Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 1 страницаСтр 1 из 13Следующая ⇒
ТАЙНЫЙ ШИФР РЕЧЬ Санкт-Петербург 2009 ББК 88.5 3-63 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 3-63 Мужские сказки: тайный шифр. — СПб.: Речь, 2009. — 334 с. ISBN 978-5-9268-0819-7 Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её задача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека — и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений. Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знаниями, которые будут расшифрованы в этой книге. Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и профессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе... ББК 88.5 ISBN 978-5-9268-0819-7 © Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009 Оглавление От автора.............................................................................................5 Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9 И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10 Основания для выделения мужских архетипов и архетипических сюжетов...............................................................................................24 Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие события..............................................................................................28 Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61 Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81 Архетип Воина...................................................................................89 Архетип Монарха..............................................................................127 Архетип Крестьянина.......................................................................153 Архетип Купца...............................................................................................179 Архетип Философа.........................................................................................200 Архетип Монаха.............................................................................................225 Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237 Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249 Сюжет первый — «Отчий дом»....................................................................255 Сюжет второй — «Дорога к мастерству»....................................................276 Сюжет третий — «Спаситель».....................................................................291 Сюжет четвертый — «Скрытые враги».......................................................299 Сюжет пятый — «Любовь»...........................................................................306 Сюжет шестой — «Вечное возвращение»...................................................323 Сюжет седьмой — «Мужское братство».....................................................327 Послесловие....................................................................................................332
От автора Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали довольно большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал. На самом деле, писать о мужских сказках мне, как женщине, очень непросто и ответственно. Это так, даже несмотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного трепета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология... Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пойдет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпеливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои мужских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой мужской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире. Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бывает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщины помогает ей выживать и реализовывать себя в социальном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или героиню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказочные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже совсем другой вопрос. Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача — более тонко и глубоко исследовать особенности мужского принципа внутри человека — и мужчины, и женщины. Мужской принцип несет в себе огромную энергию активности, как созидательной, так и разрушительной. Благодаря его действию, происходят реальные преобразования чего угодно. Управлять этой энергией не всегда просто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-дороги героев часто так запутаны! Но мы же с вами — исследователи! Попробуем разобраться. Правда, при этом будем с вами скромны, понимая, что нам откроется лишь некая малая часть информации, зашифрованной в сказках... С благопожеланиями автор Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок
И вновь несколько слов о сказкотерапии «Сказкотерапия» — это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей — и специалистов, и просто интересующихся — вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия — это лечение сказками. Для других — прием коррекционной работы, для третьих — способ передачи основных знаний о жизни. В науке сказкотерапия — одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать—двадцать лет — срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия — это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу появились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то занимать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так говорить не совсем корректно. Главное, через истории передавали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, — замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки. Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия — это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия — это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия — это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология — это наука о душе). Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отечественной психологии как-то сама собой появилась традиция негласно, неофициально выделять московскую и питерскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотерапии?! Передав низкий поклон творцу и хранителю московской школы сказкотерапии — Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © — это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, которую вы держите в руках. Методологическая база складывалась постепенно. И на ее основании можно дать сегодняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © — это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт. Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет. . Архетип — это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действие архетипов остается неизменными. Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоциируется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фактически, получили «санкционированный доступ» к кладовым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный образец», у разных мыслителей наполнялся различным содержанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме природный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чувствительный к содержанию и проявлению архетипов, считал их врожденными психическими структурами, определяющими эстетическое отношение человека к миру. Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, возникновение новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы. Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся. Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригинальнейший ракурс действительности. Так рождаются новые тенденции, течения в искусстве и политике. Современники ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декорации». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию заветной мечты многих людей — мечты о стабильности. Творческое мужское начало в некоторых людях заставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Архетипы — это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы — это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса. Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие метафорические форматы — это хранители архетипов. Анализируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи». Итак, архетип представляет собой некий общий механизм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индивидуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми. В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа. В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, поэтому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последовательность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее — архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа действий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам предстоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохождения. Затем изначальная цель путешествия будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Когда мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предательством ближних и получить время на переосмысление собственного пути. Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня. Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений — сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии. Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и исследования мира, наконец. Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип — это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы — это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой. Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на переживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт. В Комплексной Сказкотерапии © разработана собственная классификация архетипов и архетипических сюжетов. Она удобна как для исследовательской работы, так и для психологического консультирования. Итак, теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое архетип и архетипический сюжет, давайте познакомимся с термином «узор судьбы», принятым в Комплексной Сказкотерапии ©. «Узор судьбы» — это уникальный рисунок жизни человека, в котором можно найти действие архетипов и архетипических сюжетов. В «узоре судьбы» записана информация о том, как человек проходит Школу Жизни, каким образом он преодолевает многообразные ловушки и испытания, какие ресурсы привлекает для прохождения инициирующих ситуаций, как встречает те вызовы, которые ему бросает жизнь. Если сказать проще, «узор судьбы» — это история жизни человека. Разве история жизни каждого из нас не является сказкой?.. Чем старше человек, тем богаче у него «узор судьбы». В этом отношении, конечно же, самая интересная сказкотерапия — это сказкотерапия взрослых. За каждым фрагментом жизни скрывается некая комбинация из архетипических сюжетов. И сказкотерапевт распутывает сложнейший клубок переплетенных древних сюжетов, помогая клиенту выбраться из непростой жизненной ловушки. В Комплексной Сказкотерапии © не используется словосочетание «жизненный сценарий». Само слово «сценарий» предполагает изначальную заданность, некую фатальность, предопределенность. Но человек — нелинейное существо. У нас внутри немало различных сил, нередко — разнонаправленных, рождающих разные сюжеты. Сказкотерапевт старается рассмотреть жизненную ситуацию с разных сторон, найти проявления различных архетипов и сюжетов, разгадать их загадки и ловушки и дать человеку возможность выбора — какой сюжет завершать. В какую сторону идти в первую очередь. Итак, сказкотерапевт — это тот, кто работает с уникальным «узором судьбы» человека, воспринимая его жизнь как новую сказку. Надо сказать, что быть на месте главного героя очень непросто. Читать и слушать про его приключения интересно, но проживать их ЛИЧНО... Поэтому когда говорят «жизнь — как сказка», сказкотерапевт сначала глубоко вздыхает, потому что он глубоко сочувствует человеку, как главному герою собственной сказки. Но в глубине души сказкотерапевт радуется, предвкушая интереснейшее совместное путешествие с клиентом по его «узору судьбы». Навигационной системой для такого путешествия является система представлений об архетипах и архетипических сюжетах. В Комплексной Сказкотерапии © мы выделяем:
Вы можете улыбнуться, увидев волшебное число «семь». Действительно, для сказок это особое число. Но не стоит думать, что только этим числом исчерпывается весь объем архетипов и древних сюжетов. Просто в жизни наших современников именно эти архетипы и сюжеты наиболее активны (по нашим наблюдениям). Пройдет время, и мы увидим, что начали действовать другие архетипические силы и нужно дополнить концепцию Комплексной Сказкотерапии ©. Закон «волшебной семерки» нарушается нами, когда речь идет об описании архетипа Женственности. Здесь мы выделяем три архетипа, которые задают иррациональной энергии женственности определенное русло. Это архетипы Матери, Возлюбленной и Хранительницы. В архетипе Матери мы выделяем семь(!) циклов, в архетипе Возлюбленной три цикла, а в архетипе Хранительницы два цикла. Так архетип Женственности, с нашей точки зрения, имеет двенадцать циклов. Как здесь не вспомнить чудесную сказку о «Двенадцати месяцах»?! Но, дорогие друзья, позвольте разговор об архетипе Женственности отложить до следующей книги... Второе нарушение закона «волшебной семерки» обнаруживается в Комплексной Сказкотерапии ©, когда речь заходит об Универсальных архетипах. Мы работаем с десятью Универсальными архетипами. Среди них пять созерцательных (архетипы Дороги, Государства, Творца, Помощника, Сезонности), и пять драматических (архетипы, которые мы именуем так: «Доброе сердце — Холодное сердце», «Тело боли», «Авгиевы конюшни», «Распутье», «Божественное вымя»). Собственно, комбинации Универсальных архетипов задают стержень основных сказочных сюжетов. Но об этом совсем другая история... Задача же этой книги — предложить подход к работе с мужскими архетипами и сюжетами. Зачем? Чтобы более тонко ориентироваться в собственном и чужом «узоре судьбы», выделяя в нем нити мужских архетипических сюжетов. Ведь эти нити ответственны за нашу социальную жизнь и активную самореализацию.
Основания для выделения мужских архетипов и архетипических сюжетов Позвольте начать с самого сложного — с ответа на вопрос: «А на каком, собственно, основании вы изволите выделять пресловутые мужские (да и женские!) архетипы и сюжеты и почему они именно таковы?» Право же, дать здесь вразумительный ответ очень нелегко. Можно, конечно, уйти от вопроса, сказав: «А знаете, многие открытия случались в результате откровения! Возьмите хотя бы таблицу Менделеева!» Но так говорить сказкотерапевту не пристало. Вообще, проблема классификации сказочных сюжетов стоит довольно остро. До сих пор исследователи так и не придумали достойных оснований для классификации сказок. Конечно, есть бесспорные авторитеты в этой области. Например, финский ученый Антти Аарне. Он составил каталог типов сказок и издал его в начале прошлого века. Для своего указателя Аарне предусмотрел около 2400 типов сказочных сюжетов. Но на самом деле типов меньше, просто прозорливый ученый оставил в своем перечне пустые места, чтобы другие исследователи могли внести свою лепту в процесс классификации сказочных сюжетов. Сам Антти Аарне выделил около 1000 типов сюжетов. Однако пользоваться такой классификацией сказкотерапевту не представляется возможным. Во-первых, их слишком много — «примерить» все сюжеты к ситуации клиента жизни не хватит. Во-вторых, категории классификации установлены весьма субъективно. И эта субъективность Антти Аарне не согласуется с целями сказкотерапевта. Итак, в науке пока нет четкой классификации сказочных сюжетов. И это дает нам право создавать классификации, удобные для решения задач психологического консультирования и коррекции с помощью сказок. В этом случае важно, чтобы «рабочих» архетипов и сюжетов не было много. В Комплексной Сказкотерапии © принято за основу сказочное число «семь». Как уже говорилось, мы выделяем: · семь мужских архетипов; · семь мужских архетипических сюжетов; · семь женских архетипических сюжетов; · семь архетипических сюжетов (уровней) отношений; · семь циклов архетипа Матери. Семь — это удобно, красиво и не претендует на окончательность. Да, это лишь верхушка айсберга коллективного бессознательного. Но как она хороша! Также мы выделяем десять универсальных архетипов (пять созерцательных и пять драматических). Другое важное основание для выделения архетипических сюжетов — их активность, проявленность в жизни наших современников. Безусловно, архетипических сюжетов очень много, но сегодня наиболее активны в «узоре судьбы» семь. Зато сколько комбинаций! Пройдет время, станут активными другие архетипические сюжеты, которые пока находятся в тени, в более пассивном состоянии. В этом случае мы гибко отреагируем и дополним наши методологические основания консультирования. Итак, каков же будет наш ответ на вопрос о том, откуда взялись основания для выделения архетипов и сюжетов? Из нашей жизни, из историй наших современников, из «узоров их судеб». Конечно, ответ не очень наукообразный. Но другого пока у нас нет. Что ж, теперь, пожалуй, у нас не осталось препятствий, чтобы приоткрыть дверь в сокровищницу мужских сказок. Возле входа уже толпится множество героев, желающих оказаться узнанными и получить порцию нашего с вами внимания. Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие события На протяжении тысячелетий мужчины активно проявляли себя в социуме как воины, вожди, цари, крестьяне, охотники, купцы, философы, учителя, мудрецы, жрецы, шаманы, монахи, священнослужители, а также как рабы и слуги. Можете ли вы назвать хотя бы один период человеческой истории, в котором не было бы воинов или вождей, мудрецов или рабов, купцов или крестьян? Собственно, эти простые размышления и легли в основу классификации мужских архетипов. Если всегда были воины, значит, существует и архетипическая матрица Воина, участвующая в формировании характера, картины мира человека, независимо от эпохи, в которой он живет. Если всегда были вожди, начальники, цари, короли, президенты, значит, существует и архетипическая матрица Монарха, активно формирующая внутри нас лидерские качества. Если всегда были земледельцы, крестьяне, стремящиеся к оседлой стабильной жизни, то и внутри нас должна работать архетипическая матрица Крестьянина. И так далее. Мы стали наблюдать за людьми, маленькими и большими, наблюдать за собой и увидели, КАКИМ ОБРАЗОМ действуют эти древние структуры. Надо сказать, что они довольно ярко проявляются в поведении человека, начиная с самого юного возраста. Даже в характере младенца опытному глазу несложно увидеть действие архетипических структур. Так постепенно оформилась концепция мужских архетипов — система представлений о семи формах проявления маскулинности. В Комплексной Сказкотерапии © выделяются семь активных мужских архетипов: Воина, Монарха, Крестьянина, Купца, Философа, Монаха и Слуги (Раба). Внутри каждого из нас имеются все семь архетипов, но представлены они могут быть по-разному. Архетип (еще мы используем словосочетание «архетипическая матрица») может проявляться ярко или слабо, а также созидательно, гармонично или разрушительно. Архетипической силой нужно научиться управлять, и тогда она станет мощным инструментом самореализации. Но когда эти древние силы нами не распознаны и действуют разрушительно помимо нашей воли, здесь без помощи психолога не обойтись. Сложная ситуация с действием архетипических матриц может сложиться в любом возрасте. Почему? Потому что древняя сила стремится к действию, развитию и формирует вокруг человека соответствующий поток событий и ситуаций. Потому-то воспитание мальчиков — такой хлопотный процесс. Покоя матерям, отцам, воспитателям не будет. Развивающаяся маскулинность жаждет приключений. Мужская архетипическая сила активно формирует провокационные ситуации, требующие от человека максимального напряжения сил. Такие кризисные ситуации в Комплексной Сказкотерапии принято именовать «инициирующими». Инициация — это посвящение, благодаря которому у человека появляется шанс перейти на следующий уровень развития. Как говорят мудрецы, если человек прошел инициирующую ситуацию и выжил — он стал крепче. Выжить нелегко, но шансы увеличиваются, если человек знает, какой урок проходит, что от него требуется. Поэтому инициирующие ситуации необходимо вовремя распознавать и грамотно себя в них вести. Особенно когда есть угроза попадания в ловушку. Собственно, в этом и заключается прикладное значение концепции мужских архетипов и сюжетов. Мужские инициирующие ситуации несут в себе два основных аспекта: · сакральный; · социальный. Сакральное содержание инициирующей ситуации связано с внутренним глубинным перерождением героя, человека. Результат такого перерождения — повышение уровня ответственности за последствия использования собственной силы, а также уровня ответственности за других людей. Внешние события могут выглядеть как объективные трудности, препятствия. Реже внешние события связаны с внезапно обрушившейся на героя Любовью. Одно из предназначений Любви — творить сакральные перерождения. Это справедливо и для женщин, и для мужчин. Однако для мужчин Любовь может быть серьезным потрясением. Также бывает, что внешне незначительное событие, с точки зрения обывателя, может на самом деле быть для героя сакральным посвящением. Все очень тонко, индивидуально. Важно, какой внутренний смысл вкладывает герой в событие, как к нему относится, какие чувства оно у него вызывает. По характеру этого отношения сказкотерапевт может установить, является ли данная ситуация инициирующим событием. Инициирующее событие, сакральное посвящение всегда наполнено очень яркими переживаниями. Проходить его непросто. Успешно пройденное сакральное посвящение меняет качество видения и ведения героя: · он больше и яснее видит других людей, их скрытые · мотивы, желания, стремления; · он тоньше чувствует перемену во внешних обстоятельствах и способен гибко перестраивать стратегию собственного поведения;
|