Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап импровизаций и реактивной политики
В Российской Федерации разработкой и осуществлением национальной политики занялись больше политики, чем уче ные. Именно они столкнулись с неожиданным " парадом суверенитетов" и жестким торгом со стороны автономных республик за рассредоточение полномочий центральной власти в пользу прежде всего " национально-государственных" образо ваний. В свою очередь, чтобы обеспечить поддержку перифе рии, в тот момент российское руководство во главе с Борисом -602-
Ельциным делало политические уступки и проводило политику, руководствуясь не концепцией государствостроительства, а критической потребностью укрепления собственной власти. Именно поэтому были сделаны многочисленные заявления, а также конкретные шаги в сфере национальной политики, которые были спорными, с точки зрения утверждения в стране демократического порядка. В частности, преобразование автономных областей в республики (Адыгея, Горный Алтай, Карачаево-Черкесия и Хакасия) на территориях, где большинство жителей или самую большую этническую группу составляли русские, было сделано чисто по советской модели. Молодая российская политика плохо представляла себе, как в условиях демократии, гражданского равноправия может функционировать этнотерриториальная автономия с такими границами и с таким идеологическим наследием. Узурпация власти в пользу титульного меньшинства или одной из титульных групп была неизбежна, что позднее и произошло, особенно в Адыгее и Карачаево-Черкесии, где титульная элита более образована и более искусна в политических манипуляциях и где статусно-этикетные отношения, а также собственническо-предпринимательская ориентация проявляются сильнее, чем среди южносибирских народов. В 1991-1992 годах в сфере регулирования взаимоотношений Центра и республик больше всего было сделано тогдашним Верховным Советом, в том числе его Палатой национальностей, в состав которых вошло большое число неноменклатурных лидеров разных национальностей, а также ряд активистов радикальных националистических движений. Именно тогда, в апреле 1991 года, был принят закон " О реабилитации репрессированных народов", который исходил из благородных демократических порывов и насущных нужд незавершенной реабилитации, но который по своей идеологии был ущербным и конфликтогенным. Его субъектом были не граждане, непосредственно пострадавшие от репрессий, а коллективные тела под названием " репрессированные народы", в отношении которых должна была быть восстановлена " историческая справедливость". Закон сочиняли и лоббировали люди малосведущие в этнических и правовых материях или же отчаянные активисты из числа репрессированных народов, использовавшие болезненную память и воспаляющую риторику для собственного политического утверждения в Центре или для расширения -603 своей власти на местах. Закон ставил нереализуемую цель " примирить прошлое" за счет новых несправедливостей и тер риториальных манипуляций, никак не учитывающих социаль ный статус современных граждан, который во многих случаях среди представителей репрессированных народов был не ниже, а в ряде аспектов (жилье, материальный доход, образование) -даже выше, чем в целом по стране или у других групп местного населения. Закон не учитывал изменившуюся за послевоенные десятилетия демографическую, экономическую и политическую ситуацию на местах, не говоря о реальных возможностях государства осуществить материальные компенсации. Энтузиасты полной реабилитации и " исправления" прошлого были и в президентских структурах, откуда, кстати, поступили в Верховный Совет весной 1992 года законопроекты о разделе Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Еще раньше прошла зафиксированная официальным документом договоренность Бориса Ельцина с Гельмутом Колем о воссоздании Республики немцев Поволжья (именно так с заглавной буквы как состоявшееся государственное образование было записано в тексте документа) на территории, где проживало не более двух процентов российских немцев и куда они особенно и не стремились возвращаться, несмотря на непримиримую стратегию лидеров российских немцев водрузить флаг собственной государственности, чтобы " не чувствовать себя полунацией", как сказал мне однажды один из лидеров российских немцев Генрих Гроут. Своего рода покровителем этнического самоопределения как средства политической демократизации выступала помощник Президента Галина Старовойтова, чья предыдущая работа в Институте этнографии АН СССР внушала новой власти надежду на профессиональную политику в национальном вопросе. Именно с участием Старовойтовой поощрялся радикальный национализм и процесс " декоммунизации" в этнонациональных образованиях, включая замену власти " партократа" Завгаева властью " демократического" генерала Дудаева в Чечено-Ингушетии осенью 1991 года. Правда, последняя операция была осуществлена с участием более мощных политических фигур — Геннадия Бурбулиса, Руслана Хасбулатова, Михаила Полторанина. Наиболее значительными свершениями бывшего Верховного Совета стали выработка Федеративного договора, подписанного в Кремле 31 марта 1992 года и разработка " Концепции -604- государстеенной программы национального возрождения наро- дов Российской Федерации", которая в ее окончательном виде так и не была утверждена как официальный документ, но широко пропагандировалась как первая концепция национальной политики новой России. Что касается первого документа, то его содержание относится больше к фундаментальной проблеме взаимоотношений Центра и субъектов федерации, хотя, как известно, республики подписали отдельный вариант договора, две из них (Татарстан и Чечено-Ингушетия) не подписали вообще, а одна (Башкирия) подписала с особым протоколом-приложением. Можно по-разному оценивать Федеративный договор, но, на наш взгляд, это был прежде всего важный политический акт, снявший нарастающее напряжение внутри государства и заложивший много полезного в процесс утверждения подлинного федерализма в России. Для нас же в данном случае интересен вариант договора с республиками, который имел отношение к выработке доктринальных основ национальной политики, хотя далеко ее не исчерпывал, как этого хотелось бы тогда многим лидерам российских республик, склонным сводить национальную политику только к своим взаимоотношениям с федеральными органами власти и к объему обладаемых полномочий. Главной чертой этого документа было то, что он как бы вводил в правовое русло то " низовое" творчество, которое отразилось в текстах деклараций о суверенитете, принятых в республиках, где, наряду с полезными новациями, были записаны формулировки, противоречащие действующей конституции. Федеративный договор вводил само понятие " договоренности" и важный принцип делегирования властных полномочий, а также их совместного пользования, тем самым признавая важнейшую основу любой, а тем более федеративной, государственности, что власть рождается снизу в результате общественного договора. Для многоэтничного российского государства с системой территориальных автономий у наиболее крупных нерусских народов это имело особое значение. В равной мере немаловажен был факт подтверждения более высокого статуса республик с элементами государственности: собственные конституции, законы, парламенты, верховные суды, символика. Господствующая доктрина интерпретировала этот более высокий статус по сравнению с другими субъектами Федерации исключительно этническим фактором: республики
-605- — это национально-государственные образования в отличии от Что касается " Программы национального возрождения", разработанной в Совете национальностей с участием широкого круга ученых-специалистов, то этот документ содержал много полезных и актуальных положений, особенно по части социально-экономических, демографических и культурно-языковых проблем, но в своей концептуальной основе был архаичным и противоречивым9. Уши тривиального этнонационализма торчали уже в самом понятии " национального возрождения народов", учитывая, что советский режим вкладывал огромные ресурсы в конструирование этнонаций и поддержку этнических культур. Документ узурпировал такие ключевые для любого государства общегражданские понятия, как " национальная культура", " национальная консолидация", " нацио-нальные интересы" в пользу составляющих население страны общностей — народов (этнических групп) и повторял старые советские -606- носителям которой гораздо более настоятельно требовались социальная модернизация, а не " национальное возрождение", а тем более этнический партикуляризм, нацеленный на лож-ную идею создания самодостаточных ниш для этнических общностей в рамках единого государства. Тупиковая идеология, амбиции и недостаточный профессионализм новых российских парламентариев также не позволили выработать и какие-либо законы в сфере регулирования межэтнических отношений. В Комитете по делам межнациональных отношений ВС РФ, возглавлявшимися Николаем Медведем, был рожден законопроект о правах меньшинств, по которому получалось, что особой поддержкой и защитой в стране, в том числе и в соответствующих республиках, должны были пользоваться, скажем, не коми, чукчи или карелы, ибо они уже обладают статусом " коренной нации", а любые другие, в том числе, скажем, русские, украинцы, азербайджанцы, армяне, социально-культурный и политический статус которых даже в этих республиках был и остается заметно выше, чем у представителей " коренных наций". В Комитете по малочисленным народам, в который вошли некоторые лидеры северных народов, преграда на пути принятия закона о правах коренных, малочисленных народов была создана необдуманными попытками перенести в текст закона политическую риторику Международной декларации о правах аборигенных народов, которая отечественными учеными и политиками воспринималась как высшая норма, но на самом деле она была результатом лоббирования организаций индейских и арктических народов развитых западных стран, в которых (кроме Норвегии) сама эта декларация до сих пор не ратифицирована. В России, где все население нуждалось и устремилось по пути улучшения социального бытия " где ресурсодобывающая промышленность составляет основу национальной экономики и сосредоточена в зонах преимущественного проживания малочисленных народов, текстуальное копирование подобных подходов, особенно в вопросах владения землей и ресурсами, изначально было безнадежным делом. Нужно было искать компромиссный вариант, к чему законодатели пришли только спустя несколько лет. Кроме этого, все тот же примитивный взгляд на коллективные права этносов создавал конфликтогенную идеологию закона, согласно которой не об-раз жизни, который ведет гражданин, а кровная принадлеж- -607- ность становилась источником прав: русский старожил-охот ник или якут-оленевод под действие закона не попадали, а пи сатель-чукча, живущий в Петербурге, или нанайка-ученый, жи вущая во Владивостоке, попадали. Осознание всех этих концептуальных тонкостей потребовало значительного времени и долгих дискуссий не только среди политиков, но и ученых, обеспечивающих экспертную подготовку законодательных текстов.
|