Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи 3 страница
Принятие декларации служит одним из свидетельств претворения в жизнь новых нестандартных подходов к ведению дел на международной арене, содействует утверждению понимания мира как высшей общечеловеческой ценности, ориентирует ООН на достижение практически значимых результатов. Хотя с юридической точки зрения декларация является документом, носящим рекомендательный характер, однако было бы неправильным рассматривать ее как простую рекомендацию, с которой государства могут и не считаться. Прежде всего, нельзя не учитывать, что в ней содержится и подтверждается ряд положений, взятых из документов, например Устава ООН, налагающих на государства вполне определенные обязательства, уклониться от выполнения которых они не могут. Декларация не просто провозглашает те или иные положения, а дает авторитетное, по сути дела, единодушное толкование применительно к реалиям ядерно-космической эры основных общих положений Устава ООН. Налицо, таким образом, не только повторение и подтверждение определенных обязывающих норм и правил поведения государств, но и насыщение их новыми элементами, дальнейшее прогрессивное развитие и кодификация. Другими словами, речь идет фактически о наполнении норм и правил поведения государств на международной арене новым политическим, а вместе с этим и юридическим содержанием. Декларация предусматривает определенные совместные действия государств, нацеленные на придание максимальной эффективности принципу неприменения силы в международных отношениях. Имеет место согласование и консолидация политической воли, причем не одного или группы государств, а всех без исключения стран мира, что находит свое выражение в конкретных положениях декларации. Эти положения формально являются рекомендациями, но рекомендациями особого рода, поскольку они представляют собой не какие-то благие пожелания или заявления о разноречивых намерениях, а выражают твердую, единодушную и непреклонную волю всего мирового сообщества. Оно требует покончить раз и навсегда с таким положением в мире, когда война рассматривалась как допустимое средство разрешения споров между государствами, решительно встать на единственно возможный в современную ядерно-космическую эру путь — путь создания стабильного международного правопорядка в мире, развития широкого взаимовыгодного межДУ' народного сотрудничества. Характерная особенность декларации состоит в том, что она носит комплексный, всеобъемлющий характер, что существенно повышает степень ее воздействия на развитие межгосударственных отношений во все* областях - военной, политической, правовой, экономической, гуманитарной и экологической. Таким образом, декларация представляет собой не только качественно новую ступень в развитии принципа неприменения силы, но и своеобразную реалистическую программу конкретных практических действий сообщества государств, направленную на исключение применения силы или угрозы силой из практики международных отношений и призванную стать неотъемлемым компонентом формирования предусмотренной Уставом ООН всеобъемлющей системы международного мира и безопасности, несущей опорой правопорядка и законности в мире. Декларация, несомненно, несет в себе огромный заряд положительного воздействия на общую обстановку в мире. Разумеется, ее единодушное одобрение на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи представляет собой хотя и очень важный, но только первый шаг в решении исторической задачи исключения войны из практики межгосударственных отношений. Для придания максимальной эффективности принципу неприменения силы потребуются коллективные усилия мирового сообщества по претворению в жизнь положений декларации, принятие всеми государствами комплекса конкретных мер по прекращению гонки вооружений, недопущению распространения ее на космос и разоружению. Для этого понадобится преодолеть противодействие тех, кто цепляется за старую политику «с позиции силы», за отжившие стереотипы деления мира на «сферы жизненных интересов», кто стремится обеспечить себе превосходство, учить других, как им вести дела у себя дома. Для этого необходимо также, чтобы взятое всеми государствами обязательство вообще не применять силу или угрозу силой в своих взаимоотношениях было обеспечено материальными, организационными, политическими и международно-правовыми гарантиями. В контексте указанных мер декларация призвана содействовать продвижению человечества к безъядерному, ненасильственному миру, в котором война, культ насилия были бы реально объявлены вне закона, эффективно функционировала бы всеобъемлющая система коллективной безопасности при достаточном минимуме вооружений, структура которых определялась бы чисто оборонительными нуждами, а сам принцип отказа от угрозы силой или ее применения стал бы непреложным законом международной жизни, преступить который не дано никому. На 43-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1988 г. было продолжено рассмотрение проблемы коллективной безопасности. Советский Союз сделал акцент на обсуждении конкретных вопросов формирования всеобъемлющего подхода к международной безопасности по всем направлениям, в первую очередь через укрепление ООН. В практическом плане были обсуждены меры по повышению эффективности ООН и ее главных органов, более широкому использованию операций ООН по поддержанию мира и утверждению примата международного права в межгосударственных отношениях. Было подчеркнуто, что поиск всеми государствами путей и средств повышения эффективности ООН должен ориентироваться на полное, невыборочное осуществление положений Устава ООН, активное использование ее механизмов и процедур, развитие способности ООН принимать действенные меры превентивного характера для предупреждения международных кризисов и конфликтов. Крупным позитивным итогом работы 43-й сессии было принятие на основе консенсуса Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области51. В декларации впервые в практике ООН закреплен широкий спектр превентивных мер, которые должны приниматься как государствами, так и самой ООН в целях урегулирования существующих кризисных ситуаций и предупреждения возникновения новых. Одобрение декларации стало важным шагом на пути наполнения практическим содержанием концепции всеобъемлющего подхода к укреплению международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. На 44-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1989 г. наряду с решениями, осуждающими интервенцию вооруженных сил США в Панаму, были одобрены такие важные документы, как Международная конвенция против вербовки, использования, финансирования и подготовки наемников, а также Конвенция о правах ребенка52. На 45-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1990 г. важное место заняло рассмотрение вопросов тяжелого экономического положения в ряде стран, обеспечения прав и свобод человека в отдельных регионах. На сессии была одобрена Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В ходе 46-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1991 г. после сложных и долгих консультаций была принята резолюция 46/21 о назначении гражданина Египта Бутроса Бутроса Гали на пост нового, шестого по счету, Генерального секретаря ООН. На сессии была одобрена также резолюция 46/77 об оживлении деятельности Генеральной Ассамблеи, об укреплении роли ее Председателя и о создании при нем соот-ветствующего аппарата по оказанию помощи при осуществлении Председателем его функций и полномочий. Одним из главных итогов сессии явилось принятие на основе консенсуса предложенной СССР Декларации об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности53. Тем самым впервые в практике ООН был одобрен развернутый международный документ, предусматривающий использование всего набора методов и средств расследования и уточнения фактов в целях получения объективной и полной картины о положении дел в области поддержания международного мира и безопасности. Документ ориентирует Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею и Генерального секретаря ООН на активизацию деятельности по выяснению фактических обстоятельств споров и конфликтов. В декларации особо подчеркивается, что «деятельность ООН по установлению фактов должна носить всеобъемлющий, объективный, беспристрастный и своевременный характер». В документе указывается, что деятельность главных органов ООН должна осуществляться в строгом соответствии с Уставом ООН и что миссии ООН по установлению фактов могут направляться на территории государств только с их предварительного согласия. Декларация акцентирует внимание на том, что эффективность ООН в области предотвращения и мирного урегулирования международных споров напрямую зависит от получения своевременной, исчерпывающей и объективной информации и детального знания фактических обстоятельств того или иного спора и конфликта. В декларации оговариваются четкий порядок формирования компетентными органами миссий ООН по установлению фактов, принципы их деятельности на территории государств, определяются привилегии и иммунитеты миссий и ясно предусматривается, что участники миссии обязаны уважать законы и постановления государства, в котором они выполняют свои функции. Декларация учитывает позитивную практику ООН и намечает широкий арсенал органов и механизмов выяснения фактов, создаваемых компетентными органами ООН. Это и создание специальных вспомогательных органов Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, и использование добрых услуг Генерального секретаря ООН, который может назначить специального представителя или группу экспертов. В Декларации особо отмечается, что компетентные органы ООН при осуществлении своей деятельности по определению фактов должны принимать во внимание усилия в этой области, предпринимаемые заинтересованными государствами, а также работу региональных механизмов и Учреждений. В декларацию были включены положения, предусматривающие суверенное право государств отказаться от приема миссии на своей территории и ясные гарантии, исключающие возможность использовать миссии вопреки этому праву. Одобрение декларации позволяет вывести на качественно новый уровень оперативную деятельность ООН по получению объективных и своевременных фактических исходных данных, жизненно необходимых для принятия Советом Безопасности и другими органами ООН взвешенных и действенных решений. Принятие Генеральной Ассамблеей данной декларации стало существенным практическим вкладом в повышение эффективности ООН, в создание обстановки предсказуемости, стабильности и доверия в мире. На 47-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1992 г. был рассмотрен широкий круг вопросов. Принятые на ней 295 резолюций, из которых 75% было одобрено без голосования или консенсусом, касались, среди прочего, созыва международной конференции по Сомали, осу- ществления мероприятий по выполнению решений конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и принятия конкретных действий в связи с ситуацией в Боснии и Герцеговине. В частности, был создан прецедент, когда Генеральная Ассам- | блея одобрила резолюцию 47/1, подтверждающую рекомендацию Совета Безопасности от 29 сентября 1992 г. о том, что Союзная Республика Югославия не может автоматически считаться продолжателем членства в ООН бывшей СФРЮ, что поэтому она должна подать заявление о приеме ее в члены ООН и что она не будет участвовать в работе Генеральной Ассамблеи. В своей резолюции 47/39 Генеральная Ассамблея дала высокую оценку разработанной на конференции по разоружению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и просила Генерального секретаря ООН как депозитария открыть ее для подписания 13 января 1993 г. Генеральная Ассамблея просила также государства-члены представить свои мнения относительно возможного пересмотра членского состава Совета Безопасности. Кроме того, она постановила в качестве первого шага к рационализации своей работы сократить число своих главных комитетов с семи до шести, объединив Специальный политический комитет и Комитет по вопросам опеки (включая несамоуправляющиеся территории). Большое значение имело и одобрение Генеральной Ассамблеей Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и лингвистическим меньшинствам. Одним из важных итогов 48-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1993 г. было принятие резолюции 48/141 от 20 декабря 1993 г. об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека. Как должностному лицу, несущему основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека, Верховному комиссару предоставлен мандат, охватывающий весь круг вопросов в области прав человека. В частности, его обязанности заключаются в поощрении эффективного осуществления всеми людьми всех прав человека и реализации права на развитие, обеспечении консультативных услуг в поддержку мероприятий и программ в области прав человека, координации учебных и пропагандистских программ в правочеловеческой сфере, содействии устранению препятствий на пути реализации прав человека и недопущении нарушений прав человека. Мандат Верховного комиссара предусматривает также поддержание диалога с правительствами всех стран в целях более полного соблюдения прав человека, расширение международного сотрудничества в области прав человека, координацию деятельности в области прав человека в системе ООН, рационализацию, адаптацию, укрепление и оптимизацию механизмов ООН и общее руководство деятельностью Центра по правам человека. Верховный комиссар действует под руководством и эгидой Генерального секретаря в рамках решений Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека, выполняет задачи, порученные ему компетентными органами системы ООН, и представляет им доклады и рекомендации по содействию эффективному поощрению и защите всех прав человека. Для своевременного обмена информацией со специальными докладчиками в любых районах мира Верховный комиссар принял решение создать «горячую линию» по вопросам прав человека, чтобы Центр по правам человека мог получать срочные сообщения, касающиеся ситуаций в области прав человека, и оперативно принимать соответствующие решения. Эта действующая круглосуточно линия факсимильной связи предназначена для жертв нарушений прав человека, родственников или неправительственных организаций, и функционирование ее обеспечивается непосредственно Отделом специальных процедур. К числу значимых решений 48-й сессии относится принятая без голосования резолюция 48/6 о 50-й годовщине подписанной 30 ок- тября 1943 г. четырьмя державами (СССР, США, Англией и Китаем) Московской декларации об учреждении Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, открытой для участия всех таких государств, больших или малых, и послужившей важным этапом на пути создания Организации Объединенных Наций. Большое значение имеет и одобрение Генеральной Ассамблеей без голосования Декларации о ликвидации насилия в отношении женщин, предусматривающей ряд мер на международном и национальном уровнях, направленных на искоренение этого грубейшего нарушения прав и свобод человека. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1994 г. приняла ряд важных решений и документов. Огромное значение имеет одобренная на сессии Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала54. Она оговаривает конкретные практические меры, которые должны быть приняты государствами - членами ООН и самой ООН в целях обеспечения безопасности и защиты персонала ООН и миротворцев от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье. О своевременности и важности принятия таких мер говорит тот прискорбный факт, что за послевоенный период при выполнении миссий по поддержанию мира погибло свыше полутора тысяч человек. В последнее время все большую тревогу вызывает та тенденция, что некоторые стороны в конфликте игнорируют международный статус персонала ООН и совершают нападения на миротворцев при исполнении ими обязанностей, возложенных Советом Безопасности. По инициативе России 49-я сессия 9 декабря 1994 г. одобрила без голосования Декларацию о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями и органами в поддержании международного мира и безопасности55. Декларация предусматривает, что основой для все более широкого взаимодействия между ООН и региональными организациями служит глава VIII Устава ООН и что диверсификация форм сотрудничества между ними должна отвечать основополагающим принципам Устава. В статье 24 Устава ООН на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а в статье 52 говорится, что деятельность региональных организаций должна во всех случаях быть совместима с этим ключевым принципом. Декларация исходит из того, что основное предназначение региональных организаций по Уставу ООН состоит в разрешении таких вопросов, относящихся к поддержа- нию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие региональные организации и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН. Механизмы региональной безопасности составляют интегральную часть предусмотренной Уставом ООН системы коллективной безопасности. В декларации содержится призыв к региональным организациям рассмотреть пути и средства содействия более тесному сотрудничеству и координации усилий с ООН, в частности, в областях превентивной дипломатии, миротворчества, постконфликтного миростроительства и, где это уместно, поддержания мира. На юбилейной 50-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1995 г. состоялась самая массовая в истории встреча мировых лидеров, обязавшихся обеспечить, чтобы ООН вступила в XXI в., обладая возможностями, финансовыми средствами и структурой, позволяющими ей эффективно служить народам мира, от чьего имени и для кого она была создана. В одобренной 24 октября 1995 г. без голосования по окончании встречи торжественной Декларации по случаю 50-й годовщины Организации Объединенных Наций56 подчеркивается, что выраженная в Уставе ООН решимость народов «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе», сохраняет свою актуальность, как и полвека тому назад. ООН с честью выдержала многочисленные испытания на прочность, пережила ряд острых конфликтов, гуманитарных кризисов и драматических изменений и все же играла неоценимую роль в предотвращении новой глобальной катастрофы и сумела добиться многого для блага и удовлетворения насущных нужд всех людей во всех уголках планеты. В декларации отмечается, что ООН удалось сформировать отвечающую потребностям нынешнего дня стройную структуру отношений между государствами. В ней указывается, что после окончания «холодной войны» и на пороге XXI столетия ООН должна быть еще более Действенной, способной справляться с новыми вызовами и плодотворно решать грядущие задачи в деле укрепления мира и стабильности, устойчивого развития, обеспечения равенства и справедливости. Особое внимание в документе уделено необходимости продолжения и наращивания усилий ООН по дальнейшему прогрессивному развитию и кодификации международного права и строгому соблюдению общепризнанных норм международного права и справедливо- сти - этой подлинной основы развития и укрепления сотрудничества всех государств мира и дальнейшего повышения эффективности ООН в решении мировых проблем в следующем столетии. К числу документов 50-й сессии, имеющих особо важное значение, относится резолюция Генеральной Ассамблеи 50/245 от 10 сентября 1996 г. о принятии Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Его принятие является венцом согласованных усилий, предпринимавшихся международным сообществом в течение более четверти века. Он дополняет и расширяет свод норм международного права в области разоружения и контроля над вооружениями. Он имеет огромное символическое значение для конкретного подтверждения приверженности государств, как обладающих, так и не обладающих ядерным оружием, идее построения мира, полностью свободного от ядерного оружия. Договор является центральным элементом закрепления принятого в 1995 г. участниками Договора о нераспространении ядерного оружия решения о бессрочном его продлении и обеспечения успеха усилий сторон по достижению четко определенных целей и принципов ядерного нераспространения и ядерного разоружения. В договоре содержатся жесткие положения о контроле, которые способствуют значительному повышению уровня международного сотрудничества в ядерной области. Благодаря процессу согласования договора у правительств, принявших участие в испытании и оценке международной системы наблюдения, уже расширились возможности в плане оперативного и точного обмена информацией. Главная ответственность за достижение поставленных в договоре двух тесно взаимосвязанных целей - ядерного разоружения и ядерного нераспространения - лежит прежде всего на государствах, обладающих ядерным оружием. Разумеется, что Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия не является самоцелью. Всем государствам, особенно обладающим ядерным оружием, следует удвоить усилия, направленные на принятие существенных мер в области ядерного разоружения, которые приблизили бы международное сообщество к достижению его одной из главных целей - построению мира, свободного от ядерного оружия. В ходе 57-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1996 г. был принят ряд важных документов. Среди них следует отметить резолюцию 51/45, в которой, в частности, подчеркивается, что создание зон, свободных от ядерного оружия, на основе соглашений или договоренностей, до-стигнутых Между государствами соответствующей зоны, является существенной мерой разоружения и важным шагом к достижению цели построения мира, свободного от ядерного оружия. В этой связи в резолюции приветствовались две крупные долгосрочные многосторонние инициативы в ядерной области, касающиеся Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, подписанного в Бангкоке 15 декабря 1995 г., и Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке (Пелиндабский договор), подписанного 11 апреля 1996 г. К этим позитивным событиям следует добавить подписание 25 марта 1996 г. Францией, Великобританией и США протоколов к Договору о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) 1986 г., вследствие чего участниками стали все пять государств, обладающих ядерным оружием. Благодаря подписанию этих двух договоров две значительные части земной поверхности освобождены от разработки, испытания, размещения, накопления запасов, передачи или применения ядерного оружия. Они стали третьей и четвертой зонами, свободными от ядерного оружия, с высокой плотностью населения после создания зоны в южной части Тихого океана и зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко). Если включить Антарктику, то все Южное полушарие свободно сейчас от ядерного оружия. В резолюции с удовлетворением признается, что Договор об Антарктике, Договор Тлателолко, Договор Роратонга, Бангкокский и Пелиндабский договоры обеспечивают постепенное освобождение от ядерного оружия всего Южного полушария и прилегающих районов, охватываемых этими договорами. В ней содержится призыв к государствам, обладающим ядерным оружием, принять обязательства, условия которых должны быть предметом переговоров с компетентной организацией государств в каждой зоне, и в частности строго уважать статус зоны, свободной от ядерного оружия, и воздерживаться от применения или угрозы применения ядерного оружия против государств зоны. Среди важных документов 51-й сессии можно отметить также принятие Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах j*cex государств с особым учетом развивающихся стран; одобрение Международного кодекса поведения государственных должностных иц, который был рекомендован государствам-членам как инструмент их усилиях по борьбе с коррупцией; утверждение Декларации ООН Преступности и общественной безопасности, предусматривающей все соответствующие меры на национальном и международном уровнях в целях борьбы с транснациональной преступностью и укрепления общественной безопасности, а также решение о проведении в 1998 г. 20-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной борьбе с незаконным производством, сбытом, спросом, оборотом и распространением наркотических средств и психотропных веществ и связанной с этим деятельностью. 52-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1997 г. прошла под знаком дальнейшего развития и укрепления взаимодействия государств в [ области международного экономического и социального сотрудничества. Важным событием стало обсуждение вопросов осуществления принятой ранее Генеральной Ассамблей повестки дня для развития. В одобренной на сессии резолюции 52/186 не только рассматриваются традиционные вопросы развития, но и подчеркивается наличие взаимодополняющих связей между развитием, миром, демократией, благим управлением и правами человека. В ней подтверж- i дается роль ООН в развитии и определяются пути укрепления потенциала системы ООН и повышения ее эффективности в этой сфере. В ней также подтверждается необходимость конструктивного диалога и подлинного партнерства для дальнейшего стимулирования международного экономического сотрудничества в целях развития. Генеральная Ассамблея сделала важный шаг в деле пресечения угрозы терроризма, приняв в декабре 1997 г. Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом57. Большое место на сессии заняло рассмотрение доклада Генерального секретаря от 14 июля 1997 г. «Обновление ООН: программа реформы». Итогом стало принятие резолюции 52/12 от 19 декабря 1997 г., в которой нашли отражение некоторые рекомендации Генерального секретаря, содержащиеся в его докладе. В частности, Генеральная Ассамблея постановила учредить должность первого заместителя Генерального секретаря. Без ущерба для мандата Генерального секретаря, предусмотренного Уставом ООН, и в соответствии с существующей системой принятия решений на первого заместителя возлагаются обязанности оказывать помощь Генеральному секретарю в управлении деятельностью ООН, в обеспечении межсекторальной и межорганизационной согласованности мероприятий и программ, оказывать содействие в повышении авторитета и руководящей роли ООН в экономической и социальной областях и др. Ему было также поручено выступать от имени Генерального секретаря и в других случаях по решению Генерального секретаря, представлять Генерального секретаря на конференциях, официальных мероприятиях, а также на церемониях и в других случаях по решению Генерального секретаря. В резолюции 52/12 нашли поддержку рекомендации Генерального секретаря, направленные на рационализацию, упорядочение и совершенствование работы Генеральной Ассамблеи как органа ООН, наиболее полно воплощающего демократический и универсальный характер ООН. Важное значение имеет и положение резолюции, одобряющее рекомендацию Генерального секретаря о том, чтобы в будущем Совет Безопасности при учреждении операции по поддержанию мира устанавливал сроки заключения соглашения о статусе сил между ООН и принимающим правительством в отношении данной операции и чтобы до заключения такого соглашения на временной основе применялось типовое соглашение о статусе сил, если соответствующие стороны не договорятся об ином. Генеральная Ассамблея в своей резолюции постановила также назначить Координатора гуманитарной помощи ООН, который, в частности, сохранит за собой обязанности по координации чрезвычайной помощи в случае стихийных бедствий. В целом в резолюции признается, что реформа ООН будет постоянным процессом и что ООН необходимо рассмотреть вопрос об изменениях более фундаментального характера и другие более широкие вопросы. В ходе 53-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1998 г. большое внимание было уделено вопросам обеспечения ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах, в том числе в предотвращении конфликтов, разработке комплексной превентивной стратегии и инициированию реализации новой целостной концепции безопасности в условиях глобализации. В сентябре 1998 г. Генеральная Ассамблея впервые провела диалог на высоком уровне, посвященный социально-экономического воздействию глобализации и взаимозависимости и их последствиям для политики. Важным событием 1998 г. было принятие 17 июля на конференции ООН в Риме Статута Международного уголовного суда. В принятой на сессии по этому вопросу резолюции58 отмечается, что Статут восполняет довольно ощутимый пробел в международно-правовой системе, создавая постоянную судебную инстанцию, в которой будут судить за преступления, вызывающие серьезнейшую тревогу мирового сообщества в целом: гено- цид, преступления против человечества, военные преступления и преступление агрессии. 54-я сессия Генеральной Ассамблеи в 1999 г. проходила в обстановке все увеличивающегося числа внутригосударственных конфликтов и связанной с этим назревшей необходимости поиска наиболее действенных путей и средств их предотвращения и недопущения перерастания в вооруженные столкновения. Основное внимание сессии было посвящено разработке краткосрочных и среднесрочных стратегий, призванных предотвращать перерастание ненасильственных конфликтов в войну и не допускать возобновления прежних войн. Было указано на то, что основными компонентами в этой сфере являются превентивная дипломатия, раннее выявление и предупреждение конфликтов, превентивное развертывание и разоружение и такой относительно новый компонент, как постконфликтное миростроительство. Было отмечено, что в 90-х годах ООН разработала более целостный подход к осуществлению всеобъемлющих мирных соглашений, заключенных в ходе инициированных ею переговоров. В 90-х годах было заключено в три раза больше соглашений, чем в предыдущие три десятилетия. При этом некоторые соглашения постигала неудача, однако большинство из них продолжает действовать.
|