![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава VI. Основатели ООН прекрасно сознавали, что выполнять свою главную задачу поддержания международного мира и безопасности Организация сможет только тогда
Роль ЭКОСОС и ДРУГИХ ОРГАНОВ ООН В СОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ НЕЗАВИСИМОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА КАК ВАЖНЕЙШЕГО УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ЗАКОННОСТИ
Основатели ООН прекрасно сознавали, что выполнять свою главную задачу поддержания международного мира и безопасности Организация сможет только тогда, когда будут созданы организационные, политические, экономические, социальные, гуманитарные, международно-правовые, научно-технические и иные предпосылки и гарантии развития подлинно дружественных и равноправных отношений между государствами. Именно поэтому они и записали в Уставе ООН в качестве одной из важнейших целей использование международного аппарата для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В статье 55 Устава ООН четко зафиксировано следующее: чтобы создать условия стабильности и благополучия, необходимые для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа их равноправия и самоопределения, ООН будет содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу и развитию, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения, а также международному сотрудничеству в сфере культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Но Устав ООН не ограничивается определением вышеперечисленных основных целей. Он прямо предусматривает в статье 56 обязательство государств тщательно и добросовестно рассматривать и принимать надлежащие рекомендации. Больше того, статья 56 Устава обязывает государства «предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55». Таким образом, развитие следует признать основной и самой далеко идущей задачей нашего времени. При этом, хотя развитие необходимо рассматривать в его многочисленных измерениях (мир, экономика, охрана окружающей среды, социальная справедливость и демократия), в своей основе оно должно заключаться в повышении благосостояния человека, ликвидации нищеты, голода, болезней и невежества, обеспечении производительной занятости и удовлетворении первоочередных потребностей всех людей таким образом, который можно сохранить в течение жизни будущих поколений. В последнее время все более широкое распространение получает идея, что формирующийся консенсус относительно приоритетности и намечающихся перспектив развития должен найти свое выражение в новых рамках международного сотрудничества и что в этих новых рамках сотрудничества в целях развития Организация Объединенных Наций призвана играть видную роль как в определении политики, так и в практической работе. Жизнь все отчетливее подтверждает необходимость взаимодополняющих действий на национальном и международном уровнях и создания прочной и эффективной многосторонней системы, в центре которой будет стоять ООН, располагающая уникальной глобальной сетью организаций и отделений на всех уровнях. ООН может и обязана содействовать повышению осведомленности, добиваться консенсуса, влиять на политику по всем аспектам, касающимся развития, и способствовать рационализации и согласованию многочисленных государственных и частных усилий во всем мире. Важным элементом новых рамок должно стать совершенствование сотрудничества между ООН, ее специализированными учреждениями и Бреттон-Вудскими финансовыми учреждениями (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Следует отметить, что сама структура ООН и процедуры, учрежденные Уставом ООН, не только в полной мере отражают многообразные процессы в мире, происходящие в политической, социально-экономической, экологической, научно-технической, гуманитарной областях и в области прав человека, но и обладают все расширяющимися возможностями активно влиять на эти процессы, разрабатывая новые международно-правовые нормы и создавая новые механизмы и органы. Тем самым формируется система правил, норм, механиз- мов и процедур, способная обеспечить плодотворное упорядоченное сотрудничество государств во имя достижения целей, обозначенных Уставом ООН. При этом характерными чертами такой системы являются плюрализм и гибкость, позволяющие учитывать многогранность вопросов социально-экономического развития и сотрудничества государств и намечать наиболее эффективные пути и средства содействия решению возникающих в этих областях проблем. Одной из отличительных черт развития международных отношений после окончания «холодной войны» является меняющаяся роль Организации Объединенных Наций, которая наряду с усилиями по сдерживанию и мирному урегулированию возникающих конфликтов начинает уделять все больше внимания основам мира, причем не в последнюю очередь закладываемым в сфере экономического и социального развития. Объясняется это тем, что разительно изменились международная обстановка, в которой действует ООН, и стоящие перед ней проблемы, и само соотношение политических и экономических сил в мире. В экономической и социальной сферах, как и в сфере политической, по-прежнему существует и возникло много вызывающих большую обеспокоенность проблем, в решении которых ООН пока еще оказывается не на высоте. Как отмечал Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали в своем докладе «Повестка дня для мира»1, мир вступил в период глобальных перемен, отмеченный исключительно противоречивыми тенденциями, которые зримо влияют на весь ход мировых событий и ощутимо воздействуют на деятельность ООН и других международных организаций. Региональные и континентальные объединения государств намечают пути расширения сотрудничества и ослабления некоторых спорных моментов, связанных с противостоянием суверенитетов и столкновением националистических интересов. Национальные границы стираются под воздействием современных средств коммуникаций и мировой торговли, а также вследствие того, что отдельно взятое государство ныне не в состоянии решить ряд экономических, экологических и иных вопросов, но способно урегулировать их в рамках крупных межгосударственных объединений. В то же самое время дают о себе знать яростные проявления национализма и притязания на суверенитет, а единству государств мешают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические распри. Социальному миру, с одной стороны, угрожают новые проявления дискриминации и отчуждения, а с другой - акты терро- ризма, направленные на то, чтобы сорвать эволюцию и перемены, осуществляющиеся демократическим путем. Концепция международной безопасности на пороге третьего тысячелетия жизни человеческой цивилизации стала более сложной, поскольку не сводится, как в прошлом, к нахождению некоего баланса интересов или созданию какого-то «концерта» или «союза» крупных государств на том или ином континенте. Теперь ее пронизывает комплекс нередко взаимоисключающих противоречий и разделительных линий. С одной стороны, крупные ядерные державы приступили к переговорам, направленным на заключение соглашений о сокращении вооружений, с другой - распространение оружия массового уничтожения угрожает принять более широкие масштабы, а обычные вооружения по-прежнему наращиваются во многих частях земного шара. С одной стороны, имеет место признание расизма как разрушительной силы и осуществляется демонтаж апартеида, а с другой - появляются новые очаги расовой и национальной напряженности, которая выливается в насилие и массовое истребление людей, как, например, в Камбодже, Руанде, Бурунди и других регионах земного шара. Нельзя не видеть, что технологические достижения изменяют условия и среднюю продолжительность жизни людей во всех уголках планеты. Революция в сфере коммуникаций привела к единению мира в том, что касается большей осведомленности и сплоченности в неприятии несправедливости. Однако прогресс несет с собой и новые угрозы для стабильности: экологический ущерб, разрыв семейных и общинных связей, усиливающееся вмешательство в жизнь отдельного человека и посягательство на его права. Возникли чудовищные проблемы, связанные с безудержным ростом численности населения, торговыми барьерами, наркотиками, организованной преступностью и все увеличивающимся разрывом между богатыми и бедными. Широкие масштабы приняли нищета, голод, разруха, притеснения и отчаяние, совокупное воздействие которых привело к появлению огромного числа (свыше 35 млн) беженцев и перемещенных лиц и массовой миграции людей как в пределах национальных границ, так и через границы. Все перечисленные проблемы являются одновременно причинами и следствиями многочисленных конфликтов и требуют, чтобы Организация Объединенных Наций уделяла им неослабное внимание и отдавала приоритет в своей деятельности. Неслучайно на ре- шение именно этих проблем ООН тратит свыше 90% своих финансовых средств по регулярному бюджету. Важное место в содействии решению на глобальном уровне вопросов социального и экономического характера, становления и реализации идеи международной защиты прав человека, освобождения народов от колониальной и иных форм зависимости и угнетения, международно-правового обоснования предпринимаемых в этих областях шагов и акций мирового сообщества занимали и занимают практически все главные органы ООН. Среди них ключевую роль играет подлинно универсальный и демократический международный форум - Генеральная Ассамблея. Она призвана осуществлять последовательное директивное руководство, которое способствовало бы согласованности и интеграции деятельности системы ООН в целях развития В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея является наиболее авторитетным международным органом, призванным содействовать экономическому и социальному развитию государств и обеспечивать интенсивный и результативный межправительственный диалог по широкому спектру экономических, торговых, социальных, экологических, гуманитарных и иных глобальных проблем, а также разрабатывать и предлагать рекомендации и меры по улучшению базисных материальных условий жизни народов. Важное значение имеет и осуществляемая в рамках Генеральной Ассамблеи консультативная, оперативная, аналитическая и нормативная деятельность. Вехами в этой деятельности стали такие одобренные Генеральной Ассамблеей документы, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация социального прогресса и развития, Декларация о праве на развитие, Декларация об установлении нового международного экономического порядка, Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества, Всемирная хартия природы и многие другие. В период после окончания «холодной войны» и на рубеже двух тысячелетий человеческой истории вполне обоснованно встал вопрос о дальнейшем повышении эффективности ООН и ее главных органов, в том числе Генеральной Ассамблеи, которая, по общему признанию, наиболее полно олицетворяет универсальный и демократический характер всей Организации. Будучи универсальной по членскому составу и всеобщей по охвату мировых проблем, выносимых на ее рассмотрение, Организация Объединенных Наций становится уникальным и незаменимым мно- госторонним форумом всех государств мира, где они могут на подлинно равноправной и демократической основе выявлять возникающие в международной жизни и волнующие их проблемы, свободно выражать мнения и вести переговоры по ним, предлагать оптимальные методы и пути их решения и добиваться согласованного ими решения посредством объединения усилий и концентрации ресурсов. При этом Устав ООН служит путеводной звездой во всех действиях мирового сообщества, инструментом плодотворного воздействия на весь ход развития современных международных отношений, немаловажным фактором прогрессивных изменений и укрепления престижа и влияния самой Организации в мире. Достаточно в этой связи отметить мощную динамику инициированных ООН крупномасштабных движений: освобождение колониальных народов и развернувшаяся международная борьба против колониализма и апартеида; постепенное расширение компетенции Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека; разработка в ее рамках обширного свода международно-правовых норм и учреждение разветвленной международной системы осуществления этих норм для содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека, демократизации общественной жизни многих государств. К числу несомненных достижений следует отнести совершенствование жизненно важного направления деятельности ООН по предотвращению и мирному урегулированию многочисленных споров и конфликтов на нашей планете и задействование в этих целях различных миротворческих средств и механизмов, в том числе превентивной дипломатии, поощрения к миру, операций по поддержанию мира, миростроительства и др. Организация Объединенных Наций помогла в течение более чем полувека не допустить сползания к новой мировой войне, хотя мир нередко оказывался на грани катастрофы, избежать многих военных конфликтов и кризисов, которые в других обстоятельствах и в отсутствие ООН могли бы привести к еще более серьезным региональным и международным пожарам и поставили бы под угрозу само существование человечества. Немаловажная заслуга ООН состоит и в том, что она в определенной степени содействовала упорядоченному решению экономических, социальных, культурных, гуманитарных, экологических и иных проблем, способствовала подъему жизненного уровня народов многих стран, внесла ощутимый вклад в ликвидацию голода, нищеты, разрухи, болезней, неграмотности, в борьбу с нар- котиками, организованной преступностью и международным терроризмом. Наиболее ярким проявлением благотворного влияния ООН на развитие международных отношений является ее многогранная деятельность по обеспечению правовой обоснованности и легитимности предпринимаемых как государствами, так и органами ООН акций в самых разных областях межгосударственных отношений. ООН придала мощное ускорение идущему в течение многих столетий международному переговорному процессу и дала ни с чем не сравнимый осязаемый импульс прогрессивному развитию и кодификации международного права. В результате такой деятельности вырабатываются и совершенствуются правила и нормы поведения государств на международной арене. Становясь универсальными и общепризнанными, эти нормы формируют принципиальную юридическую основу для оценки поведения государств и принятия практических мер мировым сообществом, упорядочивает международное общение. Разработанные в рамках ООН принципы и нормы приобретают наивысший моральный и правовой авторитет. Вот почему игнорирование или несоблюдение таких норм поставило бы любое государство в весьма сложное положение и могло бы повлечь за собой санкции и другие меры воздействия со стороны ООН. Международно-правовые принципы и нормы четко определяют предсказуемую манеру поведения государств и пределы их допустимого, не вступающего в конфликт с интересами остальных государств образа действий, что позволяет развивать связи и обеспечивать надежность и стабильность систем международной безопасности. Они также указывают государствам наиболее оптимальные пути и стандарты их общения друг с другом. Подготовленные в рамках ООН международные договоренности и решения обеспечивают упорядоченную деятельность разветвленной системы органов, процедур и механизмов повседневной творческой активности мирового сообщества. Больше того, на основе таких принципов и норм ООН и ее органы имеют возможность не только регламентировать отношения между государствами, но и помогать им в решении все большего числа внутренних проблем. Это особенно верно в отношении тех государств, которые, как, например, Россия, предусмотрели в своих конституциях, что международное право является составной частью внутренней системы права и что в случае разногласий между нормами внутреннего права и положениями международных договоров выполнению подлежат обязательства по международным договорам.Подавляющее большинство государств мира, в том числе и Россия, активно выступает за укрепление способности Генеральной Ассамблеи эффективно выполнять свои функции, успешно решать все увеличивающееся число вопросов политического, экономического, социального, гуманитарного и иного плана и справляться с новыми проблемами и вызовами. На это, в частности, направлены усилия всего мирового сообщества, а также самой Генеральной Ассамблеи и ее многочисленных вспомогательных органов. Рассмотрением и поиском путей активизации деятельности Генеральной Ассамблеи и связанных с ней других главных органов ООН активно занимаются в рамках осуществляемой в 90-х годах и в начале XXI в. реформы ООН многочисленные рабочие группы Генеральной Ассамблеи, в том числе по реформе Совета Безопасности, по повестке дня для мира и для развития, по укреплению системы ООН и по финансовому положению ООН. Все эти группы рассматривали широкий круг политических, экономических, социальных, гуманитарных, разоруженческих, правовых, административных и бюджетных вопросов и готовили по ним рекомендации. Важное место в работе Генеральной Ассамблеи в 90-е годы заняло обсуждение сделанного Генеральным секретарем ООН 16 июля 1997 г. доклада «Обновление ООН: программа реформы»2. Он содержит ряд полезных предложений и идей по дальнейшему укреплению способности ООН мобилизовать усилия государств на содействие решению самых острых и злободневных проблем мирового развития и наращивания полнокровного международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности. В докладе Генерального секретаря ставится и вопрос о том, что наряду с Генеральной Ассамблеей другой главный орган ООН - ЭКОСОС должен перестроить и активизировать свою деятельность в экономической, социальной и смежных областях. Генеральный секретарь высказался за сохранение универсального характера деятельности социально-экономического сектора ООН и учета в ней интересов всех групп государств, в том числе стран с переходной экономикой. Он выступил также за приспособление деятельности ЭКОСОС к новым экономическим и социальным реалиям и за то, чтобы данный орган играл центральную координирующую роль в социально-экономической сфере, как это предусмотрено Уставом ООН. Экономический и Социальный Совет состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соот-
ветствии с процедурой, предусмотренной Уставом ООН (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании3. ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН, ее специализированных учреждений, а также других институтов и подразделений ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических, гуманитарных, экологических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. В рамках ЭКОСОС проводится большая работа по подготовке исследований, составлению докладов и обзоров по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения уважения и соблюдения прав и основных свобод человека. В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных международных конференций, подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов международных конвенций и соглашений по различным вопросам межгосударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. ЭКОСОС наделен полномочиями согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и готовить рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН. ЭКОСОС может оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН и специализированным учреждениям по просьбе последних, а также консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета. ЭКОСОС уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и по предложению Совета Безопасности обязан ему помогать. В течение года работа ЭКОСОС осуществляется в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету. ЭКОСОС имеет девять функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению и развитию, Комиссию социального развития, Комиссию по правам челове- ка, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам, Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Комиссию по науке и технологии для развития и Комиссию по устойчивому развитию. К числу вспомогательных органов относятся пять региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки - ЭКА (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе, Эфиопия), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана - ЭСКАТО (Бангкок, Таиланд), Европейская экономическая комиссия - ЕЭК (Женева, Швейцария), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна - ЭКЛАК (Сантьяго, Чили) и Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии -ЭСКЗА (Амман, Иордания). Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает шесть постоянных комитетов: Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по вопросам энергии и естественных ресурсов и Комитет по общественной администрации. ЭКОСОС создал ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как планирование развития, естественные ресурсы, новые и возобновляемые источники энергии и энергии для развития, экономические, социальные и культурные права и Постоянный форум коренных народов. Помимо этого решением ЭКОСОС в 1997 г. была учреждена межправительственная группа по лесной тематике. Кроме того, ЭКОСОС активно сотрудничает с такими учреждениями, как Детский фонд ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Фонд народонаселения ООН, Всемирная продовольственная программа, Международный научно-исследовательский институт по повышению образования женщин, Международный контрольный совет по наркотикам. ЭКОСОС работает в тесном контакте с международными неправительственными организациями. Свыше 2100 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Они подразделяются на три категории: организации, в компетенцию которых входит большинство видов деятельности, осуществляемой Советом, наделены общим консультативным статусом; организации, обладающие специальной компетенцией в конкретных областях деятельности Совета, - специальным консультативным статусом; организации, включенные в Список Генерального секретаря (или Ростер), могут в некоторых случаях делать вклад в работу Совета, его вспомогательных органов или организаций системы ООН. Неправительственные организации с консультативным статусом вправе направлять наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся деятельности Совета. ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и Нью-Йорке. Много внимания ЭКОСОС уделяет обзору мирового экономического и социального положения и рассмотрению такой важной проблемы, как содействие созданию благоприятных условий для развития, включая оценку последних событий и перспектив в развитых странах, странах с переходной экономикой и развивающихся государствах, а также анализу положения в области международной торговли и потоков финансовых средств. Важное место в его повестке дня занимает координация деятельности системы ООН и осуществление решений крупных международных конференций, организованных ООН в экономической, социальной и смежных областях. ЭКОСОС активно занимается и такими проблемами: международное сотрудничество в областях информатики, энергетики, обеспечения чистой водой, продовольствием; борьба с курением, наркотиками, с ВИЧ/СПИДом; содействие решению вопросов торговли и окружающей среды, народонаселения, предупреждения преступности и уголовного правосудия. Следует отметить немаловажную особенность принимаемых ЭКОСОС резолюций. Применительно к государствам резолюции ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи по экономическим и валютно-финансовым вопросам носят рекомендательный характер и являются пожеланиями. Однако резолюции, обращенные к вспомогательным органам, к специализированным учреждениям, в ряде случаев имеют иное качество, разумеется, в зависимости от положений соглашений этих учреждений с ООН. Так, общие принципы экономического и технического сотрудничества могут носить обязательный характер и как таковые могут служить важным отправным пунктом в проходящем ныне интенсивном процессе нормотворческой деятельности государств в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных областях. На своей 50-й сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 50/227, предусматривающую ряд шагов для существенного усиления координирующей роли ЭКОСОС. Генеральная Ассамблея поручила ЭКОСОС провести дальнейшие обзоры своих функциональных и региональных комиссий и групп экспертов. Тем самым заложена основа не только для установления более четкого баланса в функционировании главных органов ООН, но и для дальнейшего упорядочения и укрепления межправительственного механизма в экономической, социальной и смежных областях. В ходе развернувшейся кампании за обновление ООН многие страны выступают за то, чтобы ЭКОСОС, занимающийся в основном анализом социально-экономических и гуманитарных проблем, играл более эффективную, отведенную ему Уставом ООН центральную координирующую роль в экономической и научно-технической деятельности системы ООН, приступил к разработке международно-правовых актов, созданию международных механизмов и институтов, гарантирующих экономическую безопасность государств. При обсуждении доклада Генерального секретаря ООН «Обновление ООН: программа реформы» превалировало мнение, что ЭКОСОС мог бы содействовать выходу на качественно новый уровень многостороннего экономического взаимодействия государств при условии устранения возникшего в деятельности Совета дисбаланса, а также повышению его оперативности и действенности в XXI столетии. Как подчеркивается в докладе Генерального секретаря ООН «При большой свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» от 21 марта 2005 г., «ЭКОСОС - это единственный орган ООН, которому в Уставе ООН прямо поручено согласовать деятельность специализированных учреждений и проводить консультации с неправительственными организациями». В принятой 8 сентября 2000 г. Декларации тысячелетия ООН4 лидеры всех стран мира заявили о своей решимости «продолжать укреплять Экономический и Социальный Совет, опираясь на его последние достижения, чтобы помочь ему выполнять роль, предписанную в Уставе».
|