Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повестка на будущее: от этнического к гражданскому национализму⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Понимание " народа" как территориального сообщества и понятия " нации" как многокультурной политической общности, считается как бы нормой человеческого общежития по крайней мере с тех пор, как оформилась современная система государств — наиболее мощная из крупных форм социальной группировки людей. Из этой посылки исходят как большинство государственных доктрин, так и международно-правовая практика. Например, безусловным принципом международного права, отраженным в многочисленных декларациях и хартиях по вопросам суверенитета и самоопределения, является дефиниция народа как субъекта самоопределения, именно как " демоса", а не " этноса", то есть как территориальной, а не этнической общности. Эту достаточно простую вещь никак не могут осознать и внятно объяснить политикам отечественные обществоведы, даже из числа тех, кто избрал эти сюжеты сферой своих профессиональных занятий. Ставка же на этнизм в мировой политике преследовала конкретные геостратегические цели. Так, этнический национализм обретал влиятельные позиции в мировой политике, в том числе и прежде всего как форма реализации политической воли геополитических соперников-победителей в отношении ослабленных или побежденных регионов и государств. Таковой была вильсоновская доктрина " права наций на самоопределение" применительно главным образом к Центральной и Юго-Восточной Европе в начале XX века, когда перекраивалась карта этой части мира победившими лидерами Антанты. Тем же аргументом сначала Гитлер, а затем Сталин осуществляли территориальные аннексии и меняли границы накануне и в период второй мировой войны. Победой Запада над коммунистическим миром объясняются отход западного сообщества от хель-синских принципов и поддержка этнонационализма в конце XX века в регионе влияния бывшего Советского Союза. В академическом и политико-доктринальном планах это нашло отражение в объяснительной модели " распадающейся империи ", которая доминирует в интерпретации событий, произошедших и происходящих на территории бывших СССР и Югославии. О сильных и слабых сторонах этой доминирующей концепции мне уже приходилось писать25. -636-
В западной науке, представленной до этого отдельными авторами из числа каталонских, баскских, квебекских, ирландских интеллектуалов, комплиментарный взгляд на этнический национализм ныне нашел более мощную поддержку со стороны академического истеблишмента. Он рассматривает этот вид национализма как закономерную реакцию со стороны культурных сообществ и меньшинств на политический тоталитаризм или нивелирующее воздействие глобальных интеграционных процессов и распространение массовой культуры. Однако такой комплиментарный взгляд распространяется преимущественно на внешний мир и носит более осмотрительный характер применительно к действительности своих собственных отечеств. Мало кто из американских коллег-обществоведов готов отстаивать, скажем, право на самоопределение для гавайской или навахской наций (хотя подобные движения с подобной фразеологией существуют и в США), но почти все приемлют аналогичные политические проекты внутри России. Современные подвижки " в защиту либерального национализма" продиктованы главным образом политико-идеологической заангажи-рованностью или эмоциональностью журналистской публицистики. Это касается как западной, так и российской общественной мысли. Для последней никакой " подвижки" и не требовалось в силу глубокой включенности основных постулатов этнонационализма в ведущиеся на протяжении многих лет общественно-политические дискуссии и широкой популярности так называемой советской теории этноса. За внешней ругательно-осуждающей дефиницией национализма на самом деле присутствовал безоговорочно господствующий этнонационализм как в науке, так и в политике. Таковой ситуация остается и поныне, ибо постсоветская наука и политика во многих случаях до сих пор не способны себе представить, что могут существовать такие категории и реалии, как российская, украинская, казахстанская, латвийская и другие нации как многокультурные политические общности. Более естественным и " правильным" им представляется категоризо-вать граждан зарубежных государств, имеющих армянское, грузинское, эстонское или латышское этническое происхождение, как представителей армянской, грузинской, эстонской или латышской наций и предоставлять им высшие государственные посты, в то же время отказывая даже в праве на собственность и голосование родившимся в Эстонии или в Латвии.
-637- Биологический принцип крови оказывается для сторонников таких взглядов важнее культурной включенности — например, знания языка или факта проживания (часто с момента рождения) на территории государственного образования, — чтобы получить статус и представительные должности в ряде постсоветских государств или, наоборот, по этому же принципу быть исключенным из гражданства во имя идеи " однообщинного государства". Отечественная академическая традиция в значительной мере способствовала утверждению приоритета этнической взаимоисключающей идентичности, огосударствлению и институ-ционализации этничности, а также политической программа-тике этнонационализма. Этнографическая наука в огромной степени способствовала установлению культурных различий и категоризации этнических границ, абсолютизируя гомогенность и значимость этнокультурных сообществ и обеспечивая аргументацию политического этнонационализма. Академический, интеллектуальный этнонационализм обрел причудливые формы как изощренных схоластических конструкций, так и па-ранаучных построений о " подразделениях этноса", " субэтносах", " суперэтносах", " метаэтносах" и т.д., которыми питается многообразный и процветающий постсоветский этнонационализм. Весь его язык фактически заимствован из этнографических и исторических текстов, включая такие основополагающие понятия, как " жизнь или вымирание этносов (наций)", " этническая территория", " коренная нация", " своя государственность", " национальные движения (возрождение) народов", " национальная политика", " национальный вопрос", " межнациональные отношения (конфликты)", " национальность", " родной язык" (как язык национальности) и т.п. Ни одно из этих понятий в мировой науке не используется в качестве категорий, а если используется, то исключительно в гражданско-политичес-ком контексте: " национальность" как гражданство, " национальная политика" как политика государственных интересов, " межнациональные отношения" как межгосударственные отношения, " родной язык" как " материнский или первый выученный язык" и т.п. Большинство этих категорий, с научной точки зрения, уязвимы или просто бессмысленны, а с общественно-политической точки зрения, порождают тупиковые стратегии. " Этносы", " суперэтносы", " субэтнические группы", " национальные -638- группы" и многие другие неизвестные мировой науке понятия и категории вошли в язык постсоветской политики и офици-альных текстов, провоцируя конфликтность и делая невозмож-ным принятие даже минимально необходимых законов, обес-печивающих интересы и права граждан, основанные на осоз-нании или принадлежности к той или иной культурной общ-ности. Советская академическая и доктринальная логика поро-дили идеологию законопроектов, по которым национальным (этническим) меньшинством на территории, скажем, Коми и Карелии (и даже всей России!) может считаться любой, но только не этнический коми или карел. И, наоборот, возникшие ситуации равнообщинных государств (Казахстан, Украина, Латвия) были однозначно квалифицированы в рамках доктри-ны " нация и меньшинство", хотя аналогичные ситуации в ми-ре (от Великобритании, Канады, Бельгии до Фиджи и Ямайки) квалифицируются в категориях " народов-партнеров". Проблемы гражданского национализма в отечественных общественно-политических дискуссиях нет вообще из-за отсут-ствия самого понятия гражданской нации, хотя в реальности она вполне зримо присутствует в риторике о государственном патриотизме. В чем-то с претензией на общегосударственный патриотизм выступают представители этнического национа-лизма доминирующей общности русских. В данном случае грань между этническим и гражданским (государственничес-ким) национализмом в значительной мере стирается. То же са-мое может происходить и с периферийным типом этнонацио-нализма, формулиру-ющим точно такую же претензию, но не н а общегосударственном, а на региональном (этнотерритори-альном) уровне. Мы определяем постсоветский национализм (точнее — этно-национализм) как доктрину и политическую практику, основанную на понимании нации как формы этнической общности, обладающей членством на базе глубоких исторических и других объективных характеристик, и проистекающем из этого коллективного членства праве обладания государственностью, включая его институты, ресурсы и культурную систему. Длительные трудности с определением понятия " нация" связаны не со сложностью определяемой материи, а с эпистемологически неверной посылкой придать значимость объективной категории по сути пустому, но ставшему эмоционально влиятельным слову, за исключительное обладание которым состязаются две формы -639- социальной группировки людей, — государства и этнокультурные общности. По моему убеждению, нация — это политический лозунг и средство мобилизации, а не научная категория. Состоя почти из одних исключений, оговорок и противоречий, это понятие как таковое не имеет права на существование и должно быть исключительно из языка науки. В этнокультурном смысле понятие " нация" утратила в современном мире всякое значение и стало фактически синонимом этнической группы. Дело в том, чтобы в составе любой из таких групп (будь то русские, караимы или нанайцы) ныне существуют элитные элементы, претендующие на подобную самокатегоризацию и способные мобилизовать массовое " национальное" сознание, то есть использование слова в качестве атрибута самоназвания, и у ученых нет оснований в отказе на данное использование слова. Равно не происходит никаких качественных трансформаций в существе этнокультурной общности при верхушечных статусных декларациях. Например, гагаузы как этнокультурная общность после получения статуса автономии Гагауз-Ери в декабре 1994 года никакого таксономического перехода из типа народности в тип нации по сути своей не совершили. Перемены коснулись лишь академических классификаций и политической риторики. Сегодня " нациями" называют себя лидеры и активисты-интеллектуалы даже самых немногочисленных этнических общностей. В этой ситуации вполне справедливыми представляется замечание одного из специалистов по проблемам этнич-ности и национализма Томаса Эриксена: " На уровне самосознания национальная принадлежность — это вопрос веры. Нация, то есть представляемая националистами как " народ" (volk), является продуктом идеологии национализма, а не наоборот. Нация возникает с момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть. И в большинстве случаев нация начинается как явление, порождаемое городской элитой. Тем не менее, чтобы стать эффективным политическим средством, эта идея должна распространиться на массовом уровне" 26. Достаточно распространенное в среде общественных движений и в политике метафора культурной нации или этнонации лишь только начинает уступать свои позиции в пользу идеи гражданской или политической нации, хотя обе категории могут сосуществовать в ходе современных общественных трансформации. -640- Главное — это не возводить их в ранг научных дефиниций и официальных текстов, а тем более правовых. Мое глубокое убежде-ние, что сама общественная потребность государство-строительства на территории бывшего СССР довольно скоро приведет к осознанию необходимости перейти к более конструктивной и реализуемой доктрине. Тем более что оснований признать существование общероссийской гражданской общности, а тем более предпринимать усилия по ее укреплению, более чем достаточно. Рядовое сознание граждан здесь более гомогенно, чем сознание и установки интеллектуальных и политических элит. После некоторых наблюдений я прихожу к выводу, что применяемое в государственно-политическом значении поня-тиe " нация-государство", или " национальное государство" (" nа-tion-state", или " national state"), также является одной из гранди-озных мистификаций и не может претендовать на научную категорию, ибо сегодня нет государств, входящих в Организа-цию Объединенных Наций (от Ямайки до Индии), которые считали бы себя не государствами-нациями. А это означает, что они всего лишь просто государства, а их " национальная" атри-бутика — это не более чем средство дополнительной легитим-ности. Всякие попытки разделить политическую карту мира на государства-нации и государства-ненации являются тщетными и скорее вызваны упрощенными представлениями о внешнем мире, о степени этнической гомогенности других государств и преувеличенном представлении об " уникальности" и многооб-разии собственных стран. То есть это вопрос политики и ин-теллектуальных дебатов, а не вопрос о типе государственных сообществ. Англичане вполне удовлетворены своим " нацио-нальным" государством британской (а не английской) нации, в то время как русские националисты могут ставить вопрос о не-состоявшемся " национальном" самоопределении даже в рамках Российской Федерации, хотя принципиально оба государства ничем не отличаются как друг от друга, так и от Индии или Ямайки. В последнее время эта ничего не значащая для науки категоризация используется в геополитическом соперничестве, в котором на уровне поставщиков аргументов и идеологем участ-вуют и обществоведы. Западные ученые не используют термин " многонациональное" государство применительно к Испании, Великобритании, Индии, Нигерии, а теперь и по отношению к Украине, Казахстану или Грузии, но принимают фразу о " мно-
-641- гонациональном народе" России, тем самым имплицитно подвергая сомнению легитимность данного государства и признавая оправданность периферийного этнонационализма. Хотя на самом деле в государственно-политическом смысле в России, как и в других государствах мира (за очень редким исключением!), проживает не " многонациональный народ", а " многона-родная нация", что, видимо, и было бы правильнее записать в Конституции, если уж политика так нуждается в понятии-слове " нация". Не представляя собой научную категорию, " нация", однако, сегодня сохраняется в языке политического соперничества. В обозримом будущем большие права на использование этого слова, очевидно, будет иметь та форма социальной группировки, которая обладает большей властью. А таковой в паре " этническая общность — государство" обладает последнее как единственная допускаемая пока самими людьми по общему согласию форма применения легитимного насилия и обладающая для этого соответствующими институтами, ресурсами и правовыми текстами. Государственная общность как более жестко оформленная территориальными границами и фиксированным гражданством коалиция имеет больше оснований называть себя нацией, чем коалиция, основанная на этнической идентификации, с ее постоянно конструируемым содержанием, взаимопроникаемы-ми границами и множественной лояльностью. Понятие гражданской нации более приемлемо для членов многоэтничных политических сообществ и менее конфликтогенно, чем длительно насаждавшееся советскими учеными и поныне широко разделяемое политиками понятие этнонации. Однако государственными декретами это понятие, конечно, не может и, видимо, не должно быть демонтировано. То же касается и самого явления этнонационализма в обоих его вариантах — гегемонистском и периферийном27. К тому же последний вариант в своих неэкстремистских культурных и политических формах играет позитивную роль, содействуя, в частности, в России децентрализации власти и сохранению культурной отличительности и целостности групп. Этнонационализм, будучи антиподом основанного на правах человека гражданского общества, в настоящее время компенсирует недостаток демократии и общегражданских лояльностей. Он может быть ослаблен или устранен только через улучшение социальных условий существования и общественного правления в рамках -642- доктрины культурного плюрализма и принципа единства в многообразии". Самым серьезным препятствием на пути утверждения гражданского национализма (или российского патриотизма) является не столько национализм нерусских народов, сколько национализм от имени " русской нации" как некой " государствообра-зующей" или " сплачивающей" нации, да еще превращающей ее в некий " суперэтнос". Казалось бы, будучи ближе всего к реализации наиболее приемлемой формулы России как государства, категория " русской нации" закрывает возможность открыто сформулировать понятие России как политической нации. Кстати, категория " русской нации" в ее этническом смысле — сравнительно недавняя элитная конструкция, а откровенный шовинизм части политических активистов — это вообще явление самых последних лет. Никто за всю историю государства не ставил перед собой цель изложить " Русскую идею на языке законов России", как это сделал Комитет по геополитике Государственной Думы, организовав специальные слушания по данной теме в октябре 1996 года. Рекомендации этого комитета прямо направлены против использования терминов " россияне" и " российский народ" как " неологизмов" и требуют их замены на " русских" и " русский народ". Самоопределение русской нации на основе принципа " вся Россия для русских" и воссоединение русской нации представляются как наиболее насущные политические задачи. Это — крайне неве-жественные и провокационные взгляды. В одном идеологи ЛДПР правы: Россия — " это государство мононациональное и полиэтническое": но только нацией в ней следует называть российскую нацию, т. е. граждан России, именно эту и только эту идею возможно изложить на языке законов. Что же касает-ся русских, то до сих пор подавляющее большинство россий-ских граждан, считающих себя русскими, коль скоро такой вопрос ставится перед ними политическими предпринимателями, вполне обходится не менее достойным термином " народ". Поэтому вопрос о гражданском нацие-строительстве не имеет никакого отношения к " ликвидации" или " отмене" " национальностей" и " этносов" в России, а уж тем более к вопросу сохранения и развития культурного многообразия России. Это вопрос таких же целенаправленных доктринальных усилий по утверждению не исключающей этническую принадлежность общегражданской идентичности, без которой не может сущест-
-643- вовать ни одно государство. Потому что государство — это не только границы, институты и правовые декларации, но и то, что в качестве представления существует в самих людях. Если такого представления как одной из доминирующих идей нет, то нет и государства. Собственно говоря, если учитывать уже выполненные представительные и многократные этносоциологические замеры, такая доминирующая форма идентичности и лояльности в России существует, несмотря на частично сохраняющуюся советскую идентичность и растущий культурно-региональный партикуляризм28. Вот только выразить этот феномен в грамотных и политически ориентированных формулах наше обществоведение и больная политика до сих пор никак не могут, цепляясь за старые молитвы. На мой взгляд, в России пришло время устранить лексику этнонационализма хотя бы из языка науки и перейти к обще-разделяемым методологиям и терминологии, в том числе и к более глубокому и чувствительному пониманию феномена эт-ничности. Последнее есть сложный комплекс характеристик, чувств и индивидуально-коллективистских стратегий, не разобравшись в котором академическое сообщество порождает не только общественную нетерпимость, плохое управление и трагические коллизии, но и неоправданные антагонизмы в собственной среде. В. Тшиков Директор Института этнологии и антропологии РАН Примечания: 1 Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологических аспектов 2 См., например, Баграмов Э.А. Национальная проблема и обществозна- 3 Тшиков В.А. Тупики национальной государственности. " Правда", 4 сен 4 Резолюции XVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза 5 XXVIII Съезд Коммунистической партии Советского Союза. Заседание -644- 6 См., например: Hurst Hannum. Autonomy, Sovereignty, and Self- 7 См. текст моего доклада на Всемирном конгрессе историков в августе 8 См.: Федеративный договор. Документы. Комментарий. М., 1994, с.5. 9 См. последний, значительно улучшенный вариант: " Государственная 10 Абдулатипов Р.. О федеративной и национальной политике Россий 11 Абдулатипов P. Указ. соч. С.20. 12 Тощенко Ж. Концепция опять не состоялась. " Независимая газета", И 13 См. его интервью в " Независимой газете" от 4 июня 1996. 14 См.: Hurst Hannum. Rethinking Self-Determination. " Vigrinia Journal of 15 О господствующей идее государства в период территориальных транс 16 Liah Greenfeld. Ethnically Based Conflicts: Their History and Dynamics. 17 Timothy Sisk. Power Sharing and International Mediation in Ethnic 18 См. результаты обширных социологических исследований, выполнен 19 Анализ текстов деклараций о суверенитете, принятых в российских I -645-
|