Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 7 страница
Теперь мы спустимся ниже по эволюционной лестнице этого архетипа. Здесь уже заметны его теневые проявления: социальные тревоги (что со мною дальше будет? как прокормить семью? сколько мне заплатят?), зависть (сосед живет лучше, чем я!), жадность, негибкость, упрямство. Земные, материальные заботы, накопление богатства, социальных знаков отличия становятся ключевыми ценностями. Вместо трудолюбия появляется лень, да и связь с землей, с природой становится значительно слабее. Так «обстоят дела» с этим архетипом на низких эволюционных уровнях. Многочисленные провокации в сказках, завязки сюжетных линий происходят именно из теневых сторон архетипа Крестьянина. Кто-то кому-то позавидовал, захотел забрать себе чужое; кто-то ленится работать и строит комбинации, как отобрать заработанное у более успешного; а кто-то своей скупостью и упрямством провоцирует близких людей на убийство. Казалось бы, такой безобидный архетип, но сколько трагедий способен породить он, когда выражен в личности человека на низком эволюционном уровне! Для активного проявления себя во внешнем мире теневые стороны этого архетипа используют силы других архетипов. И возникает путаница, в которой сложно распознать, какой же архетип сейчас «работает»? Порожденные теневыми аспектами архетипа Крестьянина зависть и жадность, используя инструменты архетипов Воина и Монарха, приводят к войне, заговору, перевороту. Скупость, привязанность к богатству сводит с ума самого героя и разрушает жизнь его близких (Скупой рыцарь, Плюшкин, Кощей, который «над златом чахнет», и др.). Поэтому так важно развитие, повышение эволюционного уровня именно этой архетипической силы. Сказкотерапевт может делать это с помощью историй. В сказках, помогающих прорабатывать архетип Крестьянина, важны характер и образ действий главного героя (или героини). Герой должен: тонко взаимодействовать с природой, быть большим тружеником, неизменно повышать качество жизни, уметь работать в команде и выживать в труднейших условиях. Вот пять основных типов сказочных сюжетов, помогающих гармонизировать силу архетипа Крестьянина: 1. Герой — спаситель планеты16. Сюжет сказки строится на решении некой «экологической проблемы». Например, злобный персонаж разрушает окружающую природу: уничтожает посевы, отравляет воду и пр. Герой тонко чувствует окружающую его природу, дружит с животными, растениями, даже знает язык животных и растений. Он делает все возможное, чтобы найти источник зла, победить его, а также найти средство для исцеления зараженной природы, поврежденной экологии. В финале сказки проблема успешно решается и все радуются. По ходу истории у героя завязываются прочные дружеские связи с людьми, которые ему помогали. Примеры современных сказок этого типа можно найти в произведениях писателей-фантастов (детских и взрослых), герои которых спасают от экологических катастроф различные миры. И конечно же, истории с таким сюжетом совсем несложно сочинять.
16 Фабула таких историй формируется на основе мужского архетипического сюжета «Спаситель» при активном участии архетипа Воина.
2. Герой-труженик17. Герой (или героиня) постоянно пребывает в труде. Он стремится стать мастером своего дела (например, Данила-мастер из сказки «Каменный цветок»). Она выполняет многочисленные поручения старшей женщины без ропота и лени. У героев обязательно появляются помощники; некоторые из них могут делать часть требуемой работы. В финале истории обязательно бывает вознаграждение. Сочиняя такие сказки, сказкотерапевт может подробно и красочно описывать цикл крестьянской деятельности: отбор семян для посева, подготовку земли, посев, уход, радость урожая, его уборка. В этом отношении можно взять за основу фабулу сказки про репку и ярко описать все подготовительные действия Деда (как семя для репки выбирал, как почву готовил, с какими мыслями семя в землю сажал, как ухаживал за проросшей репкой, кто помогал ему).
17 Фабула этих историй формируется в большей степени на основе женского архетипического сюжета «Мачеха и падчерица» и мужского архетипического сюжета «Дорога к мастерству».
3. Герой — охотник за богатством18. Герой отправляется за сокровищем, богатством, кладом. Отнимает его у владельца или у духов места, где он спрятан. Он очень радуется приобретенному богатству, рисует в своем воображении картины счастливой безбедной жизни. Но... либо клад оказывается проклятым (как в легенде о Сигурде), либо завистники ловко отбирают у героя приобретенное (как происходит во многих сказках), либо сам герой разочаровывается в богатстве материальном, так как прозревает и постигает сущность вечных ценностей (например, любви). В счастливом финале истории герой должен научиться грамотно распоряжаться богатством материальным и стать носителем общечеловеческих ценностей.
18 Фабула этих историй строится на основе мужских архетипических сюжетах «Вечное возвращение» и «Скрытые враги» при активном участии архетипа Купца.
4. Герой— руководитель команды, член команды19. Главный герой является руководителем рабочей группы, решающей определенную проблему (неважно какую, главное, что решить ее можно только коллективными усилиями). Он распределяет обязанности между членами команды. Благодаря различным сложным ситуациям, возникающим в процессе решения проблемы, главному герою открываются особенности психологии членов его команды. Сам он меняется, все тоньше понимает ценность вклада каждого в общее дело. Герой невероятно трудолюбив и ответственен. Перед финалом возникают непредвиденные препятствия, практически неразрешимые трудности, но благодаря общим действиям они преодолеваются. Причем нередко в самый последний момент, когда кажется, что все пропало. Финал истории — всеобщее ликование от общей победы.
19 Фабула таких историй основана на мужском архетипическом сюжете «Мужское братство» при активном участии архетипа Монарха.
5. Герой выживает на необитаемом острове20. Архетип Крестьянина дает колоссальную силу выживания в любых условиях, позволяет приспособиться к непривычным условиям жизни, найти контакт с окружающей природой. Существует множество историй о жизни на необитаемом острове. В финале сказки герой возвращается к людям с новым опытом, уникальными знаниями и богатством. 20 Фабула таких историй формируется на основе мужского архетипи-ческого сюжета «Вечное возвращение» при активном участии всех мужских архетипов. Конечно, не только сказки помогают гармонизировать и развивать силу архетипа Крестьянина. Труд домашний, учет имеющихся материальных ресурсов, строительство, садоводство, работа по починке чего-либо (от домашней утвари до автомобиля) — все это виды «крестьянской» деятельности. Они невероятно полезны для развития обсуждаемой нами сейчас архетипической силы. Домашние праздники, когда собирается вся семья; маленькие семейные концерты и представления, традиция прогулок всей семьей; работа на даче, а также другие виды деятельности, в которых участвуют все члены семьи, — важная часть нашей «крестьянской» жизни. Важно понимать, что именно древняя матрица архетипа Крестьянина помогает нам преодолевать внутри себя силы инерции и лень, развивает трудолюбие, чем бы мы ни занимались. Какие же инициирующие ситуации «предусмотрены» в матрице архетипа Крестьянина? Мы выделяем четыре типа вызовов, которые бросает герою этот архетип. 1. Первый вызов герою — это приглашение его к кропотливому труду. Чтобы получить желаемое, следует поработать. Причем с радостью, любовью, без ропота. Положительные герои сказок — большие труженики, чем бы они ни занимались. Лентяи в сказках всегда наказываются. Кто-то, быть может, думает, что этот закон действует лишь в сказках, а в реальной жизни все иначе. Однако сказочный закон трудолюбия действует и в социальной, и во внутренней жизни человека. Праздность и лень медленно разрушают душу, да и социальные дела оказываются «запущенными». Попробуйте в течение двух лет понаблюдать за человеком, который ходит на работу, но не выкладывается там в полную силу или хотя бы наполовину. Для того чтобы получать зарплату, ему достаточно «просто присутствовать» на рабочем месте. За два года, если он не станет нагружать себя дополнительной работой, наш «подопечный» существенно деградирует. 2. Второй вызов герою — приглашение к женитьбе, построению качественных отношений с женщиной, с ее родом и собственным родом. Ему предстоит преодолеть все раздоры и наполнить отношения уважением, любовью и пониманием. 3. Третий вызов герою от архетипа Крестьянина связан с необходимостью бережливого и дальновидного ведения домашнего хозяйства. Ему предстоит научиться учитывать доходы и расходы, количество продуктов; а также строить прогноз относительно насущных потребностей и предстоящих расходов. Жизненная ситуация станет учить героя довольствоваться малым и самым необходимым. Жить без расточительства, вне роскоши. К слову сказать, одним из вариантов третьего типа вызова является долгосрочный крупный кредит. Он уже многих людей обучил рачительному ведению хозяйства... 4. Четвертый тип вызова — приглашение героя к законотворчеству. Известно, что грамотные, продуманные, зрелые законы обеспечивают в обществе порядок и стабильность. Законотворчество проявляется не только на государственном уровне. Там, где два-три человека живут вместе (например, семья или комната в студенческом общежитии), уже необходимы общие договоренности, другими словами, внутренние законы, или правила. Кто и когда моет посуду, каким образом обеспечивается уважение к границам личности и территории друг друга; каковы порядок и очередность пользования ванной комнатой, и прочее. Если не заниматься этой работой, даже у любящих членов одной семьи неизбежно будут накапливаться раздражение и обиды друг на друга. Правила помогают обеспечить стабильность жизненного уклада. К правилам также относится формирование традиций (семейные чтения по четвергам, воскресные походы на природу, празднование дней рождений и других праздников и пр.). В процессе создания правил внутренней жизни, других законов происходит развитие силы не только архетипа Крестьянина, но и архетипа Монарха. К вызовам архетипа Крестьянина нужно готовиться с детства, постепенно. И здесь есть три основных инструмента: 1) личный пример родителей: развитие в условиях крепкой дружной семьи; 2) посильный труд в семье (начиная от «домашних обязанностей», самообслуживания и заканчивая более серьезными нагрузками); 3) достойные истории (они готовят исподволь, на бессознательно-символическом уровне). Если первые два инструмента сказкотерапевту труднодоступны, то уж третьим мы можем воспользоваться смело и умело. Здесь важны четыре основные темы21:
21 В одной сказке может быть описана одна ситуация «инициации-вызова». Совершенно не обязательно «зашифровывать» в одной истории все четыре ситуации, хотя это тоже полезно.
1) приглашение к труду; 2) обретение мира в роду; 3) бережливое, рачительное ведение хозяйства; 4) законотворчество, создание правил уклада жизни.
Такие истории сказкотерапевт может сочинять в соавторстве с детьми и взрослыми. Что касается Урока архетипа Крестьянина, все также весьма драматично. Урок в том, чтобы пережить потерю чего-то или кого-то значимого. Герой может потерять свои трофеи, все, что он заработал. Предатели отнимают у него коня, мешок с сокровищем и невесту, а самого лишают жизни. В другом случае герой лишается привычного уклада жизни, к которому привязан. Например, он после катастрофы оказывается на необитаемом острове, и ему нужно выживать, формировать новый жизненный уклад. Третий случай — герой теряет близкого, любимого человека: возлюбленную, друга, родственника. Очень жесткий Урок архетипа Крестьянина проходит многострадальный Иов. В «Книге Иова» сказано: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла...» Другими словами, Иов был примером для многих. Он владел большим богатством, имел многочисленных детей, что в те времена считалось знаком особого Божьего расположения. Но, самое главное, он был человеком праведной, святой жизни. Казалось бы, Иов — это тот человек, который должен избежать в своей жизни любых потерь и связанных с ними страданий. Однако зло не дремлет и затевает такую беседу с Богом: «Разве даром богобоязнен Иов? <...> Иов богобоязнен и верен недаром, он — корыстолюбец. Правда, может быть, не такой, как другие люди, которые хотят от Бога только материальных благ; он, может быть, и в более тонком смысле корыстолюбец: он богобоязнен потому, что Ты, Господи, даешь ему земные блага и выделяешь его из среды других людей. Вот он и боится потерять эти блага и прибегает к Тебе». Если все забрать у Иова, будет ли он верен Богу? «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». С этого момента Иов по очереди стал терять все, что было для него дорого. Исчезает его потомство, сгорает богатство, и самого его поражает страшная болезнь — проказа. Немало претерпел Иов искушений и в этом состоянии, он принял хулу и от жены, и от друзей. Страдалец не понимает, в чем он согрешил перед Богом, желает найти ответ и общается к Господу: «Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы передо мною. <...> Заступись, поручись Сам за меня перед Собою! Иначе, кто поручится за меня?» Иов не просит у Бога вернуть ему богатство, потомство, былое уважение, он не молит о возвращении земных благ, он не ропщет. Когда чаша страданий Иова переполняется, Господь дает ему Откровение о пределе человеческой воли, смирении, существовании в мире злой воли падших духов; о том, что «человеческая праведность перед Богом, как запачканная одежда». Но главное — Иов получает Откровение об обновлении жизни через потерю старого. Среди многих духовных уроков, которые получил Иов, для нас важен символизм потери старого как смысл основного Урока архетипа Крестьянина. Мало кто из героев сказок, притч, легенд хочет потерять что-либо ценное. Вряд ли среди людей найдутся желающие добровольно расстаться с кем-то или чем-либо значимым. Но как же найти в жизни место для Нового, если все занято старым? С другой стороны, как преодолеть разрушающий человека изнутри страх потери, тревогу? Ведь носить страх и тревогу в сердце длительное время невозможно. Во всяком случае, это чрезвычайно вредно. Поэтому на помощь душе приходят силы обновления. Они вымывают старые страхи, тревоги и представления, как воды двух рек вымывали нечистоты из конюшен царя Авгия. Обновление нередко связано с потерями — таков смысл Урока архетипа Крестьянина. Что касается Иова, ему было возвращено его прежнее благосостояние и здоровье в двойном размере. Герой имел других детей, и не было их прекрасней на земле... Итак, архетип Крестьянина — особенная составляющая «мужской силы». Этот архетип помогает ощущать связь с родиной, семьей, страной, поддерживать порядок, формировать достойный уклад жизни; он дает силу для переживания потерь и разум для понимания их назначения. Архетип Купца Быть первым (архетип Воина), быть главным (архетип Монарха), быть стабильным (архетип Крестьянина), — наверное, основные составляющие мужской силы описаны. Но какая же архетипическая матрица провоцирует появление того, что называют Приключением? Приключение в жизни героя (и человека) создает архетип Купца. Эта древняя матрица формирует стремление к игре, риску, приключениям, овладению тайным и даже запретным. Когда еще не было купцов, жили охотники. Чтобы получить добычу, им нужно было изучить повадки своих жертв, научиться их заманивать, терпеливо ждать в засаде удобного часа. Кроме того, охотникам нужно было сбывать некоторую часть своей добычи. А для этого необходимо было входить в контакт с другими людьми. Иначе говоря, в архетипе Купца «записаны» и страсть к охоте, и тонкое знание человеческой психологии, и комбинаторные способности, и смекалка, и хитрость, и высокий творческий потенциал, и стремление «поиграть» с людьми и даже собственной и чужой жизнью. Архетип Купца создает определенный тип героя. Он умен, даже хитроумен, изворотлив, обладает чувством юмора, находит подход к любому человеку или животному, благодаря хитрости выходит из тяжелейших ситуаций. В сказках это мужик, которого хочет обмануть глуповатый и самодовольный барин, или другой персонаж; солдат, хитрец. Герои, в характере которых ярко представлен архетип Купца, — это «великие комбинаторы». В трудных ситуациях в их головах мгновенно рождается несколько хитроумных комбинаций. Они никогда не теряют присутствия духа и чувство юмора, с большим интересом относятся ко всему происходящему вокруг них. Здесь уместно вспомнить и любимых многими литературных героев (для сказкотерапевта все они являются героями авторских сказок): Остапа Бендера, Тома Сойера, Эмиля, Незнайку, Буратино, Чиполлино, Пеппи Длинныйчулок, Карлсона, Кота Матроскина (у последнего ярко выражены архетипы Купца и Крестьянина), Ходжу Насреддина (у него ярко представлены архетипы Купца и Философа). Самые главные враги таких героев — это скука, однообразное течение жизни и ограничение свободы. Для них важен процесс создания Приключения, процесс участия в Приключении. Внутри у этих героев работает невидимый «генератор идей для приключений», который не дает покоя ни им самим, ни их друзьям. На высоком эволюционном уровне этот архетип дает герою силу хитроумия для решения важнейших, общественно значимых проблем (хитроумный Одиссей). Например, классическая китайская военная стратегия базируется на принципах данного архетипа (и архетипа Философа). На высоком эволюционном уровне сила архетипа Купца всегда созидательна и служит достижению достойных целей. Также она дает герою возможность предугадать манипуляцию со стороны другого и тонко избежать ее. Вспомним хотя бы последний подвиг Геракла, когда он должен был добыть чудесные яблоки Гесперид. Титан Атлас, что держал на своих плечах весь небесный свод, согласился отдать Гераклу три яблока, если он подержит за него небо. Геракл согласился и встал на место титана. Небесный свод был так тяжел, что даже Геракл едва выдержал нагрузку. Когда Атлас вернулся с тремя яблоками, он предложил Гераклу: «Давай я сам отнесу яблоки в Микены, а ты подержишь небо до моего возвращения!» Геракл разгадал хитрость титана, он понял, что Атлас использовал эту уловку, чтобы вообще освободиться от своего тяжелого труда. Но обижать титана, а тем более ссориться с ним, герой не мог — ответственность за небесный свод слишком велика. Поэтому Геракл, в свою очередь, пошел на хитрость. Он ответил Атласу: «Хорошо, я подержу небесный свод еще, только позволь мне сначала сделать себе подушку, чтобы небо так сильно не давило на плечи!» Когда титан вновь взвалил на свои плечи небесный свод, Геракл попрощался с ним и сказал, что вечно нести не свою ношу не хочет. На высоком эволюционном уровне архетип Купца как бы скрывается в тени архетипов Воина, Монарха, Крестьянина или Философа. Его ресурсы привлекаются для нестандартного решения трудных ситуаций. Ведь когда на герое (или человеке) лежит большая ответственность, идти на поводу у любви к приключениям может быть опасно. Поэтому ярко этот архетип проявляется на среднем и низком эволюционных уровнях. Когда архетип Купца представлен на среднем эволюционном уровне, мы получаем неугомонного главного героя. Авантюриста и комбинатора, невероятно обаятельного, с хорошим чувством юмора, быстро соображающего и неизменно выходящего сухим из воды (вспомним хотя бы легендарного Индиану Джонса, или Буратино, или Тома Сойера). Иногда может показаться, что вся система ценностей у него подменена страстью к приключениям, но это не так. Все-таки это средний эволюционный уровень — здесь действует созидательная система ценностей. Поэтому когда герой оказывается перед выбором: друг или сокровище, польза ближнего или приключение, — он принимает решение на основе общечеловеческих ценностей. Кстати, необходимость такого выбора придает приключению особое очарование и дает герою возможность построить очень тонкую игру. Он сначала выставляет себя негодяем (чтобы враг понял, что они с ним «одной крови», а друг разочаровался в нем); а потом все складывается так, что друг не может не рукоплескать хитроумной комбинации героя. Истории с таким типом героя-«купца» всегда интересны и увлекательны. На низком эволюционном уровне перед нами предстает яркий антигерой — коварный манипулятор, который использует тонкое знание человеческой психологии (точнее, слабых мест человека) для достижения корыстных целей. Такой герой умело усыпляет бдительность жертв лживыми ласковыми речами, стремится завоевать всеобщее расположение, чтобы потом нанести удар. Он плетет сеть интриг, сталкивает героев друг с другом, дезинформирует, околдовывает. Среди персонажей — колдуны и колдуньи, Лиса Алиса, Тартюф и многие другие. Они не вступают с главным героем в открытый поединок. Они — мастера мелких и крупных пакостей, провокаторы искушений, носители ложной информации. Рано или поздно их зло открывается и наказывается. Во всяком случае, в сказках... Другие формы проявления архетипа Купца на низком эволюционном уровне — это герой-игрок и одержимый охотник. Таких героев нет в старых сказках, зато они присутствуют в авторских историях. Герой-игрок одержим страстью к азартным играм, он желает быстро разбогатеть за счет умелой комбинации, приводящей к крупному выигрышу. При этом творческий потенциал архетипа перестает работать как надо, и герой, как одержимый, начинает охотиться за «заветной комбинацией» («Три карты, три карты!»). Одержимый охотник охотится за другими картами — географическими, на которых указано местоположение сокровищ, а также предметов, которые могут дать особые способности или власть над миром. Фигуры героя-игрока и одержимого охотника символичны. Их назначение — предупредить читателей о трагических последствиях проявления силы архетипа Купца на низком эволюционном уровне. Если герой не откажется от своей страсти, даст ей победить себя, он закроет себе путь развития и в финале истории закономерно погибнет. Для развития силы архетипа Купца сказкотерапевт подбирает истории, герои которых проявляют силу этого архетипа на высоком и среднем эволюционных уровнях. Кроме того, сказкотерапевт сочиняет сказки-загадки, где главный герой затрудняется решить сложную проблему, и читатель должен придумать несколько способов ее решения. Такие сказки-загадки можно создавать на основе известных сказок. Например, сказка про репку рассказывается до того момента, когда пришло время звать Мышку. Кошка звала Мышку — не дозвалась. Собака звала Мышку — не дозвалась. Внучка звала Мышку — не дозвалась. Бабка звала Мышку — не дозвалась. Дед звал Мышку — не дозвался. Все вместе звали они Мышку — нет ответа. Где же она? Нет Мышки! Такая чистота была у них в доме, что Мышка нашла себе дом погрязнее. Что же делать? Разве можно вытащить репку без Мышки? Нужно придумать пять способов либо вернуть Мышку (при этом способ сделать дом снова грязным не подходит!), либо вытянуть Репку как-то иначе. Другой пример — сказка про теремок. Расскажем ее близко к традиционному тексту до момента, когда Медведь изъявляет желание жить в теремочке вместе со всеми. Заволновались звери: как тут быть? Медведь такой большой — в маленьком теремке не поместится, и себя поранит, и другим неудобства причинит, да и домик сломает. Что же делать? Не хотят жители теремка Медведя обижать, но и в теремок его поместить никак невозможно! Попробуйте придумать пять способов, как уладить дело миром. А вот простейшая загадка на основе сказки про Красную Шапочку. Расскажем эту историю до момента первого расставания Красной Шапочки с Серым Волком. Она, по замыслу Волка, должна идти длинной дорожкой, а он — короткой (чтобы успеть закусить бабушкой). Однако наша героиня не так проста. Вспомнила Красная Шапочка, что матушка рассказывала ей про Серого Волка, как наказывала ей не доверять ему на слово. «А что, если Серый Волк неправильную дорожку мне указал? — подумала девочка. — Это значит, что сам он верную дорогу знает и для себя ее приберег. А если так, то хочет он оказаться у бабушки раньше меня. А зачем? Неизвестно!» И решила Красная Шапочка пойти по той дорожке, по которой Волк побежал. «Хоть и не опережу его, но увижу, что он делать станет», — решила наша сообразительная девочка. Пришла она к домику, где бабушка жила, и видит в окошко, как беседует с ней Волк, а сам зубы точит да слюною исходит. Догадалась Красная Шапочка, что голоден Серый Волк, да так голоден, что даже целую бабушку готов проглотить, вместе с чепцом, клубком ниток и вязальными спицами. Что же делать Красной Шапочке? Место удаленное, помощи ждать неоткуда, телефона мобильного в те времена еще не было. Знает она, что Волка накормить нужно, но как ей страх свой преодолеть? Попробуйте помочь Красной Шапочке. Придумайте пять способов, как ей страх свой преодолеть, бабушку защитить и Волка накормить. Ведь известно, что тот, кто в лесу живет, со всеми животными в дружбе жить должен.
|