Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Товарные марки и знаки
Одной из важнейших составляющих разработки и реализации товарной политики предприятия является определение товарной марки – имени, термина, знака, символа, рисунка, или их сочетания, которые идентифицируют товары предприятия. Товарная марка может включать в свой состав марочное имя и (или) марочный знак. Марочное имя – это буква, слово или группа букв и слов, которые можно произнести. Марочный знак – это символ, рисунок, отличительный цвет или какое –либо обозначение, которое можно опознать, но нельзя произнести. Марочное имя и марочный знак представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают их владельцам правовой защиты, если не зарегистрированы как товарные знаки. Товарный знак — марка в целом или ее часть, зарегистрированные в установленном порядке и обеспеченные правовой защитой. Товарный знак обладает свойством исключительной принадлежности владельцу, который имеет неограниченное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Правовая охрана товарных знаков обеспечивается на международном и национальном уровнях. На международном уровне права владельца товарного знака определены Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Мадридским соглашением о международной регистрации знаков. Около 100 стран имеют национальную законодательную базу, определяющую порядок регистрации и использования товарных знаков (например, в Российской Федерации — Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в Республике Беларусь — Закон РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания»). В настоящее время существует множество самых разнообразных товарных знаков. Они классифицируются по следующим признакам: 1. По способу обозначения выделяются словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и прочие товарные знаки. Словесные — товарные знаки, представляющие собой рекламные слоганы, фамилии, различные существующие слова (например, Jaguar, «Лада» — для автомобилей) и слова, которые конструируются по принципу хорошей запоминаемости, а также сочетания букв и цифр (например, сочетание букв — МАЗ, BMW для автомобилей, цифр 555 для сигарет). Словесные товарные знаки являются наиболее распространенными (на их долю приходится до 80 % всех зарегистрированных в мире товарных знаков), что объясняется прежде всего их высокой рекламопригодностью. Изобразительные — товарные знаки в виде линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, растений, людей, небесных тел и их возможных комбинаций, а также оригинальные рисунки и символы. Например, товарный знак компании Mercedes — трехлучевая звезда в круге. Объемные — товарные знаки в виде фигур (линий) или их композиций, изображаемые в трехмерном пространстве. Таким изображением может быть оригинальная форма товара или его упаковка. В качестве примера можно привести упаковку шампуня Fructis. Комбинированные — товарные знаки, представляющие собой комбинацию элементов различного характера: словесных, изобразительных, объемных и т.д. Примерами могут служить знаки Coca- Cola, «Лукойл», «Кристалл». Прочие — световые, звуковые, движущиеся и другие товарные знаки. Например, звуковые товарные знаки применяются в виде позывных радио- и телестанций, радио- и телепередач и т.д. По характеру и степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. Товарный знак становится общеизвестным в результате интенсивного использования и в связи с тем, что является гарантией высокого качества товаров определенного изготовителя. Примерами общеизвестных товарных знаков могут служить, например, знаки Microsoft, Ford, Nestle и др. По виду собственности владельца товарные знаки могут быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный — товарный знак, принадлежащий одному владельцу. Коллективный — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. В отличие от индивидуального коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим людям. По принадлежности к субъектам рынка различают товарные знаки производителей и товарные знаки оптовых или розничных продавцов. Товарные знаки производителей используются для большинства категорий товаров (свыше 70 % продуктов питания, около 60 % бытовых приборов). Только такие товарные знаки используются в автомобильной промышленности. Наряду с различительной способностью на охраноспособность товарного знака влияют условия предоставления ему правовой охраны. Такими условиями в соответствии с национальными законодательствами являются его государственная регистрация и предоставление правовой охраны в силу международных договоров. Регистрацию товарных знаков осуществляет патентное ведомство страны. Право на товарный знак подтверждается свидетельством. Оно удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая со дня поступления заявки в патентное ведомство. Срок действия регистрации может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия — каждый раз на десять лет. Необходимо учитывать, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не регистрируются также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя.
|