Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совет по опеке
Важную роль в содействии становлению и обретению свободы и независимости народами, находившимися под колониальным гнетом, сыграла предусмотренная Уставом ООН международная опека - управление под контролем ООН территориями, включенными в систему опеки на основании соглашений, утверждаемых Генеральной Ассамблеей или, если территория признана стратегической, Советом Безопасности. В соответствии с Уставом ООН (ст. 77) включению в систему опеки подлежали: территории, ранее находившиеся под мандатом Лиги Наций; территории, которые могли быть отторгнуты от вражеских государств в результате Второй мировой войны; территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. В Уставе ООН (ст. 76) определяются следующие задачи системы опеки: а) укреплять международный мир и безопасность; б) способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения подопечной территории, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости; в) поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии; г) обеспечивать равное отношение к членам ООН и их гражданам в социальной, экономической и торговой областях. Выполнение контрольных функций ООН в отношении нестратегических подопечных территорий возлагалось на Совет по опеке под руководством Генеральной Ассамблеи, а в отношении подопечных территорий, отнесенных к числу стратегических, - на Совет Безопасности. Многие западные исследователи1 отмечают своеобразный характер Совета по опеке как одного из главных органов ООН. Они указывают, в частности, на то, что при разработке Устава ООН Великобритания и
Франция всячески противодействовали международному наблюдению за колониальными владениями, поскольку считали это внутренним делом. Отчасти потому одна из глав, относящихся к колониальным и зависимым территориям, а именно глава XI Устава ООН, в отличие от всех остальных глав, сформулирована в виде политической декларации, не имеющей обязательных для исполнения положений и не налагающей международных обязательств. Это не могло не отразиться и на системе опеки, и на положении Совета по опеке. Он во многих отношениях отличался от Постоянной мандатной комиссии, которая являлась частью мандатной системы Лиги Наций и была органом Совета Лиги. В Постоянную мандатную комиссию входили независимые эксперты, а Совет по опеке согласно Уставу ООН состоял из представителей государств. Кроме того, управляющие державы автоматически занимали постоянные места в Совете по опеке. Хотя пункт 1 статьи 7 Устава ООН характеризует Совет по опеке как один из шести главных органов ООН, однако в пункте 2 статьи 85 на него возлагаются функции оказания помощи другому главному органу - Генеральной Ассамблее, под руководством которой он осуществляет свою деятельность. Что касается стратегических подопечных территорий, тут статус Совета по опеке еще более ущемлен. В соответствии с пунктом 3 статьи 83 Устава Совет Безопасности ООН был наделен правом осуществлять все функции, относящиеся к стратегическим подопечным территориям, и мог по своему усмотрению прибегать к помощи Совета по опеке. В октябре 1946 г. Генеральная Ассамблея утвердила представленные правительствами Великобритании, Франции, Австралии, Бельгии и Новой Зеландии соглашения об опеке над территориями, которыми эти государства управляли по мандату Лиги Наций. В них предусматривались положения, позволявшие опекающим государствам управлять подопечными территориями как составной частью своих территорий, в том числе и право возводить в их пределах военные базы. В связи с тем что эти соглашения фактически возрождали колониальную систему, Советский Союз голосовал против их одобрения. 2 апреля 1947 г. Совет Безопасности ООН утвердил Соглашение с США об установлении системы опеки над Тихоокеанскими островами (бывшими подмандатными территориями Японии), которые были признаны стратегическими. 1 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея утвердила Соглашение об установлении совместной опеки Великоб- ритании, Австралии и Новой Зеландии над островом Науру, а 2 декабря 1950 г. - Соглашение об установлении опеки Италии над ее бывшей колонией Сомали. К настоящему времени все подопечные территории получили независимость и стали членами ООН. В Уставе ООН (ст. 78) четко оговариваться, что система опеки не распространяется на страны, ставшие членами ООН, отношения между которыми должны основываться на уважении принципа суверенного равенства. Одним из важных направлений деятельности ООН были и остаются ее активность и настойчивые усилия по освобождению народов планеты от кабальной зависимости, экономического угнетения, в поддержку их борьбы за свободу и независимость. Результаты такой деятельности говорят сами за себя: за более чем полвека существования ООН свыше 100 стран стали благодаря ее усилиям суверенными и независимыми государствами. Весомый вклад в этот исторический процесс внес и один из главных органов ООН - Совет по опеке2. Совет по опеке состоит в настоящее время из пяти членов (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР). Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость. Это Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея. Кроме того, народы четырех групп стратегической подопечной территории Тихоокеанские острова, а именно Северных Марианских островов, Республики Маршалловы Острова (РМО), Федеративных Штатов Микронезии (ФШМ) и Палау, свободно осуществили свое право на самоопределение в ходе плебисцитов и избрали свободную ассоциацию с США (РМО, ФШМ и Палау), а Северные Марианские острова - статус содружества в отношении США. В 1994 г. с истечением срока действия Соглашения об опеке для последней подопечной территории Тихоокеанские острова и приемом Палау в качестве 185-го члена в ООН Совет по опеке завершил выполнение задачи, возложенной на него в соответствии с Уставом ООН в отношении всех 11 территорий, которые были включены в систему опеки. В этой связи Совет по опеке внес поправки в свои правила процедуры, и впредь он будет созываться только тогда, когда этого Потребуют обстоятельства, и там, где это представляется наиболее Уместным. На заседании Совета Безопасности 10 ноября 1994 г. было отмечено, что система опеки ООН полностью выполнила свои задачи, внеся значительный вклад в решение вопросов, связанных с реализацией неотъемлемого права народов на самоопределение. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности резолюцией 956 (1994) от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено. По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генеральной Ассамблеи был включен пункт «Обзор роли Совета по опеке». В ходе обсуждения этого вопроса вносились различные предложения, в том числе об упразднении Совета по опеке, превращении его в Совет по правам человека, о наделении его функциями хранителя и попечителя общего наследия человечества и сохранения окружающей среды. В принятой без голосования резолюции Генеральной Ассамблеи 50/55 от 11 декабря 1995 г. всем государствам предложено представить письменные замечания относительно дальнейшей судьбы Совета по опеке. В последующем этот вопрос был вынесен на рассмотрение Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации. Генсекре-тарь ООН в своем докладе «Обновление ООН: программа реформы»3 от 16 июля 1997 г. выдвинул идею преобразовать Совет по опеке в форум коллективной опеки над окружающей средой, мировым океаном, атмосферой и космическим пространством как «всеобщим достоянием» с подключением к работе этого форума большого числа неправительственных организаций и других институтов «гражданского общества». Выдвинутые предложения об упразднении Совета по опеке или возможном наделении его какими-то новыми функциями представляются неприемлемыми по ряду причин. Прежде всего в случае их реализации Совет дублировал бы работу уже существующих органов ООН типа Программы ООН по окружающей среде, Программы развития ООН, Международного органа по морскому дну и т.п. Хотя тезис о необходимости повышения эффективности деятельности последних представляется вполне обоснованным, вряд ли эту задачу следует решать, перераспределяя полномочия органов ООН и создавая по существу новый параллельный орган. Вышеупомянутые предложения, несмотря на заявленные благие намерения, на деле ведут к «вскрытию» Устава ООН со всеми вытекающими последствиями: они могут положить начало пересмотру функций и других главных органов ООН, что нарушит закрепленное в Уставе ООН четкое сбалансированное соотношение компетенции этих органов, приведет к сбоям в их работе, снижению их эффективности. Реализация подобных преД- ложений не служила бы никакой полезной цели, а обернулась бы лишь разбуханием и без того огромного бюрократического аппарата и распылением, растранжириванием ограниченных финансовых ресурсов ООН, которая и так переживает острый финансовый кризис. Это явилось бы также отходом от утвердившейся в практике ООН и проверенной более чем полувековым опытом системы методов и форм адаптации Устава ООН к меняющимся условиям мирового развития, привело бы к разжиганию споров и разногласий между государствами и посеяло сомнения в непреходящей ценности основных положений Устава ООН. Наконец, следует учитывать, что Совет по опеке еще не исчерпал возможностей, предусмотренных статьей 77 Устава, согласно которой в ведение Совета могут быть переданы территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление. Это и нашло подтверждение в принятой Советом по опеке резолюции 2200/LXI от 25 мая 1994 г., в которой, в частности, прямо предусматривается возможность созыва данного органа в будущем. В соответствии с указанной резолюцией Совет по опеке может быть созван по собственному решению, или решению Председателя, или по требованию большинства его членов, или по требованию Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Поэтому на данном этапе нет никаких, ни юридических, ни практических, оснований для упразднения Совета по опеке или наделения его новыми функциями и полномочиями. Списывать со счетов этот один из главных органов ООН пока не приходится. В ходе рассмотрения в Спецкомитете по Уставу ООН и усилению роли Организации в 2002 г. вопроса о будущем Совета по опеке были выявлены три основные точки зрения государств на этот счет. Одни Делегации, в том числе делегация Мальты, которая еще на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи внесла предложение (А/50/42) относительно новой роли Совета по опеке, высказались за наделение Совета функциями хранителя и попечителя глобальных интересов и общего наследия человечества. Это предложение поддержал Генеральный секретарь ООН в своей записке «Новая концепция опеки» (А/52/849). По мнению других делегаций, видоизмененный Совет по опеке путем координации соответствующей деятельности других органов ООН будет существенно дополнять, но не дублировать работу, уже проводимую Ими. За необходимость пересмотра роли Совета по опеке в свете воз-ложенных в последнее время государствами на ООН обязанностей и требований вновь высказался Генеральный секретарь ООН К. Аннан в докладе по осуществлению положений Декларации тысячелети ООН от 2 сентября 2003 г. (А/58/323). Однако в целом возобладало мнение, что нет срочной необходимости в рассмотрении этого вопроса и незамедлительном углубленном изучении данного предложения на нынешнем этапе, когда отсутствует консенсус относительно реформы ООН и соответствующих поправок к ее Уставу. Нежелательность идти в вопросе о будущем Совета по опеке по пути внесения изменений в Устав ООН и даже исключения из него главы 13, как это предлагается, в частности, в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 1 декабря 2004 г., объясняется не только тем, что это может вызвать «эффект лавины» выдвижения других поправок и изменений Устава ООН и в результате привести к развалу ООН, но и тем, что этот орган не выработал свой ресурс и может быть задействован в целях реализации в полной мере закрепленного в Уставе ООН существенного потенциала. Совет по опеке мог бы, в частности взять на себя осуществление административных функций в постконфликтных условиях (по типу временных администраций в Восточной Славонии, в Восточном Тиморе, в Косово и др.), что позволяет сделать не реализованный до сих пор пункт 1 с) статьи 77 Устава ООН, а также координировать осуществление восстановительных и других реабилитационных проектов ООН в выходящих из фазы конфликтов государств. При этом Совет по опеке действовал бы на основе решений Совета Безопасности ООН (в случаях временных администраций, а применительно к постконфликтному миростроительству - как на базе решений Совета Безопасности, так и Генеральной Ассамблеи ООН). Такое задействование Совета по опеке способствовало бы в определенной степени и коллективному правовому урегулированию проблемы «несостоявшихся» государств. В случае согласования в ООН подобной новой нагрузки для Совета по опеке можно было бы соответствующим образом подкорректировать его структуру и процедуру деятельности и тем самы полнее задействовать заложенный в Уставе ООН нереализованны потенциал.
|