Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль Генерального секретаря ООН в мирном урегулировании споров и конфликтов между государствами 1 страница
С назначением в 1961 г. сначала исполняющим обязанности, а затем и Генеральным секретарем ООН У Тана попытки западных держав подчинить деятельность Генерального секретаря и Секретариата ООН своим корыстным интересам не прекратились. Следует отметить, что Генеральный секретарь У Тан, в противовес своим предшественникам, стремился строго следовать положениям Устава ООН, за что неоднократно подвергался нападкам и критике западных политиков и ученых. В частности, они критиковали Генерального секретаря за то, что он «в целом слишком осторожен и скромен, чтобы ООН смогла играть весьма позитивную роль. Он в неблагоприятную сторону отличается от своего предшественника»34. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что недовольство и критику западных исследователей вызывали действия Генерального секретаря, осуществлявшиеся им в соответствии с Уставом ООН. Так, при получении в феврале 1969 г. просьбы от Экваториальной Гвинеи прислать войска ООН для отражения провокаций вооруженных сил Испании, направленных против суверенитета и независимости этого государства, Генеральный секретарь лишь информировал, что направление вооруженных сил ООН требует соответствующего решения Совета Безопасности. Это, по существу, отвечающее Уставу ООН отношение Генерального секретаря к возникшей ситуации вызвало явное раздражение и недовольство западных политиков и ученых, которые прямо указывали, что «невероятно, чтобы десять лет назад предшественник У Тана действовал столь флегматично»35. Высказывая критические замечания, западные стратеги упорно пытаются дать искаженную картину деятельности бывших генеральных секретарей, развивают тезис, что многое якобы зависело от «инициативы» соответствующего Генерального секретаря, и не показывают, к чему на практике приводила противоречащая Уставу ООН та или иная «инициатива» бывших генеральных секретарей. Так, они отмечают, например, что Хаммаршельд весьма широко толковал статью 99 Устава ООН и на вопрос о его праве на инициативу ответил еще в 1953 г., что данное право идет «значительно дальше, чем это записано в Уставе»36. Некоторые западные ученые пытаются представить факты незаконного расширения полномочий Генерального секретаря в ущерб Совету Безопасности как вполне естественный процесс эволюции, адаптации Организации Объединенных Наций и ее Устава к меняющимся условиям развития международных отношений. Они стремятся доказать, например, что «на практике роль Секретариата зависела больше от позитивного воздействия индивидуумов при осуществлении ими своих функций и от возможностей инициативы, предоставляемых уникальными обстоятельствами, чем от конституционных положений»37. Такая доктрина преследует, несомненно, вполне определенные и конкретные цели - обелить многочисленные нарушения Устава, а также дать толчок, подготовить мировое сообщество государств и саму Организацию к тому, чтобы Генеральный секретарь взял на себя более ответственные и более широкие функции, чем это предусмотрено в Уставе. Видимо, не без влияния «традиционных» концепций и взглядов такого рода У Тан иногда допускал отклонения от четко зафиксированного в Уставе ООН круга полномочий Генерального секретаря. Он, в частности, заявлял, что не разделяет мнения, согласно которому «Генеральный секретарь должен быть только главным административным должностным лицом, или, другими словами, что он должен быть прославленным клерком»38. В 1967 г. У Тан прямо высказался за то, чтобы Генеральная Ассамблея «предприняла изучение таких вопросов, как стандартизация подготовки и оснащения резервных сил, взаимоотношения между Организацией Объединенных Наций и правительствами, предоставляющими такие силы, и конституционные и финансовые аспекты их использования. Это можно сделать или при помощи комитета, специально назначенного для этой цели, или уполномочив самого Генерального секретаря провести необходимые исследования»39. Совершенно очевидно, что указанные предложения не вяжутся с Уставом и что согласно Уставу перечисленная номенклатура вопросов относится к компетенции Совета Безопасности, Военно-штабного комитета, то есть самих членов ООН, но отнюдь не Генерального секретаря. Разумеется также, что такое поручение Генеральному секретарю противоречило бы главам VI, VII и XV Устава ООН. Поэтому Советский Союз в 1967 г. на 22-й сессии Генеральной Ассамблеи выразил свое несогласие с формулировками, изложенными во введении к годовому докладу Генерального секретаря40. Западные политики явно пытаются подсказывать, как должен вести себя Генеральный секретарь, чтобы оправдать возлагаемые на него западными странами надежды. Они прямо писали, например, критикуя У Тана, что Генеральный секретарь «обладает значительной долей власти, если он стремится к ней»41. Надежды Запада на «восстановление», «реактивизацию» роли Генерального секретаря особенно усилились в связи с избранием в 1971 г. четвертого по счету Генерального секретаря - К. Вальдхайма и в 1981 г. пятого - X. Переса де Куэльяра. На Западе появился ряд работ, в которых дело изображается таким образом, что одной из характернейших черт институциональной жизни ООН за первые 40 лет ее существования является «расширение и политизация роли Генерального секретаря»42. Видное место в череде генеральных секретарей ООН занимал шестой Генеральный секретарь Бутрос Б. Гали, который внес солидный вклад в укрепление ведущей роли ООН в самых разных областях человеческой деятельности, особенно в сфере поддержания международного мира и безопасности. Бесспорна его заслуга в том, что он в немалой степени содействовал разработке концептуальных и правовых основ миротворческой деятельности ООН и ее основных направлений - превентивной дипломатии, поощрения к миру, поддержания мира, принуждения к миру и миростроительства. При этом характерно, что свои соображения и предложения он формулировал, строго сообразуясь с положениями Устава ООН и нормами международного права и справедливости. Сменивший Бутроса Б. Гали седьмой Генеральный секретарь ООН К. Аннан проявил незаурядные способности в содействии обеспечению центральной роли ООН в решении сложных и затрагивающих интересы всего мирового сообщества проблем, находящихся на рассмотрении органов ООН. Он активно способствовал нахождению оптимальных путей и средств предотвращения и мирного урегулирования многочисленных международных и внутригосударственных споров и конфликтов. Неоценима роль Аннана и в содействии преодолению новых вызовов и угроз безопасности, связанных с распространением международного терроризма, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков. Аннан заметно выделился на фоне своих предшественников еще и тем, что стал зачинателем крупной реформы ООН в плане как функционирования Организации, особенно в миротворческой сфере, так и реорганизации аппарата Секретариата ООН и адаптации ООН к новым мировым реалиям. В своей деятельности Аннан сочетал полезные качества своих предшественников, в том числе, по оценке ряда исследователей43, такие, как осторожный подход У Тана, взвешенность Бутроса Б. Гали и решительность в проведении принятых решений, свойственная Хаммаршельду. Западные юристы и политики пытаются навязать свое представление о роли Генерального секретаря ООН в современном мире. Красной нитью через их труды проходит стремление обосновать необходимость поднять роль Генерального секретаря в решении международных проблем, выносимых на рассмотрение ООН, подчеркнуть «политический характер» его функций и расширить его полномочия, нередко выходя за пределы четких и ясных положений Устава ООН на этот счет. Так, они утверждают, что Генеральный секретарь выполняет две различные функции: политическую и административную. При этом, по их мнению, основной является политическая функция. Не находя в подтверждение этого ничего в Уставе ООН, западные исследователи усиленно продвигают тезис о «новой концепции главенствующей функции» Генерального секретаря ООН, появление которой, по их мнению, объясняется наличием почти «паралича и политизацией Совета Безопасности», а также «срочной необходимостью посредничества в критических международных ситуациях»44. Они утверждают, что способ осуществления Генеральным секретарем политической функции зависит, мол, от состояния международных отношений в соответствующий момент, а также от мужества, благоразумия и веры в цели Устава. Понимая, что это весьма шаткая основа для обоснования политической роли Генерального секретаря, и прямо признавая, что «искушение» к возвеличиванию его роли может дискредитировать институт Генерального секретаря и тем самым ООН в целом, западные теоретики пытаются обратиться к толкованию статей Устава ООН, утверждая в то же время, что такой подход и стремление к исключительной осторожности также могут дискредитировать Генерального секретаря. Поэтому западные ученые и политики прибегают к применявшемуся еще ранее Т. Ли и Д. Хаммаршельдом приему сравнительного, логического, прагматического и исторического толкования положений Устава. В частности, ссылаясь на статью 7, где Секретариат ООН назван наряду с Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности «главным органом», они пытаются подвести к выводу, что Генеральный секретарь имеет-де независимые обязанности «главного органа». А исходя из того, что при разработке Устава предлагались различные названия главного должностного лица (Посредник, Президент, Генеральный директор) и основатели ООН договорились назвать его Генеральным секретарем, они приходят к выводу, что создатели ООН, видимо, не желали ограничить права и обязанности Генерального секретаря теми, которыми наделялся в свое время Генеральный секретарь Лиги Наций. Считая, что наделение Генерального секретаря Лиги Наций чисто административными полномочиями было «ошибкой», они делают вывод, что это не входило в намерения составителей Устава ООН. Желая подтолкнуть Генерального секретаря ООН к тому, чтобы он занимал более активную позицию, западные политики и ученые весьма расширительно интерпретируют статью 99 Устава, утверждая, что она предоставляет Генеральному секретарю «право, обязанности и свободу действий». С их точки зрения, слова в статье 99 «по его мнению» и «могут угрожать» означают, во-первых, что предоставленное Генеральному секретарю ООН право может осуществляться в отношении не только фактически существующих, но и потенциальных конфликтов и, во-вторых, что он, как ожидается, должен производить постоянную и независимую оценку всех вопросов, которые имеют значение для мира и безопасности. Из этого западные теоретики делают весьма сомнительное заключение, что Генеральный секретарь будто бы наделяется согласно статье 99 Устава ООН определенным запасом власти, широкой степенью свободы действий, которая требует тщательного политического суждения и ограничена только благоразумием. Вызывает сомнение и утверждение западных юристов и политиков, что статья 99 касается, дескать, действий Генерального секретаря в отношении Совета Безопасности и что Генеральный секретарь иногда может предлагать средства помимо тех, которые первоначально предусмотрены Советом Безопасности. Вряд ли можно согласиться с таким по меньшей мере произвольным толкованием статьи 99. Кстати, сами генеральные секретари хорошо понимали всю опасность расширительного, выходящего за рамки Устава ООН толкования статьи 99. Свидетельством этого является тот факт, что за все послевоенное время данная статья формально применялась лишь трижды: в 1960 г. Д. Хаммаршельд обратился с просьбой о созыве Совета Безопасности в связи с обстановкой в Республике Конго, в 1979 г. К. Вальдхайм обратился с аналогичной просьбой в связи с серьезным положением, которое сложилось в отношениях между США и Ираном из-за захвата американского посольства в Тегеране, и в 1989 г. по просьбе Переса де Куэльяра был созван Совет Безопасности в связи с обострением обстановки в Ливане. Несколько раз, хотя и без прямой ссылки на нее, статья 99 Устава ООН использовалась на практике Генеральным секретарем ООН. Так, Т. Ли, по собственному признанию, использовал статью 99 в 1950 г. во время корейского кризиса, когда войска Северной Кореи совершили нападение на Корейскую Республику. Хаммаршельд, по его заявлению, опирался на статью 99 в ходе рассмотрения в Совете Безопасности лаосского кризиса в сентябре 1959 г., дважды ссылался на нее при обсуждении в Совете Безопасности нападения Франции на тунисский город Бизерту в июле 1961 г. У. Тан по существу использовал возможности, предоставляемые статьей 99, направив специ- ального представителя в Камбоджу и Таиланд в 1966 г., в своих посреднических усилиях по урегулированию конфликта между Гвинеей и Берегом Слоновой Кости в 1967 г. и при осуществлении добрых услуг по вопросу о Бахрейне в 1970 г. Вальдхайм несколько раз представлял доклады Совету Безопасности относительно ситуации на Кипре в 1972 и 1973 гг., предлагал свои добрые услуги Вьетнаму в 1972 г., направил своего представителя в ходе войны между Ираком и Ираном и направлял своего личного представителя в Афганистан в 1981 г. Перес де Куэльяр также использовал в 80-х годах права, предоставленные, по его мнению, статьей 99, для оказания добрых услуг, направления личных представителей и посещения кризисных очагов на Ближнем и Среднем Востоке, включая Ливан и Палестину, в Центральной Америке, Западной Сахаре, Южной Африке, в Персидском заливе и других конфликтных районах. Особенно важными оказались инициативы Переса де Куэльяра в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. Западные исследователи весьма своеобразно толкуют и статью 98 Устава ООН, предусматривающую, в частности, представление Генеральным секретарем годового доклада Генеральной Ассамблее. Они утверждают, что это, дескать, не простая работа докладчика и что представление доклада является одним из методов, с помощью которых Генеральный секретарь может действовать как «инициатор» и оживлять усилия других подразделений ООН. По их мнению, на Генерального секретаря ООН «должна быть возложена обязанность обращаться к Генеральной Ассамблее, когда необходимо сосредоточить внимание мирового сообщества на возникающих вопросах, которые могут потребовать многосторонней реакции на региональном или местном уровне»45. Действительно, практика показывает, что ежегодные доклады Генерального секретаря ООН о работе Организации, представляемые им на рассмотрение регулярных сессий Генеральной Ассамблеи, играют определенную роль с точки зрения объективного подведения итогов деятельности ООН за соответствующий период, анализа сильных и слабых сторон работы Организации в различных областях мировой политики и наметок на будущее. Однако такие доклады имеют позитивное значение, только если в них находит воплощение коллективная мудрость, способная уберечь от невзвешенных оценок, губительных ошибок и непродуманных решений, если содержащиеся в докладах выводы и соображения строго проистекают из положе- ний Устава ООН и признанных всеми государствами-членами толкований таких положений, если они отражают опыт, в целом позитивно воздействующий на процесс решения задач, которые стоят перед ООН и перед миром, и если эти доклады учитывают новые реалии, проявляющиеся в том, что ныне настрой в ООН определяет не группа государств, а большинство, волю которого уже невозможно подчинить чьему-либо диктату. С 1982 г. форма и содержание представляемых докладов изменились, и вместо рассмотрения широкого круга проблем деятельности ООН за год доклады стали концентрировать свое внимание на центральной проблеме - способности ООН поддерживать международный мир и безопасность и служить форумом для переговоров. В связи с этим в докладах содержится много интересных мыслей, наблюдений и выводов. Нельзя, например, не согласиться с выраженной в докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1982 г.46 тревогой за судьбы мира, связанной с беспрецедентным усилением гонки вооружений, прежде всего ядерных, и с мнением Генерального секретаря ООН, что в нынешней осложнившейся международной обстановке возрастает ответственность Организации в предотвращении ядерной войны, ликвидации очагов напряженности, мирном урегулировании международных споров. Заслуживает внимания содержащееся в докладе соображение относительно дальнейшего повышения роли Совета Безопасности в ликвидации существующих и предотвращении возникновения новых конфликтов. В докладе подчеркивается важность заложенной в Уставе ООН концепции коллективных действий в интересах обеспечения мира и необходимость строгого соблюдения Устава ООН. В этой связи высказывается мнение, что одна из главных причин недостаточной эффективности ООН - политика некоторых государств, действующих в нарушение принципов и положений Устава ООН. Генеральный секретарь справедливо указывал на такие негативные моменты, как невыполнение некоторыми государствами решений Совета Безопасности, игнорирование ООН при решении международных споров и разногласий, создание «многонациональных сил» в обход Совета Безопасности. Не вызывает возражений и вывод Генерального секретаря о необходимости в соответствии с Уставом ООН максимально использовать возможности Совета Безопасности. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1983 г.47 отмечается, что помимо, контролирования конфликтов глав В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1984 г.48 отмечается, что невыполнение резолюций, как и рост их чис Особенно много серьезных оценок и выводов содержится в докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1985 г.49 В частности, в нем обращается внимание на слова президента США Ф. Рузвельта, что создание ООН «означает - должно означать - конец системы односторонних действий, закрытых союзов, сфер влияния и балансов сил, а также всех других средств, которые использовались веками и всегда безуспешно». В докладе говорится, что впервые в истории существует фактически универсальная всемирная организация и что также впервые в истории существует мир, состоящий из независимых суверенных государств. Хотя после 1945 г. и было слишком много конфликтов, однако удалось избежать третьей мировой войны и, возможно, узнать намного больше, чем мы отдаем себе в этом отчет, о методах и средствах предотвращения такой катастрофы, несущей смерть всему живому. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1986 г.50 справедливо отмечается, что в 1986 г. ООН столкнулась с острым кризисом, ставящим под вопрос ее платежеспособность и Жизнеспособность, и что именно в то время, когда необходимо умножить усилия, чтобы укрепить Организацию, ее деятельность омрачена финансовыми трудностями, вызванными прежде всего невыполнением государствами-членами обязательств, вытекающих из Устава. Появление ядерного оружия, подчеркивается в докладе, представляет собой нечто большее, чем один из аспектов технической революции, и пока ядерное оружие существует, оно будет создавать угрозу уничтожения жизни и завоеваний человечества. Генеральный секретарь делает обоснованный вывод, что необходимо энергично добиваться полного уничтожения ядерного оружия, с этим согласны все государства - члены ООН, и что, пока эта цель не реализована, следует постепенно уменьшать опасность, обусловленную существованием ядерного оружия, резко сокращая его количество и разрушительную мощь, ограничивая его развертывание и дальнейшее совершенствование, а также полностью запрещая ядерные испытания. В этой связи в докладе содержится предложение рассмотреть вопрос о создании многостороннего центра по предупреждению ядерной опасности в целях уменьшения риска рокового неправильного истолкования непреднамеренных запусков ядерных средств или вселяющей ужас вероятности отдельных запусков теми, кто может в будущем скрыто обрести доступ к ядерным устройствам. Высказанные Генеральным секретарем ООН в его докладе за 1986 г. предложения и идеи нашли положительный отклик мирового сообщества, многие из них встретили понимание и поддержку большинства государств, в том числе Советского Союза. СССР выразил свое согласие с основной идеей доклада использовать все предусмотренные Уставом ООН способы мирного разрешения споров между государствами, и готовность внести свой посильный вклад в преодоление финансовых проблем ООН. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1987 г.51 подчеркивается появление такого важного фактора, как возрождение идеи о том, чего можно добиться при содействии ООН в обеспечении более безопасного, более справедливого и более процветающего мира. Вместе с тем в докладе отмечается, что эта идея сама по себе при отсутствии ясного представления о реальных путях ее реализации может породить разочарование и цинизм и что в какой-то мере это и произошло в годы, прошедшие после создания ООН, в основу которой легла идея мира. Намечая пути реализации этой идеи, доклад указывает на то, что в Уставе ООН излагаются те принципы, которыми следует руководствоваться в достижении мира в самом полном значении, вкладываемом в понятие подлинного мира. В докладе содержится призыв ко всем государствам забыть о национальных различиях и национальных амбициях и общими усилиями добиваться, руководствуясь этими принципами, достижения общих целей в рамках ООН. Решение глобальных проблем в ходе совместной деятельности всех государств в рамках многосторонней системы отвечает их собственным национальным интересам, поскольку никаким другим образом эти проблемы не решить. В этих условиях возрастает значимость и потенциал ООН как уже существующего и естественного универсального инструмента международного сотрудничества в решении глобальных проблем. Одно из достоинств такого многостороннего инструмента, как ООН, состоит в том, что на протяжении своего существования Организация не только отражала в своей повестке дня происходящие в мире перемены, но и в некоторых случаях задавала темп таким переменам. Поэтому и в будущем ООН должна чутко реагировать на изменяющиеся потребности непрестанно меняющейся планеты и активно содействовать достижению практических договоренностей, объединяющих потенциал государств для общего блага человечества. А это является важным элементом динамичного процесса достижения мира, который был определен в Уставе ООН и в котором ООН призвана играть незаменимую роль. Много ценных мыслей и выводов содержится в докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 1988 г.52. Особенно актуальным звучит вывод о том, что принцип многосторонности намного более способен вселять уверенность и приносить результаты, чем любая из его альтернатив. В докладе справедливо отмечалось, что вряд ли можно найти иное место, нежели ООН, где любая держава, большая или малая, могла бы увеличить свое влияние в лучшем смысле этого слова. ООН предоставляет каждой стране форум, на котором она, опираясь на свои знания и опыт, может играть ведущую роль в разработке всемирной повестки дня, привлекать внимание к новым проблемам и новым путям их решения и содействовать процессу мирных изменений. Нельзя не согласиться и с выводом, что для любой страны, большой или малой, в какой бы то ни было мере повернуться спиной к ООН означало бы потерять значительную часть своего фактического или потенциального влияния. В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 1989 г.53 справедливо отмечалось, что в мировой обстановке произошла ощутимая перемена, корни которой в признании того факта, что для обеспече- ния долговременных решений международных проблем необходимо основывать эти решения на общепризнанных принципах, заложенных в Уставе ООН. В документе обоснованно подчеркивается, что усилия по предотвращению возможных конфликтов, уменьшению опасности возникновения войны и обеспечению окончательного урегулирования споров, как давних, так и новых, являются неотъемлемой частью тщательно продуманной стратегии мира. Особенно весомо звучит вывод о том, что Организации Объединенных Наций необходимо продемонстрировать свою способность действовать в качестве гаранта мировой безопасности. Для этой цели не требуется никаких изменений ни в структуре Организации, ни в распределении полномочий между ее органами. В чем есть необходимость, так это в усовершенствовании существующих механизмов и расширении возможностей в свете требований складывающейся международной обстановки. В докладе Генерального секретаря о работе ООН в 1990 г.54 весьма примечательно утверждение о радикальном изменении восприятия ООН, ее значения и ее работы общественным мнением. Если ранее ООН в некоторых кругах воспринимали как место бесплодных дипломатических переговоров, то в конце 80-х годов она все больше стала рассматриваться как центр достижения договоренностей и принятия решений, как барьер на пути хаоса в международных отношениях и как именно то учреждение, которое лучше всего может обеспечить, чтобы действиями наций руководило международное право и чтобы эти действия отвечали требованиям справедливости. В докладе подчеркивалось, что Устав ООН необходимо рассматривать не как внешний и обременительный придаток, а как свод принципов, которые должны определять жизнь каждой нации. Особенно злободневно звучат утверждения о том, что в конфликтных ситуациях только процедуры многостороннего урегулирования, разработанные и применяемые ООН, могут дать возможность справедливого решения и что ни в какой ситуации не может быть никакой державы или группы держав, которая обладала бы неограниченной свободой маневра и политической способностью навязывать другим собственные ценности или взгляд на мир. Много интересных выводов и наблюдений содержится в последнем докладе X. Переса де Куэльяра о работе ООН в 1991 г.55. В частности, он справедливо подчеркивал, что постоянное поддержание предусмотренного в Уставе ООН соотношения компетенции между главными органами ООН, в том числе Советом Безопасности, Генераль- ной Ассамблеей и Секретариатом, является проблемой не только внут Важное место в развитии Генеральными секретарями ООН концеп-1 туальных взглядов на роль ООН в изменяющемся мире имеет опубли! кованный в июле 1992 г. доклад Генерального секретаря Бутроса Б. Гали «Повестка дня для мира»56, посвященный основным вопросам расширяющейся миротворческой деятельности ООН. В нем впервые определяются четыре основных вида миротворческой деятельности ООН: превентивная дипломатия, поощрение к миру (установление мира), поддержание мира и миростроительство, которые в последующем дали мощный импульс разработке ряда документов ООН по этим и другим основным направлениям. Рассмотрению четырех видов миротворческой деятельности ООН в докладе предпосылается ряд выводов, в частности вывод о том, что ООН представляет собой форум суверенных государств и ее возможности зависят от того взаимопонимания, которого они достигают между собой. Противоборство на протяжении десятилетий «холодной войны» не позволило ООН выполнить ее изначальные предназначения. В период вновь открывшихся возможностей усилия ООН по укреплению мира должны быть направлены не только на устранение военных угроз, но и на то, чтобы освободиться от распрей и войн, являвшихся характерной чертой прошлого. Как и на протяжении всей истории, вооруженные конфлик- ты продолжают внушать страх и ужас человечеству, требуя принятия безотлагательных мер, чтобы предотвратить, сдержать и затушить их.
|