Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О принятой концепции
Практика оформления государственной политики в наиболее важных сферах общественной жизни в форме доктрин, концепций или программ является общепризнанной. В отличие от текстов законов, а тем более основного закона — конституции, доктринальные документы являются официальными ориентирами, а не обязательными предписаниями для властей и граждан. Однако в ситуациях общественных трансформаций значимость такого рода ориентиров крайне велика: закон — это более консервативный текст, обычно оформляющий уже существующую практику; концепция — это официальный трактат, нацеленный на перспективу и определяющий рамки и цели происходящих перемен, инициируемых властями. Если закон обязывает, концепция — объясняет и рекомендует. Концепции имеют свойство меняться и изменяться чаще правовых актов и не следует преувеличивать их некую первичную значимость. Работа над правительственным документом по вопросам национальной политики продолжалась в Миннаце России при министрах Сергее Шахрае и Николае Егорове и была успешно завершена при Вячеславе Михайлове, который смог довести дело до ее принятия 11 апреля 1996 года на заседании Правительства РФ. Хлесткие и малопрофессиональные оценки этого документа, как, например, статья социолога Жана Тощенко " Концепция опять не состоялась" 12, причем, в день ее приня- -614- тия на заседании Правительства Российской Федерации, один из примеров претензий видеть текст документа, написанным словами и терминами, которым десятилетиями обучались в интеллектуальных застенках бывшего ИМЛа или АОН при ЦК КПСС. Пожалуй, самая большая ирония в том, что принятый Правительством документ был результатом согласований и согласия основных " потребителей" концепции — федеральных властей и властей российских республик, ведущих экспертов-разработчиков, политических сил. Только сравнительно небольшая группа главным образом московских деятелей продолжала баталию, вплоть до наушничания республиканским лидерам и тем, кто готовил концепцию к подписанию ее Президентом, о, якобы, " вредном" содержании документа. Это, кстати, задержало ее подписание на два месяца, и подпись Президента была поставлена 15 июня, в последний рабочий день перед президентскими выборами. В чем суть принятого документа, как следует его читать и использовать? Помимо обстоятельного комментария Вячеслава Михайлова13, мне как одному из разработчиков хотелось бы сделать также некоторые пояснения. Во-первых, отметим, что в течение нескольких рабочих дней перед рассылкой проекта документа перед заседанием Правительства стол Министра по делам национальностей был заполнен бумагами с предложе- ниями и замечаниями, которые поступили от субъектов Федерации и от федеральных ведомств и над текстом велась тщательная работа. Были учтены все основные замечания, в том числе и самые " неудобные" от Татарстана, Башкирии, а также МИДа и Минэкономики России. Из текста ушли излишне назойливые упоминания о сохранении целостности государства и определяющей роли русского народа в государствообразую-щем процессе, вписанные некоторыми напуганными авторами в первоначальный вариант. Были уточнены малопонятные и провоцирующие конфликты понятия и категории, более определенно сформулированы задачи государственных органов и координирующая роль Министерства по делам национальностей. В тексте одобренной концепции национальной политики не употребляется термин " нация", а употребляются и специально объясняются понятия " народы", " национальности", " этнокультурные" или " национальные общности" скорее как синонимы, а не как жесткая иерархия, существовавшая в прошлом док-тринальном языке. Сделано это не для того, чтобы " упразднить — 615 — нации" или " бороться с нациями" как пугают некоторые догма тики. Понятие нации употребляется в двух значениях: как политическая или гражданская нация и как культурная или этно-нация. Вся международно-правовая практика и доктринальный язык современных государств (кроме постсоветских и постюго-славских) пользуются первым значением этого слова. Многие культурные, политические, сепаратистские движения, организации и даже внутренние государственные образования часто пользуются вторым значением этого термина. Так, например, в испанской провинции Каталония даже в тексте местной конституции есть термин " каталонская нация", но в официальном государственном языке употребляется только термин " испанская нация" — понятие, объединяющее все народы Испании. Россия, вступив в Организацию Объединенных Наций и подписавшись под основными международно-правовыми документами, вправе хотя бы на уровне официального языка зарезервировать за собою право легитимно и без внутреннего двойного стандарта пользоваться понятиями национальный интерес, экономика, армия, наука, символы и т.п. Концепция не вводит категорию гражданской российской нации, но и ограничивает официальный язык достаточно достойными понятиями как народы или национальности. Никто не накладывает запрет на употребление понятия нации в его этническом значении для лидеров республик или активистов национальных общин, и даже для специалистов, но федеральная власть обязана оставить некоторое доктринальное пространство для процесса гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство. Более того, концепция делает уступку в пользу этнического понимания термина " народ", хотя его наиболее распространенное значение — это общегражданская общность, население страны. В концепции под понятием народ имеется в виду общность людей, члены которой разделяют общие название и элементы культуры, прежде всего язык, имеют общие происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности. Среди этих признаков определяющую роль играет самосознание. Кстати, гражданское и этнокультурное значения понятия " народ" не противоречат друг другу и принадлежность конкретного человека к обоим или нескольким типам общностей не является взаимоисключающей. Концепция более глубоко и современно трактует понятие самоопределения как формы обеспечения права гражданских и эт нокультурных общностей на выбор самостоятельных путей национального и культурного развития, форм политического управления. Самоопределение в рамках многоэтничных государств осуществляется в двух основных формах: территориальных образований и национально-культурной автономии. Поэтому существование республик в составе Российской Федерации признается важнейшей формой внутреннего территориального самоопределения и дальнейшее развитие федерализма и разнообразных и разностатусных взаимоотношений с федеральным Центром и другими субъектами федерации формулируется как одна из приоритетных задач государственной национальной политики федерального и республиканского уровней. В концепции не фиксируется право на самоопределение в виде отделения, но такое право отсутствует и в федеральной конституции и в конституциях республик, кроме косвенной возможности в конституции Тувы и конституции Татарстана, где этот вопрос обойден формулировкой ассоциированного статуса. Я не знаю государств, где бы законодательство и док- трины предусматривали явочную сецессию (волевое односто-роннее отделение), и России нет смысла повторять безответст- венную лексику советских конституций. Кстати, международ-ное право признает возможность самоопределения через образование отдельного государства, но оно распространялось на бывшие колониально-зависимые народы как территориальные (а не этнические!) сообщества. Право на сецессию (отделение) процедурно в международном праве не разработано и признается международным сообществом только в случае его осуществления на основе взаимного согласия, как это было в ситуации распада СССР. Не будь этого согласия, международное признание в самопровозглашенной форме новых государств могло не последовать14. Второй важной формой самоопределения концепция определяет экстерриториальную национально-культурную автономию. Ее субъектом могут быть любые народы и отдельные этнокультурные общины независимо от территории расселения и статуса. Это прежде всего право на отправление разнообразных запросов граждан, которые возникают на основе их этнокультурной принадлежности и самосознания. Концепция трактует национально-культурную автономию гораздо шире, чем ее фольклорно-этнографический вариант. Предусматривается возможность, помимо образовательно-культурной деятельности лю- -617- бого уровня, культурно ориентированной предпринимательской деятельности, права общинной собственности и самое важное — право на особые формы политического представительства (пока это определяется в форме Ассамблеи народов России как общественно-государственной палаты) и законодательную инициативу. В чем-то эта форма самоопределения даже перспективнее и мощнее территориальной. Нетерриториальное самоопределение ближе к универсальному понятию внутреннего (коллективного и индивидуального) самоопределения — это право на участие в более широком общественно-политическом процессе, включая управление государством и конкурентную социальную мобильность. Концепцией предусматривается всесторонняя поддержка государством различных форм национально-культурного самоопределения, как федеральными, так и властями других уровней. В концепции последовательно проводится принцип гражданского равноправия и равных прав народов. Во-первых, все народы России определяются как государствообразующие, если речь идет о всей стране, хотя отмечается историческая роль русского народа и определяющее значение русского языка и культуры для населения всей страны. Именно через эту культурную систему граждане России независимо от национальной принадлежности способны в полной мере реализовать свои социальные возможности и политические права в общероссий-ком общественном пространстве. Концепция тем самым не ориентирует на культурный и политический изоляционизм как тормозящий фактор модернизации, но отдает должное и всячески поддерживает этническое многообразие страны через развитие не только отдельных культур, но и многокультурности, двуязычия и многоязычия. В этом многообразии традиций, социального опыта, мировоззрений заключена питающая сила любого крупного государства. Во-вторых, концепция ставит определенные ограничители для возникновения местных этнократий и нарушений прав человека на основе этнической дискриминации. Республики вправе определять свои хозяйственные, политические и культурно-языковые параметры жизни, но их государственность не есть исключительная собственность какого-то одного народа и она существует от имени и для всех граждан соответствующих территориальных сообществ. Это, кстати, полностью соответствует конституциям и декларациям, принятым в самих респуб- -618- ликах. Здесь еще предстоит найти деликатный баланс между общегражданским равноправием и республиканской государственностью как одной из защитных форм для 20 наиболее крупных народов России. Наконец, концепция, чтобы избежать ненужной градации граждан на разностатусные категории по этническому признаку, крайне ограниченно использует понятие " меньшинства". Это не от того, чтобы обойти проблему мирового значения и зафиксированную в ряде международных деклараций, а по той простой причине, что во многом Россия ушла дальше того, чего требуют эти декларации. Международное понимание " меньшинства" — это все численно недоминирующие в государстве группы, т. е. строго говоря, к ним должны быть отнесены все нерусские народы. Для них международно-правовыми документами предусматриваются разнообразные права, но они никак не идут дальше культурно-образовательных и антидискриминационных прав. Едва ли резонно зачислять в категорию меньшинств чувашей, татар, якутов, осетин и многие другие народы, имеющие территориальную автономию в виде республик-государств и мощные культурные институты. А если оставить в этой категории только всех других (без " своей" государственности), то опять получается абсурд. Ибо для коренных малочисленных народов (главным образом, народов Севера), которые проживают в особых экологических средах и сохраняют традиционное хозяйство, необходимы другие подходы и они предусмотрены концепцией в соответствии с международными требованиями. Те, кто в итоге остаются среди претендентов на статус " меньшинств", — это главным образом представители диаспор таких крупных народов, как украинцы, армяне, азербайджанцы и другие, а также дисперсно расселенные народы (евреи, греки, корейцы и другие), которые находятся далеко не в приниженном положении, чтобы их категоризировать как меньшинства. А именно в приниженном статусе и в необходимости особой защиты заключается суть доктрины меньшинств. " К тому же в стране сохраняется традиция негативного восприятия категории " нацмен" и не хотелось бы ее возрождать ради соответствия употребляемому международному словарю. Возможно, эта категория возродится в России, но лучше если это будут делать представители тех, кто хочет, чтобы их считали меньшинствами, а не государство. Главное — выполнить требования и обеспечить те права, которые международное сообщество выработа- ло для данных групп населения. В этом отношении положения концепции по национально-культурной автономии обеспечивают все эти возможности. Разработчики концепции видели недостатки подготовленного документа с точки зрения исторической перспективы. Но учитывали главное — саму эту перспективу и стремились в максимальной степени ответить на ее требования. Однако они, как и несколько лет назад, ощущали достаточно активное противодействие. Причем не только со стороны части местной элиты и обслуживающих ее интересы интеллектуальных команд, но и группы московских ученых. Причин тут несколько. И одна из основных состоит в том, что происходит смена господствовавших подходов и старого понятийного аппарата, приходит иное мышление, другой язык, более современное осмысление сферы национального (этнического). Это требует, по крайней мере, научного мужества в деле инвентаризации своего послужного списка и отношения к своим прошлым сочинениям, но прежде всего это требует более широкого образования. От того, с каким исходным инструментарием работает экспертиза, зависит корректность политических действий. Неадекватная научная доктрина, перейдя в сферу практики, может оказаться разрушителем реалий или вызвать к жизни явления, которые можно назвать " ложной этничностью". Классическим примером лжеэтничности может быть феномен " возрождения казачества", когда на основе мобилизованной памяти о прошлом часть граждан начала мужские " игры в казаков", преследуя достаточно утилитарные цели. В свою очередь, политики и эксперты, также руководствуясь сиюминутными расчетом и романтическим энтузиазмом, способствовали утверждению казачества на уровне общегосударственного реестра общественных коалиций, причем, коалиций, претендующих на параллельную власть и особые привилегии. Война в Чечне показала всю смехотворность декларируемой миссии " защиты границ" и " обеспечения порядка", но казачество уже вошло в российскую действительность, обзаведясь государственной поддержкой и курирующим его чиновничеством.
|