Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я Это Знаю; я в Это Верю; я Этому Служу; я не могу иначе». 4 страница






Сказочный шифр в этом случае весьма идеалистичен: только сердечное видение поможет обрести настоящую Возлюбленную. А оно, как правило, по разным причинам находится в заточении. Выбором не сказочных, а «настоя­щих мужчин» заправляют разум и/или инстинкт. Так сю­жет «зависает», а герой мучается без подлинной Любви и дорогой женщины. Эти истории — предупреждения тем, кто отправляется на поиски СВОЕЙ ЖЕНЩИНЫ.

Ложный выбор женщины, то есть осуществленный не сердцем, а разумом или биологической потребностью, обязательно впоследствии выставит мужчине «счета». Окажется, что его дама больше любит деньги и власть, чем его, и ее любовь нужно покупать постоянно. Или женщина впутает его в такую историю, которая, закрутив инфер­нальный вихрь, уведет героя с истинного пути. Или же женщина окажется настолько скучной и далекой, что жизнь превратится в болото и захочется новых приклю­чений, которые, в свою очередь, выставят свои «спецсчета»... Последствиям ложного выбора женщины посвяще­но немало авторских историй.

Вот и встает вопрос: а КАК выбирать сердцем? Особен­но когда в возрасте «выбора невесты» наиболее активна биологическая потребность или, в более редких случаях, разум (расчет). В сказках есть два основных пути для ге­роя, у которого сердце еще не проснулось:

  • либо довериться Дороге — она выведет, куда надо;
  • либо довериться отцу или наставнику, который муд­рее и точно знает, КАКАЯ женщина герою нужна.

Дорога научит героя слушать себя, слушать свое серд­це, и он сам сделает точный выбор. Отец даст подсказку. Например, куда стрела улетит, там и ищи жену. Как види­те, совет отца повторяет первый путь — доверять стреле, доверять Дороге.

Что тут скажешь? «Никому неведомо, как возникает любовь между мужчиной и женщиной, откуда она при­ходит и что приносит с собой... Но однажды она приходит.<...> Если приходит настоящая любовь, человек те­ряет чувство свободной бесшабашности, вольной игры. Он вдруг чувствует себя связанным, как будто его про­нзила необходимость или он попал под действие какого-то закона: теперь он не может по-иному, он как бы во власти чар. По этому узнают настоящую любовь: кто «мо­жет по-иному» и «может с другими», тот еще ничего не знает о любви. Любовь — это избранность, в которой ча­сто ничего не ощущается от избрания. Видишь себя определившимся, а возлюбленное существо — един­ственным и незаменимым. С этим избранным существом любящий хочет быть вместе, наслаждаться его присут­ствием без помех со стороны других, уже не играть. От­ринуть сдержанность, стать с ним совершенно искрен­ним и придать этой искренности цельную форму. При­ближается решающий момент: любимый должен узнать, что его любят, —ужасный момент... Вдруг он не ответить на любовь?!. Тогда всему конец, мир и жизнь становятся грудой развалин... По этому и узнают настоящую лю­бовь — она не только сосредоточена и исключительна, но и «тоталитарна», она требует от человека всего, она все­поглощающа, предписана судьбою. Истинная любовь хо­чет в человеке всего: не только внешне-человеческого, но и душу, и внутреннее содержание ее — сущность чело­века, святую тайну его личной духовности, древний ис­точник Божественного дыхания в нем, чтобы сделаться единым в жизни, желаниях молитвах», — писал Иван Ильин.

Нет в сказках четких инструкций о том, КАК выбирать сердцем. Только символические: открой сердце, слушай себя, доверяй Дороге. Для многих современных молодых мужчин это пустые слова. Потому что время, когда эти слова могли бы восприниматься не как пустые, а как со­кровенные, упущено.

Если заботливая мама, а также мудрый папа будут чи­тать своему маленькому сыну (уже с пяти-шести лет) сказки, в которых есть любовный сюжет, и при этом рас­сказывать о том, как сердце помогло герою выбрать жену, тогда эти слова наполнятся тонким смыслом. Ведь если прислушаться к детским вопросам, то многие мальчики в пять-семь лет спрашивают о том, КАК выбирать Свою Женщину.

— Папа, а как нужно выбирать жену?

— Как? Сердцем, конечно!

— Как это, сердцем?

— Его нужно слушать, и оно подскажет.

— А как это — слушать? Оно бьется и бьется.

— Когда приходит любовь, оно бьется иначе.

— Иначе?

— Да. А еще оно поет.

— Поет?

— Поет.

— Разве такое может быть?!

— Еще как может! Будь чуток к своему сердцу — и обя­зательно услышишь...

Часто ли такие простые разговоры ведут отцы со свои­ми сыновьями? Или матери? А ведь сказка с сюжетом «Любовь» — лишь приглашение к такой незатейливой бе­седе... Словом, сказкотерапевтам есть чем заняться с мальчиками старшей и подготовительной групп детского сада, — чтением и обсуждением сказок «про любовь». Можно начинать и раньше, чтобы уж точно не опоздать.

Итак, герой обретает Возлюбленную. Не важно, каким образом это происходит, главное — по сердцу. Тут и неко­торым сказкам — конец. Но нам важно выстроить дина­мику сюжета полностью. Чтобы нас не обвиняли в том, что все сказки заканчиваются свадьбой, а в жизни после свадьбы все только начинается.

После свадьбы начинаются «Трудности Любви». Почему не ра­дости, а трудности?! Неужели Он и Она встречаются ради них?! Давайте поставим вопрос иначе. Он и Она встречаются ради радости взаимного развития. А радость эта невозможна без того, что на языке «обывателя» именуется «трудностями».

«Трудности» — это уроки, которые нужно пройти влюбленным. Проверить себя, свое сердце, научиться бе­режному отношению друг к другу, преодолеть искушения. Они встретились, полюбили друг друга. Их любовь подоб­на новорожденному младенцу, она уязвима и нуждается в уходе. Трудно ухаживать за маленьким ребенком? Так же непросто беречь народившуюся любовь.

Отношения мужчины и женщины — это большой труд души. Представьте, каково трудиться, если подлинной Любви нет?! А если она есть, трудности лишь укрепляют отношения, очищают их от налета эгоизма.

О сюжетах отношений шла речь в другой книге. Сейчас мы с вами сосредоточимся на том, какие Трудности Люб­ви имеют место со стороны мужчины.

Очень сложно проанализировать и классифицировать ВСЕ Трудности Любви. Но некоторые «ключевые» камни преткновения вы­делить можно.

  • Путаница в чувствах: что НА САМОМ ДЕЛЕ доминирует во влечении к женщине — биологическая природа, социальные преимущества или духовное притяжение?

Этот вопрос остро стоит в истории об Иване-цареви­че и его отношениях с Царевной-лягушкой. Как вы помните, на первых этапах их отношений у него по­беждали «социальные преимущества» (отец велел найти жену). Когда он увидел ее без лягушачьей кожи — в нем возобладала биологическая природа (стремление обладать красивой женщиной). Что ка­сается духовного притяжения, то оно пробудилось только после потери возлюбленной и повело его до­рогами личностного роста.

  • Выбор между двумя женщинами: кого же он НА САМОМ ДЕЛЕ любит?!

Герой оказывается между «настоящей возлюбленной» и «похитительницей сердца». При этом он искренне уверен, что «похитительница сердца» является его «настоящей возлюбленной». Он совсем запутался. А точнее, по-сказочному, заснул душой, околдован. Возьмем, к примеру, шифр «любовного треугольни­ка» Кая, Герды и Снежной Королевы. Вроде «насто­ящая возлюбленная» — Герда. Но Снежная Короле­ва манит, завлекает и... похищает сердце. Это мы с вами знаем, что она сердце не похищает, а замора­живает, и, кроме того, Кай в сердце носит осколок кривого зеркала. Кай-то думает, что влюблен, и это на всю жизнь. Недаром он из льдинок должен сло­жить слово «Вечность».

К сожалению, в такое положение часто попадают мужчины. По статистике обращений мужчин к пси­хологу, эта проблема занимает одно из первых мест. Он имеет жену, которую вроде бы любит, но у него есть и более юная возлюбленная. С кем ему быть? Проблема серьезная, и мужчину, и его семью начи­нает лихорадить. Как правильно сделать выбор? Да и можно ли его сделать в такой ситуации?! В сказках такая ситуация уже предусмотрена. На­пример, в истории о Финисте Ясном Соколе он так­же забывает свою «настоящую возлюбленную» и женится на другой. Сколько слез приходится про­лить героине, чтобы пробудить Финиста ото сна! Сам он проснуться не может. Либо «настоящей возлюб­ленной» хватит упорства и слез, чтобы вернуть его в прежнее состояние, либо он так и останется у «похи­тительницы сердца». В этой Трудности Любви роль женщины очень велика, а роль героя пассивна.

В реальных жизненных ситуациях более активной оказывается «похитительница сердца». И чувства к ней у мужчины свежее и острее. Словом, преимуще­ство на ее стороне. А в сказках преимущество на сто­роне «настоящей возлюбленной»... Просто в сказках все точно изначально: герой свой первый выбор Воз­любленной делает правильно. А в реальной жизни часто все перепутано. Сложно разобраться, кто есть кто. Кто из женщин «настоящая возлюбленная»? В каждом случае нужно разбираться тонко. Нелегко мужчине в такой ситуации, что в сказке, что в жиз­ни...

Привязанность к придуманному образу возлюблен­ной: с кем он НА САМОМ ДЕЛЕ живет? Герой создает внутри себя некий образ возлюблен­ной и живет с ним. Живет-то он с реальной женщи­ной, но ее РЕАЛЬНУЮ не видит. Например, Федор Тугарин думает, что жена его, Марья Моревна, не имеет от него секретов. Ан нет — в секретной ком­нате у нее Кощей закован... Или Иван Бесталанный живет со своей женой Еленой Премудрой и не дога­дывается о том, что у нее в душе творится и чего она на самом деле хочет. Поэтому ее желание обернуться белой уточкой и улететь от него подальше оказывается для него громом среди ясного неба. Приходится нашим героям отправляться за триде­вять земель, чтобы по дороге подумать, с кем они НА САМОМ ДЕЛЕ жили, проверить свое сердце, действительно ли в нем есть Любовь; и после всех испытаний увидеть ПОДЛИННУЮ сущность воз­любленной.

Какими бы трудности ни были, они есть — и сказки об этом честно предупреждают. Все эти трудности нужны для того, чтобы герой мог ПОЗНАТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ, по­мочь ему запеть, подлинно полюбить.

Это не так страшно, как думают некоторые. Это вовсе не делает мужчину уязвимым или мягкотелым. Напротив, духовно укрепляет его.

Какие же Уроки Любви может передать герой своим детям? Или — какие вопросы можно обсуждать после того, как мужская сказка о Любви рассказана? Каждый, кто слушал сказку, назовет свой урок. Но общие два уро­ка у нас уже есть.

Урок первый: у мужчины есть Своя Женщина, но что­бы найти ее, нужно слушать свое сердце и доверять Доро­ге Жизни, не торопиться.

Урок второй: Любовь к женщине — большое счастье, но и большой труд. Этот труд нужен для того, чтобы серд­це научилось петь. Труд сердца зашифрован в испытани­ях, которые проходит герой, потеряв возлюбленную. Со­держание испытаний у каждого героя свое, главное — ре­зультат: сердце научается прощать, принимать любовь и отдавать любовь. Оно научается ПЕТЬ.

Сюжет шестой — «Венное возвращение»

Если и есть мужская сказка без конца, то она скрыва­ется в этом сюжете. Духовно-социальное состояние Странника интегрирует ценностную и инструментальную базу всех мужских архетипов. Но доминирующими архе­типами являются Философ и Монах. В этом сюжете есть шанс активной эволюции архетипа Крестьянина, так как здесь подавляются потребности невысокого эволюционно­го уровня именно этого архетипа.

1. Знакомство с героем, его особенностями и способно­стями.

2. Расставание с домом по разным причинам.

3. Стремление вернуться домой. Препятствия. Обсто­ятельства все время препятствуют возвращению. Тоска по дому. Разочарования героя.

4. Понимание Урока. «Где я сейчас — там и мой дом». Приобретение радостей от мелочей, от каждого мо­мента жизни. Превращение в Странника.

5. Возвращение домой и новый «зов Дороги». Наиболее ярко этот сюжет представлен у Одиссея.

В русских сказках солдат возвращается домой и попада­ет по дороге в разные истории. Он всей душой стремится в родную деревню, но... дорога распоряжается с ним иначе. Если взять для примера кинематографические сказки — это товарищ Сухов из фильма «Белое солнце пустыни».

В центре сюжета взаимоотношения героя и его Родного Дома. И отношения эти очень непростые. С одной сторо­ны, память о Родном Доме питает героя, дает ему силу стремления, силу притяжения, которая делает его прак­тически неуязвимым. С другой стороны, Родной Дом как далекая звезда — недостижим. Кажется, вот она, возмож­ность попасть домой, — совсем близко, ан нет. В одноча­сье эта возможность по нелепой случайности превраща­ется в прах.

Важна задача героя: брать из ощущения дома пита­ние для своей души. Питают воспоминания, мысленные разговоры с близкими, воображаемые письма (как у това­рища Сухова). Но есть здесь и ловушка «тоски по дому».

Как легко ей поддаться! Ностальгировать, тревожится, не находить себе места в настоящем, постоянно душою жить прошлым.

Духовно-эволюционное состояние Странника в основе своей содержит идею взаимоотношений мужчины со вре­менем: Прошлым, Настоящим и Будущим. Ловушка сю­жета в том, чтобы жить Прошлым и стремиться перенес­ти его в Будущее (в нее угодил Одиссей). Выйти из ловуш­ки — познать Настоящее.

Сказочный герой как раз и передает нам это состояние. Он живет сегодняшним днем — чем Бог послал, и делает то, что от него требует текущий момент. И дом его там, где он находится СЕЙ ЧАС.

Даже когда он наконец окажется дома, Дорога вновь позовет его. Некоторые мужчины даже профессию себе выбирают, осознанно и неосознанно руководствуясь этим древним сюжетом.

Так что же это за духовно-социальное состояние Странника? О нем красиво и романтично сказано у Анд­рея Гнездилова: «Один был Странник. Странными были его поступки, и вся жизнь его была странной. Он жил, сам не зная зачем, бродил по свету, не выбирая дороги, при­слушиваясь лишь к собственному сердцу. Но, пожалуй, самым необычным была его способность увлекать за со­бой в скитания все то, что ему нравилось. Стоило ему при­коснуться к какой-либо вещи, как она обретала способ­ность к движению и начинала странствовать. И вот часто в самых глухих дебрях Странник неожиданно мог встре­тить дом под черепичной крышей, в котором он когда-то останавливался на ночлег далеко от этих мест. Или в пус­тыне он вдруг наталкивался на дерево с густой кроной, виденное им где-то в северных краях. Правда, люди не верили в эти чудеса и говорили, что все это являлось Страннику во сне. Но согласитесь, видеть такие сны — не чудо ли?»

Странник владеет тайной Настоящего. В настоящем мгновении сосредоточена вся полнота Бытия. Благодаря Дороге Странник умеет ее чувствовать. Это делает его не­уязвимым. Странник владеет тайной Вечного Движения. Он не стоит на месте долго, он постоянно меняется. Это де­лает его сильным.

Сюжет седьмой«Мужское братство»

Это самый социализированный мужской сюжет. При­обретаемое в финале духовно-эмоциональное состояние Партнера позволяет герою интегрировать силы всех муж­ских архетипов. Развитие сюжета строится на основе цен­ностной базы архетипов Монарха и Слуги. Наибольшей проработке подвергаются низкоэволюционные аспекты архетипа Воина. Герой проявляет способности к управле­нию очень разными людьми. Причем управление осуще­ствляется не на основе принципа Пирамиды, а на основе принципа Колеса. Герой в команде не главный, а первый среди равных.

Рыцари Круглого Стола, Бременские музыканты, Семь Симеонов, команда создателей Летучего корабля, — при­меров мужских братств в сказках немало.

Партнер — это тот, кто знает и любит людей, умеет каждому найти достойное дело в общем процессе. Говоря современным языком, это эмоциональный лидер с высо­ким уровнем эмоционального интеллекта.

Восстановленная динамика становления состояния Партнера выглядит следующим образом.

1. Знакомство с героем. Он обладает способностями лидера, менеджера. У него независимый характер, чувство юмора, легкость, здравомыслие, хитроумие, уверенность в своих силах и победе.

2. Приобретение друзей-партнеров. Каждый из новых друзей обладает специфическим талантом, из-за которого ему непросто жить среди обычных людей. Один все время мерзнет, другой очень быстро ходит, третий может съесть за один присест огромное ко­личество пищи, четвертый очень чутко слышит, пятый... Словом, у каждого свои особенности. Не­обычность каждого нового друга герой принимает с легкостью, без оценки и приглашает в свою компа­нию — бродить вместе по свету.

3. Общее дело. Команда получает задание (или берет­ся за дело), с которым прежде никто не смог спра­виться. В этом деле каждый проявляет все, на что он способен. Каждому находится СВОЕ ДЕЛО. Главный герой осуществляет общее руководство.

4. Победа. Герои достигают результата именно благо­даря тому, что все они обладают разными способно­стями (в этой точке обычная сказка заканчивает­ся; но лучше рассказывать истории более пол­ныедля этого нами введены 5-я, 6-я и 7-я узловые точки сюжета).

5. Раздел трофеев. С победой героям достается и на­града. Чтобы грамотно и достойно разделить трофеи, нужно справедливо оценить вклад каждого в общее дело. Равным ли он был? Друзья при разделе трофе­ев начинают спорить, кто больше вложил в дело, ссо­рятся и хотят разойтись. Главный герой предлагает взять каждому из общего трофейного фонда самую малость, но поровну, общий трофейный фонд на вре­мя схоронить. Он предлагает членам команды встре­титься на этом месте через определенное время, чтобы закончить спор и принять решение: что важ­нее — делить трофеи или работать вместе.

6. Жизнь порознь. Каждый из героев идет своей доро­гой. Дальнейшие события убеждают каждого из них в том, что по одиночке они не могут эффективно самореализоваться, да и таких чувств, которые они испытали в совместной работе, им больше испытать не посчастливилось. У каждого из них появляется острое желание вновь встретиться и быть в одной команде. Их тянет к тому месту, что было назначено для общей встречи.

7. Новое дело. Герои вновь собираются вместе. Пере­житое не прошло даром. Они проявляют друг к дру­гу взаимное уважение и признают вклад каждого в общее дело. Происходит справедливый раздел тро­феев. Друзья клянутся друг другу в преданности и взаимной поддержке и уже больше не расстаются. Остро ощущается перспектива нового совместного дела.

Сказки с этим сюжетом важны и для маленьких, и для больших. В них — прозрачный шифр эффективной муж­ской коммуникации. В современном бизнесе так часто зву­чат слова о партнерстве, работе в команде. Прочные осно­вы для этого закладываются древними историями. В этом сюжете две основные ловушки:

· изначально неверное распределение обязаннос­тей — как в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть»;

· спор о том, кто больше вложил в общее дело.

Договор о распределении общих благ — самое тонкое, уязвимое место в командной работе. В каждом конкрет­ном случае эта ситуация будет разрешаться по-своему. И в этом решении — мудрость Партнера.

Мудрость Партнера в противостоянии зависти и эгоиз­му. Они — враги команды. Партнер обладает искусством не завидовать. Оно не так сложно: дари каждому то, что у него и так есть; дари каждому возможность самореализа­ции; останавливай каждого, кто надумал копаться в соб­ственной неполноценности или искать пороки другого. «Для того чтобы ладить, людям надо прощать друг другу свою непохожесть, свои преимущества, свое первен­ство», — писал Иван Ильин.

Духовно-социальное состояние Партнера является квинтэссенцией всех мужских состояний. В Партнере есть и самоощущение Главы Рода, и Мастера, и Победителя, и Прозорливца, и Поющего Сердца, и Странника. Он по­нимает себя, понимает других, слышит Мир, пребывает в движении и поет в сердце своем. Такой герой действи­тельно может улучшать мир...

 

Послесловие

Тайный шифр мужских сказок содержит древние ду­ховно-социальные эталоны, ориентиры для формирова­ния стремлений. От многого из того, о чем говорилось в этой книге, современные люди уже отошли, ко многому еще не пришли. Безусловно, существует некий ценност­ный разрыв между современным миром и сакральным со­держанием древних сюжетов. Но это не повод отвергать саму потребность в знакомстве с этими знаниями.

Я верю, что найдутся среди читателей люди, которые вдохновятся идеей передавать мальчикам и девочкам мужские сказки тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоциями, мыслями и знани­ями, которые здесь были расшифрованы.

От этого будет большая польза восстановлению здоро­вой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

 

Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна Мужские сказки: тайный шифр

Главный редактор И. Авидон

Зав. редакцией О. Гончукова

Художественный редактор П. Борозенец

Технический редактор Л. Васильева

Корректор А. Борисенкова Генеральный директор Л. Янковский

Подписано в печать 10.04.2009 Усл.-печ. л. 21. Тираж 4000 экз. Заказ № 26.36

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, издательство «Речь»

тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, sales@rech.spb.ru,

www.rech.spb.ru

Представительство в Москве: тел.: (495) 502-67-07, rech@online.ru

За пределами России вы можете заказать наши книги в интернет-магазине www.intematura.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ООО «Северо-Западный печатный двор»

г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45-6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал