Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 3 страница






Принятие декларации служит одним из свидетельств претворения в жизнь новых нестандартных подходов к ведению дел на международной арене, содействует утверждению понимания мира как высшей общече­ловеческой ценности, ориентирует ООН на достижение практически значимых результатов.

Хотя с юридической точки зрения декларация является документом, носящим рекомендательный характер, однако было бы неправильным рассматривать ее как простую рекомендацию, с которой государства мо­гут и не считаться. Прежде всего, нельзя не учитывать, что в ней содер­жится и подтверждается ряд положений, взятых из документов, напри­мер Устава ООН, налагающих на государства вполне определенные обя­зательства, уклониться от выполнения которых они не могут. Декларация не просто провозглашает те или иные положения, а дает авторитетное, по сути дела, единодушное толкование применительно к реалиям ядер­но-космической эры основных общих положений Устава ООН. Налицо, таким образом, не только повторение и подтверждение определенных обязывающих норм и правил поведения государств, но и насыщение их новыми элементами, дальнейшее прогрессивное развитие и кодифика­ция. Другими словами, речь идет фактически о наполнении норм и пра­вил поведения государств на международной арене новым политиче­ским, а вместе с этим и юридическим содержанием.

Декларация предусматривает определенные совместные действия го­сударств, нацеленные на придание максимальной эффективности прин­ципу неприменения силы в международных отношениях. Имеет место согласование и консолидация политической воли, причем не одного или группы государств, а всех без исключения стран мира, что находит свое выражение в конкретных положениях декларации. Эти положения фор­мально являются рекомендациями, но рекомендациями особого рода, поскольку они представляют собой не какие-то благие пожелания или заявления о разноречивых намерениях, а выражают твердую, единодуш­ную и непреклонную волю всего мирового сообщества. Оно требует по­кончить раз и навсегда с таким положением в мире, когда война рас­сматривалась как допустимое средство разрешения споров между госу­дарствами, решительно встать на единственно возможный в современную ядерно-космическую эру путь — путь создания стабильного международ­ного правопорядка в мире, развития широкого взаимовыгодного межДУ' народного сотрудничества.

Характерная особенность декларации состоит в том, что она носит комплексный, всеобъемлющий характер, что существенно повышает сте­пень ее воздействия на развитие межгосударственных отношений во все* областях - военной, политической, правовой, экономической, гумани­тарной и экологической.

Таким образом, декларация представляет собой не только качествен­но новую ступень в развитии принципа неприменения силы, но и свое­образную реалистическую программу конкретных практических действий сообщества государств, направленную на исключение применения силы или угрозы силой из практики международных отношений и призван­ную стать неотъемлемым компонентом формирования предусмотренной Уставом ООН всеобъемлющей системы международного мира и безопас­ности, несущей опорой правопорядка и законности в мире.

Декларация, несомненно, несет в себе огромный заряд положи­тельного воздействия на общую обстановку в мире. Разумеется, ее единодушное одобрение на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи пред­ставляет собой хотя и очень важный, но только первый шаг в реше­нии исторической задачи исключения войны из практики межгосу­дарственных отношений. Для придания максимальной эффективно­сти принципу неприменения силы потребуются коллективные усилия мирового сообщества по претворению в жизнь положений деклара­ции, принятие всеми государствами комплекса конкретных мер по прекращению гонки вооружений, недопущению распространения ее на космос и разоружению. Для этого понадобится преодолеть проти­водействие тех, кто цепляется за старую политику «с позиции силы», за отжившие стереотипы деления мира на «сферы жизненных инте­ресов», кто стремится обеспечить себе превосходство, учить других, как им вести дела у себя дома. Для этого необходимо также, чтобы взятое всеми государствами обязательство вообще не применять силу или угрозу силой в своих взаимоотношениях было обеспечено мате­риальными, организационными, политическими и международно-правовыми гарантиями.

В контексте указанных мер декларация призвана содействовать продвижению человечества к безъядерному, ненасильственному миру, в котором война, культ насилия были бы реально объявлены вне за­кона, эффективно функционировала бы всеобъемлющая система кол­лективной безопасности при достаточном минимуме вооружений, структура которых определялась бы чисто оборонительными нужда­ми, а сам принцип отказа от угрозы силой или ее применения стал бы непреложным законом международной жизни, преступить который не дано никому.

На 43-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1988 г. было продолжено рассмотрение проблемы коллективной безопасности. Советский Союз сделал акцент на обсуждении конкретных вопросов формирования

всеобъемлющего подхода к международной безопасности по всем направлениям, в первую очередь через укрепление ООН. В практи­ческом плане были обсуждены меры по повышению эффективности ООН и ее главных органов, более широкому использованию опера­ций ООН по поддержанию мира и утверждению примата междуна­родного права в межгосударственных отношениях. Было подчеркну­то, что поиск всеми государствами путей и средств повышения эф­фективности ООН должен ориентироваться на полное, невыборочное осуществление положений Устава ООН, активное использование ее механизмов и процедур, развитие способности ООН принимать дей­ственные меры превентивного характера для предупреждения меж­дународных кризисов и конфликтов.

Крупным позитивным итогом работы 43-й сессии было принятие на основе консенсуса Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области51. В декларации впервые в практике ООН закреплен широкий спектр превентивных мер, ко­торые должны приниматься как государствами, так и самой ООН в целях урегулирования существующих кризисных ситуаций и предуп­реждения возникновения новых. Одобрение декларации стало важ­ным шагом на пути наполнения практическим содержанием концеп­ции всеобъемлющего подхода к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.

На 44-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1989 г. наряду с решения­ми, осуждающими интервенцию вооруженных сил США в Панаму, были одобрены такие важные документы, как Международная кон­венция против вербовки, использования, финансирования и подго­товки наемников, а также Конвенция о правах ребенка52.

На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1990 г. важное место заня­ло рассмотрение вопросов тяжелого экономического положения в ряде стран, обеспечения прав и свобод человека в отдельных регио­нах. На сессии была одобрена Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

В ходе 46-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1991 г. после сложных и долгих консультаций была принята резолюция 46/21 о назначении гражданина Египта Бутроса Бутроса Гали на пост нового, шестого по счету, Генерального секретаря ООН. На сессии была одобрена также резолюция 46/77 об оживлении деятельности Генеральной Ассамб­леи, об укреплении роли ее Председателя и о создании при нем соот-ветствующего аппарата по оказанию помощи при осуществлении Председателем его функций и полномочий.

Одним из главных итогов сессии явилось принятие на основе кон­сенсуса предложенной СССР Декларации об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания между­народного мира и безопасности53. Тем самым впервые в практике ООН был одобрен развернутый международный документ, предусматри­вающий использование всего набора методов и средств расследова­ния и уточнения фактов в целях получения объективной и полной картины о положении дел в области поддержания международного мира и безопасности.

Документ ориентирует Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею и Генерального секретаря ООН на активизацию деятельности по выяс­нению фактических обстоятельств споров и конфликтов. В декларации особо подчеркивается, что «деятельность ООН по установлению фактов должна носить всеобъемлющий, объективный, беспристрастный и сво­евременный характер».

В документе указывается, что деятельность главных органов ООН должна осуществляться в строгом соответствии с Уставом ООН и что миссии ООН по установлению фактов могут направляться на террито­рии государств только с их предварительного согласия.

Декларация акцентирует внимание на том, что эффективность ООН в области предотвращения и мирного урегулирования международных споров напрямую зависит от получения своевременной, исчерпываю­щей и объективной информации и детального знания фактических об­стоятельств того или иного спора и конфликта. В декларации огова­риваются четкий порядок формирования компетентными органами миссий ООН по установлению фактов, принципы их деятельности на территории государств, определяются привилегии и иммунитеты мис­сий и ясно предусматривается, что участники миссии обязаны уважать законы и постановления государства, в котором они выполняют свои функции. Декларация учитывает позитивную практику ООН и намечает широкий арсенал органов и механизмов выяснения фактов, создавае­мых компетентными органами ООН. Это и создание специальных вспо­могательных органов Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, и использование добрых услуг Генерального секретаря ООН, который может назначить специального представителя или группу экспертов. В Декларации особо отмечается, что компетентные органы ООН при осу­ществлении своей деятельности по определению фактов должны при­нимать во внимание усилия в этой области, предпринимаемые заинте­ресованными государствами, а также работу региональных механизмов и Учреждений.

В декларацию были включены положения, предусматривающие су­веренное право государств отказаться от приема миссии на своей терри­тории и ясные гарантии, исключающие возможность использовать мис­сии вопреки этому праву.

Одобрение декларации позволяет вывести на качественно новый уровень оперативную деятельность ООН по получению объективных и своевременных фактических исходных данных, жизненно необхо­димых для принятия Советом Безопасности и другими органами ООН взвешенных и действенных решений. Принятие Генеральной Ассам­блеей данной декларации стало существенным практическим вкла­дом в повышение эффективности ООН, в создание обстановки пред­сказуемости, стабильности и доверия в мире.

На 47-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1992 г. был рассмотрен широкий круг вопросов. Принятые на ней 295 резолюций, из кото­рых 75% было одобрено без голосования или консенсусом, касались, среди прочего, созыва международной конференции по Сомали, осу- ществления мероприятий по выполнению решений конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и приня­тия конкретных действий в связи с ситуацией в Боснии и Герцего­вине. В частности, был создан прецедент, когда Генеральная Ассам- | блея одобрила резолюцию 47/1, подтверждающую рекомендацию Совета Безопасности от 29 сентября 1992 г. о том, что Союзная Рес­публика Югославия не может автоматически считаться продолжа­телем членства в ООН бывшей СФРЮ, что поэтому она должна по­дать заявление о приеме ее в члены ООН и что она не будет участво­вать в работе Генеральной Ассамблеи. В своей резолюции 47/39 Генеральная Ассамблея дала высокую оценку разработанной на кон­ференции по разоружению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и просила Генерального секретаря ООН как депо­зитария открыть ее для подписания 13 января 1993 г. Генеральная Ассамблея просила также государства-члены представить свои мне­ния относительно возможного пересмотра членского состава Сове­та Безопасности. Кроме того, она постановила в качестве первого шага к рационализации своей работы сократить число своих глав­ных комитетов с семи до шести, объединив Специальный полити­ческий комитет и Комитет по вопросам опеки (включая несамоуп­равляющиеся территории). Большое значение имело и одобрение Генеральной Ассамблеей Декларации о правах лиц, принадлежащих

к национальным или этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам.

Одним из важных итогов 48-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1993 г. было принятие резолюции 48/141 от 20 декабря 1993 г. об учрежде­нии поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Как долж­ностному лицу, несущему основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, Верховному комиссару предоставлен мандат, охватывающий весь круг вопросов в области прав человека. В частности, его обязанности заключаются в поощрении эффектив­ного осуществления всеми людьми всех прав человека и реализации права на развитие, обеспечении консультативных услуг в поддерж­ку мероприятий и программ в области прав человека, координации учебных и пропагандистских программ в правочеловеческой сфере, содействии устранению препятствий на пути реализации прав чело­века и недопущении нарушений прав человека. Мандат Верховного комиссара предусматривает также поддержание диалога с прави­тельствами всех стран в целях более полного соблюдения прав че­ловека, расширение международного сотрудничества в области прав человека, координацию деятельности в области прав человека в си­стеме ООН, рационализацию, адаптацию, укрепление и оптими­зацию механизмов ООН и общее руководство деятельностью Центра по правам человека. Верховный комиссар действует под руководством и эгидой Генерального секретаря в рамках решений Генеральной Ас­самблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека, выполняет за­дачи, порученные ему компетентными органами системы ООН, и представляет им доклады и рекомендации по содействию эффек­тивному поощрению и защите всех прав человека. Для своевремен­ного обмена информацией со специальными докладчиками в лю­бых районах мира Верховный комиссар принял решение создать «горячую линию» по вопросам прав человека, чтобы Центр по пра­вам человека мог получать срочные сообщения, касающиеся ситуа­ций в области прав человека, и оперативно принимать соответству­ющие решения. Эта действующая круглосуточно линия факсимиль­ной связи предназначена для жертв нарушений прав человека, родственников или неправительственных организаций, и функцио­нирование ее обеспечивается непосредственно Отделом специаль­ных процедур.

К числу значимых решений 48-й сессии относится принятая без голосования резолюция 48/6 о 50-й годовщине подписанной 30 ок-

тября 1943 г. четырьмя державами (СССР, США, Англией и Китаем) Московской декларации об учреждении Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, от­крытой для участия всех таких государств, больших или малых, и по­служившей важным этапом на пути создания Организации Объеди­ненных Наций. Большое значение имеет и одобрение Генеральной Ассамблеей без голосования Декларации о ликвидации насилия в от­ношении женщин, предусматривающей ряд мер на международном и национальном уровнях, направленных на искоренение этого гру­бейшего нарушения прав и свобод человека.

49-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1994 г. приняла ряд важных решений и документов. Огромное значение имеет одобренная на сес­сии Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала54. Она оговаривает конкретные практические меры, кото­рые должны быть приняты государствами - членами ООН и самой ООН в целях обеспечения безопасности и защиты персонала ООН и миротворцев от насильственных посягательств на их жизнь и здоро­вье. О своевременности и важности принятия таких мер говорит тот прискорбный факт, что за послевоенный период при выполнении мис­сий по поддержанию мира погибло свыше полутора тысяч человек. В последнее время все большую тревогу вызывает та тенденция, что не­которые стороны в конфликте игнорируют международный статус пер­сонала ООН и совершают нападения на миротворцев при исполнении ими обязанностей, возложенных Советом Безопасности.

По инициативе России 49-я сессия 9 декабря 1994 г. одобрила без голосования Декларацию о совершенствовании сотрудничества меж­ду ООН и региональными соглашениями и органами в поддержании международного мира и безопасности55. Декларация предусматривает, что основой для все более широкого взаимодействия между ООН и ре­гиональными организациями служит глава VIII Устава ООН и что ди­версификация форм сотрудничества между ними должна отвечать ос­новополагающим принципам Устава. В статье 24 Устава ООН на Со­вет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а в статье 52 говорится, что де­ятельность региональных организаций должна во всех случаях быть совместима с этим ключевым принципом. Декларация исходит из того, что основное предназначение региональных организаций по Уставу ООН состоит в разрешении таких вопросов, относящихся к поддержа-

нию международного мира и безопасности, которые являются под­ходящими для региональных действий, при условии, что такие реги­ональные организации и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН. Механизмы региональной безопасности составляют интегральную часть предусмотренной Уставом ООН сис­темы коллективной безопасности. В декларации содержится призыв к региональным организациям рассмотреть пути и средства содей­ствия более тесному сотрудничеству и координации усилий с ООН, в частности, в областях превентивной дипломатии, миротворчества, постконфликтного миростроительства и, где это уместно, поддержа­ния мира.

На юбилейной 50-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1995 г. состоя­лась самая массовая в истории встреча мировых лидеров, обязавших­ся обеспечить, чтобы ООН вступила в XXI в., обладая возможностя­ми, финансовыми средствами и структурой, позволяющими ей эф­фективно служить народам мира, от чьего имени и для кого она была создана. В одобренной 24 октября 1995 г. без голосования по окончании встречи торжественной Декларации по случаю 50-й го­довщины Организации Объединенных Наций56 подчеркивается, что выраженная в Уставе ООН решимость народов «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе», сохраняет свою актуальность, как и полвека тому назад. ООН с честью выдержала многочисленные ис­пытания на прочность, пережила ряд острых конфликтов, гумани­тарных кризисов и драматических изменений и все же играла неоце­нимую роль в предотвращении новой глобальной катастрофы и су­мела добиться многого для блага и удовлетворения насущных нужд всех людей во всех уголках планеты.

В декларации отмечается, что ООН удалось сформировать отвеча­ющую потребностям нынешнего дня стройную структуру отношений между государствами. В ней указывается, что после окончания «холод­ной войны» и на пороге XXI столетия ООН должна быть еще более Действенной, способной справляться с новыми вызовами и плодо­творно решать грядущие задачи в деле укрепления мира и стабильно­сти, устойчивого развития, обеспечения равенства и справедливости. Особое внимание в документе уделено необходимости продолжения и наращивания усилий ООН по дальнейшему прогрессивному раз­витию и кодификации международного права и строгому соблюде­нию общепризнанных норм международного права и справедливо-

сти - этой подлинной основы развития и укрепления сотрудниче­ства всех государств мира и дальнейшего повышения эффективности ООН в решении мировых проблем в следующем столетии.

К числу документов 50-й сессии, имеющих особо важное значе­ние, относится резолюция Генеральной Ассамблеи 50/245 от 10 сен­тября 1996 г. о принятии Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Его принятие является венцом со­гласованных усилий, предпринимавшихся международным сооб­ществом в течение более четверти века. Он дополняет и расширяет свод норм международного права в области разоружения и конт­роля над вооружениями. Он имеет огромное символическое зна­чение для конкретного подтверждения приверженности государств, как обладающих, так и не обладающих ядерным оружием, идее построения мира, полностью свободного от ядерного оружия. До­говор является центральным элементом закрепления принятого в 1995 г. участниками Договора о нераспространении ядерного ору­жия решения о бессрочном его продлении и обеспечения успеха усилий сторон по достижению четко определенных целей и прин­ципов ядерного нераспространения и ядерного разоружения. В договоре содержатся жесткие положения о контроле, которые спо­собствуют значительному повышению уровня международного со­трудничества в ядерной области.

Благодаря процессу согласования договора у правительств, приняв­ших участие в испытании и оценке международной системы наблюде­ния, уже расширились возможности в плане оперативного и точного обмена информацией. Главная ответственность за достижение постав­ленных в договоре двух тесно взаимосвязанных целей - ядерного ра­зоружения и ядерного нераспространения - лежит прежде всего на государствах, обладающих ядерным оружием. Разумеется, что Дого­вор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия не яв­ляется самоцелью. Всем государствам, особенно обладающим ядерным оружием, следует удвоить усилия, направленные на принятие суще­ственных мер в области ядерного разоружения, которые приблизили бы международное сообщество к достижению его одной из главных целей - построению мира, свободного от ядерного оружия.

В ходе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1996 г. был принят ряд важных документов. Среди них следует отметить резолюцию 51/45, в которой, в частности, подчеркивается, что создание зон, свободных от ядерного оружия, на основе соглашений или договоренностей, до-стигнутых Между государствами соответствующей зоны, является су­щественной мерой разоружения и важным шагом к достижению цели построения мира, свободного от ядерного оружия. В этой связи в ре­золюции приветствовались две крупные долгосрочные многосторон­ние инициативы в ядерной области, касающиеся Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, подписан­ного в Бангкоке 15 декабря 1995 г., и Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор), подписанного 11 апреля 1996 г. К этим позитивным событиям следует добавить под­писание 25 марта 1996 г. Францией, Великобританией и США прото­колов к Договору о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) 1986 г., вследствие чего участниками стали все пять государств, обладающих ядерным оружием. Благодаря подписа­нию этих двух договоров две значительные части земной поверхности освобождены от разработки, испытания, размещения, накопления за­пасов, передачи или применения ядерного оружия. Они стали тре­тьей и четвертой зонами, свободными от ядерного оружия, с высокой плотностью населения после создания зоны в южной части Тихого океана и зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко). Если включить Антарктику, то все Южное полушарие свободно сейчас от ядерного оружия. В резолюции с удовлетворени­ем признается, что Договор об Антарктике, Договор Тлателолко, До­говор Роратонга, Бангкокский и Пелиндабский договоры обеспечи­вают постепенное освобождение от ядерного оружия всего Южного полушария и прилегающих районов, охватываемых этими договора­ми. В ней содержится призыв к государствам, обладающим ядерным оружием, принять обязательства, условия которых должны быть пред­метом переговоров с компетентной организацией государств в каж­дой зоне, и в частности строго уважать статус зоны, свободной от ядер­ного оружия, и воздерживаться от применения или угрозы примене­ния ядерного оружия против государств зоны.

Среди важных документов 51-й сессии можно отметить также при­нятие Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах j*cex государств с особым учетом развивающихся стран; одобрение Международного кодекса поведения государственных должностных иц, который был рекомендован государствам-членам как инструмент их усилиях по борьбе с коррупцией; утверждение Декларации ООН Преступности и общественной безопасности, предусматривающей

все соответствующие меры на национальном и международном уров­нях в целях борьбы с транснациональной преступностью и укрепления общественной безопасности, а также решение о проведении в 1998 г. 20-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с незаконным производством, сбытом, спросом, оборотом и распространением наркотических средств и психотропных веществ и связанной с этим деятельностью.

52-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1997 г. прошла под знаком дальнейшего развития и укрепления взаимодействия государств в [ области международного экономического и социального сотрудни­чества. Важным событием стало обсуждение вопросов осуществле­ния принятой ранее Генеральной Ассамблей повестки дня для раз­вития. В одобренной на сессии резолюции 52/186 не только рассмат­риваются традиционные вопросы развития, но и подчеркивается наличие взаимодополняющих связей между развитием, миром, де­мократией, благим управлением и правами человека. В ней подтверж- i дается роль ООН в развитии и определяются пути укрепления по­тенциала системы ООН и повышения ее эффективности в этой сфе­ре. В ней также подтверждается необходимость конструктивного диалога и подлинного партнерства для дальнейшего стимулирова­ния международного экономического сотрудничества в целях раз­вития.

Генеральная Ассамблея сделала важный шаг в деле пресечения угрозы терроризма, приняв в декабре 1997 г. Международную кон­венцию о борьбе с бомбовым терроризмом57.

Большое место на сессии заняло рассмотрение доклада Генераль­ного секретаря от 14 июля 1997 г. «Обновление ООН: программа ре­формы». Итогом стало принятие резолюции 52/12 от 19 декабря 1997 г., в которой нашли отражение некоторые рекомендации Генерально­го секретаря, содержащиеся в его докладе. В частности, Генераль­ная Ассамблея постановила учредить должность первого заместите­ля Генерального секретаря. Без ущерба для мандата Генерального секретаря, предусмотренного Уставом ООН, и в соответствии с су­ществующей системой принятия решений на первого заместителя возлагаются обязанности оказывать помощь Генеральному секре­тарю в управлении деятельностью ООН, в обеспечении межсекто­ральной и межорганизационной согласованности мероприятий и программ, оказывать содействие в повышении авторитета и руково­дящей роли ООН в экономической и социальной областях и др. Ему

было также поручено выступать от имени Генерального секретаря и в других случаях по решению Генерального секретаря, представлять Генерального секретаря на конференциях, официальных меропри­ятиях, а также на церемониях и в других случаях по решению Гене­рального секретаря.

В резолюции 52/12 нашли поддержку рекомендации Генерально­го секретаря, направленные на рационализацию, упорядочение и со­вершенствование работы Генеральной Ассамблеи как органа ООН, наиболее полно воплощающего демократический и универсальный характер ООН. Важное значение имеет и положение резолюции, одоб­ряющее рекомендацию Генерального секретаря о том, чтобы в буду­щем Совет Безопасности при учреждении операции по поддержанию мира устанавливал сроки заключения соглашения о статусе сил меж­ду ООН и принимающим правительством в отношении данной опе­рации и чтобы до заключения такого соглашения на временной ос­нове применялось типовое соглашение о статусе сил, если соответ­ствующие стороны не договорятся об ином. Генеральная Ассамблея в своей резолюции постановила также назначить Координатора гу­манитарной помощи ООН, который, в частности, сохранит за собой обязанности по координации чрезвычайной помощи в случае стихий­ных бедствий. В целом в резолюции признается, что реформа ООН будет постоянным процессом и что ООН необходимо рассмотреть вопрос об изменениях более фундаментального характера и другие более широкие вопросы.

В ходе 53-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 г. большое внима­ние было уделено вопросам обеспечения ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах, в том числе в предотвраще­нии конфликтов, разработке комплексной превентивной стратегии и инициированию реализации новой целостной концепции безопас­ности в условиях глобализации. В сентябре 1998 г. Генеральная Ас­самблея впервые провела диалог на высоком уровне, посвященный социально-экономического воздействию глобализации и взаимоза­висимости и их последствиям для политики. Важным событием 1998 г. было принятие 17 июля на конференции ООН в Риме Статута Меж­дународного уголовного суда. В принятой на сессии по этому вопро­су резолюции58 отмечается, что Статут восполняет довольно ощути­мый пробел в международно-правовой системе, создавая постоянную судебную инстанцию, в которой будут судить за преступления, вызы­вающие серьезнейшую тревогу мирового сообщества в целом: гено-

цид, преступления против человечества, военные преступления и пре­ступление агрессии.

54-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1999 г. проходила в обста­новке все увеличивающегося числа внутригосударственных конф­ликтов и связанной с этим назревшей необходимости поиска наи­более действенных путей и средств их предотвращения и недопу­щения перерастания в вооруженные столкновения. Основное внимание сессии было посвящено разработке краткосрочных и среднесрочных стратегий, призванных предотвращать перераста­ние ненасильственных конфликтов в войну и не допускать возоб­новления прежних войн. Было указано на то, что основными компо­нентами в этой сфере являются превентивная дипломатия, раннее вы­явление и предупреждение конфликтов, превентивное развертывание и разоружение и такой относительно новый компонент, как посткон­фликтное миростроительство. Было отмечено, что в 90-х годах ООН разработала более целостный подход к осуществлению всеобъемлю­щих мирных соглашений, заключенных в ходе инициированных ею переговоров. В 90-х годах было заключено в три раза больше согла­шений, чем в предыдущие три десятилетия. При этом некоторые со­глашения постигала неудача, однако большинство из них продолжа­ет действовать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал