Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 5 страница
3. Символическая разминка — проявление силы Воина вне дома. Первые победы или первые поражения. Если герой использует свою силу во имя справедливости, у него случаются первые настоящие победы. Если герой просто дает разгуляться своей молодецкой силе, не думая о последствиях, у него должны случиться первые поражения — должен прийти персонаж, который поставит зарвавшегося героя на место, покажет, что на всякую силу есть еще большая сила. Так неразумный герой познает свои ограничения. Или, в случае конструктивного проявления силы Воина, герой познает свои новые возможности. Ситуации побед и поражений для героя может создавать Учитель. 4. Шанс проявить себя по-настоящему. Случается серьезное событие: беда, конфликт, мир в опасности. От героя требуется мобилизация всех его сил, он должен показать, на что способен, переродиться, осознать идею Справедливости. 5. «Над пропастью». Герой, решая серьезный конфликт, оказывается на грани поражения. Силы его уже на исходе. Но благодаря некоему важному воспоминанию, связанному с попранием врагом идеи Справедливости, у героя включается «второе дыхание». Он может вдруг осознать важность некоего наставления Учителя, которое прежде не понимал или игнорировал. 6. Подлинный поединок. Герой ощущает невиданный приток сил, входит в состояние неистового Воина. Открывшийся ресурс силы помогает ему разделаться с врагом. Ощущение новый силы и выигранного боя переполняет его. 7. Торжество силы. Все чествуют победителя. Герой наслаждается победой, наградой. При этом он демонстрирует скромность и щедрость, чем заслуживает еще большую народную любовь, а также благосклонность читателей. Также герой может прийти к Учителю (если тот еще жив), чтобы поклониться и поблагодарить. Такова формула сюжета мужской сказки, основанной на архетипе Воина. Подобные истории помогают силе Воина эволюционировать, а также усиливают ее, если она слабо выражена в структуре мужского характера. Слабо представленный архетип Воина делает человека социально уязвимым, боязливым, аутоагрессивным, мягкотелым, слишком покладистым, словом — таким, что не может за себя постоять. В этом случае истории о героях-воинах помогут провести подготовительную работу для психологической коррекции, а занятия спортом, айкидо дадут инструменты для воспитания «духа воина». Вот, к примеру, как готовил к бою герой Терри Пратчетта своего друга (Профессора Спасли — персонажа с изначально слабовыраженным архетипом Воина): «Для начала попробуй разозлиться как следует. Так, чтобы кровь вскипела. Представь, что враг — это люди, которых ты ненавидишь больше всего на свете». И вот к чему это привело во время боя: «Волосы Профессора Спасли развевались на ветру. Он топал по пыли, размахивая мечом и вопя во всю глотку. За всю свою жизнь он никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас. Так вот он, главный секрет: не отводя глаз, смотри Смерти в лицо и наступай... И все становится так просто»10.
10 Пратчетт Т. Интересные времена. М.: ЭКСМО, 2004.
Так слабовыраженный архетип Воина развивается и гармонизируется благодаря «спортивной злости». Каждому мужчине необходимо пережить это особенное состояние, которое испытывает воин в преддверии и в момент схватки. Здесь ощущается особенный вкус жизни. Как сказали бы древние: «Вкус жизни с привкусом крови». Это состояние побеждает многоликий страх. На его место приходит великая сила Смелости, которая укрепляет дух и тело настоящего воина, ведет его к победе. Силу Воина очень тонко чувствует женщина. Она открывает свое сердце для победителя. И, как правило, не прощает мужчине слабую выраженность этого архетипа... Однако не всегда женщине легко жить с партнером, у которого архетип Воина выражен ярко, но на невысоком эволюционном уровне. В российской практике консультирования мы довольно часто сталкиваемся с жалобами женщин на «взрывной характер» своих супругов. И вот один из таких случаев. Представьте себе молодую женщину 35 лет. Из соображений конфиденциальности назовем ее Алисой. Ее муж имеет «сильный, взрывной характер», конфликты в семье возникают на ровном месте. После ссоры муж легко восстанавливает спокойное расположение духа, а Алиса еще длительное время переживает случившееся, винит себя. К сказкотерапевту ее привели мысли о разводе, ставшие устойчивыми в последнее время. Сама Алиса — тонкая, чувствительная натура. Муж Алисы не понимает ее состояния и не видит причин для разрыва отношений. Легко предположить, что в супруге Алисы ярко представлен архетип Воина. Причем, к сожалению, на весьма невысоком эволюционном уровне. Кроме того, супруги попали в ловушку древнего сюжета отношений, именуемого в Комплексной Сказкотерапии © «Поединок в ритме танго»11. Этот архетипический сюжет построен на схватке между героем и героиней. Они испытывают силу, терпение, выносливость друг друга. Каждый из них должен познать теневую часть личности партнера и принять ее. Первая ловушка этого сюжета такова: партнеры могут заиграться и превратить свою жизнь в нескончаемую схватку. С этой стороны, желание Алисы развестись с мужем — это ее специфическое оружие против супруга. Еще одна ловушка архетипического сюжета: один из партнеров может захотеть «выйти из игры» раньше, чем урок отношений будет пройден. Это недопустимо, так как чувства между партнерами сильны. Например, Алиса хоть и говорила, что измучена ссорами, но когда представляла себе жизнь после развода, сердце ее сжималось от боли. Это естественно, ведь она любит своего мужа, и сюжет их отношений далек от завершения.
11 Подробнее о сюжетах, уровнях отношений можно прочитать в книге автора: Зинкевич-Евстигнеева Т. Он и Она: тайный шифр сказки отношений. СПб.: Речь, 2007.
Получается, что Алиса и ее муж воюют друг с другом, каждый своими средствами, не подозревая об этом. Так работают древние структуры: архетипы и архетипические сюжеты. Задача сказкотерапевта — объяснить происходящее, рассказать о действии архетипа Воина и сюжета «Поединок в ритме танго», что и было сделано. Это помогло Алисе преодолеть свои заблуждения относительно мужа. Теперь нужно было сочинить для Алисы такую историю, которая позволила бы снять ее психоэмоциональное напряжение, символически отразила бы древний сюжет отношений и достойное разрешение ситуации; подсказала бы Алисе другие, женские, способы «борьбы», а точнее — более тонкие формы взаимодействия с мужем. В таких случаях сказкотерапевт часто использует метафору «Принцесса и Дракон». А отразить эволюцию амбивалентного героя помогает метафора преображения (трансформации героя из злого в доброго). Позвольте привести сказку, рассказанную Алисе12.
12 Эта история принадлежит перу автора настоящей книги.
На берегу чудесной реки, которая несла в себе множество удивительных отражений, стоял дом. Жила в нем девушка. Она была дружна с временами года, а потому в ее саду все происходило вовремя. И было очень красиво. Часто девушка смотрела на воду. Она была уверена, что река — ее самый лучший учитель. Вода никогда не оставалась неподвижной, даже когда зимою ее покрывала корка льда. Она текла, менялась, обмениваясь при этом отражениями и светом со всем, что ее окружало. И вот однажды захотелось девушке узнать, где же начало у реки, а где конец и есть ли они на свете. Она собралась и пошла вдоль берега. Она шла и шла, завороженная потоком, тем, как играли в воде солнечные лучи и отраженья звезд, лунные искры и цвета разнотравья. Она шла и шла, завороженная потоком и дорогой, позабыв свой дом. Река между тем открывала ей множество своих тайн и состояний, знакомила с обитателями других стран и миров, и казалось, не было у нее конца, были только перемены в течении и русле. Но вот русло реки стало совсем узким, да и не рекой стала река, а узеньким ручьем, ибо путь ее лежал через пустыню. Девушка огляделась вокруг, но ничего привычного для себя не увидела — даже песка не было, одна выжженная солнцем потрескавшаяся земля. Она не привыкла к такому пейзажу, и захотелось ей его изменить. И стала она петь. Звуки и мелодия рождались как будто сами собой, а может, река подсказывала их, кто знает... Да только от тех песен изменилось небо, появились тучи, и пролилась на землю целительная влага. А девушка все продолжала петь, танцуя под дождем, поднимая брызги вокруг себя, охлаждая босые ноги в теплых лужах. И выглянуло ласковое солнце, и прилетел Ветер Перемен, и подарил он земле множество разных семян, и появились первые всходы. Все цвело и тянулось к свету, и ароматы рождали новые песни, а русло реки расширилось. И не уходила девушка из этого места, зная, что здесь ей назначена встреча. И прилетел Дракон, хозяин этой страны, и не узнал он своих владений. Разгневался он, закрыл доброе солнце мощными крыльями. Яростный огонь заклокотал у него внутри, и пламя изверглось на землю. День и ночь огнем и дымом наводил он порядок в своих владениях. И вскорости земля стала приобретать так любимую им сухость, и пошли по ней трещины, так напоминающие кожу самого Дракона. Довольный, он улегся на свое ложе, отгородившись пыльным туманом. Девушка не проронила ни слова, ни звука, ни мелодии, она наблюдала за хозяином страны. Она чувствовала, что нарушила заведенный не ею порядок. И, как ни жаль ей было цветущих лугов, интерес к хозяину этих мест оказался сильнее. Какой же он интересный, этот Дракон, раз любит жить именно так, в безводной пустыне. Как же он любит свое место, что тратит столько драгоценного пламени, чтобы восстановить привычное! Пока хозяин спал, пыльное облако осело, и девушка смогла рассмотреть Дракона. Огромный, сильный, он легко мог бы вызвать страх даже в самом бесстрашном сердце. Но ее сердце не знало страха и было полно любви. И захотелось ей петь. Просто так. Не для того чтобы восстановить цветущие луга или разбудить Дракона. Просто она не могла не петь, как и река не могла не течь. Она запела, и над ней пролился маленький теплый дождик. Она запела, и возле ее ноги появился росток. Она запела, и на ее плечо опустилась бабочка. Она запела, и... конечно же, разбудила Дракона. А он так этого не любил! И начался спектакль — он извергал пламя, она пела. Сердце Дракона было наполнено справедливым гневом и интересом. Сердце девушки не знало страха и было полно любви. Долго продолжался этот поединок, и наблюдали за представлением и Солнце, и Ветер Перемен, и Река. Никто не знал усталости. Сама Сила Жизни являла себя в них. Наконец оба остановились. Дракон, придерживая пламя, опустился на землю и посадил девушку на лапу. Она погладила его морщинистую кожу, а потом, как будто вспорхнув, пританцовывая, добежала до его головы и поцеловала. Это происшествие было так неожиданно для Дракона, что он чихнул. Девушка еле удержалась у него за ухом. Волшебный чих Дракона, осев на земле, пророс терновым кустом. Девушка вновь поцеловала Дракона, и он снова чихнул. На этот раз его чих пророс дубовой рощей. А она, наверное, войдя во вкус, все целовала и целовала его, а он все чихал и чихал. И через некоторое время вокруг них образовался красивый лес с мощными и сильными деревьями. Такими мощными и сильными, как чихи Дракона. И вдохнул Дракон глубоко-глубоко, а потом выдохнул, но не пламя. Дыхание Дракона подняло камни, комья земли и глины, деревья. Девушка зажмурила глаза и спряталась под крылом Дракона. Когда же пыль осела, она увидела прекрасный замок, рожденный его волшебным дыханием. Радостная, побежала она внутрь, не замечая, как содрогается тело Дракона. Кожа его разглаживалась, конечности изменялись. Что-то происходило с крыльями, лапами, когтями... И это «что-то» не под силу было остановить даже ему. Когда все кончилось, он ощутил себя в теле человека. Нельзя сказать, что это ему очень понравилось. Но, с другой стороны, новое тело давало ему возможности и новых опытов. Ах, не печальтесь, дорогие друзья! Наш Дракон вовсе не потерял самого себя. Просто Река, так любящая всевозможные изменения, подарила и ему возможность меняться. Теперь Дракон мог быть и человеком. Он мог держать в руках кисти и любимую женщину, рассказывать истории и вырезать причудливые фигурки; но также он мог летать и извергать пламя. Они поселились в чудесном замке, рожденном дыханием Дракона. Она создала прекрасный сад, вспомнив о дружбе с временами года. А он рисовал на стене драконов. Иногда улетал полетать. Этот замок существовал во множестве миров. В некоторых мирах к нему стекались люди, чтобы отдохнуть, или прикоснуться к первобытной мощи драконов, или открыть себе самого себя, кто знает... А были миры, в которых замок этот оставался заповедным местом, где жили Любовь и Талант... А были миры, в которых этого замка и вовсе не было, но было что-то другое... Но об этом уже совсем другая история... В этой истории, помимо прочего, зашифрована специфика проявления силы архетипа Воина женщиной и мужчиной. Его оружие — пламя, но ее оружие — не меч, а песня, любящее сердце, понимающее и принимающее особенности партнера. Только такой подход может содействовать эволюции партнера и их взаимоотношений. Сказка понравилась Алисе и, по ее словам, помогла ей принять своего мужа, поверить в возможность гармонизации их отношений. Далее мы говорили с Алисой о том, как проявляется в характере ее мужа архетип Воина и как вести себя женщине в такой ситуации. Главное, что супруги остались вместе, и количество боли от преждевременно разорванных отношений в мире не умножилось. Но вернемся к образу антигероя. Его сила Воина представлена дисгармонично, на низком эволюционном уровне. Как его победить? Неужели нет иного способа, кроме прямой схватки? А если силы неравны, если он сильнее физически? Если антигерой сильнее физически, придется использовать другое качество собственной силы. Например, силу ума. Антигероя можно перехитрить, взяв на «слабо». Провокация на «слабо» — мощнейший инструмент для коррекции «дремучей» силы Воина. Давайте вспомним Кота в Сапогах и то, как он победил огромного Людоеда. «Да, ты силен, но я никогда не поверю, что ты сможешь превратиться в маленькую мышку!» — сказал Кот в Сапогах. «Это я-то не смогу! — взревел Людоед. — Еще как смогу! Смотри!» Людоед превратился в мышь и через мгновенье оказался в животе у Кота в Сапогах. «Я не поверю в то, что ты сможешь убрать свои игрушки, — говорит мама своему маленькому «воину».—Разбросать — да, но убрать... Нет, вряд ли тебе это под силу». Кто-то может сказать, что брать на «слабо» — это пример родительской манипуляции. Однако не будем торопиться с осуждением. Тонко использованная провокация направляет силу Воина в конструктивное русло. Этот инструмент будет эффективен при условии его дозированного и уместного использования. Мы много говорили о герое-воине и мало уделили внимания героине-воительнице. Ярко выраженный архетип Воина в женщине формирует характер амазонки. И на нее распространяется все, о чем мы говорили выше. Она дерется наравне с мужчиной, для нее важны победы (и над мужчинами в том числе), и, конечно же, особенно ей нравится то, что трудно дается. Как говорится, «дается с боем». Эти победы для нее наиболее ценные. Если изъять из ее жизни дух борьбы, поместить в тихое и спокойное место (о котором она, возможно, мечтает), каково будет ей?! Конечно, она сможет найти врагов и в тихом месте — это и бытовая пыль, и неровные стены. Вот с кем придется бороться с помощью уборки и ремонта! Благодаря силе Воина женщина не только выживает в непростых условиях, она находит ресурсы для активной самореализации, карьерного роста. Да, где-то она может быть резкой или жесткой, но, с другой стороны, как ей иначе удержать свои позиции и расширить собственную территорию? Архетип Воина также дает женщине силу постоять за себя и своих близких... Конечно, непросто хрупкой женщине нести в своем характере ярко выраженную силу Воина. Но если бы она этой силой не обладала, что бы с ней было?.. Бороться, соревноваться в силе, быть лучшим, побеждать (или терпеть поражение) и снова бороться, — вот цикл героя-воина. В настоящей сказке герой-воин должен эволюционировать. Он начинает с того, что только и делает, что рубит сплеча направо и налево. Далее, в борьбе для него появляется некий смысл, окрашенный идеей Справедливости. Теперь его сила начинает течь в определенном направлении, в русле, заданном целью. Он борется за правое дело. В этом его Предназначение. Чувство восстановленной Справедливости оправдывает разрушения и беды, которые несет за собой война. Он переживает поражения и победы, восстанавливается от ран и совершает подвиги. Прекрасные девушки восхищаются им, и, не задумываясь, отдают ему свое сердце. Разве это не удивительные истории?! Архетип Монарха Если для героя-воина нужно быть непременно первым и лучшим, то для героя-монарха важно быть ГЛАВНЫМ. И царское слово его — закон для всех. Может показаться, что базовое стремление, «записанное» в архетипе Монарха, — это стремление к власти. Желание командовать другими, чтобы выполняли его волю, контролировать других, загружать их работой, как мачеха падчерицу, — да, все это проявления архетипа Монарха. Но... на невысоком эволюционном уровне. В этой удивительной архетипической матрице заложена красивейшая идея Ответственности за других людей и страну в целом. Как постижение идеи Справедливости помогает развиваться силе Воина, так и тонкое осознание собственной Ответственности развивает силу Монарха. На высоком эволюционном уровне герой-монарх полностью свободен от эгоизма, его помыслы направлены на благо других и страны. Он умеет управлять другими людьми и обстоятельствами. Выглядит красиво, но встречается ли такое в людях? Это действительно редкость. Имена таких героев запечатлены в истории и известны людям. Но достаточно ли ясно, о какой Ответственности здесь идет речь? Ведь нередко само слово «ответственность» заставляет некоторых людей тяжело вздыхать или криво усмехаться. Между тем сказочная Ответственность вовсе не бремя. Это мощная сила, основанная на тонком ощущении человеком своей уникальной роли в мире. С другой стороны, Ответственность проявляется как забота о созидательной самореализации других. Мудрецы говорят, что все люди связаны между собой незримыми духовными нитями. По ним, как по проводам, течет информация о наших идеях, мыслях, чувствах, суждениях, желаниях, поступках. Каждый вносит свой вклад в общий духовный воздух. Важно, чтобы вклад этот был достойным, качественным и здоровым. Именно Ответственность регулирует поступление добра от каждого человека в общий духовный воздух. Благодаря Ответственности человек вовремя очищает собственные идеи, мысли и чувства, чтобы скопившиеся в них яды не отравляли общее пространство. Сила Ответственности помогает человеку ясно видеть свой талант и находить возможности его реализации для улучшения мирового воздуха. Эта Сила не дает человеку унывать и разочаровываться, ибо развивает в нем знание о собственной уникальной роли в этом мире. Иван Ильин, удивительный русский философ, рассказывал маленькому герою такую сказку об Ответственности. Смотри: мир вокруг нас есть одно огромное единство, где все взаимно связано. Тучи приносят нам дождь, дождь наполняет реки, реки влекут свои воды к морю, а море омывает весь земной шар. Далекое солнце освещает каждый уголок и посылает нам тепло, свет и радостные дни. То же происходит и с нами, людьми: мы все вплетены в великую и прекрасную ткань мира, чтобы сделать этот мир, и прежде всего нас самих, еще прекраснее и совершеннее. Прекрасны дела земные, где все связано живою связью и где каждое деяние, а также каждое недеяние незаметно сказывается на всем остальном. Сегодня ты не помог человеку в беде; завтра он обессилел в отчаянии и сделал что-то дурное, попал в тюрьму, и его дети голодают, крадут и следуют дурным людям. Да, это так; мы все едины — мы поддерживаем друг друга, мы вместе стоим и вместе падаем. Своеобразное единство народа: здесь нет отдельных или обособленных людей; где страдает и несчастен один, там одновременно страдают все; каждый обездоленный — это беда и проблема общая. Вытяни одну нитку из кофты и посмотри — ты повредил всю ткань. Если у тебя болит зуб, ты уже несчастен; если выскочила одна клавиша из фортепиано, то фортепиано испорчено. Каждый из нас, конечно, может закрыть глаза, следовать собственной корысти и изображать независимого счастливца; но беда от этого не станет меньше, скорее еще больше: ибо покинутый ожесточится, подавит чувство возмущения и предастся зависти и мщению... Также каждого из нас можно сравнить с крупицей радия, которая непрестанно посылает излучения во внешний мир. Этим мы можем отравить и погубить воздух общечеловеческой жизни или же оздоровить и очистить его, в зависимости от того, какие излучения мы посылаем: злые или добрые. Здесь каждому из нас приходится выбирать: продумать, взвесить все и решить. Кем ты хочешь стать: отравителем и вредителем, или праведным и надежным человеком? Будешь ты разрушать или строить? Разбойничать или служить? Ненавидеть или любить? Соответственно ты должен подготовить свою душу, свое сердце, свою волю, свои мысли. Тогда можешь быть уверен: что ты выбираешь и что делаешь в душе, то будет претворяться и вовне. Твое сердце проявится в твоих поступках; и даже когда этого «никто не видит», об этом все же узнают. Итак, ты должен стоять за каждым из своих решений, за каждым поступком, быть в нем сердцем и волею, обосновать его и суметь защитить. О каждом своем деянии ты должен иметь право сказать: «Я это сделал, я творческая причина тому, я принимаю на себя все добрые и худые последствия». А это как раз и есть ответственность: ты держишь ответ перед Господом на небесах и перед людьми на земле и не уклоняешься от него. Только трус увиливает; только шельма пытается выкрутиться. Праведный отвечает за свой поступок, считая его наилучшим из возможного и утверждая его как искренне-желанный. Он знает, что хотел поступить хорошо, что сам решился на этот поступок, старался предусмотреть его возможные последствия, и поэтому ему не страшно»13.
13 Ильин И. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альфа-Принт, 2008.
Если понимать Ответственность в таком, то есть близком к изначальному, смысле, то она предстает мощной эволюционной силой архетипа Монарха. Тот, кто стремится к власти, должен помнить о дамокловом мече... Именно качество ответственности определяет эволюционный уровень монарха. В сказках, мифах и других историях немало примеров героев-монархов низкого, среднего и высокого эволюционного уровня. На низком эволюционном уровне это деспотичные, властолюбивые или глупые монархи, далекие от идеи Ответственности. Это цари горохи, потребители и паразиты. Они беззастенчиво используют таланты других для реализации исключительно корыстных целей. Так, царь посылает своего слугу то за волшебными предметами для себя, то за невестой. При этом его поручения редко оказываются вызванными актуальной государственной необходимостью. И уж совершенно далеки от заботы о подданных. Условно средний эволюционный уровень представлен монархами слабыми, недальновидными, которые поддаются чужому влиянию и манипулированию или испытывают трудности с управлением своими подданными. В сказках они, как правило, оказываются в затруднительном положении и просят помощи у главного героя. Они вроде и стремятся сделать жизнь в стране лучше, защитить подданных, но внутренний монарший стержень у них слабый. Они трусоваты, нерешительны, часто беспомощны перед сильным противником. Например, нападает на их страну Змей Горыныч, деревни выжигает, безобразничает и шантажирует царя: дескать, не буду страну рушить, если каждый год станешь отдавать мне по девице. И что же наш царь? Он принимает условия супостата. Жертвует невинными девушками, чтобы откупиться от насильника. И так много лет, пока не появится Герой и не наведет порядок. Вроде бы царь принимает решение, исходя из государственной необходимости. Понятно, что у него маловато собственных ресурсов, чтобы поставить Змея Горыныча на место или, что, несомненно, лучше, снести ему все его головы. Но осознает ли наш царь, что он берет на себя Ответственность за кровь невинных девиц, принесенных в жертву? Вряд ли он задумывается об этом. Кроме того, он не пытается активно изменить положение дел. Ему кажется, что решение проблемы найдено — девушек в стране на его век хватит, а после него... это уж не его забота. Другими словами, ощущение Ответственности на среднем эволюционном уровне архетипа Монарха какое-то неказистое, угловатое. Вроде и есть она, Ответственность, но какая-то недальновидная и без стержня... На высоком эволюционном уровне мы встречаем благородных вождей и мудрых, сильных правителей. В непростой ситуации они берут Ответственность и руководство на себя, быстро принимают грамотные решения, умело расставляют всех участников событий по своим местам. Настоящие монархи дают подданным такие задания, выполнение которых приносит пользу общему делу, государству и умножает личную силу самого исполнителя. Архетип Монарха разворачивает во внутреннем пространстве героя тонкую драму отношений между стремлением к власти и Ответственностью. Интересно, что положительные сказочные герои редко стремятся к власти, но постоянно берут на себя Ответственность за что-либо: за выполнение трудного поручения, за спасение страны или принцессы, за близкого человека. Для положительного героя взять на себя Ответственность — обычное дело. Так работает архетип Монарха, формируя на бессознательно-символическом уровне внутри нас тонкое ощущение собственной роли в этом мире. Стремление же к власти характерно для отрицательного героя сказки, мифа, легенды. Антигерои не думают об Ответственности, относятся к ней цинично. Они всеми силами и средствами стремятся занять лидирующее положение, чтобы безнаказанно распространять свою волю, свое влияние на большинство. Однако в сказках антигерой уязвим, и в итоге получает по заслугам (так работает идея Справедливости, записанная в архетипе Воина). Также печален в сказках и конец всех монархов, находящихся на низком эволюционном уровне. Шифр мужской сказки прост и тонок одновременно: нет личностного развития — нет перспективы... Какие вызовы делает герою архетип Монарха? Как правило, от героя требуется проявить лидерские качества: принять ответственное решение, взять на себя руководство, управление страной. Герой сказки, который в финале получает руку принцессы и трон, фактически проходит Путь Монарха. Все его приключения, испытания были символическими уроками «монаршего дела». Когда он достигает необходимого уровня зрелости и ответственности, ему передается трон. Архетип Монарха для укрепления героя предлагает ему пройти серьезный Урок. Герою предстоит пережить предательство ближайшего окружения, тех, кому он доверял. Наиболее ярко эти сюжеты представлены в мифах, легендах, исторических хрониках как убийства великих монархов (Цезарь, Андрей Боголюбский, Павел I, Николай II). Если в мифах, легендах, исторических хрониках все заканчивается трагически (что является предупреждением и уроком для читателей), то в сказках у героя есть перспектива. Он погибает, но потом возрождается. Другими словами, в концепции Урока архетипа Монарха зашифровано ПЕРЕРОЖДЕНИЕ героя. Оно происходит благодаря его прохождению через предательство и даже убийство. Вероломные братья отбирают у героя все его трофеи, а самого разрубают на куски и оставляют в чистом поле на съедение хищным птицам. Но у сказочного героя есть волшебные помощники, а предатели не знают об этом! Героя поливают сначала мертвою водою, чтобы части тела срослись как положено; потом его тело окропляют живой водой, и он оживает14. Герой проходит то, что можно обозначить как «инициация через воду». Ритуал обливания мертвой и живой водой меняет сознание героя, он переходит на другой эволюционный уровень. Это самая настоящая сакральная инициация. В этом ритуале есть смерть и воскрешение. Благодаря ритуалу герой очищается. В его душе, сердце и голове нет разрушительных мыслей о мести предателям. Его нынешний уровень зрелости позволяет ему по возвращении домой найти путь восстановления справедливости и все расставить по своим местам.
14 Некоторые спрашивают, почему героя сначала нужно полить мертвой водой, — ведь можно же сразу полить его живой водой. В этом случае важно помнить, что благодаря действию живой воды все оживает. Представьте, что будет, если оживут разрозненные части тела героя...
«Инициация через воду» — чрезвычайно важный для нас шифр мужской сказки: чтобы принять трон, стать настоящим Правителем, нужно ОЧИСТИТЬСЯ. От чего же? Мало ли грязи на герое, на человеке?! Грязи не только физической (тут понятно — он длительное время пребывал в дороге). Грязи эмоциональной — состоящей из разнообразных путаных, тяжелых или пустых чувств, переживаний. Грязи ментальной — то есть всевозможных иллюзий, заблуждений, ложной информации. Грязи духовной, накопленной из-за неточного понимания, искажения важнейших ценностей. Разве за всей этой грязью уследишь? Она накапливается как навоз в конюшнях царя Авгия. И освободиться от нее можно только «по методу Геракла» — смыть потоком воды.
|