Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 4 страница






Одной из отличительных черт 54-й сессии было то, что она прохо-, дила практически сразу после совершения в марте-июне 1999 г. впер­вые в истории такой субрегиональной структуры, как НАТО, агрессии против Союзной Республики Югославии. Этот незаконный акт, пред­принятый в нарушение положений Устава ООН и в обход Совета Бе­зопасности ООН, наложил свой трагический отпечаток на весь ход сес­сии. Он послужил также толчком к обсуждению ряда вопросов: о не­допустимости таких агрессивных акций в будущем, необходимости возмещения причиненного в результате агрессии ущерба, об опреде­лении международной ответственности и о нелегитимности выдвину­той некоторыми западными странами концепции «гуманитарной ин­тервенции». Широкую поддержку получили российские инициати­вы о разработке концепции мира в XXI в. и о правовых аспектах применения силы в условиях глобализации.

Поистине историческое значение имела 55-я сессия Генеральной Ассамблеи в 2000 г., которая проходила в формате Ассамблеи тысяче­летия и начало работы которой ознаменовалось встречей лидеров всех государств мира. В ходе проходившего 6-8 сентября 2000 г. Саммита

тысячелетия было принято три содержащих огромный политический заряд документа: 7 сентября - Декларация Совета Безопасности об обеспечении эффективной роли Совета Безопасности в деле поддер­жания международного мира и безопасности, особенно в Африке, и Заявление по итогам встречи глав государств и правительств пяти по­стоянных членов Совета Безопасности, 8 сентября - Декларация ты­сячелетия Организации Объединенных Наций.

Особое значение этих документов состоит в том, что в них подво­дятся итоги более чем полувековой деятельности ООН и раскрыва­ются в синтезированном виде узловые проблемы, на решение кото­рых должны быть направлены усилия Организации и всего мирового сообщества в будущем. В этих документах лидеры всех стран мира подтвердили незыблемость краеугольных положений Устава ООН, прежде всего принципов отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях каким бы то ни было образом, несовме­стимым с целями ООН, и мирного урегулирования международных споров. В них также зафиксированы центральная роль ООН в деле поддержания международного мира и непреходящее значение пре­дусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях. В документах закрепляется все то ценное и полезное, что было достигнуто в деятельности ООН во второй половине XX в. В них дается взвешенный, авторитетный от­вет на выдвигавшиеся различные взгляды и концепции, направлен­ные на подрыв основных целей и принципов Устава ООН и размыва­ние правовых основ развития международных отношений. Огромную роль играет то обстоятельство, что в документах высказывается ис­ключающее кривотолки и разноголосицу подлинное аутентичное тол­кование основных положений Устава ООН в новых исторических ус­ловиях, что, несомненно, повышает степень его благотворного ста­билизирующего воздействия на весь ход мировых событий.

Среди принятых документов выделяется своей универсальностью и широким охватом тем Декларация тысячелетия ООН59. В методологи­ческом плане декларация состоит из восьми тесно связанных друг с дру­гом разделов.

В первом разделе «Ценности и принципы» подводятся итоги прохо­дившей 6—8 сентября 2000 г. беспримерной в истории ООН дискуссии глав государств и правительств всех стран мира. В разделе подтверждает­ся вера в ООН и ее Устав как нерушимые основы более мирного, про­цветающего и справедливого мира. В нем подтверждается также, что по-

мимо индивидуальной ответственности перед своим обществом лидеры мира несут коллективную ответственность за утверждение принципов че­ловеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне. Особо подчеркивается приверженность целям и принципам Ус­тава ООН, которые доказали свою неподвластность времени и универ­сальный характер. При этом отмечается непреходящий характер целей и принципов Устава ООН, а также то, что их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. В разделе также высказывается решимость установить справедливый и прочный мир во всем мире в соответствии с целями и принципами Уста­ва. В связи с этим отмечается, что существенно важное значение для меж­дународных отношений в XXI в. будут иметь такие фундаментальные ценности, как свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая обязанность. И центральную роль в обеспечении этих ценностей должна играть ООН как наиболее универсальная и самая пред­ставительная организация в мире.

Второй раздел «Мир, безопасность и разоружение» посвящен карди­нальным проблемам мирового сообщества и намечает ряд важных задач, которые предстоит решать ООН в будущем. В нем подчеркивается твер­дая решимость приложить все усилия, чтобы освободить народы от бед­ствий войн, будь то внутри государств или между государствами, кото­рые только в 90-е годы XX в. унесли более 5 млн жизней, и чтобы доби­ваться устранения угроз, создаваемых оружием массового уничтожения. В этом разделе лидеры всех стран заявили, что они преисполнены ре­шимости укреплять уважение к принципу верховенства права как в меж­дународных, так и во внутренних делах, повышать эффективность ООН в поддержании мира и безопасности, развивать сотрудничество между ООН и региональными организациями на основе главы VIII Устава ООН, обеспечивать соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружениями и разоружение. Они также согласились предпринять меры по борьбе против международ­ного терроризма, наркоторговли, транснациональной преступности во всех ее аспектах. Лидеры всех стран решили добиваться ликвидации оружия массового уничтожения, особенно ядерного, прекращения не­законного оборота стрелкового оружия и легких вооружений и свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых ООН экономиче­ских санкций.

Специальный третий раздел посвящен проблемам развития и ликви­дации нищеты. В нем говорится, что будут предприняты все усилия, что­бы избавить народы от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в конце XX столетия вынуждены жить бо­лее миллиарда людей. В этих целях предусматривается к 2015 г. сокра­тить вдвое долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода. В нем преду-

сматриваются также меры, направленные на стимулирование развития, носящего подлинно устойчивый характер, в частности разработка стра­тегий, дающих молодым людям во всем мире реальный шанс находить достойную и продуктивную работу.

„Четвертый раздел посвящен решению такой назревшей проблемы, как охрана окружающей среды. В нем, в частности, предписывается не жа­леть усилий для избавления будущих поколений от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью челове­ка и ресурсов которой уже не будет хватать для удовлетворения их по­требностей. В этой связи выражается твердое намерение придерживать­ся во всей экологической деятельности новой этики бережного и ответ­ственного отношения к природе и активизировать сотрудничество в целях сокращения числа и последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф.

В пятом разделе основное внимание уделено принятию необходимых мер для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также обеспече­ния уважения всех международно признанных прав человека и основных сво­бод, включая право на развитие. В частности, выражается решимость доби­ваться полной защиты и поощрения во всех странах гражданских, полити­ческих, экономических, социальных и культурных прав для всех.

Не обойдены вниманием в Декларации тысячелетия ООН и такие став­шие весьма острыми проблемы, как защита уязвимых и совместное не­сение бремени гуманитарной помощи странам, принимающим бежен­цев. В шестом разделе прямо отмечается, что будут приложены все уси­лия, чтобы детям, а также всему гражданскому населению, которое испытывает наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитар­ных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита для их ско­рейшего возвращения к нормальной жизни.

В седьмом разделе указывается на необходимость укреплять демо­кратию в Африке и помогать африканцам в их борьбе за прочный мир, искоренение нищеты и устойчивое развитие, тем самым вовлекая Афри­ку в основное русло развития мировой экономики.

В заключительном, восьмом, разделе говорится о необходимости при­ложить все усилия, чтобы превратить ООН в более эффективный инст­румент для решения первоочередных задач, таких как борьба за развитие для всех народов мира, борьба с нищетой, невежеством и болезнями, борьба с несправедливостью, с насилием, террором и преступностью, а также с деградацией и разрушением нашего общего дома.

В разделе справедливо отмечается, что повышение эффективности ООН в целом может быть достигнуто только путем укрепления главных органов ООН, прежде всего Совета Безопасности, Генеральной Ассамб­леи, ЭКОСОС, Международного Суда и Секретариата, обеспечения боль­шей согласованности политики и улучшения взаимодействия между ООН и учреждениями ее системы.

Особое внимание уделяется решению назревшей задачи обеспечить наделение ООН на своевременной и предсказуемой основе ресурсами, необходимыми для выполнения ее мандатов. Подчеркивается решимость лидеров всех стран поощрять соблюдение Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. В разделе поставлена ак­туальная задача продолжать укреплять сотрудничество между ООН и на­циональными парламентами через их всемирную организацию - Меж­парламентский Союз, а также предоставить частному сектору, неправи­тельственным организациям и гражданскому обществу в целом более широкие возможности для содействия достижению целей и осуществле­нию программ ООН.

В целом Декларация тысячелетия представляет собой основательно разработанную, широкомасштабную, сбалансированную и ориентиро­ванную на XXI в. программу конкретных действий и мер по повышению эффективности ООН, обеспечению ее ключевой роли в мировых делах. В ней лидеры всех государств планеты торжественно заявили, что ООН является незаменимым общим домом для всего человечества и что через нее они будут добиваться воплощения в жизнь своего общего стремле­ния к миру, сотрудничеству и развитию.

Важным результатом 55-й сессии было принятие Конвенции про­тив транснациональной организованной преступности60. Конвенция охватывает широкий круг преступлений, включая «отмывание» пре­ступных доходов, коррупцию и участие в организованных преступ­ных группах. Документ содержит детальную регламентацию оказа­ния взаимной правовой помощи, выдачи преступников, мер по за­щите свидетелей и жертв преступлений, что позволяет поднять работу правоохранительных ведомств всех стран и сотрудничество между ними на качественно новый уровень.

Большой позитивный резонанс со стороны многих делегаций вы­звали выдвинутые на Саммите и Ассамблее тысячелетия инициативы России о проведении в 2001 г. под эгидой ООН Международной кон­ференции по предотвращению милитаризации космического про­странства, о создании системы контроля за нераспространением ра­кет и ракетных технологий, по перекрытию расползания ядерного оружия и исключению из использования в мирной ядерной энерге­тике обогащенного плутония, о пресечении внешней подпитки воо­руженных конфликтов и об активизации использования Военно-штабного комитета Совета Безопасности в целях укрепления потен­циала ООН по поддержанию мира.

В ходе 56-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2001 г. основное внима­ние было уделено мобилизации усилий мирового сообщества на борь-

бу с международным терроризмом, ясно обозначившим свой бесче­ловечный преступный характер террористическими актами, совер­шенными 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсиль­вании. В принятой на сессии резолюции о мерах по ликвидации меж­дународного терроризма решительно осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись. В ней также подтверждает­ся, что международное сотрудничество и действия государств по борь­бе с терроризмом должны осуществляться в соответствии с принци­пами Устава ООН, нормами международного права и соответствую­щими международными конвенциями.

Важное место было отведено также вопросам реализации реше­ний Саммита тысячелетия, по которым была принята специальная резолюция, предусматривающая конкретные практические шаги в рамках системы ООН по осуществлению целей и задач, содержащих­ся в том числе в Декларации тысячелетия ООН.

К числу важных документов, принятых на сессии, следует отнести резолюцию «Глобальная повестка дня для диалога между цивилиза­циями», в которой определяются цели, принципы и участники диа­лога между цивилизациями и намечается обширная программа дей­ствий по развитию диалога между государствами и в рамках системы ООН во всех областях человеческой деятельности.

Основными вопросами 57-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2002 г. были востребованность потенциала ООН для формирования на ее основе дееспособной и сбалансированной системы глобальной безо­пасности и сотрудничества, предотвращение и урегулирование кри­зисов и вооруженных конфликтов, в том числе в Афганистане и на Ближнем Востоке, совершенствование сотрудничества ООН с регио­нальными структурами в миротворчестве, предотвращение гонки во­оружений в космическом пространстве и другие актуальные пробле­мы международных отношений.

Особый интерес вызвала новая российская инициатива о созда­нии под эгидой ООН единой системы реагирования на глобальные угрозы и вызовы. Внося эту инициативу на рассмотрение сессии, Рос­сия исходила из того, что система противодействия современным уг­розам и вызовам должна быть глобальной, всеобъемлющей по охва­ту, обеспечивающей принятие комплексных решений, универсаль­ной по составу участников и должна стать эталоном международной законности, так как ее сила в соблюдении принципов и норм между-

народного права, и прежде всего Устава ООН. Российская инициати­ва получила широкий благожелательный отклик всех государств, ре­зультатом чего было единогласное одобрение Генеральной Ассамб­леей резолюции 57/145 от 16 декабря 2002 г. В резолюции признава­лась важность адаптации ООН для ответов на угрозы и вызовы XXI в. и необходимость повышения общей эффективности и взаимодопол­няемости системы ООН в борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, в обеспечении мира, безопасности, разоружения, предотвращения конфликтов, в поддержании мира, развития и искоренения нищеты, в охране окру­жающей среды, в оказании гуманитарной помощи и в иных сферах, а также необходимость усиления взаимодействия ООН с другими меж­дународными и региональными организациями.

В резолюции содержится призыв ко всем государствам и между­народным и региональным организациям довести до сведения Гене­рального секретаря ООН свои мнения относительно путей и средств дальнейшего развития при лидирующей роли ООН более обстоятель­ного и целостного ответа на глобальные угрозы и вызовы XXI в. в контексте выполнения Декларации тысячелетия ООН во всех ее ас­пектах. В резолюции предусматривается включить выводы Генераль­ного секретаря ООН по указанным мнениям в его доклад о последу­ющих мерах по итогам Саммита тысячелетия, который будет пред­ставлен Генеральной Ассамблеей на 58-й сессии.

Важное место на 57-й сессии заняло рассмотрение другой россий­ской инициативы - о разработке Кодекса защиты прав человека от терроризма, проблемы укрепления стратегической стабильности, ре­жимов нераспространения, предотвращения гонки вооружений в кос­мическом пространстве и внесенный в этой связи российско-китай­ский проект документа «Возможные элементы будущей международ­но-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы и угрозы силой в от­ношении космических объектов».

Важным событием 58-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2003 г. ста­ло единогласное одобрение выдвинутого по инициативе Президен­та России В.В. Путина проекта резолюции о построении под эгидой ООН глобальной системы противодействия новым вызовам и угро­зам XXI в. В принятой резолюции 58/16 от 3 декабря 2003 г. привет­ствуется решение Генерального секретаря ООН о создании Группы вы­сокого уровня по угрозам, вызовам и переменам в составе 16 видных

деятелей, в том числе Президента Торгово-промышленной палаты Е.М. Примакова. Деятельность «Группы мудрецов» ориентирована на выработку конкретных рекомендаций, отвечающих принципи­альной позиции России в пользу укрепления центральной роли ООН и авторитета международного права в мировых делах и усиления кол­лективных начал и многосторонних подходов в обеспечении меж­дународной безопасности и стабильности. Работа группы нацелена также на анализ и разработку мер противодействия такой серьезной угрозе, как международный терроризм, и рассмотрение комплекса вопросов, связанных с реформированием ООН, прежде всего Сове­та Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других ее главных орга­нов, с целью повышения их эффективности и адаптации к новым мировым реалиям.

Большое значение имеет принятая на 58-й сессии резолюция 58/291, предусматривающая проведение в 2005 г. в Нью-Йорке пленарного заседания Ассамблеи высокого уровня (Саммит 2005 г.), который дол­жен сделать всеобъемлющий обзор прогресса, достигнутого в облас­ти выполнения всех обязательств, содержащихся в Декларации тыся­челетия ООН.

При анализе резолюций Генеральной Ассамблеи, которых за бо­лее чем полвека было принято свыше 10 тыс., следовало бы учиты­вать их специфический характер и исключительно большое воз­действие на весь процесс развития и кодификации международно­го права. Отражая и аккумулируя различные точки зрения и взгляды государств мира по международно-правовым аспектам многообраз­ных проблем мировой политики, Генеральная Ассамблея в сравни­тельно короткие сроки позволяет сопоставить позиции и интересы как отдельных государств, так и их групп, выявить области согла­сия и совпадения позиций и путем расширения этих областей прий­ти к нахождению развязок и достижению общеприемлемых комп­ромиссных путей решения возникающих проблем общемирового значения.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большее значение в ее работе, да и работе всех органов ООН, приобретает впервые примененный в 1946 г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генераль­ной Ассамблее метод выработки и принятия резолюций на основе принципа консенсуса, то есть достижения общего согласия без про-ведения голосования по соответствующему решению. Исторический опыт показывает, что решения ООН, в том числе и Генеральной Ас­самблеи, принятые на основе голосования «кнопочным большин­ством» или с применением методов диктата и давления, не только не содействовали разрешению насущных проблем мировой политики, но, наоборот, вызывали лишь трения и разногласия между государ­ствами, углубляли расхождения и противоречия государств по таким вопросам, затягивали на долгое время их разрешение, снижая эффек­тивность деятельности ООН по обеспечению прочного мира и нано­ся значительный ущерб ее авторитету и влиянию. Вот почему в по­следние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту числа ре­шений, принимаемых Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами ООН на основе консенсуса. Так, на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи на основе консенсуса было одобрено 184 ре­золюции из 259, на 45-й сессии - 258 из 344, а на 50-й сессии уже 251 из 321, или 78% всех резолюций.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обя­зательными для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Они обладают рядом характерных особенностей. Прежде всего, Устав ООН исходит из того, что госу­дарства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолю­ции Генеральной Ассамблеи и даже предполагает позитивное отно­шение к ним. Другая характерная черта состоит в том, что некоторые резолюции подтверждают и конкретизируют общие принципы и по­ложения Устава ООН и вводят или подкрепляют своим авторитетом нормы обычного международного права. Кроме того, некоторые ре­золюции предусматривают обязанность государств не только пози­тивно рассмотреть содержащиеся в них рекомендации, но и предпри­нять инициативы и конкретные совместные или индивидуальные дей­ствия по их осуществлению. Так, принятая в 1960 г. Генеральной Ассамблеей Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам стала по существу своеобразной программой действий и главным инструментом освобождения от колониального гнета и появления на международной арене около 100 новых незави­симых государств.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важ­нейшим этапом формирования международного права. В ООН сло­жилась и оправдала себя весьма оригинальная практика разработки международно-правовых документов. В соответствии с этой практи-

кой вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (на­пример, Всеобщая декларация прав человека, Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о зап­рещении применения ядерного и термоядерного оружия, Деклара­ция о международном сотрудничестве в области разоружения, Дек­ларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по использованию космического пространства), а затем на основе та­ких деклараций вырабатываются международные договоры и конвен­ции (два Международных пакта о правах человека, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Дого­вор о нераспространении ядерного оружия, Договор о принципах де­ятельности государств по исследованию и использованию космиче­ского пространства, включая Луну и другие небесные тела, и др.).

Таким образом, декларация Генеральной Ассамблеи как бы про­кладывает путь для подготовки юридически обязательного докумен­та и является существенным этапом нормотворческого процесса в рамках ООН. Воздействие декларации Генеральной Ассамблеи на решение тех или иных вопросов может быть особенно сильным, если она принята единогласно, на основе консенсуса или при отсутствии голосов против. Так, принятые консенсусом Декларация об усиле­нии эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее приме­нения в международных отношениях, Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать междуна­родному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, Декла­рация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности, Дек­ларация о совершенствовании сотрудничества между ООН и регио­нальными соглашениями и органами в области поддержания между­народного мира и безопасности закладывают основы и устанавлива­ют принципы деятельности ООН в таких новых областях, как миротворчество, превентивная дипломатия, расследование фактиче­ской стороны споров и взаимодействие ООН с региональными орга­низациями и структурами.

Особо заметное влияние Генеральная Ассамблея оказала на фор­мирование международно-правовой системы обеспечения защиты прав человека на глобальном уровне и создание тщательно разрабо­танного, сложного и мощного механизма для поощрения прав чело­века, основные элементы которых сохранят свою актуальность и дей­ственность и в XXI в. Действуя на основе Устава ООН, Генеральная

Ассамблея обеспечила за более чем полувековой период своей дея­тельности подлинный качественный скачок в обеспечении тесной взаимосвязи между уважением человеческого достоинства и между­народным миром, в поощрении прав человека для всех без исключе­ния групп и слоев населения планеты и в борьбе против грубых, мас­совых и систематических нарушений прав и свобод человека на всех континентах. При содействии Генеральной Ассамблеи была создана солидная международно-правовая база для всесторонней и углублен­ной деятельности многочисленных органов в области прав человека, включающая в настоящее время свыше 200 различных документов в рамках ООН и ее региональных звеньев. Перспективными представ­ляются и дальнейшая работа под эгидой ООН по подготовке новых международных соглашений по правам человека, рационализация и координация деятельности механизмов и процедур по контролю за соблюдением договоров, разработка реальных гарантий соблюдения прав человека, в том числе оперативных гарантий, связанных с охра­ной прав человека в ходе операций по поддержанию мира и юрис-дикционных гарантий, связанных с деятельностью международных трибуналов в бывшей Югославии и Руанде и с созданием Междуна­родного уголовного трибунала.

Помимо регулярных ежегодных сессий Генеральная Ассамблея в соответствии со статьей 20 Устава ООН собирается и на такие специ­альные сессии, созыва которых могут потребовать обстоятельства. Практика показывает, что специальные и чрезвычайные специальные сес­сии являются важной формой деятельности для Генеральной Ассамб­леи. Так, за период с 1946 по 2002 г. состоялось 27 специальных сес­сий (в 1947, 1948, 1961, 1963, 1967, 1974, 1975, 1978 (три), 1980, 1982, 1986 (две), 1988, 1989, 1990 (две), 1997, 1998, 1999 (две), 2000 (две), 2001 (две) и 2002 гг.), 10 чрезвычайных специальных сессий Генераль­ной Ассамблеи и семь возобновленных: один раз - 7-я и 6 раз - 10-я (в 1956 (две), 1958, 1960, 1967, 1980 (две), 1981, 1982 и 1997 (две), 1998, 1999, 2000, 2001 и 2002 гг.)

Специальные и чрезвычайные специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться Генеральной Ассамблеей, а также по требованию Совета Безопасности ООН или членов Организации. Специальная сессия созывается в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем ООН требования о ее созыве от Совета Бе­зопасности или от большинства членов ООН. Чрезвычайная специ-

альная сессия созывается в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем требования о ее созыве от Совета Безопас­ности, поддержанного голосами любых девяти членов Совета, или требования большинства членов ООН. Любой член ООН может по­требовать у Генерального секретаря созыва специальной или чрезвы­чайной специальной сессии.

На обсуждение таких сессий выносились весьма важные между­народные вопросы. На них рассматривались, например, проблемы, связанные с ближневосточным урегулированием, перестройкой меж­дународных экономических отношений, ликвидацией колониализ­ма и расизма, финансированием деятельности ООН и операциями ООН по поддержанию мира, принятием мер по пресечению агрес­сии против Туниса, Конго, Ливана, Иордании, а также с разоруже­нием и др.

1-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН состоялась в апреле 1947 г. и была посвящена палестинской проблеме. 7-я чрез­вычайная специальная сессия, созванная по тому же поводу в 1980 и 1982 гг., приняла решения, подтверждающие, что всеобъемлющее ближневосточное урегулирование не может быть достигнуто без спра­ведливого решения проблемы Палестины на основе осуществления неотъемлемых прав палестинского народа, в том числе права на со­здание собственного независимого, суверенного государства. На 9-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г., созванной для рассмотрения вопроса об аннексии Израилем сирийских Голанских высот, была осуждена и разоблачена захватни­ческая политика Израиля в отношении арабских народов, проводи­мая при поддержке правящих кругов США.

Важное значение имело проведение в 1974 и 1975 гг. по инициати­ве развивающихся государств 6-й и 7-й специальных сессий Генераль­ной Ассамблеи ООН по экономическим вопросам. Принятые на 6-й специальной сессии в 1974 г. Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка от­ражали законные требования социалистических и развивающихся государств о перестройке международных экономических отношений на справедливой демократической основе.

Важной вехой в борьбе за искоренение остатков колониализма и расизма на Юге Африки стали созванные в 1981 и 1986 гг. 8-я чрезвы­чайная сессия и 14-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по намибийской проблеме.

По решению 31-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1976 г.) 23 мая-30 июня 1978 г. проходила 10-я специальная сессия Генераль­ной Ассамблеи ООН по разоружению (первая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению). Заключительный документ этой специальной сессии содержит оценку положения дел по осуществлению мер ограничения вооружений и разоружения; важ­нейшие принципы, которые должны лежать в основе этих мер; об­щие направления усилий государств по ограничению вооружений и разоружению; положения о международном механизме для рассмот­рения проблем разоружения. СССР представил на ней документ «О практических путях к прекращению гонки вооружений (предложе­ния Советского Союза)», содержание которого нашло широкое отра­жение в заключительном документе специальной сессии. По реше­нию специальной сессии документ СССР наряду с предложениями других государств был направлен соответствующим органам для об­суждения и переговоров по вопросам разоружения.

В соответствии с решением 10-й специальной сессии 7 июня-10 июля 1982 г. состоялась 12-я специальная сессия Генеральной Ас­самблеи ООН, также посвященная разоружению (вторая специаль­ная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению). Вначале было решено добиваться принятия на этой сессии двух документов: Всеобъемлющей программы разоружения и документа, в котором да­валась бы оценка осуществления решений и рекомендаций 10-й спе­циальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, рассматривались бы инициативы и предложения государств-членов, вопрос об усилении эффективности механизма в области разоружения, меры по мобили­зации мирового общественного мнения в поддержку разоружения. Однако из-за обструкционистской политики США и других запад­ных государств это решение не было выполнено. Вместо указанных документов был принят итоговый документ, содержащий ряд общих положений, подтверждающих значение заключительного документа 10-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и выражаю­щих озабоченность в связи «с опасностью войны, прежде всего ядер­ной, предотвращение которой остается самой острой и неотложной задачей сегодняшнего дня».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал