Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Миротворческая деятельность ООН
Одно из важнейших мест в общем объеме деятельности Организации Объединенных Наций занимают операции по поддержанию мира (ОПМ) и связанные с ними другие виды миротворческих усилий, получившие в последнее время название «миротворческая деятельность ООН». Эволюция теории и практики миротворчества подтверждает безальтернативность сохранения центральной роли ООН на этом направлении, что было подчеркнуто в решениях Саммита тысячелетия и состоявшегося в ходе него заседания Совета Безопасности на уровне глав государств и правительств в сентябре 2000 г. Анализ эволюции миротворческой деятельности ООН позволяет сделать вывод, что ее принципиальной международно-правовой основой является Устав ООН, его главы VI, VII и VIII, прежде всего статья 40, в соответствии с которой впервые в 1948 г. были направлены военные наблюдатели ООН («голубые береты») на Ближний Восток и был создан Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). Тем самым было положено начало проведению миротворческих операций ООН с использованием исключительно военных наблюдателей ООН. С тех пор эта категория операций - миссии наблюдателей и миссии наблюдения ООН - активно использовалась в практике ООН и составила более половины всех 60 с лишним операций ООН. С течением времени и под влиянием складывающейся мировой обстановки концепция миротворчества развивалась и наполнялась новым содержанием. В 1956 г. эта концепция была дополнена созданием операций ООН по поддержанию мира с применением впервые вооруженных сил («голубых касок») стран - членов ООН, когда были созданы по решению Генеральной Ассамблеи Чрезвычайные вооруженные силы ООН на Ближнем Востоке (ЧВС-1). Начиная с операции ООН в Конго (ОНУК) в 1960-1964 гг. стал широко использоваться гражданский персонал, а в ходе деятельности Группы ООН по оказанию помощи в переходный период в Намибии (ЮНТАГ) в 1989-1990 гг. в состав операции впервые были включены 1500 полицейских из разных стран, в том числе 11 графологов и дактилоскопистов из Советсткого Союза. Важное место в последние годы стало занимать гуманитарное и правочеловеческое измерение операций ООН по поддержанию мира, которое отдельные западные страны стремятся поставить чуть ли не во главу угла всей миротворческой деятельности ООН и ее региональных органов и структур. В результате более чем полувековой эволюции операции ООН по поддержанию мира стали включать в свой состав наряду с военным также значительный административный, правовой, политический, гуманитарный, социально-экономический и прочий гражданский персонал. Одновременно весьма расширились и функции, возлагаемые на ОПМ. Помимо выполнения традиционных задач миротворчества - наблюдения за обстановкой в зонах конфликтов, контролирования, содействия налаживанию контактов между противоборствующими сторонами и проведению переговоров между ними для достижения договоренностей о прекращении огня или установлении мира - ОПМ все чаще стали наделяться функциями оказания гуманитарной помощи, защиты гражданского населения, разоружения боевиков, разминирования дорог, городских и промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий, подготовки и наблюдения за проведением выборов и т.д. Все это привело к тому, что операции ООН по поддержанию мира приобрели поликомпонентный и многофункциональный характер, а сама миротворческая деятельность Организации постепенно диверсифицировалась и эволюционировала в направлении выделения и совершенствования отдельных ее видов - раннего обнаружения, поощрения к миру (установления мира), превентивной дипломатии, операций по поддержанию мира, принуждения к миру, мини-разоружения, санкций, постконфликтного миростроительства. Важная особенность эволюции миротворческой деятельности ООН состоит в том, что, хотя в становлении института миротворчества заметную роль играла и продолжает играть импровизация, она стала более упорядоченной и юридически более оформленной. Были определены основные методы и принципы планирования и проведения ОПМ, подготовки и комплектования персонала и материально-технического оснащения, разработаны стандартные оперативные процедуры деятельности ОПМ, типовые соглашения о статусе сил и статусе миссий в странах пребывания ОПМ и др. Были одобрены многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН по конкретным операциям по поддержанию мира, а также заявления Председателя Совета Безопасности ООН по различным частным и общим аспектам подготовки и проведения ОПМ, которые в совокупности представляют собой солидный международно-правовой массив, имеющий определенное нормоустанавливающее значение. За многолетнюю миротворческую деятельность ООН были наработаны, утвердились в практике и стали общепризнанными базовые принципы операций по поддержанию мира. Это нашло авторитетное подтверждение в заявлениях Председателя Совета Безопасности от 3 мая 1994 г.1 и от 22 февраля 1995 г.2. В них подчеркивалось, что при урегулировании конфликтов основной упор должен по-прежнему делаться на использование мирных средств, а не силы. Без ущерба для своей способности реагировать на ситуации в индивидуальном порядке и на оперативной и гибкой основе, как того требуют обстоятельства, Совет Безопасности подтвердил необходимость неукоснительного соблюдения принципов согласия, беспристрастности и отказа от использования силы, за исключением самообороны. Совет Безопасности подчеркнул, что ОПМ в поддержку усилий, направленных на достижение мирного урегулирования конфликта, должны иметь четко определенный мандат, структуру командования, временные рамки и надежное финансирование. Особо отмечалась важность последовательного применения этих принципов при учреждении и проведении всех операций по поддержанию мира. Именно следование указанным базовым принципам обеспечило успешное осуществление подавляющего большинства ОПМ ООН на протяжении всей второй половины XX столетия и в начале XXI в. Характерной чертой развития миротворческой деятельности ООН последнего времени стало использование миротворческих операций не только в конфликтах между государствами, но и все чаще, особенно в 90-х годах, во внутригосударственных конфликтах, вызванных межэтническими, межконфессиональными, территориальными, политическими и иными разногласиями и противоречиями. Рост числа и интенсивности конфликтов нового поколения привел к количественным и качественным изменениям миротворческой деятельности. Прежде всего, значительно расширился круг стран мира, задействованных в ОПМ. Если раньше в операциях ООН принимало участие 20-30 государств, в основном нейтральных и непри-соединившиехся, причем практически не участвовали все постоянные члены Совета Безопасности, то в последние годы число таких стран перевалило за 100 и они представляют все континенты планеты. Важной особенностью развития института миротворчества стало появление так называемого регионального миротворчества, осуществляемого в рамках ОАЕ, преобразованной в АС, ОБСЕ, ОАГ, СНГ и других региональных организаций и субрегиональных структур. Это обстоятельство не только расширило географические рамки миротворчества, но и придало позитивную динамику проработке его основных элементов и механизмов, выявило новые подходы и идеи. Концептуальными и практическими проблемами миротворчества начали активно заниматься наряду с ООН и региональными организациями такие субрегиональные организации и структуры, как НАТО, ЕС, ЭКОВАС и др., которые стали претендовать на проведение «собственных» операций и подготовили значительное число документов и наработок по проблематике ОПМ, нередко выпячивающих роль этих структур в миротворчестве. Еще одной особенностью развития миротворческой деятельности ООН было то, что на протяжении долгого времени, практически до начала 90-х годов, в теории и на практике проводилось четкое различие в соответствии с Уставом ООН между принудительными операциями с использованием вооруженных сил и операциями по поддержанию мира. Последние обычно именуются операциями по поддержанию мира по главе VI, или по запущенному впервые в оборот Генеральным секретарем ООН Д.Хаммаршельдом выражению «по главе VI с половиной», или чаще всего «классическими» либо «традиционными» операциями. Долгое время они составляли и продолжают составлять костяк всей миротворческой деятельности ООН. Характерно, что указанное разделение на два типа операций нашло свое отражение и в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе Российской Федерации «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», вступившем в силу 30 июня 1995 г. В соответствии со статьей 2 Федерального закона вся деятельность по поддержанию мира и безопасности подразделяется на два вида - миротворческую деятельность и международные принудительные операции. При этом под миротворческой деятельностью «понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации и не являющиеся, согласно Уставу ООН, принудительными действиями». Что касается принудительных операций, то они определяются в Федеральном законе как «международные принудительные действия с использованием вооруженных сил, осуществляемые по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии». В целом миротворческая деятельность ООН стала заметным уникальным явлением международной жизни XX и XXI столетий, превратилась в центральный элемент обеспечения стабильности и безопасности на глобальном и региональном уровнях. Из свыше 60 операций ООН по поддержанию мира подавляющее большинство, по общему признанию, спасло множество жизней, зачастую оказывалось бесценным средством в создании условий для мирного разрешения споров и конфликтов путем переговоров и наблюдения за осуществлением соглашений между воюющими сторонами. Миротворцы ООН несли службу по всему миру, помогая урегулировать затянувшиеся конфликты и содействуя установлению стабильности в таких взрывоопасных регионах, как Ближний и Средний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка, и в таких «горячих точках», как Камбоджа, Южная Африка, Намибия, Сальвадор, Гватемала, Мозамбик и др. Даже в Сомали, Руанде, Боснии и Герцеговине, где конфликты продолжались несмотря на присутствие миротворцев ООН, «голубым каскам» удавалось защитить гражданское население и обеспечить доставку гуманитарной помощи миллионам людей. Позитивная в целом миротворческая деятельность ООН, что нашло подтверждение в присуждении в 1988 г. силам ООН по поддержанию мира Нобелевской премии мира, объясняется рядом объективных предпосылок и факторов. Прежде всего она осуществлялась и осуществляется в строгом соответствии с положениями Устава ООН и нормами международного права и справедливости. В операциях ООН задействован военный, полицейский и гражданский персонал многих (свыше 100) государств, что обеспечивает их беспристрастность и выполнение основного требования Устава ООН, чтобы вооруженные силы использовались неиначе, как в общих интересах мирового сообщества. Солдаты сил ООН являются инструментом мира, а не войны и не имеют «врагов», а сама операция ООН никоим образом не должна использоваться для оказания предпочтения либо, наоборот, давления на одну из сторон в конфликте. Операции ООН учреждаются Советом Безопасности, который определяет их мандат, размер, масштаб и продолжительность, осуществляются под его пристальным политическим и оперативным контролем. Бесспорная легитимность таких операций ни у кого не вызывает сомнений. Для проведения операций ООН необходимо согласие правительств принимающих стран, а также обычно других вовлеченных сторон. Военный персонал операций ООН имеет право использовать оружие только в исключительных обстоятельствах для самозащиты и в случае попыток насильственного отстранения миротворцев от выполнения возложенных на них функций. Включенный в состав операций ООН военный контингент страны сохраняет практически независимую командную структуру во главе с собственным командующим. Командующий силами ООН осуществляет общий оперативный контроль, но правительства внимательно следят за участием в деятельности операций ООН своих контингентов. Военнослужащие каждой страны носят собственную национальную форму, в качестве опознавательных знаков миротворцев ООН используются голубые каски или береты, а также опознавательные знаки с символикой ООН. Присяги на верность ООН они не дают. Все правительства добровольно принимают решение об участии своих контингентов в операциях ООН и могут в любое время выйти из состава персонала операции. С 1948 г. свыше 1 млн человек военного, полицейского и гражданского персонала из более чем 100 государств несли службу в миротворческих операциях ООН и, к сожалению, более 2 тыс. человек, в том числе и наших соотечественников, отдали свои жизни за дело мира. Проведение операций ООН и распределение связанных с ними расходов осуществляется между всеми членами ООН, а не на основе «самообеспечения», что повышает чувство ответственности и степень вовлеченности мирового сообщества. А это, в свою очередь, с финансовой точки зрения отвечает закрепленным в Уставе ООН принципам справедливости и международного права и гораздо экономнее и выгоднее, нежели урегулирование конфликтов с участием какой-то узкой группы стран и на основе «самофинансирования». Иногда ООН упрекают в том, что она затрачивает большие средства на миротворческую деятельность (на нее с 1948 г. ушло свыше 7 млрд долларов). Однако если сопоставить эти расходы (приблизительно 2 млрд долларов в год в последнее время) с ежегодными мировыми военными расходами, то они составляют всего 0, 2% - меньше совокупных затрат на деятельность департаментов полиции, пожарной охраны и исправительных учреждений города Нью-Йорка. Так, расчетная стоимость миротворческих операций ООН в 2000 г. составляла менее 1% от примерно 800 млрд долларов, суммы, которую государства-члены тратят на национальную оборону3. Кроме того, как показывает противоправная военная акция НАТО против СРЮ, стоимость поддержания мира хотя и значительна, но расходы на войну неизмеримо выше как в финансовом и материальном плане, так и в смысле гибели гражданского населения и «сопутствующих» человеческих страданий, связанных с разрухой, безработицей, нищетой, голодом и болезнями. Становление и расширение миротворческой деятельности ООН сопровождалось не только позитивными моментами, но и особенно в конце XX в. и начале XXI в. борьбой с рядом тревожных тенденций, с попытками США и их союзников по НАТО направить развитие института миротворчества по пути, отвечающему целиком интересам узкой группы государств, расходящемуся с основными целями и принципами Устава ООН и отводящему ООН и ее Совету Безопасности маргинальную роль. Попытки ревизии основ миротворчества ООН со стороны США и НАТО особенно активизировались в связи с окончанием в 1990 г. «холодной войны» и кардинальным изменением соотношения экономических и политических сил в мире. В это время выявились и главные элементы такой ревизионистской линии Запада. Это, прежде всего, открытое и завуалированное противодействие любым начинаниям и предложениям, направленным на формирование международно-правовой базы миротворчества, которую призваны составлять Устав ООН, международные соглашения и решения Совета Безопасности. Многочисленные предложения России на этот счет (например, о разработке Декларации об основных принципах и критериях деятельности миротворческих миссий и механизмов ООН по предупреждению и урегулированию кризисов и конфликтов; выработке документа об основных условиях и критериях введения санкций и других принудительных мер и их осуществлении; подготовке типовых Правил применения силы в ходе миротворческих операций и др.) наталкивались и до сих пор наталкиваются на упорное нежелание США и их западных партнеров содействовать их реализации на практике. Стало четко прослеживаться стремление США и некоторых других западных стран не считаться, а иногда и игнорировать согласие государств с размещением на их территории миротворческих сил. Все чаще предается забвению необходимость сотрудничества со сторонами в конфликте при проведении миротворческих операций. Намеренно искажется долгое время считавшийся общепризнанным при проведении миротворческих операций принцип беспристрастного, нейтрального и равного отношения к сторонам в конфликте. В исключительных случаях (например, в Сомали, бывшей Югославии) дело доходило до того, что одну из сторон в конфликте или представителей такой стороны западные страны произвольно объявляли «виновными» в совершении преступлений, нередко демонизировали их, а все это использовалось в качестве предлога для вооруженного вмешательства в дела суверенных государств, как это имело место в случае военной агрессии НАТО против СРЮ в 1999 г. В конце ХХ-начале XXI столетия на свет появился ряд идей, доктрин и концепций, отдельные из которых способны, безусловно, укрепить и усовершенствовать те или иные элементы и механизмы превентивного и антикризисного реагирования и миротворческий потенциал ООН в целом. Многие новые идеи и конструктивные подходы содействовали позитивной эволюции миротворческой концепции ООН и были отмечены в исторических решениях Саммита и Ассамблеи тысячелетия, на второй встрече на высшем уровне членов Совета Безопасности ООН и на проведенной впервые в истории ООН встрече глав государств и правительств пяти постоянных членов Совета Безопасности 7 сентября 2000 г. К их числу относятся, например, обязательства повышать эффективность деятельности ООН по реагированию на конфликтные ситуации на всех этапах - от предотвращения и урегулирования до постконфликтного миростроительства, укреплять сотрудничество и связи между ООН и региональными и субрегиональными организациями или механизмами согласно главе VIII Устава ООН, в частности, в связи с операциями по поддержанию мира и др. Наиболее перспективной является идея о формировании ООН начиная с 1993 г. системы резервных соглашений, предусматривающей заблаговременное выделение государствами национальных военных контингентов, в том числе многонациональных формирований, полицейских и гражданского персонала, других ресурсов и поддержание их на условленном уровне готовности в качестве возможного вклада в проведение ОПМ. К настоящему времени достигнут определенный прогресс в создании системы резервных соглашений ООН, которой охвачено к концу 2000 г. свыше 80 государств. При этом более 30 государств из их числа подписали с ООН меморандум о взаимопонимании, в том числе Россия, которая в соответствии с заключенным 24 апреля 2002 г. меморандумом выделила четыре средних транспортных вертолета МИ-8МГ (МТБ) и одну инженерную саперную роту. А в декабре 1996 г. группа государств в составе Австрии, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши и Швеции подписала письмо о намерении сформировать в рамках резервных соглашений ООН резервную бригаду высокой степени готовности. Всего в рамках этой системы взяты обязательства о выделении свыше 150 тыс. человек персонала, готового для участия в миротворческой деятельности ООН. Одно из основных достоинств системы резервных соглашений состоит в сочетании общего руководства со стороны ООН военными контингентами при осуществлении миротворческой деятельности с сохранением их национальной принадлежности и контроля государств за их подготовкой, оснащением и использованием. Другой характерной особенностью системы является то, что она формируется на непреложной и универсальной правовой основе, которую составляет Устав ООН, возлагающий на Совет Безопасности главную ответственность и отводящий ему центральную легитимизирующую роль в сфере миротворчества. Важно и то, что резервные, в том числе многонациональные, формирования создаются и намечаются к использованию в миротворческих делах в соответствии с положениями Устава ООН, решениями Совета Безопасности и международными соглашениями. Безусловную легитимность таких формирований подкрепляет и то обстоятельство, что их задействование предполагается осуществлять в строгом соответствии с утвердившимися на основе Устава ООН базовыми общепризнанными принципами миротворчества, включая прежде всего обеспечение политического руководства и контроля за операциями по поддержанию мира и другими миротворческими акциями со стороны Совета Безопасности ООН, беспристрастность, согласие сторон, наличие четко сформулированных и подкрепленных достаточными ресурсами мандатов и неприменение силы, за исключением случаев самообороны. Говоря об эволюции миротворчества ООН, нельзя не отметить, что в конце XX - начале XXI столетия в этой сфере стали выдвигаться многочисленные концепции и доктрины, например новая стратегическая концепция НАТО, доктрина гуманитарной интервенции, концепция коалиционного миротворчества и др., отличительными чертами которых являются отход от утвердившихся в более чем полувековой практике ООН базовых принципов миротворчества и явный крен в сторону использования в первую очередь принудительных и военно-силовых методов, нередко без санкции Совета Безопасности ООН, как это было, в частности, в ходе военной акции НАТО против СРЮ. Россия последовательно исходит из того, что использование силы международным сообществом - это исключительная и крайняя мера, на которую можно идти только в тех случаях, когда существует реальная угроза международному миру и безопасности в соответствии с главой VII Устава ООН и когда исчерпаны все политико-дипломатические возможности урегулирования конфликтов. Оправданные в таких условиях действия принудительного характера могут осуществляться только по решению Совета Безопасности ООН и под его политическим и оперативным контролем. Это в полной мере относится к проведению принудительных и силовых акций региональными организациями или многонациональными коалициями и закрытыми субрегиональными структурами, которые не могут быть осуществлены без полномочий от Совета Безопасности ООН и должны быть транспарентными и подотчетными Совету Безопасности. Хотя миротворческая деятельность в ее региональном варианте и в сотрудничестве с ООН и может приносить иногда действительно плодотворные результаты, однако необходимо учитывать, что, например, закрытые субрегиональные военно-политические группировки (НАТО и др.) даже в отличие от региональных организаций, не говоря уже об ООН, имеют относительно ограниченные возможности полнокровно участвовать в миротворческой деятельности. Сравнение достоинств и недостатков операций по поддержанию мира ООН и коалиционных многонациональных операций свидетельствует явно не в пользу последних. Проведенные свыше 60 операций ООН, в том числе многофункциональные, показали, что этот инструмент вполне оправдан, юридически обоснован и является гибким невоенным средством содействия мирному урегулированию кризисов и конфликтов. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан, у операций по поддержанию мира ООН есть некоторые уникальные преимущества, которых ни у кого больше нет, в частности универсальный характер их мандата и богатый опыт их применения. Предпочтительность использования именно этого инструмента по сравнению с многонациональными коалиционными операциями объясняется тем, что они основываются не на политической целесообразности или не считающейся ни с чем воле одного либо небольшой группы государств, а на твердой международно-правовой базе, осуществляются в соответствии с принципами справедливости и международного права, отвечают, как того требует Устав ООН, не индивидуальным или групповым, а общим интересам международного сообщества. Важным обстоятельством является и то, что операции ООН используются с согласия сторон в конфликте и, как правило, применяются не изолированно, а в комплексе с другими средствами мирного урегулирования, такими как превентивная дипломатия, поощрение к миру и др., что, несомненно, повышает эффективность самих операций. Привлекательная сторона многофункциональных операций ООН состоит еще и в том, что в ходе их проведения упор делается не на принудительно-силовые методы и задействование «военной машины», а на создание благоприятных условий для установления контактов между сторонами, проведения переговоров и достижения взаимоприемлемых договоренностей между ними, на основе которых только и может быть достигнуто прочное долговременное мирное урегулирование. Опыт показывает, что массированное применение военной силы в ходе коалиционных многонациональных операций вызывает обоснованное беспокойство государств, которые опасаются «сползания» этих операций к действиям, наносящим ущерб суверенитету соответствующей страны, а то и приводящим к фрагментации государства и к дальнейшей эскалации конфликта. Опыт показывает, что попытки некоторых коалиций государств и субрегиональных структур закрытого типа (НАТО и др.) выйти за рамки сложившихся на основе Устава ООН базовых принципов миротворчества, в том числе касающихся неприменения силы, а то и оттеснить ООН на вторые роли, игнорировать мнение сторон в конфликте и все больше полагаться на применение военно-полицейских методов и других принудительных мер ведут к разрастанию конфликтов, гибели большой массы гражданского населения, разрушению материальных ценностей и к повышению риска для жизни и здоровья миротворцев. Не случайно поэтому практически все операции многонациональных сил создавали больше разного рода проблем, чем помогали мирному урегулированию споров и конфликтов, а иногда и вообще заканчивались провалом (в Сомали, Руанде, Восточном Заире и др.) Именно на этом фоне следует, как представляется, рассматривать новые доктрины и концепции, выдвинутые в конце XX и начале XXI в. западными странами. Именно таким образом можно выявить сильные и слабые стороны проблематики многонациональных формирований и четко определить их место и значение в процессе качественной эволюции теории и практики миротворческой деятельности на глобальном и региональном уровнях, в укреплении предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности. Главным ориентиром во всех усилиях на данном направлении должны быть Устав ООН и заключенные на его основе многосторонние и двусторонние соглашения. Только следуя по этому магистральному пути, можно добиться успеха и зримых позитивных результатов. Анализ выдвигаемых западными странами доктрин показывает, что отдельные положения этих документов и содержащиеся в них предложения полезны и могут быть использованы для совершенствования конструктивного взаимодействия региональных организаций, субрегиональных структур закрытого характера и многонациональных коалиций с Организацией Объединенных Наций в проведении операций по поддержанию мира и других миротворческих акций. Ряд вопросов в этих доктринах и концепциях (обучение и подготовка военного персонала, материально-техническое оснащение, оперативное взаимодействие и др.) проработан профессионально и с достаточной полнотой, хотя и только применительно к весьма редкой категории операций - так называемым «ведомым» НАТО операциям. Всестороннее и заинтересованное обсуждение этих документов наверняка может привести к действительно позитивным результатам и выводам, особенно если все участники дискуссии настроятся на взаимопонимание, сотрудничество и непредвзятость и не будут рассматривать свои взгляды и подходы к решению вопросов миротворчества как нечто непререкаемое и не подлежащее критике или модификации. В этой связи нельзя не высказать некоторые замечания и соображения по существу затрагиваемых в доктринах вопросов. Прежде всего обращает на себя внимание то, что авторы этих доктрин предпочли придерживаться рассмотрения проблемы образования многонациональных формирований не в общем контексте активной эволюции теории и практики международного миротворчества, а лишь с точки зрения использования таких формирований в операциях в поддержку мира или операциях в пользу мира (peace support operations, peace operations). Такой подход представляется искусственно зауженным, несколько оторванным от реальной действительности и вряд ли позволяющим выйти на широкие обобщения и конструктивные, практически значимые и согласованные выводы и рекомендации. По сути дела, речь идет о создании натоцентристской модели миротворчества, находящейся как бы вне системы ООН, обходящей прерогативы Совета Безопасности ООН и нацеленной на осуществление преимущественно силовых акций. Авторами доктрин предпринимается попытка ввести в оборот новое понятие «операции в поддержку мира», которое расходится с существующим в соответствии с Уставом ООН подразделением операций на операции по поддержанию мира (ОПМ) и принудительные операции. Основной смысл этой попытки состоит в том, чтобы, закрепив данное определение, которое, по замыслу авторов документов, включает поддержание мира и принуждение к миру, а также миростроительство, вывести коалиционное миротворчество за рамки сложившейся и успешно действующей в ООН системы миротворчества, предусматривающей, что вооруженные силы должны применяться не иначе, как в общих интересах мирового сообщества, и что никакие принудительные действия не предпринимаются без полномочий от Совета Безопасности. Новое определение представляется сомнительным и потому, что предусматриваемое им смешение элементов ОПМ и принудительных действий приводит, как справедливо отмечал еще бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Б. Гали, к путанице и неразберихе, может подорвать, жизнеспособность ОПМ и создать серьезную угрозу для жизни и здоровья ее персонала. Предпринимаемая авторами доктрин с помощью нового определения попытка стереть различия между двумя типами операций создает непреодолимые противоречия при решении государствами таких вопросов, как обучение и подготовка персонала операций, их материально-техническое обеспечение, принятие компетентными властями решений о направлении военного, полицейского и гражданского персонала для участия в таких операциях, политическая и материальная ответственность государств за неизбежный ущерб в ходе их участия в таких операциях, связанный с гибелью гражданского населения, разрушением инфраструктуры страны, на территории которой проводится такая операция. Особо следует подчеркнуть, что применение указанного нового типа операций способно превратить задействованные коалиционные силы в одну из сторон в конфликте, что в условиях, например, Европы, с ее развернутой промышленной инфраструктурой и перенасыщенностью различными видами оружия массового уничтожения и обычного оружия, может привести к самым трагическим последствиям для всего европейского континента. Нельзя не видеть и таких особенностей этих доктрин, как практически полное забвение международно-правовой основы миротворческой деятельности ООН, которую составляют Устав ООН, решения Совета Безопасности ООН и заключенные в этой сфере международные соглашения; умаление, а то и сведение на нет основополагающих принципов миротворчества, каковыми являются согласие принимающего государства и сторон в конфликте на проведение операций, беспристрастность, неприменение силы, за исключением случаев самообороны, и др. Эти доктрины обходят стороной принципиальные вопросы проведения ОПМ, в числе которых - наличие реальной угрозы международному миру и безопасности, обеспечение ведущей роли Совета Безопасности ООН в решении всех политических вопросов ОПМ, неприятие «двойных стандартов», комплексный подход к урегулированию конфликтов и др. Не могут не вызывать озабоченности попытки обосновать возможность применения силы и принудительных мер отдельными государствами или их коалициями без санкции Совета Безопасности ООН. Больше того, такого рода идеи уже нашли отражение в новой стратегической концепции НАТО, одобренной в апреле 1999 г., и предпринимались активные попытки протащить их в ходе обсуждения на Ассамблее тысячелетия и в Совете Безопасности ООН представленного Генеральным секретарем ООН «доклада Брахими». Однако подавляющее большинство государств — членов ООН продолжает выступать против чрезмерной «интрузивное™» операций по поддержанию мира и злоупотребления силовыми методами при их осуществлении. В выдвигаемых доктринах явно просматривается линия на превращение НАТО в ведущего «международного миротворца», который действовал бы в обход Совета Безопасности ООН, исключительно на основе собственных оценок и решений, в том числе вне пределов географической зоны своей ответственности. Ясно, что речь идет о попытках подмены уставных функций и прерогатив Совета Безопасности ООН односторонними действиями региональных механизмов, что явно противоречит Уставу ООН. Реализация таких попыток чревата дестабилизацией и разрушением всей международной системы, опирающейся на верховенство ООН и международного права. Хотелось бы надеяться, что при рассмотрении подобных концепций соответствующие государства не будут забывать о том, что они не только являются членами региональных организаций, но и в соответствии с Уставом ООН взяли на себя юридические обязательства, нарушение которых влечет за собой международную ответственность, а также обязались как члены ООН строго придерживаться положений Устава ООН о формировании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Следует также иметь в виду, что у НАТО для этого нет ни юридических, ни политических, ни стратегических, ни моральных оснований. Прежде всего, Североатлантический альянс не является региональной организацией по смыслу главы VIII Устава ООН и находится вне системы органов ООН. В силу своей природы как военного блока НАТО не способно выполнять широкий спектр миротворческих задач, связанных, например, с превентивной дипломатией, поощрением к миру, миростроительством и т.д. Не в состоянии оно играть и какую-либо легитимизирующую роль при проведении своих военных акций. Практически отсутствует и международно-правовая основа претензий НАТО на осуществление миротворческих функций за пределами зоны ответственности блока. Вряд ли следовало бы, как это иногда предлагается, ориентироваться лишь на боснийский опыт, не принимая во внимание обширную международную практику, прежде всего сложившуюся в рамках более чем полувековой миротворческой деятельности ООН. Во-первых, операция многонациональных сил в Боснии еще не завершена, и было лишь принято в 2004 г. решение о передаче полномочий НАТО, в том числе касающихся 60 тыс. Сил по стабилизации (СПС), Европейскому Союзу, и о проведении операции ЕС «Алтей» с конца 2004 г. Далее, боснийский опыт представляет собой предпринимаемую внешними силами попытку насильственного военного решения внутригосударственных споров и конфликтов, которые могут быть урегулированы только внутригосударственными мирными средствами. Кроме того, операция в Боснии сопровождается рядом силовых и карательно-полицейских мероприятий, нередко планируемых и осуществляемых тайно, что не может не вызывать обоснованного беспокойства властей принимающего государства. В целом, при рассмотрении новой стратегической концепции создается впечатление, что фактически речь идет о попытках придать вооруженным силам НАТО способность выполнять широкий спектр операций, в том числе за рамками Вашингтонского договора, и с помощью многонациональных формирований закрепить лидерство блока не только в «ведомых» НАТО операциях на всем евроатланти-ческом пространстве, но и в решении международных дел на ближайшую перспективу. Такие попытки не имеют под собой международно-правовых оснований, поскольку в соответствии со статьей 103 Устава ООН, если обязательства по какому-либо международному соглашению окажутся в противоречии с обязательствами по Уставу, то преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН. Поэтому самый верный путь решения проблем многонациональных формирований - это сотрудничество региональных организаций с ООН и проведение совместных операций, в ходе которых обеспечивался бы, по выражению Генерального секретаря ООН К. Аннана, «сплав» мотивации и знаний местных действующих лиц с легитимностью, компетентностью и ресурсами всемирной Организации. Вопрос о многонациональных формированиях напрямую связан с предпринимаемыми ныне в рамках ООН усилиями по сохранению и улучшению способности ООН планировать и осуществлять миротворческие миссии, а также управлять ими и обеспечивать единство и ко-, ординацию действий всей системы ООН и ее региональных звеньев в рамках всех мероприятий по миротворчеству. Не случайно Аннан в одном из своих ежегодных докладов о работе ООН4 подчеркивал, что одной из наиболее приоритетных задач на ближайшее время является разработка на основе опыта, накопленного в ходе совместного развертывания миротворческих операций в Либерии, Грузии и бывшей Югославии, доктрины и руководящих принципов, чтобы Организация Объединенных Наций была в большей степени подготовлена к такому партнерскому сотрудничеству с региональными организациями в будущем. Он также отмечал, что еще одной приоритетной задачей является обеспечение того, чтобы при осуществлении миротворческой деятельности в полной мере учитывались стратегии в области гуманитарной деятельности и долгосрочные цели развития. В решение этих задач весомый вклад внесли тщательное обсуждение на Ассамблее тысячелетия и в Совете Безопасности ООН важнейших проблем укрепления и совершенствования антикризисного потенциала ООН и принятые в этих рамках основополагающие решения. Эти задачи могут и должны быть решены в процессе предпринимаемых ООН и многими другими организациями, в том числе ОБСЕ, СНГ, НАТО и ЕС, усилий по адаптации главного инструмента миротворческой деятельности ООН к тем кризисным ситуациям, с которыми мировое сообщество сталкивается сегодня и будет сталкиваться завтра, в интересах предусмотренной Уставом ООН и создаваемой ныне системы коллективной безопасности XXI столетия. В этой связи в опубликованном в декабре 2004 г. Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам («группы мудрецов») (док. ООН А/59/565) подчеркивается, что главная задача в XXI в. - добиться нового более глубокого понимания системы коллективной безопасности во всех ее ипостасях и со всеми ее функциями, обязанностями, стратегиями и учреждениями. Только в этом случае система коллективной безопасности будет эффективной, экономически рациональной и справедливой.
|