Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 4 страница
Одной из отличительных черт 54-й сессии было то, что она прохо-, дила практически сразу после совершения в марте-июне 1999 г. впервые в истории такой субрегиональной структуры, как НАТО, агрессии против Союзной Республики Югославии. Этот незаконный акт, предпринятый в нарушение положений Устава ООН и в обход Совета Безопасности ООН, наложил свой трагический отпечаток на весь ход сессии. Он послужил также толчком к обсуждению ряда вопросов: о недопустимости таких агрессивных акций в будущем, необходимости возмещения причиненного в результате агрессии ущерба, об определении международной ответственности и о нелегитимности выдвинутой некоторыми западными странами концепции «гуманитарной интервенции». Широкую поддержку получили российские инициативы о разработке концепции мира в XXI в. и о правовых аспектах применения силы в условиях глобализации. Поистине историческое значение имела 55-я сессия Генеральной Ассамблеи в 2000 г., которая проходила в формате Ассамблеи тысячелетия и начало работы которой ознаменовалось встречей лидеров всех государств мира. В ходе проходившего 6-8 сентября 2000 г. Саммита тысячелетия было принято три содержащих огромный политический заряд документа: 7 сентября - Декларация Совета Безопасности об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, особенно в Африке, и Заявление по итогам встречи глав государств и правительств пяти постоянных членов Совета Безопасности, 8 сентября - Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Особое значение этих документов состоит в том, что в них подводятся итоги более чем полувековой деятельности ООН и раскрываются в синтезированном виде узловые проблемы, на решение которых должны быть направлены усилия Организации и всего мирового сообщества в будущем. В этих документах лидеры всех стран мира подтвердили незыблемость краеугольных положений Устава ООН, прежде всего принципов отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях каким бы то ни было образом, несовместимым с целями ООН, и мирного урегулирования международных споров. В них также зафиксированы центральная роль ООН в деле поддержания международного мира и непреходящее значение предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. В документах закрепляется все то ценное и полезное, что было достигнуто в деятельности ООН во второй половине XX в. В них дается взвешенный, авторитетный ответ на выдвигавшиеся различные взгляды и концепции, направленные на подрыв основных целей и принципов Устава ООН и размывание правовых основ развития международных отношений. Огромную роль играет то обстоятельство, что в документах высказывается исключающее кривотолки и разноголосицу подлинное аутентичное толкование основных положений Устава ООН в новых исторических условиях, что, несомненно, повышает степень его благотворного стабилизирующего воздействия на весь ход мировых событий. Среди принятых документов выделяется своей универсальностью и широким охватом тем Декларация тысячелетия ООН59. В методологическом плане декларация состоит из восьми тесно связанных друг с другом разделов. В первом разделе «Ценности и принципы» подводятся итоги проходившей 6—8 сентября 2000 г. беспримерной в истории ООН дискуссии глав государств и правительств всех стран мира. В разделе подтверждается вера в ООН и ее Устав как нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира. В нем подтверждается также, что по- мимо индивидуальной ответственности перед своим обществом лидеры мира несут коллективную ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Особо подчеркивается приверженность целям и принципам Устава ООН, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер. При этом отмечается непреходящий характер целей и принципов Устава ООН, а также то, что их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. В разделе также высказывается решимость установить справедливый и прочный мир во всем мире в соответствии с целями и принципами Устава. В связи с этим отмечается, что существенно важное значение для международных отношений в XXI в. будут иметь такие фундаментальные ценности, как свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая обязанность. И центральную роль в обеспечении этих ценностей должна играть ООН как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире. Второй раздел «Мир, безопасность и разоружение» посвящен кардинальным проблемам мирового сообщества и намечает ряд важных задач, которые предстоит решать ООН в будущем. В нем подчеркивается твердая решимость приложить все усилия, чтобы освободить народы от бедствий войн, будь то внутри государств или между государствами, которые только в 90-е годы XX в. унесли более 5 млн жизней, и чтобы добиваться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения. В этом разделе лидеры всех стран заявили, что они преисполнены решимости укреплять уважение к принципу верховенства права как в международных, так и во внутренних делах, повышать эффективность ООН в поддержании мира и безопасности, развивать сотрудничество между ООН и региональными организациями на основе главы VIII Устава ООН, обеспечивать соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружениями и разоружение. Они также согласились предпринять меры по борьбе против международного терроризма, наркоторговли, транснациональной преступности во всех ее аспектах. Лидеры всех стран решили добиваться ликвидации оружия массового уничтожения, особенно ядерного, прекращения незаконного оборота стрелкового оружия и легких вооружений и свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых ООН экономических санкций. Специальный третий раздел посвящен проблемам развития и ликвидации нищеты. В нем говорится, что будут предприняты все усилия, чтобы избавить народы от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в конце XX столетия вынуждены жить более миллиарда людей. В этих целях предусматривается к 2015 г. сократить вдвое долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода. В нем преду- сматриваются также меры, направленные на стимулирование развития, носящего подлинно устойчивый характер, в частности разработка стратегий, дающих молодым людям во всем мире реальный шанс находить достойную и продуктивную работу. „Четвертый раздел посвящен решению такой назревшей проблемы, как охрана окружающей среды. В нем, в частности, предписывается не жалеть усилий для избавления будущих поколений от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой уже не будет хватать для удовлетворения их потребностей. В этой связи выражается твердое намерение придерживаться во всей экологической деятельности новой этики бережного и ответственного отношения к природе и активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф. В пятом разделе основное внимание уделено принятию необходимых мер для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также обеспечения уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие. В частности, выражается решимость добиваться полной защиты и поощрения во всех странах гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав для всех. Не обойдены вниманием в Декларации тысячелетия ООН и такие ставшие весьма острыми проблемы, как защита уязвимых и совместное несение бремени гуманитарной помощи странам, принимающим беженцев. В шестом разделе прямо отмечается, что будут приложены все усилия, чтобы детям, а также всему гражданскому населению, которое испытывает наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита для их скорейшего возвращения к нормальной жизни. В седьмом разделе указывается на необходимость укреплять демократию в Африке и помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Африку в основное русло развития мировой экономики. В заключительном, восьмом, разделе говорится о необходимости приложить все усилия, чтобы превратить ООН в более эффективный инструмент для решения первоочередных задач, таких как борьба за развитие для всех народов мира, борьба с нищетой, невежеством и болезнями, борьба с несправедливостью, с насилием, террором и преступностью, а также с деградацией и разрушением нашего общего дома. В разделе справедливо отмечается, что повышение эффективности ООН в целом может быть достигнуто только путем укрепления главных органов ООН, прежде всего Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС, Международного Суда и Секретариата, обеспечения большей согласованности политики и улучшения взаимодействия между ООН и учреждениями ее системы. Особое внимание уделяется решению назревшей задачи обеспечить наделение ООН на своевременной и предсказуемой основе ресурсами, необходимыми для выполнения ее мандатов. Подчеркивается решимость лидеров всех стран поощрять соблюдение Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. В разделе поставлена актуальная задача продолжать укреплять сотрудничество между ООН и национальными парламентами через их всемирную организацию - Межпарламентский Союз, а также предоставить частному сектору, неправительственным организациям и гражданскому обществу в целом более широкие возможности для содействия достижению целей и осуществлению программ ООН. В целом Декларация тысячелетия представляет собой основательно разработанную, широкомасштабную, сбалансированную и ориентированную на XXI в. программу конкретных действий и мер по повышению эффективности ООН, обеспечению ее ключевой роли в мировых делах. В ней лидеры всех государств планеты торжественно заявили, что ООН является незаменимым общим домом для всего человечества и что через нее они будут добиваться воплощения в жизнь своего общего стремления к миру, сотрудничеству и развитию. Важным результатом 55-й сессии было принятие Конвенции против транснациональной организованной преступности60. Конвенция охватывает широкий круг преступлений, включая «отмывание» преступных доходов, коррупцию и участие в организованных преступных группах. Документ содержит детальную регламентацию оказания взаимной правовой помощи, выдачи преступников, мер по защите свидетелей и жертв преступлений, что позволяет поднять работу правоохранительных ведомств всех стран и сотрудничество между ними на качественно новый уровень. Большой позитивный резонанс со стороны многих делегаций вызвали выдвинутые на Саммите и Ассамблее тысячелетия инициативы России о проведении в 2001 г. под эгидой ООН Международной конференции по предотвращению милитаризации космического пространства, о создании системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, по перекрытию расползания ядерного оружия и исключению из использования в мирной ядерной энергетике обогащенного плутония, о пресечении внешней подпитки вооруженных конфликтов и об активизации использования Военно-штабного комитета Совета Безопасности в целях укрепления потенциала ООН по поддержанию мира. В ходе 56-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2001 г. основное внимание было уделено мобилизации усилий мирового сообщества на борь- бу с международным терроризмом, ясно обозначившим свой бесчеловечный преступный характер террористическими актами, совершенными 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании. В принятой на сессии резолюции о мерах по ликвидации международного терроризма решительно осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись. В ней также подтверждается, что международное сотрудничество и действия государств по борьбе с терроризмом должны осуществляться в соответствии с принципами Устава ООН, нормами международного права и соответствующими международными конвенциями. Важное место было отведено также вопросам реализации решений Саммита тысячелетия, по которым была принята специальная резолюция, предусматривающая конкретные практические шаги в рамках системы ООН по осуществлению целей и задач, содержащихся в том числе в Декларации тысячелетия ООН. К числу важных документов, принятых на сессии, следует отнести резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», в которой определяются цели, принципы и участники диалога между цивилизациями и намечается обширная программа действий по развитию диалога между государствами и в рамках системы ООН во всех областях человеческой деятельности. Основными вопросами 57-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2002 г. были востребованность потенциала ООН для формирования на ее основе дееспособной и сбалансированной системы глобальной безопасности и сотрудничества, предотвращение и урегулирование кризисов и вооруженных конфликтов, в том числе в Афганистане и на Ближнем Востоке, совершенствование сотрудничества ООН с региональными структурами в миротворчестве, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве и другие актуальные проблемы международных отношений. Особый интерес вызвала новая российская инициатива о создании под эгидой ООН единой системы реагирования на глобальные угрозы и вызовы. Внося эту инициативу на рассмотрение сессии, Россия исходила из того, что система противодействия современным угрозам и вызовам должна быть глобальной, всеобъемлющей по охвату, обеспечивающей принятие комплексных решений, универсальной по составу участников и должна стать эталоном международной законности, так как ее сила в соблюдении принципов и норм между- народного права, и прежде всего Устава ООН. Российская инициатива получила широкий благожелательный отклик всех государств, результатом чего было единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей резолюции 57/145 от 16 декабря 2002 г. В резолюции признавалась важность адаптации ООН для ответов на угрозы и вызовы XXI в. и необходимость повышения общей эффективности и взаимодополняемости системы ООН в борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, в обеспечении мира, безопасности, разоружения, предотвращения конфликтов, в поддержании мира, развития и искоренения нищеты, в охране окружающей среды, в оказании гуманитарной помощи и в иных сферах, а также необходимость усиления взаимодействия ООН с другими международными и региональными организациями. В резолюции содержится призыв ко всем государствам и международным и региональным организациям довести до сведения Генерального секретаря ООН свои мнения относительно путей и средств дальнейшего развития при лидирующей роли ООН более обстоятельного и целостного ответа на глобальные угрозы и вызовы XXI в. в контексте выполнения Декларации тысячелетия ООН во всех ее аспектах. В резолюции предусматривается включить выводы Генерального секретаря ООН по указанным мнениям в его доклад о последующих мерах по итогам Саммита тысячелетия, который будет представлен Генеральной Ассамблеей на 58-й сессии. Важное место на 57-й сессии заняло рассмотрение другой российской инициативы - о разработке Кодекса защиты прав человека от терроризма, проблемы укрепления стратегической стабильности, режимов нераспространения, предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и внесенный в этой связи российско-китайский проект документа «Возможные элементы будущей международно-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы и угрозы силой в отношении космических объектов». Важным событием 58-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2003 г. стало единогласное одобрение выдвинутого по инициативе Президента России В.В. Путина проекта резолюции о построении под эгидой ООН глобальной системы противодействия новым вызовам и угрозам XXI в. В принятой резолюции 58/16 от 3 декабря 2003 г. приветствуется решение Генерального секретаря ООН о создании Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам в составе 16 видных деятелей, в том числе Президента Торгово-промышленной палаты Е.М. Примакова. Деятельность «Группы мудрецов» ориентирована на выработку конкретных рекомендаций, отвечающих принципиальной позиции России в пользу укрепления центральной роли ООН и авторитета международного права в мировых делах и усиления коллективных начал и многосторонних подходов в обеспечении международной безопасности и стабильности. Работа группы нацелена также на анализ и разработку мер противодействия такой серьезной угрозе, как международный терроризм, и рассмотрение комплекса вопросов, связанных с реформированием ООН, прежде всего Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других ее главных органов, с целью повышения их эффективности и адаптации к новым мировым реалиям. Большое значение имеет принятая на 58-й сессии резолюция 58/291, предусматривающая проведение в 2005 г. в Нью-Йорке пленарного заседания Ассамблеи высокого уровня (Саммит 2005 г.), который должен сделать всеобъемлющий обзор прогресса, достигнутого в области выполнения всех обязательств, содержащихся в Декларации тысячелетия ООН. При анализе резолюций Генеральной Ассамблеи, которых за более чем полвека было принято свыше 10 тыс., следовало бы учитывать их специфический характер и исключительно большое воздействие на весь процесс развития и кодификации международного права. Отражая и аккумулируя различные точки зрения и взгляды государств мира по международно-правовым аспектам многообразных проблем мировой политики, Генеральная Ассамблея в сравнительно короткие сроки позволяет сопоставить позиции и интересы как отдельных государств, так и их групп, выявить области согласия и совпадения позиций и путем расширения этих областей прийти к нахождению развязок и достижению общеприемлемых компромиссных путей решения возникающих проблем общемирового значения. Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большее значение в ее работе, да и работе всех органов ООН, приобретает впервые примененный в 1946 г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблее метод выработки и принятия резолюций на основе принципа консенсуса, то есть достижения общего согласия без про-ведения голосования по соответствующему решению. Исторический опыт показывает, что решения ООН, в том числе и Генеральной Ассамблеи, принятые на основе голосования «кнопочным большинством» или с применением методов диктата и давления, не только не содействовали разрешению насущных проблем мировой политики, но, наоборот, вызывали лишь трения и разногласия между государствами, углубляли расхождения и противоречия государств по таким вопросам, затягивали на долгое время их разрешение, снижая эффективность деятельности ООН по обеспечению прочного мира и нанося значительный ущерб ее авторитету и влиянию. Вот почему в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту числа решений, принимаемых Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами ООН на основе консенсуса. Так, на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи на основе консенсуса было одобрено 184 резолюции из 259, на 45-й сессии - 258 из 344, а на 50-й сессии уже 251 из 321, или 78% всех резолюций. Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Они обладают рядом характерных особенностей. Прежде всего, Устав ООН исходит из того, что государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи и даже предполагает позитивное отношение к ним. Другая характерная черта состоит в том, что некоторые резолюции подтверждают и конкретизируют общие принципы и положения Устава ООН и вводят или подкрепляют своим авторитетом нормы обычного международного права. Кроме того, некоторые резолюции предусматривают обязанность государств не только позитивно рассмотреть содержащиеся в них рекомендации, но и предпринять инициативы и конкретные совместные или индивидуальные действия по их осуществлению. Так, принятая в 1960 г. Генеральной Ассамблеей Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам стала по существу своеобразной программой действий и главным инструментом освобождения от колониального гнета и появления на международной арене около 100 новых независимых государств. Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим этапом формирования международного права. В ООН сложилась и оправдала себя весьма оригинальная практика разработки международно-правовых документов. В соответствии с этой практи- кой вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия, Декларация о международном сотрудничестве в области разоружения, Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по использованию космического пространства), а затем на основе таких деклараций вырабатываются международные договоры и конвенции (два Международных пакта о правах человека, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и др.). Таким образом, декларация Генеральной Ассамблеи как бы прокладывает путь для подготовки юридически обязательного документа и является существенным этапом нормотворческого процесса в рамках ООН. Воздействие декларации Генеральной Ассамблеи на решение тех или иных вопросов может быть особенно сильным, если она принята единогласно, на основе консенсуса или при отсутствии голосов против. Так, принятые консенсусом Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности, Декларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями и органами в области поддержания международного мира и безопасности закладывают основы и устанавливают принципы деятельности ООН в таких новых областях, как миротворчество, превентивная дипломатия, расследование фактической стороны споров и взаимодействие ООН с региональными организациями и структурами. Особо заметное влияние Генеральная Ассамблея оказала на формирование международно-правовой системы обеспечения защиты прав человека на глобальном уровне и создание тщательно разработанного, сложного и мощного механизма для поощрения прав человека, основные элементы которых сохранят свою актуальность и действенность и в XXI в. Действуя на основе Устава ООН, Генеральная Ассамблея обеспечила за более чем полувековой период своей деятельности подлинный качественный скачок в обеспечении тесной взаимосвязи между уважением человеческого достоинства и международным миром, в поощрении прав человека для всех без исключения групп и слоев населения планеты и в борьбе против грубых, массовых и систематических нарушений прав и свобод человека на всех континентах. При содействии Генеральной Ассамблеи была создана солидная международно-правовая база для всесторонней и углубленной деятельности многочисленных органов в области прав человека, включающая в настоящее время свыше 200 различных документов в рамках ООН и ее региональных звеньев. Перспективными представляются и дальнейшая работа под эгидой ООН по подготовке новых международных соглашений по правам человека, рационализация и координация деятельности механизмов и процедур по контролю за соблюдением договоров, разработка реальных гарантий соблюдения прав человека, в том числе оперативных гарантий, связанных с охраной прав человека в ходе операций по поддержанию мира и юрис-дикционных гарантий, связанных с деятельностью международных трибуналов в бывшей Югославии и Руанде и с созданием Международного уголовного трибунала. Помимо регулярных ежегодных сессий Генеральная Ассамблея в соответствии со статьей 20 Устава ООН собирается и на такие специальные сессии, созыва которых могут потребовать обстоятельства. Практика показывает, что специальные и чрезвычайные специальные сессии являются важной формой деятельности для Генеральной Ассамблеи. Так, за период с 1946 по 2002 г. состоялось 27 специальных сессий (в 1947, 1948, 1961, 1963, 1967, 1974, 1975, 1978 (три), 1980, 1982, 1986 (две), 1988, 1989, 1990 (две), 1997, 1998, 1999 (две), 2000 (две), 2001 (две) и 2002 гг.), 10 чрезвычайных специальных сессий Генеральной Ассамблеи и семь возобновленных: один раз - 7-я и 6 раз - 10-я (в 1956 (две), 1958, 1960, 1967, 1980 (две), 1981, 1982 и 1997 (две), 1998, 1999, 2000, 2001 и 2002 гг.) Специальные и чрезвычайные специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться Генеральной Ассамблеей, а также по требованию Совета Безопасности ООН или членов Организации. Специальная сессия созывается в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем ООН требования о ее созыве от Совета Безопасности или от большинства членов ООН. Чрезвычайная специ- альная сессия созывается в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем требования о ее созыве от Совета Безопасности, поддержанного голосами любых девяти членов Совета, или требования большинства членов ООН. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва специальной или чрезвычайной специальной сессии. На обсуждение таких сессий выносились весьма важные международные вопросы. На них рассматривались, например, проблемы, связанные с ближневосточным урегулированием, перестройкой международных экономических отношений, ликвидацией колониализма и расизма, финансированием деятельности ООН и операциями ООН по поддержанию мира, принятием мер по пресечению агрессии против Туниса, Конго, Ливана, Иордании, а также с разоружением и др. 1-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН состоялась в апреле 1947 г. и была посвящена палестинской проблеме. 7-я чрезвычайная специальная сессия, созванная по тому же поводу в 1980 и 1982 гг., приняла решения, подтверждающие, что всеобъемлющее ближневосточное урегулирование не может быть достигнуто без справедливого решения проблемы Палестины на основе осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, в том числе права на создание собственного независимого, суверенного государства. На 9-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г., созванной для рассмотрения вопроса об аннексии Израилем сирийских Голанских высот, была осуждена и разоблачена захватническая политика Израиля в отношении арабских народов, проводимая при поддержке правящих кругов США. Важное значение имело проведение в 1974 и 1975 гг. по инициативе развивающихся государств 6-й и 7-й специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим вопросам. Принятые на 6-й специальной сессии в 1974 г. Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка отражали законные требования социалистических и развивающихся государств о перестройке международных экономических отношений на справедливой демократической основе. Важной вехой в борьбе за искоренение остатков колониализма и расизма на Юге Африки стали созванные в 1981 и 1986 гг. 8-я чрезвычайная сессия и 14-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по намибийской проблеме. По решению 31-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1976 г.) 23 мая-30 июня 1978 г. проходила 10-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению (первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению). Заключительный документ этой специальной сессии содержит оценку положения дел по осуществлению мер ограничения вооружений и разоружения; важнейшие принципы, которые должны лежать в основе этих мер; общие направления усилий государств по ограничению вооружений и разоружению; положения о международном механизме для рассмотрения проблем разоружения. СССР представил на ней документ «О практических путях к прекращению гонки вооружений (предложения Советского Союза)», содержание которого нашло широкое отражение в заключительном документе специальной сессии. По решению специальной сессии документ СССР наряду с предложениями других государств был направлен соответствующим органам для обсуждения и переговоров по вопросам разоружения. В соответствии с решением 10-й специальной сессии 7 июня-10 июля 1982 г. состоялась 12-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, также посвященная разоружению (вторая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению). Вначале было решено добиваться принятия на этой сессии двух документов: Всеобъемлющей программы разоружения и документа, в котором давалась бы оценка осуществления решений и рекомендаций 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, рассматривались бы инициативы и предложения государств-членов, вопрос об усилении эффективности механизма в области разоружения, меры по мобилизации мирового общественного мнения в поддержку разоружения. Однако из-за обструкционистской политики США и других западных государств это решение не было выполнено. Вместо указанных документов был принят итоговый документ, содержащий ряд общих положений, подтверждающих значение заключительного документа 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и выражающих озабоченность в связи «с опасностью войны, прежде всего ядерной, предотвращение которой остается самой острой и неотложной задачей сегодняшнего дня».
|