![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование традиционных средств предотвращения и урегулирования конфликтов
В арсенале средств мирного урегулирования конфликтов важное место занимают традиционные, «классические» методы и процедуры, известные международному праву с давних времен. Основные из этих средств предусмотрены в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных споров. В Уставе ООН дается перечень таких средств, включающих, в частности, переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам либо соглашениям или иные мирные средства по выбору сторон (ст. 33). Следует отметить, что эти средства, особенно переговоры, не раз доказывали в прошлом и поныне доказывают свою эффективность в ходе процесса урегулирования споров и конфликтов, в том числе вызванных национальной, политической, расовой и религиозной нетерпимостью. Это объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего, многие из этих средств используются государствами уже на протяжении веков. Далее, они, как правило, основываются на нормах международного права и, следовательно, являются привлекательными для сторон в споре или конфликте. Кроме того, они отражают не политические конъюнктурные соображения, а общепризнанные требования права и справедливости, с которыми каждой из сторон гораздо легче согласиться. И, наконец, они позволяют подвести стороны, как правило, к достижению прочных юридических, а не хрупких политических договоренностей, легко могущих быть опрокинутыми меняющейся обстановкой. Разрешение сложных и нередко весьма запутанных конфликтов нового поколения невозможно с помощью какого-то одного «магического» средства, а требует поиска и разработки всеобъемлющей стратегии и связанной с ней комплексной программы эффективных мер, используемых, разумеется, с учетом специфики каждого такого конфликта и позиций сторон в нем. Существующий большой опыт показывает, что наиболее продуктивными для погашения кризисных ситуаций являются многовариантные и многоканальные действия. Только скоординированными совместными усилиями всего международного сообщества возможно предотвратить конфликты и создать благоприятную почву для их политического мирного урегулирования. На всех этапах с момента зарождения конфликта до его разрешения - на стадиях принятия профилактических мер, поиска областей согласия и расширения круга вопросов, приемлемых для сторон, сближения позиций и точек зрения сторон по существу возникшего спора или конфликта и, наконец, достижения взаимоприемлемых договоренностей по урегулированию конфликта - незаменимую и конструктивную роль играют переговоры. Этот вывод наглядно подтверждает, например, долголетняя практика попыток решения комплекса проблем ближневосточного урегулирования или решения нагорно-карабахского конфликта. В обоих случаях только переход к прямым переговорам между враждующими сторонами позволил добиться реальных сдвигов в урегулировании и примирении сторон. При рассмотрении вопроса о выборе наиболее подходящих средств мирного урегулирования споров и конфликтов речь, разумеется, не идет о каком-либо противопоставлении одного средства другому, о выделении среди них априори самого лучшего и эффективного или об установлении какой-то иерархии таких средств. Дело в том, что при применении мирных средств было бы желательно учитывать некоторые обстоятельства и руководствоваться определенными отработанными на практике правилами. Во-первых, следовало бы, видимо, иметь в виду, что споры и конфликты, несмотря на наличие ряда общих, типичных черт, обладают каждый своей спецификой и конкретными особенностями. Не принимать во внимание такую специфику означало бы с самого начала обречь урегулирование на неудачу или, по крайней мере, значительно затянуть разрешение конфликта со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Во-вторых, во главу угла урегулирования любого конфликта следовало бы ставить в первую очередь стабильное прекращение огня и вооруженных действий сторон, ибо добиться политического урегулирования в условиях, когда льется кровь и разрушаются материальные условия существования общества, вряд ли представляется возможным. В-третьих, нельзя стремиться ликвидировать сразу весь клубок разногласий и противоречий. Опыт показывает, что достижение всеобъемлющего урегулирования - цель благая, но достичь ее удается, как правило, пройдя последовательные этапы. Попытки решить все проблемы одним махом обычно оканчиваются провалом или затягивают урегулирование конфликта на многие годы. В-четвертых, практика свидетельствует, что предпочтительно добиваться согласования различных точек зрения и позиций самим противоборствующим сторонам, а не с помощью третьей стороны. В-пятых, чрезвычайно важно, чтобы противоборствующие стороны были с самого начала переговоров нацелены на достижение практических результатов и компромиссов, а не вели переговоры и встречи ради самих переговоров - только в пропагандистских целях или для доказательства правоты своих позиций. При этом необходимо, чтобы третьи государства воздерживались от соблазна встать на чью-либо одну сторону против другой или от попыток разжигать конфликт и поощрять неуступчивость сторон и тем самым осложнять поиск и достижение компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей. В-шестых, следовало бы воздерживаться от стремления решить сразу все спорные вопросы или уладить лежащие в основе конфликта противоречия. Полезным представляется добиваться вначале согласования своего рода промежуточных договоренностей, направленных на проявление сдержанности сторон в применении наиболее опасных видов оружия, например боевой авиации и ракетно-артиллерийских систем. Именно с этой целью Россией на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было предложено в развитие итогов Женевской конференции по защите жертв войны, проходившей в конце августа 1993 г., установить международно-правовые ограничения на использование во внутренних конфликтах самых разрушительных и неизбирательных систем оружия. Наконец, опыт, например, нагорно-карабахского конфликта и некоторых других, говорит о том, что в ряде случаев оказывается явно нежелательным задействование в конфликте любой из сторон или обеими сторонами сразу нескольких средств мирного урегулирования, поскольку это приводит, как правило, к контрпродуктивным результатам. Представим себе человека, который пытается играть одновременно на нескольких музыкальных инструментах, - ничего кроме какофонии из этого получиться не может. Так и здесь: тратится очень много усилий, материальных и финансовых средств, а практический результат обычно равен нулю. Больше того, конфликт не только не ослабевает, а приобретает «внутреннюю инерцию» к саморазвитию и самоэскалации. В данной связи назрел, видимо, вопрос (особенно с учетом все увеличивающегося числа новых конфликтов межнационального, межрелигиозного и межлингвистического происхождения как между государствами, так и внутри государств) об установлении своего рода очередности использования средств мирного разрешения споров и конфликтов, о более тесной увязке их рассмотрения в Совете Безопасности с усилиями сторон в политическом урегулировании исходя из того, что самое прочное урегулирование спора или конфликта, как показывает практика, может быть достигнуто путем прямых переговоров между сторонами. Действительно, переговорный процесс служит одним из ключевых средств мирного урегулирования международных споров и конфликтов на протяжении веков. Как отмечалось Постоянной палатой международного правосудия, предтечей Международного Суда ООН, это средство является универсально приемлемым и ведет к «прямому и дружескому разрешению споров между сторонами»15. История со всей очевидностью свидетельствует, что переговоры и их разновидность - консультации представляют собой наиболее широко применяемый способ решения спорных вопросов между конфликтующими сторонами начиная с глубокой древности и до наших дней. Это справедливо и в отношении конфликтов нового поколения. Опыт показывает, что роль переговоров особенно возрастает в периоды возникновения кризисов и напряженности между государствами и внутри государств. Именно переговоры способствовали улаживанию острых споров и разногласий между государствами и сторонами во внутренних конфликтах, помогали найти выход из конфликтных ситуаций, приводили к ликвидации очагов напряженности, предупреждали перерастание межгосударственных и внутренних конфликтов в прямые военные столкновения. Неоценимо значение переговоров и в деле формирования нового правопорядка в мире при центральной роли такого многостороннего переговорного механизма, как ООН. Важнейшей предпосылкой достижения договоренностей в ходе переговоров является конструктивный подход государств-участников и сторон в конфликте, их стремление добиваться общеприемлемых результатов, отвечающих интересам не какого-либо одного государства или группы государств, а всех стран, целям поддержания международного мира и безопасности, недопущения развязывания новой мировой войны. Переговоры и диалог стали определяющей чертой развития международных отношений в конце ХХ-начале XXI в., причем международный переговорный процесс ведется, без преувеличения, каждодневно на самых различных уровнях и по самым разным вопросам, в том числе и по проблемам урегулирования споров и конфликтов. Говоря о важной роли диалога, следует иметь в виду, что это должен быть диалог, в котором обе стороны хотят добиться реальных договоренностей. Нельзя допустить, чтобы переговоры превратились в дымовую завесу, прикрывающую нежелание стороны или сторон решать конфликт мирным путем. Результативные переговоры на всех уровнях и по различным вопросам, как показывает практика, укрепляют связи между государствами и сторонами в конфликте, содействуют созданию обстановки предсказуемости, доверия и стабильности как в зонах конфликтов, так и в мире в целом. Первостепенное значение переговорного процесса неоднократно отмечалось в важнейших международно-правовых документах, которые во многом образуют основу современных международных отношений. Особо следует сказать об уникальном значении Устава ООН - он регламентирует работу широкого спектра переговорных структур и механизмов, результатом чего явилась, например, разработка свыше 500 многосторонних международных соглашений, свыше 1400 резолюций Совета Безопасности и свыше 15 тыс. деклараций и решений Генеральной Ассамблеи, большинство из которых в той или иной степени касается мирного улаживания конкретных споров и конфликтов. Одна из характерных особенностей Устава ООН заключается в том, что предусмотренный в нем переговорный процесс является не только первоосновой жизнедеятельности ООН, ставшей поистине центром дипломатической активности государств мира, но и магистральным путем обновления Организации, ее адаптации к новым реалиям международной жизни, включая разработку средств и механизмов предотвращения и решения нового поколения конфликтов и споров. Большое значение для эволюции переговорного процесса имеют региональные соглашения, в частности Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., разработанные на его основе Валлеттские соглашения от 1991 г. по мирному урегулированию споров, а также принятые 10 июля 1992 г. решения Хельсинки-П. Важность переговорного процесса отмечается не только в многосторонних актах универсального характера, но и в ряде двусторонних договоренностей, таких, например, как достигнутое при посредничестве России 12 мая 1994 г. соглашение о прекращении огня в ходе нагорно-карабахского конфликта между Азербайджаном и Арменией. Для того чтобы переговоры привели к конструктивным результатам, они должны проводиться на принципах равноправия и отказа от политики давления и диктата. Именно на этой основе были достигнуты договоренности, способствовавшие прекращению кровопролития и урегулированию конфликтов в ряде районов на территории бывшего СССР. К ним относятся Соглашение о принципах урегулирования конфликта в Южной Осетии, подписанное 24 июня 1992 г. Российской Федерацией и Республикой Грузия, Соглашение о принципах мирного урегулирования в Приднестровье, подписанное 21 июля 1992 г. президентами России и Молдовы, Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением, подписанное 27 июля 1993 г. Российской Федерацией, грузинской и абхазской сторонами, Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению, заключенное 24 сентября 1993 г. между Казахстаном, Киргизией, Российской Федерацией, Таджикистаном и Узбекистаном. Являясь наиболее широко используемым методом, переговоры имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами мирного урегулирования международных конфликтов и, по сути дела, предшествуют применению этих средств. Практика с определенностью свидетельствует, что переговоры значительно ускоряют непосредственный диалог между сторонами при намерении обеих сторон прийти к взаимоприемлемому решению и дают возможность сторонам в споре или конф-. ликте с самого начала продемонстрировать свое желание урегулировать данный спор. Переговоры позволяют лучше понять позиции сторон, их взгляды и соображения по обсуждаемому вопросу, а также определить степень расхождения в подходах в целях последующего согласования интересов для выработки компромиссного решения.
Переговоры - это наиболее простой, не обставленный сложными процедурными формальностями и сравнительно быстрый способ решения споров и конфликтов. Началу переговорного процесса предшествует необходимая организационная процедура, но она полностью зависит от договаривающихся сторон и от их намерения приступить непосредственно к переговорам. Переговоры носят общеприемлемый, универсальный характер - на практике не существует международного спора или конфликтной ситуации, которые не могли бы быть урегулированы посредством переговоров. Переговоры являются неизбежным этапом для использования других способов мирного урегулирования: обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или же иных мирных средств по выбору спорящих сторон. При этом можно отметить, что даже сам термин «дипломатия» в некоторых международно-правовых документах (таких, например, как Пересмотренный общий акт 1949 г. о мирном разрешении международных споров) используется в качестве синонима слова «переговоры», равно как и фраза «по обычным дипломатическим каналам», которая фигурирует в Уставе Организации Американских Государств от 1948 г. Связь между «переговорами» и «дипломатией» наглядно демонстрирует, что переговорный процесс составляет основу осуществления внешней политики государств. Переговоры являются достаточно гибким инструментом. Помимо того, что этот инструмент применим к самым разным категориям споров и конфликтов (будь то правовые, военно-политические, территориальные или технические), государства-участники и стороны в споре или конфликте могут вести переговоры так, как им представляется необходимым и целесообразным, и свободны согласовывать любые виды договоренностей. Переговоры могут быть достаточно эффективными. Практика показывает, что из более чем 450 споров и конфликтов между государствами за послевоенный период свыше 80% было урегулировано путем переговоров на двусторонней и региональной основе, а также в рамках международных конференций и организаций, прежде всего ООН и ее Совета Безопасности. Переговоры имеют фундаментальный характер, поскольку именно они в своей многовековой качественной эволюции привели к созданию таких институтов, как международные конференции и международные организации, и заключенные в ходе переговоров международные конвенции, как общие, так и специальные, являются основным источником международного права, в том числе и в области мирного разрешения споров и конфликтов. Переговоры являются первоосновой всего мирового переговорного и правотворческого процесса, проходящего на международной арене на протяжении веков. Развитие института переговорного процесса имеет длительную историю, которая позволяет проследить и отдельные недостатки этого инструмента, проявляющиеся, в частности, в ходе мирного урегулирования конфликтов и споров. Перечислим основные из них. 1. Трудности с завязыванием и определением условий самих переговоров. Начало процесса переговоров зависит от принятия другим государством или стороной в конфликте такого приглашения. Может случиться, что у государства или стороны в конфликте, получившей предложение начать переговоры, окажутся веские причины полагать, что не существует никакого предмета, по которому следовало бы их проводить. О сложности завязывания переговоров и осуществления достигнутых на них договоренностей в условиях конфликтов последнего времени, когда невозможно подчас установить подлинное представительство сторон, говорит, например, опыт сомалийского конфликта, где, по свидетельству Генерального секретаря ООН, имеется 26 различных клановых и военно-политических группировок. Изначальная ошибочность договоренностей в Аддис-Абебе в марте 1993 г. по урегулированию в Сомали состояла в том, что они ориентировались на военно-политические группировки, а не на традиционные кланово-племенные структуры, в рамках которых легче обеспечить согласие и взаимопонимание и тем самым прочность таких договоренностей. 2. Сложности с определением предмета спора и достижением согласия сторон решать его путем переговоров. Может возникнуть ситуация, когда государство или сторона в конфликте, соглашаясь начать переговоры, выдвинет для их открытия условия, неприемлемые для предложившего государства или стороны, либо предложит другое средство урегулирования. Это хорошо видно на примере нагор-но-карабахского конфликта, где заинтересованные стороны на протяжении более четырех лет не могли определить предмет спора и только к осени 1993 г. сумели перейти к прямым переговорам. 3. Хрупкость и недолговечность достигнутых в ходе переговоров договоренностей, особенно в политической области. Опыт показывает, что политические договоренности, хотя и являются важным эта Глава xi. ООН и мирное урегулирование международных споров и конфликтов 461 пом на пути к прочному урегулированию конфликта, страдают тем существенным недостатком, что они обусловлены быстро меняющейся политической конъюнктурой, а следовательно, недолговечны. Поэтому необходимо международно-правовое соглашение, которое только и способно обеспечить прочное урегулирование конфликта. 4. Затяжной и непредсказуемый характер переговоров в некоторых случаях. Государство - участник спора или сторона в конфликте может в течение длительного времени под разными предлогами затягивать переговоры. Известны случаи, когда переговорный процесс занимал десятилетия, не принося никаких результатов. Достаточно упомянуть кипрское урегулирование, в ходе которого греко-кипрская и турко-кипрская общины на протяжении уже более 30 лет никак не могут договориться. 5. Отсутствие надлежащего контроля со стороны мирового сообщества. Это приводит к сильному затягиванию самих переговоров и, по существу, выработку соответствующих договоренностей оставляют исключительно на усмотрение их участников. Не случайно все большее распространение получают переговоры с использованием добрых услуг Генерального секретаря ООН или при посредничестве беспристрастной третьей стороны. А в 1991 г. были заключены Валлеттские соглашения, которые предусматривают определенные правовые средства и механизмы воздействия на ход и результаты переговоров сторон в целях скорейшего урегулирования спора или конфликта. 6. Преобладание как в ходе переговоров, так и в достигнутых на них договоренностях политических конъюнктурных соображений и недостаточное международно-правовое подкрепление и обоснование таких договоренностей, что нередко делает их недостаточно прочными, лишает их возможности стать универсально применимыми и может вызвать сомнения в отношении их совместимости с Уставом ООН и общепризнанными принципами и нормами международного права. Особо следует отметить, что наиболее гибким и эффективным способом достижения договоренностей по урегулированию конфликтов и решению других актуальных международных проблем являются переговоры на высшем уровне. Именно встречи глав государств и правительств зачастую приводят к подписанию важнейших для судеб мира соглашений как в отдельных регионах, так и во всем мире. Примером тому могут служить Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, подписанное на встрече в Киеве 20 марта 1992 г. главами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины; решения, принятые на встрече глав государств и правительств в ходе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 10 июля 1992 г. в Хельсинки; Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 г.; Декларация тысячелетия ООН, одобренная лидерами стран мира 8 сентября 2000 г., и др. Жизнь подтверждает, что прямой систематический диалог руководителей стран мирового сообщества - и двусторонний, и многосторонний - может сыграть решающую роль в деле надежного урегулирования споров и конфликтов, в том числе межрелигиозного, межнационального и иного характера, в деле формирования нового мирового порядка, создания на основе Устава ООН прочной системы коллективной безопасности и укрепления ее региональных звеньев. Важным средством, содействующим урегулированию конфликтов и споров, остается и метод установления фактических обстоятельств того или иного конфликта, процедура расследования конкретных споров и кризисных ситуаций. В последнее время практика направления миссий по установлению фактической стороны конфликтов и споров приобрела широкое распространение и осуществляется как региональными организациями, например ОБСЕ, так и в рамках ООН. Ее Совет Безопасности неоднократно (свыше 40 раз) направлял миссии по расследованию в различные конфликтоопасные районы, а Генеральная Ассамблея по инициативе Советского Союза одобрила в 1991 г. на основе консенсуса специальную Декларацию об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Расследование фактов играет весьма значительную роль при урегулировании конфликтов нового поколения. Установление фактов может оказать неоценимую помощь при расхождении во взглядах на какие-либо фактические аспекты дела, при выяснении спорных обстоятельств конфликта, при необходимости выявления нарушений договоров или взятых на себя сторонами в конфликте международных обязательств, когда таковые, по утверждению сторон, имеют место. Расследование может оказаться полезным, когда стороны в конфликте договариваются или договорились о применении других средств урегулирования (примирение, обращение к региональным соглашениям, арбитраж и т.д.) и когда возникает необходимость в достоверной и полной информации, подтверждающей или уточняющей обстоятельства и причины возникновения спора или конфликта. В этой связи следует отметить положительную роль, которую сыграли миссии ООН и ОБСЕ по установлению фактов, направлявшиеся в Нагорный Карабах, Грузию, Приднестровье и другие регионы. Заслуживают внимания и содержащиеся в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира» предложения, в частности, о более частом использовании миссий по установлению фактов, контактов с этой целью Генерального секретаря ООН с правительствами и сторонами в конфликте, о том, чтобы миссия по установлению фактов могла в некоторых случаях, особенно в межэтнических и межрелигиозных конфликтах, содействовать своим присутствием улаживанию конфликта или спора. Разумеется, применительно к конфликтам нового поколения потребуется обновление содержания деятельности и, возможно, создание новых механизмов обследования. Было бы желательно, чтобы деятельность институтов расследования фактов включала в себя сбор информации, ее анализ и обобщение, подготовку выводов и рекомендаций, представление главным органам ООН объективных и достоверных данных, необходимых для принятия эффективных мер, контроль за выполнением таких мер, представление докладов о выполнении принятых мер и содействие снижению уровня напряженности и укреплению доверия, предсказуемости и стабильности в соответствующих районах. Важное место в урегулировании конфликтов нового типа продолжают занимать добрые услуги и посредничество. Следует отметить, что, хотя на практике эти два вида средств улаживания конфликтов часто смешивают, они все же нередко сохраняют свои специфические черты. Это хорошо видно на примере кипрского урегулирования, где в последнее время стороны согласны лишь на применение добрых услуг Генерального секретаря ООН и его представителей, а о посредничестве и слышать не хотят. Однако различие между этими двумя средствами не особенно велико. Хорошо известно, что при осуществлении добрых услуг третья сторона обычно устанавливает контакты со сторонами в конфликте путем проведения ряда неофициальных встреч с каждой стороной. В ходе таких встреч она выясняет позиции противоборствующих сторон, а затем информирует стороны об их соответствующих позициях в отношении конфликта и пытается примирить их, но не может навязывать им свою волю16. В свою очередь, функция посредника может иметь целью достижение предварительного урегулирования, например прекращения огня после начала боевых действий, или выработку постоянного решения, что позволяет устранить первооснову конфликта. По существу, все посреднические усилия Российской Федерации в ходе улаживания конфликтов на территории бывшего СССР (в Приднестровье, Южной Осетии и других регионах) были направлены в первую очередь на достижение именно предварительного урегулирования, в результате чего удавалось достичь главного - прекращения огня, кровопролития и разрушения материальных ценностей. Многое в данном случае зависит и от того, считают ли стороны в конфликте сам этот конфликт поддающимся политическому урегулированию или же полагают, что он связан с правовыми претензиями и встречными контрпретензиями, которые можно урегулировать только с помощью других мирных средств разрешения, например арбитража, какой-либо региональной организации или использования возможностей ООН и ее Совета Безопасности. Если стороны сочтут наиболее подходящим средством урегулирования конфликта продолжение посредничества, то посредник обычно прилагает все усилия, чтобы наряду с выполнением функций, характерных и для добрых услуг (осуществление связей со сторонами, выяснение их позиций, информирование сторон о соответствующих позициях в отношении конфликта), выявить области согласия между сторонами, выработать на этой основе предварительные договоренности, дабы не рассматривать или свести к минимуму рассмотрение тех вопросов, по которым у сторон сохраняются разногласия, и, в конечном счете, подготовить проекты компромиссных решений или плана, причем главной целью является скорейшее разрешение конфликта во всей его полноте17. Посредник в ходе выполнения своих функций должен соблюдать ряд требований, в частности быть беспристрастным, чтобы не подорвать доверие сторон в конфликте, строго придерживаться неофициального характера обсуждения и конфиденциальности. Недопустимо также навязывать определенные условия урегулирования конфликта, которые могут казаться посреднику справедливыми для одной стороны, но являются неприемлемыми для другой, как и давать повод предполагать наличие у посредника каких-либо предубеждений в отношении одной из сторон. Невыполнение любого из этих требований может привести к срыву урегулирования, о чем наглядно свидетельствует, в частности, посредническая деятельность, разработка и провал плана Вэнса-Оуэна по урегулировании в бывшей Югославии. На практике посредничество все больше становится особым методом содействия диалогу между сторонами в конфликте, снижению масштабов военных действий, прекращению огня, созданию условий для прямых переговоров между сторонами и для достижения посредством политического процесса, контролируемого сторонами, дружественного, прочного, всеобъемлющего урегулирования конфликтов нового поколения. Последние события в мире свидетельствуют о возрастании роли посредников в урегулировании конфликтов. Вместе с тем деятельность посредников требует большого искусства, сочетания таких качеств, как настойчивость, энергия, понимание сути конфликта, прекрасное владение обстановкой, умение находить согласованные компромиссные решения сложных, противоречивых вопросов и безграничное терпение. Посредник хотя и вынужден иногда проявлять твердость, но не вправе переходить определенные границы, за которыми уже начинается диктат, грубое вмешательство и попрание законных прав и интересов любой из сторон. Посредник обязан сохранять несмотря ни на что беспристрастный конструктивный подход и исполнять роль действенного и непредвзятого миротворца. Эти качества особенно необходимы для посреднической деятельности в отношении конфликтов, вызванных религиозной, расовой, национальной и прочей нетерпимостью и враждой. В немалой степени соблюдение указанных требований позволило добиться заключения ряда соглашений по политическому урегулированию при посреднической и содействующей роли России конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Таджикистане и др. Уже имеющийся опыт урегулирования конфликтов ясно показывает, что только тот посредник, который не опирается на насилие и навязывание условий решения конфликта, а ориентируется на сближение позиций сторон, поиск областей согласия и достижение взаимоприемлемых договоренностей, имеет шансы на успех. Пожалуй, реже всего стороны в конфликтах нового поколения склонны прибегать к таким традиционным средствам решения с помощью третьей стороны, как согласительная процедура, арбитраж и судебное разбирательство. Объясняется это рядом причин и обстоятельств. Прежде всего очевидно, что использование каждого из названных средств сопряжено с довольно затяжной, часто сложной и не известной сторонам процедурой их задействования, и это в условиях быстро развивающегося конфликта удерживает стороны от их применения. Немаловажно и то, что стороны практически не имеют возможности контролировать ход решения спорных вопросов, составляющих суть конфликта. В ряде случаев исключается использование этих процедур для сторон во внутреннем конфликте, так как, например, в Международном Суде ООН сторонами в деле могут быть только государства. Учитывается и то, что при применении названных процедур для каждой из сторон существует весьма серьезный риск проиграть дело и тем самым позволить третьей стороне определять свою участь в конфликте. Принимается, видимо, во внимание и следующее обстоятельство: названные процедуры используются для решения отдельных аспектов конфликта на основе международного права, а не сиюминутных политических притязаний и соображений сторон, которые меняются по мере изменения политической конъюнктуры. Наконец, стороны в конфликте, вероятно, пугает то, что названные процедуры выносят, как правило, обязательные для сторон решения, невыполнение которых какой-либо одной из них, посчитавшей себя «проигравшей», может вызвать соответствующую реакцию мирового сообщества. По всем этим причинам стороны в конфликте неохотно прибегают к урегулированию своих разногласий с помощью арбитражного и судебного разбирательства. Однако это отнюдь не означает, что названные процедуры вообще не подходят для урегулирования конфликтов нового поколения. Как показывает опыт, не следует сбрасывать со счетов возможности решения отдельных аспектов конфликта с помощью судебного и арбитражного разбирательства. Именно по этому пути пошло, например, мировое сообщество, создав и проведя в сентябре 1993 г. на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выборы в Международный трибунал по военным преступлениям на территории бывшей Югославии, деятельность которого призвана способствовать прекращению нарушений гуманитарного права на территории бывшей Югославии и тем самым содействовать поиску справедливого урегулирования югославского конфликта не в ущерб интересам какой-либо из сторон. Полезным представляется и идея более широкого задействования созданного в июле 2002 г. постоянного Международного уголовного суда как существенного механизма содействия урегулированию конфликтов нового поколения, обеспечения должной защиты жертв вооруженных конфликтов, особенно среди гражданского населения, и как важного компонента глобальной системы поддержания безопасности и стабильности в мире. Следует отметить, что и сами существующие международные судебные органы не остаются глухими к возникающим новым спорам и конфликтам и предпринимают усилия для того, чтобы внести посильную лепту в их урегулирование. Уже имели место случаи, когда стороны в конфликте обращались, например, в Международный Суд ООН. Так, 20 марта 1993 г. Республика Босния и Герцеговина возбудила дело против Союзной Республики Югославии и просила Суд принять временные меры по обеспечению боснийских прав в деле о геноциде. Боснийская сторона настаивала на том, что СРЮ виновна в преступлении геноцида против государства и народа Боснии и Герцеговины. В вынесенном 8 апреля 1993 г. постановлении Международный Суд принял временные меры, в частности предусматривалась обязанность СРЮ предпринять шаги по предотвращению преступления геноцида в Боснии и Герцеговине. Республика Босния и Герцеговина обратилась в Международный Суд ООН и со второй просьбой, чтобы Суд запретил всякие планы, предложения и переговоры, направленные на расчленение Боснии и Герцеговины и ликвидацию ее как независимого суверенного государства, а также признал ее права на получение оружия от других стран путем соответствующего толкования решения Совета Безопасности об эмбарго на поставки оружия в бывшую Югославию. Не остается в стороне от новых веяний и такой старейший судебный орган, как Постоянная палата третейского суда. На конференции членов Постоянной палаты третейского суда в Гааге 10-11 сентября 1993 г. была высказана идея о том, что с учетом преимуществ третейской формы разрешения споров Постоянная палата, созданная в соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении споров, могла бы наряду с Международным Судом ООН стать сегодня эффективным инструментом международного правосудия. На конференции было также предложено провести в 1999 г. Третью конференцию мира и принять на ней новую конвенцию о мирном разрешении споров. Кстати, делегация России вносила такое предложение в Спецкомитете по Уставу ООН и усилению роли Организации еще в 1990 г. В конвенции могли бы найти отражение новые тенденции в развитии средств мирного урегулирования споров и скорректированы применительно к современным реалиям формы и методы деятельности Постоянной палаты. Предлагалось также в ходе подготовки к Третьей конференции мира 1999 г. провести исследование существующих процедур мирного разрешения споров, в том числе с помощью третьей стороны, и на основе такого исследования пересмотреть и принять новые международные соглашения. В этом контексте могли бы быть приняты меры и по повышению роли Постоянной палаты, в частности, посредством более широкого ее привлечения к разрешению споров и конфликтов, особенно межэтнического, межрелигиозного, территориального и иного происхождения, возникающих не только между государствами, но и между сторонами внутри государств. Авторитет Постоянной палаты можно было бы повысить, развивая и укрепляя отношения с ООН, в том числе представлением Постоянной палатой ежегодных докладов о своей деятельности, как это делает Международный Суд ООН, направлением ее представителей на заседания Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, распространением информации о формах и результатах ее деятельности и т.д. Полезными представляются и более широкое применение факультативных правил Постоянной палаты о разрешении споров между государствами, а также споров, где только одной стороной является государство, и разработка новых правил, допускающих рассмотрение Постоянной Палатой споров между сторонами, которые еще не обрели своей государственности. Анализ использования традиционных средств предотвращения и ликвидации конфликтов нового поколения позволяет сделать вывод, что предпочтение отдается средствам, непосредственно контролируемым сторонами, прежде всего таким, как переговоры, добрые услуги и посредничество. Незаменимым и наиболее часто применяемым методом урегулирования конфликтов остаются диалог между сторонами, консультации и переговоры. Их особенно ценным достоинством является то, что они позволяют сторонам в конфликте напрямую влиять как на определение предмета и ход переговоров, так и на характер и содержание достигнутых договоренностей. Важное место в деле урегулирования конфликтов могут занимать добрые услуги, посредничество и согласительная процедура. Однако эффективность этих средств зависит не только от желания сторон разрешить конфликт, но и от соблюдения третьей стороной таких требований, как беспристрастность, конфиденциальность и недопустимость оказания нажима на какую-либо из сторон. Важную роль, в том числе и превентивную, в урегулировании конфликтов играют методы обследования, расследования и установления фактов, которые позволяют иметь объективную и полную картину в отношении того или иного конфликта. Более того, без достоверной, объективной и максимально полной информации о конфликте вообще невозможно задействовать средства мирного урегулирования, а органы ООН, и прежде всего Совет Безопасности, а также региональные организации будут не в состоянии принять эффективные меры по предотвращению и улаживанию конфликта. В процессе урегулирования конфликта ценность «классических» средств проявляется прежде всего в том, что они позволяют наряду с профилактическим воздействием на стороны в конфликте в плане завязывания контактов, установления атмосферы доверия и взаимопонимания добиваться хоть и предварительных, но реальных договоренностей о прекращении огня, приостановке военных действий и тем самым положить конец гибели ни в чем не повинных людей и разрушению инфраструктуры. Таким образом создаются предпосылки для всеобъемлющего и прочного правового урегулирования конфликта. Довольно редко стороны в конфликте обращаются к таким средствам мирного урегулирования с помощью третьей стороны, как арбитраж, согласительная и судебная процедура и др. Это объясняется, видимо, тем, что стороны не склонны «выпускать из своих рук» решение вопросов, составляющих суть конфликта, и передавать его арбитражным и судебным органам, беспристрастность которых не всегда подтверждается практикой. Вместе с тем оставлять урегулирование конфликта целиком на усмотрение сторон также не представляется разумным и обоснованным с политической и юридической точек зрения, поскольку разрастающийся конфликт может и зачастую представляет серьезную угрозу поддержанию регионального мира и безопасности, а нередко затрагивает и жизненно важные интересы всего международного сообщества. Поэтому возникает необходимость как-то воздействовать на стороны в конфликте, побуждать их отказаться от попыток решать спорные проблемы силой оружия и обратиться к мирным средствам улаживания своих разногласий. Поэтому же, очевидно, отчетливо прослеживается новая тенденция ко все большему задействованию в целях осуществления контроля за конфликтами, оказания воздействия на противоборствующие стороны для перевода конфликта в мирное русло и недопущения его эскалации региональных организаций и верховного гаранта безопасности и стабильности в мире - ООН и ее Совета Безопасности.
|