Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 9 страница
— Отчего ж нельзя?! Можно! Если каждый свои камни злобы найдет да в песок измельчит, не будет ни пустыни этой каменной, ни дыма едкого. — Да не будет такого никогда! — махнул рукой герой наш. — Люди и камней-то этих не видят! — Но ты же увидел, хоть и не сразу, — тихо сказал старец. — Так что же я один могу сделать?! Как мне в этом едком дыму собственные камни дробить, когда люди норовят мне еще и свои подкинуть? — вздохнул наш герой. — Вот это и есть тот вопрос, ради которого ты меня разыскивал, — улыбнулся старец. — Так ты дашь мне ответ? — тихо спросил Герой. — А где ж твоя гостья, Божья Коровка? — вместо ответа поинтересовался старец и, увидев ее, пригласил: — Ну-ка, лети ко мне, садись на ладонь. Наблюдал Герой за полетом Божьей Коровки — оторваться не мог. Как красиво, как легко летит, как с потоками воздуха дружит! — А теперь глаза протри и смотри внимательно, — сказал старец. И вновь разглядел Герой пустыню каменную и едкий дым от камней ощутил. И видит он, как летит через пустыню Божья Коровка, а за ней светлый след остается. И след этот светлый преградой для дыма становится, не может он через нее ввысь прорваться. Приходится дыму назад к камням возвращаться, по пустыне стелиться, уплотняться. Летала Божья Коровка над каменной пустыней вперед и назад без устали. И видится Герою, будто бы над камнями светлые провода натянуты. Дым же, к камням придавленный, уплотняется все больше и сам в острейшие ножи превращается. И стали ножи эти резать камни на множество мелких кусочков. Так каменная пустыня и едкий дым, от нее исходящий, сами себя уничтожали. А сверху, с проводов светлых Божьей Коровкой натянутых, миллионы светящихся искорок опускаться начали. Раздробили они остатки черных камней и в блестящий песок превратили. И кажется Герою, что длилось это целую вечность, хотя всего несколько мгновений пробежало. Смотрит он — и вместо каменной пустыни уже золотой пляж раскинулся, шум прибоя неподалеку слышен, и по песку Божья Коровка к нему ползет. Опустился Герой на колени, палец свой Божьей Коровке протянул. Та забралась на него, оперлась на задние лапки, а передние друг о друга потирает. И чудится Герою, будто подмигивает ему гостья его. — Ну что, видел? Все разглядел? — старец Героя спрашивает. — Вроде все разглядел, и малого не пропустил, но ничего не понял, — признался Герой. — Так в чем же ответ твой состоит? — Да ни в чем, — улыбнулся старец. — Как же так?! — А вот так! — пожал плечами старец. — Божья Коровка существо подвижное. Не может она долго без дела сидеть. Если не будет она ползать, летать, передвигаться, то и жить не сможет. Даже если недобрый человек ее в банку посадит или камнем придавит, если тельце ее невредимым останется, она все равно выберется и полетит. Инстинкт жизни в ней силен. Не мыслит она ни о предназначении своем, ни о том, что другие делают и как живут. Она просто летит и след светлый за собой оставляет. Ну а что следы эти делают, ты сам только что видел. Не важно ей, где летать — над пустыней каменной или над лугом цветущим. Где бы она след ни оставила, он всегда до пустыни каменной доберется и чудо невидимое свершится. Ну а коли она над полями, садами да озерами летать станет, так мир еще краше будет. Потому и зовется она не простой коровкой, а Божьей. — Да, красиво это, конечно, — медленно проговорил Герой, — да только хорошо Божьей Коровке, мыслить ей не надо. А мне-то что с думами делать? — Ну, коли думы свои постоянно камнями из пустыни мрачной загружать, да кроме собственных, еще и у чужих взаймы брать, тогда, конечно, жизни не будет, — рассмеялся старец. — Пора бы тебе и свое, и заемное в прах превратить. — Хорошо тебе советы давать, ведь ты среди людей не живешь! — А где ж я, по-твоему, живу?! — Да в месте каком-то святом, уединенном, которое я бы никогда не нашел, если бы ты сам ко мне не вышел! — Вот ведь люди горазды глупые сказки складывать! — усмехнулся старец. — Только ты меня, милый, не выдавай. Не говори людям, что я среди них живу. Только дом мой увидеть не всем дано. Лишь те, кто научились жить просто, своих камней не умножая да чужих взаймы не беря, часто ко мне на чаек захаживают. Ладно, прощай, дома увидимся, — сказал старец и исчез. Огляделся Герой по сторонам — надивиться не может. Как же так: все кругом ему незнакомо и знакомо одновременно. Разве бывает такое? Вроде он в лесу этом впервые, а знает, куда тропинки выведут. Вот одна, к примеру, точно к озеру бежит. И точно — на берег озера Герой вышел, глянул в свое отражение — узнал и не узнал себя. Ожидал он увидеть себя в старой рваной крестьянской одежде, а на нем камзол бархатный и шляпа с перьями оказались! Да в руках ружье дорогое в придачу. Как такое возможно? Заметил тут он Божью Коровку на своем рукаве, снял перчатку и посадил ее себе на палец. Так и пошли они вместе — Божья Коровка никуда улетать не собиралась. Ценность таких историй в том, что сказкотерапевт может вложить в уста Учителя все, что необходимо сказать клиенту. Герой сказки, а не психолог объясняет человеку смысл волнующих его явлений и процессов. В таком формате передача информации ненавязчива. Если клиенту потребуется, сказкотерапевт может прокомментировать слова Учителя. Но лучше, если клиент потрудится поразмыслить над ними самостоятельно, а потом поделится этим со сказкотерапевтом. Все же мы работаем с архетипом Философа — здесь самостоятельные размышления активно приветствуются! Начинающим сказкотерапевтам, которые затрудняются сочинять подобные «рабочие сказки» самостоятельно, мы рекомендуем пользоваться известными притчами. Сегодня они доступны и недостатка в них нет. Фактически сейчас мы с вами разобрали Вызов, зашифрованный в архетипе Философа. Он приглашает героя к познанию. Если ты пребываешь в состоянии Болвана, потрудись встать на путь Ученика, и тогда найдется Учитель для тебя. И быть может, наступит момент, когда и ты станешь Учителем... Как знать?.. Во всяком случае, путь — открыт. Перейдем к Уроку, заложенному в архетипе Философа? Он зашифрован в старой поговорке: «На всякого мудреца довольно простоты». Если говорить о реальных людях, в структуре маскулинности которых ярко представлен архетип Философа, то они переживают «кризис собственной теории». Жизнь «подбрасывает» им факты, которые не только не укладываются в их теоретические представления, но и опровергают их. Так случается, когда философ, теоретик, ученый закрывается от притока новой информации, начинает мыслить косно. Все свои силы направляет на защиту теории, но не на ее дополнение и обновление. Вспомните Охотника из «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Он уже давно перестал охотиться и сосредоточился на получении дипломов, подтверждающих, что он достойный охотник. Кстати, Урок архетипа Философа проходят многие родители в процессе воспитания собственных детей. Тупик. Непонятно, что делать, куда двигаться. Все средства воздействия на ребенка закончились, знания исчерпались. Но это заблуждение. Просто ситуация изменилась, появилась новая информация о ребенке, которая была проигнорирована, неучтена или неверно истолкована. Ведь жизнь постоянно предлагает родителям «задачки»: у взрослеющего ребенка возникают увлечения, которых у родителей не было; или мотивация, родительскому пониманию непонятная. В работе с Уроком архетипа Философа помогают истории, в основе которых также лежат отношения «Учитель—Ученик». Только теперь испытанию подвергается не Ученик, как в прошлом типе историй, а сам Учитель. Другими словами, когда мы работаем с Вызовом архетипа Философа, испытанию подвергается Ученик. Когда же нам предстоит работа с Уроком данного архетипа, испытанию подвергается Учитель. Рабочая фабула сказок с шифром Урока архетипа Философа такова. 1. Учитель—Ученик. Живут на свете Учитель и его Ученик. Не важно, чему обучается Ученик, главное, что он любит дело, которое изучает, и стремится в нем преуспеть. Между Учителем и Учеником бывают разные ситуации. Иногда Учитель наказывает Ученика, иногда награждает за заслуги, создает провокационные ситуации. Словом, идет обычная жизнь. Ученик набирается опыта и мастерства. 2. Сложный заказ. К Учителю поступает очень сложный и важный заказ от чрезвычайно высокопоставленного заказчика, которому невозможно отказать. Причем выполнить его необходимо в нереально кратчайшие сроки. Учитель начинает суетиться. Он отстраняет Ученика от заказа — так как дело, на его взгляд, слишком ответственное. 3. Ошибка Учителя. Учитель допускает ошибку в расчетах или в чем-либо ином. Из-за этого результат получается не тем, на который он рассчитывал. Учитель в панике, он теряет все добрые приметы высокого эволюционного уровня архетипа Философа. 4. Открытие Ученика. Отстраненный от работы Ученик «из любви к искусству» параллельно с Учителем также пробовал выполнить заказ. Он не волновался и не торопился. Ему открылась некая новая информация о том, как можно сделать этот заказ более эффективно и качественно. Он пытался поделиться этой информацией с Учителем, но тот был слишком увлечен своим делом, чтобы адекватно отреагировать и учесть ее. 5. Прозрение Учителя и совместная работа. Ученик вновь доносит до Учителя свое открытие. В состоянии безвыходности Учитель оказывается более восприимчивым к новой информации. Но вначале все же относится к ней с известной долей скепсиса. Ученик доказывает и показывает, как можно сделать важный заказ, не сорвав сроки и качество. Учитель прозревает, понимает свою ошибку, принимает идеи Ученика. Вместе они завершают дело. Учитель признает, что можно учиться и у собственного Ученика. Произошедшее укрепляет и Учителя, и Ученика. Урок этого архетипа можно сформулировать и так: «Все мы — вечные Ученики». И родители, и учителя, и философы, и теоретики, и практики, и... Почему бы родителям не поучиться у собственных детей? Чему? Чтобы ответить на этот вопрос, тоже требуется труд — труд Ученика... Непросто говорить тайном шифре архетипа Философа обычными словами. Поэтому позвольте закончить этот разговор еще одной притчей. Она лучше всего иллюстрирует общение в системе «Учитель—Ученик». В этой истории есть начало, но конец условен. Ибо в архетипе Философа зашифрован особый стиль жизни — ЖИЗНИ КАК ОБУЧЕНИЯ, ЖИЗНИ КАК ДОРОГИ... Все началось с того, как один человек спросил у Бога: — Что для Тебя сто тысяч лет? — Одна минутка. — А что для Тебя сто тысяч золотых? — Медный грош. — Так дай же мне этот грош! — Подожди минутку... Так вот... Рассказывают, шли как-то по дороге двое: Учитель и Ученик. Путь их пролегал через тенистые сады и располагал к беседе. — Мастер, скажи, можно ли назвать жадным человека, который путает понятия «много» и «мало»? — вдруг спросил Ученик. — Что ты имеешь в виду? — У меня есть брат, который выращивает отменные сливы. Много лет подряд у него покупает плоды один торговец и платит всегда один золотой за ящик. Это очень небольшая цена, но торговец всякий раз плачет, что мой брат берет с него очень дорого. — Ну что ж, его можно понять, все люди желают сохранить свои деньги, — ответил Учитель, — но при чем тут путаница в понятиях? — А дело вот в чем. Мне известно, что торговец этот продает сливы повару местного шейха и берет с того десять золотых за ящик. При этом он всякий раз плачет, что продешевил. Ну скажи, Учитель, разве последователен он? Ведь капитал его умножился в десять раз! О чем тут плакать?! — Просто он привык сокрушаться... — Разве возможно приобрести такую привычку?! — Это как раз очень легко, если он хотя бы раз прикоснулся к чаше своих желаний. Тот, кто сделал это, обречен плакать о том, что чаша его желаний никак не наполнится, — печально сказал Учитель. — А что это за чаша желаний? Ты мне прежде ничего о ней не рассказывал. — Потому что и говорить о ней незачем, сколько ни говори, все равно не наполнишь. Скажу лишь, что жажда ее наполнения отупляет и отнимает у человека все, что он имеет. Он может положить туда миллион мешков золота, и даже всю свою жизнь, но полнее она от этого не станет. — И как же избежать этой чаши? Ничего не желать?! Но возможно ли это? — сомневался Ученик. — Вместо ответа позволь рассказать тебе одну историю, — сказал Мастер, пригласил своего Ученика присесть у ручья и начал свой рассказ... «Жил да был один крестьянин, звали его Йосаку. Не было у него своего поля, своего дома. Он ходил от деревни к деревне и помогал крестьянам выращивать урожай за кусок хлеба и мизерную плату. Юноша терпеливо сносил все невзгоды и благодарил Будду за то, что он дает ему возможность зарабатывать свой хлеб. Однажды ночью Будда явился юноше в золотом сиянии. И сказал Будда: «Ты удивительный человек, Йосаку, ты живешь в бедности и довольствуешься малым. Ты много работаешь и не просишь лишнего. Встань завтра с первыми лучами солнца. Первое, что ты возьмешь в руки, принесет тебе счастье». Сказав это, Будда исчез, будто его и не было. Наутро Йосаку, как обычно, отправился на работу. Споткнувшись о камень, Йосаку упал и сильно ушибся. Когда он встал, то заметил, что сжимает в руке соломенный стебель. «Сомневаюсь, что это то самое, что Будда посоветовал мне взять в руки. И как же это соломенный стебель принесет мне счастье?» — подумал юноша. Откуда ни возьмись, появился огромный слепень. Он стал жужжать и кружиться вокруг лица юноши. Йосаку поймал слепня и привязал его к концу соломенного стебля и слепень продолжал жужжать и кружиться вокруг стебля, как заводная игрушка. Мальчик, встретившийся на его пути, захотел поиграть с этой забавной игрушкой, и Йосаку с легким сердцем подарил ребенку соломенный стебель. За эту игрушку слуга мальчика дал ему три апельсина. «Чудесно! Целых три апельсина за соломенный стебелек!» — подумал Йосаку и пошел дальше. Вскоре он нагнал женщину, присевшую на обочине дороги. — Ох как жарко, — сказала женщина, — я умираю от жажды... — Если эти три апельсина спасут вас, пожалуйста, возьмите их! — сказал добрый юноша. Женщина съела их, и силы вернулись к ней. Она поблагодарила Йосаку за спасенье и подарила ему рулон шелка. «Этот дорогой рулон шелка уж точно — подарок Будды!» — сказал себе Йосаку и продолжил путь. Вскоре на его пути встретились два самурая, стоящие над лошадью, которая упала от жары и усталости. «Ну что нам делать с этой дохлятиной?» — спросил самурай. Йосаку пожалел лошадь и обратился к самураям: «Господа самураи, не обменяете ли вы эту несчастную лошадь на превосходный рулон шелка?» Самураи с радостью согласились и, взяв дорогую ткань, пошли прочь. — Несладко тебе пришлось, — сказал Йосаку лошади. Он напоил ее, дал ей отдохнуть, и лошадь вскоре снова встала на ноги. Йосаку оседлал лошадь и вскоре достиг окраины города. Он оказался возле большого дома, хозяин которого собирался в дальнюю дорогу. Йосаку рассказал хозяину дома о своем чудесном путешествии и спросил, не купит ли хозяин у него лошадь для своей поездки. Хозяин подумал и сказал: «Я был бы рад купить у тебя лошадь, но сейчас у меня нет денег. Я бы мог отдать тебе часть урожая по возвращении, а ты пока поживешь в моем доме и присмотришь за хозяйством...» Так Йосаку достались и дом, и часть урожая. Юноша был счастлив. Он наконец-то почувствовал себя настоящим хозяином и трудился не покладая рук. Йосаку вырастил прекрасный урожай риса. Когда пришло время, и хозяин вернулся из поездки, он увидел, что его старый дом вычищен и сверкает, как новая монета. Обрадованный хозяин сказал: «Йосаку, я вижу, ты очень хороший человек. Почему бы тебе не жениться на моей дочери и не остаться в нашем доме навсегда?» Йосаку с радостью согласился. Он женился на дочери хозяина, и они жили долго и счастливо. У них было много детей. Он продолжал много работать, как и раньше, и стал очень богатым человеком. Йосаку всегда помогал беднякам. За его доброту все в городе называли его «Господин Соломинка». — Да, занятная история, — протянул Ученик. — Но я не понял, Мастер, как связана она с чашей желаний и путаницей в понятиях «много» и «мало»? — Дорога, друг мой, приносит множество даров и открывает всякий раз новые возможности. Большие состояния складываются постепенно. Нередко, все начинается с «соломенного стебля». Дорого ли за него заплатил Йосаку? Думаешь, он ничего не платил? Ошибаешься — он внес свою плату, ведь он упал и сильно ударился. Ты говоришь, он не платил денег. Но у всех ценностей своя цена. Но те, кто всюду таскают за собой чашу своих желаний, не желают знать этого, боятся отдать много или, наоборот, продешевить. Так и живут в вечном страхе, упуская возможности. Приходит срок, и остается им лишь только сетовать на судьбу и плакать об опущенных возможностях, — ответил Учитель. — Так что, Учитель, получается, нет жадных, есть лишь одержимые страхом? Тот торговец, что казался мне жадным, просто боится быть обманутым? — Тот, кто часто обманывал сам, всегда боится быть обманутым, — сказал Учитель. — Ну что, друг мой, дорога зовет нас, ответим на ее призыв и двинемся дальше. Выброси ты из головы этого торговца, что наполняет чашу своих желаний лишь страхом. Его жажда долго не будет утолена. А что до нас с тобой — ручей с чистой водой как раз рядом. Не желаешь ли напиться перед дорогой? Архетип Монаха Это особенный мужской архетип. В нем заключена подлинная мужская тайна. Право, не знаю, достойно ли с моей стороны раскрывать ее перед многими... Но, раз сказано первое слово, требуется произнести и последующие... Позвольте через сказку. Жил однажды чудак — он потерял «главное». Он был очень богат и имел все из вещей, что человек может себе только пожелать; и тем не менее у него не было чего-то, чего он даже и назвать не мог. Он так много мог, он почти все смел; но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мертвой. Ничто не радовало его, и постепенно его богатство становилось для него непосильным бременем. Тогда он пошел к старой бабуле, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы, и рассказал ей о своей беде. «Отправляйся в большой мир, — сказала ему старуха, — ищи пропавшее; твое несчастье велико — тебе не хватает главного; и пока ты его не найдешь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой». И несчастный отправился на поиски25...
25 Сказка приведена Иваном Ильиным в эссе «Главное» из цикла «Дорога к свету».
Подлинная мужская тайна заключается в обретении Смысла Жизни, великой Святыни для мира внутреннего, духовного. Пять архетипов, что мы уже рассмотрели, дают герою инструменты и силу для преобразования мира внешнего, внешней территории. Архетип Воина помогает расширять свою внешнюю территорию; архетип Монарха — управлять ею. Архетип Крестьянина позволяет укреплять свою территорию, творчески заботиться о ней. Архетип Купца — обновлять собственный взгляд на имеющееся, открывать новое, строить отношения между территориями, принадлежащими разным владельцам. Архетип Философа — познавать свою территорию и расширять ее за счет познания. В архетипе Монаха заключены принципиально иные инструменты и силы — они предназначены и направлены на территорию внутреннюю. Ах как это странно, непривычно и даже опасно заглядывать внутрь себя! Тем более если «глаз настроен» на постижение, управление и преобразование внешнего ... А если внутри — ничего нет? А если там все же есть нечто, но оно неприятно? Врага внешнего победить можно, а если он внутри тебя? Вот и получается, что внешнее уже приведено в «нормальное состояние», а «главного» нет. Оттого и смысла во внешнем нет тоже... Один из великих наших соотечественников, Иван Ильин, говорил об этом так: «Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир, и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, — это как бы мир без солнца. Так он и носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность. Современный «просвещенный» человек ведет, таким образом, скверную жизнь. В нем погасло пламя сердца. Ему недостает энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершалось ничего великого. Он слишком умен, чтобы быть цельным. Он слишком образован, чтобы неизменно во что-то верить. Он слишком скептичен, чтобы стать сильным. Он слишком слаб, чтобы следовать Богу. Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни»26. 26 Ильин И. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альфа-принт, 2008.,
Архетип Монаха ведет героя к обретению внутри себя этой Святыни, этого великого и непостижимого «главного». И если случится герою прикоснуться к этому Источнику, то жизнь его навеки будет наполнена Смыслом Подлинным, непреходящим, внутренним. Непросто герою искать Святыню внутри себя. Оттого-то и отправляется он на подвиг внешний. Например, на поиски Грааля. Почему бы и нет? Смысл можно обрести и в движении к ускользающему результату. И мечта стоит того, чтобы на нее положить жизнь... Правда, все внешние движения, преобразования, поиски суть действия других мужских архетипов, но не архетипа Монаха. Великая мужская тайна, зашифрованная в архетипе Монаха, заключается в обретении и постижении Бога. И у каждого героя, у каждого мужчины это происходит по-своему. В патриархальном обществе на мужчине лежит ответственная и сакральная миссия: пропускать через себя и претворять в жизни Волю Божью. Этим занимались шаманы и жрецы, вожди и философы, цари и пророки, главы родов, великие поэты, музыканты, художники, ученые. В одиночестве они принимали Откровение и передавали Его согражданам, возлюбленным, детям, ученикам. Тем не всегда нравилось содержание Откровения — ведь нередко Оно требовало от людей самоограничений, перестройки уклада жизни, а также дисциплины и труда. Но великие пророки были усердны и последовательны в претворении Воли Божией в жизнь людей. И она менялась. Здесь, друзья, важно понять разницу между тем, как работают архетипы Философа и Монаха. Архетип Философа дает герою инструменты для самостоятельного познания мира, других людей и самого себя. В архетипе Монаха заключена принципиально иная сила, основанная на способности и стремлении открываться Откровению Божьему. Откровение есть Откровение. Его можно только принять и выполнить, что положено. Его не нужно анализировать, задавать вопросы, а тем более сомневаться. Благодаря действию архетипа Монаха, внутри героя пробуждается и активно развивается удивительный духовный рецептор, настроенный на принятие ИНФОРМАЦИИ СВЫШЕ. Не нужно думать, что такой духовный рецептор есть только у посвященных, высоко духовных людей. Он имеется у всех. Архетип есть архетип — его действие проявляется повсеместно. Но КАЧЕСТВО принимаемой информации зависит от эволюционного состояния героя, человека. Пророкам дается одно Откровение, а простым людям — иное. Иногда от обычного человека, без образования, или даже ребенка можно услышать нечто такое, что заставляет невольно воскликнуть: «Откуда ты это знаешь?!» А нам в ответ звучит уверенно-иррациональное: «Просто знаю, и все!» «Просто знаю — и все!» — на этом иррационально-духовном доверии Откровению основана формула архетипа Монаха. Она выглядит так:
|