![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специализированные учреждения, органы, программы и фонды ООН и их роль в глобальном управлении процессами, проходящими в мире
В соответствии с положениями Устава различные специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений и на них возлагается широкая, определенная в их учредительных актах международная ответственность в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, созданию благоприятных условий для экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения, международному сотрудничеству в областях культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. ООН в случае необходимости проявляет инициативу, чтобы заинтересованные государства провели переговоры о создании любых новых специализированных учреждений и об установлении соответствующих связей с ООН. ЭКОСОС уполномочивается заключатьсо специализированными учреждениями соглашения, определяющие условия, на которых они взаимодействуют с ООН и между собой. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей. ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных учрёждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и государствам - членам ООН. ЭКОСОС уполномочен заключать соглашения с государствами - членами ООН и со специализированными учреждениями в целях получения докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию. ЭКОСОС может представлять свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС уполномочен также проводить исследования, готовить доклады по международным вопросам экономического, социального и иного характера или побуждать к этому других, выполнять другую работу по просьбе государств-членов и специализированных учреждений, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее и заинтересованным специализированным учреждениям. Специализированные учреждения ООН занимают особое место в системе ее органов. В этом качестве могут выступать только международные организации, созданные на основе договоров и соглашений, заключенных между государствами, но не международные неправительственные организации. По мнению западных исследователей и юристов, это объясняется двумя обстоятельствами. С одной стороны, специализированные учреждения образуют децентрализованную систему, но членство государств в них должно по возможности соответствовать членству государств в ООН. С другой стороны, специализированные учреждения призваны выполнять глобальные функции наблюдения и координации, чтобы обеспечить наилучшее сотрудничество между государствами - членами этих учреждений, а это требует, чтобы государства сами отвечали за деятельность специализированных учреждений. Статья 57 Устава ООН предъявляет конкретные требования к статусу специализированного учреждения, которое должно иметь больше чем международное положение, предусматривающее существенные права и обязанности и проведение периодических конференций. Такое учреждение должно быть независимым, иметь собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публичным правом. Поэтому некоторые организации, не обладающие указанными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированных учреждений. Специализированные учреждения имеют ограниченную сферу деятельности, в основном связанную с ответственностью в экономической, социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения и других подобных областях. Из этого содержащегося в статье 57 Устава ООН перечня следует, что только такие области могут рассматриваться специализированными учреждениями, которые преследуют сходные цели, например почтовая служба, метеорология и широкая сфера вопросов финансирования и развития. Из статьи 57 прямо вытекает, что, скажем, военные организации не могут стать специализированными учреждениями. Вот почему, в частности, и такая важная организация, как МАГАТЭ, обладающая признанным авторитетом в вопросах международной ядерной энергии, не имеет статуса специализированного учреждения, хотя во многих международных документах упоминается вместе с ними. По смыслу статьи 57 не могут быть специализированными учреждениями и многочисленные региональные организации. Определенные Уставом ООН порядок и формы взаимодействия специализированных учреждений, программ и фондов с ООН позволяют обеспечить бесперебойную и эффективную деятельность всех подразделений системы ООН и имеют все предпосылки для дальнейшего совершенствования. Вторая половина XX в. характеризовалась ростом числа специализированных учреждений, фондов и программ, усилением интенсивности их работы и ее воздействия на все сферы межгосударственных отношений. Эти межправительственные образования занимают одно из центральных мест в системе ООН. Они способствовали созданию единого глобального экономического пространства. Их решения имеют существенные последствия для экономических перспектив как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Их права на осуществление деятельности на глобальном уровне были значительно расширены благодаря международным соглашениям и усилиям по консолидации национальных стратегий. Перед ними ставятся все более важные задачи, требующие максимальной согласованности различных областей политики - макроэкономической, торговой, финансовой, экономической, политики оказания помощи, чтобы эти учреждения могли способствовать достижению общей цели - умножению благотворных результатов процесса интернационализации. Их всеобъемлющие мандаты, охватывающие экономическую, социальную, гуманитарную, финансовую и правочело-веческую сферы, позволяют им разрабатывать и внедрять межсекторальные подходы к сотрудничеству в интересах развития, увязывать предоставление чрезвычайной помощи с решением долгосрочных задач развития и обеспечивать, чтобы мирные процессы и усилия по достижению внутриполитического примирения подкреплялись поступательным движением по пути развития и, в свою очередь, дополняли такое поступательное движение. Многообразие институциональных функций ООН и ее специализированных учреждений позволяет им заниматься всем спектром вопросов сотрудничества в интересах развития - от нормотворчества до проведения анализа, определения политики и осуществления оперативной деятельности. Важное предназначение специализированных межправительственных организаций, программ и фондов состоит и в том, что они призваны играть роль своеобразного посредника в устранении разногласий между государствами, различными по своей мощи, культуре, размерам и интересам, служить форумами для выражения мнений и подходов государств и отстаивания интересов всего человечества. Главная роль; которую эти учреждения должны выполнять и в XXI в., носит нормативный характер и состоит в том, чтобы определять цели, находить развязки самых острых международных экономических, социальных и иных проблем, устанавливать стандарты и нормы поведения государств, следить за их соблюдением и добиваться их претворения в жизнь. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке»2, сегодня более, чем когда-либо, наряду с принципами и практикой многосторонности необходим прочный международно-правовой режим, позволяющий определить основные правила формирующейся глобальной цивилизации, которые предоставят присущему миру богатому многообразию возможность полностью проявить себя и сделать XXI столетие более безопасным и справедливым. Ниже даются краткие сведения о всех специализированных учреждениях ООН и ряде других организаций. Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г., когда ее Устав был утвержден как часть XIII Версальского договора. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Согласно Уставу МОТ ее целью является содействие установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей,; подростков иженщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, орга-1 низация профтехобучения и др.). МОТ разрабатывает и принимает международные акты по вопросам труда и прав профсоюзов в форме конвенций и рекомендаций. С 1919 по 1999 г. МОТ принято 182 конвенций й 190 рекомендаций. Россия ратифицировала 54 конвенции МОТ. По Уставу страны-члены обязаны представлять отчеты о выполнении ратифицированных ими конвенций. Отчеты изучает Комйтет экспертов (назначаются в личном качестве), который делает соответствующие замечания и представляет свои доклады Генеральной конференции. В состав Комитета входят 20 экспертов, в том числе от России. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ней наряду с правительствами участвуют профсоюзные и предпринимательские организации стран-членов. МОТ состоит из трех органов. Высший орган - Генеральная конференция, созываемая в Женеве ежегодно. Делегации стран включают двух представителей правительства и по одному от профсоюзов и предпринимателей, каждый из которых имеет, право голоса. Главная функция Генеральной конференции - разработка международных социальных норм в форме конвенций и рекомендаций и установление международных трудовых стандартов. Административный совет - главный исполнительный орган состоит в настоящее время из 56 полноправных членов: 28 представителей от правительств, 14 - от предпринимателей и 14 - от профсоюзов, при чем неправительственные представители избираются в личном качестве. Совет руководит работой МВТ и различных комитетов и комиссий. Секретариат МОТ носит название Международного бюро труда (МВТ). МВТ собирает и распространяет информацию, оказывает, помощь правительствам по их просьбе в составлении законопроектов на основе решений, принятых Генеральной конференцией, руководит программами технического сотрудничества МОТ, проводит специальные исследования и предоставляет аппарат для оказания содействия в выполнении конвенций. С 1959 г. в Москве работает Московское отделение, с 1997 г. Бюро МОТ. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария). Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) учреждена 16 октября 1945 г., когда в Квебеке был подписан ее Устав. В настоящее время в ФАО представлены 176 rocy-j дарств. Россия не является членом ФАО, но принимает участие в ее деятельности в качестве наблюдателя. В 1988 г. было открыто Бюро постоянного наблюдателя России в Риме. Согласно Уставу цели ФАО состоят в том, чтобы улучшить питание и поднять жизненный уровень, обеспечить повышение производительности труда и оптимальное распределение продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, улучшить условия жизни сельского населения и тем самым стимулировать развитие мировой экономики. Для достижения этих целей ФАО содействует расширению основных почвенных и водных ресурсов стран мира и поощряет создание стабильного международного рынка для их продуктов. Помимо многих других видов деятельности она налаживает обмен между странами новыми сортами растений, распространяет во всем мире передовую технику, ведет во многих странах борьбу против эпидемических заболеваний животных (в частности, чумы рогатого скота), способствует развитию и использованию морских ресурсов, предоставляет техническую помощь в таких областях, как питание и распределение продуктов, борьба с эрозией почвы, лесонасаждение, строительство ирригационных сооружений, предотвращение порчи продуктов на складах и производство удобрений. В области сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также продовольствия ФАО превратилась ныне в научно-исследовательский и информационный центр мирового значения и орган по оказанию технического содействия государствам-членам. В сферу ее деятельности входит разработка таких актуальных проблем, как прогнозирование развития мирового сельского хозяйства, составление долгосрочных и среднесрочных планов развития отдельных стран и регионов, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства, увеличение производства всех видов белка, борьба с потерями пищевых продуктов. Хотя основная часть деятельности ФАО ориентирована на помощь развивающимся странам в решении проблем продовольствия, эта организация представляет значительный практический интерес и для государств с развитым агропромышленным комплексом. Они участвуют здесь в формировании глобальной стратегии в области продовольствия и развития агропромышленного производства, на постоянной основе координируют перспективные исследования, имеют доступ к ценным биогенетическим банкам и уникальному массиву статистической информации, составленной по единой методологии и охватывающей все страны мира. Высшим органом ФАО является Конференция, в состав которой входит по одному представителю от каждого государства-члена. Она собирается один раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и разработки рекомендаций государствам и международным организациям по любому вопросу, относящемуся к целям ФАО. Совет, состоящий из избираемых конференцией представителей 49 государств-членов, действует от имени всех членов Организации и собирается, как правило, дважды в год. В период между сессиями Совет является руководящим органом ФАО. Генеральный директор располагает штатом международных служащих и избирается конференцией сроком на 6 лет. Местонахождение - Рим (Италия). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана 4 ноября 1946 г. Членами ЮНЕСКО являются 186 государств, в том числе Россия. Согласно Уставу основные цели ЮНЕСКО - содействовать делу мира и безопасности, развивая сотрудничество между странами в сфере образования, науки и культуры, поощрять всеобщее соблюдение справедливости, правопорядка, прав человека и основных свобод, предусмотренных Уставом ООН для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии. Для достижения своих целей ЮНЕСКО способствует взаимному ознакомлению и налаживанию взаимопонимания между народами, используя все средства массовой информации, помогает дальнейшему развитию народного образования и распространению культуры, поощряет распространение и популяризацию науки. Сфера деятельности ЮНЕСКО охватывает образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культуру мира и коммуникации. ЮНЕСКО с момента своего возникновения содействует решению проблемы образования в соответствии с принципами демократии и уважения прав человека, оказывает помощь государствам в реформе национальных систем образования, организует проведение международных конференций министров образования. На конференции в Париже в 1998 г. по вопросам высшего образования была принята Международная декларация по высшему образованию для XXI в. Деятельность ЮНЕСКО направлена на то, чтобы создавать благоприятные условия для расширения международного взаимопонимания, облегчая людям доступ к образованию и культуре, объединяя усилия ученых и деятелей в области искусства и образования и устраняя препятствия на пути свободного обмена мнениями. Она направлена также на борьбу с неграмотностью, распространение знаний об ООН и о правах человека, обязательное образование и повышение образовательного уровня, обмен специалистами и предоставление экспертов в области науки и просвещения по просьбе государств - членов Организации. Программы осуществляются через национальные комиссии. Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей государств - членов ЮНЕСКО, которая созывается один раз в два года для определения политики и программы Организации. Исполнительный совет, куда входят 58 членов, избираемых Генеральной конференцией, созывается не реже двух раз в год и несет ответственность за выполнение программы, принятой конференцией. Секретариат состоит из генерального директора и штата международных служащих. В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в большинстве государств-членов (в том числе в России) учреждены национальные комиссии ЮНЕСКО. Местопребывание - Париж (Франция). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована согласно Уставу, принятому 22 июля 1946 г.; с 10 июля 1948 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ВОЗ являются 191 государство, в том числе Россия. Основная цель ВОЗ в соответствии с Уставом - достижение всеми народами возможно более высокого уровня здоровья. ВОЗ осуществляет тройную задачу, а именно: предоставляет услуги в международном масштабе, оказывает помощь отдельным странам по их просьбе и поощряет медицинские исследования. Ее услуги, предоставляемые всем странам, включают повседневную информацию о районах возникновения эпидемий оспы, чумы, холеры, малярии, туберкулеза и других опасных с международной точки зрения болезней, а также публикацию международного списка причин заболеваний, травм и смертных случаев, на основе которого большинство стран составляют свои статистические данные в области здравоохранения. Помощь отдельным странам предполагает, например, выделение стипендий для обучения за границей, содействие в ликвидации малярии и в улучшении таких специальных медицинских служб, как психиатрия. В ходе деятельности по поощрению медицинских исследований ВОЗ принимает меры к тому, чтобы исследования причин СПИДа, рака и сердечных заболеваний проводились в различных странах согласованно; она организовала международную сеть лабораторий, которые изучают болезнетворные организмы, улучшают вакцины и занимаются подготовкой научных работников. Провозглашенная в 1977 г. специальная цель ВОЗ и ее членов -достижение всеми жителями планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивную жизнь в социальной и экономической сферах (программа «Здоровье для всех»). Принятые ВОЗ для реализации этой цели глобальная и региональная стратегии определяют направления практической деятельности Организации, а именно: неинфекционные и инфекционные заболевания; иммунизация и качество вакцин; охрана материнства и детства; СПИД; основные лекарственные средства; качество и безопасность фармацевтических препаратов; охрана окружающей среды; подготовка кадров здравоохранения; гуманитарная и иная помощь нуждающимся странам и др. Руководящий орган, определяющий политику ВОЗ, - Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Созывается ежегодно. Исполнительный комитет, состоящий из 32 экспертов в области здравоохранения, назначаемых Ассамблеей на трехлетний период, созывается не реже двух раз в год и является исполнительным органом Ассамблеи. Он уполномочен также принимать экстренные меры в случае возникновения эпидемий или стихийных бедствий. Секретариат состоит из генерального директора и необходимого штата технического и административного персонала. Местонахождение - Женева (Швейцария). Международный банк реконструкции и развития (МБРР), известный также как Всемирный банк (ВБ), учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. С 1946 г. действует как специализированное учреждение ООН. В число членов Всемирного банка входит 181 государство. В июне 1992 г. Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка, которая кроме МБРР включает Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Главные цели МБРР - содействовать реконструкции и развитию экономики государств-членов, предоставляя им долгосрочные кредиты и гарантии; поощрять частные иностранные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к этому предоставлять займы для целей производства из собственных средств или из других источников; способствовать равномерному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств - членов МБРР. МБРР - основное кредитное учреждение Группы ВБ, является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов надушу населения. Государства, подающие заявку на вступление в члены МБРР, должны сначала быть приняты в родственную ему организацию - Международный валютный фонд. В основном МБРР получает средства путем заимствований на международных рынках капитала. Все его займы должны гарантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 5 месяцев и в среднем составляет немногим более 6%. Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Организационная структура МБРР включает в себя высший орган -Совет управляющих, назначаемых каждой страной-участницей, и исполнительный орган - Совет директоров, состоящий из 24 членов. Обычно в Совете управляющих страну-участницу представляет высокопоставленное лицо в ранге министра. Совет заседает, как правило, один раз в год. В полномочия Совета управляющих входит право на прием новых членов, на увеличение или сокращение размера акционерного капитала и на временную приостановку членства страны в Банке. По поручению Совета управляющих его функции выполняет Совет директоров. Этот орган работает на постоянной основе, несет ответственность за принятие решений относительно правил, регламентирующих деятельность МБРР, и за одобрение всех предоставляемых займов. Решения Совета управляющих и Совета директоров принимаются, как правило, на основе консенсуса, но иногда путем голосования. В этих случаях действует принцип «взвешенных» голосов: каждая из стран-участниц имеет 250 голосов и дополнительно по одному голосу за каждую акцию. Квота государства-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (17, 04%), за ними следуют Япония (6, 04%), Германия (4, 76%), Франция (4, 47%) и Великобритания (4, 47%). Число акций России (2, 89%) - наибольшее среди новых стран-членов, равное долям участия Китая и Саудовской Аравии. Исполнительные директора выполняют двойные функции. Во-первых, они представляют интересы своей страны или группы стран. Во-вторых, осуществляют делегированные им Советом управляющих полномочия по контролю за деятельностью МБРР и оценке завершенных проектов. Поскольку МБРР работает, как правило, на основе консенсуса, такая двойная роль вызывает необходимость частых консультаций с правительствами, чтобы адекватно отражать их точку зрения в ходе дискуссии на Совете директоров. Президент МБРР является председателем Совета директоров. Местонахождение - Вашингтон (США). Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) создан в качестве подразделения МБРР в 1966 г. на основе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств. Конвенция призвана содействовать росту частных иностранных инвестиций в целях экономического развития путем создания возможностей, всегда с согласия обеих сторон, для договаривающегося государства и иностранного инвестора, который является гражданином другого договаривающегося государства, разрешать любые юридические вопросы, которые могут возникнуть по таким инвестициям, с помощью согласительных или арбитражных процедур на каком-либо беспристрастном международном форуме. МЦУИС стимулирует поток инвестиций благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также дает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. В настоящее время членами МЦУИС являются 129 стран. Руководящий орган МЦУИС - Административный совет, состоящий из представителей всех членов, имеющих один голос. Президент Всемирного банка является ex officio (по должности) неголосующим Председателем Административного совета. Местонахождение - Вашингтон (США). Международная ассоциация развития (MAP) - кредитная организация, созданная 24 сентября 1960 г. Членство в ней открыто для всех стран - членов МБРР. В MAP входят 160 государств, в том числе Россия. Цель MAP состоит в том, чтобы содействовать экономическому развитию, повышению производительности и на этой основе росту жизненного уровня в менее развитых районах мира, входящих в Ассоциацию, предоставляя им денежные средства для целей развития на условиях, более гибких и менее обременительных для платежного баланса, чем условия обычных займов. Таким образом, MAP дополняет деятельность МБРР. MAP оказывает помощь самым бедным странам, которые не могут себе позволить брать займы у МБРР. Она предоставляет беспроцентные займы, известные как «кредиты», с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Право на получение займов у MAP имеют страны с годовым доходом на душу населения не более 925 долларов США. Кредиты обеспечиваются взносами более богатых стран, прибылями МБРР, а также погашаемыми суммами по ранее выданным кредитам MAP. Указанные кредиты, как и займы МБРР, не выделяются на безвозмездной основе, они подлежат возврату. Несмотря на свою юридическую независимость от МБРР, MAP пользуется тем же персоналом, помещениями и техническими средствами. Совет управляющих и исполнительные директора те же, что и в МБРР. Президент МБРР по занимаемой должности является Президентом MAP и Председателем Совета директоров. Должностные лица и персонал МБРР по совместительству выполняют соответствующие обязанности в MAP, не получая за это дополнительного вознаграждения. Местопребывание - Вашингтон (США). Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в соответствии с Конвенцией, вступившей в силу в 1988 г., для оказания помощи развивающимся странам с привлечением иностранных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К этим рискам относятся экспроприация, военные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий контракта и неконвертируемость валют. Типовой страховой полис МАГИ гарантирует инвестиции в течение 15 лет и может быть продлен до 20 лет, при этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн долларов США. МАГИ так же консультирует развивающиеся страны по вопросам, связанным с путями привлечения иностранных инвестиций. МАГИ - автономная в юридическом и финансовом плане организация, ассоциированная с МБРР. Членами МАГИ являются 149 государств, в том числе Россия. В МАГИ могут вступить все страны-члены МБРР. Высший орган - Совет управляющих, куда входят по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны-члена. Повседневную работу выполняет Совет директоров, состоящий из не менее 12 членов. Штаб-квартира - в Вашингтоне (США). Международная финансовая корпорация (МФК) образована в июле 1956 г. и в 1957 г. стала специализированным учреждением, связанным с ООН. Членами МФК являются 174 государства, в том числе Россия. МФК создана для стимулирования работы частного сектора в развивающихся странах. Она осуществляет это, финансируя проекты частного сектора, помогая компаниям развивающегося мира в мобилизации финансов на международных финансовых рынках, консультируя и оказывая содействие предприятиям и местным органам самоуправления. Процентные ставки зависят от страны и проекта, а погашение займа происходит в течение 3-15 лет, при этом отсрочки платежей достигают 12 лет. Почти 80% своих финансовых средств МФК обеспечивает на международных финансовых рынках, а 20% заимствует у МБРР. Каждое государство - член МФК представлено в ее Совете управляющих и Совете исполнительных директоров теми же лицами, что в МБРР. Президентом МФК является то же лицо, что и Президентом МБРР, но имеет собственный аппарат управления и персонал. Местонахождение - Вашингтон (США). Международный валютный фонд (МВФ), имеющий статус специализированного учреждения ООН, был создан в одно время со Всемирным банком, в декабре 1945 г. для развития международного валютного сотрудничества, расширения и содействия сбалансированному росту международной торговли, а также обеспечения стабильности валютного обмена. В МВФ входят 182 государства, включая Россию. Основные направления деятельности МВФ - регулирование валютных курсов платежных балансов стран-членов, предоставление валютных средств на финансирование временных дефицитов платежных балансов, внешней задолженности. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитое™, координации макроэкономической политики ведущих промышленно развитых стран. В соответствии с Соглашением (Уставом) МВФ уполномочен следить за эффективным функционированием международной валютной системы. Фонд стремится осуществлять жесткое наблюдение за политикой в области валютного обмена стран-членов и оценивать соответствие политики и экономической ситуации в стране-члене целям развития и внутренней и внешней стабильности. Основными средствами наблюдения являются регулярные двусторонние консультации со странами-членами, проводимые в соответствии со статьей IV Соглашения, которая касается налоговой и валютной политики, платежного баланса и внешней задолженности, равно как и политики, влияющей на экономическое развитие страны (рынок рабочей силы, социальные и экономические вопросы и аспекты капитала, финансов и банковского сектора страны). Специальные права заимствования (СПЗ) были введены в 1970 г. в целях замещения золота в международных расчетах. СПЗ распределяются между странами-членами пропорционально их квоте в МВФ. Государство - член МВФ имеет выраженную в СПЗ квоту, которая равна его взносу в Фонд. Эта квота отражает относительные размеры экономики государства-члена и играет принципиальную роль в определении его финансовых взаимоотношений с МВФ. Исходя из размеров квот между странами распределяются голоса в руководящих органах МВФ. Каждая страна имеет 250 базовых голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СПЗ своей квоты. Квота также определяет доступ и получение каждым членом средств Фонда и распределение СПЗ. Наибольшими квотами в МВФ располагают США (18, 26% капитала), ФРГ, Япония, Франция и Великобритания. Квота России -2, 90% капитала. Валютные операции в МВФ осуществляются в форме покупки (заимствования) членом средств Фонда в валютах других членов в эквивалентной сумме в национальной валюте члена. Средства Фонда предоставляются членам на короткий период на возобновляемой основе для помощи в решении платежных проблем. До покупки страна-член должна показать, что ее платежный баланс и валютные резервы обосновывают необходимость такой покупки. Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает по одному управляющему и одному заместителю. Совет управляющих проводит совещания обычно один раз в год. Многие свои полномочия он делегировал Исполнительному совету, который собирается, как правило, три раза в неделю и ведет текущую работу Фонда. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены США, Великобританией, Германией, Францией и Японией, а 19 избраны группами остальных стран-членов. Исполнительный совет занимается широким кругом стратегических, оперативных и административных вопросов, включая надзор за политикой стран-членов в отношении обменных курсов, предоставление со стороны МВФ финансовой помощи странам-членам, проведение консультаций и подготовку комплексных исследований по насущным проблемам мировой экономики. Исполнительный совет выбирает Директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве его Председателя. Местопребывание - Вашингтон (США). Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана 4 апреля 1947 г., после того как 26 государств ратифицировали Конвенцию о международной гражданской авиации, выработанную в 1944 г. на Международной конференции гражданской авиации в Чикаго. Членами ИКАО являются 185 государств, в том числе Россия. Цели ИКАО - изучать проблемы международной гражданской авиации; устанавливать международные нормы и правила для гражданской авиации; содействовать развитию и планированию международного воздушного транспорта для обеспечения безопасного и упорядоченного использования международной гражданской авиации во всем мире. ИКАО поощряет применение мер безопасности, единообразных операционных правил и упрощенные порядки на международных границах. Она содействует использованию новых технических методов и оборудования, выработала систему метеорологического обслуживания, контроля за полетами, связи, радиомаяков и радиодиапазонов, поисковых и спасательных организаций и другие средства, необходимые для безопасности полетов на международных авиалиниях. Предоставляя техническую помощь, ИКАО помогает развивающимся странам создавать воздушный транспорт и готовить соответствующий персонал. Она добилась значительного упрощения правительственных таможенных, иммиграционных и санитарных правил, касающихся международного авиатранспорта. ИКАО отвечает за подготовку проектов международных воздушных конвенций и занимается многими экономическими аспектами международного авиатранспорта. ИКАО принимает меры по обеспечению прав государств на использование международного воздушного транспорта и по недопущению какой-либо дискриминации; собирает и публикует статистические данные, касающиеся гражданской авиации. В 1998 г. ИКАО одобрила Глобальный план обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. Она содействует осуществлению своими членами подготовки специалистов и программ по оказанию помощи жертвам воздушных аварий, а также выполнению принятых ею стандартов и оказывает помощь развивающимся странам в реализации различных проектов в области использования гражданской авиации. Высший законодательный орган ИКАО - Ассамблея, состоящая из делегатов всех государств-членов, созывается не реже одного раза в три года. Она определяет политику ИКАО и обсуждает любые вопросы, которые не передаются на рассмотрение Совета. Совет, куда входят представители 33 стран, избираемые Ассамблеей на три года, является исполнительным органом. Он выполняет решения Ассамблеи и ведает финансами ИКАО, разрабатывает нормы для международной аэронавигации, собирает, изучает и публикует информацию по вопросам аэронавигации и может действовать по просьбе заинтересованных государств-членов в качестве арбитражной инстанции для урегулирования любых споров, связанных с международной гражданской авиацией. Совет одобряет международные стандарты и рекомендации и включает их в приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности и регулярной работы международного воздушного транспорта. Совет избирает своего Президента и назначает Генерального секретаря. Кроме того, в структуру ИКАО входят Комиссия по воздушной навигации, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке служб воздушной навигации, Комитет по незаконному вмешательству, Комитет технического сотрудничества и др. Местонахождение - Монреаль (Канада). Всемирный почтовый союз (ВПС) был учрежден 9 октября 1874 г. Бернским договором. С 1948 г. ВПС - специализированное учреждение ООН. Членами ВПС являются 189 государств, включая Россию. Всемирная почтовая конвенция и ее детальные правила носят обязательный характер для ВПС. Поэтому государство не может вступить в ВПС, если оно не станет участником конвенции и не будет применять ее положения. Принятые в рамках ВПС другие соглашения, например Соглашение о почтовых посылках, Соглашение о почтовых денежных переводах, являются обязательными лишь для государств - участников таких соглашений. Цель ВПС - образовать из стран, входящих в Союз, единое почтовое пространство для взаимного обмена корреспонденцией; организовать и усовершенствовать почтовые службы; содействовать развитию международного сотрудничества в области почтового обслуживания и участвовать в оказании технической помощи, запрашиваемой странами - членами Союза. Таким образом, все члены обязуются отправлять почту всех других государств - участников ВПС наилучшими средствами, которые используются ими для доставки собственной почты. Основная деятельность Союза заключается в том, чтобы разрабатывать положения в отношении различных международных почтовых услуг, предоставляемых почтовыми администрациями стран-членов. Всемирная почтовая конвенция и другие акты ВПС позволяют осуществлять международный почтовый обмен на основе принципов и практики, которые в значительной мере стандартизированы. После реформы 1994 г. была создана новая организационная структура ВПС. Высшим органом является Всемирный почтовый конгресс, куда входят представители всех членов ВПС. Обычно он созывается раз в пять лет. Конгресс пересматривает Всемирную почтовую конвенцию и дополнительные соглашения, исходя из предложений, внесенных государствами-участниками. Кроме того, по требованию или с согласия не менее двух третей государств-членов может быть созван чрезвычайный конгресс. Административный совет состоит из 41 члена, избирается Конгрессом на основе справедливого географического представительства. Совет обеспечивает непрерывность работы ВПС в период между конгрессами, включая одобрение предложений по изменению положений Всемирной почтовой конвенции, поддерживает тесные контакты с почтовыми администрациями, осуществляет контроль за работой Международного бюро, устанавливает деловые отношения с ООН и другими международными организациями, дает консультации, проводит исследования и представляет предложения Конгрессу. Он заседает один раз в год. Совет по почтовым операциям в составе 40 членов, избираемых Конгрессом, проводит исследования и сообщает мнения по техническим, оперативным и экономическим вопросам, касающимся почтовой связи. Совет изучает также проблемы технического сотрудничества, возникающие в новых и развивающихся странах, и разрабатывает стратегический план ВПС. Повседневную работу ВПС осуществляет постоянный секретариат -Международное бюро. Оно обеспечивает связь, информацию, консультации и некоторые финансовые услуги почтовых администраций и является центром координации и осуществления мероприятий по техническому сотрудничеству в области почтового обслуживания. Местонахождение - Берн (Швейцария). Международный союз электросвязи (МСЭ) основан в Париже в 1865 г., в 1947 г. был реорганизован и заключил с ООН соглашение, в соответствии с которым он признан специализированным учреждением ООН. В состав МСЭ входят 188 государств, в том числе Россия. Согласно новому Уставу и Конвенции, вступившим в силу в 1994 г., МСЭ ответствен за регулирование, координирование и планирование всех видов международной электросвязи, включая космическую радиосвязь. МСЭ содействует улучшению, расширению и рациональному использованию служб электросвязи, например телефонной, телеграфной связи, космической, авиационной и морской радиосвязи, радиовещанию и телевидению, с целью сделать их в общем доступными для всех стран. Он также осуществляет распределение радиочастотного спектра и регистрацию присвоения радиочастот для любых целей во всем мире. МСЭ уделяет особое внимание развитию новой техники, такой как космическая связь, мобильная связь и Интернет. Он стремится поощрять стандартизацию в области электросвязи, старается препятствовать помехам в радиосвязи и сотрудничает со странами, запрашивающими помощь, в разработке средств электросвязи. Работа, выполняемая МСЭ для достижения этих основных целей, ведется по трем главным направлениям: стандартизация и организация международных конференций и совещаний; радиосвязь и издание технической информации; техническое сотрудничество. На конференции МСЭ в Миннеаполисе (США) в 1998 г. был разработан второй стратегический план на 1999-2003 гг., который учитывает новые тенденции в развитии электросвязи, такие как глобализация, либерализация, и определяет новые приоритеты, позволяющие МСЭ действовать более эффективно. Высшим органом Союза является Полномочная конференция, которая обычно созывается раз в четыре года, избирает руководящие органы и осуществляет политику МСЭ. Всемирные конференции по международной электросвязи созываются для частичного пересмотра административных регламентов (Телеграфный регламент, Телефонный регламент, Регламент радиосвязи, Дополнительный регламент радиосвязи). Отдельные специальные конференции созываются для решения конкретных вопросов электросвязи по трем направлениям: радиосвязь (раз в два года), стандартизация электросвязи (раз в четыре года) и развитие электросвязи (раз в четыре года). Совет МСЭ, состоящий из 46 членов Союза, избираемых Полномочной конференцией, созывается раз в год. Он контролирует исполнение административных функций МСЭ в период между сессиями Полномочной конференции, утверждает годовой бюджет и координирует деятельность МСЭ с другими международными организациями. Генеральный секретарь избирается Полномочной конференцией и отвечает за работу Генерального секретариата. Местонахождение - Женева (Швейцария). Всемирная метеорологическая организация (ВМО) была создана в 1947 г., в 1951 г. признана специализированным учреждением ООН. Членами ВМО являются 185 государств, в том числе Россия. Конвенция ВМО определяет следующие цели: содействовать всемирному сотрудничеству в создании сетей станций для проведения метеорологических наблюдений, а также центров, на которых лежит обязанность обеспечения метеорологических служб; способствовать созданию системы быстрого обмена метеорологической информацией; способствовать стандартизации метеорологических наблюдений и обеспечить единую публикацию наблюдений и статистических данных; способствовать применению метеорологии в авиации, в мореплавании, для решения проблем водных ресурсов, в сельском хозяйстве и в других областях деятельности; поощрять исследования в метеорологии и подготовку метеорологов и содействовать координации международных аспектов такой деятельности. ВМО организует международный обмен сводками погоды и оказывает странам помощь в организации метеорологической службы, а также в улучшении и расширении применения метеорологии и гидрологии в их проектах экономического развития. Она учредила программу «Всемирной службы погоды» с использованием метеорологических спутников и в ее рамках систему трех всемирных (один из них в Москве) и 35 региональных метеорологических центров, функционирующую при помощи 183 национальных служб погоды государств-членов. В рамках этой программы ВМО координирует деятельность в области наблюдения за погодой в Антарктике; помогает национальным метеослужбам в случае антропогенных катастроф, в том числе ядерных; обеспечивает одновременное наблюдение более чем 10 тыс. наземных станций, около 3 тыс. самолетов, 7 тыс. кораблей и 10 геостационарных спутников; используя достижения космической техники, проводит международную программу исследований воздействия погоды и климата на сельское и лесное хозяйство; распространяет необходимую информацию по вопросам использования водных ресурсов в целях устойчивого развития и охраны окружающей среды. Высшим органом ВМО является Всемирный метеорологический конгресс, в котором все государства-члены и территории представлены главами национальных метеорологических служб. Он созывается не реже одного раза в четыре года, устанавливает технические правила, относящиеся к метеорологическим процедурам и практике, и определяет мероприятия общего порядка. Исполнительный комитет в составе 36 членов собирается не реже одного раза в год. Он следит за выполнением резолюций и предписаний Конгресса, предпринимает исследования и делает рекомендации по вопросам, требующим международных действий, обеспечивает членов ВМО технической информацией, консультациями и оказывает им помощь. Имеется шесть региональных метеорологических ассоциаций: Африка, Азия, Южная Америка, Северная и Центральная Америка, Европа и страны юго-западной части Тихого океана. Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, является административным, документационным и информационным центром, готовит и публикует специальные технические исследования, следит за осуществлением резолюций Конгресса и информирует членов по техническим вопросам. Местонахождение - Женева (Швейцария). Международная морская организация (ИМО) создана 17 марта 1958 г., с 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Членами ИМО являются 157 государств, в том числе Россия. Цели ИМО - служить аппаратом для сотрудничества и обмена информацией между правительствами по техническим вопросам судоходства, связанного с международной торговлей; обеспечивать достижение практически возможных норм безопасности на море и эффективной навигации с учетом особой ответственности ИМО за безопасность на море; способствовать отмене дискриминационных действий и излишних ограничений, устанавливаемых правительствами; рассматривать случаи несправедливых ограничений, вводимых судоходными компаниями; занимается любыми вопросами, касающимися судоходства, которые могут быть переданы на рассмотрение этой организации любым органом или специализированным учреждением ООН. ИМО развивает сотрудничество государств по проблемам защиты морской окружающей среды, предотвращения загрязнения морей, обеспечения бесперебойного морского судоходства, оказания помощи развивающимся странам; ИМО активно взаимодействует по вопросам морского судоходства с другими специализированными учреждениями. ИМО составляет проекты международных конвенций и соглашений и созывает международные конференции по вопросам судоходства, является депозитарием и содействует осуществлению свыше 25 международных конвенций, в том числе Международной конвенции о предотвращении загрязнения моря нефтью, Конвенции о международных правилах предотвращения столкновений морских судов, Международной конвенции о безопасности рыболовных судов, Международной конвенции о пресечении незаконных актов против безопасности международного судоходства. Ассамблея, состоящая из всех членов ИМО, созывается раз в два года. Этот орган, определяет политику ИМО и рассматривает доклады всех вспомогательных органов. Совет состоит из 32 членов, избираемых Ассамблеей на срок два года. Он назначает Генерального секретаря ИМО, передает доклады всех вспомогательных органов Ассамблее и представляет ей общий доклад о работе ИМО. Совет собирается на свои сессии дважды в год. Комитет по безопасности на море дает рекомендации членам о принятии правил безопасности мореходства. Он открыт для участия всех членов ИМО, рассматривает такие вопросы, как безопасность судоходства, радиосвязь, мероприятия и оборудование для спасения жизни людей на морс, конструкция и оснащение судов, в том числе в целях предотвращения пожаров контейнеров, перевозка грузов, в том числе и опасных, и др. Юридический комитет действует с 1967 г. Открыт для участия всех членов ИМО, рассматривает все юридические вопросы, относящиеся к ведению ИМО, и готовит проекты международных конвенций для представления Совету. Комитет по защите морской окружающей среды действует с 1973 г., координирует деятельность ИМО в области предотвращения загрязнения морской среды сбросами отходов и других материалов, в том числе радиоактивных отходов и военной техники, и оказывает помощь ИМО в консультациях с другими органами ООН. Открыт для участия всех членов ИМО. Местонахождение - Лондон (Великобритания). Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1967 г., в 1974 г. стала специализированным учреждением ООН. В ВОИС входит 171 государство, включая Россию. В соответствии с Конвенцией ВОИС преследует следующие цели: содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, где это необходимо, совместно с другими международными организациями; обеспечивать всестороннее взаимодействие между государствами в претворении в жизнь международных соглашений по следующим вопросам: торговые марки, промышленные образцы, классификация товаров и услуг, охрана наименований места происхождения товаров, охрана прав на литературные произведения и произведения искусства, охрана прав артистов-исполнителей, создателей фонограмм и радиовещательных организаций, охрана прав на новые сорта растений, в том числе такого соглашения, как Договор о патентной кооперации. ВОИС занимается вопросами охраны интеллектуальной собственности, подразделяющейся на два основных вида: промышленная собственность (патенты и другие права на технологические изобретения, образцы и т.д.) и авторское право и связанные с ним права (на литературные, музыкальные, художественные произведения, фотографические и аудиовизуальные произведения и др.). В целях охраны интеллектуальной собственности во всем мире ВОИС содействует осуществлению свыше 20 международных соглашений, важнейшими из которых являются Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений 1886 г., поощряет заключение новых международных договоров и согласование национальных законодательств. Одна из главных задач ВОИС - обеспечение административного сотрудничества между союзами, созданными в целях защиты прав в сфере интеллектуальной собственности. Основные из них - Парижский и Бернский союзы. Парижский союз по защите промышленной собственности состоит из 147 членов. В соответствии с Конвенций; учредившей Парижский союз, его члены должны предоставлять гражданам других членов Союза согласно собственным законом те же самые привилегии по охране прав на изобретения, торговые марки и другие предметы промышленной собственности, какие они предоставляют собственным гражданам. Бернский союз по охране литературных и художественных произведений включает 130 государств-членов. Члены Союза должны предоставлять гражданам других государств-членов такую же охрану авторских прав (предусматривающих, например, сохранение авторского права в течение жизни автора и 50 лет после его смерти), какую они гарантируют собственным гражданам. В структурном плане ВОИС имеет три руководящих органа. Генеральная ассамблея состоит из всех государств, которые являются участниками Конвенции ВОИС, а также членами любого из двух Союзов, собирается на сессию раз в два года для согласования программ и бюджета. Ассамблея избирает Генерального директора. Конференция состоит из всех государств-членов и проводит сессию раз в два года для одобрения бюджета и программ ВОИС. Координационный комитет избирается из числа государств - членов ВОИС, Парижского и Бернского союзов, состоит из 72 членов и проводит регулярную сессию раз в год. Кроме того, в качестве секретариата ВОИС действует Международное бюро во главе с Генеральным директором. Бюро организует заседания руководящих органов ВОИС, осуществляет проекты и инициирует разработку новых проектов в целях содействия международному сотрудничеству в области интеллектуальной собственности. Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария). Всемирная туристская организация (ВТО) была создана в 1925 г. ВТО является ведущей международной организацией в сфере туризма, служит глобальным форумом для определения вопросов туристской политики и практическим средством выработки туристской технологии. ВТО включает 148 государств и территорий, двух наблюдателей и более 350 ассоциированных членов, представляющих местные власти, туристские ассоциации и компании частного сектора. Новая межправительственная организация ВТО получила 23 декабря 2003 г. статус специализированного учреждения ООН в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 58/232. Помогая развитию туризма, ВТО призвана содействовать экономическому росту, созданию новых рабочих Мест, защите окружающей среды и туристских достопримечательностей, укреплению мира и взаимопонимания между народами. Высшим органом ВТО является Генеральная ассамблея, состоящая из полных и ассоциированных членов. Генеральная ассамблея собирается один раз в два года для утверждения бюджета, программы работы и обсуждения главных вопросов в туристской области. Руководящим органом является Исполнительный совет, куда входят 27 полных членов, избираемых Ассамблеей и постоянный член - Испания. Исполнительный совет собирается на заседания два раза в год. Шесть региональных комиссий - в Африке, Америке, Восточной Азии и Тихом океане, Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - собираются один раз в год. ВТО работает в тесном сотрудничестве с ООН, ее органами и учреждениями; может запрашивать консультативные заключения Международного Суда ООН по правовым вопросам, возникающим в рамках деятельности, относящейся к сфере ее компетенции. ВТО и ООН заключили Соглашение о сотрудничестве, которое было одобрено в резолюции 55/232 Генеральной Ассамблеи ООН. Местопребывание - Мадрид (Испания). Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1967 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2152 (XXI), с 1 января 1986 г. стала 16-м специализированным учреждением ООН. Членами ЮНИДО являются 168 государств, включая Россию. Основные цели - содействие промышленному развитию, ускорению индустриализации, в первую очередь развивающихся стран; улучшение условий жизни народов; содействие глобальному процветанию путем разработки программ устойчивого промышленного развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой. ЮНИДО центральный координирующий орган промышленной деятельности в системе ООН, глобальный форум для рассмотрения препятствий на пути устойчивой индустриализации, для разработки соглашений, кодексов, норм и правил, распространения новых подходов, политики и прогрессивного опыта промышленного развития. ЮНИДО предоставляет необходимые услуги и помощь правительствам, институтам и предприятиям в приобретении новых технологий, подготовке национальных кадров в целях укрепления возможностей добиваться общей цели ЮНИДО - устойчивого и равномерного промышленного развития. В 1997 г. Генеральная конференция ЮНИДО одобрила План действий, касающихся будущей роли и функций ЮНИДО, который подразделил ее деятельность на две основные области: усиление промышленного потенциала и более чистое и устойчивое промышленное развитие. Высший орган ЮНИДО - Генеральная конференция, состоящая из представителей всех членов и созываемая раз в два года. Она рассматривает концептуальные основы политики и стратегии ЮНИДО по проблемам индустриального развития и бюджета, рассматривает доклады Совета и программу работы ЮНИДО и следит за эффективным использованием финансовых ресурсов. Исполнительный орган - Совет по промышленному развитию, состоящий из 53 членов, избираемых Генеральной конференцией на трехлетний период. Совет осуществляет разработку принципов и политики для достижения целей ЮНИДО; рассматривает выполнение одобренных рабочих программ, бюджета и других решений Генеральной конференции; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о деятельности ЮНИДО. Каждый член Совета имеет один голос. Решения принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. Совет проводит не менее одной сессии в юд. Вторым по значимости директивным органом ЮНИДО является Комитет по программным и бюджетным вопросам, созданный в 1985 г. В его функции входит рассмотрение предложений Генерального директора и представление Совету рекомендаций по предлагаемой программе работы и соответствующим сметам регулярного и оперативного бюджета, подготовка проекта шкалы взносов стран-членов и рассмотрение других финансовых вопросов. Комитет состоит из 27 членов, избираемых Генеральной конференцией. Решения принимаются двумя третями голосов присутствующих и участвующих в голосовании. Комитет проводит не менее одной сессии в год. Секретариат включает бюро Генерального директора, избираемого Генеральной конференцией На четыре года. Местонахождение - Вена (Австрия). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - автономная межправительственная организация, созданная в 1957 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Соглашение, регулирующее взаимоотношения между МАГАТЭ и ООН, было утверждено Генеральной конференцией Агентства 23 октября 1957 г., а 14 ноября 1957 г. -Генеральной Ассамблеей ООН. МАГАТЭ ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. Членами Агентства являются 128 государств, в том числе Россия. Основные цели МАГАТЭ в соответствии с его Уставом следующие: стремиться к достижению более быстрого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире; обеспечивать, чтобы помощь, предоставляемая им, или по его требованию, или под его наблюдением либо контролем, не была использована для достижения какой-либо военной цели. Функции МАГАТЭ могут быть подразделены на две категории-техническое сотрудничество, содействие исследованиям и практическому применению атомной энергии в мирных целях; гарантии обеспечения того, чтобы особые расщепляющиеся материалы и другие материалы, услуги, оборудование и информация, имеющиеся у МАГАТЭ или полученные по его просьбе либо под его контролем, не использовались для военных целей. Деятельность МАГАТЭ направлена на то, чтобы способствовать развитию ядерной энергии и использованию радиоизотопов в медицине, сельском хозяйстве, гидрологии и промышленности; распространять научную информацию и технические навыки путем предоставления стипендий, организации курсов подготовки, проведения конференций и издания публикаций; предоставлять техническую помощь и заниматься юридическими аспектами вопросов, связанных с атомной опасностью. МАГАТЭ служит центральным мировым межправительственным форумом научного и технического сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии. Деятельность Агентства в значительной мере сосредоточена на программах, которые можно применить в таких областях, как пищевая промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность и гидрология, а также борьба с загрязнением окружающей среды. МАГАТЭ помогает государствам осуществлять контроль за соблюдением международных договоров, предусматривающих гарантии того, чтобы ядерные материалы не направлялись на военные цели. Во всем мире 200 инспекторов наблюдают за более чем 900 установками и другими объектами, на которые распространяется Программа гарантий МАГАТЭ. Агентство устанавливает основные стандарты радиационной безопасности, правила и инструкции по выполнению конкретных операций, включая безопасность перевозок радиоактивных материалов. МАГАТЭ оказывает также экспертную помощь государствам-членам в случае радиационной катастрофы. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств -членов Агентства. Она собирается на очередные ежегодные сессии, а также на такие специальные сессии, которые могут быть необходимы. Генеральная конференция может обсуждать любые вопросы в рамках Устава Агентства, в том числе утверждение Генерального директора, прием новых членов и др. Совет управляющих состоит из 35 членов. Он выполняет функции Агентства, в частности одобряет соглашения о гарантиях, важные проекты и стандарты безопасности. Секретариат возглавляется Генеральным директором, назначаемым Советом управляющих и утверждаемым Генеральной конференцией сроком на четыре года. Местопребывание - Вена (Австрия). Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1995 г. на основе существовавшего ранее Генерального соглашения по тарифам и торговле. ВТО - единственный международный орган, осуществляющий надзорные функции в области международной торговли. ВТО не является специализированным учреждением ООН, но имеет договоренности и установившуюся практику сотрудничества с ООН. В ВТО входят 132 государства и Европейский Союз. Россия не участвует в ВТО. Ядром деятельности ВТО служат около 30 ее соглашений, составляющих основу международной торговли и торговой политики. Основные цели ВТО заключаются в том, чтобы способствовать как можно более свободному потоку торговли, добиваться дальнейшей либерализации путем переговоров, служить форумом для многосторонних переговоров и создавать беспристрастные методы урегулирования конфликтов. Основополагающие принципы деятельности ВТО - отсутствие дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования), более свободная торговля, поощрение конкуренции, а также особые условия для наименее развитых стран. Одна из целей ВТО состоит и в сокращении протекционизма. Высшим органом ВТО является Конференция министров, в которой участвуют представители всех членов ВТО на министерском уровне. Конференция может принимать решения по всем вопросам, касающимся любого многостороннего торгового соглашения, и собирается раз в два года. Повседневной работой занимается Генеральный комитет, состоящий также из представителей всех членов ВТО и представляющий Конференции министров доклады по вопросам торговой политики ВТО. Секретариат во главе с Генеральным директором обслуживает все органы ВТО, содействует проведению переговоров, в том числе по вопросам приема новых членов, и оказывает поддержку развивающимся странам. Местонахождение - Женева (Швейцария). Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям, - работает ради защиты, выживания и развития ребенка в рамках Конвенции о правах ребенка. Созданный Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. ЮНИСЕФ поддерживает программы, направленные на улучшение жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах. Он способствует реализации в полном объеме Конвенции о правах ребенка, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1989 г., и достижению целей, поставленных на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г. В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительствами и неправительственными организациями и через всемирную периферийную сеть ЮНИСЕФ содействует программам по предоставлению дешевых услуг на общинном уровне в области оказания первичной медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и улучшения санитарных условий, ликвидации тендерного неравенства и развития. Он отстаивает соблюдение прав человека в отношении всехдетей, особенно девочек. ЮНИСЕФ также оказывает неотложную помощь и проводит восстановительные работы в случае чрезвычайных происшествий. Руководящим органом ЮНИСЕФ является Исполнительный совет, состоящий из 36 государств (Россия является его членом). Штаб-квартира - в Нью-Йорке (США). Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 г. для ускорения торгового и экономического развития, особенно развивающихся стран. ЮНКТАД включает 190 государств-членов, в том числе Россию. ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра для интегрированного подхода к развитию и смежным проблемам в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития. Высший руководящий орган - Конференция всех стран-членов, созываемая не реже чем раз в четыре года. Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, заседающий один раз в год. Он отвечает за обеспечение общего соответствия деятельности ЮНКТА
|