Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первая концепция и ее судьба
В феврале 1992 года я был приглашен на работу в Правительство Российской Федерации в качестве председателя Государственного комитета по национальной политике. На предварительной беседе 24 февраля Президент Борис Ельцин высказал пожелание о необходимости разработки концепции национальной политики в России. Российские власти в тот период были заняты прежде всего реализацией структурных экономических и политических преобразований в стране. Этнический фактор и вопросы национальной политики не были центральными, хотя конфликтные ситуации, особенно кризис во взаимоотношениях с Татарстаном и попытка явочной сецессии в Чечне, создавали давление на федеральные власти и требовали более эффективного управления этой сферой общественной жизни. В правительственных и экспертных кругах начинался процесс изживания радикально-демократической идеологии перед лицом жесткой реальной политики, осознания глубины и последствий произошедших геополитических перемен и даже поиск адекватных терминов и категоризации вновь возникших ситуаций и явлений. Концептуализация политики в ситуации быстрых перемен и неизбежного политического творчества представляется хотя и трудным, но необходимым делом: общество не могло жить старыми нормами, но и для принятия новых всегда существует определенный предел, не говоря о том, что это новое нужно придумать, сформулировать и предложить в понятной и приемлемой форме. Едва ли было разумным и возможным в 1992 году начинать концептуальные переосмысления с публичного сомнения по поводу самого термина " национальная политика" (а значит и названия министерства), который есть одно из глубоко уко ренившихся советских клише. С ним мы продолжаем жить и в 1996 году, приняв новую Концепцию государственной нацио -608- нальной политики, о которой речь пойдет ниже. Дело в том, что по моим собственным убеждениям (тогда их не разделяли даже мои ближайшие помощники по министерству и коллеги по научной профессии), " национальная политика" — это по-1 литика осуществления национальных интересов государства. Именно так это принято понимать во всем мире. Внутренняя политика государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений обычно называется этнической политикой (ethnic policy) или политикой в отношении меньшинств (minority politics). В России такой радикальный переход был пока невозможен, и мною был принят термин " национальная политика", внутренне понимаемый как политика в отношении российских национальностей. Понятие " национальности" (во множественном числе) представляется мне до сих пор как достаточно широкая и вполне понятная категория, уже вошедшая в международный лексикон применительно к территории бывшего СССР, а также стран Восточной Европы и, отчасти, Китая. Поэтому, например, в переводе на английский язык термин " национальная политика" должен переводиться и действительно переводится профессионалами как " nationalities policy", а не " national policy". По этой причине я считаю более удачным последующее изменение названия возглавлявшегося мною ведомства как Министерства по делам национальностей. Тогда же, в первой половине 1992 года, этот вопрос только был поднят мною в разговоре с Сергеем Шахраем и его заместителем по Главному правовому управлению при Президенте Российской Федерации Анатолием Сливой. Работа над вариантом концепции национальной политики была начата Миннацем России весной 1992 года с достаточно ограниченными кадровыми ресурсами и содержательными наработками и представлена на заседании Правительства под председательством Бориса Ельцина 30 июля 1992 года. Судьба этого документа и самого заседания с позиции сегодняшнего дня выглядят достаточно драматично и заслуживают более точной исторической оценки, чем это было сделано авторами ряда публикаций на эту тему. Во-первых, о содержании самого документа. Язык концепции, включая базовые категории, был намеренно избран наименее спорным и конфронтационным, оставляющим поле для дальнейших доктринальных поисков и стратегий в радикально преобразующемся государстве. Вместо терминов " на-
-609- ция" и " меньшинства" были использованы не менее легитим ные и достойные понятия " народы", " национальности" и " эт некультурные общности" как синонимы без категоризации конкретных народов как наций, народностей или национальных групп, чем грешило российское обществознание, а вслед за ним — и политика. Учитывая, что только 47 процентов представителей нерусских народов проживают на территории " своих" республик, было предложено рассматривать полем национальной политики всю территорию государства, а ее субъектом все этнические общности (народы), включая русских, ибо последние также воспроизводят свою культуру и имеют в некоторых регионах, особенно в республиках, достаточно сложные проблемы, требующие внимания со стороны государства. Именно поэтому впервые в аналогичных документах появился специальных раздел о проблемах русских, в том числе и за пределами России., Сегодня это уже стало политической аксиомой, но в 1992 году положение было несколько другим: когда при проводах молдавского президента Мирче Снегура (после состоявшейся летом в Москве встречи глав государств СНГ) я задал осторожный вопрос о возможности введения молдавско-русского официального двуязычия в Молдавии, присутствовавший при разговоре первый заместитель министра иностранных дел России Федор Шелов-Коведяев бросил в мой адрес недоуменную реплику: " Вы что выступаете против демократической политики нашего государства? ". Кстати, введение официального двуязычия в этой стране могло предотвратить появление сепаратизма в Приднестровье. Как некая общая формула национальной политики для многоэтничной России была предложена идея " единства в многообразии" или политики культурного плюрализма: государство, власть и ресурсы как на федеральном, так и на других уровнях не являются собственностью той или иной этнической группы. Центр, включая властные институты и культурно-информационное пространство, должен отражать культурную мозаику всего государства. В республиках власть и распоряжение ресурсами (в широком их понимании) не могут быть узурпированы представителями только титульной национальности и также должны отражать многоэтничный состав своего населения. Именно поэтому проект концепции содержал рекомендации в адрес федеральных властей по расширению представительства нерусских народов и культур в центре страны, в том числе организацию вещания на языках других крупных народов -610- страны (татар, чувашей, бурят, чеченцев и других) и даже их визуальное присутствие на экранах телевизоров (дикторша Александра Буратаева появилась несколько позднее). Кстати, на заседании Правительства тогдашний куратор СМИ вице-премьер Михаил Полторанин по этому поводу бросил реплику «Ну, это взорвет всех русских! " и вообще предложил принять два варианта концепции: один для публики, другой — для закрытого пользования. И все же основным в проекте концепции был раздел, посвященный дальнейшему развитию федерализма в России, имея в виду децентрализацию власти в пользу субъектов федерации (в данном случае — республик). Существование и укрепление этнотерриториальных автономий всегда рассматривались мною как важнейшие механизм и стратегия национальной политики, ибо их наличие в СССР, России и в других странах, проявило себя как реальный институт сохранения групповой целостности и защиты прав и развития культур народов, пребывающих в составе большого многоэтничного государства. Правда, сам термин " автономия" (достаточно достойный и широко употребляемый в мире) в документе не присутствовал чисто по политическим соображениям: в российских республиках поспешили от него избавиться как от уничижительного, ибо в бывшем СССР существовал еще более высокий статус союзных республик. В связи с этим попытки приписать тогдашнему Госкомна-цу и мне лично позицию упразднения республик являются беспочвенными. Они были вызваны скорее всего упрощенным восприятием, а также намеренной дезинформацией, которую стали распространять противники инициативы Госкомнаца. Достаточно привести цитату из открытого письма Президенту Борису Ельцину, с которым обратился Рамазан Абдулатипов в апреле 1994 года: " Помню, как Вы в свое время резко отозвались о концепции национальной политики тогдашнего Госкомнаца, которая строилась на отказе от национального принципа формирования субъектов Федерации. Более того, концепцией предусматривалось объявить из Москвы вместо наций какое-то согражданство. Вы справедливо оценили такой подход как объявление войны внутри России" 10. Ничего подобного со стороны Президента при обсуждении концепции высказано не было, о чем свидетельствует и стенограмма заседания правительства.
-611- Неточная интерпретация концепции могла возникнуть и по причине того, что в проекте предлагалось расширение прав территориально-административных образований (краев и областей) до уровня прав республик, но это было продиктовано тем обстоятельством, что децентрализация власти и наделение ею местных сообществ позволяют более чувствительно реагировать на запросы и потребности граждан, в том числе и этнокультурного характера. При соответствующих полномочиях и ресурсах огромная доля проблем межэтнических отношений, сохранения и развития местных традиций и культур может и должна решаться на уровне краев и областей и даже местных общин. Именно поэтому в концепции были изложены также положения о необходимости развития местного самоуправления (принятый к тому времени Закон о местном самоуправлении носил крайне ограниченный характер). При этом сильное местное самоуправление рассматривалось мною как не менее эффективный, чем федеральная власть, механизм ограничения снизу нарождающегося всевластия региональных этнических элит. Эти два момента в проекте концепции не могли не вызвать недовольства некоторых лидеров республик, еще далеко не закончивших упорный политический торг за ограничение полномочий Центра и укрепление собственной власти. " Такой Госкомнац нам не нужен", — сказал тогда на одном из официальных заседаний президент Якутии Михаил Николаев. Важной новацией концепции было предложение рассматривать в качестве не менее важной стратегии национальной политики (наряду с федерализмом в форме этнотерриториаль-ных автономий) политику национально-культурной автономии, столь рьяно осужденную большевиками и развенчанную в сотнях публикаций специалистов по марксистско-ленинской теории национального вопроса. Даже в 1992 году этот термин вызывал неприязнь у многих моих коллег — ученых и политиков; с инстинктивной подозрительностью относились к нему и республиканские лидеры и эксперты, подозревая в этом возможный подкоп под систему национально-государственных образований. И все же в предложенном документе достаточно четко определялись императивы и приоритеты экстерриториальной автономии как важнейшей формы государственной политики поддержки и развития культур и учета интересов и прав граждан, связанных с их этнической принадлежностью, в стране, где административные, в том числе республиканские, границы далеко не совпадают с ареалами расселения народов, не говоря -612- уж о крупных многоэтничных городах, в которых проживает почти половина россиян. В предложенной концепции национально-культурная автономия понималась значительно глубже по сравнению с вариантами прошлых эпох, учитывались также достижения других стран в этой области, о чем речь пойдет в следующем разделе. В конечном итоге на заседании Правительства 30 июля концепция не была принята, но и не была отвергнута. Президент, настроенный до заседания негативно к документу (Галина Старовойтова и Рамазан Абдулатипов специально беседовали на эту тему с Борисом Ельциным), изменил свою позицию и уж, по крайней мере, это был действительно, по замечанию Геннадия Бурбулиса, " первый по настоящему государственный разговор на важнейшую тему". Не будь этого документа и его обсуждения в 1992 году, вполне возможно, что не было бы более грамотной записи в Конституции 1993 о республиках как государствах, а не " национальных государствах". Не было бы более адекватного восприятия проблем русских за пределами России и корректив в деятельности российских ведомств, в том числе МИДа, уже в 1992 году. Причем, восприятия не в духе ультра-патриотической пропаганды, а в духе приоритета местной интеграции и обеспечения полноправия русских по своей этнической принадлежности жителей новых государств. Не были бы внесены принципиальные коррективы в тексты законопроектов по проблемам межнациональных отношений, что в конечном итоге позволило принять закон " О национально-культурной автономии" в 1996 году. Наконец, текст принятой в 1996 году Концепции государственной национальной политики вобрал в себя все принципиальные положения документа 1992 года. Но тогда почему такая достаточно грустная слава " отвергнутой концепции"? Этому есть несколько объяснений. Важнейшее из них — тогдашняя неготовность российской политики воспринять необходимые новации и некоторые доктриналь-ные переоценки, для чего требовались еще дискуссии и время, которые могли принести должное понимание. Это был не самый благоприятный политический момент, когда радикальные националистические движения были на подъеме, а лидеры республик еще не уладили свои взаимоотношения с Центром, не обзавелись президентскими самолетами и навязывали свое понимание проблемы дезориентированному Центру. Наконец, была допущена ошибка в тактике подготовки концептуального -613- документа: не были привлечены в качестве партнеров уже упо минавшиеся ключевые фигуры в Центре, а обсуждение проекта документа с республиками носило ограниченный характер. Причем, мой тогдашний заместитель по Госкомнацу Владимир Лысенко поспешил отправить в республики первичный вари ант с не очень аккуратными формулировками, вызвавшими отторжение и справедливую критику. И все же главное, повторяю, заключалось в амбициях тех федеральных политиков, которые претендовали на собственное авторство новой национальной политики. Неслучайно, сразу же после обсуждения газета " Федерация" опубликовала не обсуждавшийся документ, а текст все той же " Программы национального возрождения", а Рамазан Абдулатипов позднее обвинил " безнациональных политиков из Центра", которые успешно " потопили" его собственную концепцию национальной политики11.
|