Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повестка на будущее: от этнического к гражданскому национализму






Понимание " народа" как территориального сообщества и понятия " нации" как многокультурной политической общно­сти, считается как бы нормой человеческого общежития по крайней мере с тех пор, как оформилась современная система государств — наиболее мощная из крупных форм социальной группировки людей. Из этой посылки исходят как большинст­во государственных доктрин, так и международно-правовая практика. Например, безусловным принципом международного права, отраженным в многочисленных декларациях и хартиях по вопросам суверенитета и самоопределения, является дефи­ниция народа как субъекта самоопределения, именно как " демоса", а не " этноса", то есть как территориальной, а не этнической общности. Эту достаточно простую вещь никак не могут осознать и внятно объяснить политикам отечественные обществоведы, даже из числа тех, кто избрал эти сюжеты сфе­рой своих профессиональных занятий.

Ставка же на этнизм в мировой политике преследовала конкретные геостратегические цели. Так, этнический национа­лизм обретал влиятельные позиции в мировой политике, в том числе и прежде всего как форма реализации политической во­ли геополитических соперников-победителей в отношении ослабленных или побежденных регионов и государств. Таковой была вильсоновская доктрина " права наций на самоопределе­ние" применительно главным образом к Центральной и Юго-Восточной Европе в начале XX века, когда перекраивалась кар­та этой части мира победившими лидерами Антанты. Тем же аргументом сначала Гитлер, а затем Сталин осуществляли тер­риториальные аннексии и меняли границы накануне и в пери­од второй мировой войны. Победой Запада над коммунистиче­ским миром объясняются отход западного сообщества от хель-синских принципов и поддержка этнонационализма в конце XX века в регионе влияния бывшего Советского Союза. В ака­демическом и политико-доктринальном планах это нашло от­ражение в объяснительной модели " распадающейся империи ", которая доминирует в интерпретации событий, произошедших и происходящих на территории бывших СССР и Югославии. О сильных и слабых сторонах этой доминирующей концепции мне уже приходилось писать25.


-636-


 


В западной науке, представленной до этого отдельными авторами из числа каталонских, баскских, квебекских, ирланд­ских интеллектуалов, комплиментарный взгляд на этнический национализм ныне нашел более мощную поддержку со сторо­ны академического истеблишмента. Он рассматривает этот вид национализма как закономерную реакцию со стороны культур­ных сообществ и меньшинств на политический тоталитаризм или нивелирующее воздействие глобальных интеграционных процессов и распространение массовой культуры. Однако та­кой комплиментарный взгляд распространяется преимущест­венно на внешний мир и носит более осмотрительный характер применительно к действительности своих собственных оте­честв. Мало кто из американских коллег-обществоведов готов отстаивать, скажем, право на самоопределение для гавайской или навахской наций (хотя подобные движения с подобной фразеологией существуют и в США), но почти все приемлют аналогичные политические проекты внутри России. Современ­ные подвижки " в защиту либерального национализма" продик­тованы главным образом политико-идеологической заангажи-рованностью или эмоциональностью журналистской публици­стики. Это касается как западной, так и российской общест­венной мысли. Для последней никакой " подвижки" и не тре­бовалось в силу глубокой включенности основных постулатов этнонационализма в ведущиеся на протяжении многих лет об­щественно-политические дискуссии и широкой популярности так называемой советской теории этноса.

За внешней ругательно-осуждающей дефиницией нацио­нализма на самом деле присутствовал безоговорочно господ­ствующий этнонационализм как в науке, так и в политике. Таковой ситуация остается и поныне, ибо постсоветская наука и политика во многих случаях до сих пор не способны себе представить, что могут существовать такие категории и реалии, как российская, украинская, казахстанская, латвийская и дру­гие нации как многокультурные политические общности. Более естественным и " правильным" им представляется категоризо-вать граждан зарубежных государств, имеющих армянское, грузинское, эстонское или латышское этническое происхожде­ние, как представителей армянской, грузинской, эстонской или латышской наций и предоставлять им высшие государст­венные посты, в то же время отказывая даже в праве на собст­венность и голосование родившимся в Эстонии или в Латвии.


 


-637-


Биологический принцип крови оказывается для сторонников таких взглядов важнее культурной включенности — например, знания языка или факта проживания (часто с момента рожде­ния) на территории государственного образования, — чтобы получить статус и представительные должности в ряде постсо­ветских государств или, наоборот, по этому же принципу быть исключенным из гражданства во имя идеи " однообщинного го­сударства".

Отечественная академическая традиция в значительной мере способствовала утверждению приоритета этнической вза­имоисключающей идентичности, огосударствлению и институ-ционализации этничности, а также политической программа-тике этнонационализма. Этнографическая наука в огромной степени способствовала установлению культурных различий и категоризации этнических границ, абсолютизируя гомоген­ность и значимость этнокультурных сообществ и обеспечивая аргументацию политического этнонационализма. Академиче­ский, интеллектуальный этнонационализм обрел причудливые формы как изощренных схоластических конструкций, так и па-ранаучных построений о " подразделениях этноса", " субэтносах", " суперэтносах", " метаэтносах" и т.д., которыми питается мно­гообразный и процветающий постсоветский этнонационализм.

Весь его язык фактически заимствован из этнографических и исторических текстов, включая такие основополагающие по­нятия, как " жизнь или вымирание этносов (наций)", " этничес­кая территория", " коренная нация", " своя государственность", " национальные движения (возрождение) народов", " нацио­нальная политика", " национальный вопрос", " межнациональ­ные отношения (конфликты)", " национальность", " родной язык" (как язык национальности) и т.п. Ни одно из этих поня­тий в мировой науке не используется в качестве категорий, а если используется, то исключительно в гражданско-политичес-ком контексте: " национальность" как гражданство, " нацио­нальная политика" как политика государственных интересов, " межнациональные отношения" как межгосударственные отно­шения, " родной язык" как " материнский или первый выучен­ный язык" и т.п.

Большинство этих категорий, с научной точки зрения, уязвимы или просто бессмысленны, а с общественно-полити­ческой точки зрения, порождают тупиковые стратегии. " Этно­сы", " суперэтносы", " субэтнические группы", " национальные

-638-


группы" и многие другие неизвестные мировой науке понятия и категории вошли в язык постсоветской политики и офици-альных текстов, провоцируя конфликтность и делая невозмож-ным принятие даже минимально необходимых законов, обес-печивающих интересы и права граждан, основанные на осоз-нании или принадлежности к той или иной культурной общ-ности. Советская академическая и доктринальная логика поро-дили идеологию законопроектов, по которым национальным (этническим) меньшинством на территории, скажем, Коми и Карелии (и даже всей России!) может считаться любой, но только не этнический коми или карел. И, наоборот, возникшие ситуации равнообщинных государств (Казахстан, Украина, Латвия) были однозначно квалифицированы в рамках доктри-ны " нация и меньшинство", хотя аналогичные ситуации в ми-ре (от Великобритании, Канады, Бельгии до Фиджи и Ямайки) квалифицируются в категориях " народов-партнеров".

Проблемы гражданского национализма в отечественных общественно-политических дискуссиях нет вообще из-за отсут-ствия самого понятия гражданской нации, хотя в реальности она вполне зримо присутствует в риторике о государственном патриотизме. В чем-то с претензией на общегосударственный патриотизм выступают представители этнического национа-лизма доминирующей общности русских. В данном случае грань между этническим и гражданским (государственничес-ким) национализмом в значительной мере стирается. То же са-мое может происходить и с периферийным типом этнонацио-нализма, формулиру-ющим точно такую же претензию, но не н а общегосударственном, а на региональном (этнотерритори-альном) уровне.

Мы определяем постсоветский национализм (точнееэтно-национализм) как доктрину и политическую практику, основан­ную на понимании нации как формы этнической общности, обла­дающей членством на базе глубоких исторических и других объек­тивных характеристик, и проистекающем из этого коллективно­го членства праве обладания государственностью, включая его институты, ресурсы и культурную систему. Длительные трудно­сти с определением понятия " нация" связаны не со сложно­стью определяемой материи, а с эпистемологически неверной посылкой придать значимость объективной категории по сути пустому, но ставшему эмоционально влиятельным слову, за исключительное обладание которым состязаются две формы

-639-


социальной группировки людей, — государства и этнокультур­ные общности.

По моему убеждению, нацияэто политический лозунг и средство мобилизации, а не научная категория. Состоя почти из одних исключений, оговорок и противоречий, это понятие как таковое не имеет права на существование и должно быть ис­ключительно из языка науки. В этнокультурном смысле поня­тие " нация" утратила в современном мире всякое значение и стало фактически синонимом этнической группы. Дело в том, чтобы в составе любой из таких групп (будь то русские, караи­мы или нанайцы) ныне существуют элитные элементы, пре­тендующие на подобную самокатегоризацию и способные мо­билизовать массовое " национальное" сознание, то есть исполь­зование слова в качестве атрибута самоназвания, и у ученых нет оснований в отказе на данное использование слова. Равно не происходит никаких качественных трансформаций в суще­стве этнокультурной общности при верхушечных статусных декларациях. Например, гагаузы как этнокультурная общность после получения статуса автономии Гагауз-Ери в декабре 1994 года никакого таксономического перехода из типа народности в тип нации по сути своей не совершили. Перемены коснулись лишь академических классификаций и политической риторики.

Сегодня " нациями" называют себя лидеры и активисты-интеллектуалы даже самых немногочисленных этнических общностей. В этой ситуации вполне справедливыми представ­ляется замечание одного из специалистов по проблемам этнич-ности и национализма Томаса Эриксена: " На уровне самосоз­нания национальная принадлежность — это вопрос веры. На­ция, то есть представляемая националистами как " народ" (volk), является продуктом идеологии национализма, а не на­оборот. Нация возникает с момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть. И в большинстве случаев нация начинается как явление, порождаемое городской элитой. Тем не менее, чтобы стать эффективным политическим средством, эта идея должна распространиться на массовом уровне" 26.

Достаточно распространенное в среде общественных движе­ний и в политике метафора культурной нации или этнонации лишь только начинает уступать свои позиции в пользу идеи граж­данской или политической нации, хотя обе категории могут сосу­ществовать в ходе современных общественных трансформации.

-640-


Главное — это не возводить их в ранг научных дефиниций и офи­циальных текстов, а тем более правовых. Мое глубокое убежде-ние, что сама общественная потребность государство-строи­тельства на территории бывшего СССР довольно скоро приведет к осознанию необходимости перейти к более конструктивной и реализуемой доктрине. Тем более что оснований признать суще­ствование общероссийской гражданской общности, а тем более предпринимать усилия по ее укреплению, более чем достаточно. Рядовое сознание граждан здесь более гомогенно, чем сознание и установки интеллектуальных и политических элит.

После некоторых наблюдений я прихожу к выводу, что применяемое в государственно-политическом значении поня-тиe " нация-государство", или " национальное государство" (" nа-tion-state", или " national state"), также является одной из гранди-озных мистификаций и не может претендовать на научную категорию, ибо сегодня нет государств, входящих в Организа-цию Объединенных Наций (от Ямайки до Индии), которые считали бы себя не государствами-нациями. А это означает, что они всего лишь просто государства, а их " национальная" атри-бутика — это не более чем средство дополнительной легитим-ности. Всякие попытки разделить политическую карту мира на государства-нации и государства-ненации являются тщетными и скорее вызваны упрощенными представлениями о внешнем мире, о степени этнической гомогенности других государств и преувеличенном представлении об " уникальности" и многооб-разии собственных стран. То есть это вопрос политики и ин-теллектуальных дебатов, а не вопрос о типе государственных сообществ. Англичане вполне удовлетворены своим " нацио-нальным" государством британской (а не английской) нации, в то время как русские националисты могут ставить вопрос о не-состоявшемся " национальном" самоопределении даже в рамках Российской Федерации, хотя принципиально оба государства ничем не отличаются как друг от друга, так и от Индии или Ямайки.

В последнее время эта ничего не значащая для науки ка­тегоризация используется в геополитическом соперничестве, в котором на уровне поставщиков аргументов и идеологем участ-вуют и обществоведы. Западные ученые не используют термин " многонациональное" государство применительно к Испании, Великобритании, Индии, Нигерии, а теперь и по отношению к Украине, Казахстану или Грузии, но принимают фразу о " мно-


 


-641-


гонациональном народе" России, тем самым имплицитно под­вергая сомнению легитимность данного государства и призна­вая оправданность периферийного этнонационализма. Хотя на самом деле в государственно-политическом смысле в России, как и в других государствах мира (за очень редким исключени­ем!), проживает не " многонациональный народ", а " многона-родная нация", что, видимо, и было бы правильнее записать в Конституции, если уж политика так нуждается в понятии-слове " нация".

Не представляя собой научную категорию, " нация", одна­ко, сегодня сохраняется в языке политического соперничества. В обозримом будущем большие права на использование этого слова, очевидно, будет иметь та форма социальной группиров­ки, которая обладает большей властью. А таковой в паре " этни­ческая общность — государство" обладает последнее как един­ственная допускаемая пока самими людьми по общему согла­сию форма применения легитимного насилия и обладающая для этого соответствующими институтами, ресурсами и право­выми текстами. Государственная общность как более жестко оформленная территориальными границами и фиксированным гражданством коалиция имеет больше оснований называть себя нацией, чем коалиция, основанная на этнической идентификации, с ее постоянно конструируемым содержанием, взаимопроникаемы-ми границами и множественной лояльностью. Понятие граждан­ской нации более приемлемо для членов многоэтничных политиче­ских сообществ и менее конфликтогенно, чем длительно насаж­давшееся советскими учеными и поныне широко разделяемое поли­тиками понятие этнонации.

Однако государственными декретами это понятие, конеч­но, не может и, видимо, не должно быть демонтировано. То же касается и самого явления этнонационализма в обоих его вари­антах — гегемонистском и периферийном27. К тому же послед­ний вариант в своих неэкстремистских культурных и политиче­ских формах играет позитивную роль, содействуя, в частности, в России децентрализации власти и сохранению культурной отличительности и целостности групп. Этнонационализм, бу­дучи антиподом основанного на правах человека гражданского общества, в настоящее время компенсирует недостаток демо­кратии и общегражданских лояльностей. Он может быть ос­лаблен или устранен только через улучшение социальных условий существования и общественного правления в рамках

-642-


доктрины культурного плюрализма и принципа единства в многообразии".

Самым серьезным препятствием на пути утверждения граж­данского национализма (или российского патриотизма) являет­ся не столько национализм нерусских народов, сколько нацио­нализм от имени " русской нации" как некой " государствообра-зующей" или " сплачивающей" нации, да еще превращающей ее в некий " суперэтнос". Казалось бы, будучи ближе всего к реализации наиболее приемлемой формулы России как госу­дарства, категория " русской нации" закрывает возможность от­крыто сформулировать понятие России как политической на­ции. Кстати, категория " русской нации" в ее этническом смысле — сравнительно недавняя элитная конструкция, а от­кровенный шовинизм части политических активистов — это вообще явление самых последних лет. Никто за всю историю государства не ставил перед собой цель изложить " Русскую идею на языке законов России", как это сделал Комитет по геополитике Государственной Думы, организовав специальные слушания по данной теме в октябре 1996 года. Рекомендации этого комитета прямо направлены против использования тер­минов " россияне" и " российский народ" как " неологизмов" и требуют их замены на " русских" и " русский народ". Самооп­ределение русской нации на основе принципа " вся Россия для русских" и воссоединение русской нации представляются как наиболее насущные политические задачи. Это — крайне неве-жественные и провокационные взгляды. В одном идеологи ЛДПР правы: Россия — " это государство мононациональное и полиэтническое": но только нацией в ней следует называть российскую нацию, т. е. граждан России, именно эту и только эту идею возможно изложить на языке законов. Что же касает-ся русских, то до сих пор подавляющее большинство россий-ских граждан, считающих себя русскими, коль скоро такой вопрос ставится перед ними политическими предпринимателя­ми, вполне обходится не менее достойным термином " народ". Поэтому вопрос о гражданском нацие-строительстве не имеет никакого отношения к " ликвидации" или " отмене" " нацио­нальностей" и " этносов" в России, а уж тем более к вопросу сохранения и развития культурного многообразия России. Это вопрос таких же целенаправленных доктринальных усилий по утверждению не исключающей этническую принадлежность общегражданской идентичности, без которой не может сущест-


 


-643-


вовать ни одно государство. Потому что государство — это не только границы, институты и правовые декларации, но и то, что в качестве представления существует в самих людях. Если такого представления как одной из доминирующих идей нет, то нет и государства.

Собственно говоря, если учитывать уже выполненные представительные и многократные этносоциологические заме­ры, такая доминирующая форма идентичности и лояльности в России существует, несмотря на частично сохраняющуюся со­ветскую идентичность и растущий культурно-региональный партикуляризм28. Вот только выразить этот феномен в грамот­ных и политически ориентированных формулах наше общест­воведение и больная политика до сих пор никак не могут, цеп­ляясь за старые молитвы.

На мой взгляд, в России пришло время устранить лексику этнонационализма хотя бы из языка науки и перейти к обще-разделяемым методологиям и терминологии, в том числе и к более глубокому и чувствительному пониманию феномена эт-ничности. Последнее есть сложный комплекс характеристик, чувств и индивидуально-коллективистских стратегий, не разо­бравшись в котором академическое сообщество порождает не только общественную нетерпимость, плохое управление и трагические коллизии, но и неоправданные антагонизмы в собственной среде.

В. Тшиков

Директор

Института этнологии и антропологии РАН

Примечания:

1 Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологических аспектов
национальной проблематики. " Советская этнография", 1989, №6, с. 3-17.

2 См., например, Баграмов Э.А. Национальная проблема и обществозна-
ние. " Правда", 14 августа 1987; Калтахчан С. Национальное и интернацио­
нальное. " Труд", 28 апреля 1988.

3 Тшиков В.А. Тупики национальной государственности. " Правда", 4 сен­
тября 1990.

4 Резолюции XVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза
М., 1990, с. 18-22.

5 XXVIII Съезд Коммунистической партии Советского Союза. Заседание
секции " Национальная политика КПСС". Бюллетень для делегатов съезда. М->
1990, с.ЗО.

-644-


6 См., например: Hurst Hannum. Autonomy, Sovereignty, and Self-
Determination. The Accom-modation of Conflicting Rights. Philadelphia, 1992;
Hurst Hannum. The Right to autonomy: chimera or solution? Ethnicity and Power in
the Contemporary World. Eds. Kumar Rupesinghe and Valery Tishkov. Tokyo —
N. Y., 1996, pp. 287-295.

7 См. текст моего доклада на Всемирном конгрессе историков в августе
1995 г. в Монреале: Тишков В.А. Национальности и национализм в постсовет­
ском пространстве (исторический аспект). " Исторические записки", Т.1 (119).
М., 1995. С. 117-171, а также, возможно, наиболее точный анализ истории
советской национальной политики, сделанный зарубежным ученым: R.G.Suny.
The Revenge of the Past. Nationalism, Revolution, and the Collapse of the Soviet
Union. Stan-ford, 1993.

8 См.: Федеративный договор. Документы. Комментарий. М., 1994, с.5.

9 См. последний, значительно улучшенный вариант: " Государственная
программа национального возрождения и межнационального сотрудничества
народов России (основные направления). М., 1994.

10 Абдулатипов Р.. О федеративной и национальной политике Россий­
ского государства. М., 1995, с. 14. Версия об аболиционистской позиции пере­
шла и в ряд зарубежных изданий. См., например: Victor Kremenyuk. Conflicts In
and Around Russia. Westport, 1994, p. 10; Fiona Hill. " Russia's Tinderbox". Conflict
in the North Caucasus and its Implications for the Future of the Russian Federation.
Strengthening Democratic Institutions Project Report. Harvard University, Sep­
tember, 1995, p.33; Gail Lapidus and Edward Walker. Nationalism, Regionalism, and
Federalism: Center-Periphery Relations in Post-Communist Russia. The New Russia:
Troubled Transformations. Ed. by Gail Lapidus. Boulder, 1995, p.117.

11 Абдулатипов P. Указ. соч. С.20.

12 Тощенко Ж. Концепция опять не состоялась. " Независимая газета", И
апреля 1996.

13 См. его интервью в " Независимой газете" от 4 июня 1996.

14 См.: Hurst Hannum. Rethinking Self-Determination. " Vigrinia Journal of
International Law", V.346, N 1, Fall 1993, p.1-69.

15 О господствующей идее государства в период территориальных транс­
формаций см.: Ian Lustick. Unsettled States, Disputed Lands: Britain and Ireland,
France and Algeria, Israel and the West Bank-Gaza. Ithaca, N.Y. and London:
Coirnell University Press, 1993.

16 Liah Greenfeld. Ethnically Based Conflicts: Their History and Dynamics.
Paper presented to International Seminar on Ethnic Diversity and Public Policies.
New York, 17 August 1994.

17 Timothy Sisk. Power Sharing and International Mediation in Ethnic
Conflicts. Washington, DC: United States Institute of Peace, 1996.

18 См. результаты обширных социологических исследований, выполнен­
ных в 1993-1995 годах Ю.В. Арутюняном, М.Н. Губогло, Л.Д. Гудковым, Л.М.
Дробижевой, В.А. Ядовым.

19 Анализ текстов деклараций о суверенитете, принятых в российских
республиках в 1990-92 годах, см.: Тишков В.А. Федерализм в национальном и
многонациональном государстве. " Межнациональные отношения в России и
СНГ". Семинар Московского Центра Карнеги, вып.2. Доклады 1994-1995. Ред.
Г. Бордюгов, П. Гобл. М., 1995, с.157-173.


I


-645-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал