Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 7 страница






Теперь мы спустимся ниже по эволюционной лестнице этого архетипа. Здесь уже заметны его теневые проявле­ния: социальные тревоги (что со мною дальше будет? как прокормить семью? сколько мне заплатят?), зависть (со­сед живет лучше, чем я!), жадность, негибкость, упрям­ство. Земные, материальные заботы, накопление богат­ства, социальных знаков отличия становятся ключевыми ценностями. Вместо трудолюбия появляется лень, да и связь с землей, с природой становится значительно сла­бее. Так «обстоят дела» с этим архетипом на низких эво­люционных уровнях.

Многочисленные провокации в сказках, завязки сю­жетных линий происходят именно из теневых сторон ар­хетипа Крестьянина. Кто-то кому-то позавидовал, захо­тел забрать себе чужое; кто-то ленится работать и строит комбинации, как отобрать заработанное у более успешно­го; а кто-то своей скупостью и упрямством провоцирует близких людей на убийство. Казалось бы, такой безобид­ный архетип, но сколько трагедий способен породить он, когда выражен в личности человека на низком эволюци­онном уровне! Для активного проявления себя во внеш­нем мире теневые стороны этого архетипа используют силы других архетипов. И возникает путаница, в которой сложно распознать, какой же архетип сейчас «работает»? Порожденные теневыми аспектами архетипа Крестьяни­на зависть и жадность, используя инструменты архети­пов Воина и Монарха, приводят к войне, заговору, пере­вороту. Скупость, привязанность к богатству сводит с ума самого героя и разрушает жизнь его близких (Скупой ры­царь, Плюшкин, Кощей, который «над златом чахнет», и др.).

Поэтому так важно развитие, повышение эволюцион­ного уровня именно этой архетипической силы. Сказкотерапевт может делать это с помощью историй.

В сказках, помогающих прорабатывать архетип Крес­тьянина, важны характер и образ действий главного ге­роя (или героини). Герой должен: тонко взаимодейство­вать с природой, быть большим тружеником, неизменно повышать качество жизни, уметь работать в команде и выживать в труднейших условиях.

Вот пять основных типов сказочных сюжетов, по­могающих гармонизировать силу архетипа Кресть­янина:

1. Герой — спаситель планеты16. Сюжет сказки стро­ится на решении некой «экологической проблемы». Например, злобный персонаж разрушает окружа­ющую природу: уничтожает посевы, отравляет воду и пр. Герой тонко чувствует окружающую его природу, дружит с животными, растениями, даже знает язык животных и растений. Он делает все возможное, чтобы найти источник зла, победить его, а также найти средство для исцеления зара­женной природы, поврежденной экологии. В фина­ле сказки проблема успешно решается и все раду­ются. По ходу истории у героя завязываются проч­ные дружеские связи с людьми, которые ему помогали. Примеры современных сказок этого типа можно найти в произведениях писателей-фантас­тов (детских и взрослых), герои которых спасают от экологических катастроф различные миры. И конечно же, истории с таким сюжетом совсем неслож­но сочинять.

16 Фабула таких историй формируется на основе мужского архетипического сюжета «Спаситель» при активном участии архетипа Воина.

 

2. Герой-труженик17. Герой (или героиня) постоянно пребывает в труде. Он стремится стать мастером своего дела (например, Данила-мастер из сказки «Каменный цветок»). Она выполняет многочислен­ные поручения старшей женщины без ропота и лени. У героев обязательно появляются помощники; неко­торые из них могут делать часть требуемой работы. В финале истории обязательно бывает вознаграж­дение. Сочиняя такие сказки, сказкотерапевт может подробно и красочно описывать цикл крестьянской деятельности: отбор семян для посева, подготовку земли, посев, уход, радость урожая, его уборка. В этом отношении можно взять за основу фабулу сказки про репку и ярко описать все подготовитель­ные действия Деда (как семя для репки выбирал, как почву готовил, с какими мыслями семя в землю са­жал, как ухаживал за проросшей репкой, кто помо­гал ему).

17 Фабула этих историй формируется в большей степени на основе женского архетипического сюжета «Мачеха и падчерица» и мужского архетипического сюжета «Дорога к мастерству».

 

3. Герой — охотник за богатством18. Герой отправляет­ся за сокровищем, богатством, кладом. Отнимает его у владельца или у духов места, где он спрятан. Он очень радуется приобретенному богатству, рисует в своем воображении картины счастливой безбедной жизни. Но... либо клад оказывается проклятым (как в легенде о Сигурде), либо завистники ловко отбирают у героя приобретенное (как происходит во многих сказках), либо сам герой разочаровывается в богат­стве материальном, так как прозревает и постигает сущность вечных ценностей (например, любви). В счастливом финале истории герой должен научить­ся грамотно распоряжаться богатством материаль­ным и стать носителем общечеловеческих ценностей.

 

18 Фабула этих историй строится на основе мужских архетипических сюжетах «Вечное возвращение» и «Скрытые враги» при активном учас­тии архетипа Купца.

 

4. Герой— руководитель команды, член команды19. Главный герой является руководителем рабочей группы, решающей определенную проблему (неваж­но какую, главное, что решить ее можно только кол­лективными усилиями). Он распределяет обязанности между членами команды. Благодаря различным сложным ситуациям, возникающим в процессе реше­ния проблемы, главному герою открываются особен­ности психологии членов его команды. Сам он меня­ется, все тоньше понимает ценность вклада каждого в общее дело. Герой невероятно трудолюбив и ответ­ственен. Перед финалом возникают непредвиденные препятствия, практически неразрешимые трудности, но благодаря общим действиям они преодолеваются. Причем нередко в самый последний момент, когда ка­жется, что все пропало. Финал истории — всеобщее ликование от общей победы.

 

19 Фабула таких историй основана на мужском архетипическом сюже­те «Мужское братство» при активном участии архетипа Монарха.

 

5. Герой выживает на необитаемом острове20. Архетип Крестьянина дает колоссальную силу выживания в любых условиях, позволяет приспособиться к не­привычным условиям жизни, найти контакт с окру­жающей природой. Существует множество историй о жизни на необитаемом острове. В финале сказки герой возвращается к людям с новым опытом, уни­кальными знаниями и богатством.

20 Фабула таких историй формируется на основе мужского архетипи-ческого сюжета «Вечное возвращение» при активном участии всех муж­ских архетипов.

Конечно, не только сказки помогают гармонизировать и развивать силу архетипа Крестьянина. Труд домашний, учет имеющихся материальных ресурсов, строительство, садоводство, работа по починке чего-либо (от домашней утвари до автомобиля) — все это виды «крестьянской» де­ятельности. Они невероятно полезны для развития об­суждаемой нами сейчас архетипической силы.

Домашние праздники, когда собирается вся семья; ма­ленькие семейные концерты и представления, традиция прогулок всей семьей; работа на даче, а также другие виды деятельности, в которых участвуют все члены се­мьи, — важная часть нашей «крестьянской» жизни.

Важно понимать, что именно древняя матрица архети­па Крестьянина помогает нам преодолевать внутри себя силы инерции и лень, развивает трудолюбие, чем бы мы ни занимались.

Какие же инициирующие ситуации «предусмотрены» в матрице архетипа Крестьянина? Мы выделяем четыре типа вызовов, которые бросает герою этот архетип.

1. Первый вызов герою — это приглашение его к кро­потливому труду. Чтобы получить желаемое, следует поработать. Причем с радостью, любовью, без ропота. Положительные герои сказок — большие труженики, чем бы они ни занимались. Лентяи в сказках всегда на­казываются.

Кто-то, быть может, думает, что этот закон действует лишь в сказках, а в реальной жизни все иначе. Однако ска­зочный закон трудолюбия действует и в социальной, и во внутренней жизни человека. Праздность и лень медленно разрушают душу, да и социальные дела оказываются «за­пущенными». Попробуйте в течение двух лет понаблю­дать за человеком, который ходит на работу, но не выкла­дывается там в полную силу или хотя бы наполовину. Для того чтобы получать зарплату, ему достаточно «просто присутствовать» на рабочем месте. За два года, если он не станет нагружать себя дополнительной работой, наш «по­допечный» существенно деградирует.

2. Второй вызов герою — приглашение к женитьбе, по­строению качественных отношений с женщиной, с ее родом и собственным родом. Ему предстоит преодолеть все раздоры и наполнить отношения уважением, любовью и пониманием.

3. Третий вызов герою от архетипа Крестьянина свя­зан с необходимостью бережливого и дальновидного ве­дения домашнего хозяйства. Ему предстоит научиться учитывать доходы и расходы, количество продуктов; а также строить прогноз относительно насущных потребностей и предстоящих расходов. Жизненная ситуация станет учить героя довольствоваться малым и самым не­обходимым. Жить без расточительства, вне роскоши. К слову сказать, одним из вариантов третьего типа вызо­ва является долгосрочный крупный кредит. Он уже мно­гих людей обучил рачительному ведению хозяйства...

4. Четвертый тип вызова — приглашение героя к зако­нотворчеству. Известно, что грамотные, продуманные, зре­лые законы обеспечивают в обществе порядок и стабиль­ность. Законотворчество проявляется не только на государ­ственном уровне. Там, где два-три человека живут вместе (например, семья или комната в студенческом общежитии), уже необходимы общие договоренности, другими словами, внутренние законы, или правила. Кто и когда моет посуду, каким образом обеспечивается уважение к границам лич­ности и территории друг друга; каковы порядок и очеред­ность пользования ванной комнатой, и прочее.

Если не заниматься этой работой, даже у любящих чле­нов одной семьи неизбежно будут накапливаться раздра­жение и обиды друг на друга. Правила помогают обеспе­чить стабильность жизненного уклада. К правилам также относится формирование традиций (семейные чтения по четвергам, воскресные походы на природу, празднование дней рождений и других праздников и пр.). В процессе со­здания правил внутренней жизни, других законов проис­ходит развитие силы не только архетипа Крестьянина, но и архетипа Монарха.

К вызовам архетипа Крестьянина нужно готовиться с дет­ства, постепенно. И здесь есть три основных инструмента:

1) личный пример родителей: развитие в условиях крепкой дружной семьи;

2) посильный труд в семье (начиная от «домашних обязанностей», самообслуживания и заканчивая более серьезными нагрузками);

3) достойные истории (они готовят исподволь, на бессознательно-символическом уровне).

Если первые два инструмента сказкотерапевту труд­нодоступны, то уж третьим мы можем воспользоваться смело и умело. Здесь важны четыре основные темы21:

 

21 В одной сказке может быть описана одна ситуация «инициации-вы­зова». Совершенно не обязательно «зашифровывать» в одной истории все четыре ситуации, хотя это тоже полезно.

 

1) приглашение к труду;

2) обретение мира в роду;

3) бережливое, рачительное ведение хозяйства;

4) законотворчество, создание правил уклада жизни.

Тема сказки, подготавливаю­щей к достойному прохождению вызова архетипа Крестьянина Краткое содержание сказки
Приглашение к труду Завязка истории в том, что герою дается некое задание (либо он его берет сам), требующее от него кропотливого труда. Например, как в сказке «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»: герой должен заделать дырку в волшебном платье. Это невоз­можно сделать иглой и нитью - ткань слишком тонкая. Ему приходится перевязывать каждую разорванную ниточку вручную! Итак, получив задание, герой наивно предпо­лагает, что его можно выполнить быстро и без особых усилий. Он пробует - у него не выходит. Герой понимает, что ситуация требует кропотливости. Это ему не нравится. Постепенно он смиряется и выполняет задание с честью. В финале истории он пони­мает, что, преодолев лень и стремление все сделать «побыстрее», он многое приоб­рел. Возможно, даже стал мастером своего дела или просто получил заслуженную награду
Обретение мира в роду Завязка истории такова: герой принадлежит к многочисленному и сильному племе­ни, в котором все связаны друг с другом родственными связями. Достигнув необхо­димого возраста, он желает взять себе в жены девушку из удаленного племени. От­носительно этого решения в его роду-племени начинаются разногласия. Кто-то ак­тивно выступает против союза с племенем невесты, мотивируя это самыми разнооб­разными доводами. Кто-то поддерживает героя. Кто-то из рода не участвует в рас­прях, но активно предлагает герою породниться с совершенно иным племенем. Из­вестно, что в племени потенциальной невесты также нет единства. Словом, брак ви­сит на волоске. Сначала герой пребывает в растерянности, даже склоняется к реше­нию повременить с женитьбой. Но потом, поразмыслив, проверив свои чувства к возлюбленной, поговорив с мудрыми людьми (неважно, из его племени или иного), он находит слова и подход к каждой из конфликтующих сторон. Методом спокой­ных, мудрых и здравых переговоров герой налаживает мир и в своем племени, и в племени невесты. Ему удается стать наследником существенных материальных ре­сурсов как своего племени, так и племени молодой жены
Бережное, рачитель­ное ведение хозяй­ства   Герой такой истории изначально обладает большим материальным ресурсом (деньга­ми, амбарами с зерном, кладовыми стоваром и пр.). Но случается беда: он лишается немалой части своего состояния. Он уже не может обеспечивать своей семье тот уро­вень качества жизни, к которому они привыкли. Не может платить работникам такую плату, которой они считают себя достойными. Герой в панике: как вести дела дальше? Как хозяйство, бизнес поднимать? Как в семье недовольство погасить? Как работников удержать? Он даже малодушно подумывает все бросить и сбежать, но вовремя оста­навливается. Наконец, после размышлений он пересчитывает то, чем располагает на данный момент. Продумывает способ максимально эффективного использования име­ющихся в его распоряжении материальных ресурсов. Заключает новые договорные от­ношения с работниками, воодушевляя их на работу. С семьей проводит вразумляющую беседу, мотивируя домочадцев довольствоваться малым и посильно помогать ему в делах. Благодаря экономии, продуманной политике, терпению и труду сложная ситуа­ция преодолевается. Герой приходит к еще большему материальному достатку, чем был у него до кризиса. Кроме того, меняются его домочадцы - из потребителей они становятся членами одной команды. Также среди работников ярко выделяются, верные преданные люди, которые прошли с героем испытание до конца  
Законотворчество, со­здание правил уклада жизни Завязка истории в том, что волею судьбы в одном закрытом пространстве оказывают­ся несколько совершенно разных по складу, потребностям и характеру людей (это могут быть заключенные, случайно набранная команда корабля; люди, выброшенные на необитаемый остров, и др.). Хотят они этого или нет, но им ПРИДЕТСЯ длительное время жить вместе. В этой сказке важно особое внимание уделить характеру каждого героя. Акцентировать трудности общения с другими, эгоистические проявления каж­дого. Из истории должно быть ясно, что ужиться этим людям вместе практически невозможно. Когда ситуация доходит то критической точки (еще чуть-чуть и герои друг друга могут лишить жизни), герой предлагает установить правила совместной жизни, распределить обязанности. Сказка должна содержать конкретные правила и рекомендации, которые были выработаны и приняты героями. Финал истории - не­обходимость в совместном проживании отпадает, но даже после освобождения герои истории стремятся поддерживать контакт друг с другом

Такие истории сказкотерапевт может сочинять в соав­торстве с детьми и взрослыми.

Что касается Урока архетипа Крестьянина, все также весьма драматично. Урок в том, чтобы пережить поте­рю чего-то или кого-то значимого. Герой может поте­рять свои трофеи, все, что он заработал. Предатели отни­мают у него коня, мешок с сокровищем и невесту, а самого лишают жизни. В другом случае герой лишается при­вычного уклада жизни, к которому привязан. Например, он после катастрофы оказывается на необитаемом остро­ве, и ему нужно выживать, формировать новый жизнен­ный уклад. Третий случай — герой теряет близкого, лю­бимого человека: возлюбленную, друга, родственника.

Очень жесткий Урок архетипа Крестьянина проходит многострадальный Иов. В «Книге Иова» сказано: «Был че­ловек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непоро­чен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла...» Дру­гими словами, Иов был примером для многих. Он владел большим богатством, имел многочисленных детей, что в те времена считалось знаком особого Божьего расположения. Но, самое главное, он был человеком праведной, святой жизни. Казалось бы, Иов — это тот человек, который дол­жен избежать в своей жизни любых потерь и связанных с ними страданий. Однако зло не дремлет и затевает такую беседу с Богом: «Разве даром богобоязнен Иов? <...> Иов богобоязнен и верен недаром, он — корыстолюбец. Правда, может быть, не такой, как другие люди, которые хотят от Бога только материальных благ; он, может быть, и в более тонком смысле корыстолюбец: он богобоязнен потому, что Ты, Господи, даешь ему земные блага и выделяешь его из среды других людей. Вот он и боится потерять эти блага и прибегает к Тебе». Если все забрать у Иова, будет ли он ве­рен Богу? «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». С этого момента Иов по очереди стал терять все, что было для него дорого. Исчезает его потомство, сгорает богатство, и самого его поражает страшная болезнь — проказа. Нема­ло претерпел Иов искушений и в этом состоянии, он при­нял хулу и от жены, и от друзей. Страдалец не понимает, в чем он согрешил перед Богом, желает найти ответ и об­щается к Господу: «Дыхание мое ослабело; дни мои угаса­ют; гробы передо мною. <...> Заступись, поручись Сам за меня перед Собою! Иначе, кто поручится за меня?» Иов не просит у Бога вернуть ему богатство, потомство, былое ува­жение, он не молит о возвращении земных благ, он не роп­щет. Когда чаша страданий Иова переполняется, Господь дает ему Откровение о пределе человеческой воли, смире­нии, существовании в мире злой воли падших духов; о том, что «человеческая праведность перед Богом, как запачкан­ная одежда». Но главное — Иов получает Откровение об обновлении жизни через потерю старого.

Среди многих духовных уроков, которые получил Иов, для нас важен символизм потери старого как смысл ос­новного Урока архетипа Крестьянина. Мало кто из героев сказок, притч, легенд хочет потерять что-либо ценное. Вряд ли среди людей найдутся желающие добровольно расстаться с кем-то или чем-либо значимым. Но как же найти в жизни место для Нового, если все занято старым? С другой стороны, как преодолеть разрушающий человека изнутри страх потери, тревогу? Ведь носить страх и трево­гу в сердце длительное время невозможно. Во всяком слу­чае, это чрезвычайно вредно. Поэтому на помощь душе приходят силы обновления. Они вымывают старые страхи, тревоги и представления, как воды двух рек вымывали нечистоты из ко­нюшен царя Авгия.

Обновление нередко связано с по­терями — таков смысл Урока архе­типа Крестьянина.

Что касается Иова, ему было возвращено его прежнее благосостояние и здоровье в двойном размере. Герой имел других детей, и не было их прекрасней на земле...

Итак, архетип Крестьянина — особенная составляю­щая «мужской силы». Этот архетип помогает ощущать связь с родиной, семьей, страной, поддерживать порядок, формировать достойный уклад жизни; он дает силу для переживания потерь и разум для понимания их назначе­ния.

Архетип Купца

Быть первым (архетип Воина), быть главным (архетип Монарха), быть стабильным (архетип Крестьянина), — наверное, основные составляющие мужской силы описа­ны. Но какая же архетипическая матрица провоцирует появление того, что называют Приключением? Приклю­чение в жизни героя (и человека) создает архетип Купца. Эта древняя матрица формирует стремление к игре, рис­ку, приключениям, овладению тайным и даже запретным.

Когда еще не было купцов, жили охотники. Чтобы по­лучить добычу, им нужно было изучить повадки своих жертв, научиться их заманивать, терпеливо ждать в за­саде удобного часа. Кроме того, охотникам нужно было сбывать некоторую часть своей добычи. А для этого необ­ходимо было входить в контакт с другими людьми. Иначе говоря, в архетипе Купца «записаны» и страсть к охоте, и тонкое знание человеческой психологии, и комбинатор­ные способности, и смекалка, и хитрость, и высокий твор­ческий потенциал, и стремление «поиграть» с людьми и даже собственной и чужой жизнью.

Архетип Купца создает определенный тип героя. Он умен, даже хитроумен, изворотлив, обладает чувством юмора, находит подход к любому человеку или живот­ному, благодаря хитрости выходит из тяжелейших си­туаций.

В сказках это мужик, которого хочет обмануть глупо­ватый и самодовольный барин, или другой персонаж; солдат, хитрец. Герои, в характере которых ярко пред­ставлен архетип Купца, — это «великие комбинаторы». В трудных ситуациях в их головах мгновенно рождается несколько хитроумных комбинаций. Они никогда не те­ряют присутствия духа и чувство юмора, с большим ин­тересом относятся ко всему происходящему вокруг них. Здесь уместно вспомнить и любимых многими литера­турных героев (для сказкотерапевта все они являются героями авторских сказок): Остапа Бендера, Тома Сойера, Эмиля, Незнайку, Буратино, Чиполлино, Пеппи Длинныйчулок, Карлсона, Кота Матроскина (у последнего ярко выражены архетипы Купца и Крестьянина), Ходжу Насреддина (у него ярко представлены архетипы Купца и Философа).

Самые главные враги таких героев — это скука, одно­образное течение жизни и ограничение свободы. Для них важен процесс создания Приключения, процесс участия в Приключении. Внутри у этих героев работает невиди­мый «генератор идей для приключений», который не дает покоя ни им самим, ни их друзьям.

На высоком эволюционном уровне этот архетип дает ге­рою силу хитроумия для решения важнейших, обществен­но значимых проблем (хитроумный Одиссей). Например, классическая китайская военная стратегия базируется на принципах данного архетипа (и архетипа Философа). На высоком эволюционном уровне сила архетипа Купца все­гда созидательна и служит достижению достойных целей. Также она дает герою возможность предугадать манипу­ляцию со стороны другого и тонко избежать ее.

Вспомним хотя бы последний подвиг Геракла, когда он должен был добыть чудесные яблоки Гесперид. Титан Атлас, что держал на своих плечах весь небесный свод, согласился отдать Гераклу три яблока, если он подержит за него небо. Геракл согласился и встал на место титана.

Небесный свод был так тяжел, что даже Геракл едва вы­держал нагрузку. Когда Атлас вернулся с тремя яблока­ми, он предложил Гераклу: «Давай я сам отнесу яблоки в Микены, а ты подержишь небо до моего возвращения!» Геракл разгадал хитрость титана, он понял, что Атлас ис­пользовал эту уловку, чтобы вообще освободиться от сво­его тяжелого труда. Но обижать титана, а тем более ссо­риться с ним, герой не мог — ответственность за небесный свод слишком велика. Поэтому Геракл, в свою очередь, пошел на хитрость. Он ответил Атласу: «Хорошо, я подер­жу небесный свод еще, только позволь мне сначала сде­лать себе подушку, чтобы небо так сильно не давило на плечи!» Когда титан вновь взвалил на свои плечи небес­ный свод, Геракл попрощался с ним и сказал, что вечно нести не свою ношу не хочет.

На высоком эволюционном уровне архетип Купца как бы скрывается в тени архетипов Воина, Монарха, Крес­тьянина или Философа. Его ресурсы привлекаются для нестандартного решения трудных ситуаций. Ведь когда на герое (или человеке) лежит большая ответственность, идти на поводу у любви к приключениям может быть опасно. Поэтому ярко этот архетип проявляется на сред­нем и низком эволюционных уровнях.

Когда архетип Купца представлен на среднем эволю­ционном уровне, мы получаем неугомонного главного ге­роя. Авантюриста и комбинатора, невероятно обаятельно­го, с хорошим чувством юмора, быстро соображающего и неизменно выходящего сухим из воды (вспомним хотя бы легендарного Индиану Джонса, или Буратино, или Тома Сойера). Иногда может показаться, что вся система цен­ностей у него подменена страстью к приключениям, но это не так. Все-таки это средний эволюционный уровень — здесь действует созидательная система ценностей. Поэто­му когда герой оказывается перед выбором: друг или со­кровище, польза ближнего или приключение, — он при­нимает решение на основе общечеловеческих ценностей. Кстати, необходимость такого выбора придает приключе­нию особое очарование и дает герою возможность постро­ить очень тонкую игру. Он сначала выставляет себя него­дяем (чтобы враг понял, что они с ним «одной крови», а друг разочаровался в нем); а потом все складывается так, что друг не может не рукоплескать хитроумной ком­бинации героя. Истории с таким типом героя-«купца» все­гда интересны и увлекательны.

На низком эволюционном уровне перед нами предста­ет яркий антигерой — коварный манипулятор, который использует тонкое знание человеческой психологии (точ­нее, слабых мест человека) для достижения корыстных целей. Такой герой умело усыпляет бдительность жертв лживыми ласковыми речами, стремится завоевать всеоб­щее расположение, чтобы потом нанести удар. Он плетет сеть интриг, сталкивает героев друг с другом, дезинфор­мирует, околдовывает. Среди персонажей — колдуны и колдуньи, Лиса Алиса, Тартюф и многие другие. Они не вступают с главным героем в открытый поединок. Они — мастера мелких и крупных пакостей, провокаторы иску­шений, носители ложной информации. Рано или поздно их зло открывается и наказывается. Во всяком случае, в сказках...

Другие формы проявления архетипа Купца на низком эволюционном уровне — это герой-игрок и одержимый охотник. Таких героев нет в старых сказках, зато они при­сутствуют в авторских историях.

Герой-игрок одержим страстью к азартным играм, он желает быстро разбогатеть за счет умелой комбинации, приводящей к крупному выигрышу. При этом творческий потенциал архетипа перестает работать как надо, и герой, как одержимый, начинает охотиться за «заветной комби­нацией» («Три карты, три карты!»).

Одержимый охотник охотится за другими картами — географическими, на которых указано местоположение сокровищ, а также предметов, которые могут дать особые способности или власть над миром.

Фигуры героя-игрока и одержимого охотника символичны. Их назначение — предупредить читателей о трагиче­ских последствиях проявления силы архетипа Купца на низком эволюционном уровне. Если герой не откажется от своей страсти, даст ей победить себя, он закроет себе путь развития и в финале истории закономерно погибнет.

Для развития силы архетипа Купца сказкотерапевт под­бирает истории, герои которых проявляют силу этого архе­типа на высоком и среднем эволюционных уровнях. Кроме того, сказкотерапевт сочиняет сказки-загадки, где главный герой затрудняется решить сложную проблему, и читатель должен придумать несколько способов ее решения.

Такие сказки-загадки можно создавать на основе изве­стных сказок. Например, сказка про репку рассказывает­ся до того момента, когда пришло время звать Мышку. Кошка звала Мышку — не дозвалась. Собака звала Мыш­ку — не дозвалась. Внучка звала Мышку — не дозвалась. Бабка звала Мышку — не дозвалась. Дед звал Мышку — не дозвался. Все вместе звали они Мышку — нет ответа.

Где же она? Нет Мышки! Такая чистота была у них в доме, что Мышка нашла себе дом погрязнее. Что же делать? Разве можно вытащить репку без Мышки? Нужно приду­мать пять способов либо вернуть Мышку (при этом способ сделать дом снова грязным не подходит!), либо вытянуть Репку как-то иначе.

Другой пример — сказка про теремок. Расскажем ее близко к традиционному тексту до момента, когда Мед­ведь изъявляет желание жить в теремочке вместе со все­ми. Заволновались звери: как тут быть? Медведь такой большой — в маленьком теремке не поместится, и себя поранит, и другим неудобства причинит, да и домик сло­мает. Что же делать? Не хотят жители теремка Медведя обижать, но и в теремок его поместить никак невозможно! Попробуйте придумать пять способов, как уладить дело миром.

А вот простейшая загадка на основе сказки про Крас­ную Шапочку. Расскажем эту историю до момента перво­го расставания Красной Шапочки с Серым Волком. Она, по замыслу Волка, должна идти длинной дорожкой, а он — короткой (чтобы успеть закусить бабушкой). Од­нако наша героиня не так проста. Вспомнила Красная Ша­почка, что матушка рассказывала ей про Серого Волка, как наказывала ей не доверять ему на слово. «А что, если Серый Волк неправильную дорожку мне указал? — поду­мала девочка. — Это значит, что сам он верную дорогу знает и для себя ее приберег. А если так, то хочет он ока­заться у бабушки раньше меня. А зачем? Неизвестно!» И решила Красная Шапочка пойти по той дорожке, по ко­торой Волк побежал. «Хоть и не опережу его, но увижу, что он делать станет», — решила наша сообразительная девочка. Пришла она к домику, где бабушка жила, и ви­дит в окошко, как беседует с ней Волк, а сам зубы точит да слюною исходит. Догадалась Красная Шапочка, что голо­ден Серый Волк, да так голоден, что даже целую бабушку готов проглотить, вместе с чепцом, клубком ниток и вя­зальными спицами. Что же делать Красной Шапочке? Место удаленное, помощи ждать неоткуда, телефона мо­бильного в те времена еще не было. Знает она, что Волка накормить нужно, но как ей страх свой преодолеть? По­пробуйте помочь Красной Шапочке. Придумайте пять способов, как ей страх свой преодолеть, бабушку защи­тить и Волка накормить. Ведь известно, что тот, кто в лесу живет, со всеми животными в дружбе жить должен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал