Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миростроительство и программа разоружения, демобилизации и реинтеграции
Концепция миростроительства была впервые выдвинута Бутросом Б. Гали в его докладе «Повестка дня для мира» в июне 1992 г. и развита в Дополнении к ней в январе 1995 г. В этих документах, в частности, отмечалось, что концепция миротворчества применяется не только к ситуациям, существующим по окончании конфликтов, а охватывает меры, способные прежде всего предотвратить возникновение конфликта, равно как и сопутствующие меры, которые можно было бы принимать в ходе конфликта в целях содействия мирному процессу. В них также указывается, что миростроительство вызывает необходимость комплексного и глобального подхода в том смысле, что должен делаться акцент на коренных и структурных причинах конфликтов, то есть на недостаточности или в отдельных случаях отсутствии экономического, социального и политического развития. Отсюда вытекает требование решительных и неуклонных действий для подтверждения развития во всех его аспектах. В многочисленных докладах Генерального секретаря ООН, в том числе в докладах «Обновление ООН: программа реформы» 1997 г., «Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке» 1998 г., «Мы, народы: роль ООН в XXI веке» 2000 г., подчеркивалось значение концепции миростроительства. Кроме того, в докладе Группы по операциям ООН в пользу мира Л. Брахими в равной степени высказывается обеспокоенность вопросами, связанными с миростроительством после конфликтов. В этих документах четко проводится мысль, что с учетом сложности задач поддержания международного мира и безопасности в самом | широком смысле этого понятия возникает необходимость разработки и осуществления глобальной и согласованной стратегии миростроительства. Такая стратегия должна включать в себя взаимодополняемость соответствующих функций всех субъектов, взаимодействие различных органов ООН в соответствии с Уставом ООН и учреждений системы ООН. Крайне важным является поддержание и укрепление вклада региональных организаций и международных финансовых учреждений в этот коллективный динамический процесс миростроительства. В последнее время к разработке концепции миростроительства активно подключился и Совет Безопасности, который посвятил этому вопросу значительное время в конце ХХ-начале XXI в. В ходе прений в Совете Безопасности по вопросам миротворчества, предотвращения конфликтов и проведения операций по поддержанию мира, равно как и в заявлениях Председателя Совета Безопасности, принимавшихся по завершении прений, подчеркивалась важность скоординированного международного подхода для ликвидации коренных причин вооруженных конфликтов и необходимость глобальной стратегии миротворчества с участием всех соответствующих субъектов, включая учреждения и программы ООН, региональные и субрегиональные организации и международные финансовые учреждения. Уже практически в первом документе Совета Безопасности по этому вопросу - заявлении его Председателя от 29 декабря 1998 г. - наметился принципиальный подход одного из главных органов ООН к проблеме миростроительства и основным элементам разрабатываемой глобальной стратегии. В заявлении указывается, что постконфликтное миростроительство представляет собой неотъемлемый компонент утверждающейся на международном уровне комплексной стратегии предотвращения и урегулирования конфликтов в соответствии с целями и принципами Устава ООН. В нем четко подтверждается главная ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. В документе подчеркивается, что процесс предотвращения и урегулирования конфликтов должен основываться на Уставе ООН и общепризнанных принципах миротворчества. В нем зафиксирован важный тезис, что Совет Безопасности обеспечивает необходимый контроль за миростроительной деятельностью, но основную практическую нагрузку в этой области должны нести специализированные финансовые, экономические и гуманитарные организации системы ООН. В заявлении признается важное значение включения в соответствующих случаях элементов миростроительства в мандаты многофункциональных операций в целях обеспечения плавного перехода от стадии поддержания мира к последующей фазе постконфликтного миростроительства и прочного мира. Одной из центральных тем заявления является необходимость тесного сотрудничества и диалога между органами системы ООН, прежде всего ЭКОСОС, и ее специализированными учреждениями, которые должны действовать в тесном рабочем контакте с международными финансово-экономическими и гуманитарными институтами, региональными и субрегиональными организациями, в частности, в материально-техническом и финансовом обеспечении мирострои-тельной деятельности. В этой связи Совет Безопасности обращает внимание на задействование статьи 65 Устава ООН, касающейся предоставления информации и содействия Совету Безопасности со стороны ЭКОСОС. Характерной особенностью заявления является подтверждение Советом Безопасности принципиального положения, согласно которому постконфликтное миростроительство должно осуществляться в соответствии с принципами Устава ООН, в том числе принципами политической независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств. По общему признанию, принятое заявление Председателя Совета Безопасности может служить существенным подспорьем в работе на миростроительном направлении в рамках как ООН, так и ее региональных звеньев. Важное место проблема миростроительства заняла и на Саммите тысячелетия. Совет Безопасности, проведя заседание на уровне глав государств и правительств 7 сентября 2000 г., указал в своей Декларации об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности, особенно в Африке, что он «обязуется повышать эффективность деятельности ООН по реагированию на конфликтные ситуации на всех этапах - от предотвращения и урегулирования до постконфликтного миростроительства». В ходе обсуждения вопроса о миростроительстве в Совете Безопасности главы государств и правительств подчеркнули важность углубленного изучения коренных причин конфликтов. Они выделили наличие тесной связи между миром и развитием и подчеркнули, что нищета и недостаточное развитие входят в число основных факторов конфликтов и что вследствие этого усилия, а также обязанности международного сообщества по сокращению масштабов нищеты в мире и содействию устойчивому развитию представляют собой шаг в направлении предотвращения конфликтов и вклад в миростроительство. Главы государств и правительств решили создать как на национальном, так и на международном уровне условия, способствующие развитию и ликвидации нищеты. В своей резолюции 1318 (2000) от 7 сентября 2000 г. Совет Безопасности «самым решительным образом призывает к разработке в рамках системы ООН и на более широкой основе всеобъемлющих и комплексных стратегий для устранения коренных причин конфликтов, включая их экономические и социальные аспекты». В осуществление итоговых документов Саммита тысячелетия Совет Безопасности провел углубленное обсуждение в феврале 2001 г. вопроса «Миростроительство: к всеобъемлющему подходу». По окончании рассмотрения Председатель Совета Безопасности сделал 20 февраля 2001 г. от имени членов Совета заявление, в котором рассматриваются принципиальные вопросы миростроительства. В нем прежде всего отмечается, что поиски мира требуют всеобъемлющего согласованного и решительного подхода, направленного на устранение коренных причин конфликтов, включая их экономические и социальные аспекты. В заявлении признается, что часто установление мира, поддержание мира и миростроительство тесно связаны между собой, и подчеркивается, что эта взаимосвязь требует всеобъемлющего подхода, чтобы сохранить достигнутые результаты и предотвратить возобновление конфликтов. В заявлении указывается, что миростроительство направлено на предупреждение возникновения, возобновления или продолжения вооруженных конфликтов и потому охватывает широкий комплекс программ и механизмов в области политики, развития, гуманитарных вопросов и прав человека. Это требует принятия кратко- и среднесрочных мер, разработанных для удовлетворения конкретных потребностей обществ, сползающих в конфликт или выходящих из него. Основной упор в упомянутых мерах должен делаться на содействие развитию устойчивых институтов и процессов в таких областях, как развитие, ликвидация нищеты и неравенства, транспарентное и подотчетное управление, содействие развитию демократии, уважение прав человека и правопорядка и содействие укреплению культуры мира и ненасилия. В заявлении раскрывается важное значение всеобъемлющей и комплексной стратегии миростроительства, которая должна охватывать все соответствующие субъекты в этой области с учетом уникальных условий в каждой конфликтной ситуации. Подчеркивается, что должным образом спланированная и скоординированная стратегия миростроительства может сыграть важную роль в предупреждении конфликтов и что международные усилия в области миростроительства призваны дополнять, а не подменять основную роль соответствующей страны. Отмечается, что, чтобы быть успешной, стратегия миростроительства должна удовлетворять, в частности, следующим главным критериям: актуальность, последовательность и согласованность программ и принимаемых мер; согласие и сотрудничество соответствующих государственных органов там, где они имеются; непрерывность и завершенность процесса; сотрудничество и координация между организациями и другими участвующими в этом процессе субъектами; эффективность всей операции по миростроительству с точки зрения затрат. Указывается также, что успешное миростроительство основывается на эффективном и четком разделении труда, покоящемся на сравнительных преимуществах различных имплементационных органов, между всеми международными партнерами, включая систему ООН, междунапродные финансовые учреждения, региональные и субрегиональные организации, неправительственные организации и международное сообщество в более широком плане. В этой связи Совет Безопасности настоятельно рекомендовал всем названным субъектам расширять их сотрудничество в таких областях, как раннее обнаружение ситуаций, в которых возникает потребность в мирост-роительстве; определение целей и приоритетных областей миростроительства; разработка комплексных оперативных мер реагирования на основе взаимных консультаций; совместное наблюдение за деятельностью в области миростроительства; создание баз данных, содержащих информацию о передовых методах и накопленном опыте в области миростроительства. Следует отметить, что концептуальные и практические элементы стратегии миростроительства нарабатываются Советом Безопасности совместно с другими органами ООН, и в частности с Генеральным секретарем ООН, который провел 6 и 7 февраля 2001 г. совещание на высоком уровне между ООН и региональными организациями специально по вопросу о миростроительстве. В ходе совещания был подготовлен весьма содержательный документ «Рамки сотрудничества в области миростроительства»25, представленный вместе с выступлением Генерального секретаря на рассмотрение Совета Безопасности. В этих документах обстоятельно освещаются основные характерные особенности и руководящие принципы концепции миростроительства. В них подчеркивается, в частности, что миростроительство, в основном, является внутригосударственным процессом, при котором роль ООН и региональных организаций должна заключаться в поддержке национальных усилий. Эффективная стратегия миростроительства должна быть направлена на устранение коренных причин конфликтов. Миростроительство по самой своей сути имеет политический характер. Различные составные части стратегии миростроительства призваны содействовать достижению общей цели - предотвращению возникновения или возобновления конфликта. Миростроительство следует рассматривать как всеобъемлющую стратегию, предусматривающую политические, социальные, гуманитарные меры и меры в области развития. Предпринимаемые действия должны быть многопрофильными в самом широком смысле этого понятия и могут охватывать пять ключевых областей миростроительства: заключение и осуществление мирных соглашений; стабилизацию в области безопасности; благое управление, демократизацию и права человека; правосудие и примирение, а также чрезвычайную гуманитарную помощь и устойчивое развитие. Мобилизацию международной помощи надлежит осуществлять скоординированно, чтобы она охватывала главные проблемы и дополняла усилия самих стран. Оказание помощи в области миростроительства должно руководствоваться потребностями, а не географическими преференциями. Необходимо предпринимать усилия, чтобы миростроительство осуществлялось на основе международной законности. Операции по поддержанию мира должны включать в себя миростроительство в качестве одной из составных частей. Следует предпринимать усилия для обеспечения главного перехода от поддержания мира к долгосрочному миростроительству, особенно в том, что касается демобилизации, разоружения и реинтеграции, обучения гражданской полиции и мер по предотвращению распространения стрелкового оружия и легких вооружений. Каждая организация должна осуществлять свою деятельность по миростроительству на основе собственного мандата, чтобы обеспечить легитимность своих действий. В соответствии с указанными руководящими принципами сотрудничества в области миростроительства Совет Безопасности в последние годы включал в мандат операций по поддержанию мира элементы миростроительства. Они были включены в мандат Миссии ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР), Временного органа ООН в Камбодже (ЮНТАК), Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) в Хорватии, Временной администрации ООН в рамках миссии в Косово (МООНК) и Миссии ООН в Восточном Тиморе (МООНВТ). После операций по поддержанию мира, как правило, учреждались отделения или миссии ООН для поддержки программ миростроительства. Первое такое отделение было создано в Либерии, а затем они создавались в Центральноафриканской Республике, Гвинее-Бисау, Гаити, Таджикистане, Сьерра-Леоне и других местах. Сложилась определенная практика проведения на этапе подготовки ОПМ консультаций между основными заинтересованными органами. Эти консультации между Советом Безопасности и всеми компетентными организациями в области миростроительства выявили мобилизующую и легитимизирующую роль Совета Безопасности и координационные функции Генерального секретаря и были нацелены на разработку с учетом мандатов и компетенции всех участников таких консультаций стратегии миростроительства и мобилизацию необходимых ресурсов. Составными частями такой стратегии являются точное определение обязанностей каждого, тесная координация между всеми участниками, установление графика осуществления программ, в максимально возможной степени наличие финансирования, в частности, осуществляемого на основе добровольных взносов, включение в операцию по поддержанию мира необходимых элементов миростроительства и реализация в оптимальных условиях и в разумные сроки перехода от стадии поддержания мира к этапу миростроительства. Концепция миростроительства, по мнению многих, является чуть ли не основным смыслом всей миротворческой деятельности ООН. Вместе с тем в ходе осуществления миростроительства обнаружился ряд препятствий и сложных проблем. Нередко миростроительство используется в качестве предлога для затягивания пребывания миротворческих сил и персонала многофункциональных ОПМ на территории пораженного конфликтом государства, а после подписания мирного соглашения'со стороны международного сообщества отсутствует устойчивая политическая поддержка долгосрочного миростроительства. Кроме того, мандаты, предоставляемые Организации Объединенных Наций и региональным организациям, иногда превышают их возможности, а ресурсы на цели миростроительства ограничены и зачастую берутся из тех средств, которые выделяются государствами-членами на другие виды деятельности. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем письме Председателю Совета Безопасности от 12 февраля 2001 г.26, «миростроительству присущ фундаментальный парадокс». С одной стороны, эффективное миростроительство требует долгосрочного участия международного сообщества, а с другой - всегда существует опасность, что то или иное общество окажется в постоянной зависимости от помощи на цели развития. Вот почему, по мнению многих, миростроительство должно быть внутригосударственным процессом, поддерживаемым международным сообществом, но направленным в конечном итоге на поощрение национальной опоры на собственные силы. Сложными и еще недостаточно разработанными являются вопросы определения целей миростроительства, роли Совета Безопасности и других главных органов ООН в ходе миростроительства и окончания миротворческой операции, в том числе ее миростроительной составляющей. В последнее время система ООН определила три основные цели, осуществление которых во многих случаях обеспечивало успешное всеобъемлющее м иростроительство. Первая цель - укрепление внутренней и внешней безопасности. Это предполагает развертывание миротворческих контингентов и/или военных наблюдателей для обеспечения безопасности или получения доступа к сторонам посредством переговоров в целях оказания содействия реформированию служб безопасности, включая создание нейтральной полиции с широкой представленностью местного населения, разоружение, демобилизацию и реинтеграцию, реформу судебной системы и уголовного кодекса, разминирование и создание потенциала для проведения таких работ. Вторая цель - укрепление политических институтов и благого управления. Это предполагает создание или укрепление национальных демократических институтов, политических партий и других механизмов, обеспечивающих участие населения, включая и средства массовой информации, создание потенциала для правительства и гражданского общества, оказание технической помощи в области прав человека, осуществление просветительской деятельности и профессиональной подготовки в вопросах воспитания гражданственности, оказание помощи в проведении выборов, включая разработку закона о выборах и кодекса поведения и создание советов по проведению выборов; оказание поддержки в борьбе против коррупции. Третья цель - содействие экономическому и социальному восстановлению и преобразованию. Это предполагает создание условий для возобновления социально-экономического развития; обеспечение устойчивого процесса возвращения и реинтеграции перемещенных лиц и беженцев; принятие мер по укреплению доверия, способствующих национальному примирению; содействие максимальному вовлечению в эту деятельность гражданского общества, особенно женщин, и национальных неправительственных организаций; уделение особого внимания потребностям молодежи; оказание социальных услуг (в области здравоохранения, образования, водоснабжения и санитарии); обеспечение устойчивых средств существования для демобилизованных солдат и возвращающихся беженцев и перемещенных лиц; создание рабочих мест и систем предоставления микрокредитов и содействие развитию доходообразующих видов деятельности; восстановление дорог, мостов и железнодорожных путей для обеспечения доступа в районы, пострадавшие от военных действий, в целях расселения возвращающихся беженцев и налаживания сельскохозяйственного производства; оказание консультативной помощи лицам с психологическими травмами из числа тех, кто пострадал от военных действий. Разумеется, такие комплексные операции по миростроительству часто связаны с решением весьма сложных задач и сопряжены со значительными расходами. Так, при осуществлении Миссии ООН по оказанию помощи Руанде (МООНПР) только стоимость гуманитарной помощи Руанде и всему району Великих озер, пострадавшим от преступлений геноцида, превысила 4, 5 млрд долларов. Другим важным обстоятельством является то, что в такой деятельности должны на основе конструктивного взаимодействия участвовать в полном объеме все ключевые элементы системы ООН. Никакой департамент и никакое агентство не в состоянии в одиночку разработать и осуществить своими силами все элементы всеобъемлющей стратегии миростроительства. По общему признанию, основную мобилизирующую и координирующую роль в процессе миростроительства призван играть Совет Безопасности, на который согласно статье 24 Устава ООН возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Для этого от Совета Безопасности требуется достичь согласия относительно четкого и осуществимого мандата на основе общего понимания конфликта и добиться поддержки плана сторонами, региональными субъектами, странами, предоставляющими войска, и в целом государствами и учреждениями системы ООН. Члены Совета Безопасности должны использовать свое влияние для обеспечения с самого начала необходимых средств осуществления, а Генеральная Ассамблея - своевременно утвердить бюджетные ассигнования. Задача Секретариата ООН - обеспечить объективный и всесторонний анализ, на основе которого Совет Безопасности сможет принять решения об эффективной стратегии достижения мира. При этом правильный и эффективный сбор и анализ информации должен быть постоянным в течение всего периода любого вмешательства ООН, а не ограничиваться только начальными стадиями обсуждения проблемы миростроительства в Совете Безопасности и принятия им необходимых мер. Таким образом, в миростроительстве задействован ряд участников, и разнообразие их приоритетов и мандатов требует более четкой координации и согласования при решающей роли ООН и ее Совета Безопасности в целях разработки глобальной комплексной стратегии миростроительства, для реализации которой, в свою очередь, нужны неослабная и твердая политическая воля мирового сообщества и мобилизация необходимых ресурсов. Одной из сложных и острых проблем развития миротворческой деятельности ООН в целом и миростроительства в частности в последнее время стала следующая: каким образом и по каким причинам Совет Безопасности принимает решение закрыть ту или иную миротворческую миссию или существенно изменить ее мандат и в результате перевести ее в новую стадию ее оперативной деятельности. Вопрос о прекращении ОПМ ООН активно обсуждался в ноябре 2000 г. в Совете Безопасности и в 2001 г. в его Рабочей группе по операциям по поддержанию мира, а Генеральный секретарь ООН по поручению Совета 20 апреля 2001 г. представил специальный доклад под претенциозным названием «Нет стратегии - не уходить: принятие решений Совета Безопасности и прекращение операций ООН по поддержанию мира или переход к их новому этапу»27. Долгое время, практически до окончания «холодной войны», вопрос о завершении миротворческой операции решался сравнительно быстро. В соответствии со сложившейся практикой свертывание операции могло быть вызвано четырьмя основными обстоятельствами: требованием принимающего государства прекратить операцию (в частности, ЧВС-1 были выведены в мае 1967 г. по просьбе Египта), успешным выполнением мандата операции (так было прекращено большинство операций), неудачей операции (как, например, в Сомали) или частичным успехом. Россия исходила и исходит из того, что миротворческие операции не самоцель, а важное средство достижения политического урегулирования, прежде всего путем создания благоприятных условий для сближения и умиротворения сторон в конфликте, стимулирования диалога и достижения взаимоприемлемых договоренностей между ними. Эта ключевая функция ОПМ должна находить четкое отражение в их мандатах. Отсюда вытекает и важность фиксирования оптимальных временных параметров миротворческих операций, которые не могут длиться до бесконечности и должны сворачиваться или по мере выполнения задач трансформироваться (с соответствующим изменением мандата и структурной реорганизацией), например в постконфликтное миростроительство. В целом прошедшие годы ясно показали, что постконфликтное миростроительство стало важным и относительно новым компонентом миротворческой деятельности ООН. В 90-х годах ООН разработала более целостный подход к осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений, заключенных в ходе инициированных ею переговоров. Во всех ситуациях - начиная с Намибии и кончая Гватемалой - в обеспечении постконфликтного миростроительства участвовали межучрежденческие группы, которые вместе с неправительственными организациями и местными группами граждан способствовали оказанию чрезвычайной помощи, демобилизации комбатантов, разминированию, проведению выборов, созданию беспристрастных полицейских сил, стимулированию более долгосрочных усилий в области развития. Цель долгосрочных превентивных стратегий миростроительства, призванных устранить коренные причины конфликта, состоит прежде всего в том, чтобы предотвратить само возникновение разрушительных конфликтов. Всеобъемлющие мирные соглашения инициировали имплемента-ционные процессы с участием множества различных учреждений. Хотя некоторые традиционные миротворческие операции продолжают осуществляться, миротворцы на протяжении 90-х годов участвовали в более широких процессах постконфликтного миростроительства, связанных с осуществлением мирных соглашений. Постконфликтное миростроительство в значительной мере содействовало в различных районах мира возвращению и реинтеграции беженцев и вынужденных переселенцев, примирению, восстановлению судебной системы, укреплению мер по поощрению и защите прав человека, оказанию помощи в проведении выборов (Ангола, Мозамбик, Камбоджа, Гватемала), восстановлению разрушенных войной политических, экономических и социальных инфраструктур и решению более традиционных миротворческих задач. Во многих случаях ООН и ее Совету Безопасности удалось добиться существенного прогресса в улучшении организационной координации, в налаживании тесных практических связей между межправительственными органами и внутренними подразделениями ООН, отвечающими за вопросы мира, безопасности и развития, и в осуществлении стратегического руководства мирострои-тельством. Прошедшие годы показали, что миростроительство является одним из существенно важных элементов многофункциональных операций по поддержанию мира и что многоаспектность процесса поддержания мира стала теперь нормой для ООН. Постконфликтное миростроительство представляет собой осуществление комплексных и скоординированных действий, направленных на устранение коренных причин насилия (политических, правовых, институциональных, военных, гуманитарных, правозащитных, экологических, экономических, социальных, культурных или демографических) и создание основы для установления прочного мира. Постконфликтное миростроительство можно рассматривать как долгосрочную стратегию предотвращения конфликтов. Поскольку причины конфликтов разные, ООН должна действовать с учетом конкретных ситуаций в целях укрепления мирного процесса и обеспечения его необратимости. Никакой стандартной модели постконфликтного миростроительства пока не выработано. Речь могла бы, видимо, идти о разработке новой стратегической рамочной концепции миростроительства, которая явилась бы универсальным средством для выявления, анализа и определения приоритетных ключевых вопросов и мероприятий на основе общих принципов и целей. Такая рамочная концепция позволила бы охватить весь спектр основных видов деятельности ООН в той или иной стране, не допустить рецидива конфликта и создать условия, необходимые для установления прочного мира в странах, пострадавших от войны или конфликта. В последние годы весьма заметно изменился характер миротворческих операций ООН на местах (особенно в Камбодже, Сальвадоре, Сомали и в бывшей Югославии), которые по своему диапазону выходят за рамки принятого понятия и определения традиционных ОПМ. Эти операции со всей определенностью стали приобретать не только военное, но и политическое, гуманитарное и экологическое измерения, и все они требуют единообразного и комплексного подхода. Наметилась тенденция ко все большей вовлеченности миротворческих операций ООН в решение вопросов, связанных с процессом разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов в контексте мирного урегулирования международных и особенно внутригосударственных конфликтов, а по существу гражданских войн. Появление этой проблемы вызвано главным образом тем, что в ходе ряда конфликтов последнего времени продолжаются вооруженные столкновения между различными группировками, несмотря на заключение воюющими сторонами мирных соглашений и присутствие в соответствующих районах миссий ООН по поддержанию мира. Кроме того, одним из важных факторов, способствующих такому положению, является сохранение у конфликтующих сторон большого количества вооружений, в частности стрелкового и легкого оружия. Все это привело к пониманию того, что для достижения мирного урегулирования стороны конфликта должны работать в направлении успешного разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов и что Совету Безопасности следовало бы в подходящих случаях рассматривать разоружение, демобилизацию и реинтеграцию в качестве неотъемлемой части миротворческих операций. В концептуальном плане вопрос о разоружении, демобилизации и реинтеграции (РДР) бывших комбатантов в контексте поддержания мира был впервые поставлен 8 июля 1999 г. Советом Безопасности, который в заявлении Председателя28 поручил Генеральному секретарю ООН углубленно рассмотреть методы осуществления и координации программ РДР. В представленном 11 февраля 2000 г. докладе Генсекретаря подробно рассматриваются ключевые элементы, способствующие успешному осуществлению процесса РДР в контексте гражданских конфликтов в эпоху после «холодной войны». Жизненно важное значение процесс РДР имеет для стабилизации постконфликтной ситуации, уменьшения вероятности возникновения новой волны насилия в результате возобновления войны или вспышки бандитских действий и для облегчения перехода общества от конфликта к нормальной жизни и развитию. В докладе даются следующие определения элементов программы РДР: • разоружение означает сбор стрелкового оружия и легких и тяжелых вооружений в пределах зоны конфликта; • демобилизация означает процесс, в рамках которого стороны в конфликте начинают расформировывать свои военные структуры, а комбатанты - переход к мирной жизни; • реинтеграция означает процесс, позволяющий бывшим комба-тантам и их семьям приспособиться в экономическом и социальном отношениях к плодотворной мирной жизни. В докладе справедливо отмечается, что процесс РДР не следует рассматривать как простое чередование событий, а элементы РДР -изолированно друг от друга или какой-либо из них отдельно от остальных. Соответствующие мероприятия составляют непрерывный процесс, отдельные элементы которого перекрываются, связаны один с другим и подкрепляют друг друга. Успех всего процесса зависит от успешного осуществления каждого из его этапов. Хотя ООН начала участвовать в программах РДР относительно недавно, эти программы быстро стали неотъемлемым компонентом ее деятельности по поддержанию мира в период после окончания «холодной войны». Первой миротворческой миссией ООН, содействовавшей разоружению и демобилизации, стала Группа наблюдателей ООН в Центральной Америке (ГНООН в ЦА), развернутая в 1989 г. С тех пор в число миссий, выполнявших ключевые функции, связанные с разоружением, демобилизацией и реинтеграцией, входили Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре (МНООНС), Временный орган ООН в Камбодже (ЮНТАК), Операция ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ), Миссия наблюдателей ООН в Либерии (МНООНЛ), Контрольная миссия ООН в Анголе (КМООНА-П и III), Миссия наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА), Временная администрация ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАО-ОНВС), Контрольная миссия ООН в Гватемале (МИНИГУА), Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ), Миссия наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне (МНООНСЛ) и Миссия ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ). Помимо указанных 12 операций, в которых программа РДР была задействована в полном объеме, ООН при проведении некоторых своих операций несла ответственность лишь за отдельные элементы РДР. Например, разоружение при необходимости с помощью силы являлось составной частью мандата Операции ООН в Сомали (ЮНОСОМ-П). Разоружение и уничтожение оружия включены в мандат Миссии ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР). Операция, проводимая ООН в Восточном Тиморе, также связана с осуществлением аналогичной деятельности, поскольку она нацелена на создание действенной материальной и социальной инфраструктуры в условиях постконфликтного общества. Анализ накопленного опыта, рассмотрение вопроса о РДР в Совете Безопасности позволили выявить ключевые элементы, способствующие успешному осуществлению процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции в контексте поддержания мира. Было, в частности, установлено, что основа для успешной реализации программы РДР должна закладываться в мирном соглашении о прекращении конфликта. Важно, чтобы международное сообщество поощряло включение этих конкретных элементов в мирные соглашения. Государства - члены ООН способны обеспечить политический импульс, который побудил бы участников переговоров принять действенные решения по этому вопросу. Ясное указание на то, что Совет Безопасности готов развернуть ОПМ для поддержки этих шагов, может стать для сторон мощным побудительным мотивом к тому, чтобы принять программу РДР. Важным элементом программы РДР является четкая международно-правовая база, которую составляют Устав ООН, Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны, протоколы к ним 1977 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и решения Совета Безопасности, призванные обеспечивать руководящие принципы, на которых должны основываться инициативы, предпринимаемые в целях осуществления программы РДР. Существенное значение в реализации программ РДР играют операции ООН по поддержанию мира. Благодаря универсальности и беспристрастности ООН ее миротворцы обладают легитимностью, которая позволяет им выполнять деликатные задачи по установлению доверия между сторонами, чтобы можно было осуществлять программу РДР. Операция ООН по поддержанию мира способна привнести чувство безопасности, содействуя тем самым обеспечению безопасности бывших комбатантов, может помочь сохранению политического импульса, необходимого для успешного развития процесса РДР. Кроме того, ОПМ открывает канал для передачи опыта и ресурсов, требуемых для эффективной реализации программ РДР, включая обеспечение стимулов для разоружения и средств уничтожения оружия. Хотя местные руководители несут главную ответственность за успех процесса РДР, однако международное сообщество в силах оказать помощь в течение этого процесса, развернув миротворческую операцию ООН. Операция ООН может привносить в процесс РДР такие основные характеристики, как беспристрастность, легитимность, безопасность, политический динамизм и ресурсы, а также свою уникальную способность координировать одновременно осуществляемые усилия в различных областях мирного урегулирования. Следует иметь в виду, что для полного успеха процесса разоружения, демобилизации и реинтеграции может потребоваться приложение усилий в течение еще длительного периода времени после вывода многофункциональной миротворческой операции. Развертывание последующей миссии способно содействовать закреплению имеющихся успехов и достижению дальнейшего прогресса. Иногда главной задачей миротворческой операции было выполнение полицейских функций, в связи с чем возникала потребность в задействовании значительного гражданско-политического компонента. Иногда Совет Безопасности разворачивал политические миссии, что требовало соблюдения ряда принципов, закрепленных в Уставе ООН, в том числе принципов политической независимости и территориальной целостности всех государств, а также уважения их суверенитета. К числу навыков, которыми должен обладать персонал таких миссий, относятся опыт в юридической области, в областях разоружения и прав человека и в вопросах, связанных с детьми-солдатами. Для миротворческих операций по-прежнему исключительно важно обладать достаточно широким мандатом для достижения реальных успехов, а также ресурсами и сотрудниками для реализации этой цели. В целом, по мнению Генерального секретаря, роль миротворческой операции в процессе постконфликтного разоружения, демобилизации и реинтеграции основывается на более широких усилиях по обеспечению мира и развития и укрепляет их. Совет Безопасности неоднократно обращался к теме РДР в контексте поддержания мира. В заявлении Председателя Совета Безопасности от 24 сентября 1999 г.29 отмечалось, в частности, что Совет признает важное значение того, чтобы в соответствующих случаях в конкретных мирных соглашениях с согласия сторон и на индивидуальной основе в миротворческих мандатах ООН четко оговаривались условия разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, включая безопасную и своевременную ликвидацию оружия и боеприпасов. Совет обратился к Генеральному секретарю с просьбой предоставить тем, кто ведет переговоры о заключении мирных соглашений, информацию о передовом опыте, накопленном благодаря деятельности на местах. Особенно обстоятельно проблему РДР Совет Безопасности рассматривал в связи с представленным докладом Генерального секретаря о роли операций ООН по поддержанию мира в контексте разоружения, демобилизации и реинтеграции. В принятом по итогам рассмотрения доклада заявлении Председателя Совета Безопасности от 23 марта 2000 г.30 Совет напомнил о своей главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности и подтвердил свою приверженность принципам политической независимости, суверенитета и территориальной целостности всех государств при осуществлении любой деятельности по поддержанию мира и миростроительству и необходимость того, чтобы государства выполняли свои обязательства в соответствии с международным правом. Совет Безопасности подчеркнул, что разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов являются взаимо-даполняющими элементами и что успех процесса РДР зависит от успеха на каждом из его этапов. Совет также отметил, что политическая приверженность сторон, участвующих в мирном процессе, является предварительным условием для успешного осуществления программ РДР, и признал, что в мандаты миссий по поддержанию мира все чаще включается в качестве одной из их функций надзор за разоружением, демобилизацией и реинтеграцией. Совет Безопасности, как и ранее, указал на важность включения в надлежащем порядке в конкретные мирные соглашения, с согласия сторон и в индивидуальном порядке в мандаты операции ООН по поддержанию мира четких положений, касающихся разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, в том числе безопасного и своевременного сбора и удаления оружия и боеприпасов. Совет Безопасности просил Генерального секретаря консультироваться с соответствующими гуманитарными учреждениями ООН и приветствовал его инициативу включать во все операции по поддержанию мира персонал с надлежащей подготовкой в вопросах международного гуманитарного права и международных правовых норм в отношении прав человека и беженцев, в том числе норм, касающихся положения детей и тендерных аспектов. Основные положения указанного заявления Председателя Совета Безопасности были подтверждены впоследствии в ряде резолюций Совета. Так, в резолюции 1296 от 19 апреля 2000 г. подтверждалось намерение Совета Безопасности включать в мандаты операций ООН по поддержанию мира, когда это уместно и на индивидуальной основе, четкие положения в отношении действий, касающихся разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, в том числе, в частности, детей-солдат, а также в отношении безопасного и своевременного удаления излишков оружия и боеприпасов. В ней также подчеркивалось важное значение включения таких мер в конкретные мирные соглашения, когда это уместно и с согласия сторон. Рассмотрение многоаспектной проблемы миростроительства выявило, как справедливо отмечается в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., ключевой институциональный пробел в системе ООН, в которой нет никакого органа, конкретно предназначенного для недопущения развала государства и сползания к войне или для оказания странам помощи в процессе их перехода от войны к миру. Поэтому выполнение этого пробела и укрепление способности ООН к миростроительству в самом широком смысле этого понятия должно быть одним из приоритетов для Организации Объединенных Наций, которая должна быть в состоянии действовать слаженно и эффективно в пределах всего непрерывного спектра от раннего предупреждения до превентивных действий и до постконфликтного миростроительства. В этих целях заслуживает внимания содержащаяся в докладе рекомендация Совету Безопасности ООН на основании статьи 29 Устава ООН и после консультаций с ЭКОСОС создать Комиссию по миростроительству. Главными функциями Комиссии должно быть выявление стран, находящихся в состоянии напряжения или под угрозой сползания к распаду государства; организация в партнерстве с национальным правительством инициативной помощи, чтобы недопустить дальнейшее развитие этого процесса; оказание содействия в планировании перехода от конфликта к постконфликтному миростроительству, в частности, руководство и поддержание усилий международного сообщества в области постконфликтного миростроительства в течение любого периода, который может быть необходим. В Секретариате ООН должен быть создан Отдел по поддержке миростроительства для оказания Комиссии по миростроительству надлежащей секретариатской поддержки и для обеспечения того, чтобы Генеральный секретарь был в состоянии интегрировать общесистемную политику и стратегии в области миростроительства.
|