Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устойчивость упругого стержня в условиях неограниченной ползучести
Ползучесть некоторых полимерных материалов в установившейся стадии является нелинейной и описывается при вязкоупругих деформациях законом: (9.148) Тогда постановка задачи об устойчивости на бесконечном интервале времени не имеет смысла. При ограниченной ползучести задача об устойчивости сжатого стержня имеет смысл, в соответствии с концепцией устойчивости, если сжимающая нагрузка больше нагрузки надёжности устойчивых состояний. В противном случае стержень может разрушиться от чрезмерного продольного изгиба вследствие развивающихся деформаций ползучести. Инженерной задачей является определение критического времени, в течение которого стержень способен воспринимать внешнюю нагрузку. Рассмотрим стержень идеализированного двутаврового поперечного сечения (рис. 9.48), шарнирно опёртый по краям и сжатый силами . Рис. 9.47
Пусть - длина стержня, площадь каждой полки составляет , и их размеры малы по сравнению с высотой сечения , так что можно считать напряжения в каждой полке распределены равномерно. Площадью тонкой стенки пренебрегаем. Определяем момент инерции поперечного сечения: Уравнение равновесия части стержня, отсечённого на расстоянии от края (рис. 9.47), записываем в виде: (9.149) где и - напряжения в полках соответственно на вогнутой и выпуклой сторонах; – сжимающая сила; – прогиб в сечении. Деформация в стержне: . В частности, для полок двутавра получаем: (9.150) Вычитая деформации друг из друга, находим дифференциальное уравнение изогнутой оси стержня: (9.151) Введём безразмерные прогиб и осевую координату: Тогда уравнения равновесия (9.149), (9.151) примут вид (9.152) (9.153) где среднее напряжение в поперечном сечении стержня. Из уравнений (9.152) найдём: (9.154) Дифференцируя (9.152), (9.153) по , получим: (9.155) (9.156) Подставив (9.154), (9.155) в (9.148), найдём для каждой из полок: (9.157) Подставив (9.157) в (9.156) и приняв , найдём: (9.158) Примем для определения прогиба выражение: (9.159) Разложив нелинейный член в (9.158) в ряд Фурье по синусам и приравняв нулю коэффициент при получим: (9.160) Здесь Разделив переменные и проинтегрировав (9.160) от до получим: (9.161) Здесь безразмерный мгновенный прогиб, определяемый из решения упругой задачи: Выражение (9.161) характеризует время, необходимое для достижения заданного прогиба при данном мгновенном прогибе . Критическая ситуация, характеризуемая исчерпанием несущей способности стержня и быстрым нарастанием прогибов, наступает при некотором критическом времени , когда В этом случае из (9.156) следует: Если , то , т.е. наступает мгновенная потеря устойчивости. При критическое время увеличивается. На рис. 9.48 а, б приведены зависимости безразмерного прогиба от времени для и критического времени от безразмерного параметра нагрузки . В расчётах было принято При прогибы стержня неограниченно увеличиваются. При линейной неограниченной ползучести () вместо уравнения (9.158) получаем: Приняв прогиб в той же форме (9.159), имеем: а после интегрирования: Следовательно, при т.е. бесконечно большой прогиб реализуется в течение бесконечно большого времени, иными словами, в условиях неограниченной ползучести конечного, отличного от нуля предела длительной устойчивости не существует. а) б) Рис. 9.48
|