Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 3 страница
В докладе описываются некоторые из тех главных сил (процесс глобализации, негативные последствия крушения двухполюсной системы, революция в области информационных технологий, усиление глобальной экологической взаимозависимости, расширение гражданского общества за национальные границы, усиливающаяся тенденция к демократизации, сосуществование интеграционных процессов с тенденциями к распаду и др.), которые преобразуют мир, окружающий ООН и, следовательно, вносят изменения в ее повестку дня. Особый интерес представляют содержащиеся в докладе предложения по поводу институциональной реформы ООН, необходимой для обеспечения того, чтобы ООН продолжала оставаться жизненно важным и эффективным инструментом международного сотрудничества в период, когда мир вступает в новое столетие и новое тысячелетие. В 1997 г. был опубликован доклад Генерального секретаря «Обновление ООН: программа реформы», в котором содержится целый ряд концептуальных и практических предложений и соображений, касающихся интенсификации деятельности ООН по различным направлениям с прицелом на ее роль в будущем. В докладе отмечаются многочисленные достижения ООН за полвека ее существования в самых разных областях деятельности: в ликвидации системы колониализма, обеспечении прав и свобод человека, миротворческой деятельности, мирном урегулировании многочисленных споров и конфликтов, выявлении новых вопросов на политической арене, включая проблемы окружающей среды, социального развития и такие неприглядные стороны мирового гражданского общества, как торговля наркотиками, транснациональная организованная преступность и международный терроризм, и разработке планов действий для их решения. Вместе с тем в конце XX в. ясно обнаружились и недостатки, прежде всего в плане сохранения значительного разрыва между устремлениями и достигнутыми реальными результатами. Ни государствам, ни самой ООН не удалось найти ключ к ликвидации той хронической бедности, которая держит в своих тисках значительную часть человечества. Более того, нынешние дисбалансы мировой экономики в распределении богатства и несбалансированность сил экономической интеграции и политической фрагментации создают серьезные угрозы для будущей международной стабильности. Разрушительные силы, подкрепляемые несправедливостью и нетерпимостью, продолжают разрывать на части нации и народы, а ожесточенные конфликты, подпитываемые предрассудками, лишениями, а иногда и полной анархией, выходят за рамки национальных границ и не подчиняются международным нормам. В докладе справедливо отмечается, что важнейший источник силы ООН проистекает из ее универсального характера, всеохватывающего мандата и международно-правовой базы ее деятельности. Универсальный характер состава членов и всеобщий по охвату мировых проблем подход делают ООН уникальным и незаменимым мировым форумом для всех государств планеты, где они могут на подлинно равноправной и демократической основе выявлять возникающие мировые проблемы, сопоставлять позиции и интересы по ним, вести непрерывные переговоры, предлагать оптимальные методы и пути их преодоления и добиваться посредством объединения и концентрации своих ресурсов их согласованного решения. В докладе правильно подчеркивается, что самым ярким проявлением благотворного влияния ООН на развитие международных отношений является ее деятельность в сфере мирового переговорного и нормотвор-ческого процесса, прогрессивного развития и кодификации международного права. В результате такой деятельности вырабатываются нормы и правила поведения государств в самых различных областях их взаимоотношений, которые, становясь универсальными, формируют принципиальную основу для оценки и принятия практических акций мирового сообщества. Обладая наивысшим моральным и правовым авторитетом, они предусматривают разветвленную систему органов и механизмов повседневной творческой активности человечества. Они четко определяют предсказуемую манеру поведения государств и пределы их допустимого образа действий, позволяющих обеспечивать поддержание системы международной безопасности на уровне надежности. Они также указывают государствам наиболее оптимальные пути и стандарты их общения друг с другом. Более того, ООН и ее органы не только позволяют регламентировать отношения между государствами, но и помогают им решать вопросы внутреннего плана. Только ООН обладает поистине неограниченным знанием и опытом содействия решению кардинальных проблем мировой политики. В докладе содержатся и некоторые сомнительные оценки и утверждения, касающиеся роли ООН. В частности, впервые в политический оборот на форуме ООН была запущена концепция глобализации с явной целью подменить ею заложенную в Уставе ООН идею интернационализации мировых экономических, социальных, политических и иных связей между государствами - основными субъектами международного права и создателями этого права, без чего само существование ООН будет поставлено под вопрос. В докладе также утверждается, что причиной недостаточной эффективности ООН является институциональная слабость, выражающаяся в раздробленности, дублировании, жесткости структуры Организации, что воздействие «холодной войны» и блоковой политики сделало невозможным претворение в жизнь уставных концепций многих функций ООН, особенно в области поддержания международного мира и безопасности. Однако совершенно очевидно, что дело не только в этом. Основная причина недостаточной действенности ООН в деструктивной политике США и некоторых других западных стран, которые упорно стремятся подчинить деятельность Организации исключительно собственным интересам, не дать ей в полной мере раскрыть свой потенциал и проявить согласно Уставу ООН свои уникальные возможности на благо всеобщего мира и процветания человечества. Более того, в докладе предпринимается попытка устранить недостатки децентрализованной системы ООН, внеся изменения в Устав ООН и договоры, в которых определены мандаты специализированных учреждений. Для этого государствам-членам предлагается даже рассмотреть вопрос об учреждении специальной комиссии на уровне министров для изучения фундаментальных преобразований за счет изменений в Уставе ООН. Тем самым К. Аннан счел для себя возможным пойти по пути некоторых предшествующих Генеральных секретарей, выдвигая предложения, направленные на ревизию конституционного документа. В докладе, таким образом, было предано забвению одно из основополагающих положений Устава ООН, в соответствии с которым Генеральный секретарь выступает гарантом строгого и неуклонного соблюдения Устава и призван добиваться, чтобы усилия государств были направлены не на подрыв основных положений этого исторического документа, а на его адаптацию к меняющимся условиям и новым мировым реалиям, чтобы значительно расширить возможности ООН как системы с точки зрения более эффективного служения интересам мирового сообщества в XXI в. Необоснованными представляются и некоторые другие содержащиеся в докладе утверждения, например о десятилетиях застоя в деятельности Совета Безопасности ООН, о необходимости наделения ЭКОСОС более существенными полномочиями путем внесения изменений в Устав ООН, о превращении Совета по опеке в форум по осуществлению коллективного контроля за сохранением целостности глобальной окружающей среды и такого общего достояния, как океаны, атмосфера и космическое пространство. В целом доклад послужил отправным пунктом для подготовки проведения в 2000 г. Саммита тысячелетия, как это и предлагалось в докладе, и принятия на ней важных решений в самых разных областях деятельности ООН с прицелом на XXI столетие. В докладе о работе ООН за 1998 г.м отмечается новая роль, которая может отводиться многосторонним организациям, в том числе ООН, и подчеркивается, что их место в международном сообществе порождает неопределенность и в некоторых случаях даже обеспокоенность. Самой жизнью был выдвинут вопрос, какой должна стать ООН в следующем столетии и что необходимо сделать, чтобы повысить ее эффективность и жизнеспособность. В докладе справедливо подчеркивается, что ни одна организация в мире не может содействовать решению таких проблем, как мир и безопасность, сотрудничество в целях развития, международные экономические, социальные и гуманитарные вопросы, лучше, чем ООН, поскольку ни у одной из них нет такой сферы охвата и легитимности. Важное место в докладе занимают вопросы обеспечения мира и безопасности и повышения роли ООН в этой области. Особое внимание уделяется предотвращению конфликтов, которое, как отмечается в докладе, должно быть одной из самых главных задач ООН. Предотвращение эскалации потенциальных конфликтов за порог насилия требует раннего предупреждения о ситуациях, способных перерасти в кризис, соответствующего анализа, комплексной превентивной стратегии, политической воли и ресурсов для осуществления такой стратегии. В докладе говорится о необходимости реализации новой целостной концепции безопасности ООН, включающей ее усилия по борьбе с нищетой, по содействию развитию и демократизации, помощь в проведении выборов и гражданское просвещение. Все эти усилия можно охарактеризовать как превентивное миростроительство, поскольку они направлены на устранение коренных причин многих конфликтов. В этой связи вполне обоснованно ставится вопрос: не следует ли расширить роль Совета Безопасности, чтобы он мог сделать предотвращение нормой, а не исключением и заниматься экономическими и социальными процессами, которые влияют на мир и безопасность столь же энергично и серьезно, как он занимается политическими проблемами? Такой подход означал бы новые формы сотрудничества между Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и ЭКОСОС, а также между всеми органами ООН и государствами-членами. Важным фактором, влияющим на обстановку в мире и, соответственно, на положение ООН в системе международных отношений конца XX столетия, становится новая форма глобализации. Глобализация дает колоссальные возможности для улучшения жизни людей, однако она способна вместе с тем их жизнь расстраивать и ломать. Задача заключается в том, чтобы глобализация вела к обеспечению прогресса, благосостояния и безопасности для всех, и возглавить эти усилия должна ООН. Несомненный интерес представляет доклад о работе ООН за 1999 г.65. В нем обращается внимание на то, что на протяжении 90-х годов произошли крупные изменения в характере глобальных конфликтов и реакции международного сообщества на них. В конце XX в. более 90% вооруженных конфликтов происходят в государствах, а не между ними. Наметилась и тревожная тенденция, когда традиционные основания для вмешательства становятся все менее уместными и все чаще гуманитарные принципы и права человека выдвигаются в качестве предлога и оправдания для использования силы во внутренних конфликтах, причем не всегда с санкции Совета Безопасности ООН. В 90-х годах гораздо чаще, чем когда-либо ранее, применялись санкции, однако результаты их применения в лучшем случае неоднозначны. Одним из более обнадеживающих явлений 90-х годов стал рост числа конфликтов, урегулированных путем переговоров. В 90-е годы было подписано в три раза больше мирных соглашений, чем за предшествующие три десятилетия. Всеобъемлющие мирные соглашения инициировали комплексные имплементационные процессы с участием множества различных учреждений. Хотя некоторые традиционные миротворческие операции продолжали осуществляться, миротворцы в 90-х годах участвовали в более широких процессах постконфликтного строительства, связанных с осуществлением мирных соглашений. В докладе отмечается, что постконфликтное миростроительство предусматривает возвращение и реинтеграцию беженцев и вынужденных переселенцев, примирение, восстановление судебной системы, укрепление мер по поощрению и защите прав человека, оказание помощи в проведении выборов и содействие в восстановлении разрушенных войной политических, экологических и социальных инфраструктур, а также решение более традиционных миротворческих задач. Большой интерес мирового сообщества вызвал опубликованный 27 марта 2000 г. содержательный доклад Генерального секретаря ООН К. Анпана «Мы, народы: роль ООН в XXI в.»66. В докладе подводятся итоги деятельности ООН по различным направлениям во второй половине XX в. и намечаются перспективы и задачи Организации в новом столетии. В докладе подчеркивается, что ООН существует для того, чтобы служить входящим в нее государствам-членам. Это единственная в своем роде структура, являющаяся универсальной по своему составу и всеобъемлющей по сфере интересов и охватывающая столь многие области человеческой деятельности. Это делает ООН исключительно полезным форумом для обмена информацией, ведения переговоров, выработки норм и выражения надежд, координации поведения государств и других субъектов и осуществления общих планов действий. Наряду с признанием необходимости обеспечить, чтобы ООН выполняла отмеченные функции как можно более действенно, в докладе ставятся и новые задачи. Среди них осуществление на практике беспрецедентной возможности перестроить ООН с учетом перспективных задач XXI в., что позволит ей внести реальные и ощутимые изменения в жизнь людей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, по мнению Аннана, главная задача сегодня - добиться, чтобы глобализация стала для всех народов мира позитивной силой, а не фактором, обрекающим миллиарды людей на нищету. Это, в свою очередь, требует, чтобы мировое сообщество по-новому взглянуло на то, как оно ведет свои общие дела и заботится об удовлетворении общих интересов, ибо многие задачи, с которыми мировое сообщество сегодня сталкивается, государства в одиночку решить не в состоянии. В этой связи в докладе отмечается, что эффективно функционирующие государства существенно ьажны для решения задач, стоящих перед ООН, и что необходимо адаптировать международные институты, через которые государства управляют сообща, к реалиям новой эпохи. Характерно, что если в своих предыдущих докладах К. Аннан лишь в общих чертах обрисовал проблему глобализации, то в докладе 2000 г. он широко раскрывает суть и основные особенности нового процесса глобализации. Он прямо признает, что активно продвигавшаяся до Второй мировой войны экологическая глобализация, в некоторых отношениях такая же экономически взаимозависимая, как в наше время, неуклонно ослабевала и завершилась полным провалом под ударами мировых войн и вызвавших их экологических и политических обстоятельств (полити ческой структуры империализма, попыток крупных империалистических держав решать свои внутренние экономические проблемы путем закабаления других народов и государств и др.). Особенно яркую характеристику Аннан дает экономической глобализации в период между двумя мировыми войнами, когда повсеместно укоренились безудержный экономический национализм и политика, основанная на принципе «разори соседа своего», и когда они переросли в политический реваншизм, тоталитаризм и милитаризм в одних странах и в изоляционизм в других. Все это самым негативным образом сказалось на всех сферах международной деятельности, в том числе на Лиге Наций, которой, по мнению Аннана, с самого начала был нанесен тяжелый удар и у которой в условиях действия этих сил не было никаких шансов выжить. Однако негативные последствия экономической глобализации, как явствует из доклада, не воспрепятствовали выдвижению некоторыми государствами несколько обновленной, но влекущей за собой еще более разрушительные последствия концепции глобализации на стыке XX—XXI вв. И это несмотря на то, что, по признанию Аннана, глобализация начала вызывать отрицательную реакцию и даже протесты населения многих стран мира. В докладе раскрываются весьма серьезные причины неприятия идей глобализации. В частности, указывается, что глобализация порождает неравенство и что выгоды и возможности, являющиеся ее результатом, по-прежнему сконцентрированы в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах. Отмечается также, что в последние десятилетия возникло несоответствие между успешными усилиями по разработке строгих и неукоснительно соблюдаемых правил, способствующих расширению глобальных рынков, и не очень активными действиями в поддержку столь же важных социальных проблем, будь то условия труда, окружающая среда, права человека или сокращение масштабов нищеты. Особо подчеркивается, что для многих людей глобализация стала означать большую уязвимость к воздействию незнакомых и непредсказуемых сил, которые могут вызвать экономическую нестабильность и социальные неурядицы, затрагивающие иногда отдельные государства и целые регионы с молниеносной скоростью. Но особенно острое неприятие глобализация вызывает по следующей причине: растет оправданная тревога по поводу того, что под угрозу ставится целостность культур и суверенитет государств. Однако в докладе эти серьезные озабоченности почему-то не принимаются в расчет и основной акцент делается на необходимости пересмотра сложившейся на основе Устава ООН во второй половине XX в. международной структуры поддержания мира. А между тем именно эта структура, сердцевиной которой является ООН и ее Совет Безопасности, призвана расширять и укреплять процесс интернационализации политических, хозяйственных и иных связей между суверенными государствами и обеспечить упорядоченное развитие международных отношений. И именно эта структура обеспечивала на протяжении более чем полувека поступательное развитие, прежде всего в рамках системы ООН, международного переговорного и нормотворческого процесса, без которого невозможно решить историческую задачу избавления человечества от бедствий войны, особенно от насилия, связанного с гражданскими конфликтами, и от страха перед оружием массового уничтожения. В этой связи представляются далеко не бесспорными содержащиеся в докладе идеи и соображения об «устарелости» послевоенных бюрократических централизованных структур поддержания мира, о целесообразности перехода от «международного» к «более глобальному» миру, формирования нежестких и непостоянных глобальных сетей по вопросам политики, которые не признают национальных, институциональных и секторальных границ, и расширения «сферы международных публичных отношений», которая должна быть еще более открыта для участия многих субъектов, в том числе негосударственных, чей вклад имеет существенно важное значение для управления процессом глобализации. Невольно возникает мысль, не приведет ли все это к тому, что мировое сообщество государств окажется лишенным четко определенных и складывающихся на основе Устава ООН международно-правовых принципов и норм, строго регулирующих их деятельность в самых разных сферах человеческой жизни, и что весь процесс дальнейшего укрепления мира и стабильности на планете окажется во власти разнузданных, ничем не управляемых стихийных сил, а сам мир действительно станет «мировой деревней», раздираемой бесчисленными и многообразными разногласиями и противоречиями. Признавая, что не существует предсказуемого пути обеспечения мира и спокойствия в такой «деревне», Генеральный секретарь высказывается в пользу первоочередного решения трех приоритетных задач — избавления от нищеты, избавления от страха и обеспечения для последующих поколений экологически устойчивого будущего. Для достижения этих целей необходимо шире использовать возможности, открываемые «цифровой революцией», которая не только создает новый экономический сектор, но и является средством преобразования и активизации многих других видов деятельности. Необходимо также создание всеохватывающего глобального рынка. В докладе предлагается деловым кругам присоединиться к выдвинутому Генеральным секретарем в Давосе в начале 1999 г. «Глобальному договору», который призван вовлечь корпорации в усилия по поощрению стандартов справедливости в трудовых отношениях, уважению прав человека и охране окружающей среды, а самим корпорациям предлагается воплотить приверженность общим принципам, касающимся этих трех областей, в конкретные методы управления. Тем самым «Глобальный договор», по мнению Генерального секретаря, устанавливал бы рамки для партнерских отношений между ООН и частным сектором, включающим в себя предпринимательские ассоциации, профессиональные группы и неправительственные организации. «Глобальный договор» основан на том убеждении, что интегрирование всеобщих ценностей в ткань глобальных рынков и в деятельность корпораций будет способствовать достижению широких общественных целей при сокращении открытости рынков. К числу этих «всеобщих ценностей» относятся следующие. В области прав человека предусматривается, что деловые круги должны: 1) поддерживать и уважать защиту международно провозглашенных прав человека, 2) не быть замешанными в злоупотреблениях и нарушениях прав человека; в области трудовых отношений деловые круги должны: 3) придерживаться свободы ассоциаций и признавать право на заключение коллективных соглашений, 4) добиваться ликвидации всех форм рабского и принудительного труда, 5) эффективного недопущения детского труда и 6) недопущения дискриминации в отношении приема на работу; в области окружающей среды деловые круги должны: 7) придерживаться предупредительного подхода к экологическим вызовам, 8) предпринимать инициативы по воспитанию и утверждению чувства ответственности за экологический ущерб, 9) содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий. Речь, таким образом, идет о разработке некоего свода этических и моральных принципов, призванных дополнить, а то и подменить правовые принципы и правила поведения государств, содержащиеся в Уставе ООН и разработанных на его основе международных соглашениях. Из перечня всеобщих моральных ценностей со всей определенностью вытекает, что они носят весьма расплывчатый, неосязаемый характер, их соблюдение не обеспечивается никакими материальными, политическими, правовыми и иными гарантиями, а отдается, по существу, на усмотрение самих деловых кругов и корпораций. Значение ООН сводится к роли нейтрального посредника, который содействовал бы переменам, практическому сотрудничеству и выполнял бы функции адвоката и защитника. Другими словами, роль ООН и суверенных государств, ее составляющих, низводилась бы до уровня простых статистов, безвольно наблюдающих за тем, как многонациональные корпорации и многочисленные неправительственные организации, нисколько не считаясь с волей народов и интересами законно избранных ими правительств, бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, всячески провоцируют споры и конфликты между ними, разжигают вражду и ненависть между различными группами населения внутри государств и активно проводят линию на дезинтеграцию и фрагментацию суверенных государств -основных гарантов обеспечения международной безопасности и стабильности. Разумеется, остановить эту роковую разрушительную тенденцию можно, как и в прошлом столетии, только объединенными усилиями мирового сообщества суверенных государств и с помощью зафиксированного в Уставе ООН эффективного механизма коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях, действуя на основе строго выверенных и проверенных на практике положений Устава ООН и общепризнанных принципов и норм международного права и справедливости. Предложенный в конце XX в. путь глобализации и отказа от закрепленной в Уставе ООН концепции интернационализации способен в который уже раз привести не только к росту разрухи, нищеты, голода и болезней населения в каком-то отдельном государстве или регионе, но и к глобальной катастрофе, горю, лишениям и страданиям миллионов жителей планеты, которая превратится в вымирающую «мировую деревню», лишенную самых минимальных человеческих условий существования. Поэтому весьма затруднительно согласиться с предлагаемой в докладе «новой концепцией безопасности», практически нацеленной не на укрепление приоритетной роли суверенных государств и созданных ими механизмов и институтов безопасности мирового сообщества, и прежде всего центральной роли ООН и ее Совета Безопасности, а на обеспечение безопасности, которое включало бы в себя защиту всего населения и конкретных людей от насилия, порожденного внутри государства, и больше ориентировалась бы на человека. Совершенно очевидно, что реализация концепции такого рода подорвала бы сами основы закрепленной в Уставе ООН системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях и ввергла бы развитие межгосударственных отношений в пучину хаоса, непредсказуемости и ничем не сдерживаемого произвола и насилия. Сомнения вызывают и предлагаемые принципы и механизмы формирования «новой концепции безопасности». В частности, предлагается почему-то установить своеобразную иерархию принципов внутри самой системы международного права, разработанного на основе Устава ООН. С этой целью в докладе содержится призыв вновь провозгласить главную роль международного гуманитарного права и прав человека. Однако хорошо известно, что в Уставе ООН центральное место занимают принципы суверенитета государств, недопустимости вмешательства в их внутренние дела, отказа от угрозы силой или ее применения и мирного урегулирования споров, что в аутентичной форме и подтверждено в принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В этом контексте сомнительными представляются предлагаемые «новые подходы», которые могли бы включать создание механизма для проверки соблюдения всеми сторонами существующих положений международного гуманитарного права, разработку более строгих правовых стандартов для обеспечения защиты гуманитарного персонала и рассмотрение вопроса о международной конвенции, регулирующей деятельность частных и корпоративных охранных структур, которые все чаще участвуют во внутригосударственных войнах. Во-первых, что касается механизма, то такой механизм уже существует и успешно действует на протяжении более чем полувека в лице Совета Безопасности и созданного им большого числа комитетов, комиссий, миссий и других его вспомогательных органов. И речь может идти лишь о дальнейшем совершенствовании их деятельности. Во-вторых, более строгие стандарты для обеспечения защиты гуманитарного персонала могут быть разработаны лишь путем заключения межгосударственных соглашений и принятия соответствующих решений Совета Безопасности ООН, а не в результате каких-то договоренностей между негосударственными субъектами, корпорациями и неправительственными организациями. В-третьих, следовало бы учитывать, что обеспечить соблюдение таких стандартов можно только с помощью решений Совета Безопасности и совместных усилий государств, которые в соответствии со статьей 25 Устава ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В-четвертых, проблематична идея заключения международной конвенции между частными и корпоративными охранными структурами, поскольку она самым непосредственным образом затрагивает вопросы, которые относятся к сугубо внутренней компетенции государств и к осуществлению ими своих суверенных прав и защите национальных интересов. Наконец, в-пятых, «новые подходы» предлагается применить и к такому политически и юридически острому вопросу, как «гуманитарная интервенция». В докладе справедливо признается, что концепция гуманитарной интервенции может стать прикрытием для необоснованного вмешательства во внутренние дела суверенных государств и способна подтолкнуть сепаратистские движения к сознательному провоцированию правительств на совершение грубых нарушений прав человека, чтобы затем последовало вмешательство извне, которое содействовало бы успеху их дела. Признается также, что принципы суверенитета и невмешательства обеспечивают жизненно важную защиту для малых и средних государств и что гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ударом по суверенитету государств. Однако в докладе предпринимается попытка решать «деликатный вопрос» гуманитарной интервенции не на основе единственно законных и общепризнанных требований и обязательств государств по Уставу ООН, а с точки зрения того, какой принцип — защита прав человека или защита суверенитета - должен превалировать, когда между ними возникает коллизия. На базе такого умозрительного и схоластического подхода в докладе делается вывод, что вооруженная интервенция всегда должна оставаться крайним средством, однако перед лицом массовых убийств от этого средства нельзя отказываться. Вряд ли можно согласиться с такого рода выводом, который прямо противоречит положениям Устава ООН и основным принципам и нормам международного права и справедливости. Подавляющее большинство членов мирового сообщества справедливо полагает, что вооруженная гуманитарная интервенция, предпринятая без санкции Совета Безопасности и в обход Устава ООН, нелегитимна и является нарушением Устава ООН. А это влечет за собой международную ответственность, включающую материальную и политическую ответственность государств, предпринявших интервенцию, и уголовную ответственность физических лиц, виновных в развязывании военной интервенции. Видимо, не случайно предлагаемые «новые подходы» не нашли отражения в принятой на Саммите 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия ООН. Большое место в докладе отведено вопросам обновления ООН и укрепления ее роли, в том числе в области миротворческих операций. В нем справедливо подчеркивается, что сегодня, как и прежде, фундаментом ООН являются именно государства-члены. В момент своего создания более полувека тому назад, в условиях катастрофических последствий мировой войны, ООН отражала величайшую надежду человечества на справедливое и мирное глобальное сообщество, и она по-прежнему воплощает эту мечту. ООН по-прежнему представляет собой единственное глобальное учреждение, легитимность и масштабы деятельности которого определяются универсальным характером его членского состава и мандат которого охватывает вопросы развития, безопасности и прав человека, равно как и охраны окружающей среды, и в этом плане ООН играет уникальную роль в мировых делах.
|