![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От редактораСтр 1 из 10Следующая ⇒
ББК 88.411 © Составление. А.В. Моложавенко, 1998 © Профессиональный совет практических психологов г. Волгограда, 1998
СОДЕРЖАНИЕ От редактора..................................................................... 4 Предисловие от составителя............................................. 5 Раздел 1. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЩИХ ВИДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИМ ПСИХОЛОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ... 8 Раздел 2. ОФОРМЛЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВИДОВ ДОКУМЕНТАЦИИ 11 2.1.................................................................................... Психодиагностическая работа (возрастной аспект).............................................................. 11 2.1.1. Примерное содержание психологического обследования до- школьника и перечень диагностических процедур, реко 2.1.2. Организация психологического обследования детей, посту- пающих в первый класс………………………………………… 17 2.1.3. Примерное содержание психологического обследования младшего школьника и перечень диагностических проце 2.1.4. Примерное содержание психологического обследования под- ростка и перечень диагностических процедур, рекоменду 2.2.Ведение и оформление документации психологического консуль 2.3.Психокоррекционная работа................................... 32 2.3.1. Ведение и оформление документации в ходе индивидуаль- ной психокоррекционной работы с ребенком …………. 32 2.3.2. Ведение и оформление рабочей и отчетной документации в процессе подготовки и проведения занятий в коррекци- 2.4.Ведение и оформление документации при подготовке и прове 2.5.Организация проведения «психологических часов» в образова 2.6.Подготовка и выступление психолога на педагогических советах, Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА..... 48
ОТ РЕДАКТОРА Предлагаемые методические материалы и рекомендации по составлению и оформлению документации деятельности педагогов-психологов — необычная работа. Во-первых, они подготовлены самими психологами-практиками, которые, начиная с 1989 г., создают «здание» психологической службы в Волгоградском регионе. Это этапная работа. Ее замысел возник не вразу, потребовалось несколько лет становления психологической службы, прежде чем осознали необходимость «привести в порядок бумаги», сопровождающие повседневный процесс реальной, живой работы психолога. Психологическое сообщество в городе росло, развивалось, появилась потребность в едином профессионально-смысловом пространстве, уточнении многих значений, принятых в практике. Эти материалы появились в связи с рефлексией психологами общих тенденций оформления рамок их профессиональной деятельности. Как для профессий, уже имеющих большие традиции (медицина, юриспруденция и др.), в становлении профессии психолога наступило время сохранения, фиксации своего уникального опыта, передачи его настоящим и будущим коллегам. Во-вторых, отличительной особенностью этой работы является ее коллективный характер. Материалы создавались в ходе постоянных дискуссий на заседаниях городского профессионального совета психологов, методических заседаниях районных психологических центров, на заседаниях кафедры психологии педуниверситета, первые фрагменты и результаты обсуждались на научно-практической конференции по практической психологии в 1995 г. Все составители рекомендаций, понимая важность и необходимость своих поисков, были заинтересованы в широком обсуждении материалов как с научными руководителями, так и с любыми практическими работниками, готовыми участвовать в апробации различных вариантов документирования их профессиональной деятельности. В-третьих, предлагаемая специалистами работа носит рекомендательный характер. Несомненно, она открыта для обсуждения. Авторский коллектив волгоградских психологов будет рад познакомиться с замечаниями, дополнениями, опытом создания подобного пакета документации в других регионах нашей страны. Как редактор хочу признаться, что работать было интересно, так как постоянно возникали ситуации обсуждения самых разнообразных проблем организации и становления молодой психологической службы города. Общение в творческих группах, на мой взгляд, позволило каждому ее участнику испытать чувство профессионального роста, наметить новые перспективы сотрудничества. Январь, 1998 Декан факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета Т. Ю. Андрущенко
4 ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Ведение и оформление различных видов документации занимают значительное место в работе практического психолога. До сих пор педагоги-психологи не имели полного пакета методических материалов, помогающих им отслеживать динамику и особенности деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса. Представляем варианты схем, форм отчетной документации, предусмотренных действующим Положением о психологической службе системы образования, и соответствующие рекомендации по их использованию и применению. Немного об истории появления этого издания. В январе 1995 г. при новационно-педагогическом центре городского управления образования Администрации г. Волгограда был создан профессиональный совет практических психологов образовательных учреждений города. Он объединил в своем составе опытных педагогов-психологов, специалистов кафедры психологии Волгоградского педуниверситета и членов городского объединения психологов-практиков. Создание совета способствовало координации деятельности психологов учреждений образования, распространению психологических знаний во всех звеньях образования, организации научно-практического поиска в области возрастной и педагогической психологии. С целью изучения состояния данной проблемы были созданы творческие группы, где обсуждался уже имеющийся опыт, возникали новые рабочие варианты материалов, разрабатывались рекомендации по ведению и оформлению различных видов документации в практике педагога-психолога. Варианты методических материалов, редактированные научными руководителями, проходили апробацию во всех психологических службах города. Обратная связь среди педагогов-психологов была получена с помощью анкетирования. Пожелания и предложения практических психологов, высказанные в анкетах, обсуждениях, были внесены в содержание рекомендаций как изменения и дополнения. В настоящее время в образовательных учреждениях Волгограда работают более двухсот педагогов-психологов, 46 % приняло участие в предложенном нами опросе. По результатам опроса выяснилось, что 39 % практических психологов используют в своей практике весь пакет предлагаемых вариантов ведения отчетной документации; 60 % - - только отдельные виды, что чаще объясняется спецификой образовательных учреждений и направленностью их деятельности; и лишь 1 % педагогов-психологов предпочитают свои формы ведения документации. Анализ ответов практических психологов на вопросы, касающиеся предложенных форм отчетных документов, показал, что рекомендации в основном устраивают большую часть педагогов-психологов; по пятибалльной шкале пакет в целом оценивался высоким баллом — выше среднего. Оформление документации отдельных видов психологической деятельности было оценено педагогами-психологами следующим образом:
5 • психодиагностическая работа — 3, 8 балла; • психопрофилактическая работа — 3, 9 балла; • коррекционно-развивающая работа — 3, 3 балла; • консультативная работа — 3, 2 балла; • оценка отчетной документации по всем видам деятельности с точки Сравнение данных показало, что в деятельности практических психологов при оформлении и ведении отчетной документации наиболее проблематичными в применении оказались рекомендации по коррекционно-развивающей и консультативной работе. С целью уточнения затруднений педагогам-психологам была предложена анкета. Оценка выделенных параметров по пятибалльной шкале представлена следующим образом: • временные затраты на оформление документации — 2, 9, балла; • защищенность прав психолога перед работодателем — 3, 2 балла; • широта и разнообразие обязанностей практического психолога — • защищенность прав детей и родителей в деятельности педагога- • компактность и удобность фиксации результатов — 3, 8 балла. оценке внедрения рекомендаций, к ним относятся показатели «временные затраты на оформление» (2, 9) и «защищенность прав психолога перед работодателем» (3, 2). Работа с пожеланиями и предложениями практических психологов, участвовавших в опросах, позволила внести соответствующие изменения и дополнения. По истечении года работы с предложенными рекомендациями среди психологов проводилось повторное анкетирование, результаты оценки экспериментально-испытательного периода показали, что: • принимают рекомендации в измененной форме — 48 % опрошенных; • с некоторыми добавлениями — 7 %; • с некоторыми сокращениями — 38 %; • полностью предлагают изменить содержание рекомендаций — 7 % Результаты последнего этапа работы — внедрения опыта документирования — показали жизнеспособность разработанных творческими коллективами рекомендаций, в настоящее время методические материалы широко используются в практике педагогов-психологов образовательных учреждений нашего города. По результатам психолого-педагогических исследований, проведенных городским управлением образования, в шести районах города используются схемы общих видов документации, схемы частных видов используют около 60 % педагогов-психологов. Мы надеемся, что и вам, держащим сейчас в руках настоящее издание, результаты нашего коллективного труда будут интересны, помогут плодотворно реализовывать профессиональные цели и задачи. В связи с тем, что структура психологической службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение (по административной и про-
фессиональной линиям), соответственно рекомендации к оформлению документации представлены в двух частях: оформление общих (раздел 1) и част ных (раздел 2) видов документации. В подготовке методических материале!, и рекомендаций участвовали: Н.Б. Говоркова, педагог-психолог школы № 45 г. Волгограда (раздел 1); A.M. Железкина, педагог-психолог школы № 19 г, Волгограда (раздел 2.1.3); Е.Б. Игнатова, педагог-психолог социально-психологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.3.1); Н.В. Карабекова, ст. преподаватель кафедры психологии ВГПУ (разделы 2.1.2; 2.1.3; 2.3); В.П. Кисляков, ст. преподаватель кафедры психологии ВГПУ (раздел 2.1.4); Л.И. Коваленко, педагог-психолог психолого-социологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.1); Г.Н. Козлова, педагог-психолог гимназии № 6 г. Волгограда (раздел 2.5); Г.В. Кузахмедова, педагог-психолог центра психологической помощи при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.3); А.В. Моложавенко, методист-консультант по практической психологии городского управления образования г. Волгограда (разделы 1; 2.1.2; 2.1.4; 2.2; 3; составление); Е.В. Нестерова, педагог-психолог школы № 24 г. Волгограда (раздел 2.1.4); Р.Г. Никонова, педагог-психолог гимназии № 5 г. Волгограда (раздел 2.3.1); А.И. Попов, педагог-психолог городского детско-юношеского центра (раздел 2.1.4); Н.А. Са-панова, педагог-психолог экспериментальной научно-практической психолого-педагогической лаборатории при РОО г. Волгограда (раздел 2.1.1); В.И. Цы-цулина, педагог-психолог гимназии № 11 г. Волгограда (раздел 2.5); И.В. Чумаков, руководитель центра психологической помощи при РОО г. Волгограда (разделы 1; 2.2; 2.6; 3); З.В. Шашкова, педагог-психолог областной юношеской библиотеки (раздел 1); Г.М. Шашлова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии факультета дошкольного воспитания ВГПУ (разделы 2.1; 2.1.1; 2.1.2); Н.Н. Шевченко, руководитель психолого-социологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 3); В.В.Шмидт, руководитель экспериментальной научно-практической психолого-педагогической лаборатории при РОО г. Волгограда (раздел 2.4); А.П. Шурховецкая, педагог-психолог школы № 129 г. Волгограда (раздел 2.1.3); P.M. Язмир, методист-консультант по практической психологии Комитета по образованию г. Волжского (разделы 1; 3). Научное руководство и редакционную работу выполнили: Т.Ю. Андру-щенко, канд. психол. наук, доц., декан факультета психологии и социальной работы ВГПУ (разделы 1; 2.1; 2.2; 2.3.1; 2.4; 2.6; 3); А.А. Ерошенко, канд. психол. наук, доц., научный руководитель социально-психологического центра при РОО г. Волгограда (раздел 2.3.2); В.М. Целуйко, канд. пед. наук, доц. кафедры психологии ВГПУ (раздел 2.5). Составитель А.В. Моложавенко, председатель профессионального совета практических психологов при новационно-пе-дагогическом центре городского управления образования Волгограда
|