Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные неправительственные Организации и формы их сотрудничества с ООН в условиях глобализации






 

 

На протяжении всего времени существования ООН и других меж­дународных организаций одной из важнейших закономерностей их развития и первоосновой совершенствования их деятельности являет­ся объективный процесс интернационализации мировых политиче­ских, экономических, торговых, научных, финансовых и иных связей между государствами и развертывания всестороннего сотрудничества между ними в рамках таких международных организаций. Одним из выражений интернационализации служит все возрастающее число не­правительственных организаций, занимающихся экономическими, культурными, правочеловеческими, гуманитарными и иными вопро­сами. К началу XXI в. их насчитывается свыше 43 тыс.

Неправительственные организации (НПО) представляют собой ярчайшее проявление активности так называемого гражданского об­щества, которое стремится в последнее время играть все более суще­ственную роль в формировании национальных и международных приоритетов, в содействии разработке разного рода документов по различным вопросам, в том числе и рассматриваемым в ООН и на других международных форумах. Одна из особенностей развития гражданского общества - расширение числа негосударственных субъектов, к которым относятся теперь местные власти, средства мас­совой информации, деловые круги, профессиональные объединения, религиозные и культурные ассоциации, творческие союзы и научные общества. Другая особенность состоит в том, что не все негосудар­ственные субъекты преследуют благие намерения. Нередко они за­нимаются противозаконной деятельностью, связанной, в частности, с торговлей людьми, производством и оборотом наркотиков, терро­ризмом, «отмыванием» денег, коррупцией и организованной преступ­ностью, которая во многих странах угрожает государственным институтам, является выражением так называемого антигражданского об­щества и представляет серьезную угрозу региональной и международ­ной безопасности.

Появлению большого числа разнородных по своему составу и ха­рактеру деятельности НПО способствовали как интернационализа­ция политических, экономических, торговых, финансовых и иных связей между государствами (проходящая в последнее время под вы­веской глобализации), так и уникальная способность ООН привле­кать широкий круг заинтересованных сторон к рассмотрению вопро­сов, имеющих важнейшее значение для международного сообщества.

В результате НПО и другие негосударственные субъекты выступа­ют ныне не только как распространители информации или источни­ки услуг, но и все заметнее претендуют на роль активных участников разработки политики и подготовки многосторонних соглашений и деклараций в самых разных областях человеческой деятельности.

Оперативная компетенция НПО, их гибкость и знание местных условий, а также огромные ресурсы, которыми они обладают, делают их подчас ключевыми оперативными партнерами и исполнителями тех решений, которые принимаются в рамках ООН.

В отличие от международных межправительственных организаций, которые являются производными субъектами международного права и в основе деятельности и правового статуса которых лежит межпра­вительственное соглашение (конвенция, устав или статут), междуна­родная неправительственная организация (МНПО) наделена права­ми и обязанностями главным образом консультативного характера в соответствии со статьей 71 Устава ООН и не выступает субъектом международного права. Как верно отмечают западные исследователи и юристы2, являясь физическими и юридическими лицами частного права, учредители таких неправительственных организаций не могут заключать международно-правовых соглашений. Они обращают вни­мание также на то, что МНПО обладают способностью действовать весьма гибко, не так обюрокрачены, более нейтральны и объектив­ны, чем государственные органы. Вместе с тем иные МНПО развива­ют в некоторых областях, особенно по вопросам соблюдения основ­ных прав и свобод человека, такую «политизированную» деятельность, которая нередко вызывает резкую критику со стороны государств. В целом МНПО, имеющие консультативный статус, играют хотя и ог­раниченную, но, по признанию ряда исследователей, незаменимую роль внутри системы органов ООН.

Долгое время не было ясности, что считать неправительственной организацией. Более или менее удовлетворительное, хотя и нося­щее весьма общий характер, определение удалось согласовать лишь 25 июля 1996 г., когда в резолюцию ЭКОСОС 1996/31 «Консульта­тивные отношения между ООН и неправительственными организа­циями» была включена следующая дефиниция: «Любая такая орга­низация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на основе межправительственного соглашения, считается непра­вительственной организацией для целей настоящих мероприятий, включая организации, принимающие назначаемых правительственны­ми органами членов, при условии, что такое членство не препятствует свободному выражению мнений этой организации».

Из данного определения вытекает, что в качестве подлинных НПО могут рассматриваться десятки тысяч негосударственных организа­ций всего мира - от местного до глобального уровня, занятых таки­ми вопросами, как устойчивое развитие, охрана окружающей среды, права человека и демократизация общественной жизни. С другой сто­роны, из этого определения с несомненностью следует, что в каче­стве НПО не могут рассматриваться разного рода тайные общества, закрытые клубы, террористические организации, наркосиндикаты с транснациональными связями, объединения лиц, занимающихся «от­мыванием» денег, незаконной торговлей оружием, торговлей женщи­нами и детьми, похищением людей в целях выкупа и другие элемен­ты и организации антигражданского общества.

В последнее время предпринимаются попытки связать обществен­ное движение, в том числе НПО, с возрастающей политической и эко­номической активностью транснациональных корпораций - мощных международных хозяйственных комплексов. Искусственно выпячи­вая известное внешнее сходство ТНК и НПО как структурных обра­зований, действующих в международной сфере, и намеренно абстра­гируясь от их принципиальных различий, некоторые страны стали про­двигать тезис о тождественности их природы как международных объединений негосударственного характера и, соответственно, о воз­можности причисления ТНК к группе НПО. Однако попытки та­кого отождествления представляются с точки зрения Устава ООН неправомерными и способными лишь нанести ущерб нормоустанав-ливающей и регулирующей роли государств и межгосударственных объединений в развитии международных отношений и ввергнуть ми­ровое сообщество в состояние хаоса, неразберихи, неопределенно­сти и непредсказуемости. Отсюда следует, что если с антигражданс­кими элементами и объединениями Организация Объединенных На­ций и другие международные организации, а также сами государства должны вести непримиримую эффективную борьбу, то для упорядо­ченного и устойчивого международного сотрудничества государств в различных областях их взаимоотношений необходимо предпринять все усилия в целях разработки более совершенных средств и мероприятий по обеспечению консультаций и взаимодействия ООН и ее ЭКОСОС с подлинными НПО и другими негосударственными субъектами.

С самого начала своей деятельности ООН уделяла большое вни­мание проведению и совершенствованию мероприятий по обеспече­нию консультативных связей ООН с НПО. К концу XX в. был тща­тельно отработан порядок установления таких связей. В Уставе ООН проводится четкое различие между участием в прениях в ЭКОСОС без права голоса и мероприятиями по консультациям. Согласно ста­тьям 69 и 70 Устава ООН участие в прениях предусматривается лишь в отношении государств, не состоящих членами ЭКОСОС и специа­лизированных учреждений ООН. Статья 71 Устава, касающаяся НПО, предусматривает надлежащие мероприятия для консультаций с эти­ми организациями. Это намеренно проведенное в Уставе ООН раз­личие имеет существенное значение, и соглашения о консультациях с НПО не должны предоставлять этим организациям такого же права участия в прениях, каким пользуются государства, не состоящие чле­нами ЭКОСОС, и специализированные учреждения, связанные с ООН. Мероприятия по консультациям не должны вести к чрезмер­ной нагрузке ЭКОСОС и превращать его из органа, координирую­щего принципы работы и конкретные практические мероприятия, чего требует Устав ООН, в своего рода дискуссионный клуб, не даю­щий выхода на реальные результаты. Но именно это требование не стало в последнее время соблюдаться, а сама деятельность многочис­ленных НПО начала использоваться для размывания межгосудар­ственного характера ООН и ее главных органов.

Основы установления консультативных связей и сотрудничества ООН с НПО четко определяются Уставом ООН. В статье 71 Устава предусматривается, что «ЭКОСОС уполномочивается проводить над­лежащие мероприятия для консультаций с НПО, заинтересованны­ми в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международными организациями, а в слу­чае надобности, с национальными организациями после консультаций с заинтересованным членом ООН». Главной формой сотрудни­чества НПО с ООН с первых дней деятельности Организации Объе­диненных Наций является установление консультативных связей НПО с ЭКОСОС ООН. Важным шагом в становлении отношений НПО с ООН стало учреждение 21 июня 1946 г. Комитета по неправи­тельственным организациям ЭКОСОС, который предоставляет кон­сультативный статус конкретным НПО.

При установлении консультативных отношений с НПО применя­ются в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. следующие принципы:

• НПО должна заниматься проблемами, входящими в компетен­цию ЭКОСОС и его вспомогательных органов;

• цели и задачи НПО должны соответствовать целям и принципам Устава ООН;

• НПО обязуется поддерживать работу ООН и способствовать оз­накомлению с ее принципами и деятельностью в соответствии со сво­ими собственными задачами и целями, а также с характером и объе­мом своей компетенции и деятельности;

• за исключением тех случаев, когда прямо предусмотрено иное, термин «организация» означает неправительственные организации национального, субрегионального, регионального или международ­ного уровня;

• консультативные отношения могут быть установлены с между­народными, региональными, субрегиональными и национальными организациями в соответствии с Уставом ООН и принципами и кри­териями, определенными резолюцией 1996/31 ЭКОСОС;

• НПО должна пользоваться устоявшейся репутацией в своей об­ласти компетенции или носить представительный характер;

• НПО должна иметь постоянную штаб-квартиру, возглавляемую соответствующим должностным лицом, принятый демократическим путем устав, копия которого хранится у Генерального секретаря ООН и который предусматривает определение политики конференцией, конгрессом или иным представительным органом и создание испол­нительного органа, ответственного перед директивным органом;

• НПО должна быть уполномочена делать заявления от имени своих членов через полномочных представителей; полномочия должны представляться по требованию;

• НПО должна иметь представительную структуру и располагать соответствующими механизмами отчетности перед своими членами,

которые осуществляют эффективный контроль над ее политикой и деятельностью путем использования права голоса и через другие со­ответствующие демократические и транспарентные процессы приня­тия решений;

• основные средства НПО должны состоять главным образом из взносов ее национальных отделений или других компонентов или из поступлений от индивидуальных членов; в случае получения добро­вольных взносов их сумма и плательщики добровольно сообщаются Комитету по НПО, а в тех случаях, когда вышеупомянутый критерий не выполняется и НПО финансируется из других источников, она должна удовлетворительно объяснить Комитету по НПО причины, по которым она не выполняет указанные требования.

Важное значение имеет положение резолюции 1996/31, согласно которому предоставление, приостановка и отмена консультативного статуса, а также толкование норм и решений по этому вопросу явля­ются прерогативой государств-членов, осуществляемой через ЭКО­СОС и его Комитет по НПО.

Резолюция 1996/31 ЭКОСОС предусматривает три категории кон­сультативного статуса для НПО.

1. Общий консультативный статус для организаций, связанных с большинством видов деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов, которые могут удовлетворительным образом показать ЭКО­СОС, что они способны вносить существенный и постоянный вклад в достижение целей ООН, которые тесно связаны с экономической и социальной жизнью жителей представляемых ими районов и член­ский состав которых широко представляет основные слои общества в большом количестве стран различных регионов мира.

2. Специальный консультативный статус для организаций, имею­щих специальную компетенцию только в нескольких областях дея­тельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов или специально занимающихся этими областями и известных в международных мас­штабах в тех областях, в которых они имеют консультативный статус или добиваются его.

3. Другие организации, которые не имеют общего или специального консультативного статуса, но которые, по мнению ЭКОСОС или Гене­рального секретаря ООН, в консультации с ЭКОСОС или его Комите­том по НПО могут время от времени делать полезный вклад в работу ЭКОСОС и его вспомогательных органов или других органов ООН в рамках своей компетенции, включаются в список, именуемый «реестр».

Вопросами предоставления, приостановки или отмены консуль­тативного статуса занимается Комитет по неправительственным орга­низациям ЭКОСОС. Комитет отвечает за регулярный контроль за развитием отношений между НПО и ООН.

НПО, получившие консультативный статус, приобретают опреде­ленные права и обязанности. Всем им сообщается предварительная повестка дня ЭКОСОС, а организации, имеющие общий консульта­тивный статус, могут предлагать пункты для включения в нее, а так­же в предварительную повестку дня вспомогательных органов ЭКО­СОС. НПО, обладающие общим и специальным статусом, вправе назначать полномочных представителей для присутствия в качестве наблюдателей на открытых заседаниях ЭКОСОС и его вспомогатель­ных органов. НПО, включенные в реестр, могут направлять предста­вителей на такие заседания, которые касаются вопросов, входящих в сферу их компетенции. НПО с общим и специальным статусом име­ют право представлять краткие письменные заявления, которые мо­гут публиковаться в качестве документов ООН и рассылаться членам ЭКОСОС или вспомогательных органов. Организациям, включенным в реестр, также может быть предложено представить письменные за­явления. Резолюция 1996/31 ЭКОСОС содержит положения об уст­ных выступлениях НПО с общим или специальным консультатив­ным статусом на определенных заседаниях ЭКОСОС. НПО, имею­щие консультативный статус при ЭКОСОС, должны раз в четыре года отчитываться о своей деятельности.

Генеральный секретарь ООН уполномочивается создавать для НПО, имеющих консультативный статус, необходимые условия, включая своевременное и надлежащее распространение документов ЭКОСОС и его вспомогательных органов; доступ к службам документации для печати в ООН; проведение неофициальных совещаний по вопросам, представляющим особый интерес для групп или организаций; приня­тие мер для надлежащего размещения в залах заседаний и обеспече­ния документами на открытых заседаниях Генеральной Ассамблеи, посвященных экономическим, социальным и смежным вопросам.

К концу XX в. консультативный статус при ЭКОСОС получили свы­ше 2 тыс. НПО, в их числе ряд российских (Международная ассоциация фондов мира, Союз женщин России, Федерация независимых профсо­юзов России, Международная академия информатизации, Всероссий­ское общество инвалидов, Ассоциация содействия семьям с детьми-ин­валидами, Российская ассоциация содействия ООН и др.).

Важной формой сотрудничества является и ассоциация НПО с Департаментом общественной информации (ДОИ) Секретариата ООН. ЭКОСОС в своей резолюции 1297 (XLIV) от 27 мая 1968 г. ре­комендовал Генеральному секретарю ООН «поощрять увеличение числа связанных с ДОИ национальных и международных НПО всех государств - членов ООН и в особенности представляющих расовые группы, учитывая их разнообразный опыт как в области прав челове­ка, так и в экономических и социальных вопросах». Ассоциация с ДОИ не дает НПО права голоса ни в одном из органов ООН, однако они получают доступ к информационным материалам ООН и посещению открытых заседаний органов ООН.

В случае положительного решения Секретариата ООН неправи­тельственная организация включается в список ДОИ. Этот список делится на три части. Первая - НПО, имеющие статус при ЭКОСОС и ассоциированные с ДОИ. Вторая часть - НПО, которые ассоции­рованы с ДОИ, но не имеют формальных связей с ЭКОСОС. Третья часть списка - это ассоциации содействия ООН в различных стра­нах, в том числе Российская ассоциация содействия ООН. В целях развития сотрудничества действует Исполнительный комитет пред­ставителей ДОИ и ассоциированных с ним НПО.

С годами сотрудничество правительственных организаций с ДОИ стало весьма эффективным средством и центральным элементом от­ношений НПО с системой ООН. Главные критерии сотрудничества с ДОИ состоят в том, что НПО проявляют ярко выраженный интерес к проблемам, рассматриваемым ООН, и обладают возможностями вы­хода на широкие и специализированные аудитории, включая широ­кую общественность, работников системы образования, представи­телей средств массовой информации, директивные органы и деловые круги. Эти НПО должны быть привержены делу и располагать сред­ствами для проведения эффективных информационных кампаний с акцентом на проблемы ООН с помощью собственных публикаций, информационных страниц в Интернете, радио- и телепрограмм или в ходе проведения своих конференций, семинаров или встреч «за круг­лым столом».

Входящая в структуру ДОИ секция НПО проводит ежегодную трех­дневную конференцию, в которой принимает участие около 2 тыс. НПО и которая обеспечивает прочную основу для распространения информации среди активно действующих НПО и для углубленного диалога между НПО, должностными лицами ООН и представителя­ми государств - членов ООН. Секция проводит также еженедельные брифинги для представителей примерно 200 НПО, каждую неделю освещая различные вопросы, имеющие приоритетное значение для ООН. Весьма важный механизм распространения информации и по­ощрения более глубокого понимания и диалога между ООН и НПО был создан в 1975 г. - ряд учреждений ООН основал совместный про­ект под названием «Неправительственная служба связи ООН». Боль­шинство изданий службы распространяется среди более чем 6 тыс. НПО, фигурирующих в ее базе данных.

Помимо ДОИ вопросами консультативных связей с НПО стали за­ниматься и другие департаменты Секретариата ООН. В своем докладе «Обновление ООН: программа реформы»3, представленном Генераль­ной Ассамблее в 1997 г., Генеральный секретарь призвал все депар­таменты, которые еще не сделали этого, назначить сотрудника по связям с НПО. Для улучшения взаимодействия между всеми этими координационными центрами была воссоздана Междепартамент­ская рабочая группа по НПО, председателем которой является помощ­ник Генерального секретаря ООН по связям с общественностью.

Сравнительно новой (с 1980 г.) формой развития консультативных связей стало сотрудничество НПО с фондами, программами и специа­лизированными учреждениями ООН и с некоторыми региональными организациями (например, ОБСЕ, Советом Европы). Специализиро­ванные учреждения самостоятельно развивают свои взаимоотношения с НПО, используя собственные правила процедуры, которые в опре­деленной степени аналогичны положениям резолюции 1996/31 ЭКО-СОС с некоторыми отличиями в применении (принципы сотрудниче­ства, порядок предоставления консультативного статуса и др.).

Большинство фондов, учреждений и программ системы ООН по­лучили от своих руководящих органов четкий мандат работать с НПО, и с этой целью были разработаны различные механизмы. Немалая часть их собственных процедур и мероприятий в этой области отража­ет процедуры и мероприятия НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предусматривает три категории участия НПО - общую, специальную и реестр, в рамках которых в межправительственной деятельности ЮНКТАД участвуют свыше 170 НПО. Вместе с тем не­которые учреждения и программы системы ООН (ПРООН, ЮНИ­СЕФ, ВПП и др.) не имеют процедур официальной аккредитации НПО, однако по мере необходимости подписывают с отдельными НПО меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудниче­стве в конкретных областях или приглашают НПО участвовать в за­седаниях своих руководящих органов в качестве наблюдателей.

Четкий порядок консультативных связей с НПО наработан и в рам­ках специализированных учреждений ООН. Многие из них предо­ставляют консультативный статус НПО, цели и деятельность кото­рых непосредственно связаны с мандатами этих учреждений и у ко­торых они могут получить информацию или заключение эксперта. При этом у некоторых спецучреждений ООН (ЮНЕСКО, ФАО, МОТ) для НПО существуют три категории консультативного статуса, у дру­гих (ВОЗ, МСЭ, ЮНИДО) есть только одна категория консультатив­ных отношений с НПО - «официальные отношения», «секторальное членство», у третьих НПО (например, ВОИС) не получают какого-либо специального статуса, а немногие (в частности, МПС) вообще не имеют консультативных связей с НПО.

Особый характер консультативных связей существует и у Всемир­ного банка, где в 1982 г. был учрежден Комитет Банка по НПО. Сове­щания Комитета являются официальным международным форумом для дискуссий по вопросам политики между старшими администра­тивными сотрудниками Банка и руководителями 26 НПО из различ­ных частей мира.

В спецучреждениях ООН имеются, как правило, комитеты (цент­ры связи) по НПО, обладающие координирующими функциями и ведущие оперативную работу. Такие центры связи с НПО созданы и в Отделениях ООН в Женеве и Вене, при которых аккредитуется боль­шое число НПО.

Взаимоотношения НПО с ООН в ряде случаев могут носить и бо­лее специфический характер. Так, одной из НПО - Международно­му комитету Красного Креста был предоставлен в 1990 г. статус на­блюдателя в Генеральной Ассамблее ООН ввиду «особой роли и ман­датов», возложенных на него Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г.

В последнее время наметилась тревожная тенденция к несоблю­дению некоторыми НПО положений, регулирующих консультатив­ные взаимоотношения НПО с ООН, к чрезмерному расширению уча­стия НПО в деятельности ООН и к размыву межгосударственного характера ООН и других международных организаций. Это выража­ется, в частности, в активных попытках НПО принимать участие на­равне с государствами в работе проводимых под эгидой ООН сове­щаний и конференций, в неправомерных притязаниях НПО полу­чить статус наблюдателей в Генеральной Ассамблее и других главных органах ООН. Одним из выражений этого явились попытки ряда орга­низаций смешанного типа, членами которых иногда являются госу­дарства и государственные структуры, получить статус наблюдателей в Генеральной Ассамблее. Чтобы поставить правовой заслон на пути притязаний НПО на такой статус, Генеральная Ассамблея приняла в 1994 г. резолюцию 49/426, где были определены два критерия, кото­рым должна соответствовать международная организация, претенду­ющая на статус наблюдателя, а именно: она должна быть межправи­тельственной и ее деятельность должна охватывать вопросы, пред­ставляющие интерес для Генеральной Ассамблеи. Однако это не остановило попыток НПО добиваться статуса наблюдателя. Напри­мер, Международный союз по сохранению природы и природных ресурсов (МСОП), являясь НПО со смешанным членством, обратился с просьбой о предоставлении такого статуса к Генеральной Ассамб­лее, которая удовлетворила эту просьбу, но одновременно в своей резолюции 54/195 от 17 декабря 1999 г. постановила, что в будущем любая просьба от какой-либо организации о предоставлении статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее будет рассматриваться на пле­нарном заседании после ее рассмотрения Шестым (юридическим) комитетом Генеральной Ассамблеи.

В той же резолюции Генеральная Ассамблея обратила внимание всех государств - членов ООН на необходимость учета критериев и процедур, установленных ею, при поступлении просьбы от какой-либо организации о предоставлении ей статуса наблюдателя в Генераль­ной Ассамблее.

Деятельность многочисленных НПО особенно активизировалась после окончания «холодной войны». Многие НПО стали выступать за пересмотр их роли в системе ООН, за создание в ООН «Ассамблеи народов» как параллельного партнера нынешней Генеральной Ассам­блеи, за ограничение принципа государственного суверенитета, под­ключение НПО ко всем сферам деятельности ООН, за право НПО участвовать наравне с государствами в работе органов ООН и в про­водимых под ее эгидой совещаниях и конференциях. Однако планы такого рода расходятся с предусмотренными Уставом ООН критери­ями и процедурами деятельности НПО.

Состоявшийся в мае 2000 г. в Нью-Йорке Форум тысячелетия рас­смотрел весьма широкую тему «ООН в XXI веке» и продемонстриро­вал цель всемерного расширения потенциала гражданского общества и НПО на систему ООН. Итогом форума стало принятие Декларации и повестки дня действий «Укрепление ООН в XXI веке». Форум ты­сячелетия стал очередным шагом в усилении влияния негосударствен­ных образований и НПО на деятельность ООН и других межгосудар­ственных универсальных международных организаций. В ходе фору­ма были выдвинуты предложения о регулярном проведении подобных «слетов» НПО в стенах ООН, о создании при Генеральной Ассамблее постоянно действующего органа, который представлял бы в ООН интересы НПО всего мира, и др.

В последнее время были предприняты усилия по пересмотру, со­вершенствованию и расширению в рамках всей системы ООН меха­низмов консультаций с НПО, что в значительной степени позволяет НПО влиять на ход международного развития и политических дис­куссий. НПО привносят в процесс принятия решений новые знания и информацию, поднимают новые вопросы и проблемы, которые впоследствии рассматривает ООН. НПО предоставляют консульта­тивные услуги экспертов в областях, в которых они играют ведущую роль, и в немалой степени содействуют широкому процессу форми­рования консенсуса во многих областях. Их участие - весьма полез­ный дополнительный элемент регулярной работы ООН на межпра­вительственном уровне. НПО стали рассматриваться не только как распространители информации, но и как негосударственные субъек­ты, участвующие в формировании политики и установлении необхо­димых связей между широкой общественностью и межправитель­ственными процессами. В целом нельзя не признать растущей роли НПО, которые способствуют расширению международного сотруд­ничества и побуждают систему ООН и другие межправительственные структуры становиться более транспарентными и подотчетными и более тесно увязывать процессы принятия и исполнения решений на национальном и международном уровнях.

В то же время возник ряд вопросов относительно участия НПО в мероприятиях ООН, их финансовых и юридических аспектов, пози­тивных и негативных последствий увеличения числа и многообразия НПО, сотрудничающих с ООН. Встают и серьезные проблемы, свя­занные с тем воздействием, нередко деструктивным, которое НПО оказывают на общее развитие международных отношений, нормо-творческий процесс в мире, формирование системы коллективной бе­зопасности на глобальном и региональном уровнях и на укрепление роли ООН и других межгосударственных международных организа­ций в XXI в.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал