![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая деятельность в мире профессий
Деятельность учителя стала предметом рассмотрения в педагогической психологии не случайно: она начало всех начал, точка отсчета для изменения психических качеств ребенка в образовательных учреждениях. С учителя начинается, по образному выражению А. Г. Асмоло-ва, «психозойская эра» человечества, поскольку все новообразования по своей сути психогенные и инициируются конкретными людьми, учившимися в школе и получившими от своих учителей импульс преобразования. У педагога много возможностей повлиять на будущее опосредованным образом — через своих учеников. Вот как описывает своего учителя М. В. Остроградского В. А. Панаев: Всякий воспитанник с нетерпением ждал счастия и достижения великой чести — слушать лекции Остроградского. Слушать его было истинным наслаждением, точно читались нам высокопоэтические произведения. Он был не только великий математик, но, если так можно выразиться, и философ-геометр, умевший поднимать дух слушателя на основе положительного отношения к себе. Ясность и краткость его изложения были поразительны1. С каким же наслаждением слушали ученики своих педагогов, пробуждавших жажду учения! Я. А. Коменский в «Великой дидактике» проводит аналогии между солнцем и учителем, подчеркивая их значимость в жизни людей. Привлекая детей к школе, педагог помогает стремлению человека к развитию и совершенствованию. Профессия учителя появилась, когда устройство общества потребовало создания школы — места, где детям передавали опыт предшествующих поколений по определенным стандартам и выработанным
нормативам; когда оказалось важным, чему, как и зачем учить. Однако у педагогической деятельности более давняя история: с появлением цивилизации детей учили труду, навыкам культурного общежития. Профессия педагога относится по классификации Е. А. Климова к типу «человек—человек». Это означает, что в деятельности учителя принципиальным является умение влиять на другого человека. Тот и составляет предмет учительского труда. Влияние на другого с целью становления и развития его личности — цель деятельности педагога. Подобно иным видам деятельности, педагогическая имеет свои форму и содержание, цель и средства ее достижения. К. Д. Ушин-ский в работе «Человек как предмет воспитания» (1867) обозначает предмет труда учителя — воспитание, обучение и знание различных сторон человека. Психологией труда еще на заре ее становления (в 1920-е гг.) были поставлены вопросы о производственной дееспособности, общий смысл которых заключался в определении основных способностей к выполнению того или иного вида деятельности. Педагогическая область доступна далеко не каждому. Чтобы понять многие проблемы, возникающие в труде учителя, необходим интеграционный подход, в первую очередь — использование знаний из медицины, физиологии, психологии труда и социологии. Выполнение человеком конкретной деятельности обусловливается комплексом внутренних и внешних факторов, которые и необходимо выявить. Любой трудовой сфере соответствует своя профессиограмма, сущность которой — в установлении ряда требований, предъявляемых профессией к качествам специалиста, его возможностям и способностям. В профессиограмме педагога указываются: ♦ квалификация, психологические особенности и способности, на ♦ мотивация и стремление к профессиональному росту; ♦ критерии оценки результатов труда — нормы, лимит затрат вре ♦ средства, при помощи которых осуществляется деятельность (учеб ♦ условия выполнения деятельности, параметры рабочего места (про ♦ организация труда: график работы, режим труда;
Педагогическая деятельность в мире профессии 283
♦ ♦ должностные инструкции, определяющие обязанности директора ♦ учебная нагрузка; ♦ льготы, премии, общественное признание труда учителя; ♦ соответствие деятельности каждого учителя уставу школы и пр. Немаловажное значение имеют мотивация педагога и его направленность (в том числе и в процессе общения) на достижение целей воспитания и обучения. Ниже мы остановимся подробнее на этом. В ракурсе психологии труда специальность педагога имеет ряд требований: выносливости, многомерности (обучение детей, работа с родителями, воспитательные технологии, связь с общественностью, осуществление преемственности детского сада и школы, школы и профессиональных лицеев, школы и вуза и пр.). Особенно следует подчеркнуть в характеристике профессиональной пригодности педагога необходимость соответствующих физических данных и состояния здоровья. Например, такие качества, как психическая нестабильность, отсутствие хорошего здоровья у учителя физкультуры свидетельствуют о его профессиональной непригодности. Остановимся на понятии профессиональных психологических и личностных полей. Каково их значение для понимания психологии педагогической деятельности? Идея профессиональных полей принадлежит А. П. Беляевой и означает предметную область трудовой деятельности. Соотношение объекта и субъекта позволяет говорить о новой психологической реальности — профессиональном психологическом поле. Это предметная область активности личности, направленная на преобразование окружающего («очеловечивание» среды). В профессиональном поле гуманитарного типа отражены аспекты: ♦ профессиографические (абстрактное описание профессиограмм со ♦ экономические (затраты на обучение и реализацию профессио ♦ юридические (права и обязанности педагога, работника культу ♦ трудовые (цели, продуктивность, структура, отклонения, наруше Психологический анализ профессий гуманитарного типа выявляет ряд параметров: ♦ гуманизм (личностный подход к человеку, вовлеченному в совме ♦ импровизацию, перевоплощение в образ другого, быстроту эмо ♦ коммуникативные навыки и умения, фасцинацию, способность ♦ наличие профессиональных знаний и умений (дидактические струк Профессиональное психологическое поле включает и личностное поле специалиста — индивидуальное сочетание данных параметров1. На наш взгляд, личностное поле специалиста проявляется в нескольких чертах, к которым относятся: ♦ интерес к профессиональной деятельности; ♦ достаточность профессиональных умений; ♦ выраженность склонностей; ♦ соответствие склонностей конкретной профессиональной деятель ♦ ориентация на избегание неудач; ♦ достаточно развитые коммуникативные умения; ♦ оптимально развитая рефлексия; ♦ критичность в оценке своих возможностей; ♦ расширение профессиональных интересов. В педагогической профессии все это сказывается в продуктивности и индивидуальном стиле или квалификационном уровне деятельности. Анализ литературы показывает: психологическое и личностное поля, несмотря на существование разнообразных авторских подходов,
284 Глава 7. Психология педагогической деятельности Педагогическая деятельность в мире профессии 285
♦ знания в области своего предмета; ♦ отношение к предметам; ♦ чувство нового; ♦ содействие в развитии интереса учащихся к предмету; ♦ умение планировать свою работу; ♦ знание психолого-педагогических основ обучения; ♦ педагогический такт; ♦ умение оценивать качество знаний, умений и навыков; ♦ индивидуальный подход к учащимся1. По мнению Н. В. Кузьминой, продуктивность (качество) педагогической деятельности отражается в динамике изменений — от непродуктивного (минимально репродуктивного) до высокопродуктивного уровня. На начальном этапе учитель сообщает коллегам, что он делает, затем стремится учесть их запросы, далее пытается структурировать учебную деятельность детей. Высокий уровень предполагает, что педагог владеет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся по преподаваемому предмету, а последний (высший) этап — умение превратить свой предмет в средство формирования личности ученика и его потребности в саморазвитии2. Рост продуктивности деятельности или педагогического мастерства — это необходимый показатель качества работы учителя. На уроке, например, это проявится: ♦ в четкости определения целей и задач урока; ♦ творческом применении методов обучения в соответствии с уров ♦ предвидении трудностей усвоения материала и оказании помощи ♦ проявлении интенсивной работоспособности учеников;
2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производствен
♦ комплексном использовании знания о психологии детей, созда ♦ обогащении методики ведения урока новыми сведениями из сфе ♦ проявлении культуры и других психических новообразований (из Важным показателем продуктивности педагогической деятельности является соответствие между затраченными усилиями и результатами работы. Иногда учитель добивается последних за счет больших нагрузок учеников по его предмету в ущерб качеству обучения по другим дисциплинам, что нарушает целостность учебного процесса. Таким образом, у профессии педагога те же признаки, что и у иных видов деятельности человека, включенных в профессиональные предметные поля. Однако у нее есть и отличительное свойство: она предполагает постоянное воздействие на детей, осуществляемое в процессе освоения ими социокультурного опыта, организованном учителем. Этого возможно добиться только при условии, что присутствуют определенные личностные свойства: эмпатия, фасцинация, рефлексия, адаптация и реадаптация (в осложненных условиях — при кризисе и социальной нестабильности). Психология педагогической деятельности имеет отношение к педагогическому общению и сотрудничеству с учащимися. Важными аспектами являются также психологические основы организации различных форм обучения, создание новых технологий обучения и воспитательных систем, психологические свойства деятельности, ее структура и компоненты (умения, навыки). Подробнее остановимся на некоторых особенностях психологии педагогической деятельности. Специфика рефлексии учителя заключается в том, что свои мысли, манеру поведения, эмоциональные состояния он превращает в предмет специального рассмотрения и практического преобразования. Прежде всего это понимание и знание педагогом самого себя и выяснение того, насколько окружающие его дети и взрослые знают и понимают его личностные реакции и представления. Структурные компоненты педагогической рефлексии таковы (указывается на основе материалов О. В. Калашниковой): ♦ способность познать себя в профессиональной деятельности; ♦ самооценка успешности профессиональной деятельности; 286 Глава 7. Психология педагогической деятельности ♦ ♦ самоактуализация как проектирование будущей профессиональ Таким же профессионально значимым свойством личности педагога является эмпатия, или сопереживание. Это умение поставить себя на место другого человека и способность быть отзывчивым. Человек принимает чувства другого, словно они его собственные. Если учитель научится откликаться на переживания учеников, он многого может добиться и избежать эмоциональной глухоты и черствости. И. М. Юсупов полагает, что «функциональными механизмами эм-патийного понимания выступают эмоционально-когнитивная децен-трация субъекта и его идентификация с эмпатируемым объектом. Результатом понимания является субъективная уверенность в адекватности воссозданных паттернов и внутренней сущности познаваемого объекта. В онтогенезе личности ее эмпатийный потенциал подвержен как спонтанной динамике, так и произвольной регуляции. Усиление эмпатийного потенциала связано с общим личностным ростом и формированием социального интеллекта. Эмпатия выступает как системообразующий фактор в ряду активных структурных качеств педагога и способствует эмоционально-когнитивной и социальной де-центрации будущего учителя»1.
|