Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Блок V. Коррекция тревожности⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Задачи: ♦ Воспитание уверенности в себе. ♦ Снижение эмоционального напряжения. ♦ Помощь в снятии страхов. ♦ Уменьшение тревожности. ♦ Помощь в преодолении негативных переживаний. , 1. Рисование спиралеобразными линиями. Цель: учить наращивать скорость движения. 2. Соединение единой линией двух предметов. Цель: формирование умелости и уверенности руки. Программа психологической коррекции 3. Игра по интенсивному обучению. «Клавиатура». Цель: упражнять в рисовании различных геометрических фигур и предметов по строкам. 4. Серия занятий по коррекции страхов. Цель: формирование активной позиции смелого. 5. Пластилиновая живопись. Цель: совершенствование движения руки, развитие уверенности в себе. 6. Изображение своего настроения. Цель: упражнять в умении передавать свое настроение. Терминологический словарь 355 Терминологический словарь Авторитарность — свойство личности, заключающееся в стремлении подчинить своему влиянию участников образования или членов своей семьи. Агрессия — целенаправленное воздействие с целью нанести обиду или ущерб другому человеку, в связи с чем он меняет свое поведение (переживает, не может качественно выполнять свою деятельность из-за тревожности, сильного эмоционального переживания). Адаптационный период школьника — время, необходимое первокласснику или ученику, перешедшему в другую школу, для освоения правил распорядка и поведения, понимания и обретения своего статуса и роли в среде сверстников. Первокласснику необходимо войти в новую социальную ситуацию развития, где ведущей становится обязательная учебная деятельность, готовящая к будущей трудовой. Акмеология (акмеологический подход к профессиональному становлению) — область знаний комплексного характера, относящаяся к процессу появления новых («вершинных») качеств профессиональной деятельности, присущих взрослому человеку. Акцентуации характера — чрезмерно выраженные свойства характера, зависящие от основных нервных процессов (возбуждения и торможения). Проявляются как типичное поведение. Термин введен К. Леонгардом. В нашей стране применительно к подросткам разрабатывалась методика акцентуации характера А. Е. Личко в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Известны такие акцентуации: гипертимическая, дистимическая, циклоти-мическая, возбудимая, застревающая, эмотивная, экзальтированная, демонстративная, педантичная, тревожная и др. Личко дал им несколько измененные названия, показав их связь с психопатиями и психотравмирующими воздействиями. Альтруизм (противоположен эгоизму) — свойство личности, сущность которого в направленности на другого человека, стремлении ему помочь. Апатия в учебной деятельности — безразличие и равнодушие к учению; может быть причиной неуспеваемости. Основной мотив при апатии можно выразить так: «Мне все равно, лишь бы меня не задевали». Артефакты — возникающие в результате экспериментов некоторые искажения, не укладывающиеся в логику исследования и противоречащие замыслу. Например, в опытах Ж. Пиаже были получены артефакты, противоречащие положениям о спонтанном, независимом от условий и воздействий взрослых, развитии интеллекта детей. Оказалось, что дети, находящиеся на дооперационной стадии развития мышления, могли выполнять задания, которые были под силу более старшим испытуемым. Ассоциативная психология — психологическое направление, разрабатываемое в XVIII-XIX вв. сначала философами (Дж. Беркли, Д. Юм), предполагавшими, что человек запечатлевает внешние явления в виде следов, которые взаимосвязаны между собой. В 1880-1890-е гг. Г. Эббингауз, Г. Мюллер установили, что основой психики являются ощущения, связанные между собой по смежности, контрасту и сходству. Особенно сильное влияние А. п. оказала на изучение памяти. Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспешной учебной деятельностью школьника. Это явление возникает взамен несостоятельности. Поэтому он обижается на справедливые замечания или плохую оценку, которая, с его точки зрения, несправедлива, занижена. Аффект — очень сильное и кратковременное переживание, возникает в опасных и критических ситуациях, когда личность не может быстро найти выход, когда нарушаются ее социальные связи и психологические отношения. Аффилиативные потребности — испытываемые человеком потребности в общении, дружбе, эмоциональной привязанности. Может быть мотивирована стремлением к принятию и страхом отвержения. Если первое не удовлетворяется, возникает отчужденность, одиночество, отверженность. Ученик становится «козлом отпущения». Барьер психологический прошлого опыта — характеристика неадекватного использования прошлого опыта, мешающего решению новых творческих задач. Смысловой барьер — возникновение непонимания между учеником и учителем, между другими взрослыми и детьми, в результате которого одно и то же явление имеет 356 Терминологический словарь Терминологическии словарь 357
совершенно противоположное значение для каждой из сторон. «Нельзя драться», — говорят взрослые. Мальчик понимает и соглашается с этим, но не драться не может, поскольку не хочет прослыть трусливым и показать свой страх. Бихевиоризм — одно из главных психологических направлений XX в., рассматривающее в качестве основного предмета психологии поведение в отрыве от сознания. Бихевиоризм изучал реакции организма на воздействия внешней среды. Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон, главная работа которого — «Психология с точки зрения бихевиориста». К этому теоретическому направлению принадлежали Э. Торндайк, Б. Скиннер и др. Ведущий тип деятельности — деятельность, способствующая психическому и умственному развитию, наиболее соответствующая данному периоду онтогенеза. Ведущий тип деятельности, например учебная и в целом обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Вербальное научение — приобретение опыта (знаний, умений и навыков) посредством словесных разъяснений или зафиксированных в слове примеров, например образцов сочинений по литературе. Викарное научение — приобретение опыта (знаний, умений и навыков) в результате наблюдения и подражания образцам. Например, выполнение физических упражнений после показа их инструктором или тренером. Внушаемость — неспособность личности быть критичной по отношению к воздействиям других людей или рекламы. Внушаемый человек воспринимает мнение другого человека как свое собственное, подражая ему во всем. Внушаемость — качество, противоположное критичности. Возникает в результате неразвитости волевой сферы, повышенной эмоциональности. Влияют на внушаемость утомляемость, низкая самооценка, тревожность. Воздействие — действие человека или внешнего фактора на личность с целью влияния и изменения ее поведения. Высшие психические функции — понятие, введенное Л. С. Выготским для обозначения психических функций, социальных по своему происхождению. В противоположность «натуральным», воз- никающим под воздействием генетических, врожденных явлений/В, п. ф. формируются под влиянием обучения и зависят от знаковых систем (например, речи). Гештальт-психология — направление в психологии, зародившееся в 30-е гг. XX в. Основатель его, М. Вертгаймер, написал в 1910 г. работу «Психология движений», в которой обосновывал, что восприятие — не сумма ощущений, оно имеет структуру, форму, избирательность и пр. Впоследствии основные положения распространились и на мышление (см. работы Л. Секея, К. Дункера, Н. Майера, Дж. Гилфорда и др.) Гиперактивные дети — дети, имеющие не свойственные возрасту невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, неуместную избыточную активность, нарушения поведения. Это чаще всего встречается у мальчиков. Основными причинами считаются: малая мозговая дисфункция, нарушения во внутриутробном развитии ребенка, черепно-мозговые травмы. Однако не всякая излишняя активность ребенка может быть показателем физического или психического нездоровья. Возможно, это реакция на психотрав-мирующую ситуацию. Гуманистическая психология — направление в психологии, главная мысль которого: предназначение человека — в самоактуализации. Для этого он должен быть психически здоровым, т. е. иметь желание и возможности для самореализации. Считается, что человек будет психически здоровым, если емупредоставлены все условия для личностного роста. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм или правил поведения в школе. Действие — целенаправленный акт активности. Может быть внешним и внутренним, идеальным. Внешние действия направлены на материальное преобразование окружающего (изготовление макета, пришивание пуговиц); к внутренним относятся: умственные (планирование, представление будущего результата, контроль за исполнением), словесные (рассказать, описать, поставить вопрос), мнеми-ческие (направленные на запоминание и воспроизведение) и др. Делинквентное поведение — правонарушения, за которые личность несет уголовную ответственность перед законом. 358 Терминологический словарь Терминологический словарь 359
Дети с отклонениями в психическом развитии — дети, не отвечающие своими проявлениями в различных видах деятельности установленным нормам, принятым мировым сообществом врачей, психологов и физиологов. Отклонения вызываются нарушениями в развитии органов чувств (глухота, тугоухость, слепота, слабови-дение), поражениями центральной нервной системы, нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата. Диагностика психологическая — система действий психолога, направленная на выяснение причин какого-либо явления для разработки мер ликвидации или коррекции неблагополучия. Включает три этапа: 1) сбор психологической или иной информации; 2) формулировку диагноза; 3) выработку рекомендаций для коррекции. Дидактогения — негативное отношение учащегося к школе, вызванное нарушением отношений с учителем. Может привести к неврозам, сопровождается страхом, отвращением к учебной деятельности. Дискомфорт — ощущение подавленности или, наоборот, раздраженности, при котором школьник чувствует недомогание или беспричинную напряженность, из-за чего не может сосредоточиться на главном. В последнее время к причинам дискомфорта относят хроническую усталость, хотя парадокс заключается в том, что много работающий человек и получающий от этого удовлетворение ее не ощущает и не испытывает дискомфорта. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы. К ним относятся и психофизические особенности: тип конституции, работоспособность, темп деятельности и другие врожденные свойства. Задатки многозначны — на основе одной особенности могут развиваться разные способности. Задержка психического развития — одна из аномалий психического развития, заключающаяся в несвоевременном проявлении необходимых для деятельности психических функций, — отсутствие работоспособности, нужного темпа выполнения заданий, слабая концентрация внимания и малый его объем, рассеянность, недостаточная переключаемость и пр. В проявлении высших психических функций также видны отставания — медленное запоминание и воспроизведение, понимание и запоминание только конкретного, образного материала, неумение самостоятельно планировать и осуществлять самоконтроль и т. п. Ребенок с таким недугом по своему психическому развитию соответствует более раннему возрасту, сохраняя старые виды деятельности (хочет играть, но не читать). Причины: дефекты конституционального развития (инфантильность), соматические заболевания (физически ослабленные дети), органические поражения головного мозга (малая мозговая дисфункция). Защита психологическая — система действий личности, которая позволяет устранить негативное травмирующее или разрушающее воздействие какого-либо агента из внешней или внутренней среды (неприятности извне, угроза жизни, исходящая от понимания болезни, внутриличностные или межличностные конфликты и пр.). Термин введен дочерью 3. Фрейда Анной Фрейд. Она установила механизмы психологических защит — вытеснение, осознание, отрицание, подавление, замещение и др. Интериоризация — понятие введено А. Валлоном и Ж. Пиаже для обозначения внутренних процессов, появляющихся при усвоении знаний об окружающем мире, понятий, воздействий других людей при выработке каких-либо навыков. Интроверсия (интроверт) — введенное К. Юнгом понятие обозначает обращенность личности внутрь себя, на свой внутренний мир. Экстраверсия — направленность личности вовне. Инфантильный (инфантилизм) — детское восприятие окружающего мира, сохранение в поведении детских привычек, капризов, эгоцентризма, когда собственный мир становится точкой отсчета. Катарсис — один из механизмов формирования взаимоотношений. Проявляется как удовлетворение от очищения «перед другим человеком или после влияния искусства, при этом личность как бы заново рождается и пересматривает все». Когнитивная деятельность — введенное Дж. Брунером, Ж. Пиаже и др. понятие для обозначения процессов переработки поступающей через органы чувств информации. В настоящее время часто употребляется для обозначения всей познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения и др.) Конформность — податливость человека давлению группы, мнению других людей. Употребляется как синоним внушаемости. 360 Терминологический словарь Терминологический словарь 361
Личностно-ориентированное образование — организация обучения и воспитания ребенка в соответствии с его личным опытом, возможностями, желаниями и потребностями. Цель такого образования — выработать у школьника ценностное отношение к получаемым знаниям и миру в целом. Неврозы — нервное расстройство, вызванное непродуктивным взаимодействием, неумением разрешить или предупредить конфликты с людьми, рассогласование ожиданий и реальных событий. Чаще всего возникают из-за слабо развитой эмоционально-волевой сферы и истощаемости нервной системы. Нейропсихология — отрасль психологии, относящаяся к медицинской психологии, неврологии и нейрохирургии. Изучает особенности функционирования нервной ткани и его влияния на психическую деятельность человека. Основатель — А. Р. Лурия, который изучал системную динамическую локализацию высших психических функций, их нарушения при поражении структур мозга. Одно из направлений нейропсихологии — изучение асимметрии мозга (право- и левополушарные субъекты и их психические особенности). Нейропсихология изучает также нейродинамику (способность нервной клетки проводить и концентрировать возбуждение). Одаренные школьники — учащиеся, обладающие своеобразным сочетанием общих и специальных способностей, которые направлены на учебную деятельность и позволяют выполнять ее в ином темпе, своеобразно. В отличие от других ровесников имеют высокие показатели работоспособности, следствие которой — высокие результаты и достижения в одном или нескольких видах деятельности; склонны к уединению; показывают низкие результаты в деятельности, которую выполняют неохотно. Ошибочное действие (ошибка) — понятие, включающее действия, выполненные ненормативно. Это неадекватно использованное действие, не приводящее к успеху. Понятие об ошибках занимает особое место в психоанализе, где оговорки, описки, ошибки памяти и т. п. объяснялись как вытесненные из сознания намерения субъекта. Психологическая атмосфера общения — характеристика эмоционального настроя членов группы, позволяющая качественно выпол-
нять поставленные задачи. Включает эмоциональный, волевой, ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты. Психологическая компетентность учителя — осведомленность педагога в вопросах психологии обучения, воспитания, личности, приводящая к продуцированию новых знаний о школьнике и позволяющая предвидеть последствия своих действий. Психологическая поддержка — своевременное позитивное воздействие педагогов и родителей на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание помощи в решении этих проблем. Психологический анализ урока — это анализ психологических основ урока: процессов учения и преподавания, взаимообусловленных проявлений качеств личности учителя и учащихся во взаимодействии на уроке. Психологические основы урока определяют дидактические и методические стороны. П. а. у. необходим для определения целесообразности применяемых методических средств и дидактической сущности организации урока. Психолого-медико-педагогическое консультирование (ПМПК) — комплексная деятельность служб специалистов в решении вопросов комплексной диагностики и выработки мер коррекции здоровья и психического развития. Профессиональное психологическое поле — понятие, обозначающее область распространения и применения специальных профессиональных знаний для преобразования окружающего. Понятие «психологическое поле» появилось в контексте гештальт-психологии у Курта Левина для обозначения значимых воздействий окружающего на личность и динамической системы поведения как равновесия между личностью и средой. Сами объекты среды, создавая профессионально-жизненное пространство, или поле, имеют мотивирующую силу. («Что ведет к чему?») Педагог испытывает желание работать, заходя в класс, видя детей, идущих в школу; инженер-программист «видит» преобразование технологий, рассчитывая возможности их улучшения. Иными словами, специалисты «видят» возможности применения своей профессии, что можно отнести к психологическому полю. 362 Терминологический словарь Терминологическии словарь 363
Профессиональные деформации — преобразование внутреннего мира специалиста, которое приводит к неконструктивной деятельно-' сти, провоцирует ошибки, что отрицательно влияет на взаимодействие с другими людьми, ухудшает результаты труда. Психотерапия — буквально: лечение психики. Система средств, предназначенных для анализа отрицательно действующих на человека переживаний, неуверенности, низкой самооценки, неудовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи. Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. Рефлексия становится способом самоаттестации и самоотчета. В ней субъект может представить себя в прошлом, в будущем, каков он есть на самом деле и каким его видят другие. Поэтому рефлексия становится психологическим зеркалом самого себя. Симультанный процесс — одновременное протекание психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Восприятие речи является симультанным процессом (мгновенным). К примеру, речевой слух позволяет одновременно делать звуковой анализ и синтез речи. Сотрудничество '— один из видов взаимодействия людей, при котором возникает добровольная взаимозависимость, приводящая к удовлетворенности деятельностью. В основе его — потребность принять человека таким, каков он есть, понять и поддержать партнера. Служба психологическая — организованная система оказания психологической помощи школьнику и учителю, населению в решении различных сложных вопросов при психоконсультировании, психологической экспертизе, психологической диагностике. Социализация — усвоение и использование усвоенного социального опыта, процесс формирования ролей и социального научения, включение в социально-психологические процессы. Сукцессивный процесс — это процесс последовательного протекания восприятия, речи, мышления и др. При этом одно действие должно предшествовать другому или следовать за ним. Фасилитация — улучшение скорости и качества выполнения деятельности под влиянием других людей. Противоположное каче- ство — ингибиция, при которой результат деятельности ухудшается в присутствии других людей. Фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся отрицительными переживаниями: разочарованием, тревогой и др.; состояние подавленности. Ценность — какой-либо предмет, имеющий особую значимость для личности как средство удовлетворения потребностей. Черты личности (свойства личности) — наиболее устойчивые, постоянно проявляющиеся качества характера или особенности поведения. На черты личности влияют особенности темперамента, характера, направленность и потребности. К примеру, любимого учителя чаще всего характеризуют так: симпатия (внутреннее расположение), благодарность (чувство признательности), уважение (почтительное отношение, основанное на признании каких-либо достоинств), теплота (сердечное, доброе отношение), любование (рассматривание с удовольствием) и др. Эмпатия — способность сопереживать другому человеку, принимать на себя его чувства в результате сопоставления и проникновения в его внутренний мир.
|