Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 5 страница






3. Символическая разминка — проявление силы Вои­на вне дома. Первые победы или первые поражения. Если герой использует свою силу во имя справедли­вости, у него случаются первые настоящие победы. Если герой просто дает разгуляться своей молодец­кой силе, не думая о последствиях, у него должны случиться первые поражения — должен прийти персонаж, который поставит зарвавшегося героя на место, покажет, что на всякую силу есть еще боль­шая сила. Так неразумный герой познает свои ограничения. Или, в случае конструктивного проявления силы Воина, герой познает свои новые возможности. Ситуации побед и поражений для героя может со­здавать Учитель.

4. Шанс проявить себя по-настоящему. Случается се­рьезное событие: беда, конфликт, мир в опасности. От героя требуется мобилизация всех его сил, он должен показать, на что способен, переродиться, осознать идею Справедливости.

5. «Над пропастью». Герой, решая серьезный конфликт, оказывается на грани поражения. Силы его уже на ис­ходе. Но благодаря некоему важному воспоминанию, связанному с попранием врагом идеи Справедливости, у героя включается «второе дыхание». Он может вдруг осознать важность некоего наставления Учителя, ко­торое прежде не понимал или игнорировал.

6. Подлинный поединок. Герой ощущает невиданный приток сил, входит в состояние неистового Воина. Открывшийся ресурс силы помогает ему разделать­ся с врагом. Ощущение новый силы и выигранного боя переполняет его.

7. Торжество силы. Все чествуют победителя. Герой наслаждается победой, наградой. При этом он демонстрирует скромность и щедрость, чем заслуживает еще большую народную любовь, а также благо­склонность читателей. Также герой может прийти к Учителю (если тот еще жив), чтобы поклониться и поблагодарить.

Такова формула сюжета мужской сказки, основанной на архетипе Воина. Подобные истории помогают силе Во­ина эволюционировать, а также усиливают ее, если она слабо выражена в структуре мужского характера.

Слабо представленный архетип Воина делает челове­ка социально уязвимым, боязливым, аутоагрессивным, мягкотелым, слишком покладистым, словом — таким, что не может за себя постоять. В этом случае истории о геро­ях-воинах помогут провести подготовительную работу для психологической коррекции, а занятия спортом, ай­кидо дадут инструменты для воспитания «духа воина».

Вот, к примеру, как готовил к бою герой Терри Пратчетта своего друга (Профессора Спасли — персонажа с изначально слабовыраженным архетипом Воина): «Для начала попробуй разозлиться как следует. Так, чтобы кровь вскипела. Представь, что враг — это люди, которых ты ненавидишь больше всего на свете». И вот к чему это привело во время боя: «Волосы Профессора Спасли развевались на ветру. Он топал по пыли, размахивая мечом и вопя во всю глотку. За всю свою жизнь он никогда не чув­ствовал себя таким счастливым, как сейчас. Так вот он, главный секрет: не отводя глаз, смотри Смерти в лицо и наступай... И все становится так просто»10.

 

10 Пратчетт Т. Интересные времена. М.: ЭКСМО, 2004.

 

Так слабовыраженный архетип Воина развивается и гармонизируется благодаря «спортивной злости». Каждо­му мужчине необходимо пережить это особенное состоя­ние, которое испытывает воин в преддверии и в момент схватки. Здесь ощущается особенный вкус жизни. Как сказали бы древние: «Вкус жизни с привкусом крови». Это состояние побеждает многоликий страх. На его место при­ходит великая сила Смелости, которая укрепляет дух и тело настоящего воина, ведет его к победе.

Силу Воина очень тонко чувствует женщина. Она от­крывает свое сердце для победителя. И, как правило, не прощает мужчине слабую выраженность этого архети­па...

Однако не всегда женщине легко жить с партнером, у ко­торого архетип Воина выражен ярко, но на невысоком эволю­ционном уровне. В российской практике консультирования мы довольно часто сталкиваемся с жалобами женщин на «взрывной характер» своих супругов. И вот один из таких случаев.

Представьте себе молодую женщину 35 лет. Из сообра­жений конфиденциальности назовем ее Алисой. Ее муж имеет «сильный, взрывной характер», конфликты в семье возникают на ровном месте. После ссоры муж легко вос­станавливает спокойное расположение духа, а Алиса еще длительное время переживает случившееся, винит себя. К сказкотерапевту ее привели мысли о разводе, ставшие устойчивыми в последнее время. Сама Алиса — тонкая, чувствительная натура. Муж Алисы не понимает ее со­стояния и не видит причин для разрыва отношений.

Легко предположить, что в супруге Алисы ярко пред­ставлен архетип Воина. Причем, к сожалению, на весьма невысоком эволюционном уровне. Кроме того, супруги по­пали в ловушку древнего сюжета отношений, именуемого в Комплексной Сказкотерапии © «Поединок в ритме тан­го»11. Этот архетипический сюжет построен на схватке между героем и героиней. Они испытывают силу, терпение, выносливость друг друга. Каждый из них должен по­знать теневую часть личности партнера и принять ее. Первая ловушка этого сюжета такова: партнеры могут заиграться и превратить свою жизнь в нескончаемую схватку. С этой стороны, желание Алисы развестись с мужем — это ее специфическое оружие против супруга. Еще одна ловушка архетипического сюжета: один из партнеров может захотеть «выйти из игры» раньше, чем урок отношений будет пройден. Это недопустимо, так как чувства между партнерами сильны. Например, Алиса хоть и говорила, что измучена ссорами, но когда представ­ляла себе жизнь после развода, сердце ее сжималось от боли. Это естественно, ведь она любит своего мужа, и сю­жет их отношений далек от завершения.

 

11 Подробнее о сюжетах, уровнях отношений можно прочитать в книге автора: Зинкевич-Евстигнеева Т. Он и Она: тайный шифр сказки отноше­ний. СПб.: Речь, 2007.

 

Получается, что Алиса и ее муж воюют друг с другом, каждый своими средствами, не подозревая об этом. Так работают древние структуры: архетипы и архетипические сюжеты. Задача сказкотерапевта — объяснить про­исходящее, рассказать о действии архетипа Воина и сю­жета «Поединок в ритме танго», что и было сделано. Это помогло Алисе преодолеть свои заблуждения относитель­но мужа. Теперь нужно было сочинить для Алисы такую историю, которая позволила бы снять ее психоэмоциональное напряжение, символически отразила бы древний сюжет отношений и достойное разрешение ситуации; под­сказала бы Алисе другие, женские, способы «борьбы», а точнее — более тонкие формы взаимодействия с мужем. В таких случаях сказкотерапевт часто использует мета­фору «Принцесса и Дракон». А отразить эволюцию амби­валентного героя помогает метафора преображения (трансформации героя из злого в доброго). Позвольте при­вести сказку, рассказанную Алисе12.

 

12 Эта история принадлежит перу автора настоящей книги.

 

На берегу чудесной реки, которая несла в себе множество удивительных отражений, стоял дом. Жила в нем девуш­ка. Она была дружна с временами года, а потому в ее саду все происходило вовремя. И было очень красиво. Часто девушка смотрела на воду. Она была уверена, что река — ее самый лучший учитель. Вода никогда не оставалась неподвиж­ной, даже когда зимою ее покрывала корка льда. Она текла, меня­лась, обмениваясь при этом отражениями и светом со всем, что ее окружало.

И вот однажды захотелось девушке узнать, где же начало у реки, а где конец и есть ли они на свете. Она собралась и пошла вдоль берега. Она шла и шла, завороженная потоком, тем, как играли в воде солнечные лучи и отраженья звезд, лунные искры и цвета разнотравья. Она шла и шла, завороженная потоком и дорогой, поза­быв свой дом.

Река между тем открывала ей множество своих тайн и состоя­ний, знакомила с обитателями других стран и миров, и казалось, не было у нее конца, были только перемены в течении и русле.

Но вот русло реки стало совсем узким, да и не рекой стала река, а узеньким ручьем, ибо путь ее лежал через пустыню.

Девушка огляделась вокруг, но ничего привычного для себя не увидела — даже песка не было, одна выжженная солнцем потрес­кавшаяся земля. Она не привыкла к такому пейзажу, и захотелось ей его изменить.

И стала она петь. Звуки и мелодия рождались как будто сами со­бой, а может, река подсказывала их, кто знает... Да только от тех пе­сен изменилось небо, появились тучи, и пролилась на землю цели­тельная влага. А девушка все продолжала петь, танцуя под дождем, поднимая брызги вокруг себя, охлаждая босые ноги в теплых лужах.

И выглянуло ласковое солнце, и прилетел Ветер Перемен, и по­дарил он земле множество разных семян, и появились первые всхо­ды. Все цвело и тянулось к свету, и ароматы рождали новые песни, а русло реки расширилось. И не уходила девушка из этого места, зная, что здесь ей назначена встреча.

И прилетел Дракон, хозяин этой страны, и не узнал он своих вла­дений. Разгневался он, закрыл доброе солнце мощными крыльями. Яростный огонь заклокотал у него внутри, и пламя изверглось на землю. День и ночь огнем и дымом наводил он порядок в своих владениях. И вскорости земля стала приобретать так любимую им су­хость, и пошли по ней трещины, так напоминающие кожу самого Дракона. Довольный, он улегся на свое ложе, отгородившись пыль­ным туманом.

Девушка не проронила ни слова, ни звука, ни мелодии, она наблюда­ла за хозяином страны. Она чувствовала, что нарушила заведенный не ею порядок. И, как ни жаль ей было цветущих лугов, интерес к хозяину этих мест оказался сильнее.

Какой же он интересный, этот Дракон, раз любит жить именно так, в безводной пустыне. Как же он любит свое место, что тратит столько драгоценного пламени, чтобы восстановить привычное!

Пока хозяин спал, пыльное облако осело, и девушка смогла рас­смотреть Дракона. Огромный, сильный, он легко мог бы вызвать страх даже в самом бесстрашном сердце. Но ее сердце не знало страха и было полно любви.

И захотелось ей петь. Просто так. Не для того чтобы восстано­вить цветущие луга или разбудить Дракона. Просто она не могла не петь, как и река не могла не течь.

Она запела, и над ней пролился маленький теплый дождик. Она запела, и возле ее ноги появился росток. Она запела, и на ее плечо опустилась бабочка. Она запела, и... конечно же, разбудила Драко­на. А он так этого не любил!

И начался спектакль — он извергал пламя, она пела. Сердце Дра­кона было наполнено справедливым гневом и интересом. Сердце девушки не знало страха и было полно любви.

Долго продолжался этот поединок, и наблюдали за представле­нием и Солнце, и Ветер Перемен, и Река. Никто не знал усталости. Сама Сила Жизни являла себя в них.

Наконец оба остановились. Дракон, придерживая пламя, опус­тился на землю и посадил девушку на лапу. Она погладила его мор­щинистую кожу, а потом, как будто вспорхнув, пританцовывая, до­бежала до его головы и поцеловала.

Это происшествие было так неожиданно для Дракона, что он чихнул. Девушка еле удержалась у него за ухом.

Волшебный чих Дракона, осев на земле, пророс терновым кустом.

Девушка вновь поцеловала Дракона, и он снова чихнул. На этот раз его чих пророс дубовой рощей.

А она, наверное, войдя во вкус, все целовала и целовала его, а он все чихал и чихал. И через некоторое время вокруг них образовался красивый лес с мощными и сильными деревьями. Такими мощными и сильными, как чихи Дракона.

И вдохнул Дракон глубоко-глубоко, а потом выдохнул, но не пла­мя. Дыхание Дракона подняло камни, комья земли и глины, дере­вья. Девушка зажмурила глаза и спряталась под крылом Дракона. Когда же пыль осела, она увидела прекрасный замок, рожденный его волшебным дыханием.

Радостная, побежала она внутрь, не замечая, как содрогается тело Дракона. Кожа его разглаживалась, конечности изменялись. Что-то происходило с крыльями, лапами, когтями... И это «что-то» не под силу было остановить даже ему.

Когда все кончилось, он ощутил себя в теле человека. Нельзя сказать, что это ему очень понравилось. Но, с другой стороны, но­вое тело давало ему возможности и новых опытов.

Ах, не печальтесь, дорогие друзья! Наш Дракон вовсе не поте­рял самого себя. Просто Река, так любящая всевозможные измене­ния, подарила и ему возможность меняться. Теперь Дракон мог быть и человеком. Он мог держать в руках кисти и любимую женщину, рассказывать истории и вырезать причудливые фигурки; но также он мог летать и извергать пламя.

Они поселились в чудесном замке, рожденном дыханием Дра­кона. Она создала прекрасный сад, вспомнив о дружбе с времена­ми года. А он рисовал на стене драконов. Иногда улетал полетать.

Этот замок существовал во множестве миров. В некоторых мирах к нему стекались люди, чтобы отдохнуть, или прикоснуться к первобыт­ной мощи драконов, или открыть себе самого себя, кто знает... А были миры, в которых замок этот оставался заповедным местом, где жили Любовь и Талант... А были миры, в которых этого замка и вовсе не было, но было что-то другое... Но об этом уже совсем другая история...

В этой истории, помимо прочего, зашифрована специ­фика проявления силы архетипа Воина женщиной и мужчиной. Его оружие — пламя, но ее оружие — не меч, а песня, любящее сердце, понимающее и принимающее особенности партнера. Только такой подход может со­действовать эволюции партнера и их взаимоотношений.

Сказка понравилась Алисе и, по ее словам, помогла ей принять своего мужа, поверить в возможность гармони­зации их отношений. Далее мы говорили с Алисой о том, как проявляется в характере ее мужа архетип Воина и как вести себя женщине в такой ситуации. Главное, что су­пруги остались вместе, и количество боли от преждевре­менно разорванных отношений в мире не умножилось.

Но вернемся к образу антигероя. Его сила Воина пред­ставлена дисгармонично, на низком эволюционном уров­не. Как его победить? Неужели нет иного способа, кроме прямой схватки? А если силы неравны, если он сильнее физически?

Если антигерой сильнее физически, придется исполь­зовать другое качество собственной силы. Например, силу ума. Антигероя можно перехитрить, взяв на «слабо». Про­вокация на «слабо» — мощнейший инструмент для кор­рекции «дремучей» силы Воина. Давайте вспомним Кота в Сапогах и то, как он победил огромного Людоеда. «Да, ты силен, но я никогда не поверю, что ты сможешь превра­титься в маленькую мышку!» — сказал Кот в Сапогах. «Это я-то не смогу! — взревел Людоед. — Еще как смогу! Смотри!» Людоед превратился в мышь и через мгновенье оказался в животе у Кота в Сапогах.

«Я не поверю в то, что ты сможешь убрать свои игрушки, — говорит мама своему маленькому «воину».—Разбросать — да, но убрать... Нет, вряд ли тебе это под силу». Кто-то может ска­зать, что брать на «слабо» — это пример родительской мани­пуляции. Однако не будем торопиться с осуждением. Тонко ис­пользованная провокация направляет силу Воина в конструк­тивное русло. Этот инструмент будет эффективен при условии его дозированного и уместного использования.

Мы много говорили о герое-воине и мало уделили внима­ния героине-воительнице. Ярко выраженный архетип Воина в женщине формирует характер амазонки. И на нее распро­страняется все, о чем мы говорили выше. Она дерется нарав­не с мужчиной, для нее важны победы (и над мужчинами в том числе), и, конечно же, особенно ей нравится то, что труд­но дается. Как говорится, «дается с боем». Эти победы для нее наиболее ценные. Если изъять из ее жизни дух борьбы, поме­стить в тихое и спокойное место (о котором она, возможно, мечтает), каково будет ей?! Конечно, она сможет найти врагов и в тихом месте — это и бытовая пыль, и неровные стены. Вот с кем придется бороться с помощью уборки и ремонта!

Благодаря силе Воина женщина не только выживает в не­простых условиях, она находит ресурсы для активной само­реализации, карьерного роста. Да, где-то она может быть резкой или жесткой, но, с другой стороны, как ей иначе удержать свои позиции и расширить соб­ственную территорию? Архетип Воина также дает женщине силу постоять за себя и своих близких... Конечно, непросто хрупкой женщине нести в своем характере ярко выраженную силу Воина. Но если бы она этой силой не обладала, что бы с ней было?.. Бороться, соревноваться в силе, быть лучшим, побеждать (или терпеть поражение) и снова бороть­ся, — вот цикл героя-воина. В настоящей сказке ге­рой-воин должен эволюционировать. Он начинает с того, что только и делает, что рубит сплеча направо и налево. Далее, в борьбе для него появляется некий смысл, окрашенный идеей Справедливости. Теперь его сила начинает течь в определенном направле­нии, в русле, заданном целью. Он борется за правое дело. В этом его Предназначение. Чувство восста­новленной Справедливости оправдывает разруше­ния и беды, которые несет за собой война. Он пере­живает поражения и победы, восстанавливается от ран и совершает подвиги. Прекрасные девушки вос­хищаются им, и, не задумываясь, отдают ему свое сердце. Разве это не удивительные истории?!

Архетип Монарха

Если для героя-воина нужно быть непременно первым и лучшим, то для героя-монарха важно быть ГЛАВНЫМ. И царское слово его — закон для всех.

Может показаться, что базовое стремление, «записан­ное» в архетипе Монарха, — это стремление к власти. Желание командовать другими, чтобы выполняли его волю, контролировать других, загружать их работой, как мачеха падчерицу, — да, все это проявления архетипа Монарха. Но... на невысоком эволюционном уровне.

В этой удивительной архетипической матрице заложе­на красивейшая идея Ответственности за других людей и страну в целом. Как постижение идеи Справедливости помогает развиваться силе Воина, так и тонкое осознание собственной Ответственности развивает силу Монарха.

На высоком эволюционном уровне герой-монарх полнос­тью свободен от эгоизма, его помыслы направлены на бла­го других и страны. Он умеет управлять другими людьми и обстоятельствами. Выглядит красиво, но встречается ли такое в людях? Это действительно редкость. Имена таких героев запечатлены в истории и известны людям.

Но достаточно ли ясно, о какой Ответственности здесь идет речь? Ведь нередко само слово «ответственность» заставляет некоторых людей тяжело вздыхать или криво усмехаться. Между тем сказочная Ответственность вовсе не бремя. Это мощная сила, основанная на тонком ощуще­нии человеком своей уникальной роли в мире. С другой стороны, Ответственность проявляется как забота о сози­дательной самореализации других. Мудрецы говорят, что все люди связаны между собой незримыми духовными нитями. По ним, как по проводам, течет информация о на­ших идеях, мыслях, чувствах, суждениях, желаниях, по­ступках. Каждый вносит свой вклад в общий духовный воздух. Важно, чтобы вклад этот был достойным, каче­ственным и здоровым. Именно Ответственность регули­рует поступление добра от каждого человека в общий ду­ховный воздух. Благодаря Ответственности человек вов­ремя очищает собственные идеи, мысли и чувства, чтобы скопившиеся в них яды не отравляли общее пространство. Сила Ответственности помогает человеку ясно видеть свой талант и находить возможности его реализации для улучшения мирового воздуха. Эта Сила не дает человеку унывать и разочаровываться, ибо развивает в нем знание о собственной уникальной роли в этом мире.

Иван Ильин, удивительный русский философ, рассказы­вал маленькому герою такую сказку об Ответственности.

Смотри: мир вокруг нас есть одно огромное единство, где все взаимно связано. Тучи приносят нам дождь, дождь наполняет реки, реки влекут свои воды к морю, а море омывает весь земной шар. Далекое солнце освещает каждый уголок и посылает нам тепло, свет и радостные дни. То же происходит и с нами, людьми: мы все вплетены в великую и прекрас­ную ткань мира, чтобы сделать этот мир, и прежде всего нас самих, еще прекраснее и совершеннее. Прекрасны дела земные, где все связано живою связью и где каждое деяние, а также каждое недея­ние незаметно сказывается на всем остальном. Сегодня ты не помог человеку в беде; завтра он обессилел в отчаянии и сделал что-то дурное, попал в тюрьму, и его дети голодают, крадут и следуют дур­ным людям. Да, это так; мы все едины — мы поддерживаем друг друга, мы вместе стоим и вместе падаем. Своеобразное единство народа: здесь нет отдельных или обособленных людей; где страда­ет и несчастен один, там одновременно страдают все; каждый обездоленный — это беда и проблема общая. Вытяни одну нитку из коф­ты и посмотри — ты повредил всю ткань. Если у тебя болит зуб, ты уже несчастен; если выскочила одна клавиша из фортепиано, то фортепиано испорчено. Каждый из нас, конечно, может закрыть глаза, следовать собственной корысти и изображать независимого счастливца; но беда от этого не станет меньше, скорее еще больше: ибо покинутый ожесточится, подавит чувство возмущения и предастся зависти и мщению...

Также каждого из нас можно сравнить с крупицей радия, кото­рая непрестанно посылает излучения во внешний мир. Этим мы мо­жем отравить и погубить воздух общечеловеческой жизни или же оздоровить и очистить его, в зависимости от того, какие излучения мы посылаем: злые или добрые. Здесь каждому из нас приходится выбирать: продумать, взвесить все и решить. Кем ты хочешь стать: отравителем и вредителем, или праведным и надежным человеком? Будешь ты разрушать или строить? Разбойничать или служить? Не­навидеть или любить? Соответственно ты должен подготовить свою душу, свое сердце, свою волю, свои мысли. Тогда можешь быть уве­рен: что ты выбираешь и что делаешь в душе, то будет претворяться и вовне. Твое сердце проявится в твоих поступках; и даже когда это­го «никто не видит», об этом все же узнают. Итак, ты должен стоять за каждым из своих решений, за каждым поступком, быть в нем сер­дцем и волею, обосновать его и суметь защитить. О каждом своем деянии ты должен иметь право сказать: «Я это сделал, я творческая причина тому, я принимаю на себя все добрые и худые последствия». А это как раз и есть ответственность: ты держишь ответ перед Господом на небесах и перед людьми на земле и не уклоняешься от него. Только трус увиливает; только шельма пыта­ется выкрутиться. Праведный отвечает за свой поступок, считая его наилучшим из возможного и утверждая его как искренне-желанный. Он знает, что хотел поступить хорошо, что сам решился на этот по­ступок, старался предусмотреть его возможные последствия, и по­этому ему не страшно»13.

 

13 Ильин И. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альфа-Принт, 2008.

 

Если понимать Ответственность в таком, то есть близ­ком к изначальному, смысле, то она предстает мощной эволюционной силой архетипа Монарха. Тот, кто стремит­ся к власти, должен помнить о дамокловом мече... Именно качество ответственности определяет эволюционный уро­вень монарха.

В сказках, мифах и других историях немало примеров героев-монархов низкого, среднего и высокого эволюци­онного уровня.

На низком эволюционном уровне это деспотичные, властолюбивые или глупые монархи, далекие от идеи Ответственности. Это цари горохи, потребители и пара­зиты. Они беззастенчиво используют таланты других

для реализации исключительно корыстных целей. Так, царь посылает своего слугу то за волшебными предмета­ми для себя, то за невестой. При этом его поручения ред­ко оказываются вызванными актуальной государствен­ной необходимостью. И уж совершенно далеки от заботы о подданных.

Условно средний эволюционный уровень представлен монархами слабыми, недальновидными, которые подда­ются чужому влиянию и манипулированию или испыты­вают трудности с управлением своими подданными. В сказках они, как правило, оказываются в затруднитель­ном положении и просят помощи у главного героя. Они вроде и стремятся сделать жизнь в стране лучше, защи­тить подданных, но внутренний монарший стержень у них слабый. Они трусоваты, нерешительны, часто беспомощ­ны перед сильным противником.

Например, нападает на их страну Змей Горыныч, де­ревни выжигает, безобразничает и шантажирует царя: дескать, не буду страну рушить, если каждый год станешь отдавать мне по девице. И что же наш царь? Он принима­ет условия супостата. Жертвует невинными девушками, чтобы откупиться от насильника. И так много лет, пока не появится Герой и не наведет порядок.

Вроде бы царь принимает решение, исходя из государ­ственной необходимости. Понятно, что у него маловато собственных ресурсов, чтобы поставить Змея Горыныча на место или, что, несомненно, лучше, снести ему все его головы. Но осознает ли наш царь, что он берет на себя От­ветственность за кровь невинных девиц, принесенных в жертву? Вряд ли он задумывается об этом. Кроме того, он не пытается активно изменить положение дел. Ему ка­жется, что решение проблемы найдено — девушек в стра­не на его век хватит, а после него... это уж не его забота. Другими словами, ощущение Ответственности на среднем эволюционном уровне архетипа Монарха какое-то нека­зистое, угловатое. Вроде и есть она, Ответственность, но какая-то недальновидная и без стержня...

На высоком эволюционном уровне мы встречаем бла­городных вождей и мудрых, сильных правителей. В не­простой ситуации они берут Ответственность и руковод­ство на себя, быстро принимают грамотные решения, умело расставляют всех участников событий по своим местам. Настоящие монархи дают подданным такие за­дания, выполнение которых приносит пользу общему делу, государству и умножает личную силу самого ис­полнителя.

Архетип Монарха разворачивает во внутреннем про­странстве героя тонкую драму отношений между стремле­нием к власти и Ответственностью. Интересно, что поло­жительные сказочные герои редко стремятся к власти, но постоянно берут на себя Ответственность за что-либо: за выполнение трудного поручения, за спасение страны или принцессы, за близкого человека. Для положительного ге­роя взять на себя Ответственность — обычное дело. Так работает архетип Монарха, формируя на бессознательно-символическом уровне внутри нас тонкое ощущение соб­ственной роли в этом мире.

Стремление же к власти характерно для отрицательно­го героя сказки, мифа, легенды. Антигерои не думают об Ответственности, относятся к ней цинично. Они всеми си­лами и средствами стремятся занять лидирующее положе­ние, чтобы безнаказанно распространять свою волю, свое влияние на большинство. Однако в сказках антигерой уяз­вим, и в итоге получает по заслугам (так работает идея Справедливости, записанная в архетипе Воина).

Также печален в сказках и конец всех монархов, находя­щихся на низком эволюционном уровне. Шифр мужской сказки прост и тонок одновременно: нет личностного разви­тия — нет перспективы...

Какие вызовы делает герою архетип Монарха? Как правило, от героя требуется проявить лидерские каче­ства: принять ответственное решение, взять на себя ру­ководство, управление страной. Герой сказки, который в финале получает руку принцессы и трон, фактически проходит Путь Монарха. Все его приключения, испыта­ния были символическими уроками «монаршего дела». Когда он достигает необходимого уровня зрелости и от­ветственности, ему передается трон.

Архетип Монарха для укрепления героя предлагает ему пройти серьезный Урок. Герою предстоит пережить предательство ближайшего окружения, тех, кому он до­верял. Наиболее ярко эти сюжеты представлены в мифах, легендах, исторических хрониках как убийства великих монархов (Цезарь, Андрей Боголюбский, Павел I, Нико­лай II).

Если в мифах, легендах, исторических хрониках все за­канчивается трагически (что является предупреждением и уроком для читателей), то в сказках у героя есть перс­пектива. Он погибает, но потом возрождается. Другими словами, в концепции Урока архетипа Монарха зашифро­вано ПЕРЕРОЖДЕНИЕ героя. Оно происходит благодаря его прохождению через предательство и даже убийство.

Вероломные братья отбирают у героя все его трофеи, а самого разрубают на куски и оставляют в чистом поле на съедение хищным птицам. Но у сказочного героя есть вол­шебные помощники, а предатели не знают об этом! Героя поливают сначала мертвою водою, чтобы части тела срос­лись как положено; потом его тело окропляют живой во­дой, и он оживает14. Герой проходит то, что можно обо­значить как «инициация через воду».

Ритуал обливания мертвой и живой водой меняет со­знание героя, он переходит на другой эволюционный уро­вень. Это самая настоящая сакральная инициация. В этом ритуале есть смерть и воскрешение. Благодаря ритуалу герой очищается. В его душе, сердце и голове нет разру­шительных мыслей о мести предателям. Его нынешний уровень зрелости позволяет ему по возвращении домой найти путь восстановления справедливости и все расста­вить по своим местам.

 

14 Некоторые спрашивают, почему героя сначала нужно полить мерт­вой водой, — ведь можно же сразу полить его живой водой. В этом случае важно помнить, что благодаря действию живой воды все оживает. Пред­ставьте, что будет, если оживут разрозненные части тела героя...

 

«Инициация через воду» — чрезвычайно важный для нас шифр мужской сказки: чтобы принять трон, стать настоящим Правителем, нужно ОЧИСТИТЬСЯ. От чего же? Мало ли грязи на герое, на человеке?! Грязи не только фи­зической (тут понятно — он длительное время пребывал в дороге). Грязи эмоциональной — состоящей из разнооб­разных путаных, тяжелых или пустых чувств, пережи­ваний. Грязи ментальной — то есть всевозможных иллю­зий, заблуждений, ложной информации. Грязи духовной, накопленной из-за неточного понимания, искажения важ­нейших ценностей. Разве за всей этой грязью уследишь? Она накапливается как навоз в конюшнях царя Авгия. И освободиться от нее можно только «по методу Герак­ла» — смыть потоком воды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал