Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы оценки конкурентоспособности продукции
Столкновение интересов конкурентов за получение прибыли принимает острые формы в сфере товарообмена. Эта борьба проявляется через конкурентоспособность товара. В обыденных условиях под конкурентоспособностью товара подразумевается все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции. Конкурентоспособность продукции зависит от ряда условий:, формирующих ее. Нормативные условия - это соответствие изделия требованиям стандартов, требованиям патентной чистоты и патентной защиты. Одно из важных направлений в обеспечении нормативных условий - сертификация продукции. Если производится оценка конкурентоспособности на международных рынках, то необходимо помнить, что нормативные условия по составу и содержанию различаются по странам. Одно и то же изделие может быть продано в одной стране и запрещено, в силу существующих стандартов, для реализации в другой стране. Технические условия - это соответствие технических параметров товара - техническим параметрам потребности. Технические параметры потребности устанавливаются маркетинговыми исследованиями и могут быть заданы: в виде конкретного значения, в виде предельного значения, в виде диапазона значений. Технические условия для каждого товара действуют ограниченный период времени, длительность которого зависит от темпов научно-технического прогресса у ведущих производителей продукции. Экономические условия - это степень соответствия экономических характеристик требованиям выгодности приобретения и использования товара. В экономических условиях можно выделить: стоимостные условия - прямые затраты, связанные с использованием товара (сюда следует отнести такие показатели, как энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу выпускаемой продукции или совершаемой работы; стоимость сырья и эксплуатационных материалов; безотходность технологии; надежность работы, периодичность и стоимость ремонтов; стоимость запасных частей; численность и квалификация обслуживающего персонала и т.д.) и коммерческие условия, характеризующие уровень цены: сроки поставки товара; условия платежа; уровень налогов и сборов, связанных с приобретением товара. Организационные условия - условия, позволяющие выделить товар среди товаров-конкурентов по таким условиям, как сближение продавцов с покупателями; удобство расчетов; обеспеченность товаров обслуживанием в гарантийный и послегарантийный периоды; степень ответственности продавцов за выполнение технических гарантий: реклама и техническая информация. Исходя из этих условий под конкурентоспособностью товара понимается совокупность потребительских свойств товара, отличающих его от товара-конкурента по степени соответствия конкретным потребностям с учетом затрат на их реализацию в условиях определенного рынка. Конкурентоспособность товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи. А так как у каждого покупателя имеется свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей, конкуренция приобретает еще и индивидуальный оттенок. Исследование поведения покупателей показывают, что они отдают предпочтение тому товару, у которого отношение полезного эффекта Э к затратам на его приобретение и использование С (т.е. удельный полезный эффект) максимален по сравнению с другими аналогичными товарами. В общем виде условие конкурентоспособности товара (предпочтение одному из товаров) имеет вид:
Определить, соответствует ли определенный товар этому условию, можно лишь в процессе его сравнения с другими представленными на рынке товарами. Таким образом, оценка конкурентоспособности товара включает следующие этапы: 1 - анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности оцениваемого товара; 2 - определение набора сравниваемых параметров обоих товаров; 3 - расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов всей работы. Поэтому при выборе образца следует соблюдать следующие правила: · образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; · образец должен быть наиболее характерным для данного рынка (быть лучшим на рынке); · образец должен завоевать максимальное число покупательских предпочтений. При определении набора параметров конкурентоспособности товара, подлежащих оценке и сравнению исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), а другая часть - его экономические свойства (стоимость). Потребительские свойства каждого товара, из которых складывается его полезный эффект, описывается набором " жестких" и " мягких" потребительских параметров. " Жесткие" - описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой " жестких" параметров являются технические, которые, в свою очередь подразделяются на параметры назначения, экономичности, а также параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.д., а также размерные параметры. " Мягкие" - характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковка и т.д.). Определение набора потребительских параметров товара - ключевой момент анализа его конкурентоспособности. Далее устанавливают иерархию этих параметров, выдвигая на первый план те, которые имеют наибольшую значимость (" вес") для потребителя. Определение " веса" каждого параметра с помощью методов экспертных оценок. По аналогичной схеме определяется набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные экономические свойства, затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода его эксплуатации. В совокупности эти расходы составляют цену потребления, которая представляет собой сумму цены изделия (С1)., расходов на транспортировку (С2), установку (С3), обучение персонала (С4), эксплуатацию (С5), ремонт (С6), техническое обслуживание (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т.д.:
Ц потр = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 +...
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара основан на сравнении его параметров с характеристиками существующего (или разрабатываемого) товара, наиболее полно отражающими потребности покупателя. Информацию о характере требований покупателей дают рыночные исследования. Такая информация может быть прямой, как результат целенаправленного сбора соответствующих сведений, и косвенной, позволяющей получить необходимые сведения по размерам сбыта и доле рынка наиболее конкурентоспособных, т.е. соответствующих потребительским запросам, товаров. Косвенная информация очень важна, так как содержит элемент обобщения. Кроме того, она более доступна и более приемлема для предприятия, не имеющего на рынке специализированных информационных служб. Поэтому именно на ней следует сконцентрировать внимание, выбрав в качестве образца для дальнейшего сравнительного анализа товар, превалирующий на данном рынке. Чтобы оценить отношение параметров сравниваемого изделия и параметров образца, необходимо эти данные количественно определить. Каждый " жесткий". параметр имеет определенную величину, выраженную в присущих этой величине физических единицах измерения (метры, килограммы, киловатты и т.д.). По этим величинам определяют параметрические индексы. Параметрический индекс количественно оцененного параметра представляет собой отношение фактической величины параметра к той величине, при которой потребность удовлетворяется на 100 % по формуле (7.18) (7.18) где Пф - фактическая величина параметра; Пэ - величина параметра при которой, потребность удовлетворяется на 100 %. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 100 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 500 млн. операций в секунду, следовательно, параметрический индекс данного параметра составляет:
Аналогичный расчет проводят по всем количественно оцененным параметрам, получая для каждого параметрический индекс (Рi, где i - количество оцениваемых параметров). Параметрические индексы определяются и для " мягких". параметров, которые труднее поддаются количественной характеристике. Для этого используют органолептические методы и методы экспертных оценок. Они дают субъективнное восприятие человеком некоторого свойства объекта и выражение результата в цифровой (балльной) форме. Параметрический индекс " мягкого" параметра определяется по той же формуле, что и параметрический индекс " жесткого" параметра. Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительными свойствами изделия дает сводный параметрический индекс, который определяется по формуле (7.20): n Ip = S pi ai, (7.20) i=1 где аi - вес i-го параметрического индекса; n - число анализируемых параметров изделия. n Следует иметь в виду, что S аi = 1. Сравнение сводных i=1 параметрических индексов анализируемого изделия (Ip1) и изделия-конкурента (I p2) показывает техническую конкурентоспособность товара (Кт 1/2), т.е.
Отдельно определяется показатель конкурентоспособности по нормативным (регламентирующим) параметрам (7.22):
где q HPi - единичный нормативный показатель; n - количество нормативно-регламентируемых показателей.
Каждый единичный нормативно-регламентирующий показатель может иметь только два значения - 0 и 1, в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам. Нулевое значение нормативной конкурентоспособности означает полную потерю конкурентоспособности изделия. Расчет показателя конкурентоспособности по стоимостным параметрам (Кэ 1/2) определяется на основе сравнения цен потребления.
Исходя из вышеизложенного следует, что покупатель из двух однородных товаров всегда выбирает тот, который дешевле, а из двух товаров с одинаковыми ценами - тот, чьи потребительские свойства выше. Поэтому в борьбе за покупателя продавец должен либо снижать цены (ценовые факторы конкурентоспособности), либо повышать качество предлагаемых товаров. Снижение цен часто протекает масштабно и быстро благодаря тем возможностям снижения издержек производства, которые дает научно-технический прогресс. Но снижение цен экономически невыгодно для товаропроизводителя. Там, где цену можно поддерживать постоянной, а еще лучше - повышать, продавец предпочитает улучшать потребительские свойства товара, тем самым создает систему неценовых факторов конкурентоспособности товаров. Для предприятий, использующих в конкурентной борьбе методы ценовой конкуренции реальные возможности повышения конкурентоспособности зависят от следующих факторов: · совершенствование процессов производства; · использование более дешевого сырья, материалов, комплектующих; · доля цены в цене потребления. Различают следующие факторы повышения конкурентоспособности товара в условиях неценовой конкуренции: · разработка и изготовление новых моделей изделий, повышение величины полезного эффекта изделий; · создание рациональной сбытовой сети; · создание эффективной системы обслуживания потребителей; · предоставление сопутствующих услуг; предоставление кредита; · минимизация сроков поставки товара; · стимулирование спроса (дифференциация товара, реклама, использование торговой марки, упаковка и т.д.). Преимущества неценовой конкуренции по сравнению с ценовой состоят в следующем: · ответные меры со стороны конкурентов могут быть приняты только через определенное время; · достигаемый эффект не всегда виден для конкурентов; · конкурентам трудно бороться с дифференциацией предлагаемых товаров.
|