![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. Организационно-методическая работа практического психолога ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Основной целью организационно-методической работы практического психолога является повышение его профессиональной компетентности как единства его теоретических и практических ресурсов, необходимых для построения профессионального взаимодействия. Задачи организационно-методической работы практического психолога: • освоение новых теоретических подходов, и практических способов предстоящей или реально осуществляемой профессиональной деятельности; • содействие освоению способов учебно-профессиональной или профессиональной деятельности участников межличностного взаимодействия. Содержание методической работы практического психолога представлено направлениями, указанными на схеме.
Остановимся конкретно на каждом направлении. 1. Организация профессионального взаимодействия и профессионального пространства в рамках профессионального сообщества и межпрофессионального общения с различными специалистами. Работа в рамках профессионального сообщества возможна в следующих формах: • методические встречи (круглые столы, дискуссии); • научно-практические конференции, семинары; • профессиональные клубы; • творческие группы, мастерские; • знакомство с работой психологических служб других районов города; • совместное проведение методических объединений практических психологов районов города; • интервизорство и супервизорство.
Межпрофессиональное общение предполагает различные контакты практических психологов со смежными службами районов города: административными, правовыми, медицинскими. При этом практические психологи получают индивидуальные консультации по проблемам, выходящим за рамки их профессиональной компетентности; изучают возможности направления своих клиентов для оказания им профессиональной помощи в соответствующие службы районов города, а также организуют совместные формы взаимодействий: круглые столы, дискуссии, конференции и т.д. Рекомендуем следующую схему возможного взаимодействия практического психолога по профессиональной и административной линиям, сложившегося в ходе организации психологической службы Волгограда.
2. Самообразование предполагает основной целью постоянное совершенствование личной профессиональной компетентности специалиста, дальнейшее овладение им творческим стилем в организации своей деятельности. Формы самообразования многообразны: • работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, • участие в работе научно-практических семинаров, конференций, • получение консультаций специалистов практических центров, кафедр психологии высших учебных заведений; • работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных центрах психологических служб; • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме. Результатом этих видов работ психолога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, содержание которого выразится в планировании путей его предполагаемой реализации. 3. Планирование методической работы может быть представлено в одном из разделов общей отчетной документации практического психолога (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»). 4. Оформление результатов возможно в свободной и заданной формах. Свободная форма предполагает ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей, картотеки и др. Заданная форма — ведение журнала регистрации видов работ (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»). Одно из условий гуманизации педагогического процесса -- профессионализм педагога-психолога. В связи с этим большое значение приобретает не только факт наличия специального образования педагога-психолога, но и целый ряд индивидуально-личностных предпосылок его деятельности: прежде всего это такие коммуникативные умения, как чувствительность к переживаниям человека, процессу взаимодействия с ним, сила воздействия на поведение других людей. Профессиональный совет практических психологов рекомендует администрации образовательных учреждений при приеме на работу педагогов-психологов отдавать предпочтение тем их них, для которых в той или иной степени характерны: • готовность к контактам и совместной деятельности с широким кругом лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе; • умение поддерживать контакты, обладание стрессоустойчивостью в процессе общения, невосприимчивость к угрозам; • умение контролировать свое поведение, сохранять самообладание в процессе общения; • аттракция (привлекательность) и эмоциональная заразительность; • эмпатия, т.е. чувствительность к партнеру по общению, способность сопереживать, сочувствовать; • спонтанность, гибкое реагирование в ситуации профессионального взаимодействия; • энергичность, целеустремленность, настойчивость; • высокая интеллектуальная работоспособность, способность к рефлексии; • широкий круг лингвистических средств взаимодействия, выраженная образная речь; • принятие себя, опора на себя в принятии решений, уверенность в себе; • способность воспринимать человека таким, какой он есть, толерантность (терпимость). Следует, однако, отметить, что эти требования нельзя абсолютизировать, т.к. трудно найти человека, у которого органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств. Поэтому данные эталонные требования могут служить только общими ориентирами. Литература 1. Аминов НА., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. № 5. 2. Дубровина И£. Школьная психологическая служба. М., 1991. 3. Климов ЕА. Введение в психологию труда. М., 1988. 4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 5. Материалы Коллегии «О состояниях и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» // Вестник образования. 1995. № 7. 6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993. 7. Петровская Л А. Компетентность в общении. М., 1989. 8. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности / Под ред. А.А. Дергача. М., 1996. 9. У санова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1996. 10. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.
|