Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы изучения и прогнозирования спроса
Наиболее распространенный метод изучения микроспроса — оперативный, основанный на применении специальных много- счетчиковых кассовых аппаратов, позволяющих постоянно учитывать ежедневную реализацию продукции по количеству, сумме, структуре, ассортименту. Информация учитывается по часам и минутам в пределах одного дня, по дням недели. Можно узнать о количестве покупателей, о средней стоимости покупки одного покупателя. Такие данные позволяют сделать выводы о степени загрузки зала предприятия, кассиров и других категорий работников и могут быть использованы для оперативного управления производственным и торговым процессами. Изучение микроспроса на уровне предприятия может осуществляться в форме покупательских (потребительских) конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций. Основные вопросы, выносимые на обсуждение, обычно связаны с предлагаемым ассортиментом продукции, качеством, режимом работы, формами обслуживания. Конференции могут проводиться в очной и заочной формах. В первом случае потребители устно высказывают свои мнения и пожелания, во втором предварительно распространяются анкеты, которые потребители заполняют и опускают в специальные ящики. Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Состоит из нескольких этапов: определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса; разработка вопросов; выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц; разработка пробной анкеты, ее испытание и окончательная редакция вопросов; организация самого опроса, в том числе печатание бланков и инструктаж лиц, проводящих опрос; обработка полученной информации. Использование обработанной информации может преследовать следующие цели: определение концепции развития предприятия; разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности; совершенствование организации торгово-технологического процесса; повышение уровня обслуживания; выявление наиболее популярных типов предприятий; прогнозирование целесообразности открытия новых предприятий. Прогнозирование спроса представляет собой научно обоснованное предвидение спроса на основе развития платежеспособных потребностей населения. Различают прогнозирование: кратковременное — от 1 до 2 лет; среднесрочное — от 2 до 5 лет; долгосрочное — от5до Шлет. Для прогнозирования спроса используют различные методы. Нормативные методы базируются на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. Недостатком этого метода является то, что не учитываются экономические факторы, влияющие на спрос (уровень цен, размер денежных доходов). Социологический метод базируется на применении структурных моделей спроса, построенных на основе данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отделенных социальных групп населения. Зная численность населения и средние расходы на продукцию общественного питания на одного члена семьи, можно рассчитать спрос на продукцию общественного питания. Для прогнозирования спроса на ближайшую перспективу может быть использован метод экспертных оценок спроса. Сущность метода состоит в обобщении опыта работников, занимающихся изучением спроса. Индивидуальные оценки обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики.
Формы и методы обслуживания на предприятии общественного питания На предприятиях общественного питания применяются следующие методы обслуживания: самообслуживание, обслуживание персоналом и комбинированный метод. Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают выбранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20—30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание. При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. При частичном самообслуживании большую часть операций выполняет обслуживающий персонал. Примером частичного самообслуживания является предварительное накрытие столов в столовых на производственных предприятиях и в учебных заведениях, где установлен единый обеденный перерыв. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, и убирают использованную посуду на конвейер. По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предварительным, последующим, непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и саморасчетом. При самообслуживании с предварительным расчетом потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки или талоны в кассе, а затем по этим чекам или талонам получают выбранные блюда на раздаче. Недостатком этой формы обслуживания является низкая пропускная способность раздачи в связи с тем, что повара, осуществляющие порционирование блюд, должны просматривать и сортировать чеки или талоны на блюда. Значительное ускорение при применении этой формы обслуживания достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам или чекам. Самообслуживание с последующим расчетом может быть с расчетом в конце раздаточной линии. При этом потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость. Преимуществами этой формы обслуживания являются возможность выбора блюд потребителями, освобождение поваров, осуществляющих порционирование блюд, от разбора чеков, благодаря чему основное внимание они уделяют отпуску блюд, а также ускорению обслуживания потребителей. Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск продукции и расчет с потребителем осуществляются одним работником. Чаще всего эта форма обслуживания применяется в закусочных. При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в конце раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение этой формы обслуживания способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость продукции и выбивает чек, а второй осуществляет расчет с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1, 5—1, 6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой. Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс. При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, при обслуживании участников совещаний, конференций, симпозиумов гости самостоятельно выбирают закуски, десерты, напитки и другие изделия на раздаточных прилавках или фуршетных столах, а первые и вторые блюда подают официанты. Расчет за питание производится после приема пищи при выходе из зала. По форме расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки в ресторанах используют наличный расчет (по счету) и безналичный (расчет посредством кредитных карт международных платежных систем Viza, MasterCard, Drenner Club и др.). Кредитная карточка — пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая содержит данные, необходимые для расчетов за продукцию. Карточка вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карты, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимость продукции или услуги), после чего карта возвращается владельцу. При вводе кредитной карты в машину набирается личный код, известный только владельцу. В отдельных случаях, особенно при обслуживании банкетов, для расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки используют саморасчет (талоны-билеты, номерные талоны и др.). Саморасчет может применяться при самообслуживании, а также при обслуживании банкета-фуршета и банкета по типу шведского стола. В качестве примеров форм обслуживания можно привести реализацию кулинарной продукции через торговые автоматы или столы саморасчета по типу шведского стола, отпуск комплексных обедов. Культуру обслуживания можно повысить за счет дизайна блюд и напитков, агитации в зале, убеждающей продажи, предложения в выборе альтернативных продукции и услуг. Современные виды услуг: шведский стол, тематические буфеты, стол-экспресс, зал-экспресс, бизнес-ланч, воскресный бранч, презентация, кофе-брейк, happy hour (счастливый час), русский стол, Linner (линер), Dinner (динер). В ресторанах и кафе гостиничных комплексов применяются специальные формы организации питания: полный пансион, трехразовое питание в виде завтрака, обеда и ужина — Full Board (FB); полупансион, двухразовое питание в виде завтрака, обеда или ужина — Half-Board (НВ); одноразовое питание (только завтрак) — Bed and Breakfast (ВВ). В системе клубного отдыха помимо трехразового питания в течение всего дня имеется возможность выбора бесплатных закусок, алкогольных и других напитков. Данная система получила название All inclusive, что буквально означает: все включено в стоимость. На предприятиях общественного питания наиболее распространены следующие виды мероприятий: обед (на несколько персон), обед для туристических групп, банкет, торжественный ужин, презентация, свадьба, день рождения, именины, праздничный ужин, вечер отдыха, танцевальный вечер, вечер фольклора, вечер романса, творческие встречи, день (дни) национальной кухни, шведский стол, дегустация, фуршет, конкурс поваров, конкурс кондитеров, конкурс официантов, конкурс барменов. Мероприятие может состоять из одного или нескольких самостоятельных блоков. Каждый вид мероприятия требует своей, присущей именно ему, режиссуры. Это позволяет проводить его организованно, интересно, создавая своеобразную атмосферу. Специфика предприятия общественного питания определяется несколькими компонентами: интерьером, кухней, обслуживанием, проводимыми мероприятиями, культурными программами, атмосферой.
Организация отпуска продукции. Организация работы раздаточной при самообслуживании. Организация работы раздаточной при обслуживании официантами. Организация отпуска продукции по типу «шведский стол» Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают выбранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20—30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание. При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. На предприятиях с самообслуживанием посетителей раздаточную располагают на площади горячего цеха или в зале. На ее пропускную способность влияют: - формы самообслуживания - тип и фронт раздачи - конструкция и размещение оборудования - количество рабочих мест - ассортимент реализуемой продукции - рациональная организация труда - квалификация работников - связь раздачи с доготовочными цехами и моечными помещениями. Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс. На предприятиях где посетителей обслуживают официанты, раздаточную располагают на производственной площади. Она должна быть удобно связана с горячим цехом, буфетом, хлеборезкой, моечной столовой посуды, холодным цехом, иметь достаточную ширину для нормального движения официантов с подносами и тележками и отделена от зала капитальной стеной или раздвижной перегородкой. Организация питания по типу «шведский стол» решает задачу ускорения обслуживания потребителей, а следовательно, увеличивает пропускную способность зала. Такая форма обслуживания применяется в ресторанах, где завтраками, обедами и ужинами пользуется большое количество посетителей. Залы должны быть светлыми, хорошо вентилируемыми и свободными для создания посетителям необходимых удобств. Время на получение и прием пищи в среднем составляет: завтрак 15—20 мин, обед и ужин 25—30 мин. Ассортимент продукции может быть следующим. В меню завтрака рекомендуется включать холодные закуски — 12—15 наименований, кисломолочные продукты 4—5, горячие блюда — 6—8, sereals (сухой завтрак) — 4—5, один вид мюсли, соусы и масло растительное, оливковое, сладкие блюда и фрукты — 5—6, горячие напитки — 4—5, холодные напитки — 4—5, мучные кондитерские изделия — 4—5, хлеб ржаной и пшеничный. В обеденное время в меню шведского стола включают 12—16 наименований холодных блюд и закусок, 2—3 первых блюда, 4—6 вторых блюд, соусы, десерт (желе, компот, фрукты), мучные кондитерские изделия, горячие напитки, соки и фирменные напитки. Минимальный набор холодных напитков на шведском столе должен включать: свежевыжатые апельсиновый и грейпфрутовый соки; два вида других соков высшего качества; минеральную воду с газом и без газа, молоко цельное и обезжиренное для сухих завтраков. Важно, чтобы ассортимент блюд и напитков был разнообразным, менялся по дням недели. Обслуживание по типу «шведский стол» может быть организовано и без специального оборудования. Для этого на столы, сервированные по типу «фуршет», ставят блюда с закусками, бутербродами, соки, фрукты, кисломолочную продукцию в мелкой расфасовке, минеральную воду, мучные кондитерские изделия, хлеб, кофе в термосах, тарелки стопками и столовые приборы. На столах у стен ставят электрические самовары и сервируют столы для чая. Повара-раздатчики постоянно находятся около раздаточных секций. Они обязаны поддерживать правильную выкладку продуктов, вовремя заказывать на производстве блюда, которые пользуются спросом, не допускать перебоев на раздаче. В ресторанах могут предлагаться тематические шведские столы — сладкий, рыбный, салат-бар. Современные ресторанные технологии предлагают тематические шведские столы (буфеты), которые позволяют обеспечивать максимум сервисных услуг гостям и дают им возможность попробовать большое количество деликатесов и блюд из сравнительно дорогих продуктов. Примером тематического шведского стола может быть экзотический шведский стол, организованный для любителей путешествий, где предлагают на выбор блюда индийской, китайской и индонезийской кухонь. Столы оформляют в национальном стиле, экзотически. У гурманов все более популярен рыбный шведский стол.
Организация питания в общеобразовательных школах Полноценное питание обусловливает и умственное развитие детей. От своевременного принятия пищи зависит усвоение учебного материала на уроках, проявление творческой и физической активности детей. Поэтому целесообразно в школе через 2, 5—3 часа обеспечивать детей вторым горячим завтраком, а в конце занятий — обедом. Согласно рекомендуемым гигиеническим нормам питания завтрак в школе должен составлять 20%, обед — 35% соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Для детей шестилетнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед, полдник). Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка; обед — из закуски, первого, второго и сладкого блюда; на полдник рекомендуется молоко, кисломолочные продукты с хлебом или булкой. Основу школьного питания составляет щадящее питание. Во избежание пищевых отравлений в питании детей в школе запрещен ряд продуктов: фляжное молоко без термической обработки, фляжный творог без термической обработки, рулеты из мякоти голов, изделия из мясной обрези, крови, студни, паштеты, заливные блюда, макароны по-флотски, рис с фаршем, блинчики с мясом и творогом, пирожки во фритюре, кремовые изделия, торты, салаты мясные и рыбные, зеленый горошек без термической обработки, фрикадельки в томатном соусе (консервы), сырковая масса, желатин, жиры. Сметана рекомендуется к использованию только в прокипяченном виде (в основном в супах). Срок хранения кулинарной продукции, напитков — 2—3 ч. Не допускаются к реализации блинчики с фаршами, макароны по-флотски и с сыром, яичница-глазунья, жареные во фритюре кулинарные изделия. Различия в количестве основных пищевых веществ и калорийности по возрастным группам (6—11 лет и 12 — 18 лет) могут обеспечиваться двумя путями: регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или включением разных блюд для разных возрастов детей. Большое значение для формирования растущего организма и профилактики хронических заболеваний органов пищеварительной системы имеет строгое соблюдением режима питания. Прием пищи как в школе, так и дома должен проводиться в одно и то же время с интервалом не менее 3—3, 5 ч и не более 4—4, 5 ч. Регулярный прием пищи способствует выделению пищеварительных соков. При нарушении режима питания запальный сок выделяется в пустой желудок и оказывает неблагоприятное воздействие на его слизистую оболочку, нарушается выработанный положительный рефлекс на еду, пропадает аппетит. Несоблюдение режима питания может стать причиной многих заболеваний, последствия которых сказываются далеко не сразу. Школьники в зависимости от возраста должны принимать пищу не менее 4—5 раз в день. Организация школьного питания промышленными методами может осуществляться на фабрике-заготовочной. Для этого в ее структуре проектируют мясной, рыбный, по обработке птицы, кулинарный цехи для выработки полуфабрикатов высокой степени готовности, а также готовых кулинарных и мучных хлебобулочных изделий. В школах столовые производят только тепловую обработку полуфабрикатов и разогревают готовые изделия. Это позволяет увеличить количество завтраков и обедов, охватить горячим питанием гораздо больше школьников. Производство полуфабрикатов, готовых кулинарных и мучных изделий может быть организовано в базовых комбинатах школьного питания. В соответствии со СНИП в общеобразовательных школах на 30 и более классов организуют столовые-доготовочные, которые снабжаются всеми видами полуфабрикатов из комбинатов школьного питания, назначением которых является приготовление завтраков, обедов, мучных хлебобулочных изделий для централизованного снабжения этой кулинарной продукцией столовых. Школьные столовые по принципу размещения могут быть встроенными, пристроенными к зданию школы и отдельно стоящими. Залы школьных столовых должны быть по возможности квадратной или прямоугольной формы, столы в зале расставляются на 4, 6 или 8 мест. При определении мощности столовой учитывается норматив — 350 мест на 1000 учащихся в первую смену.
|