Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 6 страница
Предатели разрубают тело героя на части, лишают его целостности. Но, с другой стороны, они обрубают и те невидимые нити, что связывали их с героем. Иными словами, они своим предательством освобождают его от самих себя. То есть от балласта. Предатели — это балласт, отработанный материал. С такой командой герой не может принять трон. От балласта нужно освободиться. Но как? Просто сказать: «Вы мне больше не нужны»?! Нет, герой так сделать не может — на нем Ответственность и за этих людей тоже. Он их любит, они его соратники, братья родные. Тогда остается лишь одно — дать возможность проявиться их теневой стороне. Иисус Христос на Тайной вечере предупредил учеников: «Один из вас предаст Меня». Он не сказал кто. Но Его предупреждение обострило, катализировало ситуацию, отчасти искусило потенциального предателя. Так и герой сказки искушает своих братьев добытыми им трофеями. Он дает возможность проявиться их теневой стороне. Он фактически проверяет их — стоит ли в будущем иметь с ними большое государственное дело. В глубине душе он знает, что его высокое Предназначение не даст ему быть ОКОНЧАТЕЛЬНО убитым предателями. «И, поверженный в бою, я воскресну и спою...» — пел Игорь Тальков. Что бы ни произошло, герой обязательно возродится. Причем в другом качестве. Эта иррациональная, ничем, кроме внутреннего ощущения, не подкрепленная, убежденность фактически спасает героя. Братья же не видят урока и поддаются искушению. Героя убивают, на части разрубают (чтобы уж наверняка), его добро присваивают себе. У них возникает иллюзия собственной безопасности: герой не может воскреснуть и наказать их. Кажется, зло победило. Но так кажется только предателям. Они не знают, что у настоящего героя есть невидимая охрана. Тайны будущего монарха скрыты даже от тех, кто считает себя его приближенными... Добрые помощники проводят с героем ритуал «инициации через воду» и помогают ему встать на путь восстановления справедливости. Тайный шифр архетипа Монарха очень тонок: перед тем как принять трон, проверь свое ближайшее окружение. С кем ты? Верные ли это люди, надежные ли? Проверь людей, клянущихся тебе в верности: нет ли среди них предателя? Дай проявиться его естеству, даже если для этого придется пожертвовать собою. Трон стоит того, чтобы рядом с ним не было предателей. Хотя, конечно, полностью уберечься от таковых очень сложно. Настоящий монарх должен иметь особенную чуткость к предателям, тонко видеть людей, особенно то, что они скрывают. Это трудно. Но необходимо. Ведь предатели могут не только убить монарха, но и развалить всю страну, принести беду миллионам невинных жителей. Цена слепоты монарха очень велика. В архетипе Монарха зашифрована особая технология выявления предателей, а исполнение ее зависит от эволюционного уровня правителя. На низком эволюционном уровне правитель бережет свою августейшую жизнь. Он подозрителен изначально, не верит никому. Для него все — потенциальные предатели. Кто из приближенных обладает чуть большей внутренней силой или независимостью, сразу попадает под подозрение, потом — «в расход». Такой подход формирует при дворе атмосферу страха и зависти. А страх и зависть являются питательной средой для предателей. Можно подсчитать, сколько потенциальных предателей производит за время своего правления один низкоорганизованный монарх... На среднем эволюционном уровне правитель «заигрывает» с приближенными. Для профилактики предательства использует технологию «кнута и пряника». Он и «стращает», и «покупает». Он окружает себя фаворитами (уме эти прикормленные люди точно не предадут!) и отдаляет неудобных. В такой атмосфере формируются паразиты, предатели, но и верные люди тоже. Их мало, но они есть. На высоком эволюционном уровне правитель всегда готов к предательству. Но это не делает его подозрительным. Это делает его предупредительным и прозорливым. Он видит скрытые мотивы приближенных на несколько шагов вперед. Как он этого достиг? Дело в том, что он прошел «инициацию через воду». В его опыте уже есть пройденное жестокое предательство, есть смерть и возрождение, есть перерождение. Не прошедший такого не станет прозорливцем... Таковы уроки архетипа Монарха. Конечно, интересно читать или слушать рассказы, или смотреть фильмы, спектакли о пути Монарха. Но проживать подобные ситуации в собственной жизни чрезвычайно сложно. Правда, знание их смысла и назначения придает человеку уверенности и мудрости, помогает вести себя грамотно и предусмотрительно. Ведь в сказках есть важное предупреждение — «Не спи!». Героя предают, когда он засыпает или теряет бдительность иным образом (выдает слишком много информации, отдает сам свои трофеи). Что ж, нам остается только внять предупреждению или игнорировать его... Встает вопрос: а зачем нужно пережить предательство? Неужели нет других способов инициации? Обязателен ли кризис? Может быть, где-то и можно обойтись без кризиса, но что касается эволюции человеческого сознания (особенно сознания Монарха), — это самый «доходчивый» способ. От монарха требуется ответственность за подданных, основанная на мудрости. Ее-то как раз и требуется заработать, пройдя и через предательства в том числе. Мудрый правитель всегда прозорлив. Он видит текущий эволюционный уровень приближенных, все их достоинства и недостатки. Он умеет воспитывать подданных, имеет рычаги для формирования ограничений их теневой природы. Также он создает условия для развития достоинств подданных. Это идеальная ситуация, ориентир для стремления. Собственно, сказки и пишут, чтобы создавать внутри нас ориентиры, предупреждать, направлять. Мудрецы свидетельствуют, что легендарному Гаруну аль-Рашиду удавалось править именно ТАК. Вот одна из чудесных историй о нем и бедном бедуине. Известно, что Гарун аль-Рашид был великим правителем. Он хорошо знал нравы и особенности своих подданных, ибо часто присутствовал среди них, оставаясь неузнанным... Так вот, однажды состоялась его встреча с одним бедным бедуином, кочевником. Дело было так... Бедуин кочевал со своей семьей по пустыне и наткнулся на источник с водой. Когда он ее попробовал, она показалась ему восхитительной и волшебной. И он решил, что должен отнести бурдюк с такой водой ко двору Гаруна аль-Рашида, чтобы порадовать его. Гордость распирала его. Так он отправился в столицу. Стража пропустила его, ибо этого требовал приказ правителя. Гарун аль-Рашид попробовал «волшебную воду» и едва сдержал гримасу — вода была отвратительной, тухлой. Но правитель и виду не подал. Он приказал накормить бедуина, дать ему золотых монет и отвести ему место для отдыха. Когда тот удалился, Гарун аль-Рашид вызвал начальника дворцовой стражи и приказал ему следующее: — Когда стемнеет, выведи этого бедуина из города и сопроводи к месту его обитания, к источнику. Скажи ему, что я назначил его Хранителем источника «волшебной воды». Отныне он должен будет снабжать ею всех странствующих по пустыне. — Но, повелитель, — изумился начальник стражи, — та вода вовсе не волшебная, а тухлая! Я сам пробовал ее, и она отвратительна! — Когда странствуешь по пустыне, вода — настоящий подарок. Потому и вода этого бедуина принесет людям пользу, а сам он будет чувствовать, что выполняет важное государственное дело, и это поможет его природе стать лучше. Собственно, он и будет выполнять доброе дело для странников пустыни. Смотри только, чтобы наш бедуин не увидел до поры могучей и чистой реки Тигр и не испробовал из нее воды, — ведь тогда он обесценит свою «волшебную воду», узнав о ней истину. — Что же, повелитель, бедный бедуин так никогда и не узнает, что есть вода чистая и лучшая?! Зачем ты обрекаешь его на незнание! — Всему свое время. Служба Хранителем «волшебной воды» изменит его в лучшую сторону, и у него будет больше силы, чтобы принять истину о подлинно чистой воде. А пока нельзя его разочаровывать, это обозлит его, и мы получим еще одного врага в пустыне. Нужно ли нам это? — Воистину, мудрость твоя не знает границ! — воскликнул начальник дворцовой стражи и отправился выполнять приказание Га-руна аль-Рашида. Как Гарун аль-Рашид достиг такого состояния мудрой любви к подданным? Сколько инициирующих ситуаций он прошел, чтобы тонко познать человеческую природу? Нам это неведомо. Из сказок только известно, что герой никогда не обременяет свою душу и сердце злобой на предателей. Перерожденный после инициации герой действует зрело, мудро, четко, ответственно. Герои сказок всей своей жизнью показывают нам, как должно быть, к чему стремиться. Но возьмем ситуацию далеко не сказочную. Некий человек, назовем его Руководителем, принимает вызов архетипа Монарха и берет на себя бремя власти (в нашем случае руководящей должности). В нем начинает активно пульсировать архетипическая сила Монарха. Он обживается на новой должности, привыкает к ней, начинает пользоваться ее благами. При этом эволюционный уровень архетипа Монарха у него еще невысок. Это означает, что через некоторое время жизнь предложит ему следующую инициирующую ситуацию. Теперь это уже будет Урок. Все просто: принял Вызов — молодец, дальше — повышение уровня сложности: будет Урок. Другими словами, наш Руководитель должен пережить предательство приближенных. Руководитель интуитивно ощущает приближение испытания. Его инстинкт самосохранения начинает активно «работать» на избегание испытания. Как это происходит? Он внимательно наблюдает за приближенными, стараясь определить, кто из них по-прежнему предан ему, а кто готов к измене. Заметьте, свойственная архетипу Монарха способность наблюдать за людьми, постигать их психологию, особенности проявляется активно. Но с каким знаком, «плюсом» или «минусом»? Когда архетип Монарха представлен на невысоком эволюционном уровне, и особенно в предчувствии испытания, обусловленные им способности часто проявляются в отрицательном качестве. Другими словами, наш Руководитель изучает приближенных, чтобы устроить «чистку рядов». Тот, кто доказал, что он свой, останется. Тот, относительно которого допускается хотя бы малейший шанс «предательства», будет уволен или уничтожен. Русский этнос еще совсем недавно сотрясался от подобных «чисток»... Какой же страстью одержим Руководитель из нашего примера? Это очевидно: он одержим страхом потери власти, благ, имеющихся возможностей. «Сказочный закон» прост: если архетипическая сила внутри героя не будет эволюционировать, она начнет его разрушать. Как только идеи Ответственности, мудрой заботы о подданных подменяются страхом потери власти, личность героя начинает разрушаться. Страх потерять власть не только над приближенными, но и над собственными детьми заставляет некоторых сказочных королей спрашивать их: как сильно вы меня любите? У таких монархов есть иллюзия: если человек красиво говорит о своей любви к нему, он не способен на предательство. Логика сказочной справедливости требует, чтобы герой обязательно прошел Урок. Особенно если он старается избежать этого. Вспомним короля, вопрошающего у дочерей: «Дочери мои милые, как вы меня любите?» Этот сюжет архетипа Монарха встречается во многих сказках и других литературных произведениях. Одна дочь короля говорит, что любит отца, как сахар, другая — как мед, — и король доволен. Они подтвердили его иллюзию безопасности. Старшие дочери— «свои», они не предадут. Лишь младшая дочь отвечает, что любит отца, как соль в еде. Вот она — опасность измены! Разгневанный король выгоняет дочь из дома с мешком соли вместо наследства. Наверное, в этот момент он рад тому, что «обнаружил предателя»... Проходит время, приходит испытание, и жизнь показывает такому королю, кто есть истинный предатель, а кто — преданный человек (любящая дочь, верный сын, друг). Вспомнить хотя бы «Тартюфа» Ж.-Б. Мольера... Настоящий Монарх должен пройти через страх потери власти и любви подданных, преодолеть этот страх, чтобы прийти к идее Ответственности. Если внутри него есть хоть малейшая тень страха потери власти, сюжет жизни обязательно предложит Урок. Поэтому сказки, мифы, истории в других жанрах, где герой переживает предательство приближенных, делают символическую «прививку» нашей силе Монарха. Предупреждают нас о возможности и пользе испытания предательством. Главное только — вовремя распознать Урок и грамотно его пройти. И здесь от сказок приходит много помощи, если читать их вдумчиво и размышлять об этом. Что же помогает развитию и гармонизации силы архетипа Монарха? Сказки, в которых герой оказывается в непростой ситуации принятия ответственного решения. Например, герой встречает двух или даже трех ссорящихся между собой людей (или других персонажей). Они делят наследство, волшебные предметы — словом, нечто весьма полезное для всех. От героя требуется рассудить их и правильно разделить предметы. Ему это удается, и у него появляются новые друзья. Другой пример. Для общего дела требуется грамотно распределить обязанности между его участниками. Герой, зная особенности каждого, четко расставляет всех по местам, оказывает поддержку каждому. В результате общее дело оказывается успешно выполненным и даже ранее срока. Кстати, так работает архетип Монарха в мужском архетипическом сюжете «Мужское братство», о котором речь пойдет в следующем разделе. Еще пример. К герою приходит делегация жителей некоторой страны с просьбой стать их правителем. Он сначала отказывается, но потом, глубже изучив ситуацию, понимает, что должен взять на себя ответственность за управление страной. Сказкотерапевт сочиняет истории, в которых «шифрует» ситуации такого рода. Или подбирает сказки, мифы, в сюжете которых есть аналогичные ситуации. Так создаются условия для развития и гармонизации силы архетипа Монарха на бессознательно-символическом уровне. Более тонкое обсуждение, разыгрывание таких историй помогает сделать силу Монарха осознанной и гармонично «включенной» в жизненный ритм человека. Рабочая фабула историй для работы с архетипом Монарха такова: 1. Знакомство с героем. Кем бы он ни был по происхождению (крестьянином, купцом или принцем, солдатом или ремесленником), он отличается крепким внутренним стержнем, лидерскими качествами, рассудительностью и живостью нрава (легче всего в качестве героя представить наследного принца или молодого короля). 2. Первые самостоятельные решения. Создаются провокационные ситуации, когда герой должен принять решение. Причем взвесив все их многочисленные последствия. Но эти ситуации воспринимаются героем недостаточно серьезно и ответственно. Участники событий, относительно которых нужно принять решение, не имеют большой социальной силы. Словом, герою легко угодить в ловушку «легкомысленного отношения к делу». Он принимает решения, судит, не особенно заботясь размышлениями об их долгосрочных последствиях. «Подумаешь, и так хорошо!», «А с этим — ничего страшного, потерпит!», «Сделаем так, авось обойдется!». Либо в принятии решений герой «рубит сплеча», не учитывая особенности личности того, о ком принимается решение. Словом, наш герой ведет себя как недальновидный монарх. 3. Ошибка монарха: первый Урок. Одно из непродуманных решений героя аукается не только ему, но и близким людям или даже стране в целом. Приходит беда. Герой ищет подлинную ее причину, и ему открывается, что она связана с его поспешным решением. Он видит, как легкомысленное, непродуманное решение оборачивается в долгосрочной перспективе бедой. Прозревает, понимает собственную ответственность за происходящее. 4. Поступок-искупление. Герой совершает некий поступок, который ему делать очень непросто. Он жертвует чем-то важным для себя, чтобы остановить беду, изменить положение. Ситуация меняется к лучшему. 5. Предательство. Благодаря пройденному Уроку герой становится сильнее и мудрее, у него умножается то, чему могут начать завидовать его приближенные. Устанавливается спокойная жизнь, и на ее фоне некоторые из тех, кому герой верит, организуют заговор. Они желают устранить героя и завладеть тем, что принадлежит ему по праву. Герой чувствует, что в его окружении происходит нечто непонятное и неприятное, но не может понять, что именно. Он по-прежнему верит приближенным. Заговорщики умело используют создавшийся момент (какой именно — подскажет фантазия автора будущей сказки) и лишают героя власти, былых возможностей и даже жизни. 6. Помощь и Перерождение. Где бы ни был герой, живым или мертвым, к нему приходит помощь. Причем от тех, на кого он даже не мыслил рассчитывать. Когда-то он помог нынешним помощникам и давно забыл об этом, считая ту свою помощь незначительной услугой. Помощники либо совершают ритуал с мертвой и живой водой, либо оказывают иную своевременную и адекватную ситуации помощь. Герой восстанавливает свои силы, переосмысляет собственные отношения с заговорщиками, постигает причины предательства, прощает предателей и разрабатывает план возвращения утраченного. 7. Восстановление прав. В результате продуманной операции герой возвращает себе то, что принадлежит ему по праву, и побеждает предателей. Наказание заговорщиков носит воспитательный характер. С учетом нового опыта и анализа ошибок герой укрепляет себя, то, чем владеет (включая государство). Он издает новый очень мудрый закон. Какой — будет видно из контекста истории. Конечно, украшением любой мужской сказки будет финальная женитьба героя. Ибо он уже готов к этому. Может взять на себя ответственность и за женщину, и за будущее потомство. Сегодня истории о героях с выраженным Архетипом Монарха особенно актуальны для воспитания мальчиков. Дело в том, что в течение последних девяти десятилетий российской истории в мужском сознании, в мужской структуре личности целенаправленно разрушалась именно эта архетипическая матрица. Пришла пора «сказочной реставрации»... Что ж, будем подбирать истории о великих людях (в них всегда ярко представлен архетип Монарха), а также сочинять собственные сказки. Информация о том, что следует в них зашифровать, у нас уже есть. Архетип Крестьянина Сила архетипа Воина мотивирует быть первым; сила архетипа Монарха — быть главным. А сила архетипа Крестьянина формирует здоровое стремление к оседлой, стабильной, предсказуемой жизни. Для кого-то это, быть может, звучит скучновато. Но лишь на поверхностный взгляд. На самом деле, именно архетип Крестьянина обеспечивает в социальном мире порядок и закон; является источником установления добрых традиций и устоев общества. Ключевые ценности, заложенные в этом архетипе, таковы: · семья; · материальный достаток; · процветание; · благополучие; · жизнь в гармонии с природой. Разве это не прекрасно? На высоком эволюционном уровне это очень красиво. Здоровый прагматизм и прозорливость; тонкий расчет, основанный на знании природных и общественных закономерностей; забота о своей семье и роде; спокойный, ровный нрав; необходимый уровень достатка; трудолюбие и терпение; выносливость и уравновешенность, — перечислять красивые проявления архетипа Крестьянина приятно. К примеру, ветхозаветные старцы Авраам и Иов обладали этими достоинствами. Сила данного архетипа формирует нашу способность тонко понимать назначение богатства и грамотно распоряжаться им. Позвольте рассказать одну историю, главный герой которой является ярким носителем архетипических сил Монарха и Крестьянина (а также Философа и Купца, но об этом позже), причем на достаточно высоком эволюционном уровне15.
15 История принадлежит перу автора этой книги.
Говорят, мир живет необходимым и освобождается от лишнего. Таков закон. Не в силах удерживать собственную целостность, отторгнутое «лишнее» распадается на миллиарды частиц, превращаясь в пыль. Пыль эта весьма коварна. Она старается селиться у дорог нашей жизни. Притаившись, ожидает она у порога, когда мы откроем дверь и, сами не ведая этого, впустим ее в горницу своей души. Оказавшись в нашем доме, пыль быстро размножается и забивается в самые потаенные щели. Есть хозяева, которые не дают пыли размножаться. Но есть такие люди, что копят ее годами, пока не наступит момент обрете-нья пылью собственного сознания и воли. И тогда — берегись человек! — ибо воля разумной пыли направлена на то, чтобы выгнать хозяина из собственного дома... ...Так вот, жил некогда один богатый и холостой купец. Здравствовал он среди людей, придающих чрезмерное значение всякому имуществу и богатству. Многие были уверены, что большое состояние равносильно большому счастью. Поэтому люди часто спрашивали купца, каким образом он достиг своего богатства. В ответ он обычно смеялся и отвечал: «Просто я научил себя сосредотачиваться на том, что мне дано». Люди пожимали плечами и уходили прочь, ругая про себя богача за причуды и нежелание поделиться секретом своего успеха. Но были и такие, что старались размышлять над его ответом и приходили к следующему. Богачу дано богатство, и раз купец сосредотачивается на том, что ему дано, значит, он сосредотачивается на богатстве. Следовательно, чтобы быть богатым, надо сосредотачивать свое внимание на богатстве. Но, с другой стороны, чтобы сосредотачиваться на богатстве, его надо иметь. Разве можно сосредоточиться на том, чего не имеешь, то есть на том, что не дано?! Словом, и эти бедные люди, оказавшись в тупике своих логических построений, тоже начинали ругать купца. Только уже за то, что ему дано то, на чем можно сосредоточиться. Были среди живущих рядом с купцом и такие, которые считали себя весьма дальновидными и хитрыми. Они наряжали своих дочерей в лучшие платья и приглашали купца на смотрины в надежде прикоснуться к его богатству через образование родственных связей. Купец никому не отказывал, приходил на смотрины, ласково беседовал с каждой девушкой. А потом задавал вопрос: «Поет ли сердце твое?» Невесты смущались, не зная, что сказать, как ответить. Купец же говорил их родителям: «У каждого из нас свое главное из глаз глядит. У того, кто обожает богатство, глядит жадность, а сердце про песню забывает!» В скором времени купец больше не получал приглашения на смотрины. Однажды пришел к нему один человек. Плачевно было его состояние: дела расстроились, кредиторы не давали никакой жизни. Человек этот хотел взять у купца крупный заем, чтобы поправить свое положение. Купец выслушал его внимательно, а потом сказал: «Освободи свой ум от дум про недостающее. Иначе мысли о понесенных или возможных убытках сведут тебя с ума прежде, чем ты отдашь мне кредит». Несчастный проситель ничего не понял и ушел с уверенностью, что богач посмеялся над ним. Надо ли говорить, что купца не любили соседи? Они пробовали не покупать его товаров. Но тот торговал самым необходимым и всегда отменного качества, а потому покупатели неизменно возвращались. Кому же охота пользоваться худшим? Соседи пробовали возводить на купца клевету и писали доносы на него местному правителю. Ох, и немало же времени и сил отбирали подобные разбирательства, да только ни к чему ожидаемому доносчиками это ни приводило. И бедные соседи страдали от собственной злобы, не находя ей удовлетворения. Наконец, все якобы обиженные купцом собрались вместе. Сначала было много криков о том, что такому прохвосту не место среди порядочных людей. Потом последовали многочисленные рассказы несостоявшихся тестей о грубости купца, а также истории неудачливых мыслителей, пытавшихся постичь смысл роняемых им фраз. Далее говорили о жадности купца те, кто просил у него деньги взаймы. Словом, чаша терпения многих была переполнена. Но законных оснований выместить свою злобу у людей не было. И пошли они на хитрость. Придумали подослать к купцу маленького мальчика разузнать, как же все-таки тому удается богатство свое приумножать и из человеческих козней выпутываться. Купец встретил мальчика приветливо, но сказал: «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих». Мальчик покорно умылся из фонтана, стоявшего во дворе, снял сандалии и направился было в дом. Но купец остановил его: «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих». «Но я же умылся и разулся, чего же тебе еще?!» — воскликнул ребенок. «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих», — спокойно повторил купец. Люди, наблюдавшие за этой сценой из укрытия, зашушукались: «Вы только посмотрите, он даже ребенка в дом не пускает! Какой бессердечный! А может, у него в доме что-то такое, что поможет нам его из города выгнать?» Мальчик между тем стоял в растерянности, а купец спокойно смотрел на него. «Что же мне делать? Я хочу войти в твой дом и спросить тебя кое о чем!» — попросил ребенок. «Прежде чем войдешь в дом мой, сотри пыль с лица, рук и ног своих», — вновь повторил купец. «Как мне выполнить то, что ты просишь?! Я не понимаю!» — взмолился мальчик. «Хоть ты и юн, но сердце твое уже покрыто пылью страха, зависти, лени и жадности. Сотри эту пыль и проходи смело», — ответил купец. «Вы посмотрите, какой он бессердечный, издевается над ребенком! — возмущенно перешептывались соседи. — Вот и повод появился обратиться к правосудию — он жестоко обращается с детьми!» «Я не знаю, как стереть пыль с сердца, — сквозь слезы сказал мальчик, — я знаю, как мыть лицо и руки, я даже мою шею и все свое тело! Но сердце же внутри, как его можно мыть?!» «Слезами, друг мой, — улыбнулся купец и пригласил, — проходи в дом». «Довел ребенка до слез, изверг! — вновь зашушукались соседи. — Все видели? Бегите же скорее к правителю с доносом! Хотя нет, подождем, когда мальчишка выйдет, что он нам расскажет! Возможно, у нас будет больше фактов для обвинения!» Как же было красиво и чисто в доме у купца! Мальчик переходил из комнаты в комнату и любовался. Все было подобрано с отменным вкусом. К тому же каждая вещь не пребывала тут сама по себе. Чувствовалось, что дом и все в нем является единым ансамблем. Все здесь имело свое значение и назначение. «Так с каким же вопросом тебя ко мне послали?» — ласково спросил купец мальчика после угощения. Ребенок смутился, ведь ему строго-настрого было приказано не выдавать тайны соседского заговора. Он хотел было сказать, что его никто не посылал, он сам пришел со своим вопросом, но не смог обмануть купца даже в малом. Видно, сердце, умытое от пыли, желало говорить лишь правду. «Твои соседи не любят тебя, но хотят знать твой секрет: как удается тебе и богатство свое приумножать, и из человеческих козней выпутываться?» — наконец спросил ребенок. «Я расскажу тебе, малыш, свой секрет, и не попрошу тебя держать его в тайне. Знай только, что люди не поймут моих слов, пока их сердца покрыты пылью», — ответил купец. «Все равно, расскажи это для меня! Я не знаю, зачем мне твой секрет, просто мне интересно тебя слушать», — улыбнулся мальчик. «Слушай же, малыш. Мне открылось особое искусство владеть вещами, и в нем секрет земного счастья. Самое главное, не зависеть от своего имущества, не служить, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться. Оно не смеет забирать верх и господствовать над нами. Тут так — либо ты им владеешь, либо оно на тебе едет. Оно очень-очень хитрое. Как только заметит, что ты ему служишь, сразу начнет подминать тебя и высасывать. И тогда ты пропадешь: проглотит тебя имущество, и душу и тело. И тогда конец человеку: имущество станет его господином, а человек его слугою. Имущество станет главным в жизни, а человек его довеском. Свободный человек свободен в богатстве. Я распоряжаюсь, мое имущество мне покоряется. Тут нельзя бояться и трепетать. Кто боится за свое богатство, трепещет перед ним — как бы оно не ушло от него, не предало его бедности, тот отдает ему полную власть над собой. И тогда богатство, как кровосос, высосет из человека жизнь без остатка, унизит его и покроет его сердце пылью. Кто трясется за свое богатство, тот унижается, теряет свое достоинство, а низкому человеку с низкими мыслями лучше вообще не иметь богатства. Богатому человеку нужно иметь чистое сердце, тогда он удержит и приумножит свое богатство. А много денег и сердце, покрытое пылью, — значит, тяжелая судьба и дурной конец». «Да, не смогу я этого сказать людям, — задумчиво протянул мальчик. — Но когда они спросят, что ж мне ответить?» «Освободите от пыли сердца и дома ваши», — улыбнулся купец. «Ой, это еще непонятнее!» — растерялся малыш. Купец ненадолго вышел, а потом вернулся и передал мальчику зеркало, ведро с водой и отрез ткани. «Передай все это людям и скажи, что в предметах этих зашифрован секрет богатства и земного счастья», — сказал купец. С тех самых пор люди все свободное время проводили в обсуждении многочисленных вариантов разгадки и значительно меньше приносили вреда, а больше добра друг другу. Что же касается купца, он жил долго и счастливо. ...В архетипической матрице Крестьянина заложена тонкая взаимосвязь с природой, заботливое отношение к окружающему миру — животным, растениям, ресурсам земли. Сила этого архетипа зовет человека «построить дом, посадить дерево, родить сына». Словом, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Ведь есть простые ценности: ночь сменяет день, утро приходит на смену ночи; меняются времена года — изменяется деятельность человека, его ритмы. Человека радуют детский смех, бурлящий ритм юности, мудрость зрелости и трогательность старости. Все просто и красиво, но... таково восприятие жизни на высоком эволюционном уровне архетипа Крестьянина. Сказочный герой тонко связан с местом, откуда он родом, любит своих родителей, свою родину, радуется красоте родных мест; он не ленив и с радостью выполняет работу на земле; он желает жениться и продолжить род, — так проявляется в нем высокий ритм архетипа Крестьянина.
|