Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 3 страница






Конечно, бывают уникальные случаи, когда Наставни­ца действительно оказывается для мужчины «Своей Женщиной» и между ними возникает подлинное чувство Любви. Это большая редкость, исключение, подтвержда­ющее общие правила инициирующих событий.

Итак, первый ключ к тайному шифру мужских ска­зок — это информация о мужской инициации, иницииру­ющих событиях. Мы стараемся расшифровывать сказку под этим углом, а потом сочиняем истории, в которых со­знательно зашифровываем то, что узнали. Так тонкая ин­формация оказывается более доступной для понимания тех, кто обращается к нам за помощью. Само по себе сочи­нение, рассказывание, разыгрывание историй, несущих в себе информацию о мужских инициациях, готовит маль­чика, юношу к самостоятельному достойному прохожде­нию инициирующих событий в реальной жизни.

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния

Герои мужских сказок не сидят на месте. Они обяза­тельно отправляются в путь. Зачем? Во-первых, дорога сама по себе интересна и непредсказуема. Это интригу­ет. Во-вторых, у героя есть некая формальная задача, которую нужно выполнить: спасти принцессу, вернуть сокровище законному владельцу, наконец, мир посмот­реть и себя показать. Но главный, тайный ответ на воп­рос «зачем» состоит не в этом. На самом деле герой от­правляется в путь, чтобы изменить собственное ЭВО­ЛЮЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ. Правда, он об этом даже не догадывается. Ему вообще не знаком этот странный термин «эволюционное состояние». Как, собственно, пока и нам с вами.

Эволюция — это процесс развития, изменения чего-то от одного состояния к другому. Причем изменения эти происходят постепенно, без резких скачков. Другими сло­вами, в процессе развития сказочного сюжета происходит эволюция главного героя. Плавно, красиво, и — насыщено событиями.

По сюжету сказки, герой движется от одного состояния к другому. Его путь — это смена промежуточных состоя­ний. Результат пути — принципиально новое эволюцион­ное состояние, связанное с одной из основных «мужских задач».

Эволюционное состояние — это новое качество героя как носителя ярко выраженного «мужского принципа». В двух словах это понятие можно выразить поговоркой: «Был мальчиком — стал мужчиной». Собственно, герой мужской сказки стартует с эволюционного состояния мальчика (даже если он уже давно по годам добрый моло­дец) и должен прийти к новому эволюционному состоянию мужчины. Ради этого он отправляется в путь, ради этого «сказка сказывается».

На основании анализа сказок в Комплексной Сказкотерапии © выделяется семь новых эволюционных состоя­ний героя:

· Глава Рода;

· Мастер;

· Победитель;

· Прозорливый;

· Поющее Сердце;

· Странник;

· Партнер.

Возможно, эволюционных состояний значительно больше. Но тот огромный информационный массив сказок, былин, легенд и притч, который был переработан, позво­ляет выделить эти семь.

Новое эволюционное состояние открывает перед героем новые возможности управления внешними об­стоятельствами.

· Глава Рода управляет Родом;

· Мастер управляет жизненными обстоятельствами и событиями;

· Победитель управляет врагами и препятствиями;

· Прозорливый управляет людьми и будущими собы­тиями;

· Поющее Сердце управляет собой и отношениями с самыми близкими людьми, возлюбленной, поддер­живая духовно-эмоциональную связь с Богом;

· Странник управляет Своим Путем;

· Партнер управляет группами людей.

· Путь, который проходит герой, чтобы прийти к этим новым эволюционным состояниям, зашифрован в семи мужских архетипических сюжетах. Позвольте предста­вить их вам.

1. Отчий дом. Вэтом сюжете ярко проявляются отно­шения с родителями, нередко дисгармоничные3. Ге­рой неизбежно покинет родительский дом, чтобы пройти собственный путь. В финале он обязательно вернется домой уже успешным и самостоятельным. Он простит родителей, а они простят его. Его новое эволюционное состояние — ГЛАВА РОДА.

3 Как в русских народных сказках «Притворная болезнь», «Птичий язык» или сказке Братьев Гримм «Мальчик с пальчик».

 

2. Дорога к Мастерству. В этом сюжете герой часто оказывается в уязвимой позиции ученика или слу­ги, он вынужден служить не очень мудрому хозяи­ну, выносить несправедливость. Он получает зада­ния, истинной целью которых является его гибель. Герой справляется с невыполнимыми заданиями, побеждает хозяина или учителя и приобретает самостоятельность. Он выдерживает все испытания и становится крепче, приобретает силу Мастера. Что это за сила — ярко видно в сказке «По щучьему ве­лению». Мы застаем героя Емелю уже в «состоянии Мастера». Он не тратит собственных сил понапрас­ну, точно распознает тот момент, когда в проруби оказывается волшебная щука, и умеет тонко ис­пользовать создавшуюся ситуацию. Из-за того, что читатели сказки не знают предысторию пути Емели, у многих возникает ложное восприятие героя как инфантильного лентяя. Важно помнить, что в сказ­ках есть особая логика справедливости, согласно ко­торой счастье и новые возможности в руки ленивым не даются. В этом отношении сказка «По щучьему велению» — уникальное продолжение сказок с сю­жетом «Дорога к Мастерству». Новое эволюционное состояние героя — МАСТЕР.

3. Спаситель. В этом сюжете герой ведет явный или скрытый бой с врагами, защищает невинных и без­защитных, спасает жертв от неминуемой гибели. Он редко думает о последствиях, спасая тех, кто в этом действительно нуждается. Он часто проявляет скромность и даже скрывается в тот момент, когда следует получить вознаграждение4. Когда герой спа­сает другого, умножается его сила. Путь Спасите­ля — последовательное умножение собственной силы. Новое эволюционное состояние героя — ПО­БЕДИТЕЛЬ.

 

4 Тут легко вспомнить многочисленные истории о Бэтмене и других супергероях из нового американского «фольклора».

 

4. Скрытые враги. В этом сюжете герой сталкивается с теневой природой окружающих его людей, со скрытой агрессией, направленной против него. С ним поступают коварно, его предают те, кому он полнос­тью доверял, он становится жертвой чудовищной несправедливости. В этом сюжете имеется суще­ственная ловушка — возникновение естественной страсти к отмщению. Однако герой сказок (в отли­чие от героя мифов) не попадает в нее, прощает обидчиков и восстанавливает справедливость, не прибегая к мести. Новое эволюционное состояние ге­роя — ПРОЗОРЛИВЫЙ.

5. Любовь. Это, пожалуй, самый сложный и многова­риантный мужской сюжет. Герой ищет свою любовь, возлюбленную, сражается за нее. Обретя любовь, он нередко оказывается перед выбором. Ему приходит­ся выбирать между любовью и долгом или между двумя возлюбленными. Влюбленный герой может быть весьма уязвимым, но без любви он неполноце­нен. В этом сюжете герой нередко оказывается окол­дован чарами возлюбленной, теряет бдительность и может даже погибнуть. Очень непросто герою на­учиться слушать свое сердце, противостоять жен­скому манипулированию и открыться для пережи­вания истинного чувства, которое способно изменить его жизнь. Новое эволюционное состояние героя — ПОЮЩЕЕ СЕРДЦЕ.

6. Вечное возвращение. В этом сюжете герой постоян­но пребывает в дороге. Он стремится поскорее вер­нуться домой, но перипетии сюжета уводят его даль­ше и дальше в Большое Приключение. Он тоскует по дому, живет идеей возвращения. Это, с одной сторо­ны, питает его, но с другой — лишает ценности его ак­туальные жизненные впечатления5. Этот сюжет сквозной нитью проходит через все истории. В нем содержится рассказ об основных приключениях героя. Новое эволюционное состояние героя — СТРАННИК.

 

5 Из современных киносказок можно вспомнить фильмы «За спичка­ми» и «Белое солнце пустыни».

7. Мужское братство. В этом сюжете герой встречает неординарных друзей, каждый из которых облада­ет неким специфическим талантом. Например, один может очень много съесть за один раз, другой посто­янно мерзнет, третий очень быстро передвигается. По одиночке они не могут полноценно использовать свои таланты, но, собравшись все вместе, «работают командой». Они грамотно распределяют функции внутри своей группы и достигают результата. Этот сюжет отражает дух общины, сплоченности и ко­мандной результативности. Главная ловушка этого сюжета — конкуренция между героями и неверное распределение функций между ними6. Наиболее ярко принцип данного архетипического сюжета про­явлен в легендарной сказке про репку. Новое эволю­ционное состояние героя — ПАРТНЕР. Есть мужские сказки, где ярко представлен лишь один архетипический сюжет («Репка» — сюжет «Мужское братство»), но в большинстве историй древние сюжеты пересекаются, накладываются друг на друга. Например, в сказке «Колобок» можно увидеть следующие мужские архетипические сюжеты:

 

6 Как произошло в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

1. «Отчий дом». У Колобка есть родители, которые «родили» его для себя. Испекли, чтобы скушать. Чем не начало дисгармоничных отношений в семейной системе? Он покидает родительский дом, чтобы идти собственным путем. Однако древний сюжет не за­вершается — Колобок не возвращается в родной дом. Но это логично — ведь герой не является чело­веком. У него нет задачи усиления своего рода но­вым опытом. Колобок рожден хлебом и должен быть съеден. А где это произойдет — не так важно.

2. «Вечное возвращение». Колобок катится свой дорогой, встречает новых персонажей, приобретает собствен­ный жизненный опыт. Однако у него нет явной цели, он не стремится вернуться домой, не испытывает тос­ки по дому. С другой стороны, а где его настоящий дом? Ради конечного пребывания в каком «доме» он был ис­печен? Не является ли чей-то желудок его «домом», если он — хлеб? Получается, что с этой точки зрения сюжет «Вечное возвращение» в этой сказке полностью разворачивается и завершается. Колобок неосознанно ищет утробу, которая бы его приняла, и с этой позиции оказывается внутри Лисы.

3. «Скрытые враги». Близкие люди — Дед и Бабка — фактически собираются предать Колобка. Они не на­мерены заботиться о его долгой и счастливой жизни хотя бы на том основании, что он должен быть ими съеден. Колобок укатывается от своих врагов, избе­гает смерти. Поскольку ему это успешно удается, у него возникает иллюзия величины собственных возможностей. Это одна из ловушек древнего сюже­та: убежать от врагов не означает победить их. На пути нашего героя встречают только враги и ни од­ного друга, ни одного учителя. Он вынужден убегать, ибо других способов борьбы или взаимодействия с врагами у него нет. Этот сюжет завершен в сказке только отчасти. Его завершение — это предупреж­дение для читателей: стратегия бегства (укатыва­ния) от врагов рано или поздно не срабатывает. Не­обходимо подготовить себя к принятию боя, овла­деть средствами ведения явной и скрытой борьбы. Кроме того, Колобок попал в ловушку сюжета «Скрытые враги» — ловушку мести. Его поведение со всеми героями этой истории можно рассматривать и как форму мщения Деду с Бабкой. Месть Ко­лобка в том, чтобы не питать желудок всех, встре­ченных им на пути. Он не желает становиться кор­мом, и от этого у него появляется кураж. Ему кажет­ся, что он провел своих врагов, отомстил Деду с Бабкой, он уже считает себя неуязвимым, теряет бдительность, и... ловушка древнего сюжета захло­пывается. Сюжет завершается закономерным фина­лом. Мстительность, пусть и завуалированная, неиз­бежно приводит к саморазрушению. Итак, в маленькой мужской сказке о Колобке уже переплетены три архетипических сюжета. Один из них («Отчий дом») не завершен, другой («Скрытые враги») демонстрирует последствия попадания героя в ловуш­ку древнего сюжета. Не в этом ли причина того, что мно­гие дети так активно стремятся переписать или допи­сать эту историю?.. Однако важно понимать, что пере­писать или дописать сказку, не нарушая сказочной логики, можно, только если представить себе на месте главного героя не кусочек теста, а маленького человеч­ка со смешным именем Колобок.

В длинных, насыщенных событиями мужских истори­ях активно работают все семь архетипических сюжетов.

Собственно, так же обстоит дело и с «узором судьбы» че­ловека. Какие-то сюжеты представлены гармонично и дают силы для развития, но есть сюжеты, в чьи ловушки человек уже успел угодить. Их несложно распознать, зная формулу древнего сюжета.

В каждом мужском архетипическом сюжете зашифро­ваны Вызов, Урок и Ловушка.

Вызов — это провокация, сложное задание, приглашение героя к развитию. Само по себе задание-вызов говорит о том, что герой с ним справится. Правда, поначалу он в это сам не верит, но берет и делает. Настоящий герой всегда принима­ет Вызов.

Урок всегда связан с постижением, непосредственным переживанием тонких аспектов общечеловеческих ценно­стей. Урок обычно сопровождают сложнейшие ситуации, связанные с потерями, разочарованиями, предательством и другими событиями, внешне выглядящими как неприят­ности. Но для обучения героя они являются благом. От ге­роя требуется грамотное поведение, основанное на пони­мании значения урока. Чем сложнее урок, тем богаче новое эволюционное состояние.

Ловушка — это искушение на пути героя. Ловушка ра­ботает по принципу воронки, всасывая в себя героя. Угодив в ловушку, он теряет ясность понимания текущего момента, точность оценок и приходит к неверным реше­ниям. Чтобы выбраться из ловушки, требуются ее диаг­ностика и идентификация, а также внешняя помощь.

Давайте посмотрим, какие основные Вызовы, Уроки и Ловушки зашифрованы в мужских архетипических сю­жетах.

Сюжет и его эволюционная задача Вызов Урок Ловушка Примеры сказок и других историй
«Отчий дом». Покинуть семью чтобы пройти Свой Путь, вернувшись укрепить свой род новым опытом и возможностями Преодолеть инфан­тилизм, найти соб­ственный путь, со­храняя сакральную связь с домом, ро­дом. Приумножить силу рода, благода­ря своим достиже­ниям и опыту Принять мать и отца такими, какие они есть. Психологически отделиться от родите­лей, в особенности от матери. Простить ро­дителей, обрести зре­лую Любовь к ним Инфантилизм, ниги­лизм, конфликтное поведение. Или на­оборот, образование симбиотической свя­зи, в особенности с матерью «Незнайка», «Мнимая болезнь», «Иван Бес­таланный и Елена Премудрая», «Три царства», «Сивка Бурка», «Птичий язык», миф об Эди­пе, «Возвращение блудного сына»
«Дорога к Мастерству». Пройти все жиз­ненные уроки, ло­вушки, испытания, чтобы исполнить собственное пред­назначение и стать Мастером Проявить все, на что способен, ис­следовать соб­ственные сильные и слабые стороны, ресурсы и возмож­ности. Найти своего Учителя. Стать Мас­тером Преодолеть все пре­пятствия и искуше­ния; научиться преоб­разовывать собствен­ный страх, находя его причину; обрести власть над собой и власть принятия ре­шений для других. Стать Избранным Свернуть с пути, ис­пугавшись препят­ствий и испытаний, отказаться от Мастер­ства. Непонимание того, что дорога к ма­стерству состоит как из успехов, так и не­успехов, потерь и по­ражений. Неудовлет­воренность имею­щимся, ощущение не­справедливости Бо­жественного замысла и происходящего; же­лание быстрых изме­нений, получения всего и сразу. Жажда власти над миром, но не над собой «Сказка об Иване-ца­ревиче и Сером Вол­ке», «По щучьему ве­лению», «Сказание о кузнеце Велунде», Подвиги Геракла, Миф о Дедале и Икаре, «Книга Иова» Р. Бах «Чайка по име­ни Джонатан Ливингстон»
Спаситель». Умножать соб­ственную силу по­средством защиты невинных Спасти невинного, бороться за спра­ведливость, засту­питься за слабого Пережив разочарова­ние, поражение в борьбе за правое дело защиты слабого, воо­душевиться и идти вперед, к цели Избыточное наслаж­дение победой, пре­вращение в «маньяка-спасителя» «Руслан и Людмила», «Незнайка», «Марья краса длинная коса и Ванюша», «Персей и Андромеда»
«Скрытые враги». Постичь теневую сторону самых близких людей, чтобы принять их более тонко и муд­ро Проявлять мудрость и прозорливость, противостоять ма­нипулированию, на­учиться принимать в расчет теневую природу близких людей Пережить предательство, «удар в спину», восстановиться «из пепла». Научиться восстанавливать справедливость без мести, через стратегию «проучить предателя» Желание мстить обид­чикам, одержимость этой страстью Три царства», «Пойди туда, не знаю куда», «Конек-Горбу­нок», «Марко Богатый и Василий Бессчаст­ный»
«Любовь», Испытать подлин­ное чувство Люб­ви, отделить это чувство от других «высоких чувств»: долга, ответствен­ности и пр. Открыть свое серд­це для Любви, хра­нить Любовь в сердце, не давать сер­дцу «лениться» Пережить потерю воз­любленной, всего, что было дорого, и при этом сохранить в сер­дце Любовь, не заме­щая ее отчаяньем, ощущением неспра­ведливости и гневом Выбор между не­сколькими женщина­ми в ущерб голосу сердца; замещение другим: же­ланием обладать, чувством долга, рев­ностью. Навязчивый поиск совершенства. «Ленивое» или «хо­лодное» сердце. Эго­изм, цинизм, нарциссизм «Финист ясен сокол», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Аполлон и Дафна», «Амур и Психея», «Дафнис и Хлоя», миф о Нарциссе и многие другие, Р. Бах «Единствен­ная», «Мост через Вечность»
«Вечное возвращение». Постичь тайну «здесь и сейчас», и «где я сейчас, там и мой дом» Непрерывно ощу­щать жизнь как приключение, как процесс, прини­мать все проявле­ния жизни, ценить каждый день, каж­дое жизненное яв­ление Урок Одиссея. На­учиться применять свои способности в соответствии с акту­альным моментом Жить по принципу «Ско­рей бы это кончилось», мечтая о неком далеком результате в ущерб ак­туальным впечатлениям «Колобок», история Одиссея, все истории о путешественниках и странниках
«Мужское брат­ство». Научиться видеть, принимать и ува­жать индивидуаль­ность другого, строить долго­срочные отноше­ния сотрудниче­ства Работать в коман­де, сотрудничать с партнерами, гра­мотно распреде­лять «зоны ответ­ственности» в соот­ветствии с возмож­ностями и способ­ностями каждого Преодоление инди­видуализма, горды­ни, эгоизма, често­любия ради четкой работы в команде. Урок бескорыстной дружбы, самопожер­твования Эгоизм, индивидуа­лизм, инфантилизм, не­дальновидность, негра­мотное распределение «зон ответственности» в команде; накопление взаимных обид и недо­говоренностей «Семь Симеонов», «Летучий корабль», «Бременские музы­канты», «Пузырь, Со­ломинка и Лапоть», «Теремок», «Три по­росенка», «Репка», миф об аргонавтах и другие истории

Итак, у нас есть семь путей к новым эволюционным со­стояниям. На каждом найдутся свои вызовы, уроки и ловуш­ки. Наблюдать за этим интересно. Но вот проходить... В сложных мужских сказках можно увидеть, как древние сюжеты накладываются друг на друга. Это значит, что ге­рой одновременно переживает вызовы, уроки и ловушки не­скольких сюжетов. Представьте, сколько ему требуется сил! Но и результат того стоит — герой приобретает не одно, а несколько новых эволюционных состояний. Каждое из них не живет своей отдельной жизнью. Они интегрируются внутри героя, внутри мужчины, украшают его и дают силу для управления обстоятельствами на принципиально новом уровне.

То же происходит и в жизни человека. Только к муж­ским сюжетам добавляются еще и женские, сюжеты от­ношений, действие универсальных архетипов и многое другое... Мы с вами такие многоплановые существа! Представляете, сколько новых эволюционных состояний формируется внутри нас одновременно! Каждое в своем темпе, по своему особому, тайному маршруту, со своим сценарием и динамикой проживания...

Зачем же нужно понимать тайный шифр сказок? Что­бы научиться распутывать и собственные жизненные сюжеты, грамотно выбираться из ловушек и постигать уроки, приходить к новым эволюционным состояниям. Можно ли этого избежать? Ответ отрицательный. Даже если мы закроем глаза или объявим все это несуществен­ным, оно не перестанет действовать в нашей жизни. Ар­хетипы, архетипические сюжеты работают независи­мо от нашего отношения к ним или знания о них.

Зато нашу жизнь тоже можно читать как увлекатель­ную сказку...

Что ж, попробуйте теперь взять интересную вам «муж­скую сказку» и посмотреть, на каких архетипических сю­жетах она выстроена, какие инициирующие события про­ходит герой и к каким эволюционным состояниям он при­ходит. А в третьей части книги мы с вами вернемся к этому вопросу еще более подготовленными.

Сказка, мужская или женская, гармонизирует действие древних сюжетов на бессознательно-символическом уров­не, предупреждает нас о возможных i ловушках и тонко готовит к прохож­дению нами инициирующих ситуаций на нашем реальном жизненном пути. Бессознательное маленького че­ловека тонко подбирает истории для такого обучения и гармонизации. Ребенок просит родите­лей читать ему одну и ту же сказку. Какую же? Какие сюжеты там активны: мужские или женские? Какой древ­ний сюжет желает гармонизировать сейчас подсознание ребенка? К чему он себя готовит? Над этими вопросами могут поразмышлять мудрые родители (кстати, активи­зируя тем самым архетип Философа).

Знание архетипических сюжетов дает нам более тон­кое понимание смысла событий, происходящих в нашей жизни. Трудности, которые мы переживаем, вызываются инициирующими ситуациями. Их также необходимо тон­ко распознавать, чтобы грамотно себя вести. Ибо негра­мотное поведение может усугубить трудную ситуацию, существенно затянуть ее. Это, в свою очередь, вызовет прилив деструктивных мыслей и чувств, совершенно не­уместных в трудных ситуациях. Мудрецы говорят: «Ис­пытание всегда дается по силам. Если четко распознаешь смысл испытания, то у тебя есть шанс не усугубить его». Другими словами, у всех трудных жизненных ситуаций есть специфический код, зашифрованный в древних сю­жетах и архетипах.

У радостных ситуаций тоже есть свой код, и он так же зашифрован в древних сюжетах и архетипах. Одним героям (и людям) для радости нужно быть первыми, дру­гим — главными, третьим — иметь стабильный достаток и крепкую семью, четвертым — ощущать жизнь как при­ключение, пятым — познавать неизведанное, шестым — работать в команде, седьмым — ощущать себя полезным великому человеку... А может быть, все это в разные мо­менты жизни нужно одному человеку?.. Пожалуй, это именно так, ибо внутри нас представлены все семь муж­ских архетипов и древних сюжетов, а также и женские ар­хетипы и сюжеты, к тому же — древние сюжеты отноше­ний... Мы с вами так сложно и многомерно организованы! Что же, давайте познавать скрытый код наших радос­тей и трудностей, эволюционных задач и ловушек, изучая архетипы и древние сюжеты, проступающие сквозь фабу­лу сказочных историй...

Часть вторая.

Герой с «Семью ликами»

 

Извольте познакомиться, вот он — Главный Герой сказки. В начале истории он может быть простым парнем (даром, что наследный принц!), но в финале — он всегда Победитель. Каким его рисует ваше воображение? Кра­сивым, мужественным, претензионным, добрым, с блес­ком во взоре, с развевающимися на ветру кудрями?

Так или иначе, в его характере, стремлениях, способах решения трудных ситуаций отражаются основные семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга (Раб).

Мы выделяем эти семь мужских архетипов на том ос­новании, что на протяжении тысяч лет во всех обществах были воины, вожди, земледельцы, охотники и торговцы, мудрецы, жрецы и слуги. Архетипические матрицы дей­ствовали во все известные нам времена, в различных культурах, направляя особым образом мужскую актив­ность, формируя стили жизни и базовые устремления.

Наш Герой с «семью ликами» — потому что в каждом герое, в каждом из нас, присутствуют все семь мужских архетипов. Они могут быть по-разному выражены, одни сильнее, другие слабее, одни конструктивно, другие де­структивно. Но все они в нас есть. Ведь каждый мужской архетип — это своего рода социальный инструмент, опре­деленный вид энергии и потребность в самореализации.

Разнообразные сказочные и мифологические герои по­могают нам «оживить» собственные архетипические мат­рицы, демонстрируют, как они могут «работать» в различ­ных жизненных ситуациях. Изучение сказочных героев с точки зрения проявления мужских архетипов позволяет нам более тонко научиться пользоваться архетипически-ми принципами, чтобы быть гибкими в разнообразных жизненных ситуациях.

Так, например, в ситуациях борьбы нам потребуется сила архетипа Воина; в ситуации руководства — сила ар­хетипа Монарха; а в ситуациях, где мы не можем ничего изменить, — архетипическая сила Слуги.

Мужской архетип подобен кристаллу с семью гранями. Наша задача — изучить каждую из них и научиться ими пользоваться.

В характере разных сказочных героев по-разному представлены архетипы. Есть персонажи-символы — в них наиболее ярко представлены два-три архетипа. Но ни среди героев, ни среди людей нет таких, в которых ра­ботал бы лишь один архетип. Такой герой был бы слиш­ком плоским, слишком символичным, малоинтересным.

Возьмите, к примеру, Конана-варвара. Этот герой — яркий носитель архетипа Воина. Но также в нем активны архетипы Монаха (он воин-одиночка), Монарха (он может быть вождем), Философа (он постоянно учится). Другими словами, характер героя, как и человека, создается неко­торой индивидуальной КОМБИНАЦИЕЙ АРХЕТИПОВ. Благодаря этому герой становится живым и близким нам. В течение сказки герой, попадая в различные ситуации, учится управлять силами разных архетипов и добивается успеха.

Результативность, успешность — важный показатель для Героя (да и для любого мужчины!). Чтобы достигнуть успеха, нужно владеть силами всех архетипических мат­риц.

Сказкотерапевт, зная основные мужские архетипы, подбирает или сочиняет для своих клиентов такие исто­рии, герой которых проявляет все архетипические силы. Если в характере клиента сила определенного архетипа представлена слабо или дисгармонично, сказкотерапевт сочиняет или подбирает историю для усиления и гармо­низации данной архетипической силы.

Самое главное для Героя — привести собственную силу в равновесие. Найти свой «серединный путь». В свое вре­мя такая задача стояла и перед царем Шраваном...

Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил рос­кошь и красивые вещи. Он постоянно перестраивал свою столицу и превратил ее в один из самых красивых горо­дов.

Однако ему все наскучило, и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что немедленно попросил посвятить его в ученики.

Будда колебался и неохотно посвятил его. Все были поражены. Люди не могли поверить в это, никто не мог себе даже этого вообразить, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже са­мым крайним. Его обычным занятием были вино и женщины. Это было так неожиданно! Будду спросили:

— Что случилось? Это чудо! Шраван не тот тип человека, и к тому же он жил так роскошно. До сих пор мы не могли даже вообразить, что Шраван может быть твоим учеником. Так что же случилось? Ты сделал что-нибудь?

Будда сказал:

— Я ничего не делал. Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не де­лает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так пораже­ны, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, желая богатства, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — ив этом весь ум.

Шраван стал нищенствующим монахом, и вскоре другие ученики Будды стали наблюдать, что он движется к другой крайности. Буд­да никогда не просил ходить учеников обнаженными, а Шраван пе­рестал одеваться. Он был единственным учеником, который ходил голым и занимался самоистязанием. Будда позволял один прием пищи в день, но Шраван ел один раз через день. В то время как уче­ники медитировали под деревьями в тени, он оставался под паля­щим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было пре­красное тело, но уже через шесть месяцев его никто не мог узнать.

Однажды вечером Будда подошел к нему и сказал:

— Шраван, я слышал, что в прежние времена ты любил играть на гитаре и был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе один вопрос. Что случится, если струны гитары ослабить?

Шраван ответил:

— Если струны ослабить, то никакой музыки не получится. Тогда Будда спросил:

— А если струны сильно натянуть, что произойдет? Шраван ответил:

— Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струны должно быть средним — не ослабленным и не перетянутым, а в точ­ности посередине. На гитаре играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина.

И Будда сказал:

— Именно это я и хотел сказать после наблюдения за тобой в течение шести месяцев. В человеке музыка начинает звучать только тогда, когда струны жизни не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Итак, Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабле­ние — в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал