Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я Это Знаю; я в Это Верю; я Этому Служу; я не могу иначе». 1 страница
Эта формула и есть «главное» в жизни героя, в жизни мужчины. Если эти слова вызвали у вас, дорогой читатель, скептическую улыбку, я оговорюсь: речь идет о том, как ДОЛЖНО БЫТЬ. Все положительные герои сказок, легенд, мифов, более поздних литературных произведений, все истинно великие люди, жившие на Земле, — все они шли по жизни и вершили славные дела, одухотворяемые этой формулой. Кто-то отдавал себе в этом отчет, кто-то действовал интуитивно. Но все они ощущали над собой Божественное Водительство и — «не могли иначе». Приносила ли эта сокровенная формула им богатство, власть, почести и прочие «радости жизни»? Редко. Да и не зашифрована потребность в мирских благах в архетипе Монаха. Более того, этот архетип формирует в герое щедрость, непривязанность к земному благополучию. К примеру, известна история о святом Серафиме Вырицком. Этот великий старец в миру был успешным предпринимателем. Как-то, возвращаясь домой, он столкнулся лицом к лицу с человеком, только что обворовавшим его жилище. Стал ли он обличать преступника? Нет, старец помог вору погрузить вещи и отправил его с миром. Кроме непривязанности к мирскому, в архетипе Монаха заложена потребность в одиночестве. Подумайте, возможно ли Откровение в компании, пусть даже и близких по духу людей? Общение с Богом на уровне Откровения всегда есть Тайна. В большинстве сказок, легенд, мифов герой — один. Это одиночество Ведомого Богом. От этого одиночества никогда не страдают, им, наоборот, вдохновляются. В кельи одинокого множество дверей в Любовь. Другая сила, заложенная в архетипе Монаха и переданная герою, — это сила самоограничения и самодисциплины. Герой учится говорить «нет» своим слабостям. Ведь невозможно предаваться всем желаниям, побуждениям и страстям, — это путь перерождения человека в похотливое животное. «Жить означает выбирать; тот, кому приходится выбирать, должен уметь отказываться. Никакое созидательное начало невозможно без внутренней цензуры, то есть без избирательного НЕТ», — писал И. Ильин. Герой сказки, мифа дорого платит за потакание своим слабостям. Захотелось вздремнуть, расслабиться? Позволил себе это? Получи предательство. Потянуло предаться соблазну? Тогда не удивляйся, что это стало причиной беды. Не стоит думать, что сила само-, ограничения и самодисциплины лишает героя простых человеческих радостей. Это заблуждение, чрезвычайно далекое от истины. Сила архетипа Монаха отвергает все злое, мелочное, фальшивое, уродливое, неверное, низкое, но сохраняет и утверждает святое, существенное, подлинно любимое и важное. Это сила пробуждается и начинает работать постепенно, по мере формирования системы ценностей. Эта сила необходима, чтобы герой НЕ ЗАГРЯЗНЯЛ свой канал Откровения. Даже чистейшая вода, если ее пустить по грязным, старым, ржавым трубам, будет выливаться из крана в стакан противной мутной жидкостью. Чтобы принимать Откровение, внутренние «трубы» героя должны быть чистыми. Главный чистильщик «труб» — сила самоограничения и самодисциплины. Мы не станем обсуждать эволюционные уровни этого архетипа. Смысла нет. Механизм прост: растет эволюционный уровень — усложняется и утончается Качество Откровения. Вызов архетипа Монаха — «ищи главное в своей жизни!». Как найдешь, так служи ему верой и правдой. Так, даже «условно неверующие» мужчины, вдохновленные некой идеей, служат ей всей душой. Для них это — главное, в этом — смысл. Здесь я позволю себе маленькое отступление в сторону женщин. По опыту клиентской практики я знаю, что некоторые женщины мечтают, чтобы их возлюбленные уделяли им больше внимания, а еще лучше — видели в них смысл своей жизни(!). Но как можно назвать мужчину, который видит СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ в другом человеке, пусть даже в любимой женщине? От Смысла зависит ВСЯ жизнь человека. Если мужчина видит смысл своей жизни в женщине, он от нее зависит ПОЛНОСТЬЮ. А когда одно живое существо полностью зависит от другого — это называется паразитизмом. Получается, что мужчину, который видит смысл своей жизни в женщине (пусть и любимой), можно назвать паразитом. Вы шокированы? Тогда пройдитесь по этой логической цепочке вновь. Простите, что пришлось вас разочаровать. Подлинный смысл мужской жизни всегда лежит выше плоскости других людей, пусть и горячо им любимых. Этот смысл всегда связан с Откровением, Надличностным. Качество Откровения зависит от эволюционного уровня самого человека. Урок архетипа Монаха в том, чтобы пережить «кризис веры». Еще это можно назвать «трезвением» — крушением иллюзий и заблуждений относительно самых важных аспектов внутренней жизни. Так бывает, когда источник Откровения был не Божественного происхождения, а земного. Откровение приходило от другого человека, системы представлений, принятых в социуме, и пр. Например, человек входил в секту и воспринимал за откровения слова ее адептов. Потом прозрел, «отрезвился», пережил «кризис веры». Или трагический пример из нашей истории: несколько поколений советских людей имели в качестве «откровения» мечту о коммунизме. Нужно ли комментировать ситуацию трезвения?! Урок нужен для того, чтобы от настоящего Источника Откровения отпало все ложное, наносное. Ибо истинное Откровение возможно лишь из одного источника — Бога. Среди подлинных героев и подлинно великих людей нет атеистов. Как происходит практическая работа с архетипом Монаха в Комплексной Сказкотерапии©? Само по себе понимание назначения и ценности этого сакрального мужского арх етипа помогает нам более тонко создавать образ героя, привносить в его историю испытания на силу воли, способность к самоограничению. Кроме того, в хорошей сказке всегда ощущается незримое присутствие Высшей Силы, которой ведом герой. Все тонкие силы архетипа Монаха развиваются в процессе духовно-религиозного воспитания ребенка. В этом случае важным инструментом являются рассказы о жизни святых людей. Кстати, многие жизнеописания похожи на сказки. Итак, архетип Монаха действует внутри героя скрыто, побуждая, прежде всего, действия внутренние. Внешнее действие, формируемое этим архетипом, — это молитва. Архетип Монаха оттачивает характер, придает внутреннему содержанию личности героя достойную форму. Архетип Слуги (Раба) Вот мы и подошли с вами к архетипу, наименование которого многим не очень нравится. Действительно, негоже настоящему герою быть слугою, а тем более рабом. Но позвольте, а как же быть с многочисленными героями сказок, легенд и мифов, которые отличались на царской службе? И можно ли вычеркнуть из списка великих Эзопа, который, волею судьбы, был рабом? Архетип Слуги хранит в себе мужскую силу, необходимую для социальной адаптации. Социум организован по принципу пирамиды: низший подчиняется вышестоящему с должным смирением и принятием. Причем здесь речь идет о смирении и принятии воли людей, обладающих большей властью и возможностями, нежели ты. Для мужчины важно чувство принадлежности к определенной (желательно сильной) общественной группе. Неслучайно так популярно объединяться в партии, союзы, ассоциации, сбиваться в кланы, стаи, группировки, банды. Всегда во главе такого «объединения настоящих мужчин» стоит сильный Хозяин. Вот кому надо служить и хочется служить, смиряя свою волю и выполняя чужую. Архетип Слуги формирует в герое активное стремление служить Хозяину. «А не отправиться ли мне на царскую службу, авось там пригожусь», — думает Иван. Он сам еще слабо представляет, чего хочет. Ему нужен покровитель, служба которому поможет познать, кто он есть на самом деле. Да, Хозяин дает порою странные, сложные задания, но Иван справляется, и его мужская сила увеличивается. Вот она, парадоксальная формула этого архетипа: исполнение чужой воли помогает познать и укрепить собственную силу. Понятно, что все хорошо в меру. Если мужчина всю жизнь будет следовать ритму лишь этого архетипа, вряд ли он познает собственное мужское естество полностью. Но, с другой стороны, ритм архетипа Слуги удобен для социальной жизни: «Не надо думать — с нами тот, кто думает за нас!» «Скажи мне, что и как надо делать, — я сделаю!» — говорят некоторые. Вроде на первый взгляд можно диагностировать у такого человека яркую выраженность архетипа Слуги. Но это не совсем так. Рассуждая об этом архетипе, не стоит путать архетипическую силу Слуги и примитивный инфантилизм. Царь дает поручение Ивану кратко: «Добудь мне моло-дильные яблоки!» или: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что!». Заметьте, он не говорит Ивану, ГДЕ и КАК достать яблоки и прочее. Никаких технологий исполнения задания. Путь выполнения задания, технологию герой формирует САМ. И в этой его самостоятельности — ресурс развития мужской силы. Если мужчине неизменно говорить, ЧТО делать и КАК следует это делать, ГДЕ и КОГДА, — он так и останется в роли «механического исполнителя». В этой роли мало ресурса для развития, но большой ресурс для усиления общего отупения и инфантилизма. Царь вызывает Ивана, дает ему задание. Иван идет восвояси и думу думает, что ж ему, бедному, теперь делать, видно извести его собрался царь, коли такие задания дает! И спасибо огромное царю за эти задачки неразрешимые. Благодаря их сложности Иван выкладывается полностью, на что он в настоящий момент способен. Вот почему, сочиняя мужские сказки, сказкотерапевт «вредничает» — не дает герою поблажек, придумывает сложнейшие задания. Пусть герой показывает максимум, на что способен. В архетипе Слуги много силы. Кроме того, у героя сил и от других архетипов сил предостаточно, плюс помощники волшебные. Словом, ресурсов довольно. Кстати, волшебные помощники чрезвычайно редко что-либо делают ЗА героя (в отличие от помощи героиням-женщинам). Они приходят на выручку лишь в тех случаях, когда герой САМ сделал все, что мог. Ключевая ценность, зашифрованная в архетипе Слуги, — ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ. Ах, как печалятся сегодня многие работодатели о том, что маловато в их сотрудниках «корпоративной лояльности»! Прошу прощения, но «корпоративная лояльность» — не русская ценность. В нашей культуре принята другая категория — преданность. Основной ресурс Хозяина — преданные люди. «Мой человек», «верный человек», «это преданный мне, проверенный человек», — так говорят о достойных слугах. Унизительны ли такие определения?! Ни в коем случае! Наоборот, почетны. Верных награждают, предателей ликвидируют. Простой закон мужского мира. Вот мы и подошли к сакральному шифру архетипа Слуги: чтобы быть кому-то верным, нужно его уметь любить. Конечно, требовать любви от кого-то нельзя, а вот требовать корпоративной лояльности можно. Чтобы быть верным, нужно иметь чистое сердце и обладать глубиной характера. Пустым и завистливым людям верность просто «не удастся». Да и «корпоративная лояльность» под силу им лишь на непродолжительное время. Потому так ценны верные люди, верные слуги. Потому настоящий Хозяин бережет их и грамотно награждает. Не «заваливает» благодеяниями и почестями — это лишь развращает. А награждает по достоинству и в соответствии с индивидуальными ожиданиями. Да, это очень сложно. Но мы сейчас рассуждаем об эталонах, зашифрованных в сказках. Говорим о том, как должно быть. Когда царь не ценит своего слугу, вместо награды за службу выдает ему тяжкое испытание — герой освобождается от клятвы верности своему хозяину. Вы помните, что далее происходит с царем? Он либо погибает, либо лишается престола в пользу героя. Почему? Потому что царь нарушил негласное «соглашение о верности»: если слуга верен хозяину, то и хозяин также хранит верность слуге. Так работает архетип Слуги — всех «заставляет» служить друг другу. Слуга служит господину, господин служит мотиватором слуге, их союз основан на взаимной верности и механизме «взаимной награды». «Взаимная награда» работает так: слуга награждает господина результатом своей работы, господин награждает слугу почестями. Все красиво. Духовный механизм архетипа Слуги чрезвычайно тонок: достойные люди служат друг другу, пребывая в разных ролях (хозяин-слуга), а вместе они служат Богу. Так задумано. Но задуманное часто нарушается как одной стороной, так и другой. В сказках и мифах много предупреждений о том, к чему это приводит. Но многим людям этого, конечно, мало... Архетип Слуги лежит в основе укрепления внутреннего стержня героя. Проходя через различные ситуации, испытания и приключения, герой учится верности в ее многочисленных проявлениях. Верности слову, верности возлюбленной, верности учителю, верности хозяину, верности делу, родине и так далее. Дело в том, что верность основана на силе воли. Слабовольному не под силу соблюдение верности. Укрепляется воля героя, мужчины, укрепляется и его верность. Параллельно с верностью складываются представления о чести. Можно ли представить себе героя без «кодекса чести»?! И все эти высокие ценности зашифрованы в архетипе Слуги! Это мы с вами обсуждали высокий эволюционный уровень данного архетипа. Теперь спустимся чуть ниже. На среднем эволюционном уровне перед нам герой «колеблющийся». Он и служить готов, и верность хранить. Но «подлые» вопросы так и грызут его изнутри: а достаточно ли меня уважают, чтобы я был таким усердным? А что я получу за эту работу? А не обделяет ли меня хозяин? А не слишком я много выкладываюсь за эти сомнительные награды? А пожалуй, другие меньше делают, получают больше! Урок героя среднего эволюционного уровня в том, чтобы понять: все, что он делает, нужно прежде всего ЕМУ САМОМУ, а уже потом — его хозяину. Предвижу ваши возражения: а к чему самому Ивану молодильные яблоки, за которыми его отправляет царь?! Конечно, молодильные яблоки Ивану ни к чему, он и так юн и пригож. Но задание, работа САМА ПО СЕБЕ — для него благо. Герой без дела мается. Поэтому наш герой должен «подлые» вопросы от себя гнать, а задания царские выполнять. Через это он не только приобретает опыт, знания, но и ПРЕОДОЛЕВАЕТ собственные слабость и малодушие. На низком эволюционном уровне герой служить вовсе не желает. Он мотивирует это чем угодно: «правами человека», «нарушением свободы личности». На самом деле, имеют место банальные лень и инфантилизм, отсутствие силы воли, паразитизм и потребительство. Такому герою сложнее всего, потому что ему придется себя ЗАСТАВИТЬ служить, ЗАСТАВИТЬ работать. Если он этого не сделает сознательно сам, за него это сделают внешние обстоятельства. Он лишится самого необходимого (крова, дохода, еды и питья) и отправится в услужение на кабальных условиях. Вот какой сюжет развернется в сказке. Причем ради того, чтобы герой научился смиряться, работать «на Хозяина», развил в себе силу воли, верность, честь. А без этих качеств, — какой он мужчина?! Итак, Вызов архетипа Слуги таков: развивай в себе силу воли, верность, стремление служить другому, ближнему своему. Урок же архетипа Слуги тонок: учись грамотно распоряжаться своей свободой. Каково же это, после стольких лет службы выйти на пенсию и не знать, чем заняться? Каково спортсмену, привыкшему к тому, что вся его жизнь подчинена жесткому внешнему расписанию, оказаться «на воле», без графика тренировок? И теперь это — навсегда! Каково это — потерять любимого Хозяина? Урок данного архетипа многообразен по внешним проявлениям. Чтобы пройти Урок, герою нужно научиться САМОМУ строить свою жизнь. Самому думать, планировать, формировать для себя задания. Другими словами, теперь Хозяин из внешнего мира должен переместиться в мир внутренний. Кто этот ВНУТРЕННИЙ ХОЗЯИН? Та сакральная сущность героя, подлинная его личность, что ведет его по жизни. Так «кризис свободы» лечится познанием самого себя. В сюжете сказки он проявляется так. Герой неожиданно (потому что Уроки приходят всегда неожиданно, даже если читатель их давно уже узрел и спрогнозировал) теряет Хозяина, которому служил много лет верой и правдой. Он в кризисе, не знает, что ему теперь делать, куда путь держать. Наконец, либо он сам приходит к такой мысли, либо ему подсказывают, что неплохо бы понять, а что ты можешь сам по себе. Кто ты таков: что любишь, куда путь держишь, к чему стремишься. После размышлений герой понимает, что ему очень близки ценности его Хозяина, и он готов продолжать его дело, стать его Наследником. Другой вариант развития сюжета: после размышлений герой вспоминает детскую мечту и принимает решение осуществить ее. Детская мечта, разумеется, связана с некой созидательной деятельностью, весьма удаленной от той, чем он занимался по воле Хозяина. Например, герой был оруженосцем воина, а детская его мечта — сажать цветы. В финале истории он занимается любимым делом, к которому всегда стремилась его душа. И такая возможность — его награда за верную службу. Архетип Слуги в сказке может действовать открыто и скрыто. Открытое действие формирует завязку сюжета истории — герой по своей или чужой воле попадает в услужение к некому Хозяину. Скрытое действие архетипа Слуги укрепляет внутренний стержень героя: через развитие силы воли, верности; представлений о чести, достоинстве. Получается, что архетипы Монаха и Слуги тонко, исподволь формируют духовный базис характера героя, мужчины, укрепляют его систему ценностей, и— внутренних ограничений. Из этого складывается «кодекс чести» настоящего Героя. Мы рассмотрели с вами семь граней мужественности, семь мужских архетипов. Внутри нас, и мужчин, и женщин, все они присутствуют. Причем каждый на своем эволюционном уровне. Вызовы и Уроки разных архетипов пересекаются в событийных вихрях, поэтому нелегко сразу выделить и четко назвать происходящее. Здесь нет путаницы — есть действие разнонаправленных сил, стимулирующих наше развитие. Каждый мужской архетип способен породить немало сюжетов сказок. И мы с вами уже имеем в своем методическом портфеле несколько «рабочих фабул». Пришла пора двигаться дальше и рассмотреть архетипические мужские сюжеты— семь древних «предначертаний», следуя которым герой может изменить собственное эволюционное состояние. Приобрести силу определенной мужской ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ. Часть третья. Шифр мужских сюжетов Мужские архетипы помогли нам постичь и описать основные содержания мужских, социальных сил. Герою же необходимо интегрировать внутри себя действие этих сил и проявить их вовне, то есть ПРИМЕНИТЬ. В этом круговороте интеграции и движения к результату рождаются мужские сюжеты. Мужской архетипический сюжет — это закономерная последовательность событий, проходя которую герой интегрирует внутри себя архетипические мужские силы в соответствии со своей личной задачей и переходит в новое духовно-социальное состояние. Наша задача — расшифровать скрытый смысл последовательности событий, заданной сказкой. Возникает вопрос: можно ли изменить древний сюжет? Неужели так и следовать мужчине этой предопределенности?! Однако не стоит думать, что предопределенность ограничивает свободу выбора героя. Наоборот, древний сюжет передает ТЕХНОЛОГИЮ движения к результату, предоставляет «список испытаний» ЗАРАНЕЕ. Что может быть полезнее для мужчины?! Предупрежден — значит, отчасти подготовлен. Мы рассмотрим семь мужских архетипических сюжетов. Нередко в судьбе мужчины (и женщины) они действуют одновременно в разных плоскостях жизни. Когда возникает трудная ситуация (а это всегда либо Вызов, либо Урок, либо Ловушка, как мы с вами уже знаем), важно понять, «откуда она родом». То есть какой сюжет активно проявился в ней. Почему все семь мужских сюжетов могут действовать одновременно? Потому что ВСЕ СЕМЬ духовно-социальных состояний, к которым они приводят, важны для мужчины. Настоящему герою необходимо стать и Главой Рода, и Мастером, и Победителем, и Прозорливым, Поющим Сердцем, Странником и Партнером. При этом одно или два духовно-социальных состояния станут системообразующими, стержневыми в его «узоре судьбы». Но это не означает, что остальные состояния потеряют свою актуальность. Напротив, они укрепят доминирующее, стержневое состояние. Например, ключевая задача, то есть Предназначение героя, — стать Главой Рода. Это духовно-социальное состояние должно стать у него стержневым. Ключевыми ценностями будут ценности архетипов Крестьянина и Монарха: семья, потомство, порядок, процветание, ответственность за Род, землю, страну. Но чтобы стать истинным Главой Рода, герой должен быть и Мастером своего дела, и уметь побеждать врагов, обладать прозорливостью и Поющим Сердцем, тонко ощущать собственный Путь и грамотно расставлять людей по своим местам в родовой системе. Вот и получается, что все мужские эволюционные состояния важны СРАЗУ. Согласитесь, непросто родиться героем! Допустим, Предназначение героя — стать Победителем, разить врагов, не зная поражений. Что ж, это сложнейшее служение. Но разве герой не должен оставить свое качественное семя для продолжения рода (Глава Рода)? Разве он может не быть Мастером боевого искусства (Мастер)? Чтобы предугадывать замыслы врага или выявлять предателей, разве не должен он стать Прозорливым? И как может герой защищать невинных, если у него не будет Поющего Сердца? Сможет ли он выдерживать колоссальные нагрузки, если внутри у него не будет состояния Странника? Что касается состояния Партнера, конечно, Победитель может обойтись и без него... Но, с другой стороны, не всегда же он будет воевать в одиночку?! Человек целостен, развитие одной архетипической силы, «подтягивает» за собою и другие. Открывшийся путь к одному духовно-социальному состоянию, откроет пути и к другим. Главное — движение. Путь героя, путь мужчины редко бывает гладким. За каждым поворотом дороги скрывается новое, опасное для жизни испытание, ловушка, урок. Герой пребывает в постоянном напряжении. Но именно этот неизменный тонус помогает ему задействовать свой актуальный жизненный максимум и — умножить его. Умножается личная сила — увеличивается личное влияние. Увеличивается личное влияние — возрастают социальные возможности. Возрастают социальные возможности — меняется жизнь. Ради этой цепочки герой отправляется в путь. Ну а если ему ничего не надо, у него и так все есть? Зачем куда-то ходить, терпеть лишения ради сомнительного результата? Такая постановка вопроса — не для настоящего героя. Да, он может не проявлять активных стремлений до определенного момента (как Илья Муромец, например). Но здесь есть особая мудрость Предназначения, которая гласит: «Всему свое время!» Пришло время, появились и его вестники — калеки перехожие — и призвали Илью Муромца на подвиг. Если герой — инфантильный лентяй, в сказке ему обязательно будут предоставлены возможности для изменения. Коли он отвергнет испытания и станет продолжать «инфантильно лентяйничать», жизнь отнимет у него то, за что он держится. Конечно, не сразу. Но — закономерно. Так человек, привыкший жить в «полсилы», потреблять и паразитировать на других, неизбежно начнет разрушаться. К сожалению, увлекая за собою и тех, кто с ним близко связан... Вот почему так важны мужские истории в процессе воспитания мальчиков. Формулы движения героя к цели, символические шифры Вызовов, Уроков и Ловушек должны быть познаны в раннем детстве и отрочестве. Благодаря этому формируется особая ГОТОВНОСТЬ К МУЖСКОЙ ЖИЗНИ. Собственно, ради этого мы и затеяли с вами наш «мужской разговор». Сюжет первый — «Отчий дом» Композиция этого сюжета проста. Всего четыре узловые точки: 1. Рождение героя. 2. Расставание с родным домом по разным причинам. 3. Приключения. Приобретение опыта. Накопление силы в испытаниях. 4. Возвращение домой. Принятие героя Родом как нового Главы. Примеров историй с этим сюжетом множество. Перечислим лишь некоторые из них: история Эдипа, «Птичий язык», «Незнайка», «Сивка-Бурка», притча о Блудном Сыне, «Три царства: медное, серебряное и золотое». Несмотря на видимую простоту ключевых событий, это мужской сюжет полон драматизма. В каждой узловой точке скрываются и Вызовы, и Ловушки, и Уроки. Начнем с рождения героя. Само по себе появление на свет может быть связано с трудностями и препятствиями, трагическими пророчествами или родительскими обетами. Нередко герои рождаются, будучи изначально нежеланными одним из родителей. Словом, в сказках далеко не безоблачно. Собственно, как и в обычной жизни. Но герой рождается вопреки всем препятствующим ему волеизъявлениям! Почему? Потому что у него есть СВОЯ особенная миссия на свете. Его ЛИЧНАЯ ЗАДАЧА жизни обладает такой силой, что ломает на пути все преграды. Сила личной жизненной задачи проявляется с рождения и ведет героя дорогами всех семи архетипических сюжетов. Собственно, для героя главное — родиться. Сила личной жизненной задачи помогает герою выживать в самых невероятных условиях. Эта сила дана ему для движения по Своему Пути. Если он не станет делать этого (выбор есть всегда!), эта мощнейшая созидательная сила постепенно разрушит его. Возьмите, к примеру, Геракла. Не стал бы он подвиги совершать, а пожелал бы вместо этого лежать под оливковым деревом, нежиться на солнышке, предаваться исключительно праздности и разврату. Его сила позволила бы ему вести такой образ жизни. Хотя, конечно, даже странно допускать такое... Но все же, к чему бы это привело? К безумию. Тем более что к припадкам безумия этот герой был склонен. Путь Геракла — это путь к эволюционному состоянию Победителя. Побеждать он начал с колыбели — первые враги, обе ядовитые змеи, были им задушены. Итак, сила личной жизненной задачи будет вести героя, охранять и направлять его. В данном сюжете сила личной жизненной задачи направлена на достижение духовно-социального состояния ГЛАВЫ РОДА. А что это значит? Какие испытания готовит? В первую очередь — реальную угрозу жизни со стороны отца. Вам это кажется странным? Парадоксально, но так. Как эта угроза шифруется в сказке? Например, так. Царь пребывает в пути и не знает того, что жена его на сносях(!). По дороге царь нарушает порядок на территории некоего могущественного существа. Не по злому умыслу, просто так складываются обстоятельства. Захотелось, к примеру, царю водицы из озерца испить без разрешения водяного — хозяин его за бороду поймал и потребовал отдать ему то, чего он у себя дома не знает. Царь, конечно, с легкостью обещает — чего же он может у себя дома не знать?! Наивному монарху невдомек, что у него может появиться наследник. Фактически отец продает, предает собственного сына за свой проступок. Сын должен будет оплатить оплошность отца. А говорят, дети не отвечают за грехи своих родителей! Еще как отвечают — в сказке об этом между строк написано. В результате сын рождается уже с обременением — ему предстоит расплатиться не за свой грех, а за отцовский. А чем? Трудом или, может быть, жизнью? Вот она, реальная угроза жизни, пришедшая к герою со стороны отца. Конечно, не хотел отец этого. Он же не знал, что так получится. Но — незнание не освобождает от ответственности. Посмотрим с вами еще глубже. Потенциальная угроза жизни так и остается угрозой. Но она не существует сама по себе. Она — часть ОТЦОВСКОГО НАСЛЕДСТВА. Это очень важное понятие в данном архетипическом сюжете. Глава Рода — это в первую очередь НАСЛЕДНИК своего отца. Или матери — если в сказке нет отца, мать одна воспитывает сына. Мы с вами живем в патриархальном обществе, поэтому наследство со стороны отца — важнейший фактор формирования личности героя, личности мужчины. Что входит в понятие отцовского наследства? Конечно, не только деньги, движимое и недвижимое имущество, люди, связи, но и опыт, сила достойных поступков и пятна недостойных. И конечно же, долги перед другими. В этом архетипическом сюжете сын непременно отвечает по обязательствам отца. Можно подумать, что это несправедливо. Если отец «накуролесил», оставил после себя множество открытых обязательств, при чем тут его сын?! Давайте расшифруем то, что написано в сказке: «Хочешь продолжить свой род, отдать свое семя женщине, чтобы она выносила и родила тебе ребенка? Веди достойную, зрелую жизнь, будь осторожен в обязательствах, ибо если ты по ним не расплатишься, то это бремя ляжет на твоего наследника». Сурово? Вполне. Дело в том, что само по себе ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ НАСЛЕДНИКА является мощным фактором, дисциплинирующим мужчину. Во всяком случае, так задумано и зашифровано в сказках. Другое дело, что немногие сегодняшние молодые мужчины, отдавая женщине семя, заботятся о том, какое наследство они передают будущему ребенку. И эта отцовская безответственность несет прямую угрозу жизни потомства. Но не стоит думать, что эта проблема лишь нынешней жизни. Раз такая ситуация зашифрована в сказках, значит, она была всегда. И пока не решена. Может, оттого, что информация так долго оставалась зашифрованной?.. Вернемся к нашему примеру с царем, пообещавшему водяному то, чего он в своем доме не знает. Оказавшись дома, он узнает о рождении долгожданного наследника. Радость перемешивается с ужасом и раскаяньем. Чувства очень правильные. Особенно раскаянье. Но к чему они приводят? К активизации архетипа Купца (на невысоком эволюционном уровне) — царь с царицею начинают придумывать, как бы своего ребенка уберечь. И додумываются принести в жертву ЧУЖОГО РЕБЕНКА, вместо свое-го(!). К счастью, некая служанка (рыбачка, кухарка и пр.) родила мальчика одновременно с царицей. Решение очевидно — поменять детей.
|