![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ООН и усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях
Идея недопустимости решения спорных вопросов между государствами путем войны высказывалась мыслителями и политическими деятелями многих стран начиная с глубокой древности. Однако найти свое воплощение в договорной форме она смогла лишь в XX в. Решимость государств отказаться от военной агрессии и угрозы ею в качестве средства урегулирования международных споров и инструмента национальной политики получила международно-правовое закрепление в подписанном 27 августа 1928 г. Пакте Бриана - Кел-лога. Характерно, что Советский Союз, который первым ратифицировал Пакт Бриана - Келлога, исходил из того, что нарушением пакта должны считаться не только объявленная война, но и всякие фактические военные действия, начатые любым государством, то есть считал незаконным любое применение вооруженных сил одним государством против другого, какими бы мотивами оно ни оправдывалось. Дальнейшее развитие принцип отказа от агрессивной войны получил в Уставе ООН, согласно которому все государства - члены ООН «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2). Закрепленный в Уставе ООН принцип неприменения силы носит императивный характер, то есть является обязательным для исполнения всеми государствами, налагает категорический запрет на развязывание любых войн. Определенные исключения из этого запрещения прямо и четко предусмотрены Уставом, и он не допускает никаких иных доводов и отговорок для обоснования отхода государств от данного принципа. Таким образом, Устав ООН не оставляет возможности прибегать к войне в целях разрешения существующих между государствами спорных вопросов. Важным этапом в разработке принципа неприменения силы или угрозы силой стало принятие на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1970 г. на основе консенсуса Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН1. Одним из наиболее опасных актов применения силы декларация называет агрессивную войну, являющуюся преступлением против мира, за которое международное право предусматривает ответственность. Запрет налагается и на пропаганду агрессивных войн. В декларации отмечается ряд актов, подпадающих под общий запрет применять силу или угрозу силой в международных отношениях, и предусматривается, в частности, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения в целях нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных, и вопросов, касающихся государственных границ. К запрещенным актам относится и применение силы или угрозы силой в целях нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленные в международном соглашении, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Наполнению принципа неприменения силы или угрозы силой новым содержанием служит и предусматриваемый декларацией запрет актов репрессалий, связанных с применением силы, а также каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. Декларация распространяет запрещение применять силу на организацию или поощрение организации одним государством иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Под действие принципа неприменения силы или угрозы силой подпадает и обязательство каждого государства воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве, равно как и от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов. Особое значение имеет впервые устанавливаемая в декларации органическая связь принципа неприменения силы с разоружением и повышением эффективности ООН. В этом плане важную роль играют положения о том, что все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему коллективной безопасности, основывающуюся на Уставе ООН. Раскрытие содержания принципа неприменения силы с точки зрения конкретизации понятия «сила» представляет собой одно из важнейших направлений усилий государств по приданию действенности данному принципу. Это направление впервые нашло отражение в резолюции Генеральной Ассамблеи 2936/XXVII «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия», принятой 29 ноября 1972 г. по инициативе Советского Союза. В резолюции речь идет о запрете применения силы в ее наиболее опасном, ядерном, выражении. В ней отказ от применения силы или угрозы ее применения формулируется в органической увязке с запретом на применение ядерного оружия и выдвигается в качестве закона международной жизни, который должен полностью соблюдаться всеми государствами. В резолюции содержится торжественное заявление «от имени государств - членов Организации об их отказе от применения силы или угрозы ее применения во всех ее формах и проявлениях в международных отношениях, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, и о запрещении навечно применения ядерного оружия». Для обеспечения действенности принципа неприменения силы в резолюции намечается объединение акций двух главных органов ООН и предусматривается, что для полного осуществления указанного заявления Генеральной Ассамблеи Совет Безопасности должен принять как можно скорее соответствующие меры. Дальнейшей конкретизации принципа неприменения силы или угрозы силой способствовало принятие консенсусом в 1974 г. Генеральной Ассамблеей определения агрессии2. В соответствии с этим определением к числу актов применения вооруженной силы государством, запрещенных Уставом ООН, относятся: • вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; • бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; • блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; • нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; • применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; • действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; • засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них. Конкретизация принципа неприменения силы осуществлялась не только в рамках ООН, но и на двустороннем и региональном уровнях. Особенно подробной разработке принцип был подвергнут в Заключительном акте, принятом на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г.3 В Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, предусматривается дальнейшая детализация этого принципа. В ней речь идет не только о неприменении силы, но и об обязательстве государств воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое либо косвенное применение силы против другого государства. В декларации говорится также о том, что государства будут воздерживаться от всех проявлений силы в целях принуждения другого государства к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом государства будут воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Характерной особенностью декларации является установление тесной взаимосвязи принципа неприменения силы с другими принципами международного права, в частности принципом мирного разрешения споров. В этой связи специально указывается, что никакое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между государствами. Существенно важным этапом дальнейшего развития принципа неприменения силы явилось одобрение на основе консенсуса в ходе 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1987 г. по инициативе Советского Союза Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях4. Декларация представляет собой политически насыщенный документ многопланового характера, в котором отражены основные аспекты принципа неприменения силы. Лейтмотивом документа является запрет на использование государствами силы или угрозы силой под любым предлогом, чтобы обеспечить корректные отношения между государствами в целях построения безъядерного и ненасильственного мира. Отличительной чертой декларации является то, что общий принцип отказа от применения силы или угрозы силой в ней обстоятельно конкретизируется и подкрепляется так называемыми «негативными» политическими обязательствами государств воздерживаться от совершения конкретных действий. Это позволяет значительно уточнить объем и охват данного принципа применительно к реальностям сегодняшнего дня. В декларации перечислены действия, от совершения которых государства должны воздерживаться, что дает возможность гораздо четче уяснить границы дозволенного в поведении государств на международной арене. В декларации используется потенциал идей, заложенных в Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира 1986 г. Сформулированные в Делийской декларации и выражающие интересы всего мирового сообщества идеи и принципы послужили отправным пунктом ряда положений Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Так, под непосредственным воздействием Делийской декларации, в частности ее пунктов 1 и 9, сформулированы положения преамбулы, гласящие, что «в современной международной обстановке, когда существует ядерное оружие, нет разумной альтернативы мирным отношениям между государствами... что вопрос всеобщего и полного разоружения имеет первостепенное значение и что мир, безопасность, основные свободы и экономическое и социальное развитие неделимы». В декларации нашли отражение и многие положения Политической декларации, одобренной на VIII конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Хараре в сентябре 1986 г. Так, в преамбуле Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях выражается заинтересованность всех государств «в обеспечении стабильного и справедливого международного экономического климата как существенной основы международного мира» и высказывается убежденность в том, что государства «должны укреплять международное сотрудничество в целях развития и добиваться установления нового международного экономического порядка». Характерная особенность Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях состоит в том, что в ней придание максимальной эффективности принципу неприменения силы или угрозы силой органически связано с обеспечением национальной безопасности и международной безопасности в целом. Безопасность не должна строиться на политике силы. Международная безопасность, особенно в ядерную эру, может покоиться лишь на отказе от применения силы, на праве свободного выбора и независимого развития каждой страны. На содержание и характер декларации заметное влияние оказали договоренности, достигнутые в Стокгольме на Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе. В духе Итогового документа конференции от 19 сентября 1986 г. были сформулированы многие положения декларации, в частности касающиеся подтверждения того, что уважение, эффективное осуществление и защита всех прав человека и основных свобод являются существенными факторами международного мира и безопасности, а также справедливости, развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. В нынешних условиях наиболее подходящим международным инструментом по претворению в жизнь, контролю и обеспечению эффективности рассматриваемого принципа являются Организация Объединенных Наций и ее органы. Из этого и исходит декларация, предусматривающая в пункте 26, что «государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом ООН». Декларация отражает объективную необходимость поставить мощный заслон на пути использования силы во всех ее проявлениях, и прежде всего в наиболее опасном ядерном, и продиктованную этой необходимостью решимость государств в полной мере задействовать весь потенциал ООН, в первую очередь Совета Безопасности, в интересах обеспечения всеобщей безопасности, равной для всех государств. В ней предусматривается, что государства должны активно добиваться усиления эффективности системы коллективной безопасности путем строгого соблюдения положений Устава ООН, особенно тех из них, которые касаются особой ответственности, возложенной в этой связи на Совет Безопасности. В декларации последовательно проводится мысль о том, что международная безопасность складывается из безопасности в различных регионах, и указывается, что государства - участники региональных соглашений или органов должны рассматривать возможность более широкого использования таких соглашений и органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, в соответствии со статьей 52 Устава ООН. Таким образом, в декларации нашла отражение все более овладевающая народами мира идея, что в борьбе за всеобщую безопасность, за исключение войны из жизни общества должны быть задействованы все международные институты и формы, и прежде всего такой универсальный орган сотрудничества государств, как Организация Объединенных Наций. Таким образом, декларация представляет собой не только качественно новую ступень в развитии принципа неприменения силы или угрозы силой, но и реалистическую программу конкретных практических действий сообщества государств, направленную на исключение применения силы или угрозы силой из практики международных отношений и призванную стать неотъемлемым компонентом формирования основанной на Уставе ООН всеобъемлющей системы международного мира и безопасности - несущей опорой правопорядка и законности в мире. При всем значении декларации нельзя не признать, что по своему юридическому характеру она является рекомендацией, но в то же время может рассматриваться как единодушное толкование принципа отказа от угрозы силой или ее применения в условиях конца XX столетия. В связи с этим возникает вопрос: можно ли рассматривать ее как завершающий этап раскрытия содержания данного принципа и утверждения его в практике межгосударственных отношений? Очевидно, было бы неправильным считать процесс развития принципа отказа от угрозы силой или ее применения и придания ему максимальной эффективности законченным, учитывая, в частности, то обстоятельство, что многие проблемы, в том числе отказ применять первым ядерное оружие, не охвачены декларацией, а также то, что до сих пор не решен вопрос об окончательной юридической форме дальнейшего утверждения этого принципа в практике международных отношений. Кроме того, некоторые важные элементы принципа вообще не исследованы (например, неприменение силы в космическом пространстве, на морях и океанах) или затрагивались лишь вскользь (например, проблема косвенного применения силы). Следует также иметь в виду, что одним из основных не согласованных элементов принципа неприменения силы остается само понятие «сила». США и другие западные страны продолжают считать, что в соответствии с Уставом ООН термин «сила» означает только прямую вооруженную силу. По мнению развивающихся стран, понятие «сила» включает в себя не только вооруженную силу, но и экономический диктат, политическое давление, действия по дестабилизации правительств, отказ от предоставления продовольственной и финансовой помощи, использование наемников и т. д. Вопрос об определении понятия «сила» являлся предметом наиболее острых споров и разногласий на всех этапах рассмотрения в ООН и вне ее рамок путей усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. К сожалению, эти разногласия до сих пор преодолеть не удается, и потребуется еще немало усилий со стороны мирового сообщества, чтобы прийти в конце концов к единообразному общеприемлемому пониманию принципа неприменения силы. Другой весьма сложной и практически совсем не разработанной проблемой является определение содержания понятия «угроза силой». Если охват термина «сила» более или менее, особенно после одобрения в 1987 г. Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, ясен, то понятие «угроза силой» рассматривается практически всеми государствами как весьма и весьма двусмысленное и неопределенное. Положение дел с этим понятием усугубляется еще и тем, что и в теоретическом, и в практическом плане «угроза силой» часто отождествляется с вмешательством во внутренние и внешние дела государств. Видимо, настало время, когда мировое сообщество должно вплотную заняться этими сложными и неотложными проблемами, ведь достижение по ним общеприемлемых договоренностей могло бы существенным образом подкрепить принцип отказа государств от войны друг против друга. Практика показывает, что с помощью силы или угрозы ее применения никогда не был и не может быть урегулирован на прочной и справедливой основе ни один спор между государствами. Наоборот, использование силы в целях агрессии, аннексии территорий и угнетения других народов всегда сеяло лишь семена вражды и ненависти, закладывало основы новых конфликтов, влекло за собой гибель людей и уничтожение огромных материальных ценностей. Появление в арсеналах государств ядерного оружия и его накопление радикально изменили-представление о последствиях, которые могут иметь для народов военные конфликты, а вероятность перерастания того или иного кризиса или конфликта в ядерное столкновение многократно возросла» • I.,,;: Конкретный подход Советского Союза к некоторым аспектам обеспечения коллективной безопасности, а именно к повышению эффективности ООН и ее главных органов, более широкому использованию операций ООН по поддержанию мира и утверждению примата международного права в межгосударственных отношениях, был изложен в памятной записке делегации СССР на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи «К всеобъемлющей безопасности через повышение роли ООН». ■ I Советский Союз считал, что нельзя обеспечить свою безопасность, не учитывая интересов других. Невозможно в ядерный век построить надежную безопасность военными средствами, какими бы совершенными в техническом отношении они ни были. По твердому убеждению Советского Союза, ООН призвана стать центром согласования подходов государств к формированию новой модели безопасности. I Большое значение с точки зрения дальнейшего утверждения в международной практике принципа отказа от военной агрессии и угрозы ею, в качестве инструмента государственной политики имеет одобрение консенсусом 15 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи впервые в истории ООН внесенной совместно СССР и США резолюции 44/21 «Укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в соответствии с Уставом ООН». В резолюции вновь подтверждается поддержка действенности и значения Устава ООН и содержится призыв ко всем государствам соблюдать его, уважать содержащиеся в нем принципы и прежде всего «воздерживаться от применения силы или угрозьт силой несовместимым с Уставом образом». Документ; ориентирует! все государства на умножение их практических усилий по решению задачи укрепления международного мира и безопасности,! на нахождение многогранных подходов с целью более эффективного использования миротворческого потенциала ООН. •: •, «у, > инйкпл.лкзп rbh Выступая за демилитаризацию международных отношенийууР.оо-? сия считает, что политико-правовые методы должны, стать господ-: ствующими при решении возникающих проблем.: Наш, идеал пгМИт ровое сообщество правовых государств, которые и свою^внешнепо-литическую деятельность подчиняют праву.: Важным практическим шагом на этом направлении стало бы упрочение в международной практике принципа отказа государств от войны друг с другом.! ihrhoo Характерной приметой нового времени являетсято, что надтрог блемой исключения войны из практики межгосударственных отношений начинают работать региональные организации, отдельные! государства, а также ученые и политики как на Востоке) так и на Запа^ де. Причем ряд подходов к решению этой исторической.задачи'или очень близки, или совпадают. Это относится, например, к единодушному стремлению в полной мере и неукоснительно соблюдать принципы и цели Устава ООН, разрешать международные споры исключительно мирными средствами, добиваться общеприемлемых! договоренностей в решении глобальных проблем современности'; Серьезного внимания заслуживают и соображения; изложенные группой видных политических и государственных деятелей, представляющих различные регионы мира, в докладе, опубликованном в-декабре 2004 г. В нем справедливо подчеркивается, что эффективность глобальной системы коллективной безопасности, равно: как и любого другого правового порядка, зависит не только от законности решений, но и от общего представления об их легитимности: они должны иметь под собой прочную доказательную базу и основываться на верных: в моральном и правовом отношениях посылках. При этом главная цель состоит в том, чтобы максимально расширить возможности достиже-> ния в Совете Безопасности консенсуса в отношении того, уместно или нет в той или иной ситуации предпринимать принудительные действия, включая применение вооруженной силы, обеспечить максимальную международную поддержку решения, которое примет Совет Безопасности, и свести к минимуму возможность осуществления отдельными государствами - членами ООН действий в обход Совета Безопасности. По мнению авторов доклада, при рассмотрении вопроса, санкционировать или одобрить применение военной силы, Совет Безопасности должен всегда учитывать независимо от других соображений, которые он может принять во внимание, свод руководящих принципов, а именно пять критериев легитимности: серьезность угрозы, правильная цель, крайнее средство, соразмерность средств и сбалансированный учет последствий. Принятие этих руководящих принципов не приведет к согласованным выводам с автоматической предсказуемостью, однако должно существенно повысить шансы на достижение международного консенсуса по вопросам, которые в последние годы породили глубокий раскол. Поэтому вполне логичен вывод авторов доклада, что указанные руководящие принципы, касающиеся санкционирования применения силы, должны быть закреплены в декларативной форме в резолюциях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Представляют интерес и выдвигаемые некоторыми западными исследователями предложения о разработке невоенного или нейтрального статуса государств, а также соображения о достижении общеприемлемых договоренностей по некоторым другим проблемам, которые содействовали бы утверждению принципа неприменения силы и примата международного права в международных отношениях. К их числу относятся: • создание глобальной и региональных структур коллективной безопасности на основе баланса интересов всех сторон для предупреждения конфликтов и международной нестабильности; • обеспечение безопасности каждой страны прежде всего политическими средствами как составной части системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН; • ликвидация ядерного оружия в ходе переговорного процесса, ориентированного на разоружение и сокращение оборонного потенциала государств до пределов разумной достаточности; • достижение общеприемлемых договоренностей в рамках ООН о единообразном понимании принципов и норм международного права; • взятие на себя государствами дополнительных односторонних международных обязательств, как это сделали в свое время, например, СССР и КНР, заявившие, что не применят первыми ядерное оружие; • разработка и принятие в рамках ООН и других международных организаций практических мер по укреплению доверия и международного сотрудничества во всех сферах: военно-политической, экономической, экологической, гуманитарной и др.; • прогрессивное развитие и конкретизация общих принципов и норм Устава ООН и международного права с учетом новых мировых реалий, новых вызовов безопасности и стабильности; • разработка международно-правовых принципов и норм для новых сфер сотрудничества государств; • использование в полной мере всех предусмотренных Уставом ООН средств мирного урегулирования споров, таких как переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, добрые услуги и др.; • создание широкого арсенала механизмов и методов расследования и сбора фактов, используемых государствами и органами ООН для получения наиболее полной и достоверной информации о спорах и конфликтах, их раннего предупреждения и профилактики, политического урегулирования и осуществления беспристрастного контроля за соблюдением соглашений об урегулировании; • разработка в рамках ООН мер профилактического характера, способных эффективно предотвращать зарождение любых угроз и вызовов во всех сферах международных отношений: военно-политической, экономической, экологической и гуманитарной; • разработка эффективных международных гарантий (включая согласованные коллективные меры, принимаемые ООН, и прежде всего Советом Безопасности), обеспечивающих выполнение государствами положений Устава ООН, принципов и норм международного права. Совместные усилия всех стран, и прежде всего России и других миролюбивых государств, по достижению взаимоприемлемых договоренностей и соглашений по названным и другим предложениям, несомненно, содействовали бы приближению мирового сообщества к осуществлению извечной мечты человечества - мира без оружия, мира без войн. Дальнейшему раскрытию содержания и уточнению принципа неприменения силы содействовало рассмотрение в ООН в конце XX в. российской инициативы о правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, а также связанного с ней предложения России о путях формирования Концепции мира XXI века, которая объединила бы новые правила поведения в международных делах, заложила бы основы правопорядка в мире с учетом новых мировых реалий. Основная цель данных инициатив состояла в том, чтобы обеспечить безопасность государств и народов через сотрудничество на основе Устава ООН, принципов и норм международного права. При этом Россия исходила из того, что обстоятельное обсуждение правовых аспектов применения силы в международных отношениях должно проходить прежде всего в рамках ООН и ее Совета Безопасности, в том числе в ходе встречи глав государств и правительств 6—8 сентября 2000 г. В плане подготовки к Саммиту и Ассамблее тысячелетия стали активно прорабатываться не только основные принципы правовых аспектов применения силы в современных условиях, но и вопрос о формах воплощения таких принципов, а именно: должна ли это быть резолюция Генеральной Ассамблеи, или декларация Саммита тысячелетия, или резолюция Совета Безопасности. В результате обсуждения было достигнуто общее понимание, что принципы правовых аспектов применения силы должны базироваться на Уставе ООН, других основополагающих ооновских декларациях и резолюциях, особенно принятых консенсусом, и концентрироваться на подтверждении и прогрессивном развитии существующих международно-правовых норм регулирования применения силы. Особое внимание со стороны ряда государств, в том числе России, было обращено на тесную взаимосвязь роли ООН как центрального элемента международных отношений, прежде всего в области поддержания международного мира и безопасности, с самим процессом укрепления правопорядка в мире на основе утверждающихся в соответствии с Уставом ООН постулатов и принципов. Многие из выдвинутых Россией положений и принципов правовых аспектов применения силы в международных отношениях нашли отражение в принятых на Ассамблее тысячелетия исторических документах - Декларации тысячелетия ООН5, Декларации об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности, особенно в Африке, и др. Вместе с тем необходимость принятия Советом Безопасности решения о правовых аспектах применения силы в международных отношениях XXI столетия отнюдь не отпала, а, наоборот, стала еще более актуальной и назревшей задачей, особенно в условиях распространения такой серьезной угрозы для всего мирового сообщества, как международный терроризм. Объясняется это рядом обстоятельств. Прежде всего, именно Совет Безопасности может давать аутентичное толкование этого основного принципа Устава ООН. Его решение подлежит неукоснительному соблюдению всеми государствами мира. Более того, в случае несоблюдения такого решения Совет Безопасности вправе принимать адекватные принудительные меры, в том числе с использованием вооруженных сил. Практика послевоенных и особенно последних лет подтверждает, что задача безусловного утверждения принципа неприменения силы в международной жизни, к сожалению, не сошла на нет, а, напротив, стала еще более настоятельной и актуальной. Среди закрепленных в Уставе ООН взаимосвязанных принципов международного права принцип неприменения силы имеет, несомненно, первостепенную важность. Только его строгое и неукоснительное соблюдение всеми государствами может обеспечить мирные условия жизни народов и выполнение других принципов, в том числе суверенного равенства государств, уважения прав и основных свобод человека, сотрудничества между государствами, демократизации общественной жизни и т.д. Утверждение принципа неприменения силы в международной жизни, придание ему максимальной эффективности и высшей законности может быть обеспечено только в правовых рамках, на основе дальнейшего прогрессивного развития и кодификации международного права, адаптации и конкретизации общих принципов и положений Устава ООН к меняющимся условиям развития международных отношений. Устав ООН является незыблемой основой дальнейшего прогрессивного развития, конкретизации и возведения в закон международной жизни принципов и норм международного права, в том числе принципа неприменения силы. Существенно важной формой адаптации Устава ООН и развития его общих положений является подготовка под эгидой ООН свыше 500 международных многосторонних договоров и соглашений, регламентирующих в обязательном порядке основные правила и нормы поведения всех государств мира в военно-стратегической, политической, социальной, экологической, международно-правовой и иных областях сотрудничества. Эти универсальные договоры можно с полным основанием квалифицировать как существенно важное «дополнение» к Уставу ООН, наполняющее новым содержанием прежде всего принцип неприменения силы и повышающее его действенность и юридическую силу. Войны, развязанные отдельными государствами или группами государств в обход ООН и ее Совета Безопасности, ни в коей мере не могут служить дальнейшему укреплению универсальной действенности и утверждению принципа неприменения силы в качестве закона международной жизни. Подобные противоправные действия ведут, как отмечают сами западные политики, к подрыву устоев Организации Объединенных Наций, к произволу в международных делах, что особенно наглядно проявилось в ходе агрессии НАТО против СРЮ в 1999 г. и военной акции США и Великобритании против Ирака в 2003 г. Несостоятельность, опасный характер такого рода военных акций, расходящихся с обязательствами государств по Уставу ООН, вызывают протест и оправданную критику со стороны большинства государств мира и широкой международной общественности и даже в самих Соединенных Штатах. Так, еще бывший государственный секретарь США С. Вэнс, ушедший в отставку в знак несогласия с внешнеполитическим курсом Вашингтона, прямо заявил, что этот курс построен на «бессмысленном самообмане, который может привести к ошибкам, если не к катастрофе», и подчеркнул, что использование военной силы «не должно быть предпочтительной реакцией американской политики на внутреннюю политику других стран»6. Незаконные военные акции, осуществляемые в порядке «упредительного», или «превентивного», удара, способны привести только к дальнейшей эскалации того или иного конфликта, дестабилизировать обстановку в регионе и вызвать цепную реакцию насилия и войн со всеми вытекающими из этого негативными последствиями для поддержания международного мира и безопасности. Кроме того, нарушения или злоупотребления правом никогда не создают нового права. Равным образом не могут служить полезной цели обеспечения максимальной эффективности принципа неприменения силы и выдвигаемые доктрины и концепции, идущие вразрез с определенным Уставом принципом неприменения силы, поскольку в соответствии со статьей 103 Устава ООН они не имеют юридической силы, да и использоваться они могут, как это предусмотрено в Уставе, лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. В этих условиях оптимальным путем усиления эффективности принципа неприменения силы является использование мощного потенциала воздействия Совета Безопасности ООН на состояние и динамику развития событий в мире и дальнейшее укрепление его нормотворческой роли. Именно Совет Безопасности уполномочен принимать решения, которые не только развивают положения Устава ООН, но и определяют в обязывающей форме основные принципы сотрудничества государств в мирном разрешении споров, преодолении кризисов и конфликтов и решении вопросов, связанных с созданием действенной системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Именно Совет Безопасности наделен по Уставу ООН правом не только осуществлять плотный контроль за выполнением государствами выносимых им решений, но и в случае необходимости добиваться осуществления этих решений и заложенных в них норм права с применением принудительных мер. Поэтому в решении Совета Безопасности и могли бы быть отражены такие вытекающие из Устава ООН элементы, как • императивный характер принципа неприменения силы, обязательного для всех государств, независимо от их политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого из них; • необходимость предусмотренного Уставом ООН обеспечения путем принятия принципов и установления методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах мирового сообщества; • необходимость строгого соблюдения в XXI в. требования Устава ООН, что никакие соображения (политические, экономические, военные, гуманитарные, правочеловеческие и иные) не могут использоваться в качестве оправдания применения силы, не санкционированного Советом Безопасности; • неотчуждаемая легитимизирующая роль Совета Безопасности ООН при проведении любых принудительных операций и военно-силовых действий отдельными государствами, коалициями государств, региональными и субрегиональными структурами и органами; • закрепление постулата о том, что исключение войн и конфликтов из жизни общества - непременное условие строительства демократического и справедливого правопорядка в мире XXI в., основанного на предусмотренной Уставом ООН действенной системе коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях; • юридическая обязательность применения прежде всего политико-дипломатических, правовых и иных мирных средств и недопустимость использования военно-силовых действий для разрешения конфликтов как между государствами, так и внутри них, за исключением случаев, четко предусмотренных Уставом ООН. Принятие решений Совета Безопасности ООН в значительной сте-, пени содействовало бы повышению эффективности ООН при выполнении в соответствии с Уставом ООН задач по мирному урегулированию споров и конфликтных ситуаций, устранению угрозы международному миру и безопасности и позволило бы раз и навсегда покончить с обветшалыми и не отвечающими демократическим идеалам XXI в. воззрениями, что война может рассматриваться как допустимое средство разрешения мировых проблем. Не случайно поэтому на заседании Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств в ходе Саммита тысячелетия была подтверждена «важность соблюдения принципов отказа от угрозы силой и неприменения силы в международных отношениях каким бы то ни было образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций, и мирного урегулирования международных споров».
|