![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные неправительственные Организации и формы их сотрудничества с ООН в условиях глобализации
На протяжении всего времени существования ООН и других международных организаций одной из важнейших закономерностей их развития и первоосновой совершенствования их деятельности является объективный процесс интернационализации мировых политических, экономических, торговых, научных, финансовых и иных связей между государствами и развертывания всестороннего сотрудничества между ними в рамках таких международных организаций. Одним из выражений интернационализации служит все возрастающее число неправительственных организаций, занимающихся экономическими, культурными, правочеловеческими, гуманитарными и иными вопросами. К началу XXI в. их насчитывается свыше 43 тыс. Неправительственные организации (НПО) представляют собой ярчайшее проявление активности так называемого гражданского общества, которое стремится в последнее время играть все более существенную роль в формировании национальных и международных приоритетов, в содействии разработке разного рода документов по различным вопросам, в том числе и рассматриваемым в ООН и на других международных форумах. Одна из особенностей развития гражданского общества - расширение числа негосударственных субъектов, к которым относятся теперь местные власти, средства массовой информации, деловые круги, профессиональные объединения, религиозные и культурные ассоциации, творческие союзы и научные общества. Другая особенность состоит в том, что не все негосударственные субъекты преследуют благие намерения. Нередко они занимаются противозаконной деятельностью, связанной, в частности, с торговлей людьми, производством и оборотом наркотиков, терроризмом, «отмыванием» денег, коррупцией и организованной преступностью, которая во многих странах угрожает государственным институтам, является выражением так называемого антигражданского общества и представляет серьезную угрозу региональной и международной безопасности. Появлению большого числа разнородных по своему составу и характеру деятельности НПО способствовали как интернационализация политических, экономических, торговых, финансовых и иных связей между государствами (проходящая в последнее время под вывеской глобализации), так и уникальная способность ООН привлекать широкий круг заинтересованных сторон к рассмотрению вопросов, имеющих важнейшее значение для международного сообщества. В результате НПО и другие негосударственные субъекты выступают ныне не только как распространители информации или источники услуг, но и все заметнее претендуют на роль активных участников разработки политики и подготовки многосторонних соглашений и деклараций в самых разных областях человеческой деятельности. Оперативная компетенция НПО, их гибкость и знание местных условий, а также огромные ресурсы, которыми они обладают, делают их подчас ключевыми оперативными партнерами и исполнителями тех решений, которые принимаются в рамках ООН. В отличие от международных межправительственных организаций, которые являются производными субъектами международного права и в основе деятельности и правового статуса которых лежит межправительственное соглашение (конвенция, устав или статут), международная неправительственная организация (МНПО) наделена правами и обязанностями главным образом консультативного характера в соответствии со статьей 71 Устава ООН и не выступает субъектом международного права. Как верно отмечают западные исследователи и юристы2, являясь физическими и юридическими лицами частного права, учредители таких неправительственных организаций не могут заключать международно-правовых соглашений. Они обращают внимание также на то, что МНПО обладают способностью действовать весьма гибко, не так обюрокрачены, более нейтральны и объективны, чем государственные органы. Вместе с тем иные МНПО развивают в некоторых областях, особенно по вопросам соблюдения основных прав и свобод человека, такую «политизированную» деятельность, которая нередко вызывает резкую критику со стороны государств. В целом МНПО, имеющие консультативный статус, играют хотя и ограниченную, но, по признанию ряда исследователей, незаменимую роль внутри системы органов ООН. Долгое время не было ясности, что считать неправительственной организацией. Более или менее удовлетворительное, хотя и носящее весьма общий характер, определение удалось согласовать лишь 25 июля 1996 г., когда в резолюцию ЭКОСОС 1996/31 «Консультативные отношения между ООН и неправительственными организациями» была включена следующая дефиниция: «Любая такая организация, которая не учреждена каким-либо государственным органом или на основе межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией для целей настоящих мероприятий, включая организации, принимающие назначаемых правительственными органами членов, при условии, что такое членство не препятствует свободному выражению мнений этой организации». Из данного определения вытекает, что в качестве подлинных НПО могут рассматриваться десятки тысяч негосударственных организаций всего мира - от местного до глобального уровня, занятых такими вопросами, как устойчивое развитие, охрана окружающей среды, права человека и демократизация общественной жизни. С другой стороны, из этого определения с несомненностью следует, что в качестве НПО не могут рассматриваться разного рода тайные общества, закрытые клубы, террористические организации, наркосиндикаты с транснациональными связями, объединения лиц, занимающихся «отмыванием» денег, незаконной торговлей оружием, торговлей женщинами и детьми, похищением людей в целях выкупа и другие элементы и организации антигражданского общества. В последнее время предпринимаются попытки связать общественное движение, в том числе НПО, с возрастающей политической и экономической активностью транснациональных корпораций - мощных международных хозяйственных комплексов. Искусственно выпячивая известное внешнее сходство ТНК и НПО как структурных образований, действующих в международной сфере, и намеренно абстрагируясь от их принципиальных различий, некоторые страны стали продвигать тезис о тождественности их природы как международных объединений негосударственного характера и, соответственно, о возможности причисления ТНК к группе НПО. Однако попытки такого отождествления представляются с точки зрения Устава ООН неправомерными и способными лишь нанести ущерб нормоустанав-ливающей и регулирующей роли государств и межгосударственных объединений в развитии международных отношений и ввергнуть мировое сообщество в состояние хаоса, неразберихи, неопределенности и непредсказуемости. Отсюда следует, что если с антигражданскими элементами и объединениями Организация Объединенных Наций и другие международные организации, а также сами государства должны вести непримиримую эффективную борьбу, то для упорядоченного и устойчивого международного сотрудничества государств в различных областях их взаимоотношений необходимо предпринять все усилия в целях разработки более совершенных средств и мероприятий по обеспечению консультаций и взаимодействия ООН и ее ЭКОСОС с подлинными НПО и другими негосударственными субъектами. С самого начала своей деятельности ООН уделяла большое внимание проведению и совершенствованию мероприятий по обеспечению консультативных связей ООН с НПО. К концу XX в. был тщательно отработан порядок установления таких связей. В Уставе ООН проводится четкое различие между участием в прениях в ЭКОСОС без права голоса и мероприятиями по консультациям. Согласно статьям 69 и 70 Устава ООН участие в прениях предусматривается лишь в отношении государств, не состоящих членами ЭКОСОС и специализированных учреждений ООН. Статья 71 Устава, касающаяся НПО, предусматривает надлежащие мероприятия для консультаций с этими организациями. Это намеренно проведенное в Уставе ООН различие имеет существенное значение, и соглашения о консультациях с НПО не должны предоставлять этим организациям такого же права участия в прениях, каким пользуются государства, не состоящие членами ЭКОСОС, и специализированные учреждения, связанные с ООН. Мероприятия по консультациям не должны вести к чрезмерной нагрузке ЭКОСОС и превращать его из органа, координирующего принципы работы и конкретные практические мероприятия, чего требует Устав ООН, в своего рода дискуссионный клуб, не дающий выхода на реальные результаты. Но именно это требование не стало в последнее время соблюдаться, а сама деятельность многочисленных НПО начала использоваться для размывания межгосударственного характера ООН и ее главных органов. Основы установления консультативных связей и сотрудничества ООН с НПО четко определяются Уставом ООН. В статье 71 Устава предусматривается, что «ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультаций с НПО, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультаций с заинтересованным членом ООН». Главной формой сотрудничества НПО с ООН с первых дней деятельности Организации Объединенных Наций является установление консультативных связей НПО с ЭКОСОС ООН. Важным шагом в становлении отношений НПО с ООН стало учреждение 21 июня 1946 г. Комитета по неправительственным организациям ЭКОСОС, который предоставляет консультативный статус конкретным НПО. При установлении консультативных отношений с НПО применяются в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. следующие принципы: • НПО должна заниматься проблемами, входящими в компетенцию ЭКОСОС и его вспомогательных органов; • цели и задачи НПО должны соответствовать целям и принципам Устава ООН; • НПО обязуется поддерживать работу ООН и способствовать ознакомлению с ее принципами и деятельностью в соответствии со своими собственными задачами и целями, а также с характером и объемом своей компетенции и деятельности; • за исключением тех случаев, когда прямо предусмотрено иное, термин «организация» означает неправительственные организации национального, субрегионального, регионального или международного уровня; • консультативные отношения могут быть установлены с международными, региональными, субрегиональными и национальными организациями в соответствии с Уставом ООН и принципами и критериями, определенными резолюцией 1996/31 ЭКОСОС; • НПО должна пользоваться устоявшейся репутацией в своей области компетенции или носить представительный характер; • НПО должна иметь постоянную штаб-квартиру, возглавляемую соответствующим должностным лицом, принятый демократическим путем устав, копия которого хранится у Генерального секретаря ООН и который предусматривает определение политики конференцией, конгрессом или иным представительным органом и создание исполнительного органа, ответственного перед директивным органом; • НПО должна быть уполномочена делать заявления от имени своих членов через полномочных представителей; полномочия должны представляться по требованию; • НПО должна иметь представительную структуру и располагать соответствующими механизмами отчетности перед своими членами, которые осуществляют эффективный контроль над ее политикой и деятельностью путем использования права голоса и через другие соответствующие демократические и транспарентные процессы принятия решений; • основные средства НПО должны состоять главным образом из взносов ее национальных отделений или других компонентов или из поступлений от индивидуальных членов; в случае получения добровольных взносов их сумма и плательщики добровольно сообщаются Комитету по НПО, а в тех случаях, когда вышеупомянутый критерий не выполняется и НПО финансируется из других источников, она должна удовлетворительно объяснить Комитету по НПО причины, по которым она не выполняет указанные требования. Важное значение имеет положение резолюции 1996/31, согласно которому предоставление, приостановка и отмена консультативного статуса, а также толкование норм и решений по этому вопросу являются прерогативой государств-членов, осуществляемой через ЭКОСОС и его Комитет по НПО. Резолюция 1996/31 ЭКОСОС предусматривает три категории консультативного статуса для НПО. 1. Общий консультативный статус для организаций, связанных с большинством видов деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов, которые могут удовлетворительным образом показать ЭКОСОС, что они способны вносить существенный и постоянный вклад в достижение целей ООН, которые тесно связаны с экономической и социальной жизнью жителей представляемых ими районов и членский состав которых широко представляет основные слои общества в большом количестве стран различных регионов мира. 2. Специальный консультативный статус для организаций, имеющих специальную компетенцию только в нескольких областях деятельности ЭКОСОС и его вспомогательных органов или специально занимающихся этими областями и известных в международных масштабах в тех областях, в которых они имеют консультативный статус или добиваются его. 3. Другие организации, которые не имеют общего или специального консультативного статуса, но которые, по мнению ЭКОСОС или Генерального секретаря ООН, в консультации с ЭКОСОС или его Комитетом по НПО могут время от времени делать полезный вклад в работу ЭКОСОС и его вспомогательных органов или других органов ООН в рамках своей компетенции, включаются в список, именуемый «реестр». Вопросами предоставления, приостановки или отмены консультативного статуса занимается Комитет по неправительственным организациям ЭКОСОС. Комитет отвечает за регулярный контроль за развитием отношений между НПО и ООН. НПО, получившие консультативный статус, приобретают определенные права и обязанности. Всем им сообщается предварительная повестка дня ЭКОСОС, а организации, имеющие общий консультативный статус, могут предлагать пункты для включения в нее, а также в предварительную повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС. НПО, обладающие общим и специальным статусом, вправе назначать полномочных представителей для присутствия в качестве наблюдателей на открытых заседаниях ЭКОСОС и его вспомогательных органов. НПО, включенные в реестр, могут направлять представителей на такие заседания, которые касаются вопросов, входящих в сферу их компетенции. НПО с общим и специальным статусом имеют право представлять краткие письменные заявления, которые могут публиковаться в качестве документов ООН и рассылаться членам ЭКОСОС или вспомогательных органов. Организациям, включенным в реестр, также может быть предложено представить письменные заявления. Резолюция 1996/31 ЭКОСОС содержит положения об устных выступлениях НПО с общим или специальным консультативным статусом на определенных заседаниях ЭКОСОС. НПО, имеющие консультативный статус при ЭКОСОС, должны раз в четыре года отчитываться о своей деятельности. Генеральный секретарь ООН уполномочивается создавать для НПО, имеющих консультативный статус, необходимые условия, включая своевременное и надлежащее распространение документов ЭКОСОС и его вспомогательных органов; доступ к службам документации для печати в ООН; проведение неофициальных совещаний по вопросам, представляющим особый интерес для групп или организаций; принятие мер для надлежащего размещения в залах заседаний и обеспечения документами на открытых заседаниях Генеральной Ассамблеи, посвященных экономическим, социальным и смежным вопросам. К концу XX в. консультативный статус при ЭКОСОС получили свыше 2 тыс. НПО, в их числе ряд российских (Международная ассоциация фондов мира, Союз женщин России, Федерация независимых профсоюзов России, Международная академия информатизации, Всероссийское общество инвалидов, Ассоциация содействия семьям с детьми-инвалидами, Российская ассоциация содействия ООН и др.). Важной формой сотрудничества является и ассоциация НПО с Департаментом общественной информации (ДОИ) Секретариата ООН. ЭКОСОС в своей резолюции 1297 (XLIV) от 27 мая 1968 г. рекомендовал Генеральному секретарю ООН «поощрять увеличение числа связанных с ДОИ национальных и международных НПО всех государств - членов ООН и в особенности представляющих расовые группы, учитывая их разнообразный опыт как в области прав человека, так и в экономических и социальных вопросах». Ассоциация с ДОИ не дает НПО права голоса ни в одном из органов ООН, однако они получают доступ к информационным материалам ООН и посещению открытых заседаний органов ООН. В случае положительного решения Секретариата ООН неправительственная организация включается в список ДОИ. Этот список делится на три части. Первая - НПО, имеющие статус при ЭКОСОС и ассоциированные с ДОИ. Вторая часть - НПО, которые ассоциированы с ДОИ, но не имеют формальных связей с ЭКОСОС. Третья часть списка - это ассоциации содействия ООН в различных странах, в том числе Российская ассоциация содействия ООН. В целях развития сотрудничества действует Исполнительный комитет представителей ДОИ и ассоциированных с ним НПО. С годами сотрудничество правительственных организаций с ДОИ стало весьма эффективным средством и центральным элементом отношений НПО с системой ООН. Главные критерии сотрудничества с ДОИ состоят в том, что НПО проявляют ярко выраженный интерес к проблемам, рассматриваемым ООН, и обладают возможностями выхода на широкие и специализированные аудитории, включая широкую общественность, работников системы образования, представителей средств массовой информации, директивные органы и деловые круги. Эти НПО должны быть привержены делу и располагать средствами для проведения эффективных информационных кампаний с акцентом на проблемы ООН с помощью собственных публикаций, информационных страниц в Интернете, радио- и телепрограмм или в ходе проведения своих конференций, семинаров или встреч «за круглым столом». Входящая в структуру ДОИ секция НПО проводит ежегодную трехдневную конференцию, в которой принимает участие около 2 тыс. НПО и которая обеспечивает прочную основу для распространения информации среди активно действующих НПО и для углубленного диалога между НПО, должностными лицами ООН и представителями государств - членов ООН. Секция проводит также еженедельные брифинги для представителей примерно 200 НПО, каждую неделю освещая различные вопросы, имеющие приоритетное значение для ООН. Весьма важный механизм распространения информации и поощрения более глубокого понимания и диалога между ООН и НПО был создан в 1975 г. - ряд учреждений ООН основал совместный проект под названием «Неправительственная служба связи ООН». Большинство изданий службы распространяется среди более чем 6 тыс. НПО, фигурирующих в ее базе данных. Помимо ДОИ вопросами консультативных связей с НПО стали заниматься и другие департаменты Секретариата ООН. В своем докладе «Обновление ООН: программа реформы»3, представленном Генеральной Ассамблее в 1997 г., Генеральный секретарь призвал все департаменты, которые еще не сделали этого, назначить сотрудника по связям с НПО. Для улучшения взаимодействия между всеми этими координационными центрами была воссоздана Междепартаментская рабочая группа по НПО, председателем которой является помощник Генерального секретаря ООН по связям с общественностью. Сравнительно новой (с 1980 г.) формой развития консультативных связей стало сотрудничество НПО с фондами, программами и специализированными учреждениями ООН и с некоторыми региональными организациями (например, ОБСЕ, Советом Европы). Специализированные учреждения самостоятельно развивают свои взаимоотношения с НПО, используя собственные правила процедуры, которые в определенной степени аналогичны положениям резолюции 1996/31 ЭКО-СОС с некоторыми отличиями в применении (принципы сотрудничества, порядок предоставления консультативного статуса и др.). Большинство фондов, учреждений и программ системы ООН получили от своих руководящих органов четкий мандат работать с НПО, и с этой целью были разработаны различные механизмы. Немалая часть их собственных процедур и мероприятий в этой области отражает процедуры и мероприятия НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) предусматривает три категории участия НПО - общую, специальную и реестр, в рамках которых в межправительственной деятельности ЮНКТАД участвуют свыше 170 НПО. Вместе с тем некоторые учреждения и программы системы ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, ВПП и др.) не имеют процедур официальной аккредитации НПО, однако по мере необходимости подписывают с отдельными НПО меморандумы о взаимопонимании и соглашения о сотрудничестве в конкретных областях или приглашают НПО участвовать в заседаниях своих руководящих органов в качестве наблюдателей. Четкий порядок консультативных связей с НПО наработан и в рамках специализированных учреждений ООН. Многие из них предоставляют консультативный статус НПО, цели и деятельность которых непосредственно связаны с мандатами этих учреждений и у которых они могут получить информацию или заключение эксперта. При этом у некоторых спецучреждений ООН (ЮНЕСКО, ФАО, МОТ) для НПО существуют три категории консультативного статуса, у других (ВОЗ, МСЭ, ЮНИДО) есть только одна категория консультативных отношений с НПО - «официальные отношения», «секторальное членство», у третьих НПО (например, ВОИС) не получают какого-либо специального статуса, а немногие (в частности, МПС) вообще не имеют консультативных связей с НПО. Особый характер консультативных связей существует и у Всемирного банка, где в 1982 г. был учрежден Комитет Банка по НПО. Совещания Комитета являются официальным международным форумом для дискуссий по вопросам политики между старшими административными сотрудниками Банка и руководителями 26 НПО из различных частей мира. В спецучреждениях ООН имеются, как правило, комитеты (центры связи) по НПО, обладающие координирующими функциями и ведущие оперативную работу. Такие центры связи с НПО созданы и в Отделениях ООН в Женеве и Вене, при которых аккредитуется большое число НПО. Взаимоотношения НПО с ООН в ряде случаев могут носить и более специфический характер. Так, одной из НПО - Международному комитету Красного Креста был предоставлен в 1990 г. статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН ввиду «особой роли и мандатов», возложенных на него Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. В последнее время наметилась тревожная тенденция к несоблюдению некоторыми НПО положений, регулирующих консультативные взаимоотношения НПО с ООН, к чрезмерному расширению участия НПО в деятельности ООН и к размыву межгосударственного характера ООН и других международных организаций. Это выражается, в частности, в активных попытках НПО принимать участие наравне с государствами в работе проводимых под эгидой ООН совещаний и конференций, в неправомерных притязаниях НПО получить статус наблюдателей в Генеральной Ассамблее и других главных органах ООН. Одним из выражений этого явились попытки ряда организаций смешанного типа, членами которых иногда являются государства и государственные структуры, получить статус наблюдателей в Генеральной Ассамблее. Чтобы поставить правовой заслон на пути притязаний НПО на такой статус, Генеральная Ассамблея приняла в 1994 г. резолюцию 49/426, где были определены два критерия, которым должна соответствовать международная организация, претендующая на статус наблюдателя, а именно: она должна быть межправительственной и ее деятельность должна охватывать вопросы, представляющие интерес для Генеральной Ассамблеи. Однако это не остановило попыток НПО добиваться статуса наблюдателя. Например, Международный союз по сохранению природы и природных ресурсов (МСОП), являясь НПО со смешанным членством, обратился с просьбой о предоставлении такого статуса к Генеральной Ассамблее, которая удовлетворила эту просьбу, но одновременно в своей резолюции 54/195 от 17 декабря 1999 г. постановила, что в будущем любая просьба от какой-либо организации о предоставлении статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее будет рассматриваться на пленарном заседании после ее рассмотрения Шестым (юридическим) комитетом Генеральной Ассамблеи. В той же резолюции Генеральная Ассамблея обратила внимание всех государств - членов ООН на необходимость учета критериев и процедур, установленных ею, при поступлении просьбы от какой-либо организации о предоставлении ей статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее. Деятельность многочисленных НПО особенно активизировалась после окончания «холодной войны». Многие НПО стали выступать за пересмотр их роли в системе ООН, за создание в ООН «Ассамблеи народов» как параллельного партнера нынешней Генеральной Ассамблеи, за ограничение принципа государственного суверенитета, подключение НПО ко всем сферам деятельности ООН, за право НПО участвовать наравне с государствами в работе органов ООН и в проводимых под ее эгидой совещаниях и конференциях. Однако планы такого рода расходятся с предусмотренными Уставом ООН критериями и процедурами деятельности НПО. Состоявшийся в мае 2000 г. в Нью-Йорке Форум тысячелетия рассмотрел весьма широкую тему «ООН в XXI веке» и продемонстрировал цель всемерного расширения потенциала гражданского общества и НПО на систему ООН. Итогом форума стало принятие Декларации и повестки дня действий «Укрепление ООН в XXI веке». Форум тысячелетия стал очередным шагом в усилении влияния негосударственных образований и НПО на деятельность ООН и других межгосударственных универсальных международных организаций. В ходе форума были выдвинуты предложения о регулярном проведении подобных «слетов» НПО в стенах ООН, о создании при Генеральной Ассамблее постоянно действующего органа, который представлял бы в ООН интересы НПО всего мира, и др. В последнее время были предприняты усилия по пересмотру, совершенствованию и расширению в рамках всей системы ООН механизмов консультаций с НПО, что в значительной степени позволяет НПО влиять на ход международного развития и политических дискуссий. НПО привносят в процесс принятия решений новые знания и информацию, поднимают новые вопросы и проблемы, которые впоследствии рассматривает ООН. НПО предоставляют консультативные услуги экспертов в областях, в которых они играют ведущую роль, и в немалой степени содействуют широкому процессу формирования консенсуса во многих областях. Их участие - весьма полезный дополнительный элемент регулярной работы ООН на межправительственном уровне. НПО стали рассматриваться не только как распространители информации, но и как негосударственные субъекты, участвующие в формировании политики и установлении необходимых связей между широкой общественностью и межправительственными процессами. В целом нельзя не признать растущей роли НПО, которые способствуют расширению международного сотрудничества и побуждают систему ООН и другие межправительственные структуры становиться более транспарентными и подотчетными и более тесно увязывать процессы принятия и исполнения решений на национальном и международном уровнях. В то же время возник ряд вопросов относительно участия НПО в мероприятиях ООН, их финансовых и юридических аспектов, позитивных и негативных последствий увеличения числа и многообразия НПО, сотрудничающих с ООН. Встают и серьезные проблемы, связанные с тем воздействием, нередко деструктивным, которое НПО оказывают на общее развитие международных отношений, нормо-творческий процесс в мире, формирование системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях и на укрепление роли ООН и других межгосударственных международных организаций в XXI в.
|