Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 3 страница
Конечно, бывают уникальные случаи, когда Наставница действительно оказывается для мужчины «Своей Женщиной» и между ними возникает подлинное чувство Любви. Это большая редкость, исключение, подтверждающее общие правила инициирующих событий. Итак, первый ключ к тайному шифру мужских сказок — это информация о мужской инициации, инициирующих событиях. Мы стараемся расшифровывать сказку под этим углом, а потом сочиняем истории, в которых сознательно зашифровываем то, что узнали. Так тонкая информация оказывается более доступной для понимания тех, кто обращается к нам за помощью. Само по себе сочинение, рассказывание, разыгрывание историй, несущих в себе информацию о мужских инициациях, готовит мальчика, юношу к самостоятельному достойному прохождению инициирующих событий в реальной жизни. Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния Герои мужских сказок не сидят на месте. Они обязательно отправляются в путь. Зачем? Во-первых, дорога сама по себе интересна и непредсказуема. Это интригует. Во-вторых, у героя есть некая формальная задача, которую нужно выполнить: спасти принцессу, вернуть сокровище законному владельцу, наконец, мир посмотреть и себя показать. Но главный, тайный ответ на вопрос «зачем» состоит не в этом. На самом деле герой отправляется в путь, чтобы изменить собственное ЭВОЛЮЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ. Правда, он об этом даже не догадывается. Ему вообще не знаком этот странный термин «эволюционное состояние». Как, собственно, пока и нам с вами. Эволюция — это процесс развития, изменения чего-то от одного состояния к другому. Причем изменения эти происходят постепенно, без резких скачков. Другими словами, в процессе развития сказочного сюжета происходит эволюция главного героя. Плавно, красиво, и — насыщено событиями. По сюжету сказки, герой движется от одного состояния к другому. Его путь — это смена промежуточных состояний. Результат пути — принципиально новое эволюционное состояние, связанное с одной из основных «мужских задач». Эволюционное состояние — это новое качество героя как носителя ярко выраженного «мужского принципа». В двух словах это понятие можно выразить поговоркой: «Был мальчиком — стал мужчиной». Собственно, герой мужской сказки стартует с эволюционного состояния мальчика (даже если он уже давно по годам добрый молодец) и должен прийти к новому эволюционному состоянию мужчины. Ради этого он отправляется в путь, ради этого «сказка сказывается». На основании анализа сказок в Комплексной Сказкотерапии © выделяется семь новых эволюционных состояний героя: · Глава Рода; · Мастер; · Победитель; · Прозорливый; · Поющее Сердце; · Странник; · Партнер. Возможно, эволюционных состояний значительно больше. Но тот огромный информационный массив сказок, былин, легенд и притч, который был переработан, позволяет выделить эти семь. Новое эволюционное состояние открывает перед героем новые возможности управления внешними обстоятельствами. · Глава Рода управляет Родом; · Мастер управляет жизненными обстоятельствами и событиями; · Победитель управляет врагами и препятствиями; · Прозорливый управляет людьми и будущими событиями; · Поющее Сердце управляет собой и отношениями с самыми близкими людьми, возлюбленной, поддерживая духовно-эмоциональную связь с Богом; · Странник управляет Своим Путем; · Партнер управляет группами людей. · Путь, который проходит герой, чтобы прийти к этим новым эволюционным состояниям, зашифрован в семи мужских архетипических сюжетах. Позвольте представить их вам. 1. Отчий дом. Вэтом сюжете ярко проявляются отношения с родителями, нередко дисгармоничные3. Герой неизбежно покинет родительский дом, чтобы пройти собственный путь. В финале он обязательно вернется домой уже успешным и самостоятельным. Он простит родителей, а они простят его. Его новое эволюционное состояние — ГЛАВА РОДА.
3 Как в русских народных сказках «Притворная болезнь», «Птичий язык» или сказке Братьев Гримм «Мальчик с пальчик».
2. Дорога к Мастерству. В этом сюжете герой часто оказывается в уязвимой позиции ученика или слуги, он вынужден служить не очень мудрому хозяину, выносить несправедливость. Он получает задания, истинной целью которых является его гибель. Герой справляется с невыполнимыми заданиями, побеждает хозяина или учителя и приобретает самостоятельность. Он выдерживает все испытания и становится крепче, приобретает силу Мастера. Что это за сила — ярко видно в сказке «По щучьему велению». Мы застаем героя Емелю уже в «состоянии Мастера». Он не тратит собственных сил понапрасну, точно распознает тот момент, когда в проруби оказывается волшебная щука, и умеет тонко использовать создавшуюся ситуацию. Из-за того, что читатели сказки не знают предысторию пути Емели, у многих возникает ложное восприятие героя как инфантильного лентяя. Важно помнить, что в сказках есть особая логика справедливости, согласно которой счастье и новые возможности в руки ленивым не даются. В этом отношении сказка «По щучьему велению» — уникальное продолжение сказок с сюжетом «Дорога к Мастерству». Новое эволюционное состояние героя — МАСТЕР. 3. Спаситель. В этом сюжете герой ведет явный или скрытый бой с врагами, защищает невинных и беззащитных, спасает жертв от неминуемой гибели. Он редко думает о последствиях, спасая тех, кто в этом действительно нуждается. Он часто проявляет скромность и даже скрывается в тот момент, когда следует получить вознаграждение4. Когда герой спасает другого, умножается его сила. Путь Спасителя — последовательное умножение собственной силы. Новое эволюционное состояние героя — ПОБЕДИТЕЛЬ.
4 Тут легко вспомнить многочисленные истории о Бэтмене и других супергероях из нового американского «фольклора».
4. Скрытые враги. В этом сюжете герой сталкивается с теневой природой окружающих его людей, со скрытой агрессией, направленной против него. С ним поступают коварно, его предают те, кому он полностью доверял, он становится жертвой чудовищной несправедливости. В этом сюжете имеется существенная ловушка — возникновение естественной страсти к отмщению. Однако герой сказок (в отличие от героя мифов) не попадает в нее, прощает обидчиков и восстанавливает справедливость, не прибегая к мести. Новое эволюционное состояние героя — ПРОЗОРЛИВЫЙ. 5. Любовь. Это, пожалуй, самый сложный и многовариантный мужской сюжет. Герой ищет свою любовь, возлюбленную, сражается за нее. Обретя любовь, он нередко оказывается перед выбором. Ему приходится выбирать между любовью и долгом или между двумя возлюбленными. Влюбленный герой может быть весьма уязвимым, но без любви он неполноценен. В этом сюжете герой нередко оказывается околдован чарами возлюбленной, теряет бдительность и может даже погибнуть. Очень непросто герою научиться слушать свое сердце, противостоять женскому манипулированию и открыться для переживания истинного чувства, которое способно изменить его жизнь. Новое эволюционное состояние героя — ПОЮЩЕЕ СЕРДЦЕ. 6. Вечное возвращение. В этом сюжете герой постоянно пребывает в дороге. Он стремится поскорее вернуться домой, но перипетии сюжета уводят его дальше и дальше в Большое Приключение. Он тоскует по дому, живет идеей возвращения. Это, с одной стороны, питает его, но с другой — лишает ценности его актуальные жизненные впечатления5. Этот сюжет сквозной нитью проходит через все истории. В нем содержится рассказ об основных приключениях героя. Новое эволюционное состояние героя — СТРАННИК.
5 Из современных киносказок можно вспомнить фильмы «За спичками» и «Белое солнце пустыни». 7. Мужское братство. В этом сюжете герой встречает неординарных друзей, каждый из которых обладает неким специфическим талантом. Например, один может очень много съесть за один раз, другой постоянно мерзнет, третий очень быстро передвигается. По одиночке они не могут полноценно использовать свои таланты, но, собравшись все вместе, «работают командой». Они грамотно распределяют функции внутри своей группы и достигают результата. Этот сюжет отражает дух общины, сплоченности и командной результативности. Главная ловушка этого сюжета — конкуренция между героями и неверное распределение функций между ними6. Наиболее ярко принцип данного архетипического сюжета проявлен в легендарной сказке про репку. Новое эволюционное состояние героя — ПАРТНЕР. Есть мужские сказки, где ярко представлен лишь один архетипический сюжет («Репка» — сюжет «Мужское братство»), но в большинстве историй древние сюжеты пересекаются, накладываются друг на друга. Например, в сказке «Колобок» можно увидеть следующие мужские архетипические сюжеты:
6 Как произошло в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
1. «Отчий дом». У Колобка есть родители, которые «родили» его для себя. Испекли, чтобы скушать. Чем не начало дисгармоничных отношений в семейной системе? Он покидает родительский дом, чтобы идти собственным путем. Однако древний сюжет не завершается — Колобок не возвращается в родной дом. Но это логично — ведь герой не является человеком. У него нет задачи усиления своего рода новым опытом. Колобок рожден хлебом и должен быть съеден. А где это произойдет — не так важно. 2. «Вечное возвращение». Колобок катится свой дорогой, встречает новых персонажей, приобретает собственный жизненный опыт. Однако у него нет явной цели, он не стремится вернуться домой, не испытывает тоски по дому. С другой стороны, а где его настоящий дом? Ради конечного пребывания в каком «доме» он был испечен? Не является ли чей-то желудок его «домом», если он — хлеб? Получается, что с этой точки зрения сюжет «Вечное возвращение» в этой сказке полностью разворачивается и завершается. Колобок неосознанно ищет утробу, которая бы его приняла, и с этой позиции оказывается внутри Лисы. 3. «Скрытые враги». Близкие люди — Дед и Бабка — фактически собираются предать Колобка. Они не намерены заботиться о его долгой и счастливой жизни хотя бы на том основании, что он должен быть ими съеден. Колобок укатывается от своих врагов, избегает смерти. Поскольку ему это успешно удается, у него возникает иллюзия величины собственных возможностей. Это одна из ловушек древнего сюжета: убежать от врагов не означает победить их. На пути нашего героя встречают только враги и ни одного друга, ни одного учителя. Он вынужден убегать, ибо других способов борьбы или взаимодействия с врагами у него нет. Этот сюжет завершен в сказке только отчасти. Его завершение — это предупреждение для читателей: стратегия бегства (укатывания) от врагов рано или поздно не срабатывает. Необходимо подготовить себя к принятию боя, овладеть средствами ведения явной и скрытой борьбы. Кроме того, Колобок попал в ловушку сюжета «Скрытые враги» — ловушку мести. Его поведение со всеми героями этой истории можно рассматривать и как форму мщения Деду с Бабкой. Месть Колобка в том, чтобы не питать желудок всех, встреченных им на пути. Он не желает становиться кормом, и от этого у него появляется кураж. Ему кажется, что он провел своих врагов, отомстил Деду с Бабкой, он уже считает себя неуязвимым, теряет бдительность, и... ловушка древнего сюжета захлопывается. Сюжет завершается закономерным финалом. Мстительность, пусть и завуалированная, неизбежно приводит к саморазрушению. Итак, в маленькой мужской сказке о Колобке уже переплетены три архетипических сюжета. Один из них («Отчий дом») не завершен, другой («Скрытые враги») демонстрирует последствия попадания героя в ловушку древнего сюжета. Не в этом ли причина того, что многие дети так активно стремятся переписать или дописать эту историю?.. Однако важно понимать, что переписать или дописать сказку, не нарушая сказочной логики, можно, только если представить себе на месте главного героя не кусочек теста, а маленького человечка со смешным именем Колобок. В длинных, насыщенных событиями мужских историях активно работают все семь архетипических сюжетов. Собственно, так же обстоит дело и с «узором судьбы» человека. Какие-то сюжеты представлены гармонично и дают силы для развития, но есть сюжеты, в чьи ловушки человек уже успел угодить. Их несложно распознать, зная формулу древнего сюжета. В каждом мужском архетипическом сюжете зашифрованы Вызов, Урок и Ловушка. Вызов — это провокация, сложное задание, приглашение героя к развитию. Само по себе задание-вызов говорит о том, что герой с ним справится. Правда, поначалу он в это сам не верит, но берет и делает. Настоящий герой всегда принимает Вызов. Урок всегда связан с постижением, непосредственным переживанием тонких аспектов общечеловеческих ценностей. Урок обычно сопровождают сложнейшие ситуации, связанные с потерями, разочарованиями, предательством и другими событиями, внешне выглядящими как неприятности. Но для обучения героя они являются благом. От героя требуется грамотное поведение, основанное на понимании значения урока. Чем сложнее урок, тем богаче новое эволюционное состояние. Ловушка — это искушение на пути героя. Ловушка работает по принципу воронки, всасывая в себя героя. Угодив в ловушку, он теряет ясность понимания текущего момента, точность оценок и приходит к неверным решениям. Чтобы выбраться из ловушки, требуются ее диагностика и идентификация, а также внешняя помощь. Давайте посмотрим, какие основные Вызовы, Уроки и Ловушки зашифрованы в мужских архетипических сюжетах.
Итак, у нас есть семь путей к новым эволюционным состояниям. На каждом найдутся свои вызовы, уроки и ловушки. Наблюдать за этим интересно. Но вот проходить... В сложных мужских сказках можно увидеть, как древние сюжеты накладываются друг на друга. Это значит, что герой одновременно переживает вызовы, уроки и ловушки нескольких сюжетов. Представьте, сколько ему требуется сил! Но и результат того стоит — герой приобретает не одно, а несколько новых эволюционных состояний. Каждое из них не живет своей отдельной жизнью. Они интегрируются внутри героя, внутри мужчины, украшают его и дают силу для управления обстоятельствами на принципиально новом уровне. То же происходит и в жизни человека. Только к мужским сюжетам добавляются еще и женские, сюжеты отношений, действие универсальных архетипов и многое другое... Мы с вами такие многоплановые существа! Представляете, сколько новых эволюционных состояний формируется внутри нас одновременно! Каждое в своем темпе, по своему особому, тайному маршруту, со своим сценарием и динамикой проживания... Зачем же нужно понимать тайный шифр сказок? Чтобы научиться распутывать и собственные жизненные сюжеты, грамотно выбираться из ловушек и постигать уроки, приходить к новым эволюционным состояниям. Можно ли этого избежать? Ответ отрицательный. Даже если мы закроем глаза или объявим все это несущественным, оно не перестанет действовать в нашей жизни. Архетипы, архетипические сюжеты работают независимо от нашего отношения к ним или знания о них. Зато нашу жизнь тоже можно читать как увлекательную сказку... Что ж, попробуйте теперь взять интересную вам «мужскую сказку» и посмотреть, на каких архетипических сюжетах она выстроена, какие инициирующие события проходит герой и к каким эволюционным состояниям он приходит. А в третьей части книги мы с вами вернемся к этому вопросу еще более подготовленными. Сказка, мужская или женская, гармонизирует действие древних сюжетов на бессознательно-символическом уровне, предупреждает нас о возможных i ловушках и тонко готовит к прохождению нами инициирующих ситуаций на нашем реальном жизненном пути. Бессознательное маленького человека тонко подбирает истории для такого обучения и гармонизации. Ребенок просит родителей читать ему одну и ту же сказку. Какую же? Какие сюжеты там активны: мужские или женские? Какой древний сюжет желает гармонизировать сейчас подсознание ребенка? К чему он себя готовит? Над этими вопросами могут поразмышлять мудрые родители (кстати, активизируя тем самым архетип Философа). Знание архетипических сюжетов дает нам более тонкое понимание смысла событий, происходящих в нашей жизни. Трудности, которые мы переживаем, вызываются инициирующими ситуациями. Их также необходимо тонко распознавать, чтобы грамотно себя вести. Ибо неграмотное поведение может усугубить трудную ситуацию, существенно затянуть ее. Это, в свою очередь, вызовет прилив деструктивных мыслей и чувств, совершенно неуместных в трудных ситуациях. Мудрецы говорят: «Испытание всегда дается по силам. Если четко распознаешь смысл испытания, то у тебя есть шанс не усугубить его». Другими словами, у всех трудных жизненных ситуаций есть специфический код, зашифрованный в древних сюжетах и архетипах. У радостных ситуаций тоже есть свой код, и он так же зашифрован в древних сюжетах и архетипах. Одним героям (и людям) для радости нужно быть первыми, другим — главными, третьим — иметь стабильный достаток и крепкую семью, четвертым — ощущать жизнь как приключение, пятым — познавать неизведанное, шестым — работать в команде, седьмым — ощущать себя полезным великому человеку... А может быть, все это в разные моменты жизни нужно одному человеку?.. Пожалуй, это именно так, ибо внутри нас представлены все семь мужских архетипов и древних сюжетов, а также и женские архетипы и сюжеты, к тому же — древние сюжеты отношений... Мы с вами так сложно и многомерно организованы! Что же, давайте познавать скрытый код наших радостей и трудностей, эволюционных задач и ловушек, изучая архетипы и древние сюжеты, проступающие сквозь фабулу сказочных историй... Часть вторая. Герой с «Семью ликами»
Извольте познакомиться, вот он — Главный Герой сказки. В начале истории он может быть простым парнем (даром, что наследный принц!), но в финале — он всегда Победитель. Каким его рисует ваше воображение? Красивым, мужественным, претензионным, добрым, с блеском во взоре, с развевающимися на ветру кудрями? Так или иначе, в его характере, стремлениях, способах решения трудных ситуаций отражаются основные семь мужских архетипов: Воин, Монарх, Крестьянин, Купец, Философ, Монах и Слуга (Раб). Мы выделяем эти семь мужских архетипов на том основании, что на протяжении тысяч лет во всех обществах были воины, вожди, земледельцы, охотники и торговцы, мудрецы, жрецы и слуги. Архетипические матрицы действовали во все известные нам времена, в различных культурах, направляя особым образом мужскую активность, формируя стили жизни и базовые устремления. Наш Герой с «семью ликами» — потому что в каждом герое, в каждом из нас, присутствуют все семь мужских архетипов. Они могут быть по-разному выражены, одни сильнее, другие слабее, одни конструктивно, другие деструктивно. Но все они в нас есть. Ведь каждый мужской архетип — это своего рода социальный инструмент, определенный вид энергии и потребность в самореализации. Разнообразные сказочные и мифологические герои помогают нам «оживить» собственные архетипические матрицы, демонстрируют, как они могут «работать» в различных жизненных ситуациях. Изучение сказочных героев с точки зрения проявления мужских архетипов позволяет нам более тонко научиться пользоваться архетипически-ми принципами, чтобы быть гибкими в разнообразных жизненных ситуациях. Так, например, в ситуациях борьбы нам потребуется сила архетипа Воина; в ситуации руководства — сила архетипа Монарха; а в ситуациях, где мы не можем ничего изменить, — архетипическая сила Слуги. Мужской архетип подобен кристаллу с семью гранями. Наша задача — изучить каждую из них и научиться ими пользоваться. В характере разных сказочных героев по-разному представлены архетипы. Есть персонажи-символы — в них наиболее ярко представлены два-три архетипа. Но ни среди героев, ни среди людей нет таких, в которых работал бы лишь один архетип. Такой герой был бы слишком плоским, слишком символичным, малоинтересным. Возьмите, к примеру, Конана-варвара. Этот герой — яркий носитель архетипа Воина. Но также в нем активны архетипы Монаха (он воин-одиночка), Монарха (он может быть вождем), Философа (он постоянно учится). Другими словами, характер героя, как и человека, создается некоторой индивидуальной КОМБИНАЦИЕЙ АРХЕТИПОВ. Благодаря этому герой становится живым и близким нам. В течение сказки герой, попадая в различные ситуации, учится управлять силами разных архетипов и добивается успеха. Результативность, успешность — важный показатель для Героя (да и для любого мужчины!). Чтобы достигнуть успеха, нужно владеть силами всех архетипических матриц. Сказкотерапевт, зная основные мужские архетипы, подбирает или сочиняет для своих клиентов такие истории, герой которых проявляет все архетипические силы. Если в характере клиента сила определенного архетипа представлена слабо или дисгармонично, сказкотерапевт сочиняет или подбирает историю для усиления и гармонизации данной архетипической силы. Самое главное для Героя — привести собственную силу в равновесие. Найти свой «серединный путь». В свое время такая задача стояла и перед царем Шраваном... Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые вещи. Он постоянно перестраивал свою столицу и превратил ее в один из самых красивых городов. Однако ему все наскучило, и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что немедленно попросил посвятить его в ученики. Будда колебался и неохотно посвятил его. Все были поражены. Люди не могли поверить в это, никто не мог себе даже этого вообразить, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Его обычным занятием были вино и женщины. Это было так неожиданно! Будду спросили: — Что случилось? Это чудо! Шраван не тот тип человека, и к тому же он жил так роскошно. До сих пор мы не могли даже вообразить, что Шраван может быть твоим учеником. Так что же случилось? Ты сделал что-нибудь? Будда сказал: — Я ничего не делал. Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, желая богатства, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — ив этом весь ум. Шраван стал нищенствующим монахом, и вскоре другие ученики Будды стали наблюдать, что он движется к другой крайности. Будда никогда не просил ходить учеников обнаженными, а Шраван перестал одеваться. Он был единственным учеником, который ходил голым и занимался самоистязанием. Будда позволял один прием пищи в день, но Шраван ел один раз через день. В то время как ученики медитировали под деревьями в тени, он оставался под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но уже через шесть месяцев его никто не мог узнать. Однажды вечером Будда подошел к нему и сказал: — Шраван, я слышал, что в прежние времена ты любил играть на гитаре и был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе один вопрос. Что случится, если струны гитары ослабить? Шраван ответил: — Если струны ослабить, то никакой музыки не получится. Тогда Будда спросил: — А если струны сильно натянуть, что произойдет? Шраван ответил: — Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струны должно быть средним — не ослабленным и не перетянутым, а в точности посередине. На гитаре играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина. И Будда сказал: — Именно это я и хотел сказать после наблюдения за тобой в течение шести месяцев. В человеке музыка начинает звучать только тогда, когда струны жизни не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Итак, Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление — в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!
|