![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И деформации личности педагога
Изменения, которые происходят в процессе деятельности индивида, особенно трудовой, психологи называют становлением, ростом и преобразованием личностных качеств и способностей. Профессиональное развитие проявляется в изменении содержания и динамики (процесса) педагогической деятельности. Хотя, по мнению других ученых (например, Л. М. Митиной), оно состоит в Профессиональное развитие и деформации личности педагога 307
Оценивая такое преобразование, необходимо понять, что же меняется, каковы источники развития педагога и каковы его движущие силы. С точки зрения Л. М. Митиной, механизмом профессионального развития учителя является переход от интериоризации к экстерио-ризации и обратно, т. е. образование навыков и умений на основе усвоенных знаний, а затем их применение в собственной практической деятельности. Она обнаружила ряд внутренних противоречий, свойственных личности учителя: 1. Адекватное осознание/конструктивная направленность. 2. Адекватное осознание/деструктивная направленность. 3. Неадекватное осознание/конструктивная направленность. 4. Неадекватное осознание/деструктивная направленность1. оценить расхождение между осознанием эмоциональных и когнитивных компонентов. Они отличались повышенной степенью тревожности, стремились к независимости. Однако на развитие профессионального мастерства сильный эмоциональный компонент, особенно такая мера тревожности, влиял отрицательно. Вместе с тем в этой группе учителей качественные изменения их профессиональной деятельности оказались наиболее продуктивными. Во второй группе (35%) стремление к самореализации и развитию педагогических способностей не было выраженным. Составившие ее педагоги не демонстрировали позитивных изменений в динамике профессионального развития, были негибкими и агрессивными. Третья группа учителей (15%) стремилась интенсивно развивать свои профессиональные возможности. Обладая творческими способностями, эти педагоги были нацелены на преодоление всех трудностей, но оказались агрессивными. В четвертой группе (22% обследованных) зарегистрирована профессиональная стагнация, т. е. регресс в развитии, которому сопутствовала невротизация. Это очень тревожный факт, свидетельствующий о появлении профессиональной деструкции2.
Педагог обязан знать особенности своей личности и деятельности, что предотвратит многие отрицательные последствия в развитии и совершенствовании его навыков. К сожалению, при приеме в педагогические учебные заведения не существует нормативных шкал профессиональной пригодности, хотя очевидно, что в структуре личности учителя-предметника и педагога-руководителя по-разному сочетаются и проявляются как эмоциональные, так и когнитивные компоненты. Как уже подчеркивалось, структура личности и деятельности по-разному воплощается в людях. Что ей способствует, а что препятствует? В исследовании О. И. Белохвостовой было обнаружено, что на овладение профессией влияет стиль учебной деятельности студен-. тов. В частности, рефлексивный мешает обучению, а прагматический, наоборот, создает стимулы для овладения специальностью. Если первый предполагает возможность видеть ситуацию с разных сторон даже тогда, когда следует уже приступать к решению, то при втором студент может применить знания при разрешении конкретных проблем, демонстрируя способность к постоянному поиску методов действия. Разумеется, в таком случае студент опознает конкретные проблемы, требующие применения знаний и экспериментирования. Другими словами, профессиональное развитие невозможно в полной мере, если нет активности в применении знаний. Вместе с тем при соответствующей коррекционной работе преподавателя вуза возможно изменение в стилях учебной деятельности студентов-педагогов: они становятся активнее, преодолевая свои собственные трудности. Под профессиональным развитием в возрастной психологии подразумеваются изменения, происходящие в жизни взрослого человека. Люди намечают расширение и углубление разнообразных знаний, связанных со сферой их труда. Такие устремления и их реализация проходят несколько стадий. Профессиональное развитие и деформаиии личности педагога 309
1. Кристаллизация (юношеский возраст). Человек выбирает направле 2. Спецификация (с 18 до 21 года). Человек учится, овладевая про 3. Реализация (с 21 до 24 лет). Человек, поступая на работу, может 4. Стабилизация (с 24 до 35 лет). Человек профессионально растет 5. Консолидация (с 35 лет до ухода на пенсию). Человек добивается Однако и сам Д. Супер критиковал свою модель профессионального развития за ее описательный характер и отсутствие строгих критериев при выделении стадий. Следует сказать также, что на профессиональное развитие учителя влияют социально-экономические факторы; в нашей стране — наличие безработицы, невысокая заработная плата, большие психологические затраты и др. Профессиональное развитие учителя с содержательной и динамической стороны можно представить следующим образом. 1. Начальный этап. Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Проявление свойств личности и особенностей профессиональной деятельности в наиболее типичных ситуациях (на уроке, во внеклассной деятельности, во взаимодействии с родителями, коллегами, с администрацией) в соответствии с мотивацией. Критериями качества этого этапа является соотношение эмоционального, когнитивного и коммуникативного компонентов. Если, например, преобладает первый элемент, то профессиональное развитие происходит в соответствующем контексте. Учитель на этом этапе способен работать качественно, если составляет конспекты уроков или внеклассных занятий, делает наброски содержания родительских собраний. Он может подготовить откры-
310 Глава 7. Психология педагогической деятельности Профессиональное развитие и деформации личности педагога 311
Этот этап продолжается от 1 до 5 лет и соответствует возможности учителя изменить профессиональный разряд. Педагог обычно работает под патронажем более опытных коллег. 2. Основной этап. Характеризуется тем, что учитель может вы Учитель может сопоставлять и сравнивать свою деятельность с работой своих коллег, перенимать лучший опыт, делиться с другими своими наработками, регулярно повышает квалификацию. Появляются успехи в обучении детей. Педагог квалифицированно оказывает помощь более молодым и малоопытным коллегам, быстро ориентируется в методах обучения. В деятельности ярко проступают особенности преподавания, мотивация. Этот этап продолжается примерно 10 лет. 3. Завершающий этап педагогической деятельности. Начинается Считается, что в этот период достигается вершина профессионализма. Педагог виртуозно владеет методикой обучения, показывая лучшие результаты своей деятельности, хотя в то же время случаются и штампы в работе с детьми. Даже если они не влияют негативно на стиль деятельности учителя, все-таки ограничивают творческие возможности педагога, сужая их до принципов «лучше меньше да лучше», «всего хорошего понемножку». В этой связи коснемся акмеологии — науки о вершинах профессиональной деятельности. Каковы критерии таковой и кто их устанавливает? Профессия резчика по дереву принципиально отличается от педагогической. Если первый оттачивает приемы обработки, то учитель, возможно, получит результаты своего труда через многие годы. «Вершины» деятельности в психологическом, генетическом и гуманистическом смысле далеко не однозначны. Однако следует говорить о творческих перспективах труда, которые планирует учитель. Следовательно, молодой педагог может добиться высоких показателей в своей профессии и в первые годы ра- боты: участвовать в конкурсах «Учитель года», входить в творческие группы, заниматься исследовательской деятельностью, учиться в аспирантуре и т. п. Теперь следует раскрыть психологическую природу профессио-яальных деформаций. ► Профессиональные деформации — это изменение основных, инвариантных (главных) свойств личности и деятельности учителя. К ним относится направленность на взаимодействие с детьми и влияние на них с целью воспитания и обучения средствами учебного предмета, гуманизм и коммуникативная культура. Профессиональные деформации психолога иногда называют «про-гссиональным выгоранием», подразумевая под этим понятием разное. Еще М. Я. Басов на заре развития отечественной педагогической психологии отмечал штампы в профессиональной деятельности, в том тесле и педагогической. Е. И. Рогов рассматривает деформации в связи с социализацией личности. В профессиональном развитии возможна специализация как расчленение деятельности человека на отдельные операции, что приводит к специфическим изменениям активности личности. Она становится однонаправленной. Срастание же личности и профессии приводит порой или к насыщаемости профессиональной деятельностью, или к личностно-ролевому диссонансу: будучи «не на своем месте», человек ограничивает свою активность, реализует себя только частично, раздираем противоречиями. Появляется деформация как неуверенность и неадекватное поведение. Профессиональная деформация зависит также и от профессиональных стереотипов. Они могут быть эмоциональными, поведенческими и когнитивными. Установки и стереотипы создают ригидность поведения педагога. Ученый выделяет 4 типа деформаций, появляющихся в личности и деятельности педагогов: 1) общепедагогические; 2) типологические; 3) специфические; 4) индивидуальные. Общепедагогические деформации отмечаются у всех педагогов. Проявлением назидательности, завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, догматичностью взглядов, отсутствием гибкости отличаются почти все учителя, работающие в разных классах и преподающие разные учебные предметы. Е. И. Рогов считает, что это 312 Глава 7. Психология педагогической деятельности
Типологические деформации появляются, когда особенности личности растворяются в соответствующих компонентах педагогической деятельности. Например, учителя-гуманитарии отличаются раскованностью, эмоциональностью, большой эмпатией. Это педагоги-колшг/- никаторы. Они излишне общительны, говорливы; дистанция между ними и детьми незначительная; стремятся обсуждать интимные проблемы. Другие — интеллигенты — склонны философствовать, мудрствовать, читать нотации. Третьи — организаторы — гиперактивны, любят командовать и подчинять себе других. Четвертые — коммуникаторы. Специфические (предметные) деформации определяются особенностями преподаваемого предмета. Учитель математики более сдержан по сравнению с учителем литературы или физической культуры. Индивидуальные деформации появляются из-за преобладания каких-либо индивидуальных особенностей учителя. Например, ими оказываются повышенный уровень тревожности или акцентуация характера1. По сути дела, у каждого учителя могут встречаться различные типы деформаций. Это зависит от преподаваемого предмета и личностных свойств педагога. Изменения в процессе профессиональной деятельности бывают существенными или незначительными. Однако, если сам учитель знает об особенностях своей личности и деятельности и способен их контролировать, профессиональные деформации не станут столь внушительными и не помешают совершенствованию профессионализма. Рекомендуемая литература 313 4. 5. Дайте определения понятиям «рефлексия» и «эмпатия». Почему 6. Что входит в структуру деятельности учителя? 7. Назовите функции деятельности учителя. Как они проявляются? 8. Главный мотив деятельности учителя — обладание властью (ру 9. Какими умениями должен обладать учитель? Приведите приме '10. Какие свойства относятся к индивидуально-типологическим и в чем они проявляются? 11. Как может сотрудничать с учащимися учитель и зависит ли это 12. В чем заключается профессиональное развитие учителя? Назови 13. Что такое профессиональная деформация? Приведите примеры,
114. Вспомните виды профессиональных деформаций учителя. 115. Можно ли избежать отклонений в профессиональном развитии
Вопросы аля повторения 1. К какому типу профессий относится педагогическая и почему? 2. Дайте характеристику профессиограммы педагога. 3. Что следует понимать под профессиональными, психологически
Рекомендуемая литература Амоиашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: Когито-Центр, 2000. Бронфенбреннер У. Два мира — два детства. — М.: Прогресс, 1972. Зимняя И. А. Педагогическая психология. —2-е изд., доп., испр. и пе-рераб. - М.: Логос, 2001.
|