Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я Это Знаю; я в Это Верю; я Этому Служу; я не могу иначе». 3 страница
Теперь давайте рассмотрим композицию архетипического сюжета, который приводит героя к подлинному Мастерству. В ней, как правило, пять узловых точек: 1. Рождение героя. Проявление некоторых явных способностей. 2. Расставание с домом. Встреча с Мастером-учителем. 3. Трудности обучения. Задания Мастера-учителя. Жизнь подмастерья. Обретение достаточного уровня зрелости и мастерства. 4. Состязание с Мастером-Учителем и победа. 5. Утверждение себя как Мастера. Рождение героя и сценарии расставания с отчим домом мы с вами обсуждали в первом сюжете. Сейчас давайте сосредоточимся на том, что нового приносит второй сюжет в понимание особенностей мужского пути. Прежде всего, в данном архетипическом сюжете появляется фигура Мастера-учителя. Это ключевая фигура сказок данного типа. Главное содержание сюжета — взаимоотношения героя с Учителем. Если в первом архетипическом сюжете герой получает наследство от отца, то в этом сюжете он получает наследство от Учителя. Причем это не «кровное наследство», в котором есть элементы, нуждающиеся в отработке, «открытые счета». Это «профессиональное наследство», которым можно пользоваться и приумножать, чтобы передать его еще в большем объеме будущим ученикам. Мы выделяем три типа Мастеров-учителей. 1. Наставник — это тот, кто передает секреты своего мастерства ученику. С этим типом учителя герой оказывается в положении подмастерья, проходит все ступени посвящения в ремесло. В финале он сдает экзамен, в ходе которого даже соревнуется в мастерстве со своим Наставником и побеждает. Мотив ЭКЗАМЕНА, как символической битвы с Наставником, здесь очень важен. В некоторых историях у героя возникает с Наставником ценностный конфликт (если, к примеру, он учится у чародея или оружейника), и если добро на стороне героя, он обязательно побеждает. Наставник необходим герою, который движется по дороге к эволюционному состоянию Мастера Ремесла. 2. Начальник — это тот, кто заставляет героя работать на себя, служить себе, выполнять поручения. В таких историях герой либо уже является мастером своего дела, либо подвизается на царевой службе. В любом случае герой вынужден исполнять волю Начальника. Благодаря принуждению он совершенствуется в мастерстве и придумывает способ, как проучить Начальника и получить свободу. Он часто просит Начальника отпустить его. Наконец Начальник дает герою «последнее задание», после исполнения которого обещает дать свободу. Герой справляется с профессиональным заданием, создает нечто, не имеющее аналогов, или достает то, что никто прежде достать не мог. Но Начальник, не желая расставаться с героем, не держит своего слова. Теперь задача героя — проучить, поставить на место Начальника. Дело в том, что Начальник нужен герою, чтобы стать и Мастером Ремесла, и Мастером Жизни. Поэтому и символическая битва с Мастером-учителем происходит в два этапа. Первый этап — экзамен на «звание» Мастера Ремесла (выполнение последнего заказа Начальника). Второй этап — «вразумление Начальника» (хитрость, постановка его в пикантное положение). Это экзамен на «звание» Мастера Жизни. Тех, кто «зарывается», не знает меры, не держит собственных обещаний, Мастера Жизни ставят на подобающее им место. 3. Помощник — это тот, кто помогает герою в выполнении конкретной задачи, обучает его правильному образу действий. Как правило, в сказках этот тип Мастера-учителя представлен неким волшебным животным (Серый Волк, Конь, Птица, Рыба и др.). Помощник всегда подробно инструктирует героя, как совершать то или иное действие, иногда выполняет что-то за него (как Серый Волк за Ивана-царевича). Обучение у Помощника всегда органично вписано в некое дело, исполняемое героем. Рекомендации Помощника всегда четкие, оперативные. Период обучения у Помощника обычно завершается «мягкой битвой». Точнее, отпусканием Помощника. В некоторых сказках Помощник просит героя отрубить ему голову (вот он — элемент символической битвы), чтобы освободить его. В других историях герой и Помощник трогательно прощаются друг с другом и расходятся в разные стороны. «Помощник сделал свое дело, Помощник может уходить», — но он необходим герою, который должен стать в финале сказки Мастером Жизни. У Помощников Мастера Жизни повышают свою квалификацию. Как Емеля — у Щуки. Есть еще один тип Мастера-учителя. Но мы не будем включать его в общую схему, ибо этот образ учителя не персонифицирован. Речь идет о Дороге как таковой. Герой с ярко выраженным архетипом Философа может учиться у Дороги. В качестве Дороги могут выступать и другие образы, связанные с Вечностью: Река, Море, Горы, Ветер, Солнце, Луна. — Кто был твоим учителем, Мастер? — О, я учился и учусь у великого учителя. — Назови же его имя! Быть может, и меня он примет когда-нибудь в ученики. — Что ты найдешь в имени моего учителя? Лишь несколько букв... — И все же открой его мне! — Изволь, раз ты настаиваешь. Это — Река. — Река?! — Да, я всю жизнь учился у Реки. Она всегда разная, и всегда в движении. — Даже когда покрывается льдом?! — Особенно тогда. Ведь движение видимое узреть легко, а ты попробуй разгляди движение, невидимое глазу. Вот подлинная вершина Мастерства... Сюжет третий — «Спаситель» Это самый героический мужской сюжет. Последовательность событий, заложенная в нем, позволяет герою добиться духовно-социального состояния Победителя. Доминирующий мужской архетип в этом сюжете — Воин. Композиция сюжета «Спаситель» очень проста: 1. Знакомство с героем, его характером. 2. Приглашение к Приключению. Ситуация, когда кого-то нужно спасать. 3. Победа над несправедливостью и злом. Распоряжение трофеями. Умножение собственной силы. Новые приключения. Извлечение Уроков Силы. В этом сюжете важны два типа отношений: · герой и спасаемая им жертва; · герой и враг. И на жертв, и на врагов у героя-спасителя особый нюх. Он их ищет и находит. Зачем? Дело в том, что с каждым спасенным невинным, с каждым поверженным врагом умножается Сила Победителя. Давайте посмотрим, как строятся взаимоотношения героя со спасаемыми им жертвами. Тонкий сказочный шифр в том, что стержень этих отношений задает принцип ОБМЕНА. Герой, спасая невинного, дарит тому СВОБОДУ и ЖИЗНЬ. Спасенный отдает герою НАГРАДУ. Если герой спасает прекрасную девушку, то совершенно естественно, если она отдает ему в награду свое сердце, верность и готовность родить наследника. Если герой спасает мужчину, тот может послужить ему, одарить его или остаться его должником до необходимого случая. В любом случае — «долг платежом красен». Можно подумать, что герой — корыстолюбец: никого не спасает «бесплатно». Но дело не в корыстолюбии, а именно в действии принципа обмена. Если герой не возьмет награды от спасенного, тот окажется в положении «вечно слабого». Возможность наградить, отблагодарить усиливает, прежде всего, позицию самого спасенного. Герою-спасителю необходимо находиться в постоянном движении, перемещаться, действовать. Ни в коем случае надолго не задерживаться под кровом тех, кого он спас. Судите сами, если он надолго останется в семье, стране одного из спасенных, соблазн для них будет очень велик. Еще бы, иметь под боком такого защитника! Естественно, им захочется удерживать героя как можно дольше. Ради этого они и частичное управление страной предложить могут, и красавицу дочь в жены! К чему это приведет? К тому, что некогда спасенные героем люди, то есть его должники, вместо того чтобы отдать долг и отпустить спасителя, начинают на нем паразитировать. Теперь, чуть какой враг появится у границ, герой — раз, и победит его. В стране, благодаря пребыванию в ней героя, наступают времена спокойствия и достатка. А что же наш герой? Он начинает чахнуть. Обязательства, долженствования, чужие ожидания и преданная мольба в глазах: «Не бросай нас!» — постепенно разрушают его. Он, способный победить любого врага внешнего, бессилен перед паразитизмом тех, кого он некогда спас. Такая ловушка в этом сюжете. Как герой попал в нее? Вовремя не ушел с наградой своей дорогой. Да, наш герой — Победитель, но сам он из-за этого оказывается и объектом охоты. Те, кто нуждаются в его защите, хотят заполучить его в свое безраздельное пользование. Поэтому лучшие друзья героя-спасителя — это одиночество и постоянное перемещение. Ведь его Предназначение — спасать других, оказывать оперативную помощь нуждающимся в ней. Он свободен в обязательствах перед людьми, но не свободен в своем Служении им. В этом сюжете есть мотив, на поверхности выглядящий как «бескорыстная помощь» жертве. Герой освобождает невинного и, не взяв награды, исчезает. Но, если внимательно приглядеться, награду герой все равно возьмет, только позже, и, быть может, не ту, что ожидает отдать спасенный. Мотив «бескорыстной помощи» появляется тогда, когда герой желает сохранить свое инкогнито. Есть сказки, в которых герой нанимается служить той семье, которая терпит бедствие, под видом «малохольного дурачка». Никто не видит в нем героя-спасителя. А когда одну из дочерей хозяина ведут на заклание дракону, наш герой незаметно для всех преображается, побеждает зло, освобождает девушку, а сам исчезает. Точнее, возвращается к образу «дурачка». Правда, перед этим он успевает взять у спасенной девицы нечто, что будет ЗНАКОМ для опознания его как спасителя (перстень, платок и пр.). Как это мило, девушка грезит выйти замуж за своего освободителя, а он, неузнанный, пребывает рядом с нею. Зачем ему это нужно, какую игру он ведет? Здесь герой не просто спаситель жизни, но и спаситель души. Он выбирает игровой способ воспитания своей возлюбленной. Он желает, чтобы она поняла и полюбила не только героическую ипостась мужчины, но и простую. Кроме того, благодаря тому, что он живет неузнанный рядом, у него есть возможность наблюдать истинные чувства своей возлюбленной. Награда для него не просто «полцарства» и брак, но и глубокие искренние чувства любимой женщины. А что может быть полезнее для души женщины, чем глубокие и искренние чувства к возлюбленному? Другой вариант мотива «бескорыстной помощи» встречается в сказках, где нашли отражения чудеса святых. Например, чудо святого Георгия — избавление от змея. У неких царя с царицею, которые являются язычниками, случается беда. Змей разрушает их страну. Они избавятся от него, если отдадут ему в жены свою дочь — Елизавету. Она — уже христианка. Девушку, как и полагается, отводят на высокий утес и оставляют. В таком печальном положении застает ее святой Георгий. Он не убивает змея (как сделал бы обычный герой-спаситель), а укрощает его. Затем герой приводит змея к родителям Елизаветы и предлагает им принять христианство. В противном случае змей продолжит свою работу разрушителя. Царь с царицею соглашаются, становятся христианами и ставят церкви. Спаситель и змей исчезают. Вроде бы помощь героя бескорыстна — он же не берет себе в жены Елизавету и отказывается от царства. Но его НАГРАДА в ином: в том, чтобы спасенные изменили свою жизнь в сторону повышения ее духовного уровня. Здесь действует такая формула: «Я тебе помогу, я тебя спасу, а ты иди и не греши более». Таким образом, во взаимоотношениях героя и спасаемых тема награды обязательна. Только в зависимости от потребностей и ценностей героя она может быть разной. Одному герою достаточно денег, а другому требуется, чтобы спасенные им кардинально изменили свою жизнь. Как строятся взаимоотношения героя с врагом? Враг должен быть повержен, никаких поблажек ему не предоставляется. Но «инструменты» битвы, способы достижения победы могут быть разными. Герой-спаситель побеждает врага и спасает невинных инструментами мужских архетипов. Давайте рассмотрим, как это выглядит:
В сказкотерапии мальчиков важно создавать истории, в которых герой побеждает врага не только по сценарию архетипа Воина, но и используя инструменты других архетипов. Дело в том, что в фольклоре больше всего сказок о героях-спасителях, которые применяют инструменты именно архетипа Воина, реже — архетипа Купца (например, Кот в сапогах). В наших авторских сказках важно показать разные типы героя-спасителя и продемонстрировать мальчику, как работают в битве с врагом инструменты различных архетипов. Духовно-социальное состояние Победителя основано на глубоком переживании собственной силы и возможностей. Но самоощущение Победителя далеко от самодовольства и гордыни. Да, каждая победа умножает и интегрирует мужскую силу. И здесь особую важность приобретают внутренние, морально-этические ограничения. Если меня не может победить или ограничить ни одна сила внешняя, то это означает, что я должен ограничивать себя сам. Легко ли это?! Как часто Геракл не справлялся со своей силой и как дорого он потом за это платил... Герой, похваляющийся собственной непобедимостью, герой, не умеющий ограничивать свою разрушительную активность, дорого за это платит. Прежде всего, собственной уязвимостью, потерей бдительности, переоценкой себя. Вспомните хотя бы библейского Голиафа. Победитель знает свою силу и умеет правильно ею пользоваться. Он редко ее выставляет напоказ, приберегая для ситуаций, когда требуется спасти невинного. Сюжет четвертый — «Скрытые враги» Этот сюжет нередко дополняет сказки, где развиваются другие сюжеты. Но он важен сам по себе и имеет завершенную форму, поэтому мы и выделяем его отдельно. Собственно, о нем уже говорилось, когда мы вели разговор об Уроке архетипа Монарха. Пройдя все испытания этого сюжета, герой приобретает духовно-социальное состояние Прозорливого. А именно: трезвое, ясное видение человеческой природы и принятие ее. Доминирующие мужские архетипы данного сюжета — Монарх, Монах, Купец и Воин. Вот узловые точки этого архетипического сюжета: 1. Знакомство с героем и его близкими (друзьями или братьями). 2. Общее дело. Герой с друзьями берется за некое дело вместе, но так складывается, что справляется с этим делом только герой. Он успешен, а друзья нет. Друзья (или братья) затаивают зависть. 3. Предательство. Улучив момент, друзья убивают героя (или предают его иным образом, например доносом) и забирают все его трофеи. 4. Возрождение героя. Добрые помощники поливают героя «мертвой» и «живой» водой. Он преодолевает желание мстить и вдохновляется стремлением восстановить справедливость. Прощает обидчиков, недругов, чтобы не терять собственную силу. Он готовит собственное возвращение. 5. Восстановление справедливости через умелую и продуманную комбинацию. Возвращение героя. Наказание и покаяние предателей. В предыдущем сюжете герой сражался со злом внешним, то есть явным, понятным. В этом сюжете герой вступает в схватку со злом тайным, скрытым. Это зло живет не за тридевять земель, а в тех, кого он любит, кому он доверяет. Чтобы стать Прозорливым, нужно пожить во лжи, иллюзиях и заблуждениях, потом столкнуться с правдой, дорого заплатить за прозрение, умереть в старом качестве и воскреснуть в новом. Герой платит за возможность открыть для себя правду большую цену — свою жизнь. Предатели убивают его и бросают тело непогребенным. Это фактически спасает герою жизнь. Помощники поливают его «мертвой» и «живой» водой, проводят обряд воскрешения. В центре этого сюжета взаимоотношения героя с теми, кому он доверяет. Чтобы «настроить» у клиента состояние Прозорливого, сказкотерапевту важно грамотно расставить акценты. В терапевтических историях, в основу которых кладется этот мужской сюжет, необходимо подробно описать подлинную сущность тех, кого герой считает своими соратниками: их зависть, злобу, жадность, склонность к предательству. Но все это скрывается под маской преданности, благорасположения, готовности делать общее дело. Герой, не будучи прозорливым, видит маски, но не подлинные лица людей. Герой наивен. Если и находится некий честный человек, который пробует открыть ему глаза на маски тех, кто рядом с ним, герой игнорирует его предупреждения. Почему? Для обретения состояния Прозорливого требуется пройти Крещение Правдой. Что стоят предупреждения добрых людей, когда герою нужно САМОМУ заплатить за правдивую информацию. Сила Прозорливого имеет высокую цену. Ведь эта Сила позволяет видеть людей без масок и при этом принимать их, прощать и даже любить. Может показаться, что я сгущаю краски, рисуя этот сюжет таким образом, будто бы героя окружают одни предатели. Конечно нет! В окружении героя много преданных людей и помощников, иначе кто бы помог ему воскреснуть?! Но этот драматический сюжет ведет к состоянию Прозорливого, и дорога лежит через «сумеречную зону» предательства. Поэтому мы и посвящаем этому явлению так много внимания. ...Говорят, что если подобрать на улице голодную бродячую собаку, накормить ее и оставить у себя, она никогда не тронет благодетеля. Человек поступит иначе. Будучи единожды или многократно облагодетельствованным, он легко не только укусит, но и предаст благодетеля... Самая опасная ловушка этого сюжета, в которую легко угодить герою, — это жажда мщения предателям. В мужских легендах и мифах есть мотив мести. «Око за око, зуб за зуб» — такова древняя философия. Но в этих же историях фактически содержится указание на исход сценария мести. Предатели наказаны, но и сам герой нередко погибает или не испытывает от реализованной мести тех чувств, которые должен испытать победитель. Мстительность разрушает. Мститель, реализовавший свою мечту, Победителем не является. Месть — это медленно действующий яд. Когда с героем поступают несправедливо, он взрывается от гнева, — и это правильно. Но когда ситуация позади и он предается мечтам о мщении, это верный симптом отравления чужим злодейством и ядом мстительности. Если вовремя не принять противоядие, эта зараза отравит и сердце и голову. Что будет противоядием? Мысли о борьбе, о победе, о наказании, но никогда — о мщении. Необходимо устранить последствия злодеяний предателей. Нужно сосредоточиться на этом, но не на физическом устранении негодяев. Стремление к возмездию, помышление о страданиях, которым должны быть подвергнуты предатели, разрушит героя. Вершить суд — дело Господне. Дело рыцаря — установить истину и справедливость. Сказочный герой никогда не мстит предателям. Но как же с ними поступить, ведь они — враги?! Можно ли простить их?! Мужчине сложно прощать врагов. Кажется, что простить означает проявить слабость и попустительство ко злу. В данном случае самое необходимое — это освободиться от захлестывающего гнева. Аффективное состояние блокирует способность здраво мыслить. «Мертвая» сказочная вода убивает в герое бессильную злобу, непродуктивный гнев. В авторских историях, построенных на этом сюжете, помощник в первую очередь проводит длительную работу по отреагированию гнева и освобождению от него. В мужских мифах и сказках четко разделяются два мотива: · мотив мести; · мотив восстановления справедливости. Мотив мести предполагает уничтожение врага. Мотив восстановления справедливости несет идею наказания предателя через его вразумление. Обидчика нужно проучить, показать ему его подлинное место. По возможности, предоставить шанс для покаяния и исправления. Но здесь уже как повезет. В народных сказках предатели раскаиваются в своем грехе и получают прощение. В авторских историях предатели к моменту восстановления героем справедливости успевают сделать так много новых злодеяний, что душа их черствеет для раскаяния. Поэтому нечасто такие истории заканчиваются прощением. Герой восстанавливает справедливость и предоставляет предателей их судьбе. Возможно, мотив мести и был заложен в прежнем состоянии героя. Но это старое состояние умерло вместе со всеми иллюзиями и наивными заблуждениями. Герой нынешний — обновленный, воскресший, прозорливый. В его новой структуре нет мотива мести, но есть мотив восстановления справедливости. Он — внимательный к человеческой природе, осторожный и здравомыслящий. Поэтому, возвращаясь домой и видя, что предатели празднуют победу, он не стремится сразу раскрыть правду и обличить преступников. Он старается сохранить инкогнито. Никто не должен знать до нужного времени, что он жив. Герой использует все преимущества, которые дает ему мнимая смерть. В первую очередь это обстоятельство лишает бдительности его врагов. Разве можно бояться мертвых?! А расслабленного врага при умелом подходе можно взять голыми руками. Главное, не торопиться, подготовиться, и тогда справедливость будет восстановлена, а предатели получат по заслугам. Одним из ярких примеров развернутых авторских сказок, полностью построенных на этом сюжете, является роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Герой, восстанавливающий справедливость, не имеет внутри себя одержимости злобою и местью. Поэтому ему удается выстроить грамотную и продуманную комбинацию. Сюжет пятый — «Любовь» Пожалуй, это самый сложный мужской сюжет. У него великое множество модификаций, для описания которых потребовалась бы отдельная монография. Да и духовно-эволюционное состояние, достижение которого предполагается в финале сюжета, весьма неопределенное — Поющее Сердце. Давайте попробуем постичь, каким образом переживается это особое эволюционное состояние. Наиболее точное описал его Иван Ильин. Позвольте привезти его слова. Есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло. Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает; не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки, когда человека постигает несчастье, или когда близится смерть, или когда злое начало в мире празднует победу за победой и кажется, что сила добра иссякла и что добру суждена гибель. И если сердце все-таки поет, тогда человек владеет истинным счастьем, которое, строго говоря, заслуживает иного, лучшего наименования. Тогда все остальное в жизни является не столь существенным: тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царствие Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освященною и преображенною. А это означает, что началась новая жизнь и что человек приобщился к новому бытию. Мы все испытали слабый отблеск этого счастья, когда были цельно и нежно влюблены. Но то был в самом деле не более как отсвет его, или слабое предчувствие; а у многих и того менее: лишь отдаленный намек на предчувствие великой возможности... Конечно, цельно и нежно влюбленное сердце, как это было у Данте, у Петрарки или у Пушкина — чувствует себя захваченным, преисполненным и как бы текущим через край; оно начинает петь, и когда ему это удается, то песнь его несет людям свет и счастье. Но это удается только одаренному меньшинству, способному искренне петь от чистого сердца. Обычная земная влюбленность делает сердце страдающим и даже больным, тяжелым и мутным, часто лишает его чистоты, легкости и вдохновения. Душа, страстно взволнованная и опьяненная, не поет, а беспомощно вздыхает и стонет; она становится алчною и исключительною, требовательною и слепою, завистливою и ревнивою. А поющее сердце, напротив, бывает — благостно и щедро, радостно и прочищающее, легко, прозрачно и вдохновенно. Земная влюбленность связывает и прикрепляет, она загоняет сердце в ущелье личных переживаний и настраивает его эгоистически; а настоящая любовь, напротив, освобождает сердце и уводит его в великие объемы Божьего мира. Земная влюбленность угасает и прекращается в чувственном удовлетворении, здесь она разряжается и разочаровывается, опьянен-ность проходит, душа отрезвляется, иллюзии рассеиваются, и сердце смолкает, не пропев ни единого гимна. Часто, слишком часто, влюбленное сердце вздыхает бесплодно, вздыхает и бьется, жаждет и стонет, льет слезы и издает вопли — и не разумеет своей судьбы, не понимает, что его счастье обманно, преходяще и скудно, что оно не более чем отблеск настоящего блаженства. И сердце теряет и этот блеск, не научившись ни пению, ни созерцанию, не испытав ни радости, ни любви, не начав своего просветления и не благословив Божьего мира. Сердце поет не от влюбленности, а от любви; пение его льется подобно бесконечной мелодии, с вечно живым ритмом, в вечно новых гармониях и модуляциях. Сердце приобретает эту способность только тогда, когда оно открывает себе доступ к божественным содержаниям жизни и приводит свою глубину в живую связь с этими не разочаровывающими драгоценностями неба и земли. Тогда начинается настоящее пение; оно не исчерпывается и не иссякает, потому что течет из вечно обновляющейся радости29.
29 Ильин И. Поющее сердце. М.: Мартин, 2006.
У героя есть два основных пути, чтобы обрети состояние Поющего Сердца. Первый путь — любовь к Богу. Второй путь — любовь к Богу, постигаемая через любовь к женщине. Сложно говорить об этом эволюционном состоянии в мире, где ключевыми ценностями являются успех и деньги... Но и молчать об этом тоже нельзя. Тем более что сказки о любви так многочисленны в фольклоре. В этом архетипическом сюжете задействована ценностная база всех архетипов. А как же может быть иначе, когда речь пойдет об отношениях с женщиной?! Однако доминирующий мужской архетип все же можно выделить — это Монах. Это очевидно из содержания эволюционного состояния Поющего Сердца. Общая композиционная формула этого сюжета может выглядеть следующим образом: 1. Знакомство с героем. 2. Поиски Возлюбленной. 3. Обретение Возлюбленной. 4. Трудности Любви. 5. Приключения и происходящие в их процессе изменения героя. 6. Новая встреча влюбленных, освобождение от иллюзий и заблуждений. Обретение подлинной Любви. 7. Уроки Любви, которые герой передал своим потомкам. Этот сюжет является украшением любой мужской сказки, потому-то у него так много модификаций. И все они в основном сосредоточены во второй и четвертой узловых точках сюжета. То есть в мотиве «Поиски Возлюбленной» и мотиве, именуемом нами «Трудности Любви». «Поиск Возлюбленной» — чрезвычайно ответственная точка сюжета. Неслучайно во многих сказках герой специально отправляется в путь, чтобы найти себе невесту. Он смотрит на многих девушек, многие ему нравятся, но ту, к которой ляжет его сердце, он найти не может. Она должна быть НАСТОЯЩЕЙ принцессой. А как ее отличить от многочисленных клонов, особенно если сердечное видение спит?! Биологический инстинкт тут плохой советчик, он будет тянуть своего обладателя к наиболее ярким девушкам. А яркие девы чаще всего не принцессы, а охотницы или пустышки. Сколько ошибок делается в этой точке сюжета! Практикующий психолог хорошо знает, как часто ошибается в выборе мужской инстинкт при спящем сердце... Только цена этой ошибки в реальной жизни очень высока: когда сердечная правда открывается, а биологическая «остывает», в семье уже растет потомство... Есть мужские истории, где сюжет как бы зависает только в этой точке. Такое наблюдается и в сказках (например, «Принцесса на горошине»), и в литературных произведениях (к примеру, истории о Дон Жуане или Казанове). Сказка всегда завершается выбором невесты по сердечному предпочтению. Авторские истории, посвященные «живым мужчинам» (а не символическим, как в сказке), так и оставляют сюжет в «зависшем» состоянии. То есть мужчина так и не находит СВОЮ ЖЕНЩИНУ. Сердцу его так и не удается запеть. Почему же? Причины довольно просты. Иногда герою кажется, что он ищет СВОЮ Женщину, но на самом деле он ищет Совершенство. А это разные вещи. Своя Женщина познается открытым сердцем, а Совершенство — утонченным разумом и чувствами. Мужчина, ищущий не Свою Женщину, а Идеальную, руководствуется рационально-эстетическим подходом к делу. Он осознанно или неосознанно оценивает женщину по определенным критериям. Это ошибочный путь поиска возлюбленной (и одна из причин трагедии Дон Жуана). Есть и второй ошибочный путь — когда мужчина доверяет выбор возлюбленной опять же не сердцу, а биологическому инстинкту. На этой дороге он получит многочисленных сексуальных партнерш, но не СВОЮ ЖЕНЩИНУ (другая причина трагедии Дон Жуана).
|