Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 2 страница
· он предвидит последствия своих и чужих поступков в отдаленном будущем и на основании этого корректирует собственные решения в настоящем; · он лучше понимает свою индивидуальность и потребности; · он получает доступ к мощным сакральным силам, проявленным в окружающем Мире. Сколько таких сакральных посвящений нужно пройти герою и человеку за свою жизнь? Нет ответа на этот вопрос. Очевидно лишь то, что большие и малые сакральные посвящения начинаются в жизни мужчины с самого раннего возраста. Причем объем инициирующих задач дается строго по силам. Например, силы маленького Геракла позволяли ему сразиться с двумя страшными змеями, будучи еще в колыбели. Современные Гераклы уже во младенчестве начинают сражаться с болезнями, активно ведя борьбу за свою жизнь. А первой инициирующей ситуацией для мужчины является Рождение. Кстати, первые слова, сказанные акушерами, запоминаются на всю жизнь... «Ну вот, борец родился!» — говорит врач, устало вытирая пот после трудных родов. Так маленький герой начал свою борьбу с первых мгновений жизни. Он прошел свой путь побед и поражений, взлетов и падений, мужественно претерпевая лишения. Когда он испытал усталость и разочарование — он обратился к сказкотерапевту. Через несколько консультаций он понял смысл многих инициирующих ситуации его жизни, принял свой путь и воспрял духом. Так само понимание сакрального назначения инициирующих ситуаций дало этому мужчине существенную опору в жизни... Итак, сакральное посвящение меняет внутреннее самоощущение героя. Но не всегда оно сразу меняет его социальный статус. Социальное содержание инициирующей ситуации изменяет поток внешних событий вокруг героя. Он получает новую работу (например, у царя-батюшки); он становится лидером среди группы людей; на него ожиданно или нежданно сваливаются власть, деньги, новые социальные возможности. Согласитесь, как тут голове не закружиться?! Чтобы вовремя остановить головокружение, герою важно понимать, что он оказался в водовороте социальной инициации. Да, теперь у него больше социальных возможностей, власти, подчиненных, денег. Но это прежде всего ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, обязательства, долг и невероятное трудолюбие. Если в период социальной инициации герой расслабится, начнет пользоваться открывшимся ресурсом преимущественно для собственных целей, — беда не заставит себя долго ждать. К социальной инициации героя долго готовили наставники. Наследников престола с младенчества тренировали нести бремя власти. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку и испытание. И нелегко приходится тем, на кого новые социальные возможности и большая ответственность сваливаются с неба! Искушения пользоваться властью избежать непросто. В социальной инициации чрезвычайно важен сам ритуал посвящения. Известно немало подобных ритуалов: Инаугурация, Рукоположение в сан, Помазание на царство, Посвящение в рыцари, Присяга. Почему здесь важен ритуал? В процессе самого ритуального действия психика героя перестраивается на принятие большего объема ответственности, укрепляется внутренний стержень, меняется мышление. Но самое главное назначение ритуала социальной инициации — освящение Богом нового социального качества героя и его будущего пути. Например, в ритуале Венчания освящается и благословляется новое качество героя — быть главою семьи; в ритуале Коронования освящается и благословляется новый статус главы государства. В прежние времена люди, герои стремились получать благословение на перемену социального статуса. И в этом стремлении глубокое понимание необходимости Божественного Покровительства в процессе социального роста. Именно это Высшее Покровительство являлось основной защитой для героя. К сожалению, в современных светских ритуалах социальной инициации это духовное содержание уходит. Ему на смену приходит клятва верности некоему сообществу людей. Однако люди не могут дать своему лидеру Божественного Покровительства. Поэтому новые предводители оказываются более уязвимыми по сравнению со своими древними предшественниками. Менее защищенными становятся и сами люди, перед которыми произносятся клятвы... Эти рассуждения приводят нас к простой мысли: любая социальная инициация должна сопровождаться соответствующим ритуалом. Если такого нет, люди его придумают и проведут сами. Например, повысили тебя по службе — изволь проставиться, отметить повышение. Но банкет не является ритуалом социальной инициации. Он не может помочь герою качественно перестроиться, чтобы нести новое бремя власти. К примеру, в сказке «Конек-Горбунок» молено найти символически описанную технологию социальной инициации героя: · сначала герой выполняет все поручения царя — то есть проходит проверку на умелость и преданность; · в финале он должен окунуться в кипящее молоко, затем в холодную воду — своего рода символическое закаливание перед тем, как принять новое социальное качество. Конечно, в прежних ритуалах социальной инициации обязательно пировали. Но пир, банкет — это лишь символическое отражение праздника завершения инициации. Сегодня важно восстанавливать культуру ритуалов социальной инициации. Например, в бизнесе они могут стать частью корпоративной культуры (ритуалы повышения). В образовательных учреждениях полезно продумывать ритуалы перехода с одного уровня школы на другой. Из начальной в среднюю, из средней в старшую, из старшей — во взрослую жизнь. Для каждого случая требуется специальный ритуал. Ритуал помогает развитию самодисциплины и ответственности. В содержании ритуала есть два мотива: смерть и рождение. Герой символически умирает для старого своего качества и символически рождается для нового. Что означает «умереть для старого своего качества»? Отказаться от тех моделей поведения, которые уже перерос. От инфантилизма, прежде всего. «Родиться для нового качества» — дать ответственное обещание проявлять лучшие качества собственной натуры и делать все возможное для исполнения этого. В какие слова и действия облечь эти древние принципы? Здесь требуется размышление и творчество тех, кто будет работать над разработкой новых ритуалов. Итак, мы с вами договорились, что инициирующие ситуации имеют сакральное и социальное содержание. Благодаря инициирующей ситуации происходит внутреннее перерождение героя и изменение его социального статуса. Всякий раз после инициации у мужчины возрастает степень ответственности · за последствия использования собственной силы; · за тех, кто доверил ему свою жизнь и надежды на будущее. При таком подходе любую мужскую сказку можно смело назвать рассказом об особенностях мужской инициации. Сюжет сказки образуют инициирующие события. Инициирующие события — это внешние обстоятельства, постепенно приводящие героя к посвящению. Каждое инициирующее событие несет в себе сакральный и социальный аспект, содержание которых мы обсуждали выше. В Комплексной Сказкотерапии © выделяется три типа инициирующих событий. Образно мы зовем их так: · «Выживание»; · «Управление силой»; · «Женщина». Каждое из этих инициирующих событий способно породить полноценный сюжет мужской сказки. Комбинация же из инициирующих событий именуется Жизнью. Поэтому каждый тип инициирующих событий достоин отдельного рассмотрения. Первый тип инициирующих событий — «Выживание». Обстоятельства складываются не в пользу героя. Он попадает в серьезную переделку. Происходящее выходит из-под его контроля. События развиваются по сценарию схода снежной лавины. В результате этого событийного вихря герой оказывается принужденным выживать в невыносимых условиях (на необитаемом острове, в тюрьме, среди недругов — словом, в ситуации крайнего стеснения). В таких обстоятельствах кто угодно может сломаться, погибнуть, но только не герой. Он питается подножным кормом, находит в обстоятельствах источники смысла, формирует новую цель. Сказочные герои пребывают в странствиях без средств и выживают, они не ломаются, будучи в заточении, организуют новую жизнь на необитаемых территориях. В некоторых древних культурах учитель отправлял ученика в лес без припасов, только с легким оружием. Это был урок выживания. В прежние времена к таким инициирующим событиям готовили. А сегодня?.. Возникает естественный вопрос: что герою помогает выжить? Прежде всего, ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ. А именно: наличие полезных привычек, навыков, а также самодисциплина и труд. Понимание этого приводит нас к простой мысли: одна из важнейших задач воспитания мальчиков — обучение выживанию. Надо сказать, что мальчики и сами ощущают потребность обучиться выживанию. Поэтому им так нравятся, например, всевозможные походы разной степени сложности. Но в современном мире изобилия и комфорта, опеки со стороны родителей научиться выживанию сложно. Бывает, жизнь дарит мальчику подарок — он приходит в класс, в котором ему нужно реально выживать в коллективе жестких сверстников. Нередко родители в таких случаях хватаются за голову и требуют незамедлительной помощи. Конечно, поддержка юному герою необходима. Но в чем? В избегании ситуации выживания или в ее грамотном прохождении? Сказкотерапевт может оказать помощь в прохождении инициирующего события. Главное здесь — понимать тонкое назначение ситуации. Стратегическая задача — выжить и занять собственное место в группе. Тактика: сочетание терпения, наблюдения и активных действий. Главные условия грамотного прохождения инициирующего события по типу «Выживание» — поддержание присутствия духа и настрой на долгосрочную работу. В эпицентре инициирующих событий для героя недопустимы бессилие, ощущение отсутствия смысла, леность и расслабленность. Ему приходится быть в тысячу раз более внимательным — ведь малейшее изменение внешних обстоятельств может дать ему шанс на победу или, наоборот, повысить угрозу. Сказкотерапевт может тренировать юных героев выживанию на символическом уровне — рассказывая истории о тех, кто пережил подобное инициирующее событие. Рабочая фабула сказки довольно проста. Ее узловые точки таковы: 1. «Вихрь событий». В результате невероятных, драматических, даже трагических событий герой оказывается в ситуации, когда ему приходится выживать. 2. «Первый шок». Сначала герой не верит произошедшему, надеется на помощь, на быстрое изменение ситуации. Постепенно он понимает, что никто ему не поможет. Он может попасть в ловушку малодушия и упасть духом, отказаться от борьбы. Но потом берет себя в руки и принимает решение жить. 3. «Адаптация». Герой внимательно присматривается к тому, что его окружает. Изучает окружение с точки зрения того, как это может пригодиться для выживания. Он находит смысл своего нового существования. Формирует перед собой конкретную цель и начинает планомерно трудиться ради ее осуществления. Ему пригождаются все его знания и навыки. Постепенно у него появляются новые привычки, помогающие ему жить. 4. «Долгожданное избавление». Герой добивается осуществления своей цели, или происходит чудесное событие, благодаря которому он получает заслуженную награду. Истории с такой фабулой можно рассказывать в кабинете сказкотерапевта, разыгрывать в песочнице и с помощью кукол. Но особую ценность такие сказки приобретают в походах. Прекрасно, если подобные истории будут рассказывать родители, целенаправленно развивая в сыновьях полезные привычки и навыки выживания. Второй тип инициирующих событий — «Управление силой». Обстоятельства учат героя проявлять силу определенного мужского архетипа и учиться управлять ею. Чтобы тоньше понять второй тип инициирующих событий, нам нужно вернуться к разговору о мужских архетипах. Внутри героя (и конечно же, внутри нас) действуют маскулинные силы Воина, Монарха, Крестьянина, Купца, Философа, Монаха и Слуги. Каждая из них формирует некое стремление, мотивацию; моделирует ловушки-испытания, содержит информацию о принципах прохождения инициирующего события, задает направление нашей эволюции. Чтобы глубже понять действие мужского архетипа, мы воспользуемся следующими понятиями: базовая мотивация архетипа, основная задача архетипа, инициирующий урок, ключевые ценности, эволюционная задача, ловушка архетипа. Базовая мотивация архетипа — это главный результат, основное стремление, то, что нужно достичь ОБЯЗАТЕЛЬНО. Иначе какой смысл проявлять данную мужскую силу? Базовая мотивация формирует вектор мужской силы. Опыт исследования сказок, профессиональные и жизненные наблюдения показывают, что изменить базовую мотивацию невозможно. И уж конечно не нужно. Зачем менять порядок вещей? Зато понимать и принимать базовую мотивацию необходимо. Основная задача архетипа — это смысл функционирования архетипической силы. Собственно то, ради чего она была сотворена. Выполнение основной архетипической задачи обязательно. Отменить ее выполнение невозможно. Инициирующий урок — это основной смысл некой драматической ситуации, потребовавшей от героя сказки (или человека) максимального напряжения сил. Через сложнейшие ситуации, в которых легко сломаться, происходит укрепление внутреннего стержня. Инициирующий урок отвечает на вопрос: «Ради чего это нужно было пройти?» Ключевые ценности — это то, что является самым важным для носителя определенной архетипической мужской силы. В ключевых ценностях сосредоточено большое количество ресурсной энергии, они питают духовные и физические силы героя. Эволюционная задача — это то, чему герою предстоит научиться. Это самый сложный урок, понимание которого складывается у героя постепенно, благодаря синтезу опыта, извлеченного из многих ситуаций. Ловушка — это ахиллесова пята данной архетипической матрицы. То уязвимое место, которое необходимо держать под постоянным сознательным контролем. При ослаблении бдительности герой легко попадает в ловушку архетипа и оказывается вовлеченным в драматические и даже трагические события. Незнание ловушек не освобождает от их действия. Если герой попадает в ловушку архетипа, его отбрасывает назад. Освобождение из ловушки занимает много времени и сил, отвлекает героя (и человека) от его Пути. Посмотрите, пожалуйста, на мужские архетипы с позиции этих понятий:
Теперь давайте постараемся понять, какие же инициирующие события нужно пережить герою, чтобы научиться более тонко и грамотно управлять собственной мужской силой. Для этого разложим инициирующие события по мужским архетипам: · чтобы грамотно управлять архетипической силой Воина, герою нужно пережить не только победы, но и поражения; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Монарха, герою нужно пережить не только прелести власти, но и предательство; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Крестьянина, герою нужно пережить не только достаток, но и потери; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Купца, герою нужно пережить не только радость от красивых комбинаций, но и ощущение тупика, неразрешимости проблемы; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Философа, герою нужно не только пережить счастье от осознания стройности собственной теории, но и ощутить ее несовершенство и даже крах; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Монаха, герою нужно пережить не только благодать, но и кризис веры; · чтобы грамотно управлять архетипической силой Слуги, герою нужно пережить не только чувство принадлежности кому-то, чему-то, но и чувство свободы. К инициирующим событиям «Управление силой» также нужно готовиться. Жизнь сама предлагает мальчикам маленькие и крупные инициирующие события этого типа. Но более полная подготовка немыслима без достойных историй. Рабочие фабулы таких сказок мы с вами разберем в следующей части книги, когда будем говорить о каждом мужском архетипе подробно. Третий тип инициирующих событий — «Женщина». Мужественность герою помогает обрести не только победа над противником или обстоятельствами, но и женщина. «Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я взломал своего поросенка и отправился навестить потаскушек. Поросенок — это свинья-копилка из глазурованного фарфора с маленькой щелью, куда можно опускать монеты, но вынуть их уже не получится. <...> Значит, в утробе поросенка было двести франков. Двести франков — столько стоила девица с Райской улицы. То была цена обретения мужественности. <...> Мы поднялись наверх. Мне с трудом верилось: ей двадцать два, просто старуха, и вот она принадлежит мне. Она мне объяснила, как нужно вымыться, затем — как заниматься любовью. <...> Ну вот, я стал мужчиной, получив крещение в лоне женщины; я едва держался на ногах, так сильно они дрожали, а неприятности уже начались: я забыл о пресловутом подарочке. Я опрометью помчался домой, кинулся к себе в комнату, оглядел ее в поисках самого ценного, что можно подарить, и тут же понесся обратно на Райскую улицу. Девица все еще стояла на крыльце. Я отдал ей своего плюшевого медвежонка»1.
1 Шмитт Э.-Э. Мсье Ибрагим и цветы Корана. СПб.: Азбука-классика, 2005.
Такова трогательная исповедь маленького Момо, самостоятельно создавшего себе инициирующее мужское событие под названием «Женщина». Сила мужского стремления получить крещение в лоне женщины настолько велика, что может стать двигателем многих полезных дел и подвигов. Поэтому данное инициирующее событие во многих культурах использовали как приз. Сдерживание и накопление сексуальной энергии усиливает в герое мотивацию достижения. Сексуальная разрядка с женщиной на какое-то время притупляет в мужчине активное стремление достигать и побеждать (кстати, отчасти по этой причине перед ответственными событиями: решениями, боями — герою рекомендовалось сексуальное воздержание). Первый сексуальный опыт юноши — яркое инициирующее событие. После его прохождения у многих возникает иллюзия того, что теперь они «настоящие мужчины». Так происходит в современном мире. И это ложное понимание инициирующего события, именуемого «Женщиной». Давайте попробуем восстановить сакральное значение этого инициирующего события. Для того чтобы мужественность проснулась, оформилась и самореализовалась, мужчине нужно научиться управлять собственной силой, выживать в любых условиях и продолжать свой род. Последний тип инициирующих событий связан именно с тем, что мужчине не под силу сделать самостоятельно. Для продолжения рода требуется женщина. Кажется, что если ты овладел ею, то уже автоматически получил право на продолжение рода. Это одна из ловушек данного инициирующего события. Близость с женщиной дает разрядку напряжения, но не право на продолжение рода. Однако даже поспешная близость может привести к зачатию — в этом случае род формально будет продолжен. Но он будет продолжен физически. А как быть с духовным наполнением? В инициирующих событиях, связанных с женщиной, важны, как минимум, два аспекта: физический и духовный. Если физический аспект данной мужской инициации воспринимается большинством с пониманием и радостью, то духовный аспект оказывается на задворках. И это приводит к весьма неприятным последствиям. В древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей, учительницей молодого мужчины была женщина опытная и прозорливая. Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с сородичами, иногда занималась врачеванием. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев — это еще одна тайная символическая нагрузка этого удивительного женского образа. «Накорми, напои, в бане помой, спать уложи», — помимо других символических нагрузок, в этой традиционной просьбе героя к Бабе Яге содержится информация о технологии мужской инициации данного типа. Накормленный, напоенный, помытый в бане и многократно уложенный спать, герой некоторое время остается у Бабы Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. В любом случае расставание неизбежно. Иначе — регресс. К сожалению, в старинных сказках подробно не описывается технология мужской инициации у Бабы Яги. Либо это связано с целомудрием историй, либо данная информация была изъята стихийными и организованными цензорами при пересказах, либо данное посвящение должно оставаться тайною. Однако любая архетипиче-ская информация никуда не пропадает, она хранится в информационных кладовых Вселенной, может быть добыта, расшифрована и передана через авторские сказки. Она есть как в старинных историях (например, «Дафнис и Хлоя» или «Хозяйка Медной горы»), так и в современных (например, «Пчеловод» Максанса Фермина2, фильм «Сладкий ноябрь» и др.).
2 Фермин М. Пчеловод. М.: Монпресс, 2001.
Сказкотерапевт может создать собственную сказку, когда есть необходимость передать информацию об этом типе инициирующих событий. Рабочая фабула этих историй такова: 1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как к ней подступиться, как обращаться с женщиной. Или он просто пребывает в поиске своего пути, в его истории уже были связи с женщинами, которые его либо разочаровали, либо не вдохновили. 2. Встреча с Наставницей. По стечению обстоятельств (подсказанных фантазией автора сказки) герой знакомится с Наставницей. Либо он случайно набрел на ее избушку, одиноко стоящую в лесу, либо он сознательно искал ее, либо его привел к ней друг или учитель. Сначала Наставница не производит на героя впечатления. Более того, Она может Его испытывать (прогонять, давать сложные задания, показывать теневые аспекты собственного характера, провоцировать). Однако Он все претерпевает и остается в ее доме. 3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама ухаживает за героем, демонстрирует женское мастерство заботы, игры и любви. Герой познает доселе скрытый от него мир женщины и испытывает счастье. 4. Ловушка. Герою начинает казаться, что он влюблен, и он желает остаться со своей Наставницей навсегда. Он говорит, что лучше женщины он не найдет в своей жизни. Наставница терпеливо объясняет герою, что влюбленность — лишь средство для обучения или его «побочный продукт». Его стремление остаться с Нею навсегда — ловушка инициирующего события. Истинная задача героя — запомнить, сохранить все, чему он научился, найти Свою Женщину и передать ей те знания, что теперь он несет в себе. Герой не желает мириться с неизбежным расставанием, делает все возможное, чтобы остаться с Наставницей. Ловушка в том, что он путает Наставницу со Своей Женщиной. Его задача — Наставницу отпустить, а Свою Женщину найти. Задача сложная, ведь Своя Женщина — нечто эфемерное, то, что еще требуется искать; а Наставница — реальная женщина, находящаяся в пределах достижимого. Герой переживает серьезный кризис. 5. Расставание и начало новой жизни. Эта часть сюжета сказки может иметь несколько вариантов. Наставница может просто исчезнуть, оставив после себя знаки, по которым герой понимает, что искать ее не нужно и найти невозможно. Или Наставница, будучи волшебницей, может так изменить собственный облик (например, резко состарить его), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с нею. Или же герой, грамотно пережив кризис и оставив Наставнице некий подарок, с благодарностью уходит. Он возвращается к своей девушке или встречается на пути со Своей Женщиной и начинает строить отношения, в которых ему помогают приобретенные с Наставницей знания. Красиво и грамотно пройденное инициирующее событие с женщиной одухотворяет все последующие взаимоотношения героя. В практике психологического консультирования мы нередко встречаемся с отношениями, в основе которых лежит механизм этого типа мужской инициации. Женщина оказывается намного старше мужчины (как по физическому возрасту, так и по эволюционному уровню), она выступает по отношению к партнеру в качестве наставницы и донора. В определенный момент, когда мужчина выходит на достаточный уровень социальных возможностей, складывается активный конфликт. Женщина страдает, не понимая, в чем ее вина, чем она вызывает раздражение мужчины. Он же обвиняет ее в том, что она сдерживает его развитие. Ей тяжело слышать подобные упреки — ведь она отдала множество сил, чтобы вывести его на соответствующую орбиту. Конечно, можно объяснить эти противоречия банальным эдиповым комплексом. Но сказкотерапевт обычно «ныряет» за интерпретациями происходящего глубже — к истокам инициирующего события. В данном случае проблема очевидна: он и она попали в ловушку инициирующего события. Драматизм ситуации в том, что обоим придется принять необходимость расставания. В этом случае главная задача сказкотерапевта — помочь красиво и достойно завершить сюжет отношений. Любое завершение сюжета начинается с благодарности. Баба Яга благодарит доброго молодца за службу, а он благодарит ее за науку.
|