![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведение и оформление рабочей и отчетной документации в процессе подготовки и проведения занятий в коррекционно-развивающих группах
Групповые формы психологической работы в сравнении с индивидуальной могут быть в ряде случаев более экономичными и эффективными, поэтому сегодня они все больше проникают в различные области практической психологии. В настоящее время существует множество разновидностей групповой коррекционно-развивающей работы. Выбор адекватного метода или сочетания методов определяется: • целями и задачами коррекции и развития; • индивидуальными особенностями участников группы; • потенциалом личностных и профессиональных возможностей кон Целенаправленное приобретение руководителем профессионального практического опыта в этой области предполагает как длительную теоретическую подготовку, так и реальный опыт в качестве: • участника группы; • наблюдателя, ассистента квалифицированного ведущего; • реального практиканта в условиях супервизорства. Для оформления документации по данному виду работы в качестве возможного варианта предлагаются формы документации на примере проведения социально-психологического тренинга. Психологическая характеристика группы и отдельных ее участников Характеристика является итогом подготовительной работы руководителя по комплектованию группы. В ней могут указываться количественный состав, возраст, на какой основе скомплектована группа, индивидуально-психологические особенности членов группы и др. Эти данные могут лечь в основу конкретизации коррекционно-развивающей программы и выбора тактики работы как с группой в целом, так и с каждым из ее участников (что особенно важно для начинающего психолога). Также они могут быть использованы при анализе работы группы с целью оценки эффективности проведенной работы. В этот раздел могут включаться результаты начальной диагностики, оформленные в виде таблицы:
Примерная схема программы групповой коррекционно-развивающей работы Программа составляется психологом в соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающей работы, согласуется в профессиональном обсуждении со специалистами в этой области практики. В зависимости от направления психокоррекционной работы формулируются цели, которые определяют деятельность психолога. Их изменение обычно согласуется с группой. Ниже представлена примерная схема оформления фрагмента программы.
План-конспект занятия Конкретизирует общую схему программы план-конспект. В нем более детально описывается ход ведения занятия (что особенно важно для начинающего руководителя группы), отражаются тема занятия, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание и методы работы. Запись хода работы возможна в рамках таблицы, которая предлагается ниже. Дата __________________________________________________________ Тема занятия ___________________________________________________ Цели работы ___________________________________________________ Оборудование__________________________________________________ Ход работы.____________________________________________________
Результаты текущей диагностики Текущая диагностика во время групповой работы проводится в следующих направлениях: 1.Диагностика межличностных отношений в группе, эмоциональной атмосферы (уровень сплоченности, эмоциональное состояние микрогруппы, лидерские тенденции и др.). 2. Диагностика состояния каждого участника (степень включенности, степень мотивированности, активности, степень усталости, статус в группе и т.д.). 3. Диагностика состояния самого психолога (степень удовлетворенности, эмоциональное состояние, отношение к отдельным участникам и пр.). Использование материалов текущей диагностики позволяет анализировать прошедшее занятие и вести дальнейшую коррекцию намеченной работы, выбирать правильную тактику подхода к каждому участнику, отдельным микрогруппам и группе в целом (что особенно важно для начинающего свою профессиональную деятельность'психолога). Диагностика проводится на основе наблюдения, применения специальных диагностических процедур, анализа продуктов деятельности участников (рисунки, схемы), ответов по шкалированию определенных состояний, текущего и итогового социометрического исследования и т.д. Результаты диагностики фиксируются в свободной форме (на усмотрение психолога), для начинающего руководителя группы данные лучше оформить в таблицу. Итоговый анализ-заключение о проведенной групповой работе Заключение об итогах работы может состоять из анализа диагностируемых изменений у участников группы в соответствии с целями и задачами, намеченными программой тренинга. Руководитель отвечает при этом на следующие вопросы: • Какова была эффективность тренинга по отношению к намеченным целям и задачам? • Какие сопутствующие моменты позитивного и негативного характера возникали? • Оправдали ли себя применяемые психотехники? • Каковы возможные причины позитивных и негативных ффектов? В заключении работы даются рекомендации по возможной последующей коррекционно-развивающей работе, которые могут быть адресованы участникам группы, родителям, педагогам.
Для отчета о работе коррекционно-развивающей группы обязательным является предъявление общей схемы программы; составление анализа-заключения, который впоследствии хранится у практического психолога. Остальные формы являются рабочими и используются на усмотрение педагога-психолога (они могут быть полезны для начинающего руководителя или при апробации новой программы). Литература 1. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1985. 2. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996. 3. Емельянов ЮЛ. Обучение общению в учебно-тренировочной группе // 4. Емельянов ЮЛ. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 5. Жуков ЮЖ. Эффективность делового общения. М., 1988. 6. Захаров ВЛ. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Метод, указ. Л., 1990. 7. Кулаков СА. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб., 1996. 8. Лидере А.Г. Психологические игры с подростками // Журнал практиче 9. Макшанов СМ., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. СПб., 1993. 10. Петровская Л А. Компетентность в общении. М., 1989. 11. Петровская Л А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. М., 1982. 12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. 13. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М., 1997. 14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. 15. Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. 16. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985.
|