Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 4 страница
Привести в равновесие силы всех семи мужских архетипов непросто. Ведь часто они действуют все вместе, одновременно. Поэтому важно изучить принципы действия каждой архетипической силы, научиться распознавать ее в текущих ситуациях и в своем характере. Знание специфики работы мужских архетипов помогает нам стать более гибкими: использовать в актуальной ситуации нужную архетипическую силу. Но обо всем по порядку. Давайте глубже познакомимся с основными семью мужскими архетипами, семью мужскими, социальными силами, определяющими самореализацию мужчины и женщины. Архетип Воина Великий боец терпит и сносит оскорбления; он знает тяжесть своего кулака и силу своего удара. Оказавшись перед противником, не успевшим подготовиться к бою, он смотрит ему в глаза — в самую их глубину — и побеждает, не нуждаясь даже в том, чтобы использовать свою физическую силу. Чем больше воин учится у своего духовного наставника, тем ярче разгорается в его глазах свет веры, и ему ничего никому не нужно доказывать. П. Коэлъо Конечно, сила Воина — это самая яркая мужская архетипическая сила. Можно сказать, что в ней больше разрушения, чем созидания. Но это лишь на поверхности. Ведь в каждой архетипической матрице заложена эволюционная идея. То есть предполагается, что архетипическая сила будет эволюционировать. Да, на самых начальных эволюционных уровнях сила Воина — это сила разрушения. А как же иначе, ведь враги не дремлют! Их надобно уничтожать! Однако на более высоких эволюционных уровнях именно сбалансированная сила Воина помогает достигать высоких результатов, доводить дела до победного финала. При этом вовсе не обязательно кого-то лишать жизни. Другими словами, архетипическая сила Воина может быть как разрушительной, так и созидательной; как гармоничной, так и дисгармоничной, в зависимости от текущего эволюционного уровня героя. На низких эволюционных уровнях воин дерется, и его силу умножает злость на врага. Однако гнев также может и лишить героя силы, «гнев застилает глаза». Поэтому эволюция силы Воина связана с управлением своим гневом. Воин «высшего уровня» дерется со спокойным сердцем и побеждает. Позвольте в связи с этим рассказать одну старинную историю про бой без гнева7...
7 Притча приводится в изложении Ошо.
Это случилось во времена Омара, великого исламского халифа. Он боролся со своим врагом в течение тридцати лет. Враг был очень силен, и битва продолжалась всю жизнь. В конце концов, случилось однажды так, что настал благоприятный случай: враг упал с коня, и Омар прыгнул на него с копьем. Всего лишь за секунду копье могло пронзить сердце врага, и все было бы кончено. Но в этот момент враг сделал одну вещь: он плюнул Омару в лицо, и копье остановилось. Омар коснулся своего лица, поднялся и сказал врагу: — Завтра мы все начнем сначала. Враг был в замешательстве. Он спросил: — В чем дело? Я ждал этого момента тридцать лет, я ждал, надеясь, что когда-нибудь я приставлю копье к твоей груди, и всё будет кончено. Такое везение так и не пришло ко мне, но оно пришло к тебе. Ты мог бы покончить со мной в один миг. Что случилось с тобой? Омар сказал: — Это была необычная война. Я дал обет, что буду сражаться без гнева. В течение тридцати лет я сражался без гнева, но теперь гнев пришел. Когда ты плюнул, я лишь на миг почувствовал гнев, и наш бой стал личным. Я хотел тебя убить, и в это вошло мое эго. До этого момента, в течение тридцати лет, вообще не было никакой проблемы: мы сражались по некой причине. Ты был не мой враг, это никоим образом не было личным. Я не был заинтересован в том, чтобы убить тебя, я просто хотел выиграть дело. Но сейчас, на миг, я забыл о причине: ты стал моим врагом, и я захотел тебя убить. Вот почему я не могу убить тебя сейчас — на миг в моем сердце появился гнев. Итак, завтра мы начнем снова. — Но битва так и не возобновилась, потому что враг стал другом. Он сказал: — Теперь научи меня. Будь моим мастером и позволь мне быть твоим учеником. Я тоже хочу драться без гнева. Основная эмоциональная сила, заложенная в архетипической матрице Воина, — это СИЛА ГНЕВА. Чтобы быть настоящим Воином, нужно научиться управлять своим гневом. Архетип Воина рождает сюжеты, в которых герой борется с врагами, переживает поражения и победы, учится управлять своими страстями, гневом и физической силой. Среди героев-воинов Геракл, Илья Муромец, Конан и Человек-Паук; а также многочисленные богатыри, рыцари, солдаты, защитники. Словом, борцы и победители. Главное, базовое стремление, «записанное» в архетипической матрице Воина, — это стремление побеждать, оказываться первым, лучшим, успешным, достойнейшим. Во что бы то ни стало. Все ради победы. Ключевая ценностная идея этого архетипа — защита Справедливости, борьба за Справедливость. Любая схватка — ради Справедливости. Причем понимание героем идеи Справедливости также меняется в зависимости от его текущего эволюционного уровня. Именно постижение идеи Справедливости помогает сознанию героя эволюционировать. Именно идея Справедливости помогает герою учиться управлять гневом, направляя его куда следует. На самых ранних эволюционных уровнях сила Воина подобна вулкану, ей неведома идея Справедливости. Поэтому герою хочется подраться, чтобы размяться, поиграть силой молодецкой («Я дерусь, потому что я дерусь», — говаривал Портос). Для эволюции силы Воина необходим учитель (включение архетипа Философа), который поставит перед героем вопросы: · Ради чего? · Зачем? · Какой ценой? Фигура учителя для формирования героя-воина чрезвычайно важна. Самому герою очень сложно научиться управлять собственной силой. Ведь когда ее слишком много, она раздирает на части изнутри. Юноша не знает, куда себя деть, где применить свою силу. Учитель у настоящего воина тоже должен быть непростой. Например, Геракла воспитывал не кто-нибудь, а мудрый кентавр Хирон. Серый Волк обучает Ивана-царевича, короля Артура наставляет волшебник Мерлин. Избыток силы Воина чрезвычайно неудобен для воспитателей. Детей, имеющих неконтролируемый избыток данной архетипической силы, сегодня называют «гиперактивными». Это дети, с которыми очень сложно. Но и им самим непросто управлять своей силой Воина. Вспомните Геракла. Юному герою было чрезвычайно сложно рассчитывать свою силу. Не один раз он совершал неумышленные убийства, наносил серьезный ущерб окружающим из-за того, что не справлялся с собой (точнее, с архетипической силой Воина). Он раскаивался и дорого платил за свои проступки. С того, кто обладает большой силой, спрос больше. Кстати, юных воинов было принято воспитывать отдельно от остальных детей. К сожалению, не у всех сегодняшних мальчиков (и девочек) с выраженным архетипом Воина имеется достойный учитель. В рамках системы образования большей частью самореализуются женщины. И самое большое, что они могут сделать для ребенка-воина, — это подобрать сказки, отражающие путь эволюции воина. Но этого мало. Женщине (матери, воспитателю, педагогу, психологу) чрезвычайно сложно заменить герою подлинного учителя. Да и нет таких мужских сказок, где героя-воина обучала бы женщина. Исключения составляют истории, где женщина-Наставница создает для героя-воина инициирующее событие (инициация в лоне женщины). Поэтому мы часто рекомендуем матерям сыновей (и дочерей) с ярко выраженным архетипом Воина искать достойного наставника. Им может быть тренер в спортивной секции, например. Во многих сказках эволюция силы Воина в герое начинается с того, как он направляется восстанавливать справедливость: врага побеждать, принцессу спасать, слабого защищать. Этот факт чрезвычайно важен в контексте психологической коррекции детей, подростков, да и взрослых. В нашем русском этносе немало людей разного возраста, у которых сила Воина выражена ярко, но несбалансированно. Они, как правило, доставляют окружающим немало хлопот. Да и с самими собой им тоже бывает весьма непросто. Есть отцы, которые говорят своему сыну так: «Главное, драться научись, что не по тебе, так ты сразу — бей в челюсть!» В этом случае мы видим яркое проявление силы Воина на низком эволюционном уровне. И наша задача — постепенно, через сказки передать такому юноше знания о Справедливости. Как? Сказкотерапевт подбирает (или сочиняет) сказку о воине-победителе, который расходует свою силу грамотно, ради спасения слабых, Отечества, восстановления Справедливости. Такие истории гармонизируют силу Воина на бессознательно-символическом уровне, помогают ей эволюционировать. Позвольте привести пример такой истории для тех, кто постарше. Это сказка о Справедливом Воине8.
8 Эта сказка принадлежит перу автора данной книги.
Жил на свете могучий воин. Владел он всеми боевыми искусствами, обладал невероятной силой и выносливостью. Когда его спрашивали: «Почему ты все время ищешь войны? Ради чего ты воюешь», он отвечал: «Ради справедливости! Посмотрите, как много несправедливости вокруг! Богатый угнетает бедного, враги захватывают чужие земли, предатели плетут интриги!» И он один отправлялся в поход, чтобы защитить слабых и сразиться с сильными. Как-то раз в одном городе на рыночной площади он увидел, как богато одетый мужчина замахнулся на женщину, желая ударить ее. Быстро отреагировал воин, и вот через несколько минут обидчик уже лежал на земле связанным, а к его горлу был приставлен клинок. — Пощади меня, добрый человек! За что ты со мной так обошелся?! — взмолился поверженный. — Как мог ты поднять руку на беззащитную женщину! — грозно рявкнул воин. — Кто тут беззащитная женщина?! — проскулил поверженный. — Ты обознался, воин, эта женщина — самая большая обманщица на земле. Посуди сам, справедливо ли с ее стороны так поступить со мною! — Что такое? Ты, верно, хочешь разжалобить меня, спасая свою шкуру, — пробормотал воин и отвел от шеи поверженного руку с клинком. — Садись и рассказывай мне, что произошло между вами, — приказал он. — Эта женщина — моя соседка. Некоторое время назад она пришла ко мне в слезах, умоляя о помощи. Ее сын проиграл в карты крупную сумму. Чтобы выплатить долг, ей пришлось заложить свой дом. Но сын, желая отыграться, проигрался вновь. И вот она пришла просить моего поручительства, чтобы взять новый кредит. Мне стало жаль ее, и я согласился. Она слезно умоляла меня подписать бумагу, в которой говорилось, что я ручаюсь за нее. Когда я подписывал документ, она закрывала часть его рукой, как будто в бессилии опираясь на стол, где он лежал. Я тогда не придал этому значения. И вот сегодня ко мне пришли приставы и приказали убираться из моего дома, который теперь принадлежит этой обманщице! Оказывается, я подписал хитро составленную дарственную на ее имя! Так затуманила она разум мой своими небылицами, так искусно разыграла страдание! И скажи, есть ли после этого справедливость на этом свете?! — Да уж не обманываешь ли ты меня, желая спасти свою шкуру? — озадаченно протянул воин. — К чему мне тебя обманывать? Да и к чему мне, бездомному и оболганному, моя шкура? — печально спросил человек. — Вот, посмотри — в кармане моя копия документа. Через мгновенье воин держал в руках дарственное письмо, из которого следовала правдивость слов его нового знакомца. — Какая чудовищная низость! Какая несправедливость! Она достойна смерти! — вскричал рассвирепевший воин и побежал разыскивать обманщицу. Надо сказать, она и не пыталась скрыться, твердой походкой спокойно шла по улице. — Остановись, несчастная! — крикнул воин, хватая ее за руку. — Я вас не знаю, что вам угодно?! — строго спросила женщина, отнимая руку. — Как смели вы обмануть того достойного человека, оставить его без крова?! — Это он-то достойный человек?! — усмехнулась женщина. — Вот уж скажете тоже! Да разве же достойные станут водить к себе в дом каждый день падших женщин и творить разврат прямо на балконе, смущая моих детей?! Я просила его много раз прекратить бесчинства, но он лишь насмехался надо мной, продолжая беззакония. — Но разве справедливо лишать его из-за этого крова? — спросил озадаченный воин. — А разве справедливо развращать моих детей своими бесчинствами? — нахмурилась женщина. — Но вы обманом завладели его домом! — Никакого обмана, я просто не все ему сказала. Он был пьян и думал, что подписывает собственное прошение о том, чтобы меня высекли на городской площади как блудницу. — Вы обманули его. — Никакого обмана, просто я проучила того, кто был несправедлив ко мне и моим детям, — сказала женщина и пошла своей дорогой. Воин вернулся к своему новому знакомцу. — Ты обманул меня, не рассказав о творимых тобою бесчинствах и унижениях, что ты принес той женщине, — грозно сказал он. — О каких бесчинствах ты говоришь?! Просто эту каргу съедает зависть к тому, что я, молодой мужчина, живу полной жизнью. Разве несправедливо жить в полную силу?! Лучше освободи меня от веревок. Первый раз в жизни воин был озадачен. Раньше справедливость была такой ясной: были обидчик и жертва, сильный и слабый. Ему следовало наказывать обидчиков и защищать слабых. А теперь... Какова же справедливость в этой ситуации?.. В задумчивости он пошел прочь из этого города. Шел куда глаза глядят, не разбирая дороги, не замечая несправедливостей вокруг. Ему казалось, что он потерял смысл своей жизни, которая еще утром была цельной и важной. И вот дорога вывела его к небольшой хижине, возле которой сидел седовласый старик и чинил сеть. — Здравствуй, рыбак, — приветствовал старика воин. — Здравствуй, воин, только я не рыбак, — откликнулся старик. — А кто же ты таков, коли сети чинишь? — спросил воин. — А я ловец справедливостей, — ответил старик. — Кто-кто?! — Ты что, глухой? Я — ловец справедливостей, ты — глупый воин. Что тут непонятного?! — Так ты что ж, справедливости этой сетью ловишь? — пробормотал воин. — Когда сетью, когда плетью, — пошутил старик. — Ничего не понимаю, — замотал головой воин. — Да и понимать тут нечего. Вот кваску попей, садись и слушай, — пригласил его старик. — Все просто, герой. Каждый человек желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо. Всякий жалуется на всевозможные несправедливости, и выходит, что справедливость — это когда все оборачивается в пользу конкретного человека, а несправедливость — это когда ситуация разворачивается не в его пользу. Так и выходит, герой, что сколько людей, столько и справедливостей, у каждого своя. Так за что ты теперь воевать станешь? — Ой, совсем ты меня запутал, старик, ничего я не понимаю. Что ж получается, справедливости и вправду нет на свете?! — Как же так — нету?! Очень даже есть, да так много, что хоть сетью лови. Ты лучше вот что мне скажи, герой: уж не думаешь ли ты, что люди на свет равными родятся? — Как это?! Что значит «равными родятся»? — То и значит. «Равными родятся» — значит, одной доли достойными, одной справедливости на всех, вот со всеми и надо обходиться одинаково. — Ты, старик меня не путай, я не со всеми одинаково обхожусь. Обидчиков наказываю, а слабых защищаю! — Вот уж действительно «неодинаково». Да твоей «неодинаковости» лишь только два варианта существует! А людей-то — вон сколько! — Как же мне быть? Запутался я, — признался воин. — Запоминай, герой: суть справедливости в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. Запомнил? — Запомнил, но не понял... — Люди не равны от природы и не одинаковы ни телом, ни душой, ни духом. Они родятся существами различного пола, у них разное здоровье и таланты, на свете нельзя найти двух одинаковых людей. Все по-разному воспитаны и образованны, приспособлены к разным условиям жизни, имеют разные привычки и предпочтения. Люди творят неодинаково и создают неодинаковое и неравноценное. Справедливость требует, чтобы с ними обходились согласно их личным особенностям. Справедливость требует неравенства для неравных. — Что же мне теперь делать, чему посвятить свою жизнь, свое мастерство воина? — Пришло время, герой, овладеть искусством неравенства. В основе его — внимание к неповторимости человеческой и доброе любящее сердце. Не станет справедливый воин умножать на свете число обиженных, страдающих и ожесточенных. — Да я же, наоборот, защищал обиженных! — Правильно, защищал одних, но ожесточал других. Разве не затаивалась злоба в сердце поверженного обидчика, разве не находил он возможности выместить злобу на ком-то, до кого не дотянулось твое внимание? Запомни, герой, справедливый воин рассматривает каждого человека индивидуально, стремясь постичь скрытую глубину его души. — Это очень сложно для меня, — застонал воин. — Я всего лишь тот, кто умеет драться. — Тогда люди будут просто использовать тебя, обманом сманивая на свою сторону. — Что же делать? — Откажись от привычки сначала делать, а потом думать и начни развивать свое сердце, — посоветовал старик. — А как его развивать? — Для начала забудь про упрощенное разделение людей лишь на две категории: обидчики и жертвы. Не торопись оценивать людей и принимать решения, на чью сторону вставать. Учи свое сердце любить людей, сколько бы несовершенств они тебе ни демонстрировали. В каждом из них — искра Божья. У одних — ярко горит, у других — тускло, у третьих — едва заметно. Тренируй свой взгляд различать это. — Старик, а драться-то когда? — Так просто драться или за справедливость? — уточнил старик. — Просто драться, чтобы размяться. — Да это сколько угодно можно, главное, тем, с кем борешься, части тела целыми оставляй! Остался воин у старика на некоторое время, сердце свое слушать и развивать старался. А потом отправился своей дорогой. Много хорошего он принес тем, кто встречался на его пути. Оттого прозвали его люди Справедливым Воином. Важно понимать, что именно архетипическая энергия Воина низкого эволюционного качества лежит в основе агрессивных проявлений личности. Мы говорим: «агрессивный ребенок», «конфликтная личность», передавая через эти понятия переживание нами собственного неудобства от общения с подобными людьми. Причем многие при этом качают головой: что же с этой агрессией делать? Агрессия, проистекающая из архетипа Воина, — это энергия, которая должна быть направлена на повержение врага, преодоление препятствий, защиту справедливости. Если поблизости нет достойного врага, архетипическая энергия сотворит его из ничего. Так возникают конфликты на ровном месте. Просто энергии Воина низкого эволюционного качества нужен выход. Заметьте, сказочный герой с ярким архетипом Воина никогда долго не сидит спокойно просто так, как говорится, «в медитации». Рядом с ним все время приключается какая-нибудь несправедливость, возникает прецедент для проявления его силы. Если вокруг него длительное время все будет спокойно, ему просто станет скучно. Но скука — это еще полбеды. Энергия Воина, желая быть выраженной, станет искать себе врага. И конечно же, найдет — среди близких или тех, кто прежде нуждался в защите. Герою с выраженным архетипом Воина необходимо что-то делать: стрелять, скакать, драться, работать физически, рисковать жизнью, побеждать. Поэтому когда сказкотерапевта спрашивают, что делать с агрессией, он отвечает: прежде всего, предоставлять возможность большой физической нагрузки. Спортзал, айкидо, стрельба из разных видов оружия, экстремальные виды спорта, компьютерные игры «стрелялки», игры в войну, верховая езда — все это важные виды деятельности для канализации архетипической силы Воина. Кто-то, возможно, скажет, что сказкотерапевты «подогревают» агрессию. Это не так. Мы, понимая особенности архетипической силы Воина, находим безопасные (насколько это возможно) виды деятельности для ее выражения9.
9 Подробные рекомендации о воспитании ребенка с выраженным архетипом Воина даны в книге: Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Как женщине понять мужчину, или Мужественные всегда выигрывают (из серии «Ценность каждого дня»). СПб.: Речь, 2007.
Человеку, обладающему выраженной силой Воина, необходимо: 1. Иметь постоянную физическую нагрузку. Для детей важны игры, в которых достаточно безопасно можно помериться силой (борьба, игры «давай бодаться», «перетягивание каната» и др.) или посоревноваться (особенно с родителями). 2. Иметь собственную территорию (комнату, часть комнаты). 3. Иметь наставника, тренера. 4. Переживать успех, победу, а также поражения. 5. Следовать режиму дня, расписанию. А теперь давайте зададимся вопросом: а собственно, каково предназначение архетипической матрицы Воина? Безусловно, предназначение настоящего Воина, защищать. А также захватывать новую территорию, удерживать ее границы и при малейшей возможности расширять их. Другими словами, в архетипе Воина «записано» яркое «чувство территории». Ради чего идет против врага былинный герой? За Русь, матушку, за родимую деревню, свой дом. Архетип Воина дает мужчине острое ощущение границ своей территории. Он может обозначать свою территорию, распространяя на ней свои вещи, помечая ее устойчивыми запахами. Но архетипическая матрица Воина предполагает не только удержание, защиту своей территории, но и ее расширение. То есть присоединение новых земель, владений, возможностей, ресурсов. Потому-то наш герой не сидит на месте, а отправляется в дальние страны, чтобы где-нибудь приобрести еще «полцарства». Что касается детей, то маленькие Воины склонны расширять свои владения, раскладывая игрушки в тех местах, которые принадлежат родителям. А те, в свою очередь, «отвоевывают» собственную территорию, требуя от ребенка прибрать свои игрушки и вещи в строго отведенное для этого место. Так идет борьба за территорию в одной маленькой квартире. И только родители расслабятся, маленький воин тут же начнет захват их территорий. На более высоком эволюционном уровне архетип Воина дает герою силу защищать многих людей и от внешней агрессии, и от ложной информации. Появляется стремление беречь мир, страну, природу. Понимание «территории» усложняется и расширяется. Теперь территория — это не только физическое пространство квартиры, улицы, микрорайона, города, страны. Появляется понимание «внутренней территории» — внутреннего мира, «профессиональной территории» — ниши самореализации, «духовной территории» — системы ценностей. Семья, род, друзья — это все «территории» Воина. И все эти многоплановые территории нуждаются в защите и расширении на основе актуальных представлений о справедливости. Так сама идея Справедливости распространяется на многие территории. На низком эволюционном уровне инстинкт захватчика, заложенный в архетипе Воина, существует сам по себе. Идея Справедливости не может даже «дотянуться» своими «лучами» до него, чтобы откорректировать. Явленный на низком эволюционном уровне, архетип Воина формирует характер антигероя. «Справедливо то, что хочу я!» — как бы заявляет антигерой. Его действия мотивированы эгоизмом, а не общечеловеческой ценностью Справедливости. Злобный дракон похищает принцесс, Кощей — чужих невест, король-супостат норовит отнять чужое просто потому, что им так хочется. Интересы других их не волнуют. Так появляется враг, благодаря которому настоящий Герой сможет проявить свою силу. Настоящий конфликт в сказке — это конфликт ценностей. Идея Справедливости противостоит идее эгоизма. Справедливость побеждает в непростой борьбе. Архетипическая матрица Воина — основа завязок множества сказок. Чтобы сложилась интрига, появился сюжет, необходим враг, конфликт. А это значит, что, создавая историю, мы, по определению, актуализируем архетипическую силу Воина. И следовательно, даем возможность этой силе эволюционировать (во всяком случае, на бессознательно-символическом уровне). Так избыток агрессии лечится, с одной стороны, физическими нагрузками, а с другой — историями (особенно теми, в которых есть борьба с врагом и победа). Недаром настоящие воины так любят рассказывать друг другу и слушать разные истории. Если говорить о способах преодоления трудных ситуаций, которые использует герой с ярким архетипом Воина, то это, конечно, открытое состязание, драка. Для этого у героя есть все необходимые средства — меч, лук со стрелами, ружье, топор или острый язык, резвый ум. Для более полного понимания героя с ярким архетипом Воина важно разобраться в динамике проявления данной архетипической силы. Она «функционирует» в двух основных режимах: возбуждение и торможение. Герой, чья жизнь во многом подчинена действию данного архетипа, будет либо драться, либо расслабляться (пировать и спать). Правда, так будет происходить на низком эволюционном уровне. Сила Воина дает Герою возможность длительное время сохранять состояние возбуждения — нести дозор, вести длительный бой, идти без устали, выживать, несмотря на раны. Кстати, поэтому мужчины, имеющие в своей внутренней структуре яркий архетип Воина, могут длительное время довольствоваться малым объемом сна, а потом отсыпаться сутками. Также сила Воина формирует высокие пороги чувствительности к боли — герой не чувствует боли. Некоторые мальчишки постоянно ходят в синяках и ссадинах, стойко переживая боль или не обращая на нее внимания. Они гордятся шрамами, нередко рассказывают, где и когда они были получены. Кстати, истории о «боевых шрамах» — отличное сказкотерапевтическое средство для гармонизации архетипической силы Воина. Завязка таких историй очень проста: собираются вместе у костра несколько воинов (рыцарей, которых свела вместе дорога), они видят друг у друга яркие шрамы (у кого-то на лице, у кого-то на руке) и спрашивают друг у друга, как появились эти печати сражений. Каждый рыцарь рассказывает собственную историю своей боевой печати. Боевой шрам — это одна из разновидностей наград, так необходимых воину. В сказках о героях-воинах обязательно должна быть активной тема вознаграждения. Награда может быть материальной или нематериальной: полцарства, рука принцессы, мешок золота, волшебный перстень, крылатый конь, возможность поцеловать Прекрасную Даму и прочее. Награда — это важная часть победы, неотъемлемая часть образа результата. В любых состязаниях, соревнованиях, поединках обязательно должна присутствовать награда. Лучше — материальная. Итак, архетипическая сила Воина эволюционирует благодаря постижению идеи Справедливости. Но есть еще один важный инструмент развития этой древней силы. Да, Воину нужно пережить победу. Но не менее важно ему научиться принимать поражения, неуспех. Поэтому в полных историях о героях-воинах обязательно должна быть тема поражения. У Руслана похищают Людмилу, у Ивана-царевича братья отнимают приобретенное; других героев предают близкие, а у иных оказываются враги посильнее их самих. Переживание поражения помогает герою более тонко и трезво оценить свои силы, мобилизоваться на борьбу, сменить или разнообразить инструментарий преодоления трудных ситуаций. Также поражение позволяет герою переосмыслить цели его пути, произвести переоценку ценностей, иначе расставить приоритеты. Поэтому когда мы подбираем или сочиняем сказки с целью гармонизации и развития архетипической силы Воина, нам необходимо учитывать значимость идеи переживания не только успеха, но и поражения. При этом очень важно максимально полно описать многообразную гамму чувств, испытываемых героем. Как он переживает поражение: · каковы его чувства: гнев, бессилие, тревога, обида, стыд, вина, разочарование; · какие действия он хочет совершить: отомстить немедленно, наказать себя или того, кто первый подвернется под руку, спрятаться ото всех, спросить совета и пр.; · как объясняет себе причины своего поражения: обвиняет других или стечение обстоятельств, четко выделяет свои уязвимые места и недоработки, сетует на «злую судьбу» и пр. Конструктивно пройденная ситуация поражения выводит героя (да и человека) на принципиально новый эволюционный уровень. Дело в том, что в кризисных ситуациях начинают активно работать силы других архетипов, благодаря чему герой становится богаче, многограннее. Архетип Воина оказывает основополагающее влияние на сюжет мужской сказки, формируя главный конфликт, а также второстепенные и мелкие провокации. Композиция сюжета, построенного в основном на архетипе Воина, может выглядеть следующим образом: 1. Рождение героя: проявление силы Воина дома. Рождается герой с неугомонным, неудобным характером. Он драчун и непоседа, все в округе от него стонут и не знают, что с ним делать. Рядом с ним нет достойного учителя, который бы правильно понимал природу его силы и учил бы его управлять ею. 2. Уход из дома. Причины могут быть разными: его могут выгнать из деревни, потому что нет с ним никакого сладу; его могут забрать на войну; может случиться некая беда с близким человеком, и он отправится на спасение; или произойдет что-то иное. На этом этапе развития сюжета может появиться Учитель, который живет где-то далеко. Кстати, герой может уйти из дома, чтобы найти Учителя, или отец его приводит к Учителю.
|