ников СНГ создш на основании решения Совета глав государств.

Совет командующих пограничными войсками создан в соответствии с Уставом СНГ и является органом Совета глав государств по вопро­сам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения ста­бильного положения на них.

Исполнительный комитет СНГ - постоянно действующий испол­нительный, административный и координирующий орган во главе с председателем - Исполнительным секретарем СНГ.

Межпарламентская ассамблея создана в соответствии с Уставом СНГ и состоит из парламентских делегаций. Она проводит межпар­ламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рам­ках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Ее местопребыванием яв­ляется Петербург.

На основе подписанных в рамках СНГ документов созданы и функ­ционируют другие органы Содружества: Совет министров внутрен­них дел, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безо­пасности и специальных служб, а также отраслевые советы и комите­ты по отдельным направлениям сотрудничества.

С учетом разнотемпового развития процесса интеграции в рамках СНГ стали создаваться двусторонние и многосторонние объединения государств-членов. 8 декабря 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 г. В соответствии с договором были образованы Выс­ший государственный совет и Совет министров Союзного государ­ства и предусматривается формирование общей правовой базы, еди­ного экономического, оборонного и гуманитарного пространства. На основе подписанного 26 февраля 1999 г. Договора о Таможенном со­юзе и едином экономическом пространстве был создан Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В соответствии с договором предпринимаются совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, по созданию основы общего таможенного тарифа, по укреплению национальных валютно-хозяйственных систем и, в конечном счете, по приданию Таможенному союзу статуса международной экономической органи­зации. В апреле 1999 г. шесть государств (Армения, Белоруссия, Ка­захстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) подписали Протокол о продлении на очередной пятилетний срок Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., который служит важным консолиди­рующим инструментом многостороннего военного-и военно-техни­ческого сотрудничества в рамках СНГ.

СНГ является региональной организацией по смыслу главы VIII Устава ООН и, как и другие региональные организации, имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Местонахождение — Минск (Белоруссия).

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) — созданная в рамках СНГ международная организация. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане президентами Бе­лоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и вступил в силу 30 мая 2001 г. Основными целями ЕврАзЭС являются эффектив­ное продвижение формирования Таможенного союза и единого эко­номического пространства, а также реализация других задач, опреде­ленных в подписанных сторонами документах. Стороны стремятся к поэтапному углублению интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении сувере­нитета сторон. Предусматривается также согласование внешнеполи­тического курса и совместная охрана внешних границ.

Высший орган ЕврАзЭС — Межгосударственный совет, в состав ко­торого входят главы государств и правительств. Межгоссовет рас­сматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общи­ми интересами государств-участников, определяет стратегию, направ­ления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год.

Постоянно действующий орган — Интеграционный комитет, обес­печивает взаимодействие органов ЕврАзЭС, подготовку предложений по повестке дня заседаний, проектов решений и документов, осуще­ствляет контроль за реализацией решений, принятых Межгоссове­том. В состав Интеграционного комитета входят заместители глав правительств, и он проводит свои заседания не реже одного раза в три месяца. В период между заседаниями Интеграционного комите­та текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представите­лей договаривающихся сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного совета и Интеграционного комитета возлага­ются на Секретариат Интеграционного комитета.

Межпарламентская ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармо­

мизации национального законодательства договаривающихся сторон и приведения его в соответствие с заключенными в рамках ЕврАзЭС договорами в целях реализации задач Сообщества.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение догова-риващимися сторонами заключенных органами ЕврАзЭС решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возника­ющие между сторонами.

Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые при­мут на себя обязательства, вытекающие из договоров в рамках Сооб­щества, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять. Любому государству или международ­ной межправительственной организации может быть предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС в случае обращения с соответству­ющей просьбой и по решению Межгосударственного совета.

Местом пребывания Интеграционного комитета являются Алма-Ата и Москва, местонахождение Межпарламентской ассамблеи — Санкт-Петербург, Суда — Минск.

ЕврАзЭС имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН с 2003 г.

Организация Договора о кол/гективной безопасности (ОДКБ) — между­народная региональная организация, созданная в развитие подписан­ного 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 г. президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Кир­гизии, России и Таджикистана были подписаны Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Соглашение о правовом ста­тусе ОДКБ. 23 июня 2006 г. к ним присоединился Узбекистан.

Целями ОДКБ провозглашены укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллектив­ной основе независимости, территориальной целостности и сувере­нитета государств-членов. Приоритет в достижении этих целей госу­дарства-члены отдают политическим средствам. В соответствии с Уставом ОДКБ государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, не­законным оборотом наркотиков и оружия, транснациональной орга­низованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угро­зами безопасности этих государств. Члены ОДКБ осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь обще­признанными принципами международного права, в тесном сотруд­ничестве со всеми заинтересованными государствами и международ­ными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН.

Высшим политическим органом ОДКБ является Совет коллектив­ной безопасности, в который входят президенты стран - членов ОДКБ. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Органи­зации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятель­ность государств-членов для реализации этих целей. Сессии Совета коллективной безопасности проходят не реже одного раза в год. В пе­риод между сессиями вопросами координации взаимодействия госу­дарств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ, занимается Постоянный совет при ОДКБ, который состоит из полно­мочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел — консультативный и исполни­тельный орган ОДКБ, координирующий взаимодействие государств-членов по вопросам внешней политики. Он собирается на свои засе­дания не реже двух раз в год.

Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и воен­но-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и исполнительный орган ОДКБ по вопросам координации взаимодей­ствия государств-членов в области обеспечения их национальной бе­зопасности.

Объединенный штаб ОДКБ осуществляет координацию и разработ­ку предложений по совершенствованию системы коллективной безо­пасности и по созданию коллективных сил быстрого развертывания.

Секретариат отвечает за организационное, информационное, ана­литическое и консультативное обеспечение деятельности органов ОДКБ. Руководство Секретариатом осуществляет Генеральный сек­ретарь, который является высшим административным должностным лицом ОДКБ. Местонахождение Секретариата - Москва.

ОДКБ имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН с 2004 г.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Таиланд). В ее состав входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Статус специального наблюда­теля имеет Папуа-Новая Гвинея.

Уставными целями АСЕАН в Бангкокской декларации о ее учреж­дении определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочение мира и стабиль­ности в Юго-Восточной Азии. В соответствии с Бангкокской деклара­цией перед АСЕАН поставлены следующие задачи: ускорить эконо­мический рост, социальный прогресс и культурное развитие в регионе за счет совместных усилий в духе равенства и партнерства, чтобы со­здать основы процветающего мирного сообщества стран региона; под­держивать региональный мир и стабильность на основе соблюдения принципов справедливости и законности и приверженности принци­пам Устава ООН в отношениях между странами региона; налаживать активное сотрудничество и взаимопомощь государств-участников в экономической, социальной, культурной, технической и администра­тивной областях; помогать им более эффективно сотрудничать в раз­витии сельского хозяйства и промышленности, в расширении торгов­ли, совершенствовании транспортных и коммуникационных систем и повышении жизненного уровня своих народов; способствовать прове­дению исследований по проблематике Юго-Восточной Азии и поддер­живать тесное и взаимовыгодное сотрудничество с существующими международными и региональными организациями.

Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский дого­вор) 1976 г., в основу которого положены принципы взаимного ува­жения суверенитета и независимости всех стран, невмешательства во внутренние дела друг друга, разрешения споров мирными средства­ми и эффективного сотрудничества между государствами региона. В настоящее время в АСЕАН разработан механизм возможного при­соединения к договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и пра­вительств, проходящие раз в три года. Руководящим и координиру­ющим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), созываемые поочередно в каждой стране-члене, на которых формируются общие принципы политики и коор­динации деятельности АСЕАН. Текущее руководство АСЕАН осуще­ствляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. Ко­митет созывается раз в два месяца. В Джакарте функционирует по­стоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избира­емым на пятилетний срок.

Для поддержки отношений с другими странами и международны­ми организациями АСЕАН учредила свои комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, в 15 странах мира, в том числе в России.

Важное место во внешнеполитической деятельности АСЕАН зани­мает работа по созданию в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.). В настоящее время АСЕАН проводит консультации с ядерными дер­жавами, в том числе с Россией, по доработке текста протокола об их присоединении к договору.

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии на базе Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН, Рамоч­ного соглашения о Зоне инвестиций в АСЕАН и схемы промышлен­ного сотрудничества.

Местопребывание - Джакарта (Индонезия).

Асеановский региональный форум (АРФ)5 - единственная на сегод­няшний день межправительственная структура в Азиатско-Тихооке­анском регионе, в рамках которой на регулярной основе ведется об­суждение комплекса вопросов, связанных с укреплением безопас­ности и стабильности в этом районе мира.

АРФ образован в 1994 г. в ходе проведенной в Бангкоке по иници­ативе АСЕАН встречи министров иностранных дел Австралии, Бру­нея, Вьетнама, стран Европейского Союза, Индонезии, Камбоджи, Канады, Китая, Лаоса, Малайзии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Республики Корея, России, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии. В 1996 г. в состав Форума вошли Индия и Мьян­ма, в 1998 г. - Монголия и в 2000 г. - КНДР.

Основной целью Форума провозглашено содействие упрочению мира и безопасности, стабильности и процветания в Азиатско-Тихо­океанском регионе. Намечено, что АРФ будет идти к поставленной цели в три этапа. На первом АРФ должен способствовать становле­нию мер доверия в регионе, включая вопросы стихийных бедствий и миротворческой деятельности, на втором - развитию механизмов пре­вентивной дипломатии и на третьем - разработке подходов и меха­низмов урегулирования конфликтов в регионе.

АРФ проводит свои ежегодные Сессии на уровне министров иност­ранных дел стран-участниц в столице одного из государств АСЕАН в порядке ротации сразу после завершения там очередного совещания министров иностранных дел членов Ассоциации. Сессиям предше­ствуют совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел стран-участниц. Заступающий в долж­ность на следующий срок Председатель Постоянного комитета АСЕ­АН возглавляет и координирует деятельность АРФ в период между сессиями. Министерские сессии являются высшим органом Форума, на них министры обсуждают весь комплекс проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц и региона в целом, определяют даль­нейшие направления и формы сотрудничества в этой сфере. Все ре­шения в АРФ принимаются консенсусом.

В период между министерскими сессиями деятельность Форума осуществляется в двух основных форматах: встречи, проводимые по официальной, межправительственной линии, и мероприятия на нео­фициальном уровне, в работе которых принимают участие предста­вители научных, общественных и других неправительственных кру­гов, а также выступающие в личном качестве официальные лица. С первых дней существования АРФ Россия активно участвует в прово­димых в его рамках мероприятиях.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создана в соот­ветствии с положениями Шанхайской декларации от 15 июня 2001 г. Согласно подписанной 7 июля 2002 г. Хартии ШОС государствами -учредителями Организации являются Казахстан, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. 17 июня 2004 г. принято реше­ние о предоставлении статуса наблюдателя при ШОС Монголии.

Основные цели и задачи ШОС - укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания мира; безо­пасность и стабильность в регионе; совместное противодействие тер­роризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транс­национальной организованной преступности, а также с незаконной миграцией. К числу важных целей относятся также поощрение эф­фективного регионального сотрудничества в самых разных областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав человека; поддержание и развитие отношений с другими государства­ми и международными организациями; взаимодействие в предотвра­щении международных конфликтов и их мирном урегулировании и совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI в.

В соответствии с положениями Хартии (Устава) ШОС имеет до­вольно разветвленную структуру органов.

Высшим органом является Совет глав государств. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности ШОС, решает прин­ципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными органи­зациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.

Совет глав правительств принимает бюджет ШОС, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенно­сти экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Орга­низации. Он собирается на очередные заседания один раз в год.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности ШОС, подготовки заседаний Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Он собирается, как правило, за месяц до заседания Сове­та глав государств.

Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводят­ся на регулярной основе для рассмотрения конкретных вопросов раз­вития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации и проводит необ­ходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел. Собирается не реже трех раз в год.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) государств -участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепара­тизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. является в соответствии с Хартией постоянно действующим органом ШОС. Основные ее задачи и функции, определенные соглашением между государствами - чле­нами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г., таковы: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремиз­мом, сбор и анализ информации по этим проблемам; содействие в под­готовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений; содействие в разработке международ­но-правовых документов; содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили преступления, связанные с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет.

Секретариат - постоянно действующий административный орган ШОС. В его задачи входит организационно-техническое обеспече­ние мероприятий, проводимых в рамках ШОС, подготовка предло­жений по ежегодному бюджету ШОС. Местопребывание Секретари­ата ШОС - Пекин (Китайская Народная Республика), а штаб-квар­тира РАТС находится в Ташкенте (Узбекистан).

Европейский Союз (ЕС)6 - крупнейшее политическое и экономи­ческое интеграционное объединение стран Европы. До расширения ЕС в 2004 г. в него входило 15 государств: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирлан­дия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция. На заседании Европейского совета 1 мая 2004 г. в Дублине членами ЕС стали Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Лат­вия, Литва, Мальта и Кипр.

ЕС строится на основе всей совокупности отношений Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали (с него началось создание ЕС в 1951 г.), Европейского сообщества (основано в 1957 г. так называемым Европейским экономическим сообществом, или «Общим рынком»), а также Европейского сообщества по атомной энер­гии (образовано в 1957 г.). Главные цели интеграционного сотрудни­чества в Европейском Союзе определены Единым европейским актом (1987 г.), Маастрихтским договором (1992 г.) и Амстердамским дого­вором (вступил в силу 1 мая 1999 г.), а в перспективе будут расшире­ны в соответствии с подписанной 23 октября 2004 г. в Риме Консти­туцией Европейского Союза, призванной заменить Римский, Мааст­рихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры.

Основные направления деятельности ЕС на нынешнем этапе -движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу; реализация стратегии расширения; формирование основ единой внешней и оборонной политики (в том числе, скорее всего, поэтап­ной интеграции в ЕС Западноевропейского союза (ЗЕС) и обретения «европейской оборонной идентичности»); активизация региональной политики в Средиземноморье, на Севере Европы, в Азии, Латинской Америке, Африке; дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел.

С 1 января 1999 г. Европейским Союзом (на первом этапе 11 госу­дарствами) для расчетных операций введена единая валюта евро с фиксацией ее паритета, а с начала 2002 г. - введены монеты и банк­ноты евро для наличного обращения.

Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Люксем­бург, Нидерланды, Португалия, Франция присоединились к зоне Шен-генских соглашений (заключены в 1985 г., в 1997 интегрированы в пра­вовую систему ЕС в целях создания «общего пространства свободы, безопасности и правосудия»), определяющих свободу передвижения граждан Евросоюза в рамках ЕС и общие визовые правила в отноше­нии лиц из третьих стран. Амстердамским договором (1997 г.) подтвер­ждено единое гражданство Европейского Союза, дополняющее, но не отменяющее принадлежность к национальному гражданству.

Система общих органов и институтов ЕС выглядит следующим образом.

Европейский совет (проводится в форме заседаний не менее двух раз в год на уровне глав государств и правительств, Председателя Комис­сии Европейских сообществ) дает необходимые импульсы развитию интеграционных процессов, определяет генеральную политическую ли­нию ЕС. В соответствии с Договором о создании ЕС (1993 г.) Европей­ский совет стал непосредственно отвечать за общую стратегию в об­ластях внешней политики, безопасности, правосудия и внутренних дел. Возглавляется главой государства или правительства председа­тельствующей (попеременно по согласованному графику, сроком на полгода) в ЕС страны.

Европейский парламент - представительный орган ЕС. Избирается прямым всеобщим голосованием во всех государствах - членах ЕС ис­ходя из согласованной, пропорциональной численности их населения квоты (на последних выборах в июне 1999 г. избрано сроком на пять лет 626 депутатов). Участвует в подготовке и принятии юридических актов Европейского Союза, осуществляет демократический контроль за де­ятельностью исполнительных органов, подключается к формированию внешней политики ЕС. Имеет прерогативы в области утверждения бюд­жета ЕС, межинституциональных согласований, ратификации между­народных договоров. Сессии Европарламента проходят ежемесячно в Страсбурге (Франция) или Брюсселе (Бельгия).

Совет Европейского Союза (Совет министров иностранных дел или при решении отраслевых вопросов соответствующих министров го­сударств-членов) - единственный орган, непосредственно представ­ляющий все государства-члены. Он уполномочен принимать обязы­вающие решения практически по любым аспектам деятельности ЕС. Обеспечивает представительство и защиту интересов государств в процессе согласования и реализации решений. Порядок заседаний определяется Председателем Совета - соответствующим министром председательствующего в ЕС государства.

В контексте формирования общей внешней политики и политики в области безопасности Евросоюза утвержден и с осени 1999 г. при­ступил к исполнению своих обязанностей Генеральный секретарь Совета ЕС - Высокий представитель по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.

Рабочим органом Совета ЕС, функционирующим в рамках Гене­рального секретариата Совета, готовящим вопросы на его рассмотре­ние и координирующим его работу, является Комитет постоянных представителей государств-членов.

Комиссия Европейского Союза (КЕС) - наднациональный испол­нительный орган, своего рода правительство, занимающееся повсе­дневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями об­щих правил конкурентного поведения и стандартов, узаконенных учредительными договорами и актами. Готовит проекты норматив­ных документов для утверждения Советом. Возглавляется Предсе­дателем и насчитывает 20 членов (комиссаров), получающих с об­щего согласия правительств государств-членов мандат сроком на пять лет.

Важную роль в развитии внешних связей ЕС (фактически со ста­тусом посольств) играют представительства КЕС за рубежом.

Европейский суд (состоит из 15 судей, назначаемых правительства­ми государств-членов на шесть лет) обеспечивает единообразное тол­кование законодательства в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами ЕС, заседает, когда государства-чле­ны или какой-либо из институтов ЕС просят об этом по ходу разби­рательства коллизионных вопросов. Выносит решения также по ис­кам физических и юридических лиц.

Окончательного решения относительно штаб-квартиры ЕС не при­нято, заседания его главных органов проводятся в Брюсселе, Люк­сембурге и Страсбурге.

Организация Североатлантического договора (НАТО)1 создана на основе Вашингтонского договора от 4 апреля 1949 г. в качестве обо­ронительного политического и военного союза группы европейских стран, а также США и Канады. В 2004 г. число членов НАТО увели­чилось до 27 государств. Цели альянса состоят в том, чтобы обеспе­чить общую безопасность для своих членов путем сотрудничества и консультаций в политической, военной и экономической областях, а также по научным и другим невоенным вопросам. Географическая зона НАТО в соответствии с Вашингтонским договором охватывает территорию всех государств-участников, а также район Атлантиче­ского океана к северу от Тропика Рака. После роспуска Организации Варшавского договора в 1991 г. НАТО предприняла коренную транс­формацию своей структуры и политики в целях адаптации к новым вызовам безопасности в Европе.

В ноябре 1991 г. на сессии Совета НАТО на уровне глав государств и правительств в Риме было принято решение о радикальной перестрой­ке Организации, включая дальнейшее сокращение вооруженных сил в Европе, активное вовлечение в международные операции по поддер­жанию мира, расширение сотрудничества с международными органи­зациями и институтами и тесное сотрудничество с Россией и странами Восточной Европы. Саммит НАТО в Риме одобрил также стратегиче­скую концепцию НАТО, включающую, в частности, основы новой структуры его вооруженных сил. В соответствии с решением саммита в январе 1994 г. НАТО взяло курс на расширение членского состава за счет стран Восточной Европы. В 1999 г. в НАТО вступили Чехия, Венг­рия и Польша, доведя состав членов блока до 19 государств. 29 марта 2004 г. в Вашингтоне состоялась официальная церемония приема в НАТО семи стран (Словакии, Словении, Болгарии, Румынии, Латвии, Литвы и Эстонии), что увеличило состав ее членов до 26 государств.

В апреле 1999 г. саммит НАТО одобрил новую стратегическую кон­цепцию, в которой подтверждается официальный отход альянса от чисто оборонительной стратегии, декларируется его право при необ­ходимости действовать силой за пределами традиционной зоны от­ветственности и без мандата Совета Безопасности ООН и ясно про­глядываются претензии на главенствующую роль НАТО в мире и на подмену собой ООН и ее Совета Безопасности.

Россия вошла в созданный в 1991 г. с участием стран - членов НАТО и государств, присоединившихся к программе альянса «Парт­нерство ради мира», Совет североатлантического сотрудничества, преобразованный в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). 27 мая 1997 г. Россия подписала с государствами НАТО Основопола­гающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасно­сти, в соответствии с которым был создан Совместный Постоянный совет Россия - НАТО (СПС). В повестке дня СПС содержится об­ширный перечень тем для консультаций по вопросам двустороннего, регионального и международного характера, а также относящимся к контролю над вооружениями и разоружению, проведению миротвор­ческих операций, ликвидации последствий катастроф, конверсии оборонной промышленности и переподготовки военнослужащих.

В соответствии с принятой в Риме 28 мая 2002 г. Декларацией глав государств и правительств России и государств - членов НАТО для объединения своих усилий и определения и реализации возможностей совместных действий в формате «двадцатки» был учрежден Совет Рос­сия - НАТО (СРН), заменяющий СПС. Было решено, что в рамках СРН его члены, действуя в своем национальном качестве и так, чтобы учитывать соответствующие коллективные обязательства, будут при­нимать совместные решения и нести индивидуально и совместно рав­ную ответственность за их выполнение. СРН будет работать под пред­седательством Генерального секретаря НАТО и являться механизмом для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий России и государств - членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе. К числу таких вопросов относятся борьба против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооруже­ниями и меры укрепления доверия, противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД), поиск и спасание на море, сотрудниче­ство между военными и чрезвычайное гражданское реагирование. Осо­бое внимание будет уделено вопросам противодействия новым вызо­вам и угрозам для безопасности в Евроатлантическом регионе. Заседа­ния СРН на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны будут проводиться дважды в год, а на уровне глав государств и правительств - по мере необходимости. Заседания Совета на уровне послов будут проходить не реже одного раза в месяц.

Структура НАТО представляет собой разветвленную сеть полити­ческих и военных органов.

Высшим политическим органом является Совет НАТО, состоящий из представителей всех стран-членов. Совет созывается дважды в год и проводится на уровне министров иностранных дел, а по вопросам кардинального значения - на уровне глав государств и правительств. На уровне постоянных представителей Совет собирается по крайней мере один раз в неделю. Решения принимаются на основе консенсу­са. Центральное место в системе постоянных рабочих органов Совета занимает Политический комитет, который является главным рабо­чим механизмом консультаций в НАТО. Имеются также комитеты по самым разным вопросам (Экономический комитет, Комитет по рассмотрению вопросов обороны, Конференция национальных ди­ректоров по вооружениям, Комитет по военному бюджету, Комитет по вопросам инфраструктуры, Комитет по науке, Комитет по инфор­мации и отношениям в области культуры, Комитет по проблемам со­временного общества и др.).

Высший военный орган НАТО — Комитет военного планирования, который рассматривает проблемы строительства объединенных воору­женных сил альянса и проводит заседания на уровне министров оборо­ны дважды в год. Главным военно-штабным органом НАТО является Военный комитет, разрабатывающий рекомендации по военным воп­росам для Комитета военного планирования и руководящий деятельно­стью других военных органов. В своей работе Военный комитет опира­ется на исполнительный орган - Международный объединенный штаб.

Географическая зона, на которую распространяется ответствен­ность НАТО, распределена между двумя верховными командования­ми (в Европе и Атлантике): главным командованием в зоне пролива Ла-Манш и региональной группой стратегического планирования США-Канада.

Должность Верховного главнокомандующего объединенными во­оруженными силами НАТО в Европе постоянно занимает американ­ский генерал, который назначается на три года и наделен широкими полномочиями в разработке планов обороны в своей зоне, а также ведает вопросами подготовки, организации и оснащения подчинен­ных ему войск. В военное время он отвечает за организацию и прове­дение операций объединенными вооруженными силами НАТО в Ев­ропе, а также за использование людских и материальных ресурсов стран - участниц альянса.

Исполнительным органом НАТО является Международный секре­тариат. Он состоит из международных чиновников, назначаемых от каждой страны в количестве, пропорциональном ее финансовому вкла­ду в альянс. Возглавляет секретариат Генеральный секретарь НАТО, назначаемый Советом НАТО. Он отвечает за организацию работы выс­ших органов и осуществляет контроль за исполнением принятых ими решений.

Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия).

Африканский Союз (АС), до июля 2000 г. именовавшийся Организа­цией африканского единства (ОАЕ)8, - региональная организация, объединяющая 55 африканских государств. Создана по решению Уч­редительной конференции глав государств и правительств африкан­ских стран, состоявшейся 22-25 мая 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия).

К концу XX столетия явно назрела проблема реорганизации и по­вышения эффективности ОАЕ и ее адаптации к новым реалиям в меж­дународной обстановке, в том числе к тем коренным изменениям, которые произошли на африканском континенте. В этих условиях Ливией была официально выдвинута идея преобразования ОАЕ в Африканский союз, которую и одобрила 4-я внеочередная Ассамб­лея глав государств и правительств стран - членов ОАЕ в Сирте (Ли­вия) в сентябре 1999 г. В июле 2000 г. на саммите ОАЕ в Ломе (Того) был принят Акт об учреждении АС и образовании в его рамках раз­ветвленной системы органов. Актом предусматривается создание Ас­самблеи глав государств и правительств, Исполнительного совета, Комиссии, Комитета постоянных представителей, а также семи спе­циализированных технических комитетов, Экономического, социаль­ного и культурного совета, Панафриканского парламента, Суда Со­юза, единых финансовых институтов - Африканского Центрального банка, Африканского валютного фонда, Африканского инвестици­онного банка.

В соответствии с Актом целями АС являются защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, укрепление мира, безопасности и стабильности, ускорение политической и социально-экономической интеграции на континенте, поощрение демократиче­ских принципов и институтов, продвижение согласованных подходов африканских стран на мировой арене, создание необходимых условий для обеспечения достойной роли Африки в глобальной экономике. В Акте подтверждаются нерушимость доставшихся Африке в наслед­ство от колониального периода границ, принцип мирного разреше­ния конфликтов, запрет на использование силы или угрозы ее при­менения в отношениях между странами-членами и подчеркивается необходимость содействия устойчивому развитию, продвижению эко­номической интеграции, координации политики субрегиональных организаций.

8-10 июля 2002 г. в г. Дурбане (ЮАР) состоялась 39-я сессия Ас­самблеи глав государств и правительств стран - членов ОАЕ, став­шая формально учредительным саммитом АС. Были образованы че­тыре главных органа АС: Ассамблея, Исполнительный совет, Комитет постоянных представителей и Комиссия. При этом предусматривалось, что бывшая Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ заменя­ется Ассамблеей АС, Совет министров ОАЕ трансформируется в Ис­полнительный совет Союза, Комитет послов стран Африки, аккре­дитованных в Эфиопии, образует Комитет постоянных представите­лей, а Генеральный секретариат ОАЕ становится Комиссией АС. Было определено, что бывший Генеральный секретарь ОАЕ продолжит ра­боту в качестве временного Председателя Комиссии Союза, а его по­мощники станут временными членами Комиссии. Зафиксировано также, что Комиссия АС продолжит использование эмблемы, флага, гимнов и других символов ОАЕ до тех пор, пока не будет завершен процесс их постепенного пересмотра.

Было принято решение о создании вместо существовавшего ранее Центрального органа Механизма по предотвращению, урегулирова­нию и разрешению конфликтов ОАЕ (ЦО МПУРК) Совета мира и безопасности АС (СМБ).

3 февраля 2003 г. в Аддис-Абебе состоялся первый внеочередной саммит Африканского Союза, на котором Совет мира и безопасно­сти вошел в число руководящих органов АС.

5-7 марта 2003 г. в Нджамене состоялось заседание Исполнитель­ного совета АС, на котором был определен порядок выборов в этот руководящий орган. В него войдут десять членов, включая Председа­теля, Вице-председателя и восемь комиссаров. Россия приветствова­ла образование АС и считает, что процесс его становления приведет к дальнейшему росту роли и влияния АС в международных делах.

Штаб-квартира АС располагается в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Организация Центрально-Азиатское сотрудничество (НАС) создана 28 февраля 2002 г. Членами ЦАС являются Казахстан, Киргизия, Тад­жикистан, Узбекистан и с 18 октября 2004 г. Россия. Основные цели и задачи ЦАС следующие: осуществление эффективного сотруд­ничества в политической, экономической, научно-технической, при­родоохранной, культурно-гуманитарной сферах, а также в обеспече­нии региональной безопасности и стабильности; оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и су­веренитету, территориальной целостности государств-членов; борь­ба с региональной и транснациональной преступностью, особенно с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, незаконной миграцией и терроризмом; осуществление согласован­ных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства; проведение согласованной политики в области погра­ничного и таможенного контроля; скоординированные и согласован­ные действия в области рационального и взаимовыгодного исполь­зования водных объектов, водно-энер


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал