Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма протокола при обследовании группы детей
Цель обследования________________________________________________________ Возрастная группа детей_____________________________________________________
Схема сводной таблицы Название сводной таблицы_______________________________________ Возрастная группа детей_________________________________________________ ________________________
Примерное содержание психологического обследования дошкольника и перечень диагностических процедур, рекомендуемых психологу образовательного учреждения
Продолжение табл
. Окончание табл.
Литература 1. Белополъская НЛ. Половозрастная идентификация. Методика исследо 2. Белоус ВЛ. Значение условности в формировании способов логического 3. Бугрименко ЕЛ., Венгер АЛ., Поливанова КМ., Сушкова Е.Ю. Готов 4. Бук Дж. Методика ДДЧ // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М., 1997. 5. Бурменская Г£ „ Карабанова ОЛ., Лидере AJ*. Возрастно-психоло- 6. Ветер АЛ. Наша группа // Педагогический факультет. 1978. № 2. 7. Ветер Л А.., Ветер АЛ. Домашняя школа мышления // Педагогический 8. Ветер АЛ., Гинзбург MJ3. Рекомендации по наблюдению за психическим развитием шестилетних детей / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 9. Ветер АЛ., Поливанова КЛ. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4. 10. Возрастные индивидуальные особенности младших подростков / Под 11. Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте // Развитие 12. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. М., 13. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр.соч. Т.4. М., 14. Галигузова ЛЛ., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. 15. Гусъкова TJB. Психологический анализ симптоматики кризиса трех лет // 16. Гусъкова Т.В., Елагина MJ1. Личностные новообразования у детей в пе 17. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье». Об 18. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., 1978. 19. Елагина MJT. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 1. 20. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Под ред. 21. Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. 22. Кравцова EJS. Психологические проблемы готовности детей к обучению 23. Лидере AT. Методы исследования умственного развития ребенка. М., 1980. 24. Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 25. Нежнова ТА. «Внутренняя позиция школьника»: понятие и проблема // 26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
27. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под 28. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Ре 29. Пантюхина Г.В., Печора КЛ., Фрухт ЭЛ. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1983. 30. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 31. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974. 32. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986, 33. Рояк А А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.1974. № 4. 34. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. 35. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993. 36. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6—7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. № 4. 37. Урунтаева ТА., Афонъкина ЮА. Практикум по детской психологии. М., 1995. 38. Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.1976. № 1. 39. Шванцара Л., Шванцара И. Развитие детских графических проявлений / Альманах психологических тестов: Рисуночные тесты. М., 1997. 40. Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 41. Якобсон СТ. Психологические механизмы регуляции этического поведения // Вопросы психологии. 1979. № 1. 2.1.2. Организация психологического обследования детей, поступающих в первый класс Проблема готовности детей к школьному обучению занимает специалистов многих областей: врачей, логопедов, психологов и др. Наличие в нашем городе образовательных учреждений разных типов (общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, профильных гимназий и др.) порождает проблему выбора родителями первоклассников учебного заведения. В связи с этим существует необходимость четкого определения задач, содержания собственно психологической работы, рамок ответственности школьного психолога. Основной задачей психологического обследования готовности к обучению в школе будущих первоклассников является выявление их индивидуально-психологических особенностей как основы поиска оптимальной программы, условий дальнейшего обучения и развития ребенка.
Структура школьной готовности Содержание школьной готовности ребенка является сложным образованием, в ее структуре можно выделить следующие составляющие. • Физическая готовность — рассматривается как особенности здоровья • Общепсихологическая готовность — проявляется прежде всего в Психолог, осуществляющий данный вид обследования, должен иметь специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом. Рекомендации по организации и проведению обследования детей, поступающих в первый класс В своей деятельности психолог руководствуется следующими основными документами: Положение о психологической службе в системе образования; Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Закон РФ «Об образовании»; Приказы и инструкции городского управления образования в связи с содержанием ст. ст. 15, 16, 45 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с данными документами психологическое обследование ребенка, поступающего в первый класс, психолог проводит только исходя из желания и согласия родителей или лиц, их заменяющих. Обследование ребенка предполагает тесное взаимодействие педагога-психолога со всеми другими субъектами воспитательного и образовательного процесса. Взаимодействие школьного психолога с администрацией образовательного учреждения Психолог обязан уведомить администрацию о том, что заказ на обследование ребенка он получает от родителей или лиц, их заменяющих. Результаты исследования психологической готовности будущих первоклассников обговариваются психологом и родителями в процессе индивидуального консультирования.
Кроме того, психолог обязан предупредить администрацию о своих реальных возможностях, о пределах своей компетентности, о тенденциях развития современной психологической науки в области детской психологии. Психолог имеет право отказаться от выполнения распоряжений администрации в том случае, если они противоречат Положению о психологической службе в системе образования, реализации прав детей в соответствии с содержанием Конвенции ООН. Совместная работа школьного психолога с другими специалистами образовательного учреждения Психолог тесно сотрудничает с логопедом, медиком, педагогами. Школьный логопед проводит обследование ребенка по специальной программе, отдельные фрагменты которой обсуждаются с психологом. Педагог-психолог совместно с учителями, логопедом и медицинским работником обсуждает варианты работы с ребенком с целью создания оптимальных условий для его развития, с учетом его индивидуальных особенностей. * Взаимодействие школьного психолога с педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) В том случае, если практический психолог ДОУ проводит исследование психологической готовности детей к обучению в школе, то материалы обследования по согласованию с родителями он может передать по желанию (а заключение - - в обязательном порядке) школьному психологу. После ознакомительного собеседования с ребенком педагог-психолог использует их для составления окончательного заключения. В отдельных случаях (трудных, спорных) школьный психолог обсуждает с психологом ДОУ в присутствии родителей особенности психического развития ребенка в период дошкольного детства. Взаимодействие школьного психолога с детским психиатром При возникновении у педагога-психолога предположений о наличии патологии психического развития ребенка он рекомендует родителям обратиться за консультацией к детскому психиатру. Работа психолога с родителями Рекомендуется при изучении школьной готовности ребенка проводить исследование особенностей детско-родительских отношений в семье. Для этого психолог может использовать такие методы, как беседа, наблюдение, анкетирование. Заявка на обследование ребенка может исходить только от родителей или лиц, их заменяющих. По итогам работы с ребенком психолог проводит консультирование родителей, в ходе которого корректно, тактично сообщает результаты изучения особенностей развития ребенка, определяет уровень его готовности к обучению в школе, дает необходимые рекомендации по созданию благоприятных условий развития ребенка, эффективных форм общения с ним.
Родители имеют право дать заявку на детальное изучение особенностей психологической готовности к обучению их ребенка, при этом необходимо письменное заявление-согласие. По договоренности с родителями педагог-психолог по результатам обследования составляет заключение в форме письменного документа, который либо хранится в личном деле учащегося, либо, во избежание повторного обследования ребенка в другом образовательном учреждении, передается на руки родителям. В случае отказа от подобного обследования психолог может предложить только собеседование с ребенком в присутствии родителей, на основании которого делает предположение об особенностях мотивационно-личностной готовности к обучению будущего первоклассника. Данное предположение не может быть критерием отбора при приеме ребенка в образовательное учреждение любого типа и обговаривается с родителями строго конфиденциально. Взаимодействие педагогов-психологов образовательных учреждений В том случае, когда " родители, ребенок которых прошел психологическое обследование, обращаются повторно к педагогу-психологу другого образовательного учреждения, то последний обсуждает с практическим психологом, проводившим диагностику, полученные ранее результаты и необходимость дополнительной диагностики. Вариант проведения психологической диагностики будущих первоклассников Психологическое исследование при соответствующем согласии родителей рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе педагог-психолог использует беседы фронтального характера, которые позволяют увидеть особенности действий детей в условиях, приближенных к классно-урочным, а также общую картину развития ребенка. По результатам первого этапа практический психолог выделяет детей, с которыми желательно провести индивидуальное обследование (второй этап). При согласии родителей проводится детальное изучение особенностей психологической готовности будущего первоклассника к обучению в школе либо проводится индивидуальное собеседование с ребенком в случае отказа. Ответственность психолога за хранение и использование результатов обследования. В качестве результатов обследования выступает материал, представленный в форме протоколов, сводных таблиц, заключений педагога-психолога, а также детские работы. Согласно принципу конфиденциальности деятельности психолога, материал, полученный в работе с ребенком, его родителями на основе доверительных отношений, не подлежит разглашению вне согласованных условий. На всех материалах психологического характера психолог обязан указывать не фамилию, имя ребенка, а присвоенный ему код. Документ, в ко-
тором указывается соответствие фамилии, имени и кода ребенка, известен только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов, в месте, недоступном для посторонних. Педагог-психолог формулирует рекомендации, организует хранение и использование результатов обследования таким образом, чтобы исключить возможность их применения вне тех задач, которые были согласованы между психологом, родителями и администрацией и которые могли бы ухудшить положение ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих. Литература 1. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к 2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и 3. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992. 4. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под 5. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л.А. Парамоно 6. Положение о службе практической психологии образования в Россий 7. Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992. 8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. 9. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., Примерное содержание психологического обследования
|